Таким образом, в ноябре 1962 года Вениамин Смехов был принят в труппу Московского театра драмы и комедии. Спустя два года это заведение претерпело реорганизацию и поменяло название на Театр на Таганке.
“Дубленка и ‘Жигули’ после роли Атоса стали магнитом” – Причины ухода Смехова к любовнице
С момента выхода фильма “Д’Артаньян и три мушкетера” прошло 40 лет, и многие поклонники признают, что именно роль французского мушкетера стала самой выдающейся в фильмографии Вениамина Смехова. Однако сам актер неоднократно подчеркивал, что не воспринимает это так серьезно.
Как человек с обаятельной наружностью и неземным голосом, Смехов привлекал внимание множества поклонниц. Но в его жизни были лишь две настоящие любви.
Первое знакомство с его первой супругой, Аллой, имело весьма интересное начало. Первый момент их встречи, произошедший в подмосковном санатории, имел ключевое значение. В тот день Вениамин играл на рояле мелодию, которая настраивала на романтический лад, и при этом смотрел ей в глаза. Эта волшебная обстановка, дополненная его молодостью и привлекательностью, заставила девушку почувствовать искру.
Алла была женщиной с достаточно строгими комсомольскими взглядами. Она была убеждена, что начинать карьеру следует с периферии, где качественная культура ожидает простых людей. Поэтому она настояла на том, чтобы после окончания “Щуки”, Вениамин отправился работать в провинциальный театр.
После того как они расписались и отпраздновали свадьбу, ректор Щукинского училища был весьма удивлен, когда его выпускник, произошедший из московской профессии, попросился на работу в Куйбышев.
Однако жизнь в провинции оказалась далека от того, что ожидала юная супруга актера. Отсутствие комфортного жилья и воровство на заводе, куда она устроилась работать лаборантом, приводили её в ужас. Это вынудило Смехова вернуть жену в Москву.
Но и здесь обстоятельства тоже не были простыми — жизнь оставалась неустроенной, не хватало денег, а собственный дом все еще оставался мечтой. Тем не менее, Алла была счастлива в любви, которую испытывала к мужу, и это помогало им преодолевать трудности.
Скоро после того, как Смехов получил работу в Театре на Таганке, их жизнь стала идти более ровно. Они переехали в собственную двухкомнатную квартиру, и их частыми гостями стали такие знаменитости, как Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин. Рождение дочерей Лены и Алики добавило в семью еще больше радости и любви.
Трудно сказать, в какой именно момент отношения между двумя любящими людьми начали распадаться. Алла отмечала, что все изменилось после успеха в фильме “Д’Артаньяне”. Она утверждала, что на гонорар от фильма Смехов купил себе “Жигули” и дубленку, в результате чего эти две вещи стали своего рода магнитом для других женщин.
Актер становился раздражительным и стал говорить, что Алла слишком поправилась, даже отказывался спать с ней в одной постели.
Вскоре стало известно, что актер начал отношения с другой женщиной — молодой красавицей Галиной Аксеновой. Вениамин Борисович уверял, что его чувства к жене угасли задолго до того, как он встретил Галину. Роман со начинающим киноведом продолжался около года; Смехов не спешил оставить детей. Однако жесткость Аллы подтолкнула его к этому шагу:
Написал Гале: «Прощай, прости, у меня были какие-то упаднические настроения, жизнь теряла смысл. Всего лишь на днях, во время записи на фирме Мелодия, я свалился с тяжелым приступом, меня принесли на руках домой. И когда я увидел, как моя жена, словно через труп, не обращая на меня внимания, проходит мимо… жизнь показалась мне совершенно неинтересной».
– Вспоминал Смехов в одном из интервью.
Галина также поделилась своей версией о том, как на самом деле проходило расставание Вениамина и Аллы. По её словам, жена артиста даже обращалась в партком, чтобы удержать уходящего мужа, что было привычной практикой в те времена.
Смехова отчислили, как неперспективного
Трудно поверить, но в детстве Вениамин Смехов был весьма застенчивым и испытывал трудности в общении даже со сверстниками. Для того чтобы немного раскрепостить своего сына, родители отдали его в драмкружок при районном Дворце пионеров.
Тем не менее, его мама, врач, и отец, доктор экономических наук, даже не предполагали, что их сын может стать артистом, поэтому были поражены, когда Вениамин сообщил о поступлении в Щукинское училище.
Однако даже после того, как он стал студентом, Смехов оставался достаточно замкнутым. Фактически его отчислили после первого курса, посчитав его неперспективным, и перевели в статус вольнослушателя.
Эта ситуация, однако, не сломила его, а, напротив, побудила Вениамина провести серьезную работу над собой. Спустя год, получив на экзаменах по актерскому мастерству высшие оценки, он смог снова вернуться в численность студентов Щуки.
Шумной свадьбы мы устраивать не хотели
Знакомство Вениамина с Аллой, студенткой технологического института пищевой промышленности, произошло в подмосковном доме отдыха. Они ощутили симпатию друг к другу с первого мгновения, и вскоре стали неразлучными, вместе гуляя, катаясь на лыжах и читая стихи.
В последний вечер перед возвращением в Москву Смехов решился предложить Алле стать его женой. Правда, поначалу, девушка восприняла эти слова как шутку — что же, кто не шутит на отдыхе?
Но оказалось, что Вениамин был серьезен. Вернувшись в Москву, он уже на следующий день пригласил Аллу в гости и представил её родителям как свою невесту.
Через несколько месяцев Вениамин и Алла зарегистрировали свои отношения и отправились в свадебное путешествие в Осетию.
“Мы стремились избежать шумной свадьбы, но родители Вениамина настаивали на этом: ведь многим родственникам было бы обидно, если бы сына женили по-тихому”, — вспоминала Алла.
После окончания института Смехову было предложено распределение в Куйбышевский драмтеатр. Алла устроилась работать на местной кондитерской фабрике лаборантом.
Однако жизнь в провинции казалась им настоящим кошмаром после столичной суеты. Последней каплей стало предоставление молодоженам съемной комнаты, разделенной с хозяйскими покоями лишь бамбуковой занавеской.
Неудивительно, что, прожив год в таких условиях, Вениамин сделал всё возможное, чтобы вернуть себя и Аллу обратно в Москву.
В столице Алле повезло устроиться на должность техника в НИИ пищевой промышленности. Что же касается Вениамина, его ожидал полный провал. В любой театр, куда он обращался, его повсюду встречали отказы.
Тем не менее молодые супруги не унывали: они верили в свою взаимную любовь, считая, что она поможет преодолеть любые испытания.
Счастье по имени Галя
Неожиданно для себя, они столкнулись с любовью. Она пришла в Театр на Таганке как стажер в литературную часть. Девятнадцатилетняя студентка Ленинградского института сценических искусств моментально завоевала внимание всех мужчин в труппе. Очаровательная и хрупкая, она сама не осознавала всей своей красоты, даже покорила Владимира Высоцкого.
Любви невозможно противостоять. Вениамин, понимая, что он гораздо старше Галины, не рассматривал себя в качестве её ухажера. Тем не менее, никаких преград не могли удержать его от влюбленности, и их отношения стремительно развивались как в бесконечном танце.
Роман на всю жизнь
Вениамин Смехов и Галина Аксенова.
Конечно, они старались максимально сохранять свою любовь в секрете, но скрыть такое счастье невозможно, тем более что влюбленные стремились проводить каждую свободную минуту вместе. Галина училась в Питере, но регулярно прилетала в Москву к своим родителям. Она умудрялась сдавать сессию заранее и уезжать туда, где Вениамин был на гастролях. Так, вскоре о их романе узнала и жена Смехова.
Они были влюблены и мечтали о своем счастье.
Развод оказался очень болезненным процессом, сложным для всех участников. Родственники и дети переживали это в своей душе. Но Вениамин понимал, что все это — ради любви. Он любил и не мог отказываться от своих чувств, стремясь к новому счастью.
Вместе они пережили все трудности.
Не все поддержали его решение; многие не понимали актера. Однако вскоре у Вениамина начались проблемы со здоровьем — он стал страдать от астмы. Галина, или Глаша, как он любял её называть, заботилась о нем, была рядом с горячим чаем, лекарствами и своей нежностью. Позже именно Галина обзавелась хорошим врачом, который помог Смехову вновь восстановить здоровье.
Когда актёру впервые перестали давать роли в театре, именно Галина убедила его оставить позади прошлое и двигаться дальше, не зацикливаясь на том, что было.
Театр и кино
После окончания Щукинского училища Смехов попал по распределению в театр Куйбышева. Тем не менее, его восприняли в труппе театра без особого энтузиазма, и в первый год его ввели в четыре роли, а во второй — также в четыре. Наиболее запомнившимися стали роли Парадизова из Дела Артамоновых и Лелло Мескиари из Опаленных жизнью.
Отработать обязательные три года после распределения Смехов не смог. Приехав в Москву в отпуск, он не вернулся назад в Куйбышев вовремя, что привело к выговору, и тут же уговорил режиссера отпустить его раньше положенного.
Найти работу в театрах столицы оказалось весьма трудно. Вениамин даже задумывался о том, чтобы поменять профессию и заняться литературной деятельностью. Однако режиссер Театра драмы и комедии, Александр Плотников, заметил в нем потенциал и зачислил в штат. Поначалу он получил лишь небольшие роли, но благодаря сотрудничеству с таким режиссером, как Петр Фоменко, смог многому научиться.
Вскоре театр стал известен под новым именем, пришел новый руководитель, Юрий Любимов, и начался золотой век как для театра на Таганке, так и для Вениамина Смехова. Его включали в такие постановки, как Добрый человек из Сезуана (где он сыграл третьего бога), Герой нашего времени (где он был автором), Десять дней, которые потрясли мир (в этой работе он воплотил сразу семь образов), Гамлет (чертой персонажа Клавдии).
Кроме множества образов, созданных им на сцене, Смехов участвовал в написании новых сценариев вместе с Леонидом Филатовым. Любимов также доверил ему несколько режиссерских постановок: Час пик, Под кожей статуи Свободы, Ревизская сказка. В спектакле Мастер и Маргарита он сыграл роль Воланда.
Параллельно с работой в театре Вениамин постепенно начал появляться на экране. Его дебютной работой стала роль барона Краузе в культовом фильме 1968 года Служили два товарища. После этого Смехов сыграл роль Арамиса в телевизионной постановке Двадцать лет спустя и исполнил роль Смока в музыкальном фильме Смок и Малыш. Однако наибольшую популярность ему принесла роль Атоса в легендарном фильме Д’Артаньян и три мушкетера Георгия Юнгвальда-Хилькевича.
Смехов стал широко известным и любимым звездой. Однако он не поддался звездной болезни. В то время он также активно работал над сценарием для музыкальной сказки Али-Баба и сорок разбойников, где главные роли сыграли такие актеры, как Олег Табаков, Армен Джигарханян, Сергей Юрский.
В девяностые годы актёр не часто появлялся в кино, зато активно занимался преподавательской деятельностью и режиссурой. В его эстрадную репертуар вошли оперные и драматические постановки: Любовь к трем апельсинам, Пиковая дама, Трагедия Кармен, Мы играем Маяковского, Самоубийца, Голый король, Две сестры, Королевский бутерброд. Эти спектакли пользовались успехом как в России, так и за границей: в Израиле, Германии, Франции, Америке, Англии и Чехии.
По возвращении в столицу у Вениамина и Аллы родились две дочери: Елена и Алла, позже взявшая псевдоним Алика. Елена стала писательницей, а Алла пошла по стопам отца и стала актрисой. Обе дочери подарили Смехову троих внуков: Леонида (сына Елены) и Артема с Макара (сыновей Алики).
В 1980 году Смехов расстался с семьей. Развод оказался тяжелым и общественным, но Вениамина было не остановить — он снова влюбился по настоящему. Его второй супругой стала Галина Аксенова, тогда еще начинающий киновед, а сейчас — доцент Школы-студии МХАТ.
Многие предсказывали молниеносный конец этому роману, и после свадьбы недоброжелатели утверждали, что брак не переживет испытаний, тем не менее, Галина стала настоящей музой и любящей супругой. Когда у Смехова начали обнаруживать астму, она настойчиво провела его по врачам, чтобы помочь своему мужу. Она была надежной поддержкой Вениамина во времена кризиса в театре на Таганке и гонений на Любимова, когда актер уволился протестуя. Галина смогла наладить отношения с его дочерьми, что оказалось непростой задачей. В 2020 году пара отметила сорокалетие совместной жизни.
Сам же Смехов предпочитает не подводить итоги своей жизни, а сосредоточен на написании новых сценариев, книг, ролей. Осенью на экраны вышла драма Юлии Колесник Земля Эльзы, где Вениамин Борисович исполнил главную роль влюбленного пенсионера-географа Леонида. Его экранной возлюбленной стала актриса Ирина Печерникова, и пара была отмечена дипломом фестиваля экранизаций Читка за самый проникающий актерский дуэт.
Фильмография
- 1968 — Служили два товарища
- 1976 — Смок и Малыш
- 1976 — Середина жизни
- 1979 — Д’Артаньян и три мушкетера
- 1983 — Сказка странствий
- 1992 — Мушкетеры двадцать лет спустя
- 1993 — Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя
- 2008 — Прилетит вдруг волшебник
- 2008 — Монтекристо
- 2009 — Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини
- 2011 — Фурцева
- 2020 — Земля Эльзы
- 2021 — Казанова в России
- 2021 — Этерна
- 1972 — Самое лучшее занятие в мире
- 1974 — Записки на кулисах
- 1976 — Служенье муз не терпит суеты
- 1980 — Мои товарищи — артисты
- 1986 — В один прекрасный день
- 1990 — Живой и только. Воспоминания о Высоцком
- 1992 — Таганка. Записки заключённого
- 1999 — Когда я был Атосом
- 2000 — Мастер и Маргарита в стране чудес
- 2001 — Театр моей памяти
- 2005 — Эйфоризмы. Плод досуга. Род недуга
- 2008 — В жизни так не бывает. Та Таганка
- 2012 — Золотой век Таганки
- 2016 — Записки на кулисах
- 2018 — Здравствуй, однако…. Воспоминания о Владимире Высоцком
- 2020 — Жизнь в гостях
Интересные факты
- В детстве актер мечтал стать водителем, но быстро изменил свои приоритеты, увлекшись литературой.
- Смехов собирает фотографии, на которых изображен, как будто душит коллег по театру или съемочной площадке. Это собрание называется “Компания задушевных друзей”.
- В период неопределенности в актерской профессии будущий исполнитель роли Атоса думал о написании диссертации в Институте мировой литературы на тему Перевоплощение Пушкина.
- Голосом артиста озвучены персонажи нескольких анимационных лент, таких как Приключения капитана Врунгеля и Волшебник Изумрудного города.
*Признан иноагентом на территории РФ по решению Минюста