С возрастом дела актера начали улучшаться. Он стал настоящей персоной грата не только в России, но и за границей. В 1995 году Кайдановский входил в состав жюри Каннского кинофестиваля вместе с такими известными личностями, как Клинт Иствуд и Катрин Денев. Наконец, после долгих лет ожиданий, ему удалось получить квартиру в центре Москвы. Ранее, когда Александр не находил своего счастья с женщинами, он по-прежнему жил в коммунальной квартире, что добавляло ему определенного жизненного дискомфорта.
АЛЕКСАНДР КАЙДАНОВСКИЙ. ДИАГНОЗ – ГЕНИЙ
Александра Кайдановского можно охарактеризовать как человека, имеющего выраженные эгоистические наклонности, страдающего от алкогольной зависимости, часто обидчивого и способного легко ранить других. У него был судимый криминальный опыт, а найти общий язык в семейной жизни он не смог. Актер при необходимости мог легко жертвовать удобствами быта, интересами супруги и детей ради своей навязчивой идеи самореализации. Однако он обладал большой любовью к животным, особенно к кошкам, вероятно, даже большей, чем к женщинам. Александр также обладал сентиментальной стороной — все это вместе составляет его диагноз — гений. Так считал, в частности, Андрей Тарковский, с которым он много работал. Жить рядом с таким человеком, как Кайдановский, было, вероятно, совсем нелегко, но теперь существуют воспоминания, которые можно хранить в памяти.
Для того чтобы гений смог полностью раскрываться, ему необходимо немного повезти — без этого он может стать настоящим мизантропом. Не реализовавшийся гений — это печальное зрелище; такой человек начинает приставать к окружающим с вопросами о своей способности. Кайдановскому, однако, везло: он имел успех в общении с женщинами и располагал благоприятными обстоятельствами. Несмотря на то что о нем говорили как о «детище ростовских рабочих окраин», это было не совсем так — Саша был, как в то время говорили, «центровым». В школьные годы он жил на углу улиц Садовой и Семашко, потом переехал на улицу Суворова, а затем снова поменял место жительства на угол Московской и Газетного.
Это именно самый центр города. На одном из форумов, посвященных Кайдановскому, я прочитал, что один из его одноклассников, ныне проживающий в Москве, когда-то решил навестить дворик на улице Суворова, где семья Кайдановских жила в пятидесятых годах. Интересно, что местные жители почти ничего не помнили о Кайдановском — никто не знал о «сталкере». Я сам часто прохожу мимо этого участка улицы Суворова: строители, кажется, из Армении, занимаются ремонтом соседнего дома, а подростки по ночам играют на гитаре. Возможно, они также ничего не помнят — что они могут помнить? Этот дворик хорошо знает Ирина Кайдановская, первая жена Александра. Она регулярно приходила сюда.
По словам Ирины, артистичность Александра унаследована от матери: она была представителем гуманитарной профессии, обладала хорошими вокальными данными, закончила институт культуры на библиотечном факультете и работала в ростовских клубах, ведя театральную студию в ДК «Энергетик». Мечтая стать актрисой, она даже уезжала в Москву, оставляя сына и мужа позади. Эта мечта не осуществилась.
Когда же Александр был маленьким, его мама ставила детские спектакли, но никогда не приглашала его на роли, утверждая, что для него нет подходящих персонажей. Этот момент, возможно, запомнился ему на всю жизнь. Легко можно заметить, что Леонид Кайдановский, его отец, был человеком с учеными приближенными к техническим наукам, прошедшим войну и служившим в КГБ. Его редко видели с книгой в руках; рациональный человек, он не одобрял выходок своей жены. В результате семья Кайдановских распалась.
Как бы это ни звучало странно, Александру повезло даже в том, что его временно отдали в детский дом, при живых родителях, в свое время. Это стало для него своего рода заявкой: «Как вы со мной, так и я ничего вам не должен». Они разменяли квартиру, и каждый из них получил по отдельной комнате в коммунальной. Интересно, что Саша остался с отцом. Вскоре после этого Леонид Кайдановский женился второй раз, и Александр начал жить с отцом и мачехой.
Научившись в начале средней школы, он устремился к тетке на Украину и поступил в Днепропетровский сварочный техникум имени Патона, но летом вернулся, поняв, что хочет стать актером. Говорят, что именно Леонид, несмотря на свое техническое предположение, желал, чтобы сын поступил в училище искусств. В 1961 году, когда Саша только исполнилось 15 лет, его приняли в РУИ.
— Мы впервые встретились на сцене Дворца культуры строителей, — вспоминает первая жена Кайдановского Ирина, которая преподавала в Ростовском государственном университете. — Я занималась в драматической студии; мы готовили спектакль «Девушка с веснушками». Нам не хватало актера на роль Мишки Гусева, и руководитель нашей студии Михаил Ленский, который в то время возглавлял труппу ростовского драмтеатра, заметил в ростовском училище искусств мальчика, которого считал идеальным для этой роли.
Бегство
«Бегите,» — советовал Вознесенский в своем «Монологе битника».
«Бегите, чтобы не стать такими, как все». Кстати, стихотворение заканчивается так:
Душа моя, мой звереныш,
Меж городских кулис
Щенком с обрывком веревки
Ты носишься и скулишь!
Эти строки как нельзя лучше подходят для описания характера Кайдановского. В те времена сбежать в Египет или на Гаити было невозможно. Оставшиеся варианты, предложенные Вознесенским, сводились к уединению.
В 1965 году Александр и Ирина переехали в Москву, где Саша успешно сдал экзамены сначала в школу-студию МХАТ (но через месяц ушел, сославшись на скуку), а затем в Театральное училище имени Щукина.
Светлоглазый юноша, который, по утверждениям друзей, краснел, когда кто-то ругался матом (что вызывает сомнения — возможно, он все же молча дрался), быстро трансформировался в богемного молодого человека. Леонид Филатов, вспоминая прежние времена, отметил: «Мы с ним дружили. Эта дружба была нелегкой, и человек он был трудный, но я его безмерно восхищался. Смотрел на него снизу вверх». Кайдановский был невероятным человеком — он имел способность великолепно ругаться, мог говорить на бандитском жаргоне, а также мог находится в бесконечных ночных разговорах о литературе, порой затрагивал темы, которые не были известны ни одному специалисту. В его бесстрашии присутствовала какая-то загадочная сила: однажды, на четвертом курсе Щукинского, мы с ним, Галкин, Качан и я возвращались поздно ночью через Марьину Рощу. Неподалеку от Рижской к нам подошли шестеро с ножами; теоретически, мы были вчетвером и могли бы отмахнуться, но против ножей мы не знали, чем это могло закончиться. Тогда Кайдановский, игнорируя опасность, подошел к тому, кто первым вынул нож, и взялся за лезвие пустыми руками. Просто взялся! Кровь хлынула, а он продолжал держаться, и что-то в его взгляде заставило нападавших отступить.
Ирина Кайдановская добавляет:
— Мы выйдя из вокзального ресторана наткнулись на троих мужчин. Кто-то из них толкнул другого, что привело к драке. У этих парней были ножи. Я помню, как Саша сцепился с тем, кто размахивал ножом. После той драки у него остался небольшой шрам на подбородке. Это была едва заметная полоска, слава богу, рана была незначительной и быстро прибегла милиция.
Не так героически, как у Филатова. Хотя возможно, что Ирина описывает другой инцидент — Александр часто проходил мимо Рижской, вероятно, искал приключений. В 1967 году, на втором курсе училища, Кайдановский сыграл небольшую роль молодого научного сотрудника в фильме «Таинственная стена», а затем появились роли в «Анне Карениной» и «Первой любви» (1968).
К 1969 году Кайдановский закончил Щукинское училище и был приглашен в труппу театра имени Вахтангова.
Молодой актер мечтал сыграть роль князя Мышкина в «Идиоте», но оказался довольствоваться второстепенными ролями. Николай Гриценко, первый исполнитель этой роли, совершенно не планировал делиться ею с каким-либо Кайдановским.
А второстепенные роли, естественно, не устраивали Александра. Он мог исполнять их и в Ростове. Именно поэтому он и уехал из родного города — потому что в ростовском драмтеатре (куда его направили после РУИ) ему не предложили главную роль. Так продолжалось до 1972 года.
Кайдановский вспоминал: «Вахтанговская труппа отравила во мне любовь к театральной жизни; внутренние отношения в театре всегда строятся на отвратительных принципах, которые заставляют одних унижать других. Я человек, по сути, свободный, и мне не хотелось бы когото унижать или быть униженным. Поэтому я покинул театр». Как поступает актер, когда ему не дают играть? Он начинает пить. И пару раз я выпивал так основательно, что от меня решили избавиться. Пришлось покинуть театральный общежитие. Жилищные условия для него, его жены Ирины и новорожденной дочери Даши превратились в полуподвальное помещение.
Александр Адабашьян вспоминает:
«Это было ужасное помещение на первом этаже, напоминало бывшую дворницкую. Оно находилось ниже уровня земли: крошечная кухня с наклонным потолком, который образовывал лестница; а в части, где лестница втыкалась в пол, находился что-то вроде чуланчика. Саша с удовольствием открывал его и показывал — пол был прогнил, воняло сыростью, внизу стояла вода — и он очень забавно описывал это жилище как квартиру в духе Достоевского. А рядом стояла детская коляска и какой-то обогреватель.».
Михаил Ульянов посоветовал Кайдановскому вернуться в Ростов, однако понятно, что этот совет не вызвал у Александра интереса.
Брак Александра с Ириной Бычковой
Первому браку, который состоялся в 1966 году, предшествовала долгожданная дружба. Александр и Ирина однажды сыграли влюбленных в спектакле в ростовском Дворце культуры, после чего между ними возникла неразрывная связь. Кайдановский считал её своей невестой и купил обручальные кольца.
Свадебное фото Александра Кайдановского и Ирины Бычковой
Но в момент регистрации брака актер физически окреп, и Ирина смогла надеть кольцо только на мизинец. Жизнь в Москве оказалась сложной. Съемные комнаты, которые они снимали, были подвальными и крайне некомфортными. Появление дочки Даши Кайдановской еще более усложнило бытовые трудности.
Кайдановский был погружен в творчество, и проблемы в семье оставались без решений. Ирина терпела это столько, сколько могла.
Однако бурный роман мужа с другой актрисой, носящей репутацию роковой женщины театра, в конечном счете привел к разрыву после девяти лет совместной жизни. Ирина вернулась в родной город и впоследствии стала доцентом кафедры психофизиологии государственного университета в Ростове-на-Дону.
Кайдановский в молодости
Отношения Валентины Малявиной и Кайдановского
Страстный роман между актером и Валентиной Малявиной обсуждали все театральные круги Москвы еще до того, как первый брак Кайдановского окончательно распался. Они терзали друг друга постоянной ревностью и бесконечными конфликтами, но расстаться не могли.
Актриса Валентина Малявина
После очередной ссоры они чуть не погибли, когда Валентина сначала вскрыла вены себе, а потом и Александру, который не решился последовать её примеру. К счастью, врачи успели спасти обоих. Эти отношения продолжались шесть лет, и актер на протяжении этого времени оказывал помощь Малявиной, даже когда у неё стали возникать серьезные трудности в жизни.
Фильмы
Александр служил в кавалерийском полку при Мосфильме. Именно тогда его и пригласили сыграть в драме «Свой среди чужих, чужой среди своих». В этом фильме он образовал образ поручика Лемке и моментально стал знаменитым. Его персонаж оказался настолько удачным, что многие режиссеры захотели повторить его в своих проектах. В 70-х годах Кайдановский снялся в таких картинах, как «Жизнь Бетховена», «Золотая речка» и других. Он сам, тем не менее, не был в восторге от штампа белого офицера и желал сыграть более сложные психологические роли.
Значительная работа — картина «Сталкер» Андрея Тарковского, где актер сыграл главного персонажа. Его герой был настолько многогранным и противоречивым, что зрители с замиранием следили за ним у экранов телевизоров. Александр говорил, что не любил этот фильм. После съемок в этом проекте он решил заняться собственным режиссированием.
Его первой работой в качестве режиссера стала картина «Простая смерть», которая была отмечена наградой на кинофестивале в Испании. Затем Александр выпустил такие фильмы, как «Гость» и «Жена керосинщика», а также сыграл в «Дыхании дьявола» и «Десяти негритятах».
В 1992 году он получил звание Заслуженного деятеля искусств РФ.
Последней актёрской работой Кайдановского стала выпущенная в 1995 году картина «Свадебный марш», которая вышла в рамках киноальманаха «Прибытие поезда». В том же году он выпустил свою последнюю работу как режиссер — это оказался не полный метр и даже не короткометражка, а музыкальный клип на песню «Гарсон № 2» Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум».
В 90-х годах актер прекратил как съемки, так и режиссирование — он объяснял это тем, что наступила эпоха низкопробного кино. Он зарабатывал на жизнь, создавая сценарии и проводя лекции на драматических курсах. В последние годы своей жизни Александр Леонидович начал работать над фильмом «Восхождение к Эрхарду», но не успел закончить этот труд.
Личная жизнь
Александр Кайдановский был женат четыре раза. От этих браков у него родилось трое детей — по одному ребенку от различных женщин в первых трех браках. Со своей первой супругой Ириной он познакомился в Ростове, где они расписывались и позже вместе переехали в Москву. Их брак длился девять лет, не самый простой период, в итоги которого пара все же рассталась. В этом союзе у него родилась дочь.
Первый брак распался из-за романа Кайдановского с актрисой Валентиной Малявиной, которая на тот момент была замужем за режиссером Павлом Арсеновым. Когда супруга Александра узнала об измене, она уехала с дочерью в Ростов.
Отношения Валентины и Александра длились шесть лет, но так и не завершились свадьбой. Эти отношения были пронизаны скандалами, ревностью и болезненной страстью. Кайдановский неоднократно поднимал на любовницу руку, а Малявина даже резала себе вены. Однако измены, деспотизм и непростой характер актера в в конечном итоге стали причиной развала последующих браков.
Второй супругой Александра стала актриса Евгения Симонова, с которой он познакомился на съемках фильма «Пропавшая экспедиция». Этот брак длился пять лет, и у Кайдановского и Симоновой есть дочь по имени Зоя. Она, как и отец, пошла по пути актерской профессии.
Третьей женой Александра стала балерина Большого театра Наталия Судакова. У этой пары родился сын по имени Андрей, который пошел по стопам матери и также стал артистом балета. Он учился в Московском хореографическом училище, а затем продолжил свою хореографическую карьеру за границей.
Сын Кайдановского углублялся в обучение в балетных школах австрийского Санкт-Пельтена и Вены, а также в немецком Штутгарте, где после учебы остался работать в Wiener Staatsoper.
Александр разошелся с третьей женой незадолго до его кончины, и за три недели до трагического дня он расписался с Инной Пиварс. На свадьбе не было практически никого — друзья артиста не смогли воспринять этот брак всерьез. Четвертая супруга на 26 лет младше Кайдановского и только начинала свою карьеру. Они встречались на протяжении двух лет перед свадьбой.
Долгое время актер проживал в коммунальной квартире. В середине 1995 года он наконец-то получил долгожданный ордер на собственное жилье и приглашение в жюри Каннского фестиваля, но его здоровье уже было подорвано.
Невозможный
Не менее сложно уживаться оставался и характер самого актера. В эти годы он завершил театральное обучение, после чего его распределили в театр имени Вахтангова. Еще в студенческом театре, удачливый и талантливый актер, исполнил заветную мечту любого актера — сыграл Гамлета. Эта победа внедрила в него чувство уверенности. Теперь он мечтал о роли князя Мышкина в театре. Однако вокруг распределения всплывали интриги, шептали сплетни, а также зреющие раздоры.
Кайдановский не умел действовать хитростью, пытался добиться роли Мышкина штурмом, и в итоге потерпел неудачу. Проиграв, он тут же уволился из театра и был призван в армию. В армии Кайдановскому повезло: рядового кавалерийского полка при Мосфильме заметил Никита Михалков, который сразу же предложил ему главную роль в гордо прославившем его кинофильме «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Тем временем в его семье не прекращались скандалы. От мужа, который как хотел, управлял своей жизнью, а удача защищала его от провала, часто рыдала Ирина. Жена не раз угрожала ему уехать к маме в Ростов, если он немедленно не изменится и не перестанет это безобразие, не найдет нормальную работу и не остепенится.
Однажды Кайдановский просто не пришел домой и с тем момента стал жить с актрисой, в которую будет отдано сердце непокорного гения на долгие годы.
Малявина
Эта девушка могла смело считать себя частью золотой молодежи: она выросла на Арбате, училась в престижной школе, вышла замуж за Збруева и имела роман с Тарковским, после чего ушла к Арсенову и начала понемногу выпивать. Искренне покорила её жизнь с умопомрачительным Кайдановским. Позже актриса скажет, что ее отношения с Александром могли бы лечь в основу огромной книги мемуаров, ведь они были наполнены страстью и противоречиями.
Действительно, приключений, в которые влюбленные ввязывались, хватило бы на немалый том.
Первого раза Кайдановского ей порекомендовал Михалков, который подыскивал актера для своей новой картины. Когда он показал сцену с артистом, Валя перепутала его с Филатовым, после чего долго не могла определить, кто из них есть кто. Позже её супруг, режиссер Павел Арсенов, также оценил его. Стал звать к себе на встречи, но он долго отказывался. Позднее Кайдановский расскажет Вале, что давно влюблён в неё и не мог бы спокойно смотреть в глаза её супругу, который так тепло относился к его труду.
Третий брак и приемный сын
Профессия режиссера, которую Тарковский предоставил Кайдановскому, привела его к третьей супруге — балерине Большого театра Наталии Судаковой. Несмотря на то, что Кайдановский не обожал балет, а балерина не интересовалась кинематографом, они быстро нашли общий язык и стремительно сыграли свадьбу. В откровенном разговоре с женой актёр призывал её уйти, признав все свои грехи и пытаясь отпугнуть её от себя, но балерина отказалась уезжать.
Сын Судаковой также стал предметом обсуждения — по разным источникам, Кайдановский либо взял его под опеку, либо стал его фактическим «приемным» отцом, давая ему приличные стартовые условия. Однако попытки удержать брак от крушения не помогли — вновь, причиной всему был непростой характер актера.
Четвертый брак и запрограммированная смерть
Кадр из х/ф «Свой среди чужих, чужой среди своих». Режиссер: Никита Михалков, 1974 год.
Знакомство Кайдановского с четвертой женой Инной Пиварс произошло после спектакля в Ленкоме. В тот момент, молодой режиссер искал актрису для своего нового фильма. Поздно вечером, после окончания спектакля, ей принесли сценарий, и всего через несколько недель между ними разразился бурный роман.
Но вместе им суждено было провести лишь два года: перенесенный несколько инсультов Кайдановский не хотел обременять Пиварс своей болезнью. Несмотря на то что возлюбленная, которая была младше его на 25 лет, резко отказывалась принимать решение о расставании, он все же предложил ей расписаться. Церемония бракосочетания состоялась всего за три недели до его внезапной кончины: очередной инфаркт унес жизнь актера навсегда.
Советский актер ушел из жизни в возрасте 49 лет. Это значение стало роковым для него: как впоследствии призналась его четвертая жена, Кайдановский больше всего боялся своего дня рождения, поскольку именно в этом возрасте ушли из жизни и его мать, и его отец. Так и вышло.
Ранее 5-tv.ru сообщал, как выглядит нынче артист, сыгравший роль Яшки-цыгана — Васильев.