В 1821 году производство шампанского Вдовы Клико достигло 280 тысяч бутылок в год. Мадам Клико не только сумела сохранить бизнес своего покойного мужа, но и обеспечила ему стабильное и успешное будущее, сделав его брендом, известным на весь мир.
Вдова Клико как гениальный маркетолог — история женщины, которая создала величайший бренд
Шампанское Veuve Clicquot (Вдова Клико) стало символом роскоши и изысканной жизни — настоящее «шампанское среди игристых вин», сравнимое с сумкой Birkin в мире моды. Однако немногие знают, что название «Вдова Клико» относится не только к знаменитой марке, но и к реальной женщине — Барба-Николь Понсарден Клико. 18 июля в российских кинотеатрах стартует фильм «Мадам Клико» режиссера Томаса Нэппера, повествующий о жизни этой замечательной француженки, которая произвела настоящую революцию как в бизнесе, так и в маркетинге еще до его формального появления.
Барба-Николь Понсарден появилась на свет 16 декабря 1777 года в пределах французского Реймса, в благородной семье. Её отец был видным текстильным промышленником, а в те времена провинция Шампань прославлялась в основном своим текстилем и не имела славы виноделия. Девочка получила превосходное образование — это было редкостью для девушек в то время. Отношения с отцом были очень близкими; он делился с ней подробностями своего бизнеса, и таким образом будущая предпринимательница росла в атмосфере бизнеса и предпринимательства.
В возрасте 21 года Барба-Николь вышла замуж за Франсуа Клико, сына основателя винодельческой компании Филиппа Клико-Муран. Этот брак изначально не был основан на любви; семьи молодых людей были соседями, а отцы даже имели деловые противоречия, что делало союз скорее выгодной сделкой. Будущий муж был вовлечён в семейный бизнес на винодельне, и под его влиянием мадам Клико начала интересоваться виноделием, особенно производством игристых вин.
Супруги провели вместе шесть относительно счастливых лет, и у них родилась дочь Клементина, но, к сожалению, Франсуа умер от тифа. Существует и альтернативная версия, что он покончил с собой.
Согласно традициям того времени, молодая вдова, в возрасте всего 27 лет, должна была продать бизнес своего мужа, как это делали многие дамы из высшего общества, и заняться благотворительной деятельностью, искусствами, воспитанием детей и высшими светскими мероприятиями. Однако мадам Клико выбрала совершенно иной путь, заручившись моральной и финансовой поддержкой со стороны своего отца и свекра, поскольку по закону только вдовы могли распоряжаться своими средствами.
Изначально общество отнеслось с недоверием к новому факту о том, что вдова Клико будет управлять бизнесом своего покойного мужа. В те времена считалось, что если женщина даже появляется на винодельне, то вино превращается в уксус. Но в течение шести лет брака супруги вместе изучали тонкости своего бизнеса, и вскоре стало очевидно, что Барба-Николь обладает не только деловой хваткой, но и выдающимся вкусом и стратегическим мышлением в сфере маркетинга. Хотя сам термин «маркетинг» в тот период просто не существовал, мадам Клико разработала инструменты и методы, которые рекламщики и пиарщики используют до сих пор.
Прежде всего — внедрение инновационных технологий для опережения конкурентов.
Вдова Клико разработала и внедрила метод ремюажа, который решал проблему мутности шампанского вследствие осадка. Этот процесс включал последовательное вращение бутылок, благодаря чему осадок скапливался у горлышка, позволяя удалить его без особых потерь вина. Она также улучшила процесс дегоржажа, который позволяло избежать потерь вины и давления в бутылке. Метод ремюажа по-прежнему считается важным этапом в производстве традиционного шампанского и продолжает широко использоваться в производстве премиальных видов шампанского.
Мадам Клико сделала ставку не только на высокое качество самих продуктов, но и на престижность своего бренда. Она стратегически правильно строила свой бизнес и интуитивно использовала правило 4P, концепцию маркетинга, которая основывается на четверых параметрах: product (товар или услуга), price (цена, наценки и скидки), promotion (реклама и PR) и place (место продажи). Считается, что при контроле всех этих параметров товар имеет все шансы добиться успеха на рынке. Впервые модель 4P была предложена и описана иллюстрации Маккарти в 1960 году, однако мадам Клико успешно применяла её более чем на 150 лет раньше. Она одной из первых поняла, насколько важна упаковка для акцента на эксклюзивности своего шампанского. Золотистые этикетки и изысканные бутылки стали символом роскоши и высокого статуса. Она отлично знала свою целевую аудиторию, и её шампанское было не только качественным, но и чрезвычайно дорогим, что было крайне важно для высшего общества. Такой подход до сих пор используется, например, в модной индустрии, где высокие цены стимулируют покупателей с высоким доходом приобретать определённые бренды.
Как молодая вдова винодела-неудачника завоевала всю Россию шампанским: феномен успеха мадам Клико
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Весь мир знаком со шедевром, созданным под маркой мадам Клико. Николь прославилась тем, что стала первой успешной женщиной в винной индустрии — сфере, ранее исключительно мужской. Окружающие считали её безумной, когда, став вдовой, 27-летняя Клико объявила, что возьмётся за развитие винодельни самостоятельно, в то время как существовало поверье, что женщина, стремящаяся заняться вином, его только ухудшает. Однако Николь не испугалась обществом навязанным правилам и смогла добиться невозможного, заслужив признание как первой деловой женщины в мире и покорив сердца российской аристократии.
Предпринимательница с детства
Барба-Николь Понсарден с детства была знакома с производством вина. / Фото: www.pro-dachnikov.com
Барба-Николь Понсарден вырастала в обеспеченной семье в Реймсе, во Франции. К концу XVIII века её отец достиг значительных успехов в текстильной промышленности. В это время Шампань ещё не прославилась как центр виноделия. Барба-Николь выделялась тем, что получила редкое для своего времени качественное образование и имела близкие отношения с отцом, который передавал ей секреты ведения бизнеса. В 21 год она вышла замуж за Франсуа Клико — сына основателя винодельни. Этот брак, изначально не продиктованный любовью, стал в большей степени результатом социального и экономического расчета, так как семьи соперничали друг с другом. Молодой супруг был активным участником бизнеса, и с его помощью Барба-Николь также заинтересовалась производством шампанского, особенно игристых вин. На рубеже XVIII и XIX веков в регионе Шампань уже производились белые и красные вина, и благодаря партнерству с Франсуа они сделали ставку на игристые сорта.
Супруги провели шесть лет в крепком супружестве, и их отношения со временем развились в настоящую любовь. Однако после появления на свет дочери Клементины Франсуа пережил смерть от тифа. Оставшись вдовой в 27 лет, по обычаю ей полагалось продать компанию и следовать примеру прочих дам, увлекающихся благотворительностью, искусством и воспитанием детей, а также принятых в высших кругах.
Тем не менее, мадам Клико, заручившись моральной и финансовой поддержкой отца и свекра, приняла решение идти против правила. В соответствии с законом лишь вдовы имели право распоряжаться собственностью, и это дало ей возможность заняться делами компании. Вскоре она доказала скептикам, что обладает навыками бизнеса и уникальным подходом к маркетингу.
Особый напиток для России
Мадам Клико не была особенно привлекательной или женственной. На сохранившихся фотографиях можно заметить её железную волю, настойчивость и сильный характер. Николь не кокетничала с мужчинами и не делала попыток обратить на себя внимание. Её единственной целью было продолжение и развитие бизнеса супруга. Несмотря на пересуды и сплетни, молодая вдова собрала вокруг себя команду грамотных и опытных мужчин. Однако она также сама принимала активное участие в контроле производственных процессов.
Конечно, не всегда всё шло гладко. В тяжёлые времена ей приходилось закладывать даже семейные ценности, на что другие дамы не решались. Мадам Клико стойко переносила все трудности, рискуя всем ради своей мечты. Порой приходилось закладывать фамильные драгоценности, чтобы спасти компанию.
Среди самых близких помощников вдовы оказался Луи Бонэ, который отправился путешествовать по Европе, чтобы найти подходящие рынки сбыта. Его выбор пал на Россию.
История гениального маркетинга: как вдова Клико вошла в историю
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Дзен и ВКонтакте.
В мире маркетинга сложилось множество известных историй, но история мадам Клико является одной из самых удивительных. Вдова Клико, получившая известность после смерти мужа, стала выдающимся примером того, как блестящая стратегия и умелое продвижение товара могут преобразовать небольшую винодельню в настоящую легенду. Широкий спектр шагов, предпринятых мадам Клико в XIX веке, не только укрепил бренд Шампанского дома Veuve Clicquot, но и оказал значительное влияние на всю индустрию алкогольных напитков. Мы подробно рассмотрим этот уникальный кейс успешного маркетинга и выделим ключевые факторы, которые способствовали созданию не просто бизнеса, а настоящей легенды.
1. От печального происшествия к успешному брендингу: история жизни вдовы Клико!
Вдова Клико – яркий пример того, как трагическое событие может стать отправной точкой для успешного брендинга. Жизнь мадам Клико началась с потери её мужа, который владел небольшим винодельенным бизнесом. В то время ей пришлось встретиться с множеством сложных вызовов и трудностей. Но вместо того чтобы сдаваться или погружаться в отчаяние, она решила изменить свою жизнь и судьбу своего бизнеса.
Мадам Клико активно работала над развитием своего предприятия и создала уникальное позиционирование для своего продукта. Она использовала свою личную историю как источник вдохновения, что сделало её вино символом стойкости и силы, привлекающим внимание публикации и помогающим занять лидирующие позиции на рынке. Благодаря стратегическому маркетингу и эффективному брендингу, жизнь вдовы Клико стала частью легенды об изысканных винах и роскоши. Её история вдохновила многие компании показать, что даже из самых тяжелых испытаний можно стать успешным.
2. Искусство создания легенды: как вдова Клико стала символом успеха!
История вдовы Клико — это один из самых значительных примеров того, как с помощью маркетинговых стратегий можно создать мощную легенду. После смерти мужа в 1805 году, вдова Клико унаследовала небольшое винодельческое предприятие во Франции. Решив продолжить дело супруги, она приняла на себя управление бизнесом и стала применять новые рекламные стратегии. К примеру, она сама разрабатывала характерный дизайн этикеток с изображением своего портрета, а белое шампанское стало ассоциироваться с элегантностью и роскошью. Несмотря на то, что шампанское в тот момент считалось напитком для аристократии, вдова Клико нашла способы, чтобы продвигать свой товар среди более широкой аудитории.
Благодаря смелым и нестандартным подходам в маркетинге, вдове Клико удалось сделать своё предприятие одним из самых успешных в то время. Её имя стало синонимом качества и престижа, а шампанское Вдова Клико — одним из самых известных и востребованных брендов в мире. Мадам Клико стала не только успешной бизнесвумен, но и иконой маркетинга, продемонстрировав, как с помощью верных стратегий можно создать легенду в мире бизнеса.
Интересный факт
С именем Клико связан значительный прорыв в технологии шампанизации, что сделало возможным массовое производство высококачественного игристого вина. В 1816 году при содействии управляющего погребами Антуана Мюллера мадам Клико успешно разработала конструкцию специальной стойки, в которой бутылки, наклонённо размещенные вверх дном, можно было регулярно встряхивать и поворачивать (ремюаж). Это позволяло накопившимся дрожжам сосредоточиться в горлышке бутылки. Ключевая технология шампанизации — дегоржирование, то есть удаление замороженного дрожжевого осадка, приобрела гораздо большую эффективность, что способствовало экономии. На некоторое время дом Клико не раскрывал эту технологию, однако к концу 1820-х годов секрет стал известен, и другие винодельни начали внедрять подобные методы.
Хотя унаследованные от мужа виноградники давали неплохой урожай, во Франции винодельческая индустрия столкнулась с серьёзными трудностями. Мадам Клико приступила к ведению бизнеса именно в трудные времена Наполеоновских войн. Наполеон, стремясь добиться военных успехов, установил торговое эмбарго, что фактически заблокировало торговлю между европейскими государствами. Французские виноделы только и могли делать, что конкурировать на небольшом внутреннем рынке. К 1810 году партнёр мадам Клико, назначенный свекром, отказался от сотрудничества и оставил вдову с убыточным бизнесом.
Урожай 1811 года значительно превосходил все ожидания — такого сладкого и сочного винограда не удавалось собрать прежде. Люди связывали это с появлением Великой Кометы, визуально доступной для наблюдения в Северном полушарии на протяжении 290 дней в 1811 году. Местные крестьяне в провинции Шампань шептали, что это явление не только привело к великолепному урожаю, но и предвещает изменения и окончания империи Наполеона. В тот год виноделы отказались от привычной маркировки своих бутылок и украсили пробки изображениями звёзд. Пользуясь всеми своими нововведениями, мадам Клико изготовила исключительно тонкое и изысканное шампанское и назвала его в честь кометы. Она впервые использовала виноград только из этого поистине удачного урожая, что отличалось от традиционного метода, когда вина смешивались из разных годовых урожаев. С тех пор эти сорта шампанского, произведённые из определенного винограда в одном году, стали называться винтажными. Но, к сожалению, достижения, которые в другие времена были бы поводом для ликования и ярких торжеств, лишь усилили ущерб, уже имеют пережили винодельни. Даже при снижении цен, покупка шампанского оставалась недоступной для многих, не только во Франции, но и в других странах, завоёванных Наполеоном.
В тени императора
Император намеревался предпринять военное вторжение в Россию, и средства для армии изымали у населения — в числе прочего и у отца Барбы-Николь. Это привело к тому, что император наградил его дворянским титулом, о котором тот мечтал долгое время. Ранее, благодаря оказанным Наполеону услугам, при начале его правления отец Барбы-Николь был назначен мэром Реймса. А в 1810 году даже далекая от политических интриг семья принимала участие в прибытии новой жены Наполеона — австрийской принцессы Марии-Луизы (внучатой племянницы обезглавленной Марии-Антуанетты). Для женитьбы на которой император расстался с Жозефиной Богарне. Избежать экстравагантных празднований, организованных её отцом в честь приезда Марии-Луизы, невозможно было бы в любом случае. Однако с тех пор мадам Клико возненавидела императора — за его постоянные войны, а также за то, что он заказал шампанское не у неё, а у её конкурентов и открыто поддерживал их работы. Она хорошо понимала, как велико значение одобрения и поддержки мощного властителя для производителей продуктов люксового сегмента, к которым относилось её шампанское.
Когда бизнес подходил к грани банкротства, Барба-Николь вновь обратилась за поддержкой к свекру, и он согласился, установив множество условий. Она отлично осознавала, что только смелые и решительные шаги могут дать ей шанс на успех. Принимая риск, она смогла добиться результата. Но для этого нужно было преодолеть множество преград, связанных с закрытием границ и сложностями перемещения. Мадам Клико нашла предприимчивого торговца, талантливого, сообразительного и не слишком законопослушного, и вместе с его помощью начала контрабандную операцию. Луи Бон не боялся рисковать своей репутацией и отправился в соседние страны, предлагая различные сделки потенциальным покупателям. Часто такие предложения завершались неудачно — в лучшем случае его оскорбляли, в худшем — могли и избить. Попытка предложить (пускай и по сниженной цене) шампанское от виноделов Наполеона, разрушающим собственные поля и угодья, обычно вызывала предсказуемую реакцию. Бывали случаи, когда мадам Клико теряла целые партии и терпела убытки от того, что контрабандное вино во время транспортировки подвергалось излишнему нагреву и становилось непригодным для употребления. Целый год работы пропадал, как вода. Она и Бон не были пойманы с поличным, но чтобы покрыть убытки от этого бизнеса, мадам Клико была вынуждена продать большую часть своих драгоценностей. Этот верный помощник отправился на сделки к иностранным дворам, предлагая ювелирные украшения членам царствующих семейств. Однако, к сожалению, даже у коронованных особ в тот бурный период не было достаточно средств для приобретения предметов роскоши.
Всё дело в волшебных пузырьках: Как война и Россия спасли вдову Клико от санкций
Начало предприятия
Барба-Николь родилась в Реймсе в 1777 году. В то время в Шампани уже производили несколько тысяч бутылок игристого вина в год на нужды королевского двора и знатных людей. Производством вина занимались небольшие домашние хозяйства; они маркировали свои бочки индивидуальным клеймом.
Отец Барбы-Николь, состоятельный предприниматель, занимавшийся текстильной промышленностью, мечтал о родственных связях с привилегированными слоями общества. Он выдал свою старшую дочь Барбу-Николь замуж за сына другого состоятельного мануфактурщика из Реймса господина Клико. Семья Клико также занималась текстилем и торговлей вином, скупая бочки у местных виноделов и перепродавая их в других регионах Франции и за границей. На тот момент это считалось стандартной схемой ведения бизнеса — виноделы стремились как можно скорее реализовать своё вино, чтобы освободить склады для следующего урожая и не нести ответственности за испорченный товар. В то время вино почти не разливали по бутылкам, поскольку последние были довольно хрупкими и сделанными вручную.
Франсуа Клико, молодой супруг Барбы-Николь, задумал реформировать семейный винный бизнес. Он планировал заняться экспортом и создать собственное движение по производству вина. В качестве свадебного подарка они с Барб-Николь получили значительное имущество, включая виноградники. Кроме того, он собирался производить дорогое бутилированное вино — это давало возможность продавать напиток в три раза дороже, чем аналогичное вино, реализуемое в бочках.
Когда Барба-Николь исполнилось 28 лет, её муж скончался, оставив вдове компанию, занимающуюся банковским делом, торговлей шерстью и производством шампанского. Мадам Клико сосредоточила свои усилия на последнем направлении, что позволило добиться значительных результатов. История её бизнеса полна трудностей и борьбы с внешними факторами — природными явлениями, законодательными ограничениями, отменой контрактов и предрассудками.
Обладая выдающимся умом, амбициями и управленческим талантом, мадам Клико сосредоточилась на улучшении качества продукции, производимой домом Клико.
Легенда дома Клико гласит, что Николь приказала перенести большой дубовый стол из гостиной в погреб, и именно там образовалось её рабочее место. Она досконально изучила весь производственный процесс — состав почвы, свойства лозы, методы борьбы с насекомыми, этапы сбора урожая, режим хранения, переработку и розлив в бутылки.
Её работоспособность не знала границ, и каждодневный рабочий день длился до поздней ночи. Долгие годы Николь работала с предельной отдачей. Почему? Потому что, как она призналась своим виноделам: “У моего вина будет одно качество — лучшее из всех!”
Её внимание также значительно уделялось клиентам: она изучала их предпочтения, выслушивала пожелания и жалобы. Ведя бесконечные записные книжки, она анализировала ситуацию. Наиболее часто клиенты жаловались на мутность напитка, возникавшую из-за осадка, который скапливался в бутылках. Шампанское тех времён выглядело неясным из-за присутствия в нём дрожжей.
Эту проблему мадам Клико разрешила в своих тёмных погребах. Как? Долгие годы это была её величайшая тайна. Лишь спустя десять лет секрет был раскрыт. Оказалось, что если бутылки хранить горлышком вниз, осадок скапливается в этом месте, и после охлаждения, открыв бутылку, ледяной комочек с дрожжами под давлением вылетит из горлышка. Оставшееся вино останется прозрачным. Этот процесс, ставший известным как ремюаж, был изобретен самой мадам Клико и стал частью классической технологии производства шампанского.
Понимая важность закупаемого сырья, Николь начала инвестировать в расширение площадей виноградников и культивирование лучших сортов.
Благодетельница рабочих: Варвара Алексеевна Морозова
В начале 90-х годов недалеко от московской станции метро «Кировская» (ныне «Чистые пруды») располагалось небольшое здание с интересной архитектурой — Тургеневская библиотека-читальня, от которой и появилась легенда о Тургеневской площади.
13 сентября 1883 года на имя городского головы поступило заявление от Варвары Алексеевны Морозовой о намерении пожертвовать 50 000 руб. на учреждение читальни в памяти недавно скончавшегося Ивана Сергеевича Тургенева. Бесплатная читальня должна была предоставить “возможность пользоваться книгами тем слоям городского населения, которым по состоянию их средств существующие библиотеки недоступны”. Архитектор Чичагов осуществил проект застройки библиотеки. Спустя полтора года читальня была открыта и принимала до 300 человек в день. Начатая Варварой Алексеевной Морозовой, Тургеневская библиотека вдохновила на создание в Москве ещё нескольких учреждений — библиотека-читальня им. А.Н. Островского появилась в 1888 году, а библиотека им. А.С. Пушкина — в 1899 году.
После смерти мужа Варвара Алексеевна унаследовала одну из крупнейших текстильных фабрик в России. Умная и волевая вдова приняла управление Товариществом Тверской мануфактуры в свои руки, каждую неделю приезжая в Тверь из Москвы. Она первой среди владельцев фабрик Морозовых пригласила на пост директора мануфактуры не иностранца, а русского инженера-механика. В 1878 году на фабрике работали почти 6 тыс. человек, с переработкой 212 тыс. пудов хлопка. Расширение рынка сбыт, выгодные закупки сырья, дешевая рабочая сила — все это приносило огромные прибыли. Морозова проявила настоящую практичность и деловитость, значительно ориентируясь в бизнесе.
В 1878 году на фабрике работали почти 6 тыс. человек, перерабатывалось 212 тыс. пудов хлопка.
Проводя жесткую политику управления, она не забывала об улучшении бытовых условий своих рабочих или благотворительных активностях в своем городе, где было расположено производство. При фабрике действовали бесплатные: школа, больница, родильный приют, дом для престарелых и колыбельная с прислугой или няньками, а также приют для детей-сирот.
Рабочие размещались в специальных колониях, представлявших собой отдельные домики на 4 семьи каждый, с выделенной для каждого домика землёй в 180 кв. саженей и небольшим садом. Также имелись каменные казармы новейшего типа с современными системами отопления и вентиляции. Морозова искренне считала себя благодетелем пролетариата. Во время стачек на мануфактурах всегда сама стремилась выяснить и уладить конфликтные моменты, и была искренне удивлена неблагодарностью и агрессивностью протестующих. Ведь когда повстанцы подвергались допросу в полиции, на вопрос об образовании многие из них отвечали: “…учился при фабрике Морозовых, …воспитывался на счет фабрикантов Морозовых.”
С течением времени производство продолжало увеличиваться, число рабочих росло, и вновь возникала нехватка жилых, медицинских и образовательных учреждений. В 1910 году общее собрание пайщиков мануфактуры постановило выделить 580 тыс. руб. на строительство неоходимых зданий. Начатое строительство через три года привело к созданию самой крупной казарме при фабрике, названной Париж, которая уже вызывала зависть у всех желающих.