3 сцены с едой из фильмов Гайдая, от которых слюнки текут. Рассказываем, как их снимали

Кроме того, Госкино установило строгие требования: исторические сцены должны быть условными и демонстрировать богатое воображение создателя машины времени. Это и объясняет все несоответствия с определенными локациями и историческими данными.

Очень приятно, царь!: 50 лет с премьеры фильма Иван Васильевич меняет профессию

Приключенческая комедия, созданная Леонидом Гайдаем, «Иван Васильевич меняет профессию» была адаптирована по пьесе Михаила Булгакова и впервые показана в советских кинотеатрах 17 сентября 1973 года. Фильм стал одной из самых любимых кинолент отечественного производства, и за время своего проката был просмотрен более чем 60 миллионами зрителей. Интересно отметить, что Гайдай, будучи настоящим мастером комедии, никогда не смеялся во время съемок. Он был человеком, преданным своим суевериям, поскольку верил, что если он заранее рассмеется на площадке, это может испортить восприятие сцены для зрителя. Более детальную информацию о процессе создания этого выдающегося фильма можно найти в материале RT.

Комедия «Иван Васильевич меняет профессию» вышла на экраны в 1973 году и незамедлительно завоевала популярность среди зрителей. Аудитория картины превысила 60 миллионов человек. С каждым годом её популярность только возрастает: по данным Mediascope, в 2022 году она стала самым популярным фильмом среди тех, что транслировались по российскому телевидению.

По воспоминаниям драматурга Аркадия Инина, который сотрудничал с Гайдаем, признание картины в киносообществе имело для режиссера огромное значение. Комедия долгое время считалась низким жанром, и отношение к таким фильмам в советское время было соответствующее.

«Когда мне вручили приз за «Ивана Васильевича» на Бакинском всесоюзном фестивале, он произнес с какой-то тоской: «Вот первый, первый приз комедии — не только для меня, но вообще первый приз для комедии», — вспоминал Инин в беседе с Общественным телевидением России.

Тем не менее, Гайдай установил высокую планку для будущих поколений авторов и режиссеров. «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» и другие его работы стали частью золотого фонда отечественного кино и имеют особое место в сердцах зрителей.

Суеверный Гайдай и его машина времени

После завершения работы над «Кавказской пленницей» Гайдай желал немного изменить жанр и поставить «Бег» Михаила Булгакова. Тем не менее, Госкино решили иначе, что привело к обращению режиссера к пьесе Булгакова «Иван Васильевич», впервые опубликованной в 1965 году, спустя почти 30 лет после её написания.

Работа над сценарием вела в сотрудничестве с Владленом Бахновым. Действие фильма перенесли в 1970-е годы, в то время как оригинальная пьеса была написана в 1930-х. Это требовало адаптации деталей, чтобы предотвратить возможное недовольство чиновников. Например, когда милиционер спрашивает Грозного о его местожительстве, тот отвечает: «В палатах», в то время как персонаж в книге говорил «Москва, Кремль». Ответ Милославского на вопрос управдома Бунши: «За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?» был изменён с «Народ, батюшка, народ» на «Во всяком случае не мы».

Это интересно:  Можно ли выпасть во время катания на американских горках и другие интересные факты о парке развлечений Остров Мечты

Общественность узнала о работе Гайдая над новым фильмом в 1973 году из апрельского номера журнала «Советский экран». Для съемок были выбраны Ростов, Ялта и Москва, а основная работа проходила на Мосфильме, где были построены декорации.

Съемки начались со сцены погони за демонами, проходившей в стенах Ростовского кремля, где также был отснят эпизод о походе войска Ивана Грозного. Сцена «Звенит январская вьюга» снималась в Ялте, в то время как остальные эпизоды были созданы в Москве: интерьерные — в павильонах Мосфильма, где возвели 16 объектов, а экстерьерные — на улицах Новокузнецкой и Новом Арбате.

На съемочной площадке Гайдай, будучи суеверным человеком, придерживался определенных правил, которым следовала вся съемочная группа. Так, например, было строго запрещено смеяться, так как он полагал, что в таком случае зритель не сможет оценить юмор.

Тем не менее, если во время съемок сцены появлялась суета и возникали какие-либо сложности, Гайдай считал, что именно в этот момент зрители, скорее всего, рассмеются. Сам режиссер редко открыто демонстрировал свои эмоции относительно шуток. По словам Владимира Этуша, Гайдай никогда не смеялся в привычном смысле этого слова, и иногда актеры не могли понять, понравилась ли ему снятая сцена или нет.

Перед выходом «Ивана Васильевича» в прокат из фильма было вырезано множество эпизодов. Например, сцена, в которой Иван Грозный жарит котлеты, была воспринята комиссией как насмешка над монархом и не вошла в итоговую версию. В результате фильм был сокращён на десять минут, тогда как оригинальная версия до сих пор хранится на Мосфильме.

Шурик

По пьесе Булгакова инженера-самоучку звали Николаем. Однако, когда на роль был утвержден Александр Демьяненко, ставший популярным благодаря фильмам Гайдая, героя переименовали в Александра. Таким образом появился Шурик, который стал любимцем зрителей. Кстати, на эту роль мог претендовать и Олег Видов.

Знаете ли вы фразу: И тебя вылечат, и меня вылечат, произнесенную гениальной Натальей Крачковской? Однако на роль планировалась Нонна Мордюкова. Но Крачковская сумела покорить сердце Гайдая, сказав: Возьмите меня, пожалуйста. Честное слово, я хорошо сыграю! Режиссер рискнул сделать ей предложение, и результат оказался успешным.

Кстати, в сцене, когда жена Бунши произносит эту знаменитую фразу, Крачковская была в парике. Она решила не расставаться со своими роскошными волосами, и гримеры сделали ей парик из шапочки для плавания. Однако они не угадали с размерами, и лицо актрисы отекло, что вызвало дискомфорт. Шапочку снимали, приводили Крачковскую в порядок и снова запускали камеру. Кроме того, во время съемок Крачковская заболела воспалением легких и потеряла вес, но потом ей пришлось вновь набирать его ради искусства.

Факты

  1. В 1973 году фильм посмотрели 60 миллионов зрителей. Интерес к нему не угасает по сей день.
  2. Песню «С любовью встретиться» хотела исполнить София Ротару, но у нее это не вышло. В итоге песню спела Нина Бродская, чей голос оказался выше, чем у Ротару.
  3. Однажды актера Владимира Этуша ограбили. Однако воры, узнав о том, что они обокрали квартиру самого Шпака, вернули часть награбленного к двери квартиры.
  4. На вопрос За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?, в первоначальном варианте звучал ответ: Народ, батюшка, народ. Позже фразу изменили, и в фильме мы слышим: Во всяком случае не мы!.
  5. Еще одну фразу в фильме поменяли. Когда милиционер спрашивает у Грозного: Где живете?, по сценарию Яковлев отвечал: Москва. Кремль. Это показалось слишком дерзким, и Кремль поменяли на Палаты.
  6. Милославского изначально должен был сыграть Андрей Миронов, но актер был занят на других съемках. После перебора других кандидатов, таких как Георгий Юматов, Сергей Никоненко, Георгий Бурков и Вячеслав Невинный, Гайдай выбрал Леонида Куравлева.
  7. За фильм Леонид Гайдай получил 7948 рублей, Юрий Яковлев — 4350 рублей, Леонид Куравлев — 2312 рублей, Александр Демьяненко — 1663 рубля, Владимир Этуш — 630 рублей, Наталья Крачковская — 347 рублей.
Это интересно:  Зачем тапать хомяка, в чём смысл игры и можно ли на нём разбогатеть

3 сцены с едой из фильмов Гайдая, от которых слюнки текут. Рассказываем, как их снимали

3 сцены с едой из фильмов Гайдая, от которых слюнки текут. Рассказываем, как их снимали

3 сцены с едой из фильмов Гайдая, от которых слюнки текут. Рассказываем, как их снимали

3 сцены с едой из фильмов Гайдая, от которых слюнки текут. Рассказываем, как их снимали

3 сцены с едой из фильмов Гайдая, от которых слюнки текут. Рассказываем, как их снимали

3 сцены с едой из фильмов Гайдая, от которых слюнки текут. Рассказываем, как их снимали

3 сцены с едой из фильмов Гайдая, от которых слюнки текут. Рассказываем, как их снимали

3 сцены с едой из фильмов Гайдая, от которых слюнки текут. Рассказываем, как их снимали

3 сцены с едой из фильмов Гайдая, от которых слюнки текут. Рассказываем, как их снимали

3 сцены с едой из фильмов Гайдая, от которых слюнки текут. Рассказываем, как их снимали

3 сцены с едой из фильмов Гайдая, от которых слюнки текут. Рассказываем, как их снимали

3 сцены с едой из фильмов Гайдая, от которых слюнки текут. Рассказываем, как их снимали

3 сцены с едой из фильмов Гайдая, от которых слюнки текут. Рассказываем, как их снимали

3 сцены с едой из фильмов Гайдая, от которых слюнки текут. Рассказываем, как их снимали

3 сцены с едой из фильмов Гайдая, от которых слюнки текут. Рассказываем, как их снимали

3 сцены с едой из фильмов Гайдая, от которых слюнки текут. Рассказываем, как их снимали

3 сцены с едой из фильмов Гайдая, от которых слюнки текут. Рассказываем, как их снимали

3 сцены с едой из фильмов Гайдая, от которых слюнки текут. Рассказываем, как их снимали

Продолжение

Интересно, что у этого советского шедевра есть сиквел – короткометражный фильм «Черные перчатки». В нем рассказывается о приключениях Милославского после его побега из милиции. Из собранных эпизодов, которые не вошли в основной фильм, была создана законченная история.

Прозвучавшие в фильме песни, написанные талантливыми композиторами Александром Зацепиным и Леонидом Дербеневым, также стали классикой кино. Например, песню «Звенит январская вьюга» должна была исполнить София Ротару, но ее голос оказался слишком низким для хрупкой внешности Натальи Селезневой. В то же время, актер Валерий Золотухин исполнил песню «Разговор со счастьем».

Милиция

Я требую продолжения банкета!

Все помнят великолепное застолье царя и бояр, где стол буквально ломится от яств. Важно знать, что вся еда была настоящей. Изначально предлагалась бутафория, поскольку в бюджете не хватало средств, но Гайдай сам выделил сумму в 200 рублей, чтобы приобрести старинные деликатесы.

Сомнения Юрия Никулина по поводу успеха картины оказались напрасными. Фильм был хорошо принят зрителями и прошёл в прокат с большой популярностью. Однако цензура внесла свои правки в некоторые фразы героев. Например, когда царь на вопрос «Где живете?» отвечает не совсем ясно: «В палатах», — на самом деле он должен был сказать «Москва. Кремль».

На восклицание «За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?» изначально планировался ответ: «Народ, батюшка, народ». Однако в итоге в фильме прозвучало: «Во всяком случае, не мы!». Также при столкновении со шведом вместо «Мир, дружба!» сказано: «Гитлер, капут!».

Афиша

Сосиски и пирожное с горчицей. На какой продукт не могла смотреть Наталья Селезнева после съемок у Гайдая

Эту известную сцену из «Операции «Ы» вы, вероятно, видели много раз. В центре кадра находится тарелка с двумя сосисками.

3 сцены с едой из фильмов Гайдая, от которых слюнки текут. Рассказываем, как их снимали

В Советском Союзе этот продукт пользовался большой популярностью, и с тем же аппетитом его уплетали персонажи Шурик и Лидочка. Для зрителей выглядело одновременно странным и смешным, как персонажи готовятся к экзамену и в то же время не замечают, что не знакомы друг с другом. Однако реакция Натальи Селезневой на сосиски была действительно необычной.

Это интересно:  Словарь молодежного сленга: как родителям понять, что говорят современные подростки

3 сцены с едой из фильмов Гайдая, от которых слюнки текут. Рассказываем, как их снимали

Вряд ли в то время советские граждане понимали, что происходило с актрисой. После съемок этого короткого эпизода ей было очень трудно смотреть на сосиски на протяжении нескольких лет. Что же заставило Наталью отказаться от продукта, который традиционно входил в ее рацион на завтрак, обед и ужин?

3 сцены с едой из фильмов Гайдая, от которых слюнки текут. Рассказываем, как их снимали

Все дело в том, что для того чтобы свершился этот короткий эпизод, ей пришлось съесть множество сосисок, приправленных горчицей в большом количестве. Чтобы добиться идеального результата, Гайдай заставлял ее делать дубль за дублем — режиссер постоянно оставался недоволен итоговым вариантом.

Как только Гайдай наконец нашёл то, что хотел увидеть на экране, у несчастной Селезнёвой сосиски буквально лезли из ушей, — рассказывал кинокритик Давид Шнейдеров.

К сосискам добавьте вкус песочного пирожного с кремом, которое также заправлено острой горчицей.

3 сцены с едой из фильмов Гайдая, от которых слюнки текут. Рассказываем, как их снимали 3 сцены с едой из фильмов Гайдая, от которых слюнки текут. Рассказываем, как их снимали

Вспоминая свои съемки в комедии Гайдая, Селезнева признавалась, что ей почти два года было тяжело смотреть на сосиски. Однако пересматривая эту яркую сцену, зрители считают, что актрисе в тот момент было очень голодно, так как она с аппетитом ест.

Цензура и отзывы зрителей

3 сцены с едой из фильмов Гайдая, от которых слюнки текут. Рассказываем, как их снимали

После правок киноначальства на Мосфильме в картине была сокращена погоня за Милославским, и не совсем ясно, поймали его или нет. Изъяли и эпизод, где Иван Грозный готовит котлеты, резко сократились похождения Жоржа в царских палатах, некоторые фразы героев также исчезли. В общей сложности фильм был обрезан на 177 метров пленки и сократился почти на десять минут.

3 сцены с едой из фильмов Гайдая, от которых слюнки текут. Рассказываем, как их снимали

Не все знают, но признание народа «Ивана Васильевича» пришло не сразу. В 1974 году журнал «Советский экран» организовал дискуссию о новой кинокомедии, созданной самым кассовым режиссером советского кино. Хотя критики высоко оценили фильм, читатели поставили ему лишь 11-е место.

Леонид Гайдай сам говорил о своем стремлении снимать комедии как о вредной привычке. Он настойчиво пресекал всякий смех на съемочной площадке, полагая это плохой приметой, что фильм не получится смешным. Он часто повторял: «Юмор — дело серьёзное». На удачу он почти во все свои фильмы запускал черную кошку, считая, что её появление обеспечит успех своего творения. Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» не стал исключением.

Виртуальная жизнь кинокартины

Интерес к золотой комедии советского экранного искусства сегодня пересек границы реальной жизни и переместился в виртуальное пространство. Совсем недавно в YouTube появился ролик, в котором комедия на экране сочеталась с комедией в жизни: итальянцы знакомятся с легендарным фильмом, открыто демонстрируя свои эмоции.

Уникальную находку предложили блогеры, которые опубликовали 12-минутный короткометражный фильм «Черные перчатки», отцифрованный с 8-мм пленки для кинопроектора. Оказалось, что как «Иван Васильевич меняет профессию», так и «Черные перчатки» смонтированы из одного рабочего материала. В результате в этой короткометражке, стилизованной под немое кино и посвященной исключительно похождениям Милославского, милиция в конечном итоге всё же поймала вора-рецидивиста, сделав это изящно, без лишнего шума и пыли.

3 сцены с едой из фильмов Гайдая, от которых слюнки текут. Рассказываем, как их снимали

Как выбрать среди множества классических и современных драма, музыкальных и кукольных театральных представлений для детей? Мы сделали отбор самых интересных постановок, чтобы вы могли без труда найти достойное зрелище.

Оцените статью
Портал красоты
Добавить комментарий