Он мастерски перевоплощался, а его взгляды вызывали у многих чувство «нехорошо». Спиридонов сам выполнял все акробатические трюки — погружался в ледяную воду, проверял работу пиротехнических патронов, сильно увлекаясь реализмом своих ролей.
Вадим Спиридонов
Вадим Семенович Спиридонов — советский актер и заслуженный артист РСФСР, который был признан одним из самых ярких и талантливых исполнителей своего времени. Обладая запоминающейся внешностью, выдающейся харизмой и непревзойденным сценическим мастерством, он смог проникнуть в сердца миллионов зрителей.
Биография Вадима Спиридонова начинается 14 октября 1944 года в Москве, где он родился в семье интеллигентов. Мама занимала должность главного бухгалтера, а отец работал инженером.
Основные годы своего детства Спиридонов провел в районе Сокольников. В средних классах начал посещать театральный кружок, организованный руководством завода «Салют». Кроме увлечения театром, школьник также интересовался спортом и даже посещал секцию бокса.
После завершения 8-го класса юноша перешел на вечернюю форму обучения. Поскольку все ученики школ рабочей молодежи обязаны были совмещать учебу с работой, Вадим устроился слесарем-сборщиком на завод, где трудился его отец. Он понимал, что эта работа является лишь временной, и с юных лет уверенно стремился к актерской профессии, представляя себя на экране.
Спиридонов поступил в Школу-студию МХАТ. Учеба ему нравилась, но после инцидента, в ходе которого произошла драка, его отчислили. Вадим считал это решение несправедливым, поэтому, когда позже ему предложили восстановление, он отказался от этой возможности.
Он не упустил шанс и поступил в несколько других театральных вузов столицы, успешно сдав экзамены. Из всех предложений он выбрал ВГИК, поскольку там работали известные педагоги Сергей Герасимов и Тамара Макарова, которые ризновались к тому, что их выпускники становились звездами.
Некоторые из коллег по потоку, которые впоследствии стали известными, — это Наталья Гвоздикова, Николай Еременко — младший, Наталья Белохвостикова и другие. В 1971 году Вадим Семенович успешно окончил вуз и был принят в Театр-студию киноактера, и вскоре начал получать роли на съемочных площадках.
Фильмы
Первая роль в фильмографии Вадима Спиридонова была ролью рабочего Иннокентия Коновалова в социальной мелодраме «У озера», режиссером которой был Сергей Герасимов. Эта работа вышла в 1969 году. Примечательно, что в этот период актер еще учился на втором курсе, но смог успешно сыграть в дуэте с Василием Шукшиным, известным и уважаемым артистом.
Самый знаменитый кинематографист высоко оценил профессионализм молодого актера и впоследствии пригласил его на съемки в лирическую комедию «Печки-лавочки». Позже Василий Макарович признался, что этот фильм стал любимым в его карьере, что подчеркивает значение Спиридонова как талантливого партнера на экране.
Спиридонов также принял участие в художественной ленте «Укрощение огня», основанной на биографии конструктора ракет Сергея Королева. Этот драматический фильм был отмечен Хрустальным глобусом на XVIII Международном кинофестивале в Карловых Варах и получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых за свое искусство.
В дальнейшем актер ярко проявил себя в киноэпопее «Вечный зов» по одноименному роману Анатолия Иванова. За роль Федора Савельева он был удостоен Государственной премии СССР.
В 1970-х Вадим снялся в фильме «Любовь земная», а также в его продолжении «Судьба». В этих картинах он сыграл бывшего кулака Федора Макашина, который стал предателем-полицаем во время Великой Отечественной войны. Спиридонов так убедительно интерпретировал отрицательного героя, что многие зрители начали воспринимать его личность сквозь призму этого персонажа.
Позже актер делился, что его останавливались на улицах, называя его Федором, и некоторые даже выражали к нему неприязнь и зорко проявляли намерение причинить вред.
Премьерой двухсерийной телевизионной картины «Отец и сын» в 1980 году, основанной на романе Георгия Маркова, также была важной вехой в его карьере. Вадим Спиридонов вместе с режиссерами Владимиром Краснопольским и Валерием Усковым был награжден престижной премией Ленинского комсомола.
Кроме того, Спиридонов снялся в биографической картине «Юность Петра», где он сыграл роль Федора Шакловитого, который был главой Стрелецкого приказа. Создавая эту историческую драму, режиссер Сергей Герасимов вдохновлялся романом «Петр I» А. Н. Толстого.
Публика также полюбила Вадима в роли полковника Владимира Иверзева в военной драме «Батальоны просят огня» (1985), основанной на одноименной повести Юрия Бондарева. Премьера фильма была приурочена к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.
К числу его значимых ролей также относится образ военачальника Семена Буденного, которого он сыграл дважды — в фильмах «Первая конная» и «Оглашению не подлежит». Последнее произведение было адаптировано по мотивам работ Дмитрия Морозова и Александра Полякова.
В детективе «Криминальный квартет» Вадим Семенович сыграл мафиози Лобанова в компании таких звезд, как Николай Караченцов, Владимир Стеклов и Борис Щербаков. Этот фильм, созданный Александром Муратовым, получил приз зрительских симпатий на IX Международном кинофестивале детективных фильмов в Коньяке.
Последним фильмом в карьере исполнителя стал детектив «Сувенир для прокурора», в котором главные роли исполнили Юрий Соломин и Галина Беляева. В создании музыкального оформления этого детектива принимали участие многие популярные советские исполнители, а музыку для фильма написал известный композитор Игорь Крутой.
Детство и юность
Вадим Спиридонов родился в интеллигентной семье в Москве. Мать работала бухгалтером, а отец — инженером. С ранних лет он проявлял разносторонние интересы: занимался боксом и одновременно активно посещал драматический кружок.
После окончания школы Спиридонов поступил в Школу-студию МХАТ, но через полгода его отчислили из-за драки. Эта ситуация возникла, когда он и его друг вступились за девушку, в результате чего в институт прибыли сотрудники милиции. Хотя ребята не были виноваты, соответствующие отчеты были отправлены в учебное заведение, что и послужило причиной для их отчисления. В дальнейшем, разобравшись в инциденте, руководство предложило ему восстановление, однако Вадим уже считал это несправедливым и отказался от возвращения в вуз.
Тем не менее юноша не растерялся и устроился в театр, где работал на сцене, что дало ему возможность узнать много нового о профессии актера и театральной жизни. Вскоре Спиридонов поступил во ВГИК в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
Первые роли
Первой киноработой для Спиридонова стала небольшая роль рабочего в фильме «У озера» 1969 года своего мастера Сергея Герасимова. На тот момент Вадим всё еще был второкурсником, но уже уверенно сыграл в паре с Василием Шукшиным, получившим известность и уважение.
Артист высоко оценил работу Спиридонова в кино и пригласил его для участия в своей следующей ленте «Печки-лавочки». В это время актер также участвовал в военной драме «Горячий снег», основанной на романе Юрия Бондарева.
Вечный зов
Уникальная внешность и сдержанные манеры Спиридонова сыграли важную роль: режиссеры часто приглашали его на роли отрицательных героев. Это стало заметно после первого его появления на экране в фильме «Любовь земная»: он исполнил роль фашистского подручного-предателя, изобразив персонажа так, что именно он стал наиболее ярким запоминающимся в истории фильма. При этом игра Вадима была настолько убедительной, что он не раз на улице слышал недовольные возгласы: «Предатель идет!».
Роль еще одного предателя, Федора Савельева в «Вечном зове», стала знаковой для актера. За нее Спиридонов получил Государственную премию СССР, но не менее интересной стала волна слухов о его таинственном прошлом: якобы он вырос в сибирской тайге, имел связи с криминальным миром и отбывал срок в колонии общего режима. Журналисты пытались взять у него интервью, но безрезультатно. Вадим избегал публичности и защищал свою частную жизнь, однако слухи неизменно продолжали о нем возникать. Говорили даже, что он сильно выпивает, однако сам Спиридонов давал поводы для таких сплетен, иногда отказываясь от неинтересных ролей словами: «Прости, старик, я сейчас в запое».
На самом деле он никогда не увлекался алкоголем – это было связано с его плохим состоянием здоровья, в частности, с болезнями почек.
Любовь земная
Все упомянутые вещи: вечеринки с алкоголем и многочисленные романы – были не для него. Спиридонов был серьезным и основательным человеком. С юности он был предан одной женщине. Валя, девушка с его улицы, была старше его на несколько лет и относилась к нему с дружелюбным снисхождением. Вадим же пытался привлечь её внимание: иногда дразнил её, дергая за косичку или бросая в нее снежками. Это продолжалось несколько лет, в ходе которых их отношения постепенно переходили от игривых подшучиваний к долгим вечерним прогулкам. Когда Вадиму исполнилось 18, он и Валентина направились в ЗАГС, чтобы узаконить свои отношения. Это стало тем самым редким и невероятным моментом, когда они обретали друг друга навсегда. Несмотря на любовь поклонниц, ни разу он не давал своей жене повода для ревности, хотя она все равно ощущала непрекращающуюся зависть.
Случилась одна напряженная история: Спиридонову позвонила начальница женской колонии и сказала: «Вадим Семенович, по вам плачет тюрьма». Она приглашала его на встречу с заключенными. Когда артист появился в колонии, женщины не желали его отпускать, и его приходилось выводить под конвоем.
Тем не менее дома он проводил время с любимыми книгами по философии и медицине, часто бывал в театре со своей женой. Так они вместе прожили 26 лет — как один день счастья. Детей у них не было, и они планировали усыновить, но, к сожалению, время на это не хватило.
Говорят, что незадолго до своей смерти известный астролог сделал Валентине предсказание, что она вскоре останется одна. Она не поверила: разве они могли расстаться? Но, увы, это оказалось правдой.
По вам плачет тюрьма!
Со временем супружеская пара столкнулась с новым испытанием — стремительной известностью Вадима Семеновича. В 70-х годах он уже блестяще снялся в фильмах «Печки-лавочки», «Петр Рябинкин», «У озера». Поклонницы буквально преследовали Спиридонова возле его дома, что вызывало сильные симптомы ревности у Валентины, особенно когда ее муж снимался в фильме «Вечный зов», где ей приходилось наблюдать откровенные сцены между его персонажем и актрисой Тамарой Семиной.
Однажды, отвечая на телефонный звонок, он услышал женский голос: «Вадим Семенович, по вам плачет тюрьма!» В этом случае звонила начальница женской колонии с предложением выступить перед заключенными. И на самом деле тюрьма лила слезы во время его выступления — настолько сильно, что за актером пришлось вызывать конвой с автоматами, чтобы его вывели от поклонниц.
При этом Валентина уверяла, что Спиридонов был преданным мужем и никогда не давал ей повода сомневаться в его верности — он тактично избегал поклонниц, а когда уходил на съемки, то писал ей письма и на выходные всегда возвращался домой.
Вадим Семенович был не только успешным актером, но и пробовал себя в роли режиссера и дублера. Его голосом дублировали множество зарубежных артистов. Кроме того, он умел так ловко менять свой голос, что иногда озвучивал несколько персонажей в одной и той же ленте.
Однако с началом перестройки в киноиндустрии начались проблемы, и вскоре Спиридонов стал ощущать усталость. В конце 1989 года он заговорил с женой о своей смерти, заявив, что было бы неплохо уйти из жизни 7 января. Валентина не восприняла его слова всерьез, лишь упрекнула его за стремление оставить этот мир в праздник. Затем он добавил, что постарается умереть пораньше.
7 декабря 1989 года, накануне дня рождения жены, Вадим собрался на съемки в Минск и решил немного полежать перед поездкой. Когда Валентина зашла разбудить его, он уже не дышал. Причиной его смерти стала сердечная недостаточность — ему было всего 47 лет…
На грани добра и зла
Одной из самых узнаваемых ролей Спиридонова стала роль Федора Савельева в телесериале «Вечный зов». Первый эпизод вышел на экраны в 1976 году и мгновенно завоевал любовь зрителей, а три года спустя появился его продолжение, а в 1983 году — финальная часть.
Сюжет сериала охватывает значительный период в истории СССР и в нем рассматриваются судьбы троих братьев Савельевых. Вадим сыграл роль среднего брата, Федора Силантьевича, чья судьба полна мучений и изменения: он предает свои идеалы и примыкает к фашистам.
Жена Спиридонова, Валентина, вспоминала: «Интересно, что положительным его персонажем назвать нельзя, но у зрителей он вызывал только добрые чувства. Это высший пилотаж для актера – создать противоречивый образ, находясь на грани добра и зла».
Для реализации этой сложной роли Вадиму Семеновичу приходилось демонстрировать масштабный диапазон, его персонаж менялся от 16-летнего юноши до 40-летнего мужчины, каким Федор стал во время войны. Валентина с восхищением упоминала об этом: «Когда Вадиму нужно было выглядеть молодым, ему даже приходилось брить грудь, чтобы скрыть свой настоящий возраст. Затем он мог провести целый день в бане, теряя несколько литров жидкости, и, отказываясь от пищи и воды. А через два дня, перевоплощаясь в взрослого Федора, поглощал борщ кастрюлями! Это было страшное испытание!»
Земное счастье Вадима Спиридонова: 27 лет брака против воли родителей и трагическое предсказание
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Вадим Спиридонов был одним из самых ярких и талантливых актёров советского кинематографа. Роли Федора Савельева в «Вечном зове», Фёдора Макашина в «Любви земной», полковника Деева в «Горячем снеге» — эти образы, как и многие другие, навсегда останутся в памяти зрителей. Он обладал запоминающейся внешностью и выдающейся харизмой. Несмотря на то, что у него было множество поклонниц, Спиридонов всю свою жизнь, начиная с юных лет, оставался верным одной женщине. Они провели вместе 27 лет, а затем Вадим сам предсказал дату своего ухода из жизни…
Один раз и на всю жизнь
Вадим и Валентина познакомились еще в детстве, и несмотря на то что их чувства казались окружающим несерьезными, для самих них это было очень серьезно. Они могли пройти и дня не видя друг друга, пока разлука не воспринималась как настоящая трагедия.
Когда Валентина решительно заявила родителям о своем намерении выйти замуж за Вадима Спиридонова, ее мать нашла способ помешать этому: она спрятала паспорт своей дочери. Вадим же предусмотрительно носил свой документ всегда с собой.
Нежелание матери признать выбор дочери объяснялось тем, что она видела более удачного партнера для Валентины — сына дипломата, который проявлял симпатию к ней. Однако Вадим тоже был другим юношей из приличной интеллигентной семьи: отец — инженер, мать — главный бухгалтер. Однако его мечта об актерской карьере могла быть не по душе родителям его невесты.
Но чувства этих молодых людей оказались сильнее различных предрассудков. Они вместе отправились в романтическое путешествие на теплоходе от Речного вокзала в Мышкин. Валентина стояла у штурвала, наслаждаясь видами, когда неожиданно Вадим обратился к ней с мыслью, что даже по воле судьбы они, в конце концов, не могли бы разлучиться. Невозможность быть друг без друга побудила его предложить ей руку и сердце.
Скоро они подали заявление в ЗАГС, но подписание их брака не состоялось в назначенный день, так как в преддверии этого события они сильно поссорились и просто не пришли. После ссоры Вадим целые сутки провел, отвернувшись к стене и, кажется, плакал.
Валентина и Вадим долго не виделись. На тот момент юноша уже успел поступить в Школу-студию МХАТ и принимал участие в различных театральных постановках. Валентина пришла туда с подругой, увидела Вадима за работой и осталась завороженной. В свою очередь, Вадим не мог отвести взгляда от неё. После этой встречи они больше не расставались.
Семейная жизнь
Родители Валентины в конечном итоге смирились с её выбором, а вскоре после свадьбы не только приняли, но и полюбили Вадима всей душой. Однако проблемы в образовательном учреждении не закончились: Вадима отчислили через полгода из Школы-студии из-за драки. Всего через полтора года он и Валентина снова подали документы в Щукинское училище, но родные девушки вновь воспротивились, настаивая на том, чтобы она выбрала более устойчивую и солидную профессию.