Мощи святых

Православная Церковь официально приняла обряд почитания мощей святых в 787 году на Втором Никейском соборе. С того времени в церковных уставах стало распространяться учение о мощах как о носителях божественной благодати, которые необходимо хранить и почитать.

Мощи святых: Почитание святых мощей

Мощи святых. Почитание святых мощей

Термин «мощи» в славянском языке является переводом греческого слова «липсана» и латинского «реликвия», что в буквальном смысле на русский язык переводится как «останки». Это слово охватывает любые останки умершего, а именно то, что сохранилось от человеческого тела после его смерти. Подобно этому, термин «мощи» использовался и в церковнославянском языке на протяжении века и остается таковым.

Мощи святых

Мощи святых угодников служат знаком особой благодати, которая присутствует на праведнике, чьи останки мы чтим. Дополнительные сведения об этом явлении будут изложены в нашей статье!

Что представляют собой мощи святых?

В Священном Писании также сказано: «Кости ваши расцветут» (Ис. 66. 14), подразумевающее праведников.

мощи святых. Почитание

Термин «мощи» в славянском языке переводится с греческого слова «липсана» и латинского «реликвия», означая «останки». Это обозначает не только очевидные останки покойного, но и все, что осталось от его тела после смерти. Также в церковнославянском языке данный термин имеет аналогичное значение.

В обрядовой практике погребения мирских, священнических и младенческих лиц встречаются фразы: «мощи усопшего находятся в доме», «взяли мощи усопшего», «отходим к церкви», «молитва произносится близ мощей», «вложенные мощи в гроб» и т.д. Если обратить внимание на этимологию слова «мощи», происходящего от корневого «мощь» — сила, становится очевидным, что этим термином обозначаются не тела умерших в целом, а именно их кости, так как основная физическая сила человека, по договоренному убеждению, заключается именно в костях, а не в мягких частях тела (плоти); мы называем крепким и сильным человека с хорошо развитым костным составом, у которого мощная грудная клетка. В русских летописях XV и XVII веков мощами именовались в основном именно кости.

В одном из исторических документов 1472 года рассказывается об открытии гробов московских митрополитов, находящихся в Успенском соборе: «Иона был целиком найден, а у Фотия только части его мощей» (Собрание русских летописей. Т. VI. С. 195). В 1667 году сообщалось, что мощи преподобного Нила Столбенского, согласно донесению Новгородского митрополита Питирима, «гроб и святое тело его преданы земле, а его святые мощи все целы» (Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи археографическою экспедициею Императорской Академии Наук. СПб. Т. IV. С. 156). Очевидно, в обоих случаях под мощами подразумевались только кости. На языке древней церковной литературы выражение «нетленные мощи» обозначает не нетленные тела, а лишь сохранившиеся неразложившиеся кости (Голубинский Е. Е. Канонизация святых. С. 297-298).

История как древней христианской Церкви, так и Русской Церкви подтверждает, что мощи всегда именовались и среди верующих благоговейно почитались любые останки святых мучеников, великих подвижников, которые сохранились хоть в виде костей, а иногда и просто в виде праха.

Например, святой Игнатий, епископ Антиохийский, был брошен на растерзание диким зверям во времена императора Траяна. Это привело к тому, что его тело было полностью пожрано зверями, и лишь совершенно небольшое количество самых твердых костей осталось. Эти святые останки были с благоговением собраны верующими.

Священномученик Поликарп, епископ Смирнский, стал жертвой меча и впоследствии был сожжен в 156 году. Тем не менее, уцелевшие от огня кости и пепел спасены и почитались христианами дороже многих драгоценностей и золота. Латинский церковный писатель Пруденций упоминает: «Верующие собирают пепел сожженных святых тел мучеников, а также очищенные кости и стараются сохранить их дома, в качестве священного дара и залога благополучия».

Святой Иоанн Златоуст также отмечает о мощах антиохийского мученика Вавилы, что после долгих лет после его погребения в его гробу остались только кости и прах, которые были с большой честью перенесены в гробницу в предместье Дафну.

Пресвятой Лукеан, в свою очередь, рассказывает о найденных им мощах святого архидиакона Стефана, что от его костей процежены лишь весьма маленькие кусочки, а всё тело его обратилось в прах. «С псалмами и песнями понесли эти мощи блаженного Стефана в святую церковь Сион»… А блаженный Иероним также указывает, что весьма почитаемые мощи пророка Самуила сохранились в виде праха, в то время как мощи апостолов Петра и Павла — в виде именно костей (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 35, прим.).

Мощи для христианэто не подтверждение факта смерти святого, а свидетельство грядущего воскресения

Святители Иоанн Златоуст и Амвросий Медиоланский утверждали, что мощи святых мучеников являются прежде всего свидетельствами ран, которые они получили за Христа. В те дни Церковь воспринимала мучеников как свидетельников реальности вечной жизни, ведь греческое слово «martyros», ставшее русским «мученик», в действительности переводится как «свидетель». Готовность мучеников страдать за Христа показывает их веру в Него как Спасителя; их доверие к славному Воскресению Христовому и в предстоящее воскресение всех людей; убеждение, что смерть после Воскресения Христова — не окончание, а начало новой жизни в блаженной вечности, где Бог будет всё во всем (1 Кор. 15:28).

Это интересно:  Жена и сын Дмитрия Нагиева: легко ли быть частью биографии и личной жизни звезды

Поэтому свидетельство мучеников так высоко ценится христианами. Они продемонстрировали, что для них смерть не имеет значения, если ты стоишь на стороне Истины. Они отстояли свою веру, согласившись заплатить за неё самую высокую цену, с точки зрения мира, — цену собственной жизни. Мученики были настолько уверены в вечной жизни, что не испугались расстаться с пройденной земной жизнью.

На этой уверенности основана и сама Церковь, ведь, как говорит апостол Павел, если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна (1 Кор. 15:17). И именно эта вера составляет основу главного таинства Церкви — Евхаристии, когда миро, которое верующие приносят, и вино преобразовываются по молитве Церкви в Тело и Кровь Христовы, в Его преображенную Воскресением, обоженную (человеческую, но нераздельно соединенную с Божеством) плоть.

И символично то, что свидетелями этого чуда, которое происходит в каждом православном храме, становятся прославленные Богом мученики, которые присутствуют здесь же, на святом престоле, своей обожённой плотью — святыми мощами!

Тезис 4.

Почитая святые мощи, христиане выражают осознание высокого предназначения человеческого тела

Мощи представляют собой останки тел людей, которых прославил Бог. Однако с точки зрения христиан, тело — это не случайная оболочка для души и вовсе не темница для духа, как, например, утверждал Платон. Напротив, тело является неотъемлемой частью человека, его личностной идентификации. Невозможно смотреть на плоть с пренебрежением и ненавистью, как на нечто менее значимое, ведь Бог сам явил Себя в человеческом теле, умер и воскрес — не только духовно, но целиком телесно.

Физическая реальность Воскресения Христова подчеркивается во всех частях Евангелия. К примеру, воскресший Спаситель ест перед учениками рыбу и мед, разрешает им прикоснуться к Себе и призывает: Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, это Я Сам; ощупайте Меня и посмотрите, ибо дух не имеет плоти и костей, как видите у Меня (Лк. 24:39). Это означает, что с христианской точки зрения наше тело от самого начала предназначено для вечной жизни, и в него заложен потенциал, чтобы воплотить божественный замысел о человеке, касающийся не только души, но и тела.

На первый взгляд можно столкнуться с очевидным возражением: ведь человек умирает! Однако именно в этом и заключается суть: смерть, т.е. отделение души от тела, воспринимается христианами не как естественный процесс, а как катастрофическая последица разрыва меж человеком и Богом, произошедшей десятки тысяч лет назад в момент грехопадения первых людей. Но благодаря Воплощению, Крестной смерти и Воскресению Сына Божьего история стала развиваться в ином направлении. Отныне воскресение, т.е. восстановление первоначальной связи между душой и телом, ожидает всех людей, когда-либо существовавших на земле. Для верующих во Христа и живущих по Его заповедям воскресение станет также восстановлением их связи с Богом. Святые — это те, кто уже продвинулся по этому пути вперед и обрел вечную жизнь, восстанавливая эту связь с Богом ещё при жизни.

Тезис 5.

Благодатные дары мощей

Почитание мощей связано с чудотворной силой, которая приписывается им; считается, что священные дары, полученные святым, сохраняются в его мощах. Главным образом, к этим дарам относится способность исцелять различные болезни и изгонять бесов. По словам Иоанна Дамаскина, «бесы отводятся, недуги исцеляются, немощные исцеляются, слепые видят, прокаженные очищаются, искушения и страдания исчезают». Поэтому храмы и монастыри, где находятся мощи особенно почитаемых святых, становятся местами паломничества (в России одним из таких центров является Киевско-Печерская Лавра); вокруг таких мест могут образовываться особые коренные сообщества исцелённых и тех, кто пережил изгнание бесов. Доступ к мощам мог быть как постоянным, так и временным. В Греческой Церкви мощи, как правило, хранились в алтаре и предлагались верующим только в день памяти святого и в храмовые праздники. Антоний Новгородский в своей «Книге Паломника» (путешествие в Константинополь около 1200 г.) рассказывает о том, что там “есть монастырь святого пророка Илии к которому относится церковь, наполненная множеством мощей святых; в праздничные дни по всей церкви выставляют столы с мощами святых”. Мощи могли носиться в крестных ходах и размещаться на больных. Многие мощи святых источали миро, о чем отдельно сообщается Иоанном Дамаскиным в «Точном изложении веры».

Мощи святых могут быть целыми телами или отдельными частями. Традиция разбивать мощи святых на части и размещать их в разных храмах появилась довольно давно и получила распространение в греческой Церкви. Феодорит Кирский отмечает о святых: “Мужественные души Победоносцев находятся на небе, тогда как тела святых не хранятся в одном гробу, но города и селения делят их между собой и называют их спасителями и врачами душ и тел и чтут их как защитников и хранителей” (PG, 82, 1449). Эта ситуация иногда привела к расхищению останков святых. Например, во время переноса тела константинопольского патриарха Евтихия (+582 г.) почти произошло его похищение перед погребением. Протесты против такого рода действий, как, например, указ Феодосия Великого 386 года о запрете на похищение мощей и продажу их, или послание папы Григория Великого в адрес императрицы Констанции с отказом отправить главу апостола Павла, не оказали длительного влияния.

Это интересно:  Сколько детей у Джигана и Оксаны Самойловой

Мощи могут быть как нетленными, так и тленными. Нетление мощей как свидетельство святости не является обязательным признаком (смотрите канонизацию) и приобрело значение только в более позднюю эпоху. Многие мощи, сохранившиеся до наших дней, и множество древних свидетельств показывают, что мощи это прежде всего кости святых. В повести об обретении мощей первомученика Стефана говорится, что его тело превратилось в прах. Говоря о мощах апостолов Петра и Павла, блестящий Иероним Стридонский называет их «осса венеранда», т.е. почитаемые кости. Мощи апостолов Андрея, Луки и Тимофея, перевезенные в Константинополь императором Констанцием, помещались в небольших ковчежцах, поскольку имели вид костей. Позднее даже афонские монахи часто подчеркивали, что мощи святых, почитаемые на Афоне, также представляют исключительно кости, так как по их объяснению они не требуют сверхестественных знаков для поддержания веры.

Тем не менее, с древнейших времён также существуют случаи мощей в виде нетленных тел. Например, Василий Великий говорит о неповреждённом теле мученицы Иулитты. Однако в более поздние времена нетленность мощей часто рассматривается как свидетельство святости — как действие благодати, пронизывающей тело святого, и как сверхъестественное состояние, соответствующее благодатным дарам чудотворения. Так, в похвале патриарху Арсению (+1273 год), противнику латинофильской политики Палеологов, написанной в конце XIV века, говорится о его неповреждённом теле, приносящем исцеления; нетленные мощи патриарха противопоставляются «раздутому» и безобразному телу его противника Михаила VIII Палеолога; нетленные мощи патриарха воспринимаются как доказательство его святости, в то время как разлагающееся тело императора — как следствие отлучения, которому Арсений подверг Михаила VIII. В русской церкви нетление мощей как признак святости приобрело особую значимость. Понимание нетления как свидетельства святости вступает в сложное взаимодействие с народными представлениями о нетлении, связанных с неправедной смертью, существующими как у греков, так и у восточных славян (умершие под клятвою, заложные покойники). В поздних греческих сочинениях подчеркивается различие между мощами, сохранившимися в виде целых тел, и нетленными телами умерших под клятвой: первые благопристойны, благоуханны и подсохли, вторые же — безобразны, зловонны и раздуваются, как барабаны (как упоминалось выше в описании тела Михаила VIII). Отметим, что представления о святости в христианском понимании и признаки этой святости нередко становились противоположностью традиционных взглядов.

Богословское осмысление почитания мощей

Богословское осмысление почитания мощей базируется на восприятии творения как доброго деяния Божьего, в котором содержится благая воля Творца, Его замысел о спасении мира и его преображении в будущем Царствии Небесном. Мощи святых представляют собой частицы преобразованного вещества, насыщенного божественной благодатью; Царствие Небесное уже целом произрастает в них в этом мире. Святой Амвросий Медиоланский в слове о святых Назарии и Кельсии называет мощи «семенами вечности». Таким образом, почитание мощей рассматривается как почитание тех, кто через свой духовный подвиг воплотил замысел Творца о мире. Блаженный Иероним Стридонский в письме к Рипарию о Вигилянции упоминает: «Мы не почитаем, не поклоняемся и не служим тварям больше Творцу; мы почитаем мощи мучеников, чтобы поклоняться Тому, за Кого они страдали». Этот взгляд Блаженного Иеронима в отношении мощей полностью соответствует известному высказыванию святого Василия Великого о почитании икон («честь, воздаваемая изображению, переходит на первообраз» – PG, 32, 149С).

Особо четко вопрос почитания мощей проясняет святой Иоанн Дамаскин. Поскольку ряд иконоборцев, наряду с поклонением иконам, отрицал и поклонение мощам святых, Дамаскин защищает поклонение мощам в своих произведениях. Он указывает, что «святые при жизни были исполнены Святым Духом, и помимо смерти, благодать Св. Духа пребывает как с душами, так и с телами их в гробницах, также как и с изображениями и святыми иконами, – не по своему существу, но по благодати и энергии» (греч. ού χατ ούσίαν, άλλά χαριτι χαί ένεργεία – PG, 94, 1249CD). Поклонение мощам, как и поклонение иконам, отражает признание важности вещества в процессе спасения (в процессе преображения мира). Дамаскин, акцентируя внимание на Воплощении как исходном пункте этой спасительной работы, говорит: «Я не поклоняюсь веществу, но поклоняюсь Творцу вещества, который стал веществом ради меня, согласившись обитать в веществе и посредством вещества совершить моё спасение. Я же почитаю и благоговею перед остальным веществом, через которое произошло моё спасение, как перед исполненным божественными силами (энергиями) и благодатью» (PG, 94, 1245АВ). Таким образом, мощи являются явлением обоженной твари, через которую осуществляется спасение человечества и преображение вещества мира в обоженное вещество грядущего Царствия.

Сила Божия неделима

Даже самая маленькая частица мощей позволяет прикоснуться к святому и ко всей полноте той божественной благодати, находящейся в праведнике. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что …таково свойство духовных вещей: от разделения на части они не только не уменьшаются, но, напротив, становятся еще более богатыми. Это происходит не потому, что само тело святого является источником исцелений и чудес, а благодаря божественной силе, которая в нём обитает; эта сила является неделимой.

Так же происходит на Божественной литургии, когда священник разламывает Тело Христово на части перед Причастием и опускает их в Чашу, верующие получают не какую-то часть Христа, а принимают Его полностью. Таким образом, они сами во всей полноте становятся частью единого, неделимого Тела Христова.

Это интересно:  Илон Маск: биография и личная жизнь, жены и дети знаменитого миллиардера

Не только останки

Иногда термин мощи также включает в себя всё, что так или иначе соприкасалось со святым во время его земной жизни: одежду, личные вещи, а после смерти — и сам гроб. Эти святыни тоже способны излучать исцеление. Например, сосновый гроб преподобного Сергия Радонежского был настолько почитаем, что богомольцы прикладывались к нему и грызли его почти на треть, настолько сильным было исцеляющее воздействие, исходящее от него.

Яркие детские воспоминания о поездке в Троице-Сергиеву лавру к мощам преподобного Сергия оставил писатель И.С. Шмелев в романе «Богомолье»:

— Не грызите, смотрите! Так и в уединении храним, а то бы всё исчерпали.

После этого он открывает дверцу, за которой я вижу гроб.

— Приложиться можно, но зубами не трожьте только!

Горкин наклоняет меня и шепчет:

— Зубками поточи маленько… не бойся, угодник с тебя не взыщет.

Но я боюсь, лишь стукаюсь немного зубками. Домна Панферовна после и говорит:

— Прости, батюшка Преподобный Сергий… угрызла, с занозцей будет.

И показывает в платочке, так, с занозцей. А Горкин тоже хотел угрызнуть, да нечем, зубы шатаются. Пообещала ему Домна Панферовна половинку дать, чтобы в крестик вмонтировать. Горкин благодарит и обещается дать мне святыньку, когда помрёт.

Святая Матрона — одна из почитаемых в России святых

При жизни Матронушка, как её ласково называют почитатели, была простой слепой крестьянкой, обладающей огромной любовью к Богу. Жители окрестностей вскоре заметили, что силой её молитвы совершаются чудеса. Как говорится в народной поговорке, к ней никогда не зарастала народная тропа. Даже когда сама заболела, она не могла отказать просителям в молитве и продолжала помогать людям до самой своей смерти.

Хранителем мощей св. Матроны стал православный монастырь в Москве, куда по-прежнему приезжают люди, чтобы просить Матрону:

  • помочь в разрешении трудных вопросов;
  • даровать исцеление;
  • поспособствовать успеху в делах;
  • освободить от проклятия бесплодия.

Паломники нередко приходят с просьбами о помощи в поиске пропавших без вести людей или в поисках каких-то вещей.

Мощи святых

Сначала нужно прочитать специальную молитву, затем дважды перекреститься и столько же поклониться глубоким поклоном, касаясь своих рук земли. Только после этого можно целовать священный ящик. Следует повторить обряд наложения креста и поклонов.

О, блаженная мати Матрона, душею пред Престолом Божиим находящаяся, а телом же на земле почивающая, и данной тебе свыше благодатию различные чудеса источающая.

Призри ныне милостиво твоим оком на нас, грешных, в скорбях, болезнях и греховных искушениях доживающих дни свои; утеши нас, отчаянных, исцели наши страшные недуги, от Бога нам попускаемые за грехи наши; избавь нас от многих бед и скорбей; умоляй Господа нашего Иисуса Христа простить нам все наши согрешения, беззакония и грехопадения, которыми мы грешили от моей юности до настоящего дня и часа; да твоими молитвами, получив благодать и великую милость, будем прославлять Троице Единого Бога, Отца, Сына и Святого Духа, ныне, присно и во веки веков. Аминь.

Согласно свидетельствам людей, побывавших у мощей святой Матроны, ответ на моление чувствуется практически сразу: если просящий уходит с миром, это значит, что всё будет хорошо. В случае же тревоги на сердце, это значит, что просьба отклонена из-за несоответствия или отсутствия во благо.

Истории похищения мощей

Понимание великой силы благодати святых мощей привело к тому, что развилось множество попыток завладеть ими. История Церкви сохранила несколько событий, связанных с похищением мощей. Одним из ярких примеров такого случая является история святого Николая Угодника, который изначально был похоронен в Мире Ликийском.

Мощи святых

Святой Николай почитается как покровитель моряков всех стран, как в древности, так и в современном времени. Мореплаватели из Барии во время одного из заходов в порт Мира Ликийского зашли в храм, где хранились мощи Угодника; они связали монахов и украли часть мощей, разделив их на части и переправив в разные страны:

Пострадали и мощи апостола Марка, которые были вывезены из Александрии в Венецию. Из Константинополя на остров Корфу было перевезено тело святого Спиридона Тримифунтского.

Другие события, связанные со святыми мощами:

Православная и католическая церкви, а также сами христиане занимаются исследованиями подлинности останков. Ярким примером служит случай с обретением мощей Серафима Саровского, которые были похищены атеистами и находились в музее атеизма.

Для проверки достоверности была создана специальная комиссия, состоявшая из историков и биологов, которая подтвердила, что были найдены именно христианские останки — мощи преподобного Серафима Саровского.

Важно отметить, что почитание святых мощей Православной Церковью не является случайным; оно основывается на основных истинах веры и на той божественной силе, которая исходит из останков верных до смерти Иисусу Христу людей.

Тем, кто верит в то, что святость души передается телу, следует относиться к мощам как к примеру для подражания. Только настоящая преданность Спасителю и жизнь по Его заповедям, с благоговением перед Троицей, Богоматерью и всеми святыми гарантирует вечную жизнь не только душе, но и останкам.

Творец помогает тем, кто ищет встречи с Ним через посты и молитвы. Однако поклонение мощам без благоговения перед Спасителем следует считать идолопоклонством, что является серьезным грехом.

Оцените статью
Портал красоты
Добавить комментарий