Позже актриса приняла участие в ещё одном проекте Тодоровского. На этот раз Елена Алексеевна была в роли Ани Крюковой, в послевоенной романтической драме под названием «Анкор, ещё анкор!». За это выступление артистка получила свою вторую награду Ника и приз кинофестиваля «Созвездие».
Елена Яковлева
Елена Яковлева, известная актриса российского кинематографа, запомнилась зрителям множеством впечатляющих ролей. За свои достижения в мире искусства Елена, заслуженная артистка России, была удостоена Государственной премии и была представлена к ордену Почёта.
Её жизненный путь начался в небольшом городке Новоград-Волынском. Мать, Валерия Павловна, трудилась в местном научно-исследовательском институте, а отец, Алексей Николаевич, исполнял военные обязанности. Частые переезды, связанные с работой отца, сделали детство Елены взволнованным: она часто становилась «новенькой» в разных школах. В дополнение к учёбе девочка также заботилась о младшем брате и помогала маме в домашнем хозяйстве.
С юных лет Елена мечтала о сценической карьере. Интересно, что её бабушка, крепостная, когда-то выступала в театре у своего помещика. Возможно, это привело к тому, что стремление к выступлениям закрепилось в крови Яковловой. На выпускном вечере Лена загадала желание стать актрисой, и эта мечта вскоре осуществилась.
После завершения школы в 1978 году Елена попыталась поступить в Харьковский институт культуры, однако её первичная попытка обернулась неудачей. В течение двух лет она работала библиотекарем, картографом и комплектовщицей на местном радиозаводе, откладывая деньги для новой попытки осуществить свою мечту — покорить Москву.
В 1980 году её мечта осуществилась: она приехала в Москву и, не теряя времени, поступила в ГИТИС с первой попытки. Первый экзамен стал для неё настоящим представлением — комиссия осталась под впечатлением от её оригинальности и театральной подачи. Примером может служить её исполнение басни о воробье и лисице, когда в ходе выступления она неоднократно вставала на стул, лишь затем упала и застряла в него.
Елена также читала отрывок из произведения Льва Толстого, падая на колени для создания большей драматичности в исполнении. Члены комиссии были вынуждены стоя слушать её, поскольку сидя не могли видеть девушку за столом. В результате нашего талантливого абитуриента зачислили в мастерскую Владимира Андреева.
Елена Яковлева в театре
После завершения обучения в вузе, Яковлева начала свои театральные выступления в труппе Современник. Театр согласился принять её без разногласий, что весьма необычно для театральной практики. Первой ролью Елены в Современнике оказалась комическая: в спектакле «Дни Турбиных» актрисе выпало изображать девушку, которую по очереди пытали красногвардейцы и белогвардейцы. По задумке режиссёра, её крики звучали за кулисами, и только через пять месяцев настройки крик был записан.
Елена также вышла на сцену в роли Гитель в спектакле «Двое на качелях», поставленном Галины Волчек по пьесе Уильяма Гибсона. Позже актриса успешно исполнила роль Наташи в «Трёх сестрах» Антона Чехова и главного врача в «Навеки девятнадцатилетних», а также Галину в «Близнеце».
К 1986 году Яковлева решила покинуть Современник ради Театра имени М. Ермоловой. Однако впоследствии артистка оценила это решение как ошибку и, спустя три года, вернулась назад в родной театр.
Вернувшись в Современник, Елена служила там до 2011 года, исполнив множество ярких ролей. Среди них блаженная Ольга в пьесе Николая Коляды «Мурлин Мурло», Элиза Дулиттл из «Пигмалиона» Бернарда Шоу, Варя из «Вишневого сада» и Тамара, главная героиня мелодрамы «Пять вечеров».
Артистка сообщила, что основной причиной её ухода стало отсутствие новых проектов и значительных предложений. После десяти лет службы в Современнике она смогла получить лишь одну заметную роль, а остальные предложения казались ей формальными, что не позволяло сохранить чувство собственной значимости.
Как оказалось, последней каплей стало предложение о новой роли, когда во время репетиций её переназначили на третьестепенную роль, что сильно задело актрису. Современник, в свою очередь, сообщил прессе, что поведение Яковлевой было оскорбительным, а её заявления казались надуманными.
Тем не менее, актриса не оставила театральную сцену и продолжила выступать в антрепризных постановках, таких как «Бумажный брак», где она сыграла в трио с Сергеем Маковецким и Даниилом Спиваковским, а также участвовала в музыкальной комедии «Территория любви».
В 2018 году актриса вновь вернулась в родной театр, пригласив её Галина Волчек на роль в новой постановке «Играем… Шиллера». С тех пор Елена Яковлева регулярно гастролирует по городам России и продолжает играть в столице в Театре имени А. С. Пушкина в спектакле «Эта прекрасная жизнь» и в Центре драматургии и режиссуры в мелодраме «Старый дом».
Первая любовь Елены Яковлевой – театр Современник
С самых детских лет Елена Яковлева мечтала о театре и хотела стать актрисой. По окончании школы она попробовала себя в самых разных профессиях, однако конечной целью было накопить деньги для поездки в Москву и поступления в ГИТИС.
Смешные истории связаны с её вступительными экзаменами. Елена говорит, что смогла рассмешить приёмную комиссию до слёз, когда выступала перед ними с собственно придуманный интерпретацией. Во время исполнения монолога Катюши Масловой из «Воскресения» Толстого, она заставила комиссию слушать её стоя. Вот как сама актриса описала этот момент:
В небольшой комнатке за столом сидит комиссия, напротив меня стою я. Я объявляю: «Воскресение», Лев Толстой. А у Толстого написано: Катюша Маслова рухнула на колени. Вот и я рухнула на колени. А им ничего не было видно, пришлось встать, и практически весь мой монолог они слушали стоя.
Сразу же, с первой попытки её приняли в ГИТИС, что, на самом деле, довольно редкое явление. Также, как и единогласное решение принять её в труппу Современника, что тоже случается крайне редко. Эта любовь к театру показала себя в её преданных чувствах — даже после расставаний она всегда сохраняла тепло к этому месту, как к первой любви.
Антон Андросов и Елена Яковлева. Кадр из фильма «Плюмбум, или Опасная игра», 1986 г.
Однако, после двух лет совместной работы, Елена решила перейти в Московский театр имени Ермоловой, где проработала три года, но вскоре вернулась. Приняли её, как всегда — исторически с теплом, что для Современника весьма необычно.
Спустя более двадцати лет их отношений, Яковлева вновь покинула театр, уже вместе с супругом Валерием Шальных.
…Все становятся взрослее, и театр уже не тот, который я безумно любила. В последние годы он стал резко меняться, и, к сожалению, не в лучшую сторону. Теперь он совершенно изменился — стал похожим на многие другие… — так говорила Яковлева о своём расставании.
Тем не менее, настоящая страсть к театру не угасла. Через семь лет после недолговременного расставания Елена вновь вышла поддержать Современник, исполнив свою первую роль, которую играла в 2000 году — королеву шотландскую Марию Стюарт в спектакле «Играем… Шиллера!». Это произошло по просьбе Галины Волчек, художественного руководителя театра.
Вторая любовь Елены Яковлевой – муж Валерий Шальных
История её любви с супругом Валерием, с которым Елена Алексеевна уже более 38 лет вместе, не была безоблачной. Сначала отношения были бурными с Виктором Раковым, и позже последовал студенческий брак с Сергеем Юлиным.
Виктор Раков настойчиво ухаживал за молодой студенткой и в конечном итоге завоевал её сердце, однако роман завершился без скандалов на втором курсе.
Елена Яковлева с мужем Валерием и сыном Денисом. Фото из семейного архива Валерия и Елены, valerij-shalnyh.narod.ru
С Сергеем Юлиным, однокурсником, Елена также заключила брак. Как сама актриса делилась, она сделала это, чтобы не отставать от подруг:
Все мои подружки начали выходить замуж, и я решила сделать то же самое, но вскоре мы осознали, что не сможем жить вместе. Когда Сергей уехал в Читу к родителям, мы поняли, что отношения окончены.
С главной любовью своей жизни, Валерием Шальных, Елену познакомил театр Современник. Вначале это были лишь дружеские отношения, но со временем, во время многочисленных гастролей, они начали понимать друг друга и решили создать пару. После пяти лет гражданского брака они зарегистрировали свои отношения в Грибоедовском загсе Москвы — это произошло лишь для того, чтобы их могли селить в один номер во время гастролей.
В их совместной жизни были и трудные времена, как это бывает в любой семье, но каждый раз удавалось находить способы разрешить конфликты. Смешной случай произошёл, когда пара взяла больного спаниеля, что сплотило их ещё больше.
Мы, безусловно, добрые товарищи — так говорит Елена Алексеевна о своём муже, выражая благодарность за его помощь в домашних делах, с которой ей иногда не удаётся справиться из-за плотного рабочего графика.
Карьера Елены Яковлевой
Первый шаг к осуществлению мечты Елены о сцене оказался неудачным. В Харьковском институте культуры ей сказали, что у неё не хватает сценической харизмы. После этого она устроилась работать библиотекарем, затем продолжила свою карьеру на заводе электроаппаратуры в роли комплектовщицы, освоила профессии картографа.
Елена Яковлева в молодости
С каждой заработной платой Яковлева отводила деньги, чтобы собрать достаточную сумму на поездку в Москву. В 1980 году она наконец-то приехала в столицу и с первой попытки поступила в ГИТИС под руководством В. Андреева.
Фильмы с Еленой Яковлевой
Елена Яковлева дебютировала в кино в студенческие годы, сыграв роль цирковой артистки Леры в мелодраме «Двое под одним зонтом». Эта роль была исполнена в фильме, где её партнёрами были такие мастера, как Иннокентий Смоктуновский и Наталья Андрейченко.
Елена Яковлева в «Двое под одним зонтом»
После окончания института актриса мастерски сочетала работу в театре с кино. Она снималась в таких картинах, как «Плюмбум, или Опасная игра», «Время летать», и «Шаг», однако эти роли не принесли ей широкой известности.
Елена Яковлева в «Плюмбум, или Опасная игра»
Знаменитой Елена стала после выхода фильма «Интердевочка» режиссёра Петра Тодоровского, где она ярко и реалистично продемонстрировала трагическую судьбу Тани Зайцевой. Работу артистки высоко оценили на нескольких кинофестивалях, и она была удостоена звания Лучшей актрисы года и награды Ника за Лучшую женскую роль.
Елена Яковлева в «Интердевочка»
Успех в «Интердевочке» открыл ей двери к сотрудничеству с ведущими режиссёрами страны. Пётр Тодоровский предложил ей ещё одну роль в драме «Анкор, ещё анкор!», где она снова завоевала премию Ника и несколько призов на международных кинофестивалях.
Елена Яковлева в «Анкор, еще анкор!»
Тодоровский также снял её в двух других своих картинах: «Какая чудная игра» и «Ретро втроём». Кроме того, она успешно исполнила множество комедийных ролей, среди которых «Самый лучший день», «Страна чудес», и «Ёлки новые».
Елена Яковлева и Дмитрий Нагиев в «Ёлки новые»
В 2002 году Елене было присвоено звTitles Народной артистки Российской Федерации. В 2006 году она удостоилась Ордена Почёта за значимый вклад в развитие театрального искусства и творческих достижений.
Елена Яковлева в сериалах
В 1994 году на экраны вышел сериал «Петербургские тайны», в котором Елена сыграла княжну Анну Чечевинскую. Обратите внимание, что яркая звезда Сергей Безруков также исполнил в этой ленте роль корнета Стевлова.
Личная жизнь и мужья Елены Яковлевой
В личной жизни Елены Яковлевой было два брака. Первый отличается скоростью и продолжительностью, а со вторым супругом она счастлива уже более тридцати лет.
Первый муж Елены Яковлевой
Первая любовь в лице драматического актёра Сергея Юлина, который старше Елены на четыре года, также была краткосрочной. Они поженились во время учебы в ГИТИСе, однако через шесть месяцев расстались.
Елена Яковлева и Сергей Юлин в молодости
По словам Яковлевой, её решение выйти замуж тогда создалось лишь под влиянием обычаев среди её подруг, уже состоящих в браке. В нынешний момент Сергей Юлин управляет Забайкальским краевым драматическим театром.
Елена Яковлева и Валерий Шальных
Елена познакомилась со своим вторым мужем Валерием Шальных, когда она пришла в театр Современник, где он уже работал. На тот момент он был дважды женат и находился в процессе развода.
Елена Яковлева и Валерий Шальных
Роман начался во время длительных гастрольных туров Современника по Иркутску. В течение пяти лет они жили в гражданском браке, и в марте 1990 года решили узаконить свои отношения в столичном ЗАГСе.
Елена Яковлева с мужем
В 2011 году Валерий вместе с Еленой покинул театр Современник, оставив там более тридцати лет. У Валерия от его предыдущего брака есть дочь по имени Катя, и у Яковлевой с ней доверительные, дружеские отношения.
Начало актерской карьеры
В 1978 году, после окончания школы, Елена Яковлева попыталась поступить в Харьковский институт культуры, но не сдала экзамены. После этого ей сказали, что она лишена сценической харизмы. Тогда она устроилась работать библиотекарем в Национальной библиотеке имени Короленко Харькова и позднее — комплектовщицей на радиозаводе.
Однако желание развиваться в театре не покидало её, и в 1980 году она всё-таки отправилась в Москву. Она привезла с собой лишь небольшую сумму денег и оказалась на вокзале, где провела четыре дня, а потом поселилась в дешёвой гостинице. Трудности не стали для неё преградой, и Яковлева решила покорить ГИТИС. На вступительных экзаменах она прочитала знаковый монолог Катюши Масловой из «Воскресения» Льва Толстого. Её выбор не был случайным: с детства актрису впечатляла игра Тамары Семиной, которая сыграла эту роль в экранизации Михаила Швейцера. Яковлева поступила в ГИТИС, с первого раза, и попала в мастерскую Андреева.
Студенты порой сравнивали её с уже знаменитой Гундаревой, так как она была пухленькой светловолосой девушкой и весила около 68 килограммов — позже актриса похудела до 45 килограммов. Это сравнение воодушевляло её, ведь её считали одной из талантливых актрис своего поколения.
Ещё будучи студенткой, Елена впервые вышла на экраны в качестве актрисы. На третьем курсе она приняла участие в съёмках музыкальной комедии «Двое под одним зонтом». Несмотря на то, что дебютная роль была небольшой, это не помешало ей работать вместе с мастерами, такими как Иннокентий Смоктуновский и Наталья Андрейченко. Актриса вспомнила: «Меня позвали на пробы к фильму ‘Двое под одним зонтом’ на Одесскую киностудию. Приехав на место, я решила подойти к пляжу, чтобы немного загорать. Полежала под солнцем всего час, и когда приподнялась, оказалась сгоревшей, как рак. У той поры еще не было солнцезащитных кремов, и когда я пришла на киностудию, ощутила жгучую боль. Спасибо режиссёрам, что, не смотря на все проблемы, меня утвердили,” – делилась опытом актриса.
Яковлева и Современник
После окончания ГИТИСа в 1984 году, Елена Яковлева стала полноценной актрисой театра Современник. Она всесторонне внедрилась в труппу, что, безусловно, стало замечательным событием, поскольку все члены художественного совета единогласно проголосовали за её приём. В этом же году состоялся её дебют на сцене знаменитого театра, где она сыграла Гитель Моска в спектакле «Двое на качелях», поставленном Галины Волчек по произведению Уильяма Гибсона. Её последующие роли принесли ей популярность и признание: «Три сестры», «Навеки девятнадцатилетние», а также «Близнец».
В 1986 году ей поступило предложение перейти в Московский театр имени Ермоловой, что она и сделала; однако позже она охарактеризовала этот выбор как ошибку. В этом театре Елена провела три года и сыграла в таких спектаклях, как «Костюмер», «Снег недалеко от тюрьмы» и «Прощай, Иуда». В 1989 году Яковлева вернулась в Современник, где стала одной из ведущих актрис.
Личная жизнь Елены Яковлевой
Елена Яковлева в первый раз вышла замуж за своего сокурсника Сергея Юлина. Они много времени проводили вместе, включая тренировки и репетиции, и поэтому решили попробовать совместную жизнь. Однако их отношения продлились всего полтора года — в 1985 году пара разошлась.
О её первом браке высказался сам Юлин:
— Мы поженились в мае 1984 года, когда Лена училась на последнем курсе. В магазинчике на Арбате купили мне светло-серый костюм, а Лене праздничное платье в линейном отделе. Оно выглядело очень нарядно: длинное, льняное, с вышивкой. К нему отлично подошли золотые сапожки, которые родители ей привезли из Германии. После регистрации мы отправились в ресторан «Славянский базар», где весело отметили это событие в кругу друзей…
Семья жила в гармонии, пока через десять месяцев Яковлева не узнала об ожидании малыша. Вполне ожидаемо, молодые не были готовы стать родителями и решили прервать беременность. После этого Елена поняла, что её чувства к мужу не были искренними.
Все мои подруги повально выходили замуж. И я поступила так же, но вскоре мы оба поняли, что совместная жизнь не для нас. Он уехал в Читу к родителям и вскоре отношения окончились. Спустя много лет я увидела его в Чите, где он стал главным режиссёром театра, в котором я выступала. Мы мило пообщались.
Попав в труппу Современника, Яковлева познакомилась с актёром Валерием Шальных. На протяжении пяти лет они жили в гражданском браке, а официально зарегистрировали свои отношения только в 1990 году. Свидетелем на их свадьбе был известный актёр Игорь Кваша.
— Мы чувствуем друг друга. Когда мой муж возвращается домой, я сразу понимаю, расстроен он или счастлив. Если я хочу драмы, реагирую на его настроение соответствующе. Каждый вечер нам интересно вместе — ни за что не наиграемся! — делится тёплыми чувствами звезда о своём браке.
В 1992 году у Яковлевой родился сын Денис. Несмотря на плотный график, актриса уделяла много времени воспитанию, поддерживая сына в его выборе. Сначала он пошёл на режиссёрский факультет, но вскоре увлёкся фитнесом и стал тренером.
В конце 2010-х СМИ начали активно писать о Денисе, когда он стал замечен благодаря своим ярким прическам и татуировкам, включая экстравагантные на лице.
— Я начал с гроба на щеке, это очень мрачная татуировка. Вся эта загробная символика очень негативно влияет на жизнь молодых людей, особенно на их эмоциональное и физическое здоровье. Безусловно, внешние изменения должны затрагивать внутреннее состояние человека, — заметил в своих соцсетях Денис.
На сына в социальных сетях обрушилась волна критики, и его мать, звёздная Яковлева, тоже поддержала решение безумного сына — сама, в свою очередь, решила набить татуировку на спине.
— Я понимаю, что это болезненно. Но он такой, каков он есть. Возможно, он пытается себя немного наказать, может, потому что он Скорпион по гороскопу, — прокомментировала мать.
Здоровье Елены Яковлевой
В 2014 году в СМИ стали активно распространяться слухи о смерти Елены Яковлевой, хотя это было полным вымыслом. Первая информация возникла благодаря одному жёлтому ресурсу, который подхватили остальные. Однако произошло недоразумение, и сама Елена удивилась сообщению, прося не пугать своих поклонников и семью подобными известиями.
Стали известны слухи после её интервью о клинической смерти. Во время выступления ей стало плохо, но она, доработав спектакль, попала на операционный стол. Врачи обнаружили у неё язву желудка, но во время операций её сердце остановилось.
— Никакого страха я не испытывала. Передо мной был яркий свет, и меня тянуло к нему. Эти ощущения сложно передать словами. Вскоре я вернулась в сознание — была жива, — вспоминала переживания актриса.
Надо отметить, что эти события происходили не в 2014, а много месяцев назад, но звезда лишь недавно призналась в этом.
— Я бегу к врачам лишь тогда, когда что-то становится действительно серьёзным. Я долго лечила ухо, так как попала в море и начала испытывать осложнения. Но из-за плотного рабочего графика мне было трудно на это время отдохнуть, и поэтому лечение затянулось более чем на месяц, — делилась актриса.
У Яковлевой также были проблемы с рёбрами, что стало следствием старой травмы. В 2016 году она потеряла голос более чем на три месяца из-за недуга голосовых связок.
К тому же, Елена решилась на пластические операции, чтобы остановить время и сохранить молодость.
— Я не люблю мысль о старости. Я иногда делаю уколы красоты, однако, из-за загруженности постоянно пропускаю процедуры. Понимаю, что не смогу избежать старения. Иногда это меня тревожит, но также подстёгивает бороться за красоту, — откровенничала она в интервью для YouTube-канала «Эмпатия Манучи».
В сорок лет Елена сделала небольшую подтяжку, а потом, на следующий год, решилась на более серьёзные изменения, что, поверьте, её кампания проводила с определённым известным косметологом, который ранее работал и с такими звёздами, как Гурченко.
— Повторюсь, в 41 год у меня была круговая подтяжка лица у очень хорошего специалиста, который делал такие операции и в советские времена. Это была моя первая операция, а позже он отказался, считая, что все в порядке — больше не нужно делать вмешательства, — делилась она в передаче «Спасите, я не умею готовить».
По материалам Фонтанка.ру, 7 дней, СтарХит, Телепрограмма, Караван историй, Пиплток.