Руаль Амундсен

Руаль Амундсен стал центральной фигурой в эпоху антарктических исследований. Он преодолел не исследованный Северо-Западный проход, что привело его к холодным берегам Заполярья.

Руаль Амундсен

Руаль Амундсен — это норвежский исследователь, который открыл множество географических маршрутов и объектов. Он внес значительный вклад в картографирование более ста островов, осуществил покорение Арктики на дирижабле и точно установил место нахождения Северного магнитного полюса, а также преодолел до этого неизведанный Северо-Западный проход, который ведет к землям Заполярья.

Руаль Энгельбрегг Гравнинг Амундсен родился 16 июля 1872 года в норвежском городе Борге. Его родословная начинается в XVII веке и включает предков, которые были крестьянами, жившими на скандинавском острове Асмалей. Со временем предки Руаля перебрались на материк, и к моменту его рождения его семья уже владела судоверфью и имением рядом с Осло-фьордом.

Отец будущего исследователя, Йенс Амундсен, накопил значительное богатство, поставляя продовольствие на Кавказ в годы войны (1853-1856). Кроме того, он организовал перевозку рабочих из Китая на Кубу, что также оказало влияние на финансовое положение семьи.

Мать Руаля, Ханна Хенрика Густава Салквист, происходила из семьи служащих таможенных органов. Она была домохозяйкой и заботилась о воспитании детей. Ханна не одобряла методы заработка своего мужа и старалась предотвратить попадание сыновей в торговлю и предпринимательство. Однако её страхи оказались оправданными: двое из сыновей пошли по пути бизнеса, а другие выбрали военное дело и путешествия.

Руаль Амундсен

Методы воспитания, применяемые их отцом, также вызывали недовольство у матери. Йенс стремился приучить детей к тяжёлым физическим тренингам с самого раннего возраста, создавая условия, похожие на спартанские. С ранних лет Руаль и его старшие братья играли с соседскими детьми, занимались гимнастикой, устраивали уличные драки и участвовали в потасовках.

Будущий великий исследователь выделялся между сверстниками своей независимостью и высокомерием: он не прислушивался к учителям, не стремился догнать более успевающих одноклассников и часто оказывался среди отстающих в учебе. Это привело к тому, что он сдал выпускные экзамены одним из последних, едва получив аттестат.

В 1886 году его отец умирает, и Ханна убеждает Руаля переехать в столицу, чтобы поступить на медицинский факультет Университета Кристиании. Несмотря на настойчивые попытки, он вскоре осознает, что становление врачом его не привлекает. После смерти матери в 1893 году у него не осталось преград — проявляя свою упрямость, он оставляет учебу.

Получив свободу и возможность распоряжаться своей жизнью, Руаль всё больше мечтал о путешествиях, отмечая, что такое стремление возникло после изучения биографии британского мореплавателя Джона Франклина. Пройдя военно-медицинскую комиссию и получив её одобрение, он присоединился к лыжному походу по плоскогорью Хардангервидда. В дальнейшем он устроился на промысловое судно, чтобы начать осуществлять свою мечту и получить звание штурмана северного флота для будущих морских путешествий.

Готовясь к морскому путешествию, Амундсен посетил лекцию полярного исследователя Эйвина Аструпа. Его выступление вдохновило молодого человека полностью окунуться в мир поиска неизведанных земель, находящихся в северной части Земли. Первая попытка присоединиться к экспедиции была предпринята в то время, когда планировалась высадка на Землю Франца-Иосифа, но английский географ Фредерик Джексон отказал ему из-за отсутствия опыта.

Экспедиции

К 1896 году Амундсену удалось получить звание штурмана. В тот период он отправился в своё первое путешествие к Южному магнитному полюсу под руководством бельгийского исследователя Адриена де Жерлаша. В эту международную экспедицию входило несколько участников, и её цель заключалась в достижении Антарктиды для зимовки четверых членов экипажа с задачей сбора данных и последующего возвращения в точку отправления.

Это интересно:  Кира Найтли

Руаль Амундсен

Экспедиции удалось успешно пересечь Магелланов пролив, и Руаль впервые совершил лыжный переход вдоль побережья острова Ту Хэммок, что прежде никто не совершал. В компании других участников он прожил 13 месяцев на непредвиденной зимовке, что дало возможность проявить свои лидерские качества.

Во время зимовки Руаь предложил шить тёплую одежду из одеял, находившихся на борту, а также организовать питание команды: он ловил тюленей и пингвинов, что значительно разнообразило однообразное постное меню. В сотрудничестве с судовым врачом Фредериком А. Куком Амундсен приложил немалые усилия для поддержания дружелюбной атмосферы среди участников, понимая, насколько значительным является психическое напряжение в условиях изоляции. Тем не менее, Жерлаш подверг критике его усилия, что стало причиной первого серьёзного конфликта на борту дрейфующего судна.

Согласно установкам Национального географического общества, руководство миссией лежало только на плечах бельгийского географа. Однако, как позже признал Амундсен, к 1897 году управление антарктической миссией полностью перешло к нему. Так как жизнь команды была для него бесценной, он не сидел сложа руки и давал советы капитану о необходимых действиях для выхода из ледяной зоны. В результате им удалось покинуть опасный регион, и 5 ноября 1899 года экипаж взошёл на берег в Антверпене.

Руаль Амундсен

Получив значительный опыт, участник бельгийской экспедиции остался в Германии, где начал изучать геофизику и исторические материалы, касающиеся Северо-Западного прохода. В Гамбурге он завел важные знакомства с Георгом фон Ноймайером, директором обсерватории, основоположником метеорологии Хенриком Моном и полярным исследователем Фритьофом Нансеном.

Эти личности сделали значительное влияние на решение Амундсена в 1901 году приобрести большое промысловое судно под названием Йоа. Яхта была переоборудована, и с этого момента началось планирование покорения Северного Ледовитого океана. Отправившись в июне 1903 года, в сентябре судно приблизилось к Арктическому архипелагу Канады. Двухлетняя зимовка позволила установить дружеские отношения с местными эскимосами, чьи знания очень пригодились при дальнейших расчетах; дважды команда отправлялась к Северному магнитному полюсу.

В 1906 году Амундсен, высадившись на острове Хершел, вновь вернулся в цивилизацию и получил международное признание как покоритель Северо-Западного морского прохода. Отчёт о его путешествии вызвал восхищение у европейской общественности и принёс исследователю Большой крест ордена святого Олафа, а также звание почётного члена Географического общества России.

Руаль Амундсен

Руаль не собирался останавливаться на достигнутом, поэтому активно участвовал в полярной гонке, однако не смог обойти своих конкурентов Роберта Пири и Фредерика Кука, которые успели прибыть на Северный полюс до начала его экспедиции.

Путешествия

Чувство свободы побудило Руаля Амундсена посвятить себя путешествиям. Он получил линии одобрения военно-медицинской комиссии и отправился в лыжный поход на плоскогорье Хардангервидда. Позже он поступил на промысловое судно, чтобы получить звание штурмана северного флота. После лекции полярного исследователя Эйвина Аструпа Руаль окончательно решил связать свою судьбу с путешествиями и исследованием неизведанных территорий на севере нашей планеты.

фото: legion-media

Амундсен, став штурманом, в 1896 году отправился в свое первое большое путешествие под руководством Адриена де Жерлаша. Команда ставила перед собой цель — достигнуть Антарктиды, где планировалось оставить четырёх членов команды для сборов данных, и вернуться в Рио-де-Жанейро.

После успешного пересечения Магелланова пролива Руаль стал первым, кто совершил лыжный переход вдоль побережья острова Ту Хэммок. Более года он провёл в западной части Южного океана в условиях зимовки. В этот период Амундсен стал инициатором пошива тёплых вещей и организовал систему питания для всей команды.

фото: legion-media

После этого путешествия Руаль переехал в Германию, где начал подготовку к новой экспедиции: изучал геофизику и исторические данные о Северо-Западном проходе. В Гамбурге он имел возможность общения с Георгом фон Ноймайером, основателем метеорологии Хенриком Моном и полярным исследователем Фритьофом Нансеном. Влияние этих людей побудило Амундсена в 1901 году приобрести большую промысловую яхту Йоа.

Это интересно:  Побег, МХАТ и тайная свадьба. Биография Софьи Эрнст

фото: legion-media

Руаль подготовил своё судно к новому путешествию и отправился покорять Северный Ледовитый океан в 1903 году. Вскоре экипаж достиг одного из островов Арктического архипелага Канады. В течение двух лет они наладили хорошие отношения с местными эскимосами и дважды совершили походы к Северному магнитному полюсу.

После остановки на острове Хершел в 1906 году Руаль обрёл всемирное признание за своё покорение Северо-Западного морского прохода. За его отчёт о путешествии он был награждён Большим крестом ордена святого Олафа и стал почётным членом Географического общества России.

фото: legion-media

Спустя время он задумал своё путешествие к противоположному концу земного шара. 14 декабря 1911 года команда, осуществив свою вторую попытку, достигла Южного магнитного полюса. Следует отметить, что до 1912 года Амундсен сам не был совершенно уверен в своём открытии, хотя мировое сообщество высоко оценивало его работы и вклад в науку. В последующие годы он организовал путешествие через Берингов пролив, и после нескольких зимовок привёз в Европу много ценной информации по географии, метеорологии, зоологии и другим научным дисциплинам, обдумывая новые планы покорения полюсов, в том числе и по воздуху.

Личная жизнь

Поскольку Руаль большую часть жизни посвятил своим путешествиям и экспедициям, его романтические увлечения были весьма ограничены. Однако найденные в 1990-х годах записи в его дневнике свидетельствуют о том, что Амундсен имел отношения с тремя замужними женщинами: Сигрид Кастберг, Кристиной Элизабет Беннет и Бесс Магидс.

фото: legion-media

С Сигрид Кастберг он познакомился в 1909 году. Известно, что за четыре года общения он не раз просил её оставить мужа и согласиться на брак с ним. Но эти уговоры оказались безрезультатными, и, в итоге, в 1913 году их отношения закончились. Кристине Элизабет Беннет, супруге английского бизнесмена, он также делал предложение и даже завещал свой дом в Свартскуге ей. Бесс Магидс, третья его избранница, согласилась выйти за него замуж, однако свадьба не состоялась из-за трагической гибели Руаля.

Северо-западный проход

В 1903 году Амундсен приобрел поношенную моторно-парусную яхту Йоа с целью осуществить свою давнюю мечту — покорить Север. Его команда состоят всего из семи человек, а снаряжение было довольно скромным, но это не остановило исследователя.

Руаль Амундсен

Руаль Амундсен

Руаль Амундсен

Руаль Амундсен

Маршрут экспедиции пролегал вдоль побережья Северной Америки, начиная от Гренландии и заканчивая Аляской. Впоследствии этот маршрут стал известен как Северо-Западный проход.

Северо-западный проход

Эта экспедиция стала настоящим испытанием, но Амундсен продолжал заниматься научными исследованиями и на этом этапе смог определить точное местоположение магнитного полюса Земли.

Покорение Южного полюса

В 1910 году Руаль Амундсен начал активную подготовку к новой экспедиции. Однако его планы изменились, когда он узнал, что Северный полюс был достигнут Робертом Пири.

Честолюбивый путешественник решил не терять времени и, совместно с командой единомышленников, направился к Южному полюсу. За несколько недель они преодолели более 16 тысяч миль, подошли к ледяному барьеру Росса, и были вынуждены высадиться на берег, перейдя на собачьи упряжки.

Южный полюс

14 декабря 1911 года Руаль Амундсен стал первым человеком, достигшим Южного полюса, пройдя по льдам более 1500 километров. Он водрузил флаг Норвегии в честь этого исторического события, став первым, кто вступил на суровую землю полярного региона.

Во время своих путешествий Амундсен освоил все доступные на тот момент средства передвижения: различные типы кораблей, лыжи, собачьи упряжки, а также дирижабли и гидросамолеты. Он стал одним из первопроходцев полярной авиации.

Смерть смелого исследователя произошла на Северном полюсе. В 1928 году, отправившись на поиски пропавшей экспедиции Нобиле, Амундсен перестал выходить на связь. Обстоятельства его трагической гибели до сих пор остаются невыясненными.

Это интересно:  Биография принцессы Маргарет (сестры Елизаветы)

Смерть

В 1928 году Руаль Амундсен, получив поддержку итальянского правительства и бизнесменов Норвегии, отправился на поиски своего бывшего коллеги по полярным исследованиям Умберто Нобиле.

На арендованном у французских военных гидросамолете он вылетел к островам архипелага Шпицберген, однако связь с ним потерялась спустя 2 часа 45 минут полета.

Руаль Амундсен возле самолета

Спустя некоторое время спасательная экспедиция нашла обломки самолета, но тело пилота так и не было обнаружено. Официальной датой смерти Амундсена считают 18 июня 1928 года.

Образ полярного исследователя увековечен в мемориалах и памятниках, а события, связанные с трагической гибелью норвежца стали основой для создания художественного фильма Михаила Калатозова «Красная палатка».

Основной вклад Руаля Амундсена в географию

В 1895 году, после успешной сдачи экзаменов, 23-летний Руаль получил заветное звание штурмана. Уже в следующем году он вместе с братом Леоном предпринял рискованную попытку пересечь Хардангерское плоскогорье, однако это арктическое путешествие закончилось неудачей: они заблудились и едва не погибли. Позже Руаль описал этот случай как одно из самых опасных происшествий своей жизни.

Несколько месяцев спустя Амундсен, участвуя в качестве матроса в первой серьёзной экспедиции на Южный полюс, переехал в Антверпен, где учился навигации и встретил будущую возлюбленную, свою хозяйку квартиры, которая вскоре покончила жизнь самоубийством. Подобные события стали причиной его переезда. В августе 1897 года бельгийская экспедиция отправилась в Антарктиду, и в день высадки Руаль в первый раз пройти лыжным походом по острову Ту Хэммок, стал первым из исследователей на этом острове.

В 1901 году ему было присвоено звание капитана дальнего плавания. На парусно-моторной яхте Йоа, став первой в истории, он преодолел Северо-Западный проход, предварительно уделив значительное время изучению необходимых знаний в гамбургской морской геофизической обсерватории. В 1911 году он первым открыл и пересек хребет Куин-Мод. В том же году, благодаря тщательным расчетам, избежал суровых морозов и стал первым покорителем Южного полюса после прохождения курса океанографии и встречи с Эдуардом VII – королем Великобритании и Ирландии. В 1912 году он вышел из состава Королевского географического общества. В период с 1918 по 1920 годы Амундсен обошёл всё арктическое побережье Евразии, точно обозначив координаты мыса Челюскин и внедряя передовые технологии, включая авиационные средства и гидросамолеты, в практику арктических исследований. Все эти достижения подчеркивают его выдающийся вклад в мировую науку. Тем не менее, Руаль столкнулся с серьезными финансовыми проблемами — уже в 1924 году он объявил себя банкротом, что вызвало большой скандал в Норвегии.

Карта арктических экспедиций Амундсена

В 1926-1927 годах основное внимание Амундсена было сосредоточено на написании мемуаров, пока в 1928 году он не отправился на поиски Умберто Нобиле — своего бывшего товарища по трансарктическому полету. На арендованном самолете он вылетел к архипелагу Шпицберген, и связь с ним была окончательно утрачена через несколько часов. Вскоре поисковые группы обнаружили обломки Латама-47 и труп пилота.

Интересные факты

– Константин Симонов посвятил Амундсену стихотворение под названием «Старик».

– В честь его заслуг в науке несколько улиц в Москве, Одессе и Екатеринбурге были названы в его честь, а также установлен памятник в Санкт-Петербурге, на котором указаны его основные достижения и годы жизни.

– Существует фотопортрет, запечатлевший Руаля с двумя чукотскими девочками из Восточной Сибири — Каконитой и Камиллой, которых он удочерил, чтобы доказать, что жители Востока ничуть не уступают западу в умении и интеллекте. Тем не менее, по окончании этого эксперимента Руаль вернул девочек на родину.

Поделиться ссылкой:

Меню

Оцените статью
Портал красоты
Добавить комментарий