Получив аттестат зрелости, юноша Владислав решил продолжить обучение в театральной студии при Большом драматическом театре. Образование в этом учреждении проводил знаменитый актер и педагог Борис Бабочкин. Однако в результате призыва на действительную службу его учеба была прервана всего через год.
Владислав Стржельчик
Владислав Стржельчик — известный советский и российский актер театра и кино, чья карьера охватывает множество ярких ролей. Он завоевал зрительский интерес, играя как комедийные, так и драматические персонажи. Артист выглядел органично как в образах своих современников, так и в исторических костюмах, что стало его фирменным стилем. Зрители восхищались его открытостью, обаянием, харизматичностью и уникальным подходом к игре.
Родился Владислав 31 января 1921 года в обычной семье в Петрограде. Он был вторым ребенком в семье, и его появление стало долгожданным событием для родителей. Несмотря на скромный уровень образования, их врожденная интеллигентность сыграла важную роль в формировании Владислава, что предопределило и его успехи в ролях аристократов на сцене и в кино. Его мать работала в Эрмитаже до начала войны, а отец, поляк по национальности, был глубоко религиозным человеком и тайно посещал костел.
Школьные годы Владислава проходили с увлечением театром: он практически жил в драмкружке. Его родители были довольны, что сын занят полезным делом и не бродит по улицам. Позже Стржельчик решил поступить в студию при Большом драматическом театре, где успешно сдал вступительные экзамены на курс под руководством Бориса Бабочкина. Однако судьба распорядилась иначе — вскоре его призвали в армию. Во время войны Владислав служил на передовой, а затем его перевели в военный ансамбль. После окончания войны он вернулся в театральную студию и продолжил свое образование.
Театр
Первые два года в театре Стржельчик работал во вспомогательном составе, однако в 1947 году он был зачислен в основную труппу Большого драматического театра. Его дебютной ролью стала роль Клаудио в спектакле «Много шума из ничего» по пьесе Уильяма Шекспира. Затем его заметили и пригласили сыграть Грекова в постановке «Враги» по мотивам произведения Максима Горького — театральные критики высоко оценивают талант молодого актера. Владислав часто принимал участие в костюмированных спектаклях, запомнившись зрителям по ролям в «Слуге двух господ», «Девушке с кувшином» и другим.
Актер был известен своей пунктуальностью: он никогда не опаздывал на репетиции, всегда тщательно выучивал текст и выходил на сцену в отличной физической форме. С течением времени он начал исполнять сложные драматические роли, таких как Райский в «Обрыве» и Кулыгин в «Трех сестрах». Его игра Соломона Грегори в спектакле «Цена» завоевала признание даже у самых требовательных критиков, которые назвали его работу шедевром. Владислав настолько убедительно исполнил роль 90-летнего старика, что спектакль «Цена» успешно показывался на сцене БДТ в течение 25 лет, опираясь на его мастерство.
Владислав обладал тонким чувством юмора, что также способствовало его успеху на сцене. Его коллеги отмечали легкость в работе с им, а зрители всегда получали удовольствие от его исполнения. Яркий пример этого — игривый князь Вано в постановке «Ханума». Также запомнился творческий тандем с Алисой Фрейндлих в спектакле «Этот пылкий влюбленный», о котором остались архивные фотографии.
Несмотря на множество предложений работать в Театре имени Моссовета и даже заказ на контейнеры для его переезда в Москву от Малого театра, Владислав всю жизнь оставался преданным питерскому БДТ. В 1986-1991 годах он был членом правления театра, а с октября 1991 года исполнял обязанности секретаря правления Союза театральных деятелей РСФСР.
С войны на сцену
В реальности Владислав появился на свет 31 января 1921 года в простой, но культурной семье, что сформировало его личность и будущую карьеру. Мать работала в охране Эрмитажа, и мальчик с детства был окружен искусством, посещая выставки. Отец, происходящий из религиозной польской семьи, иногда тайно водил сына в костел, что дало Владиславу раннее знакомство с духовной музыкой и традициями.
Влад стал активным участником драматического кружка в школе и после занятий стремглав бежал на репетиции. Его увлечение театром было столь серьезным, что при поступлении в студию при Большом драматическом театре его приняли с радостью. Однако учебу прервал призыв в армию, и Владислав участвовал в боевых действиях на фронте, пережив как советско-финскую, так и Великую Отечественную войну.
После возвращения из армии Владислав вновь отправился в театральную студию, а затем был принят в БДТ на постоянной основе. Вскоре перед кассой театра выстраивались длинные очереди, и поклонники требовали билеты именно на Стржельчика. Многим зрителям он запомнился благодаря своей роли Соломона Грегори в спектакле «Цена», где Стржельчик сыграл 90-летнего старика, что принесли ему огромную популярность.
Хотя актеру поступали предложения о работе в Москве, он всегда оставался верен своему родному театру и Санкт-Петербургу. Владислав много снимался в кино, и его внешность позволяло ему получать роли аристократов, генералов и других почетных персонажей. Одними из самых значительных его ролей стали Наполеон в «Войне и мире», Уркварт в «России молодой» и Лесток в «Гардемарины, вперед!», которые закрепили за ним статус ведущего актера.
Любимец дам
Известно, что актер пользовался популярностью среди женщин. Владислав имел репутацию ловеласа в театральных кругах, хотя на практике его было всего два официальных брака.
Первый брак, произошедший в молодости, был судьбоносной вспышкой, однако быстро завершился. Тем не менее, у пары на свет появилась дочь, и актер старался поддерживать видимость отношений с его первой супругой ради дочери. Кардинально изменил сложившуюся ситуацию южные гастроли в Сочи. Во время этих гастролей Владислав встретил юную актрису из Москвы Людмилу Шувалову. Примечательно, что они встретились в весьма необычных обстоятельствах. Девушка, обладая смелостью, высказала свое недовольство игрой знаменитого актера в спектакле. Вначале Владислав был очень расстроен, но вскоре понял, что его мысли постоянно возвращаются к этой честной и прямой девушке.
Таким образом, первый брак Владислава пришел к краху, хотя до официального развода еще предстояло пройти длительный путь. Молодожены постепенно начали вести активные встречи, однако сначала им приходилось видеться редко, поскольку они жили в разных городах. Владислав старался часто навещать Людмилу в Москве. В конечном итоге Шувалова решилась оставить Театр Гоголя и переехала в Ленинград к Владиславу, поверив в силу своих чувств. Ей не было страшно, что он все еще не разведен. Однако такая ситуация расстраивала партийных функционеров, которые несколько раз проводили с ними беседы. Сначала влюбленные на какое-то время жили в общежитии, но это была лишь крошечная комната без окон. Времени также потребовалось, чтобы актёру удалось наладить для них условия для жизни. Людмила предпочитала заниматься домашним бытом и заботами о муже, которого очень любила. Она сделала выбор не рожать детей, чтобы не отвлекать мужа от себя, поскольку он полностью нуждался в ее помощи и поддержке. Владислав не умел справляться с делами по дому, и, как говорила его супруга, даже не мог пожарить яичницу. Людмила также пыталась развивать свою карьеру в театре, но вскоре поняла, что в их отношениях театру нужно уделять много времени, а ее увлечения больше тянут в сторону Владислава. Хотя Стржельчик очень любил свою супругу, ему часто приписывали многочисленные романы на стороне, а также утверждали о внебрачных детях, однако конкретные факты, подтверждающие эти слухи, так и не появились, поскольку официально актер никого из них не признал.
Владислав Стржельчик и Людмила Шувалова: 45 лет счастья в золотой клетке https://t.co/G7lyC3hYe5 — Kleinburd News Ru (@KleinburdNewsRu) November 24, 2017
Театр
Два первых года Стржельчик работал во вспомогательном составе, а затем перевели в основную труппу БДТ. Он показывал множество ярких работ, включая спектакли «Много шума из ничего» (роль Клаудио) и «Враги» (Греков), которые получили высокую оценку от театральных критиков. Владислав пользовался большой популярностью, зрители часто приходили на спектакли именно ради него. Его стиль играл важную роль в образах, которые он создавал, и он запомнился зрителям благодаря спектаклям «Слуга двух господ» и «Девушка с кувшином».
Стржельчик уважительно относился к театральной работе: он всегда досконально знал текст, никогда не опаздывал на репетиции, и этим задавал тон всей труппе. С течением времени он стал активно играть в драмах, включая роли Райского в «Обрыве» и Кулыгина в «Трех сестрах». В спектакле «Цена» Владислав сыграл Сомона Грегори, и его перевоплощение в роль 90-летнего старика было оценено критиками как шедевр. Постановка шла на сцене БДТ настоящим достижением в искусстве театра и продлилась четверть века.
Его игра князя Вано в спектакле «Ханума» стала яркой иллюстрацией его музыкальных талантов и способности к движению и танцам. Творческий дуэт с Алисой Фрейндлих в спектакле «Этот пылкий влюбленный» тоже остался у зрителей в памяти. Стржельчика несколько раз приглашали в московские театры, но его любовь к ленинградскому театру оставалась стабильной. Даже в момент непростых отношений с режиссером Георгием Товстоноговым, он не променял родной город на Москву.
Фильмы
Впервые на экране актер проявил себя в 1942 году, где он сыграл финского офицера-белогвардейца в фильме «Машенька». Однако настоящая популярность пришла позже, с ролью генерала Готбурга в картине «Как вас теперь называть?». Режиссеры начали регулярно приглашать Владислава на значимые роли. Его талант блестяще проявлялся в ролях начальников, высших офицеров, государственных деятелей и даже царственных особ. Гражданская война практически не оставила равнодушными зрителей к персонажам, которых он создавал на экране.
В одной из самых запоминающихся ролей он сыграл Наполеона в фильме «Война и мир». В «Гардемарины, вперед!» он стал ловким и сильным царедворцем Лестоком. А в фильме «Россия молодая» он сыграл шкипера Уркварта, шведского шпиона, коварного врага, скрывающегося под маской галантного иностранца. Зрителям трудно было отнести его к «положительным» или «отрицательным» персонажам — они чувствовали к нему одновременно ненависть, а также восхищение его ловкостью. В картине «Адъютант его превосходительства» Стржельчику удалось создать образ белогвардейского генерала, которому зрители симпатизировали за его благородство.
Помимо актерской карьеры, Стржельчик занимался преподаванием, передавая свой опыт молодым актерам. В знак признания его заслуг он был удостоен звания Народного артиста РСФСР и СССР.
Дмитрий Исаев
Один из внебрачных сыновей Владислава Стржельчика, Дмитрий, родился в 1973 году. Его мать встретила актера во время работы в театре, где она выполняла обязанности гримера. Несмотря на разницу в возрасте в 20 лет, актера не смутило ее положение. Робкая провокация со стороны Дмитриевой матери — забота о его признании отцовства — также была известна супруге Стржельчика, но вызвала у всех волнующие эмоции.
С парой они встречались в течение семи лет, но актёр не спешил принимать ребенка, заявляя, что его спутница имела нежелательное состязание с другом. В свои 20 лет Дмитрий Исаев не владел информацией о своем биологическом отце — мать скрывала эту правду, а Владислав избегал общения с сыном, когда известия обнаружились.
В одном из своих интервью Исаев вспоминал: «Однажды мама рассказала мне о папе. Сначала я не хотел его видеть. Однако вскоре эта боль утихла, и я решил с ним встретиться.» Дмитрий стал тайно навещать дом Стржельчика, видя, как тот выходит на улицу, но так и не набрался смелости подойти и заговорить — ему не о чем было вести разговор, так как всю жизнь отец его игнорировал.
Дмитрий выбрал актерскую карьеру самостоятельно и стал известным российским актёром. Он продолжает активно сниматься, и уже завоевал популярность. У него были романтические отношения с актрисой Нонной Гришаевой, но в молодости он тоже имел мимолетные романы. Интересно, что вероятно, талант ловеласа приписывается ему отцовским генам.
В настоящее время Дмитрий Исаев женат, но пока у него нет детей.
Илья Коврижных
Илья Коврижных — второй внебрачный сын Владислава Стржельчика, родился в 1981 году от актрисы, с которой Стржельчик испытывал бурный роман. Несмотря на скептические мнения журналистов о возможности родства, Владислав утверждал, что он действительно не сомневался, что это его сын.
Коврижных появился на свет, когда его отцу исполнилось 60 лет, и Владислав, полагая, что это не его ребенок, отказался от него, хотя и не отрицал факта отношений с матерью Ильи. Владислав также не стал присваивать сыну семейное имя.
Несмотря на сложности в их родственных узах, Илья поступил в театральное училище в Алма-Ате и стал успешным актером, снявшимся более чем в 30 фильмах. Его карьера только начинает набирать темпы.
Личная жизнь Ильи остается загадкой, он предпочитает не делиться деталями, и неясно, женат он или нет. Однако он не против поддерживать связь со своим сводным братом Дмитрием. В одном из интервью Коврижных выразил свое отношение к своему отцу: «Я ни в чем не виню этого человека. У меня счастливая жизнь и без его участия. Я благодарен своей матери за воспитание.»
Возможно, Илья Коврижных в будущем раскроет детали своей личной жизни.
Сокровенное
В театральных кругах о Стржельчике ходили слухи, что он не оставляет без внимания ни одну симпатичную женщину. Его увлечение дамами было значительным, и актер всегда проявлял интерес к их жизням, семьям и детям. Однако Владислав также был ревнивым человеком, считая, что все, что ему принадлежит, должно быть только его. Такой личностью он и оставался на протяжении своей жизни. Взаимоотношения со своей супругой Людмилой Павловной были для него важны и значимы, он искренне любил ее.
В доме Стржельчиков всегда царил порядок и эстетика, они умели создать стильную атмосферу. В общем, их жилище отличалось изысканностью.
Однажды на сцене актер забыл фрагмент текста, и даже не осознал, что произошло. Вскоре врачи поставили ему численный и удручающий диагноз — рак мозга. Путь к его уходу был болезненным и мучительным. Никто из окружающих не мог поверить, что смерть может стать финалом для такого живого человека, как Стржельчик. Он навсегда остался в памяти многих как символ жизни. Сердце Владислава остановилось 11 сентября 1995 года.
Самое интересное
Актрисы, победившие алкогольную зависимость (15.05.2019)
Топ-10 курьезов на вручении премий Оксар (22.12.2017)
К сожалению, общение Владислава с единственной дочерью Мариной, родившейся в его первом браке, стало весьма редким после его развода с ее матерью. Воспитанием девочки занимался ее отчим, и похоже, что между Мариной и настоящим отцом не возникало стремления к частому общению. Дочери чаще всего подарки покупала Людмила, чья роль в жизни Стржельчика была очень значительной в дальнейшем.
Второй супруге Владислава иногда подвергалась тему о детях, но она понимала, что Владислав, вероятно, не сможет уделять достаточное внимание новорожденному, что может разрушить их брак, как это случилось в первом. Поэтому Людмила не стала матерью.
Внебрачные дети Владислава Стржельчика — трое сыновей: Илья, Евгений и Дмитрий, родившиеся от различных женщин. Но сам Стржельчик, полагая, считал своей единственной дочерью Марину, остальных не признав.
Дмитрий Исаев — внебрачный сын?
В жизни Владислава Стржельчика было много любовных романов, некоторые из которых имели продолжение. Актер легко увлекался женщинами, но такие чувства редко перерастали в серьезные отношения. Лишь одна из его романтических историй стала достаточно известной: это его связь с молодой гримершей БДТ Юлией, которая началась во время его второго брака. Из-за профессиональной среды их роман невозможно было скрыть, и многие знали о его существовании.
В январе 1973 года Юлия родила сына Дмитрия, утверждая, что отцом является Владислав Стржельчик. Сам же актер так никогда и не признал своего отцовства. Однако многие говорили о явном сходстве Дмитрия и Стржельчика. Позже Дмитрий тоже выбрал путь актера, посвятив себя сцене и кино, что подтверждало его наследие.
На похоронах Стржельчика немало людей отметили, что один из молодых мужчин у гроба в слезах был не кто иной, как Дмитрий Исаев, который так и остался непризнанным отцом.