Они вместе с 1976 года, но у супругов нет общих детей. Тем не менее, это не отвлекает их от ведения счастливой и насыщенной жизни. Время от времени жена Олега Стриженова делится с поклонниками своими мыслями о семье и супруге:
Три увлечения и вечная любовь Олега Стриженова
Поклонники его таланта продолжают называть его «Оводом», обсуждая его насыщенную жизнь, полную внимания женщин. На сегодняшний день Стриженовы представляют собой настоящую династию, основателем которой стал выдающийся артист Олег Стриженов.
История его семьи не лишена романтики: его мать когда-то была замужем за начальником своего отца.
Однажды, когда супруг не смог сопровождать свою возлюбленную в театр, он решил отправить туда Александра Стриженова, как своего рода замену, чтобы она не скучала. Но то, что началось как невинный поход в театр, быстро превратилось в настоящую любовь, когда Александр влюбился в очаровательную выпускницу Смольного института. Вскоре выяснилось, что чувства были взаимными.
Супруг матери Стриженова, человек с высокими моральными принципами, увидел, как между ними возникают настоящие чувства, и не стал препятствовать разводу. Так образовалась новая семья Стриженовых, где помимо уже имевшегося сына от первого брака появились еще два мальчика — Глеб и Олег. Вскоре вся семья переехала из родного Благовещенска в Москву.
Семья была военной, и оба старших сына отправились на фронт. К сожалению, Борис погиб в одном из первых боев, а Глеб получил контузию и был комиссован в самом начале войны. Олег же в тот момент всего лишь был 12-летним мальчиком.
Когда война завершилась, Олег смог продемонстрировать свои успехи в учебе, участвуя в самодеятельности, и проявив способности, которые позволяли ему вызывать в зрителях радость и грусть, побуждая их к размышлениям. Однако наиболее выраженным его даром стало художественное рисование.
Учителя, особенно его друзья, предсказывали ему блестящее будущее в мире искусства, но старший брат уговорил Олега поступить в театральное училище. Олег легко прошел отбор в Щукинское училище и после его окончания был направлен в Таллинский театр русской драмы.
Овод
Студенческие годы стали для Олега временем проявления его яркого таланта: он стал объектом внимания со стороны режиссеров, которые часто приезжали в театральные вузы в поисках новых лиц. Тем временем режиссер Александр Файнциммер планировал экранизацию романа Этель Лиллиан Войнич «Овод».
В театральных вузах искали исполнителя главной роли — красивого и несгибаемого Артура, и внимание зашло в Щукинское училище. Синеглазый Стриженов понравился помощникам, и они, захватив его фотографию, отправились показать ее режиссерам. Однако на Файнциммера он не произвел впечатления, и в итоге съемки задержались из-за бюрократических хлопот.
Когда кастинг возобновился, Олег уже был на слуху в Таллинском театре, и эстонская публика стала все чаще посещать спектакли в Театре русской драмы благодаря его таланту. Слухи о молодом актере дошли до команды фильма «Овод», и второй режиссер отправился, чтобы посмотреть на Стриженова. Он вернулся с уверенным мнением, что нашел идеального кандидата на роль Артура, и с его фотографией.
Поняв, что сразу два помощника видят в главной роли одного и того же актера, Файнциммер незамедлительно вызвал Олега на кастинг. Когда Олег пришел на пробы в коричневых штанах, он не вписывался в образ бескомпромиссного и сурового героя, но тем не менее показал все свои способности. Завершив пробы, режиссер пожелал распустить остальных актеров, произнеся мудрые слова: «Проб больше не будет».
Олег Стриженов: биография
Олег Стриженов появился на свет 10 августа 1929 года в семье военного, Александра Николаевича, и Ксении Алексеевны, учительницы, которая была выпускницей Смольного института благородных девиц. Вдохновленные своим семейным счастьем, родители решили создать еще одну семью, в которую вошли двое сыновей от предыдущих браков: Глеб и и старший сын Борис.
Из-за частых коммандировок отца семья Стриженовых перемещалась с места на место, пока наконец не осела в Москве. В детстве они подолгу жили в таких городах, как Харьков, Тифлис и Ленинград, прежде чем оказаться в столице.
Когда Олегу исполнилось шесть лет, он впервые увидел Москву, которая открыла перед ним мир искусства. В этом городе он познакомился с кино, которое стало большой частью его будущей профессии, благодаря таким кинотеатрам, как «Авангард» и Первый детский кинотеатр, которые располагались неподалеку от его дома:
«Кино, если бы нас не выгнали, мы смотрели бы сутками. Кинотеатр Авангард был рядом, а там, где сейчас Театр эстрады, находился Первый детский кинотеатр. Часто я прятал портфель под лестницей и, вместо уроков, хожу смотреть в детский кинотеатр. Все те, кого я видел на экране, как до войны, так и во время, стали для меня кумиров и любимцами. Потрясающие советские режиссеры создали такие фильмы, которые запоминаются не только мне, но также и следующим поколениям. Я успел увидеть много фильмов, которые потом уже стали забытыми, но тем не менее были поучительными для будущего артиста».
Помимо увлечения кино, Олег интересовался спортом и верховой ездой. Он впервые сел на лошадь в пятилетнем возрасте и так увлёкся этим занятием, что часто проводил время в конюшне, даже спал в сене рядом с лошадьми. Так бы и шла его беззаботная жизнь, если бы не началась Великая Отечественная война.
Сначала на фронте сражались отец и старший брат, Борис. Узнав о гибели Бориса, который был истребителем, Глеб, не дождавшись отправки, попытался, изменив свои документы, также отправиться на фронт. В итоге он был контужен, и его отправили в тыл. Что касается Александра Николаевича, он вернулся, но с несколькими ранениями.
Олег, которому еще не исполнилось и четырнадцати, тоже не оставался без дела. Он устроился механиком в Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ) и также помогал в строительстве Павелецкого вокзала и железных дорог. За свои усилия он получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», когда ему было всего 16 лет. В 1945 году состоялся его поступление в Московский театральный художественно-технический колледж на специальность бутафора (реквизитор).
Но выбор своей карьеры Олег сделал благодаря брату Глебу, который уже был театральным актером. Олег решил тоже следовать этому пути, поступив в Щукинское училище, тогда как Глеб поступил в Школу-студию МХАТ. Олег уже на первых курсах стал получать значимые роли, например, в «Ромео и Джульетте» он сыграл Ромео, в «Борисе Годунове» — Самозванца, а в «Укрощении строптивой» — Петруччо.
Карьера в кино и самые яркие роли
Первые шаги в кино Олег сделал, будучи студентом театрального колледжа. Дебютировал он в 1951 году, но роль была лишь эпизодической в фильме «Спортивная честь», о чем даже не упоминали в титрах.
Овод
Однако уже через четыре года зрители увидели Олега в главной роли. Он сыграл Артура Бертона в экранизации романа Этель Войнич «Овод», которую в 1955 году поставил Александр Файнциммер. Режиссер оказал поддержку молодому актеру, предоставив ему советы о том, как лучше вести себя на экране, как использовать жесты и интонацию. Картина собрала 30 миллионов зрителей, и Олег стал всенародно любимым, а его фотографии девушки носили с собой в карманах и книгах!
Мексиканец
Закрепил свой успех Олег в фильме «Мексиканец», экранизации произведения Джека Лондона. Режиссером стал Владимир Каплуновский. Роль Фелипе Риверы, который был революционером и боксером, вдохновила Олега на тренировки на ринге, чтобы удостоверить свою физическую подготовленность к роли. Однажды он рассказал, что чуть не оказался жертвой несчастного случая:
«Некоторые полагали, что я травмировался на ринге — в фильме действительно есть эпизод боксерского поединка. Режиссер Владимир Каплуновский настаивал, чтобы мы снимали этот эпизод именно в Мексике. Но мексиканец был не из местных, а советским. Съемки длились целый месяц, и не всё шло так гладко, как планировалось».
«Травму ноги я приобрел в другом месте: мы с известным актером Борисом Андреевым зашли в мексиканское кафе, называвшееся Дворец буррито. Сели за столик в углу, когда внезапно влетела грузовая машина… Она немного задела мою ногу. Это было ужасно, я неделю приходил в себя. Оказалось, что у машины отказали тормоза», — вспоминал актер в интервью с DagPravda.ru.
Сорок первый
Следующий яркий образ, который создал Стриженов, был белогвардеец Вадим Говоруха-Отрок, в фильме 1956 года. Здесь успех не только был на стороне актера, но и его партнерши по съемкам — Изольды Извицкой. Экранизация повести Бориса Лавренева, посвящённой Гражданской войне, собрала в Советском Союзе 25,1 миллиона зрителей, а во Франции — около миллиона. За свою утонченность, очарование и талант французская пресса начала называть Олега Стриженова «Советским Жераром Филиппом».
К тому же, через год после выхода картина была удостоена специального приза жюри на Х Международном Каннском кинофестивале за оригинальный сценарий, гуманизм и романтизм.
Хождение за три моря
Биография Олега Стриженова
Олег Стриженов — народный артист Советского Союза, театральный и киноактер, известный своими многочисленными ролями, которые считаются эталоном истинного мастерства. Образы, созданные им, отличаются благородством и внутренней силой, искренней страстью и утонченным романтизмом. Он также является членом Национальной Академии кинематографических искусств и наук России и удостоен множества наград, как государственных, так и профессиональных, среди которых премия «Золотой орел» за значительный вклад в отечественный кинематограф.
Олег родился летом 1929 года в семье Александра Николаевича и Ксении Алексеевны Стриженовых, офицера Красной армии и выпускницы Смольного института. Они встретились на фоне гражданской войны. Интересно, что Александр стал мужем Ксении, отняв её у своего непосредственного начальника. У Ксении был уже сын Борис от первого брака. Создавая новую семью, она родила еще двоих сыновей: Глеба и Олега. Жили они на Дальнем Востоке, в городе Благовещенск, где служил Александр Николаевич. В середине 1930-х годов его перевели в Москву, и семья переехала с ним. Там-то Олег и начал открывать для себя волшебный мир кино — неподалеку от дома находились кинотеатр «Авангард» и Первый детский кинотеатр, где он часто прогуливал уроки.
«Если бы нас не выгнали, мы бы смотрели кино сутками. Все, кого я видел на экране до войны и во время войны стали моими кумиров».
Борис закончил летное училище, и когда началась война, отправился на фронт вместе с отчимом. После известия о гибели Бориса, под Сталинградом, Глеб решил пойти на фронт, изменив свою дату рождения в метрике. Правда, его быстро ранили, и он был комиссован в тыл. Александр Николаевич же вернулся целым, но с полученными ранениями.
В условиях войны Олег, тоже не оставался в стороне, начав работать механиком в НИКФИ — Научно-исследовательском кинофотоинституте. Параллельно ему удалось окончить театральное художественно-техническое училище, где он получил профессию кинотехника. В 1945 году был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», когда ему только исполнилось шестнадцать лет.
Глеб, восстановившись после контузии, также стал актером, и Олег, обожая старшего брата, последовал его примеру, решив поступить в театральное училище им. Бориса Щукина. В студенческие годы он играл в знаменитых спектаклях, включая Ромео в трагедии Шекспира, Самозванца в «Борисе Годунове», и Жадова в «Доходное месте».
В 1953 году Олег был направлен по распределению сразу в Таллинн, где после войны был основан Театр русской драмы (теперь это Русский театр Эстонии). Его сразу же пригласили к роли Незнамова в постановке пьесы Островского «Без вины виноватые». Эстонская публика запомнила его и по спектаклю «Беспокойный характер», где он сыграл очеркиста Груздя, а также в постановке «Над Днепром», где перевоплотился в Нетудыхату.
Блестящий кинодебют и переезд в Ленинград
В 1953 году на киностудии «Ленфильм» режиссер Александр Файнциммер начал работу над экранизацией произведения английской писательницы Этель Лилиан Войнич «Овод». Процесс подбора актеров был весьма тщательным, так как главного героя требовалось подобрать не просто красивого, а яркого и благородного, чтобы он стал символом своей эпохи.
На роль Артура/Овода пробовались многие молодые актеры, в том числе и Юлиан Панич, и Сергей Бондарчук, но лишь Стриженов, пригласивший его из Таллинна на основе его удачной театральной игры, сумел произвести должное впечатление на погребочную комиссию. Олег уволился из театра и переехал в Ленинград. Съемки проходили в крымской Алуште — пейзажи там наиболее напоминали итальянские.
Образ восторженного молодого человека, ставшего непримиримым революционером, Олег воплотил с большой достоверностью. Он был столь органичен и страстен, что даже автор произведения охарактеризовала его исполнение как потрясающее. К тому же, правительством для Войнич был установлен гонорар в 15 000 долларов за издание книги в СССР, и ей передали узкопленочную копию фильма.
За исполнение главной роли Олега практически обожали. Хранить его фото среди известных актеров стало заветной мечтой для многих поклонниц. В прокате лента привлекла почти 40 миллионов зрителей.
Во время съемок Олег влюбился в исполнительницу роли Джеммы, которая звали Марианна Грызунова, и вскоре она стала его супругой. Брак стал началом новой жизни, в этой семье родилась их дочь Наталья.
История любви Олега Стриженова и его жены Лионеллы
Лионелла (в девичестве Скирда) впервые увидела Олега Стриженова в фильме «Овод». Она была поражена его необычной внешностью, встречая ранее подобных мужчин, но даже и не мечтала о том, что когда-то встретит его.
Олег Стриженов в молодости
Однако о знакомстве с известностью и не мечтала — не верила, что ей, простой провинциальной девушке, могла бы улыбнуться такая удача. Чудесным образом судьба их свела, когда Лионелла стала свидетелем съемок фильма «Мексиканец», в котором играл Олег.
Олег Стриженов в фильме Мексиканец
Во время перерыва актер подошел к ней для знакомства и, заметив экзотическое имя девушки, сравнил её с итальянской актрисой Джиной Лоллобриджидой. Первая встреча не имела последствий, поскольку на тот момент Олег уже был женат на Марианне Грызуновой и не собирался строить отношения с другой женщиной.
Лионелла Скирда в молодости
Семь лет спустя, в 1962 году, они встретились вновь в Ялте благодаря общему знакомому Олега — Владимиру Сошальскому. Роман вспыхнул мгновенно, и Олег забыл о своем супруге, ролях и карьере — он только мечтал быть рядом с любимой.
«Однако постепенно отношения отошли на нет — по мнению Лионеллы, они были слишком бесперспективными».
Вскоре после разрыва с Олегом она вышла замуж за режиссера Ивана Пырьева, который был старше её на 37 лет. В 1968 году он ушел из жизни, и молодая вдова осталась одна.
Лионелла и Иван Пырьевы на съемках фильма Братья Карамазовы
Следующая встреча Олега с Лионеллой произошла в 1970-х годах благодаря режиссеру Петру Тодоровскому, который снимал картину «Последняя жертва», в которой сыграли оба актера.
Лионелла и Олег Стриженовы в фильме Последняя жертва
К тому времени Лионелла уже была в отношениях с другим мужчиной, но Олег был склонен думать, что это их судьбоносная встреча. После завершения съемок она осталась с Олегом. В 1976 году они зарегистрировали брак, и с тех пор уже более 40 лет счастливы вместе.
Олег Стриженов и Лионелла любят вспоминать первое свидание, которое, казалось бы, было предначертано им судьбой, а так же все последующие встречи. Они уверены, что судьба лишь испытывала их чувства.
Олег Стриженов с любимой женой Лионеллой
В августе 2019 года актеру исполнилось 90 лет. Олег Александрович — человек, который не любит публичности, и не дает никаких комментариев журналистам. Он полностью отказался от съемок, включая проекты своего сына Александра Стриженова.
Киево-Печерская лавра
После своего развода Лионелла продолжала работать как в театре, так и в кино, оказавшись в сложный период раскола театра, и выбрала сторону Татьяны Дорониной. Однажды, в 1984 году, она посетила Киево-Печерскую лавру, где общение с обитателями монастыря произвело на нее неизгладимое впечатление. После проповеди отца Иеронима, она почувствовала себя совершенно другим человеком.
С тех пор её утренние молитвы стали частью жизни, и она начала больше общаться с духовенством. Решение уйти в монастырь созревало в ней в течение 15 лет, пока она продолжала сниматься в фильмах и играть в театре. Однако, после работы над фильмом «Любовь-морковь», она окончательно приняла это решение: на собрании труппы в МХАТе она сообщила: «Я много лет отдала театру, а оставшуюся жизнь хочу отдать Богу».
Монахиня Иудифь
В 2008 году Лионелла приняла монашеский постриг в Киево-Николаевском женском монастыре Алатырской епархии в Чувашии, выбрав имя Иудифь.
Родные отреагировали по-разному на её решение: её дочь Елена, также верующий человек, поддержала мать, а сын Александр отреагировал агрессивно, полагая, что на мать повлияло мнение отца Иеронима. Но со временем его позиция изменилась.
Позже Александр Стриженов высказал:
«Мама ушла в монастырь для себя. Она целенаправленно стремилась стать ближе к Богу, к этому решению она шла долго. Это её осознанное решение, и мы его все уважаем».
С того времени, Лионелла обрела душевный покой — она продолжала поддерживать контакты с семьей, заботиться о внуках и оставалась доброй, улыбчивой и приятной в общении, как утверждали её близкие.
Однако, 11 июля 2024 года, Лионелла Стриженова скоропостижно скончалась от инсульта в возрасте 83 лет и была похоронена в Свято-Троицком монастыре. В истории отечественного кинематографа она осталась в памяти за роли в фильме «Приезжайте на Байкал», где исполнила главную роль, а также в фильме «Вечный зов» в роли Капитолины.