С Индией была связана значительная часть жизни Елены Блаватской. Однако именно там она стала жертвой злоупотреблений со стороны местных оккультистов и была обвинена в шарлатанстве (на фотографии – марка, выпущенная Индией в честь столетия Теософского общества, основанного Блаватской).
Русский сфинкс Елена Блаватская
Елена Блаватская, используя мистификации и эзотерические практики, смогла убедить публику в своих сверхъестественных способностях, заставив весь мир восхищаться её даром.
Родившись в 1831 году в аристократической семье, Елена Блаватская (в девичестве Ган) пришла в этот мир с богатым генеалогическим наследием. По материнской линии её предки были французскими эмигрантами и князьями Долгорукими, тогда как по отцовской – представляли обрусевшую ветвь князей Мекленбургских.
Семья обитала в Екатеринославе, современном украинском городе Днепр. Мать Блаватской, известная поэтесса, оставила незабываемый след в литературе, её таланты были высоко оценены даже Виссарионом Белинским, который назвал Елену Ган русской Жорж Санд. К сожалению, её мать ушла из жизни слишком рано, не дожив до 30 лет из-за чахотки.
Отец, служивший артиллеристом, постоянно перемещался за армией, и заботу о детях брала на себя бабушка, владеющая пятью языками и увлечённая естественными науками. Она старалась привить свои увлечения и внучкам.
Первая русская гражданка США
Исследования о жизни Блаватской свидетельствуют о её выдающемся домашнем образовании. Она сумела освоить множество языков и проявила талант в верховой езде. Также некоторое время занималась музыкой в Лондоне и Париже. Однако с раннего возраста Елена демонстрировала необычные поведенческие черты: она утверждала, что видит причудливых существ и слышит звуки неведомых колокольчиков, необъясним источник которых.
Во снах к ней часто являлся некий Хранитель — индийский мудрец, защищающий её от невзгод. Позже Елена стала утверждать, что видит его и в бодрствующем состоянии, но никто из её близких не мог подтвердить этого. Возможно, такие видения объясняются тем, что большую часть своего времени она проводила в библиотеках своей бабушки, с увлечением изучая книги о средневековом оккультизме.
Елену выдали замуж, когда ей было всего 17 лет; её супругом стал 40-летний Никифор Блаватский, вице-губернатор Эривана. Однако жизнь в браке не принесла ей радости — через несколько месяцев она сбежала от повседневных обязанностей. Постепенно, оказавшись за пределами Российской империи в Константинополе, она жила за счёт средств, которые присылал отец, но такое существование её не устраивало. Блаватская начала поиск путей для формирования своей карьеры. Её счастливая находка пришла, когда она встретила американца Майкла Бетанелли и вышла за него замуж, чтобы получить гражданство США. Так Елена Блаватская стала первой русской женщиной, принявшей американское гражданство.
Пугала родителей сверхспособностями и отказывалась посещать балы
12 июля 1831 года в семье капитана Российской королевской конной артиллерии Петра Алексеевича Гана на свет появилась дочь Елена. Петр Алексеевич и его супруга Елена Андреевна были из аристократии. Шляхом служб отца семья неоднократно меняла места жительства: они прожили в Екатеринославе, Романково, Одессе, Туле, Курске, Астрахани, Петербурге и Полтаве.
С самого раннего детства Елена поразила семью своими необычными способностями: в её присутствии вещи двигались сами по себе, а она часто впадала в транс, поднимаясь по ночам по дому в разговоре с духами. Кроме того, она удивляла предсказаниями о смерти родных, которые могли бы сегодня именоваться как проявления дарований индийского типа. Хотя в те времена такое проявление воспринималось как одержимость злым духом.
Кроме того, Лена быстро усваивала новое, не затрачивая много усилий на учёбу, что приводило к тому, что родители не успевали сменять гувернанток – те не справлялись с её интеллектом.
В раннем возрасте она столкнулась с видениями таинственных существ. Одним из них была фигура индуса в белом одеянии, существовавшая как её ангел-хранитель. Однако гораздо более устрашающим представился ей образ чудовища с светящимися глазами. Ночью у неё часто случались нервные приступы, и только мама могла её успокоить: в её объятиях девочка вновь засыпала. Но по утрам её находили в разных частях старого дома. Родители постепенно поняли, что не способны помочь ей. Со временем они просто смирились с её состоянием, кроме самой Лены, которая изо всех сил стремилась понять, почему она отличается от других и как можно контролировать свою силу.
В 1841 году её мать, страдавшая от чахотки, ушла из жизни. Умирая, она произнесла, что её смерть будет к лучшему, поскольку она не увидит страданий своей дочери. Женщина верила, что девочку ждёт горькая и трудная жизнь вне её понимания. Спустя долгие годы эти слова подтвердились.
Смерть матери глубоко потрясла десятилетнюю Лени, её отец не знал, как справиться с дочерью, и перевез её с братьями и сёстрами к бабушке и дедушке в Саратов. Здесь она получила образование, освоив обычные женские навыки — искусство, музыку и французский язык. Позднее Елена вспоминала, что именно в доме бабушки обнаружила библиотеку эзотерических книг своего прадеда. Кроме того, она пережила немало паранормальных явлений и начала свои астральные путешествия.
С возрастом Лена продолжала страдать от видений, и настойчиво искала ответы на свои вопросы о предназначении. Попав на первый в своей жизни бал, она категорически отказалась от участия. Бабушка заставила её посетить светское мероприятие, на что Лена решилась на отчаянный шаг: накануне бала она обожгла себе ногу кипятком. Ожог был настолько серьезным, что восстановление заняло в общей сложности полгода.
Лена позднее объясняла, что испытывает неприязнь к светской жизни и не чувствует в себе женственности, всё своё время она посвящала изучению законов мироздания и раскрытию человеческих тайн и возможностей. Глядя на глобус, она ощущала настоятельную необходимость путешествовать в Африку, Индию, Новую Зеландию и Америку, но как ей вырваться из имения, которое было для неё золотой клеткой?
Вышла замуж на спор и сбежала от супруга
Елена нашла свой путь в 16 лет, когда её семья переехала в Тифлис. Однажды к ним в гости пришёл вице-губернатор Эриванской губернии Никифор Васильевич Блаватский. Хотя ему было больше 40, Елена решила, что он забавен и привлекательный. Ссора с гувернанткой и внутренние голоса подтолкнули её на смелый шаг.
Гувернантка сообщила, что ни один мужчина не захочет взять Лану в жёны, даже Никифон. Сильно разозлившись, девушка поспорила с ней и на следующий день предложила генералу пожениться. Он, шокированный, всё же согласился, к её удивлению. Елена надеялась, что это окажется просто шуткой, но всё пошло совершенно иначе.
В июле 1849 года Никифор Васильевич и Елена стали мужем и женой. Она переехала к нему в Ереван, однако первая ночь стала для неё мучительным воспоминанием из-за сильной физической боли, вызванной врождённой патологией, последствия которой она ощущала на протяжении всей жизни. После этого Блаватская решила избегать близости с мужчинами.
Через три месяца после венчания она сбежала от мужа, вернувшись в Тифлис через горы, а затем продолжила поиски ответов на вопросы, которые её мучили с детства.
Тайна рукописи Изиды
Существуют ли тайные святилища от Индии до Египта, связанные с Блаватской? Это один из главных вопросов, вызывающий споры в её жизни и до нашего времени. О звёздном часе Блаватской можно говорить с момента издания книги «Изида без покровов» или «Разоблачённая Изида», которая была написана, будто бы по следам изучения древних восточных знаний. Тираж в 1000 экземпляров был распродан за считанные дни, что является невероятным успехом для того времени. В свои 44 года Блаватская, наконец, получила бесспорное признание как особенная личность.
Её книга выступала как манифест против науки и рационализма, пытаясь сочетать различные учения в единую теорию всего. Она утверждала, что мистическое мышление является единственным ключом к истинному пониманию мира. Люди, уставшие от неумолимого технического прогресса, находили в её произведении отражение своих тревог и неопределённостей. Всё, что нынче воспринимается как милое старомодное, в то время казалось утратой чего-то важного.
К тому времени техника и новшества рождались с неистовой скоростью, что подталкивало многих к поискам мистических ответов на вопросы, касающиеся существования и места человека в мире. Спиритизм охватывал умы: каждый кружок интеллигентов неизменно устраивал спиритические сеансы, чтобы в полумраке, при свечах, вызывать духи ушедших, общаясь с ними о жизни и смерти. Невероятной популярностью пользовались такие личности, как Наполеон и Клеопатра.
Духи общались на разных языках, а медиумы находились в трансах и строчили ответы на самые разные вопросы. Бланки для общения также создавались с помощью специального оборудования, позволяющего духам перемещать указатели по буквам и терминологии.
Какие секреты хранила Елена Блаватская – женщина, которая считала себя посвящённой в главные тайны мироздания
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Отношение к Блаватской у современников было сложным: кто-то обвинял её в шарлатанстве, другие же считали её талантливым философом и мыслителем, который значимо обогатил мировое знание о человеке и окружающем мире. На её спиритических сеансах могла зазвучать закрытая клавишная установка, а несколько книг были написаны, как она утверждала, под диктовку верховных существ. Блаватская сама признавалась, что прибегала к мистификациям и другим трюкам ради привлечения внимания к своему учению, которое, по её словам, объединяло науку, философские концепции, религии и оккультизм. Вот так сложилась жизнь этой необыкновенной женщины.
Девушка из хорошей семьи, но с характером
Елена Петровна Ган появилась на свет 31 июля 1831 года в Екатеринославе, став первым ребенком в семье. Отец служил офицером, а мать приходилась дочерью саратовского губернатора Фадеева и двоюродной сестры С.Ю. Витте, знаковой личности Российской империи. Из-за служебных нужд отца семья переезжала, пожив в Одессе, Туле, Курске, Петербурге, Астрахани, Полтаве. В 11 лет Елена потеряла мать — она скончалась от чахотки, оставив троих детей, которых временно отправили на воспитание к бабушке и дедушке в Саратов.
Е.П. Блаватская и С.Ю. Витте — двоюродные брат и сестра
Елена Петровна получила замечательное образование и много времени проводила в домашней библиотеке. В раннем возрасте она проявила заинтересованность к эзотерическим книгам и трудам, посвященным оккультным учениям. Саратовский дом стал местом притяжения для интересных и образованных людей. С одной стороны, это обеспечивало барышне Ган хорошую возможность для замужества, а с другой — развивало её умственные способности и учило ведению дискуссий и поиску истины. Елене удалось успешно достичь обеих целей.
Елена Блаватская запомнилась современникам благодаря своим большим выразительным глазам. Практически в течение всей жизни она боролась с лишним весом, курила много и часто имела неопрятный вид.
В восемнадцать лет она вышла замуж за вице-губернатора Эриванской губернии Никифора Васильевича Блаватского, однако уже через несколько месяцев сбежала, отправившись в Константинополь и далее, путешествуя по Европе и Ближнему Востоку. Временами отец поддерживал её деньгами, но сама Блаватская зарабатывала, выступая в качестве наездницы в цирке и играя на фортепиано на концертах. В ту пору в Европе наблюдался всплеск популярности египтомании, и она не могла обойти стороной колыбель древних цивилизаций.
Остроумная обманщица или великий философ?
Точную последовательность путешествий Блаватской воспроизвести невозможно – она не вела дневников и не имела постоянных спутников, поэтому биографам приходится полагаться на её воспоминания и письма, которые часто не совпадают. Но важнее не детали, а та неукротимая страсть, с которой Блаватская искала новые свидетельства древних знаний, скрытых в знаках и символах канувших цивилизаций. В ту эпоху, когда происходило стремительное развитие науки и техники с множеством новых изобретений, некоторые философы ставили более глобальные вопросы, Antworten на которые могли бы объединить все человеческие знания. И этим же занималась Блаватская.
РУКОВОДЯЩИЕ ПОКРОВИТЕЛИ
Всё, что впоследствии доносила сама Елена Петровна о своих странствиях, порою казалось просто фантазией: например, она утверждала, что какие-то духи переносили её в нематериальном состоянии из одной страны в другую. Со слов самой Блаватской, все её произведения якобы создавались под влиянием сверхъестественных сил, поскольку покровители могли общаться с ней на расстоянии через мысленный телеграф.
Когда её покровители не оставляли записки, они помогали ей иными удивительными способами. «Вера», – сообщала она своей сестре, – «я пишу об Изиде… Порой мне кажется, что древняя богиня красоты ведёт меня через все эпохи, которые я должна описать. Я сижу с открытыми глазами и вижу и слышу реальность вокруг, и в то же время воспринимаю то, о чём пишу… Когда мне нужны были выдержки из редкой древней книги, страницы словно бы появлялись перед моими глазами во свете астрала.
Сохранились воспоминания от Сергея Витте, видного государственного деятеля и будущего председателя Кабинета министров России, который вряд ли был склонен к легковерию. Он отмечал: «Когда я познакомился с ней поближе, то был поражён её огромным талантом быстро усваивать всё: она, не обучаясь музыке, самостоятельно научилась играть на фортепиано и давала концерты в Париже и Лондоне; не изучая теорию музыки, она стала капельмейстером у сербского короля Милана; не имея основательной подготовки по языкам, могла говорить на французском, английском и других европейских языках, как на родном; она писала легко статьи на самые серьезные темы, совершенно не осознавая основательно предмета, о котором говорила.
Практически каждая выдающаяся женщина сталкивается с проблемами в сексуальной жизни. Фридрих Ницше в своей книге «По ту сторону добра и зла» отмечал: «Если женщина демонстрирует научные схильности, то, как правило, в её половой системе что-то не так. Неплодность может располагать к мужественным интересам». Блаватская не была исключением, и игнорировать эту патологию было бы неверным, учитывая значительное влияние сексуальности на личность. Немецкий сексопатолог Моль высказывал предположения о наличии ложного гермафродитизма, что, как показывает практика, часто связано с гомосексуальными наклонностями. Временами Блаватская обращалась к традиционно мужским занятиям и иногда использовала мужское имя, например, Джек, а её поведение характеризовалось резким и грубым стилем общения. Подобные факты подтверждаются и отечественными биографами: Е.П. Блаватская часто проявляла больше недостатков, чем достоинств. Она была всегда полна страстей, раздражена и обижена, могла выразить негодование, использовала нецензурные слова и курила везде, даже в священных храмах Индии.
ГЕНИАЛЬНАЯ АВАНТЮРИСТКА
Елена Петровна никогда не жила и, вероятно, не стремилась жить полноценной женской жизнью. После падения с лошади у неё произошло смещение матки, что освободило её от сексуальных переживаний и позволило сосредоточиться исключительно на духовных поисках. Уместно упомянуть выписку из медицинского заключения 1885 года, подтверждающую её особенности: «Она, как показывает детальное исследование, никогда не была беременна и не страдала от гинекологических заболеваний». Полковник Генри Олкотт, известный соратник Блаватской по теософскому обществу, добавлял, что «Каждое ее слово и каждый её поступок говорили о равнодушии к сексу».
Существовали абсолютно противоположные мнения о её оккультных способностях.
Главный источник её силы и успеха, как утверждали современники, заключался в фантастическом цинизме и презрении к людям. Блаватская впоследствии призналась: «Чем проще, чем глупее и грубее феномен, тем он вернее удается». Исследовательская комиссия, изучавшая феномены Теософического общества, сообщала: «Что касается нас, мы не видим в ней ни представителя тайных мудрецов, ни простой авантюристки; мы считаем, что она заслужила своё место в истории как одна из самых ярких, умных и интересных обманщиц нашего времени».
Блаватская принадлежит к числу людей, чей талант соединяется с авантюризмом… Секрет её силы — это энергия и креативность, которая открыла путь на Запад для буддизма и йоги, медитации и эзотерики. Елена Блаватская смогла реализовать свой литературный потенциал в изучении духовных мудростей. Её личность также имела истерические черты, что привлекало повышенное внимание окружающих. Её феномены зачастую подчастили с элементами шарлатанства, что она сама на самом деле не скрывала. Третья грань её бытия — сексуальные отклонения в сторону гомосексуальности, которые часто присущи великим женщинам. Подводя итог, хотелось бы напомнить читателю, что была такая Российская женщина, которая по-своему видела и объясняла окружающий мир.
1 Нэф М.К. Личные мемуары Е.П. Блаватской. М., 1993. C. 11.
2 Мэрфи Г. Когда приходит рассвет. Жизнь и труды Елены Петровны Блаватской. Урал, 1999. C. 171.
3 Витте С.Ю., Избранные воспоминания. 1849—1911 гг. М., 1991. C. 9.
4 Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М., 1990. Т. 2.
5 Moll A., Beruhmte Homosexuelle. Wiesbaden, 1910. C. 74.
6 Писарева Е.Ф. Миссия Е.П. Блаватской, теософия и теософическое общество // АУМ, № 3. Синтез мистических учений Запада и Востока. М., 1990. С. 17.
7 Гарин И.И. Что такое мистика. М., 2004. Т. 2. С. 691.
8 Соловьев В.С., Современная жрица Изиды. Мое знакомство с Е.П. Блаватской и теософическим обществом. М., 1994. С. 69.