Связи между Эльдаром Александровичем и журналисткой Эммой Абайдуллиной начались в 1987 году, когда она взяла у него интервью. На протяжении многих лет это оставалось только дружбой: Эльдар был счастлив в браке, а у Эммы была своя жизнь.
Неожиданный поворот судьбы
Очаровательные персонажи, такие как Леночка Крылова, неуверенный Лукашин и бедный Новосельцев, могли бы остаться неизвестными нам, если бы в 1944 году юный Эльдар Рязанов осуществил свою детскую мечту стать мореплавателем. К счастью, его письмо в Одесское мореходное училище осталось без ответа, и чтобы избежать потери года после школы, Рязанов вместе с другом подал документы в ВГИК. Хотя он никогда не планировал становиться режиссером, так жизнь распорядилась.
Эльдар стал одним из самых молодых студентов курса режиссуры. Его преподаватель Григорий Козинцев намеревался отчислить Рязанова после первого года обучения, ссылаясь на его нестабильную юность и недостаток опыта. Однако, несмотря на все препятствия, Рязанов все же окончил ВГИК.
С дипломом «отлично» за фильм «Они учатся в Москве», Эльдар вышел из стен института, его соавтором была Зоя Фомина — его первая любовь. Их переписка, начавшаяся в 1947 году, когда они проходили практику на «Ленфильме», была полна эротики и романтики. «Папа просто умирал от этой любви, сначала она была не так уж сильна», — вспоминала дочь Рязанова, Ольга. Зоя, будучи старше на три года, была умной и самодостаточной. Для Эльдара она стала не только любимой супругой и матерью его дочери, но и профессиональным советником, чье мнение он всегда ценил.
Возможно, поэтому, устраиваясь на работу в Центральную студию документальных фильмов, Рязанов отправлялся в дальние командировки на Дальний Восток, Кубань, Камчатку. Он писал своей жене множество писем, наполненных нежностью и лиризмом.
Здравствуй, моя любимая, родная! Через два дня будет четыре года с того славного солнечного дня, когда мы с тобой пошли в ЗАГС, и мальчишки у входа радостно бросали вверх свои шапки. Воспоминания о тех днях так приятно вспоминать! Я безумно счастлив, что даже спустя четыре года моя любовь к тебе осталась сильной.
Этот фрагмент — ответ на профессиональную рецензию Зои о его отснятом материале: Ты просто золото. Теперь я понимаю, как удачно я женился. Очевидно, я расчетливый человек, и это нельзя отрицать! Еще в 50-м я смотрел в будущее и, похоже, не ошибся. Спасибо тебе, дорогая.
Рязанов и Фомина были ровесниками и единомышленниками, семья их была полна счастья. Но, увы, за 20 лет их совместной жизни этих чувств не хватило навсегда. Расставание оставило глубокий след в жизни Рязанова: именно благодаря Зое он принял решение заняться съемками «Карнавальной ночи». Она всегда была рядом, отсматривая пробы актеров и предлагая свои ценные идеи и совет.
Когда между ними начались расставания, Рязанов написал: «Расстаться с тобой — это все равно что содрать с себя кожу», что характеризует всю глубину его эмоциональной привязанности. Это произошло в разгар их развода в 70-х.
Золотой период
Свою вторую жену, Нину Скуйбину, Рязанов встретил, когда еще состоял в браке с Зоей. Проходили съемки фильма «Берегись автомобиля», и съемочная группа заметила, как обычно сдержанный и собранный Рязанов начал меняться: его глаза сияли, он шутил, и идеи буквально фонтанировали. По вечерам он часто уезжал с симпатичной брюнеткой.
Нине Скуйбиной, редактору Мосфильма, было почти 40. Она потеряла первого супруга и собиралась посвятить всю жизнь воспитанию сына. Их любовь с Рязановым вспыхнула неожиданно, и оба не могли отказаться от этого чувства. Два года Эльдар метался между Зоей и Ниной, но в итоге сделал выбор в пользу второй. В 1972 году они поженились. Эта новая любовь, безусловно, повлияла на его творческую работу: такие шедевры, как «Ирония судьбы, или С легким паром» и «Служебный роман», были сняты уже будучи женатым на Скуйбиной.
Они оба думали, что их отношения продлятся навсегда. Но как только Нина, находясь за 60, начала жаловаться на здоровье, врачи дали ей печальный диагноз — рак. Ее сын, Николай Скуйбин, решил не сообщать матери всю правду, и она умирала, не зная о своей болезни, полагая, что страдает лишь от язвы. Смерть любимой жены стала для Рязанова настоящим шоком. Он, твердо решив, что больше не женится, не мог представить своей жизни без Нины.
Первая жена Эльдара Рязанова – Зоя Фомина
С Зоей Фоминым молодой Рязанов познакомился в студенческие годы в ВГИКе. Она сначала отклоняла ухаживания амбициозного студента, так как он был младше её. Однако он не отступал и вскоре завоевал её сердце.
Эльдар Рязанов в молодости
Как только они поженились, пара не расставалась. Вместе они трудились над созданием дипломного фильма, который был высоко оценен. Зоя Фомина подарила Эльдару дочь Ольгу Рязанову, но основная часть её воспитания легла на плечи бабушки.
Эльдар Рязанов с первой женой Зоей
У Зои и Эльдара, оба увлеченных кино, работа занимала больше всего времени. Именно поэтому их дочь Ольга с малых лет знала, что не хочет быть актрисой, не желая всю жизнь быть в тени режиссеров, и нашла своё призвание в качестве успешного киноведа.
Эльдар Рязанов и Зоя Фомина
Супруга провела вместе 20 лет. Успешная карьера обоих Рязанов и Фоминой, любовь к дочери показывали, что в семье царило спокойствие. Однако недопонимание с годами навело на частые ссоры и конфликты.
В этот промежуток Эльдар Александрович познакомился с другой женщиной. Расставание с Зоей было болезненным, но он, объяснившись с ней, решил расстаться. Безусловно, он считал свою семейную жизнь с Зоей важной частью своего жизненного пути.
Личная жизнь Эльдара Рязанова и Нина Скуйбиной
Вторая супруга, Нина Скуйбина, также пережила жизненные трудности, потеряв первого мужа. Когда они встретились, оба уже имели за плечами свои трагические истории и, увидев друг друга, нашли в этом счастье.
Эльдар Рязанов со второй супругой Ниной
У обоих были дети. Сын Нины на момент их совместной жизни уже имел семью, поэтому, поженившись, Эльдар Александрович и Нина остались вдвоем. С приемным сыном Николаем, ставшим известным режиссером, у Рязанова возникли дружеские отношения.
Эльдар Рязанов и Нина Скуйбина
Они прожили около 15 лет в любви и согласии. Все свои лучшие фильмы Рязанов снял в этот период. К сожалению, счастливый брак закончился с уходом Нины. Она страдала от недуга, и супруг с её сыном делали всё возможное, чтобы спасти её. Увы, она ушла. Отпустив жену, Рязанов почувствовал сильную депрессию и обострение всех своих хронических недугов.
Зигзаг удачи
Работа над «Иронией судьбы» познакомила Рязанова с редактором Мосфильма Ниной Скуйбиной. Она пережила потерю своего супруга, известного режиссера Владимра Скуйбина, который ушёл из жизни от тяжелой болезни. Нина ухаживала за ним до последнего дыхания, а после смерти несколько лет не впускала мужчин в свою жизнь. Однако встреча с Рязановым перевернула всё.
Их тайный роман длился два года, и накануне серебряной свадьбы с Зоей Эльдар собрал вещи и ушёл к Нине. Друзья говорят, что она была предана своему мужу и готова была на все ради него — выросла как его преданная муза.
Дочь Рязанова, Ольга, восприняла появление мачехи не очень радостно, поскольку её мама настраивала её против отца. Однако сын Нины, Николай, принял Рязанова более тепло.
По словам Николая, для его матери встреча с Эльдаром Александровичем стала настоящим счастьем, свалившимся с небес.
Нина стала супругой и музой для Рязанова. Она сопровождала его на съемках, сглаживала конфликты с актерами и заботилась о том, чтобы он всегда был в хорошем настроении. Друзья говорили, что Эльдар был к Нине привязан, как ребенок к матери.
Имя Нины стало связано с прошлыми творениями Рязанова: именно в годы их совместной жизни были сняты такие шедевры, как «Ирония судьбы» и «Служебный роман».
Все, кто их знали, утверждали, что они буквально светились от счастья!
Однако на это счастье отпущено было всего 20 лет. В октябре 1993 года у Нины диагностировали рак.
Эльдар искал любые средства, чтобы спасти её — находил дефицитные лекарства, возил на лечение за границу. Но, к сожалению, чудо не произошло.
В конце мая 1994 года Нину Скуйбину не стало. По словам близкого друга Рязанова, она страшно страдала и ввела себе последние лекарства, чтобы прекратить мучения. Время, которое они провели вместе, для обоих было очень важным и запоминающимся.
Нину похоронили на Новодевичьем кладбище. На похоронах присутствовала Наина Ельцина, которая подружилась с Рязановыми во время съемок его фильма, посвященного Ельцину.
Эльдар Александрович установил на могиле Нины большой камень, разбитый на две части, и говорил, что хотел бы быть похороненным рядом с ней.
Однако после утраты Нины Рязанов, которому тогда стукнуло 65, был убежден, что больше не женится. «Никто не заменит мне Нину,» — говорил он, сожалея о своем потере.
Ирония судьбы
Но вскоре рядом с ним вновь появилась 51-летняя журналистка Эмма Абайдуллина.
Они встретились еще в 1987 году на международном кинофестивале в Москве, когда Эмма брала у Рязанова интервью. С тех пор их пути пересекались время от времени. По словам самого Эльдара Александровича, Эмма ему явно симпатизировала, и он, в свою очередь, чувствовал ее симпатию. Позже он назвал это «коридорным флиртом».
После смерти Нины Эмма стала заботиться о Рязанове, был нужным вниманием и заботой, которых ему так не хватало. Он, глубоко тоскуя по своей утраченной супруге, вновь научился радоваться жизни.
Уже через полгода после утраты Нины Эльдар Александрович представил Эмму своим друзьям, которые благосклонно её приняли: «Она произвела на нас приятное впечатление. С лёгким характером, контактная, образованная, Эмма пытается отучить Элика от его привычек и водит его в консерваторию, так как хорошо знает классику. Он по уши влюблен — судьба послала ему еще одну радость взамен большого горя», — делился Василий Катанян, близкий друг Рязанова.
В феврале 1995 года Эльдар сделал Эмме предложение. Свидетелем на их свадьбе стал Александр Ширвиндт. Василий Катанян, который был свидетелем на двух предыдущих свадьбах Рязанова, отказался, сославшись на печальный опыт предыдущих браков.
Позже Рязанов объяснял свою быстрое решение жениться тем, что если у мужчины был замечательный опыт совместной жизни, он подсознательно надеется на повторение успеха. Он сам был живым доказательством этого утверждения.
На первой годовщине свадьбы Рязанов заявил: «Я вам должен сказать, что для меня началась новая жизнь. Мне невероятно повезло, потому что когда я потерял Нину, я думал, что жизнь окончена. Но это не так! Жизнь продолжается, и я благодарен судьбе за встречу с Эммой. Я её очень люблю и надеюсь, что мы будем счастливы вместе».
Первый тост на эту годовщину он поднял за Нину и призвал всех жить сегодняшним днем, ведь впереди у них ещё много интересного.
Как и Нина, Эмма заботилась о своём гениальном муже. Она была его верным помощником, компаньоном и музой. Он посвятил ей множество поэтических строк, а она сделала все возможное, чтобы поддерживать его. Как вспоминал известный кинокритик Александр Мельман, Эмма была тем человеком, который вступил в борьбу за его творческую жизнь.
Однако отношения Эммы с дочерью Рязанова сложились не так гладко. Тем не менее, Ольга сама признала, что поддержка Эммы была очень важной для отца в трудные времена.
Эльдар не раз утверждал, что если бы не Эмма, ему, возможно, и не стоило бы жить. «Мы вместе, и именно это помогает нам быть живыми,» — отмечал он.
С течением времени Рязанов пришел к выводу, что многие люди уверены, что любили, но на самом деле провели жизнь без настоящей любви, путая это с мимолетными увлечениями или привязанностями.
На мой взгляд, способность любить – это дар, который либо есть у человека, либо нет, – подчеркивал Эльдар Рязанов.
Судя по всему, он обладал этим даром в полной мере и впитал его в свои фильмы, большая часть которых можно считать настоящим гимном любви.
Недавно сайт Pravda-nn.ru написал о том, как актеры знаменитой комедии «Служебный роман» повторили судьбы своих героев.
По местам съемок «Вокзала для двоих». К выходу фильма в повторный прокат
Официально Нина не была редактором его фильмов. Тем не менее, она фактически работала над всеми его проектами того времени. Высококлассный специалист всегда была рядом, и её вклад был огромен. «Я уверен, что эмоциональная составляющая лучших фильмов Эльдара начиная с «Иронии судьбы» возникла благодаря любви с матерью», — добавлял её сын Николай Скуйбин. — «Они были так счастливы!»
Поздняя осень
С Эммой Абайдуллиной Рязанов имел косвенные связи до ее появления в его жизни на постоянной основе. Вначале она взяла у него интервью, затем были заключительные встречи. Но год спустя после смерти Нины Эмма пришла к Эльдару (по слухам, он сам позвонил ей в состоянии депрессии), чтобы остаться с ним навсегда. У Эммы уже за плечами было два брака, она воспитывала двоих сыновей. Необходимо отметить, что она была на 14 лет моложе режиссера, работала в Киноцентре на Красной Пресне. Она стала его спасительной соломинкой, поддерживала и заботилась о нем, чтобы он смог пережить последние 20 лет.
Эмма уволилась с работы, и когда они впервые появились вместе в публичном пространстве, многие не поняли, что происходит. Многие собирались выразить ему соболезнования, но он всех удивил: он был полон энергией и желанием жить, работать и любить. На съемках фильма «Ключ от спальни» Эмма официально стала редактором картины. Этот этап карьеры Эльдара был не на высоте, но ему это было не важно — он стремился к счастью. На вопрос о том, какая любовь была самой большой в его жизни, он отвечал: «Любовь к жизни и женщине, что по сути одно и то же».
Рязанов пробежал путь от весны юности с Зоей до зрелого лета с Ниной и последней осени с Эммой. Первая жена подарила ему дочь, а третья продлила его жизнь.
Последняя любовь… Как завещанье,
Прозрение, прощенье и прощанье.
Фотографию второй жены Рязанов никогда не убирал из своего кабинета и завещал похоронить его с Ниной. Эмма не исполнила последнюю волю покойного.
Рязанов в новое время
С приходом девяностых годов, на одном из интервью Рязанов с горечью говорил: «Когда рухнула страна, в которой я родился и вырос… не ощущать катастрофы мог только человек со слоновьей кожей. Я не мог остаться в стороне, поскольку живу среди людей и работаю ради них.»
На экраны вышла его трагикомедия «Небеса обетованные», отражающая резкое обнищание народа, который выживал в экстремальных условиях. Несмотря на это, люди не теряли чувства собственного достоинства. Ещё двумя его фильмами, отражающими суровые реалии времени, стали драма «Привет, дуралеи!» и позже трагикомедия «Старые клячи» (2000). Также были сняты картины, которые запомнятся зрителям как прощание великого режиссера с блестящим сценаристом Эмилем Брагинским и с потрясающим Вячеславом Тихоновым: «Тихие омуты» и «Андерсен. Жизнь без любви». В начале 50-х пара сочеталась узами брака, работала над дипломной работой вместе, создали несколько документальных лент и воспитывали единственную дочку Олю (1951 года рождения), которая позже стала киноведом. Прожив более двадцати лет вместе, Фомина и Рязанов в итоге расстались, но сохранили теплые отношения. В одном из писем к бывшей супруге он писал: «Расстаться с тобой — все равно что содрать с себя кожу.» Зоя Фомина ушла из жизни в 1999 году. Их дочери Ольги и единственному внуку Рязанова — Дмитрию Трояновскому — также было не легко.
Следом Нину Скуйбину, редактора Мосфильма, Рязанов знал ещё с тех времён, когда учился в ВГИКе. Она также потеряла своего мужа, и теперь сама воспитывала сына Николая. Нину считают главной музой режиссера, и именно в период их совместного проживания Рязанов снял свои незабвенные фильмы. Они прожили вместе более 25 лет, пока в 1994 году Нина не умерла от онкологического заболевания.
Смерть и память о народном режиссере
Легендарный творец российского кино ушел из жизни осенью 2015 года, став жертвой тяжелого заболевания. В последний год своей жизни его здоровье сильно пошатнулось — он неоднократно попадает в больницу из-за проблем с мозговым кровообращением и прошел несколько курсов лечения, а свой 88-й день рождения даже не отпраздновал. Всего через две недели после этого врачи подтвердили наличие у Рязанова сердечной недостаточности, ставшей причиной его смерти. После его ухода Эмма, третья жена, даже чувствовала ревность к Нине Скуйбиной, рядом с которой завещал себя похоронить Эльдар Александрович. Но Эмма выбрала другой участок для его последнего пристанища на том же Новодевичьем кладбище. На мосту установлен памятник, который невозможно не заметить: Рязанов изображён, как будто сидит на стуле, что было его привычкой в жизни. На улицах Москвы и других городов России появились аллеи и улицы, названные в честь великого режиссера, а на Ленинском проспекте в столице продолжил свою работу киноклуб, который был организован Рязановым. Этот клуб сохраняет дух его творчества: кафе «Берегись автомобиля», ресторан «Жестокий романс», театрально-концертная площадка и экспозиции, посвященные Эльдару Александровичу и его коллегам: Леониду Гайдаю, Алле Суриковой, Георгию Данелии.
В родном городе Рязанова был открыт музей, где на трёх этажах дома на улице Фрунзе расположены экспозиции, посвященные его детству и юности, а также залы, где можно узнать о его жизни и творчестве. На третьем этаже расположен кинозал на сто мест, внутренний дизайн которого воссоздает известных героев любимых фильмов великого режиссера.