Бари Алибасов также побывал на известном шоу Битва Экстрасенсов, в ходе которого эксперты исследовали причины пожара в его квартире, который унес жизнь его питомца — кота по имени Арни.
Провокатор Бари Алибасов и его На-Нацы
Сегодня Бари Алибасову исполнилось 77 лет, и несмотря на его возраст, медиа по-прежнему с интересом освещают его личную жизнь, необычные поступки и достижения в сфере шоу-бизнеса. В свое время он основал группу, участников которой называли новыми Beatles. Группа На-На была для Бари Каримовича как семья, и он всегда ставил её на первое место.
Бари Алибасов родился в Казахстане. С раннего возраста он проявлял страсть к выступлениям: пел перед аудиторией и ставил театральные постановки, при этом не отличаясь примерным поведением. Алибасова несколько раз исключали из школы и комсомола, но, как оказалось впоследствии, его талант и трудолюбие помогли ему достичь успеха, что в итоге привело к тому, что в его честь в родном Чарске была названа улица, а в школе организовали музей, посвященный продюсеру.
Почти сразу после завершения учебы Бари решил попробовать себя в роли руководителя музыкальной группы и основал коллектив под названием Интеграл. Изначально они исполняли джаз, но чуть позже сменили направление на рок-музыку. Уже тогда начался рост его таланта как продюсера: несмотря на полуподпольный характер рок-музыки в СССР, Интеграл смог гастролировать по разным городам и завоевать признание в Министерстве культуры, чувствуя себя неплохо в условиях, которые тогда существовали.
Однако после перестройки ситуация изменилась: привычный ритм жизни был нарушен, и публика начала меньше интересоваться западной музыкой. Когда на один из концертов Интеграла пришло всего 19 человек, Алибасов понял, что необходимо что-то менять. Группа, зарегистрированная в Саратове, начала терять популярность, и Бари принял решение переехать в Москву, оставив за спиной не только музыкантов, но и своего фактического партнера — Елену Уронич с сыном.
Его отношения с Еленой начали развиваться незаметно для него самого. К тому времени он уже был разведён и не планировал заводить отношения с поклонницей, которая не пропускала ни одного концерта его группы. Однако девушка проявила настойчивость, и им удалось стать парой.
В 1985 году у них родился сын, которому они также дали имя Бари.
В первые 14 лет жизни мальчик находился в основном с матерью и бабушкой и иногда получал финансовую помощь от отца. Однако после достижения 14 лет Бари решил взять активное участие в воспитании сына: он перевёз его в Москву, устроил в престижный лицей, а позже отправил учиться за границу.
Елена не стала вспоминать о их прежних обидах: она легко согласилась отпустить сына к отцу и не препятствовала их общению. Сын Бари вспоминает о ней: «Единственная женщина, которая смогла изменить моё отношение и заставить признавать нашего ребенка — это моя мать.»
На-найцы
Для меня смена музыкального жанра не стала трагическим событием. Я не ощущал необходимости ломать себя, главное, чему я учился сам и что пытался привить участникам «Интеграла» — это полная раскрепощенность и свобода, — так продюсер объяснял свое решение.
А смена жанра оказалась радикальной. Алибасов пришёл к выводу, что рок-музыка «умерла», и решил объявить большой кастинг для создания мальчишеской поп-группы.
Существует мнение, что На-На добились успеха всего за несколько месяцев, но на практике всё было значительно сложнее. Первые полтора года продюсеру никак не удавалось собрать состав коллектива, он пробовал различных солистов. Вскоре ему удалось найти идеальный ансамбль: Левкин, Политов, Жеребкин и Асимов.
Эти молодые люди собирали многотысячные стадионы, их плакаты были развешены в комнатах каждой второй школьницы, а женщины постарше с удовольствием любовались на красивых молодых людей, зачастую прощая им даже провокационные номера.
Алибасов вспоминает случай, когда для номера «Эскимосы и папуасы» к костюмерам был заказан наряд для папуасов: почти ничего не прикрывающие наготу набедренные повязки. Продюсер побоялся, что солисты откажутся выходить на сцену в такой одежде, но к тому моменту участники были настолько раскрепощены, что проблем не возникло.
За кулисами яркого и экстравагантного шоу скрывалась организационная строгость: Бари понимал, что для поддержки жёсткого гастрольного графика нельзя отвлекаться на развлечения и романтические связи.
Став солистом На-На, каждый участник подписывал детальный контракт на 38 страницах, в котором были пункты о запрете пропуска репетиций, заведении романов с сотрудницами «Шоу Бари Алибасова» и требованию покидать номера до двух часов ночи. В случае нарушения условий предполагались штрафы.
Сам Бари старался заменить своим подопечным родного отца:
. если артист хочет добиться успехов на сцене, нужно избавить его от текущих забот и проблем. И я избавлял их от них: «выбивал» для участников На-На квартиры, бронировал лучшие номера в гостиницах. Часто сам становился на кухню, чтобы порадовать их чем-то особенным.
Десять лет он прожил рядом с участниками группы, зарабатывал, копил и наслаждался плодами своего успеха. Однако впереди его поджидал новый неожиданный поворот: финансовый кризис 1998 года поставил точку на успешных гастролях. Публика больше не могла позволить себе посещение концертов, деньги у людей были на исходе.
Несмотря на трудности, Алибасов не распустил группу На-На, как когда-то сделал с Интегралом. Напротив, он решился на рискованное начинание — покорение американского шоу-бизнеса.
Увлечения
Без драников до утра не дотяну
— Известно, что вы увлекались фотографией. Как это началось?
— Когда в юности появились камеры, я не мог пройти мимо. Я был профессиональным фотографом. Сейчас, будучи пожилым, я могу сказать, что когда-то стремился стать лучшим. Я умел выставлять свет, и выставки проходили в 90-е в Москве, Берлине и одном испанском городе. Я снимал всё, в том числе и Политбюро ЦК КПСС. Самым фотогеничным оказался пьяный Ельцин. Я также фотографировал и Владимира Путина.
— Как бы хотелось на это взглянуть!
— В то время он служил каптенарем КГБ и работал директором дрезденского Дома дружбы СССР-ГДР. Мы с певицей Людмилой Зыкиной и группой На-На были на гастролях в те дни в театре Фридрихштадтпаласт. После концерта Путин специально пришел в Берлин, чтобы устроить нам вечеринку. Отвез в ресторан, мы много смеялись и вспоминали. Ему тогда было всего 33 года. Белокурый, яркий молодой человек, очень внимательный и тонкий. С тех пор стали дружить. К сожалению, все портреты Путина и многие другие фотографии сгорели в результате пожара в квартире. Некоторые кадры остались у друга, видеобиографа На-На Леньки Сазонова, который живет в Германии. Я двадцать раз говорил ему: «Давай, найди эти фотографии в архивах!» Но пока ничего не услышал.
— Кстати, он освещает Славянский базар в Витебске. Если коронавирус уйдет, летом передам ваши пожелания. А как давно вы были в Синеокой?
— Недавно. Мы дружим с Беларусью и постоянно там бываем. В Белконцерте работали по три-четыре месяца подряд. Это удивительная страна с чудесным народом. Теплый и активный зритель. Белорусов часто воспринимают как скованных, но это не так. Они эмоциональные, яркие и внутренне свободные. О, а еда как вкусная! Драники особенно!’
— А вам их можно есть?
— Я очень люблю драники. Боюсь, не доживу до утра, если их не съем. Вот только где их сейчас найти?
Досье
Бари Алибасов появился на свет в 1947 году в казахстанском Чарске. В школьные годы он пел в хоре, играл на барабанах, был ведущим мероприятий и создал драмкружок. В старших классах организовал музыкальный ансамбль. Окончил архитектурно-строительный факультет Усть-Каменогорского института строительно-дорожного профиля.
Во время службы в армии попал в ансамбль песни и пляски, а также создал свой собственный ансамбль под названием Задор. Учился в Усть-Каменогорском музыкальном училище по классу ударных, однако не окончил учебу, поскольку в 1966 году была основана группа Интеграл, начались гастроли. Эта группа просуществовала 22 года. В 1989 году Бари собрал На-На. На протяжении двадцати лет он увлекался фотографией. В настоящее время он женат на актрисе Лидии Федосеевой-Шукшиной и имеет 34-летнего сына, также именуемого Бари, который занимается бизнесом.
Шоу-бизнес Алибасова
Сколько же лет Бари Алибасову в индустрии шоу-бизнеса? Несмотря на то, что его имя тесно связано с популярной группой На-На, еще в молодости он начал задумываться о своих собственных проектах, создав в 60-е годы XX века первую музыкальную группу.
Бари Алибасов и группа Интеграл
Первым проектом Бари Алибасова стал музыкальный коллектив Интеграл, основанный им вместе с однокурсником Михаилом Араповым в 1966 году. Парень проявил себя не только как талантливый музыкант, но и как композитор, написав свою первую песню «Весенний дождь». Команда выступала на местных дискотеках и танцах, определив основное направление — джаз. Группа временно остановила свою деятельность, когда Алибасов ушел служить в армию.
Бари Алибасов (внизу справа) и группа Интеграл
После демобилизации артист переформатировал Интеграл в рок-группу. Невзирая на запрет рок-музыки в СССР, коллектив получил одобрение и поддержку от Министерства культуры. Интеграл гастролировал по всей территории советских республик, собирая полные залы и постоянно сменяя филармонии. Все проведенные концерты в первую очередь обогащали кошельки чиновников, а затем уже непосредственно музыкантов.
Продюсер На-На
В 1989 году Бари Алибасов создал свой творческий центр и решил заняться продюсерской деятельностью. Его первым и наиболее успешным проектом стал поп-коллектив На-На, участники которого были подобраны по схеме открытого кастинга. Группа записывала музыку в новом, на тот момент, стиле поп, ориентируясь в первую очередь на молодежную аудиторию. Вскоре песни коллектива стали набирать популярность. Создание данной поп-группы стало значимым успехом в творческой карьере Алибасова.
Первый состав группы На-На
Алибасов оказался талантливым продюсером, первое выступление группы прошло на международном фестивале «Face to face». Популярность коллектива росла, всего через несколько концертов их признали открытием года. Бари Алибасову понадобилось всего два месяца, чтобы участники его проекта начали получать признание на улицах, а журналисты выстраивались в очередь за интервью с молодыми звездами.
Продюсер поддерживал в коллективе строгую дисциплину, штрафуя музыкантов за нарушения. Участникам На-На он организовал совместное проживание в одном доме, где была расположена студия, прачечная и ванная с гидромассажем.
Группа На-На существует и по сегодняшний день, регулярно выпускает новые альбомы раз в несколько лет. Хотя сейчас группа не так популярна, как в начале своей карьеры, продюсер по-прежнему ориентируется на подросшее поколение слушателей, многие из которых стали успешными бизнесменами и могут позволить себе приглашать любимую группу на корпоративные мероприятия.
Космические амбиции
На-На ранее уже гастролировали в США, где успешно выступали перед русскоязычными иммигрантами. Постоянно Бари Каримовичу предлагали попробовать повторить успех группы в Америке. Наконец наступил этот момент.
Он собрал все свои накопления, перевез ребят, оплатил им занятия по английскому языку, вокалу и танцевальным движениям. В Америке бизнес-шоу функционировал на совершенно ином уровне, и Бари был полон решимости не ударить в грязь лицом.
Ему почти удалось заключить контракт с крупной звукозаписывающей компанией — в Америке это означало, что все расходы по записи альбома и его продвижению возьмёт на себя студия. Но внезапно произошло непредвиденное событие: в 2001 году в сети появился первый бесплатный файлообменник Napster.
Студии перестали зарабатывать на продаже альбомов. Контракты разрывались даже с известными артистами, такими как Мэрайя Кэри, и группе На-На оказалось быть совершенно не нужен.
Это стало крахом первой мечты. Вторую он скрывал какое-то время. Лишь небольшой круг людей знал, что Алибасов разрабатывает грандиозный проект с Центром подготовки космонавтов: один из На-найцев должен был осуществить полет в космос, чтобы исполнить гимн планеты.
Проект финансировался Фредди Хайнекеном, владельцем крупной пивоваренной компании. Но едва На-На вернулись в Москву после неудачи в Америке, как пришла вторая плохая новость: Хайнекен скончался, и проект был приостановлен.
В первый раз в жизни Алибасов почувствовал, что не только не может, но и не хочет изменять ситуацию. Он собрал на-найцев на беседу и откровенно признался, что у него закончились как финансовые резервы, так и силы.
Что делать — решайте сами. Вы можете продолжать выступать вместе, можете разойтись.
Они выбрали продолжение совместной работы — а он ушел в тень, всерьез серьезно размышляя о самоубийстве. Его спасли друзья, которые чуть ли не силой заставили обратиться к психотерапевту. После длительного лечения продюсер вновь вышел на свет.
Сейчас он продолжает заниматься своим любимым проектом: в отличие от многих групп 90-х годов, На-На время от времени выступают не только на корпоративных мероприятиях, но и дают отдельные концерты.
Три года назад Бари женился в пятый раз на женщине, которая младше его на 40 лет. Этот брак снова закончился разводом — кажется, его настоящей семьей так и останется музыкальная группа.
Даешь, молодежь!
АиФ: – Сложилось мнение, что молодежная эстрада подвержена критике. Вы выступаете в роли критика или ценителя?
Б.А.: – Я часто бываю в составе жюри различных конкурсов и вижу, как много талантливых исполнителей среди молодежи. В советское время выпускники музыкальных училищ или консерваторий звучали одинаково. Только благодаря индивидуальной интонации можно было отличить одного исполнителя от другого. У всех была схожая методика обучения и вокальной техники.
Теперь молодежь поет в любых стилях, легко смешивая их. Народную песню могут интерпретировать в стиле r’n’b так, что диву даешься! Звучит это фантастически красиво! В музыке много талантливой молодежи, как, впрочем, и в других сферах нашей жизни. И когда я обсуждаю с молодежью, говорю: чтобы ваша карьера была успешной, не ставьте перед собой цели, которые трудно достичь, чтобы потом не наступило разочарование – и чтобы не пострадала психика. Чаще всего у молодежи недостижимые цели — стать звездами шоу-бизнеса, а мест там, как и в раю, маловато.
АиФ: – Однако, когда вы начинали, вам никто не советовал ждать?
Б.А.: – Я ушел из Усть-Каменогорска в Семипалатинскую область, когда мне было 30 лет. Тогда я был настоящим старцем. Но каждый день ставил перед собой достижимые цели. И достигал их. Затем устанавливал новые. Не надо прыгать выше головы и пытаться преодолеть то, что невозможно.
АиФ: – Ваш сын последовал ли вашим стопам?
Б.А.: – У него хорошее образование, он учился в Англии, ведет свой бизнес, а его жена — лицо журнала Пентхауз. Я очень люблю своего сына, он необыкновенно талантлив. На сегодняшний день это лучшее, что я создал. Хотя моя жизнь еще не завершена…
Бари-энерджайзер
АиФ: – Ваша жажда знаний безгранична. Откуда в вас столько энергии?
Б.А.: – Не посчитайте за самодовольство, но любознательность — это черта гениев. Если человек не теряет детского интереса к окружающему миру на протяжении всей жизни, он гениален. Я знаю многих гениев, среди которых Капица, Пугачева, Игорь Кон и Виталий Гинзбург…
АиФ: – Я впечатлён разнообразием ваших интересов. Случайно узнала, что вы давно и успешно фотографируете.
Б.А.: – Я увлекаюсь фотографией очень давно. Кстати, по образованию я архитектор, но рисую бездарно. А фотография для меня всегда была инструментом для реализации моих идей. Фотографируя, я начинал создавать образ, который первоначально рождался на бумаге, а затем искал свое воплощение в жизни.
АиФ: – Сотрудничество с модельером Вячеславом Зайцевым, а затем с его сыном Егором, помогло вам в этом поиске?
Б.А.: – Слава пробудил во мне осознание важности цвета, формы и пропорций. Я никак не мог понять, почему один и тот же костюм смотрится по-разному на разных людях. Стоит немного закатать рукава и стиль мгновенно меняется. Слава привлёк моё внимание к пропорциям, которые радикально изменяют внешний вид, фигуру и манеру человека. Поэтому я всегда борюсь с артистами, показывая им фотографии: «Если у тебя вытянутая голова, не стоит делать сверху халдейский начес, наподобие буфетчицы.»
АиФ: – Тем не менее Валентин Юдашкин, когда он был стилистом у Славы Зайцева, делал вам именно такие прически…
Б.А.: – Да, было такое. Однажды мне захотелось попробовать новый музыкальный стиль — нью-вейв (а я всегда слежу за новыми музыкальными направлениями). Он только начал набирать популярность, и я решил его освоить. Но для этого нужно было изменить и имидж: разноцветные прически и тому подобное. Валя покрасил меня в белый цвет, и с этим цветом я продержался около полугода. Но в то время краски для волос было трудно достать, и постоянное отбеливание стало настолько трудоемким, что я в итоге решил отказаться от этой затеи.
АиФ: – Страсть к экспериментам, успех на эстраде, бурная жизнь… Вы довольны достигнутыми результатами?
Б.А.: – Да вы что! Ничего я в своей жизни не сделал…
АиФ: – Как это? Вы стали известным продюсером…
Б.А.: – Ну да! Как в анекдоте: на птичьем рынке продается попугай, яркий и красивый, а рядом стоит цена — две тысячи. «А что он умеет?» — спрашивает покупатель. «Он поет, танцует, рассказывает стихи и анекдоты», — отвечает продавец. А вот этот попугай, невзрачный, почему он стоит пять тысяч? — интересуется покупатель. «Потому что он художественный руководитель первого».