Динара Асанова

Юрий Визбор блестяще исполнил главную роль в фильме, который стал оригинальным исследованием вопросов формирования человеческой идентичности в подростковом возрасте. Однако картину подвергли критике за излишнее схожество с противоречивым произведением Лолита, что привело к пятигодичному запрету молодого режиссера на дальнейшую творческую деятельность.

Школа, водка и барабанная установка. Чем современному зрителю могут быть интересны фильмы Динары Асановой

Динара Асанова провела в кинематографе всего 10 лет, но ее творчество, в основном сфокусированное на подростковом социальном кино, на протяжении долгого времени оставалось знакомым лишь ограниченному кругу ценителей. Владимир Веретенников делится мнением о том, почему ее картины, от оптимистичной ленты 1970-х Не болит голова у дятла до напряженной драмы предперестроечного времени Милый, дорогой, любимый, единственный, остаются актуальными и интересными по сей день.

Динара Кулдашевна Асанова появилась на свет 24 октября 1942 года в городе Фрунзе (сегодня — Бишкек). Отец ее, Кулдаш Асанов, погиб на фронте вскоре после рождения дочери, и Динара никогда не знала его. Мать работала на текстильной фабрике и имела намерение видеть дочь именно в этой же профессии. Однако сама Динара, под влиянием бабушки, с раннего возраста становилась все более общительной, активно стремилась к знаниям и рано проявила свои лидерские качества в детском коллективах. Друзья охотно следовали за ее инициативами: учреждение библиотеки с новой книгой, выдаваемой лишь после пересказа предыдущей, устраивались футбольные матчи, играли в школу, где Асанова всегда выбирала роль учителя, а также рисовали афиши для местного кинотеатра.

Как ни странно, кинематограф начал привлекать Динару все сильнее, несмотря на недовольство матери, которая хотела устроить ее работать на текстильной фабрике после окончания школы. Удачно сложившиеся обстоятельства позволили Асановой избежать длинных путешествий за пределы родины для начала карьеры в кино, ведь в это время в ее стране уже существовала киностудия. К тому моменту, когда Динара решила сделать первый шаг в киноиндустрии, 17 ноября 1941 года была основана будущая Киргизфильм, изначально ориентированная на создание кинохроники. Студия временно приостановила свою деятельность сразу после войны, но позже вернулась к созданию художественных фильмов; первым цветным художественным фильмом стал Салтанат, выпущенный в 1955 году совместно с Мосфильмом.

Первые шаги в Киргизии в кино были скромными, однако постепенно студия смогла заявить о себе. На Киргизфильме были созданы несколько адаптаций работ почитаемого классика — Чингиза Айтматова. Здесь начинали свои карьеры известные режиссеры, такие как Лариса Шепитько и Андрей Кончаловский, а позже появились свои мастера, среди которых Болотбек Шамшиев, Толомуш Океев и Альгимантас Видугирис. Творческий путь Динары Асановой гармонично вписался в контекст киргизского кино на начальном этапе ее карьеры.

Попав на Киргизфильм, она воскликнула: «Возьмите меня хоть кем угодно, даже дворником!»

Противник ему был всего 18 лет, и отсутствие какого-либо опыта в киноиндустрии, несомненно, шло наперекор ее амбициям. Однако среди ее достоинств выделялись такие качества, как колоритная восточная внешность, открытость, мгновенная способность к обучению, трудолюбие и коммуникабельность.

Динара была принята на работу, и это решение оказалось удачным: она самостоятельно приступила к изучению различных игровых специальностей. Сначала ей доверили ведение реквизита, вскоре же она выросла до должности ассистента режиссера и начала выполнять небольшие актерские роли.

Асанова начала работать в съемочной группе под руководством начинающей режиссера Ларисы Шепитько, которая на тот момент трудилась над фильмом Зной — одной из первых экранизаций произведений Айтматова. Эта картина привлекла внимание критиков и получила премию на Всесоюзном кинофестивале за режиссуру, становясь визитной карточкой талантливой Шепитько. Позже Динара также принимала участие в создании художественного фильма Девушка Тянь-Шаня под руководством режиссера Алексея Очкина, где снялась в небольшой роли, а также помогала в производстве документальных фильмов ПСП и У каждого своя дорога, ассистируя режиссеру Альгимантасу Видугирису. Команда Киргизфильма поощрила свою трудолюбивую сотрудницу путевкой в Москву, где она посетила Всесоюзный государственный институт кинематографии. После этого визита Асанова поняла, что хочет поступить в этот университет и подала заявку на факультет режиссуры.

Возвращение к подростковому кино

Никудышная (1980) — в этом фильме сценаристом выступил Приемыхов. Главная героиня Аня (в этом фильме одну из первых своих ролей сыграла известная Ольга Машная) представляет собой типичную трудную подростку. Она сталкивается с проблемами понимания не только со стороны семьи, но и со стороны ровесников. Причиной этому, помимо ее физического недостатка (Аня страдает заиканием), служит недостаток внимания близких, сосредоточенных на своих собственных трудностях. Свое свободное время Аня проводит с подобными себе молодежными компаниями. У них яркая косметика, алкоголь, посещение сомнительных мест, драчки и постоянные переделки с милицией.

Это интересно:  Мужа отдала другой. Истории любви актрисы Людмилы Хитяевой

Динара Асанова

Во время беременности матери Аню отправляют в деревню к родственникам отчима. Но даже там ее судьба не меняется, и она снова оказывается в остром конфликте с окружающими. Судьба сводит ее с пожилым мельником Саввой (Михаил Глузский), который живет вдали от других и пользуется у местных жителей репутацией колдуна. Эти два одиноких человека, встречаясь с недоразумениями и ссорами, постепенно находят точки соприкосновения. Савва становится значимой фигурой в жизни Ани, что способствует ее душевному обновлению.

Динара Асанова

Что бы ты выбрал? (1981) — этот малоизвестный фильм Динары Асановой, который помнят лишь самые преданные ее почитатели, демонстрирует один день из жизни четырех друзей-третьеклассников. Володя (что интересно, в этой роли снялся сын Асановой), Марина, Настя и Ярослав проживают в одном старом ленинградском доме. Эти дети учатся, шалят, размышляют о будущем, строят отношения с родителями и учителями.

Асанова успела запечатлеть на пленке мир своего сына, который связан с существованием многоквартирного дома. Динамика сюжета обусловлена сложными взаимодействиями между двумя различными миром — детским и взрослым. Но события воспринимаются именно с точки зрения ребенка. В процессе внутреннего диалога с окружающей действительностью Володя обретает понимание, что среди взрослых есть и такие, кто остается нормальными людьми…

Пацаны — одна из самых известных работ Асановой. И совсем не зря она стала одним из лидеров советского проката в 1983 году. Работая над этим фильмом, Асанова сотрудничала с уже знакомыми ей коллегами — Юрием Клепиковым (сценарист) и Валерием Приемыховым (исполнитель главной роли). Картина поднимает тему судьбы ребят с проблемами, которые находятся на грани криминала. Они попадают в летний трудовой лагерь, где начальник, Паша Антонов, искренне старается отвести своих подопечных от опасных путей и дает им шанс изменить свою судьбу, избегая уголовной ответственности.

Для большинства воспитанников лагеря Асанова выбрала не профессиональных актеров, а настоящих трудных подростков, которые фактически сыграли самих себя.

Динара Асанова

Фильм начинается с того, как Вадим, главный герой, подвозит к себе в машину девушку (Ольга Машная), которая бежит с младенцем от преследующего ее человека. На первых порах Вадим считает, что он спасает жертву насилия в семье, но вскоре обстоятельства открывают совершенно иное положение дел… Основной смысл сюжета заключается в глубоком недоразумении между поколениями. Персонажу Приемыхова уже перевалило за сорок, тогда как героине Машной еще не исполнилось и двадцати. В отсутствие понимания выражаются кардинально разные взгляды на жизнь и ценности. Вадим, воспитанный в послевоенную эпоху, с тревогой и недоумением наблюдает за странными поступками Ани, которая ради любви готова на крайние меры, включая преступление, — например, похищение ребенка у чужой женщины…

Режиссер

После завершения обучения во ВГИКе Динара Асанова четыре года искала свою нишу в профессии, пока в 1973 году не устроилась на киностудию Ленфильм, что стало возможным благодаря поддержке Фрижеты Гукасян, в то время занимавшей пост главного редактора Первого объединения студии. Она высоко оценила фильм Асановой под названием Рудольфио, выделив его искренность и мастерство в отборе актеров, включая Юрия Визбора на роль главного героя.

Динара Кулдашевна Асанова

Первым заметным проектом Динары на Ленфильме стала полнометражная лента Не болит голова у дятла (1974), вызвавшая значительный резонанс среди зрителей и критиков. Сценарий, написанный Юрием Клепиковым, освобождал восприятие подростковых проблем. Асанова выбрала сложный путь, пригласив на главные роли подростков с непростыми судьбами и активно применяя элементы импровизации, что позволяло актерам играть максимально естественно и правдоподобно. В итоге фильм стал необычайно живым и искренним.

Следующий фильм Асановой, Ключ без права передачи, был основан на сценарии Г. Полонского. В этом произведении, как и в предыдущем, была уделена значимая роль проработке персонажей и их межличностным отношениям. Асанова вновь доверила основные роли школьникам, проводя дискуссии о сценарии с молодыми актерами и акцентируя внимание на их личных проблемах и взаимодействии с взрослыми. Картина была отмечена своей искренностью и естественностью исполнения, что обеспечило положительную реакцию как со стороны зрителей, так и критиков.

Тем не менее, не все работы Асановой встречали одобрение. Фильм Беда был создан в условиях замены заболевающего режиссера, и тематика, касающаяся алкоголизма, оказалась крайне сложной. В этом проекте вновь присутствовала тенденция Асановой к переработке сценария в процессе съемок, что в свою очередь вызывало разногласия со сценаристом И. Меттером. Главный персонаж, сын, которого сыграл Алексей Петренко, своей игрой затмевал остальных героев. В своих дневниках Асанова отмечала, что работа с Петренко была настоящим откровением. В то время как сценарист и несколько критиков считали, что такая свобода в интерпретации материала могла угрожать успеху картины, Асанова настойчиво продолжала отстаивать свою творческую позицию, подчеркивая, что сценарий должен уступать место жизни, открывающейся на глазах у зрителей.

Это интересно:  Modern Talking 37 лет спустя: причины распада группы и новая жизнь солистов

Динара Кулдашевна Асанова

Дебаты между Асановой и Меттером, опубликованные в журнале Советский экран, разгорелись в глубокую дискуссию о роли режиссера и сценариста в кино, выделяя сложности, связанные с балансом между авторским видением и стремлением к реалистичному изображению жизни. Вопреки критическим замечаниям Асанова не отказалась от своего подхода, рассматривая его как возможность достичь большей правдивости и эмоционального резонирования с аудиторией.

Новый фильм исследует тему разрыва семейных уз, акцентируя внимание на теме неуловимых женских судеб, что было актуально для периода советской кинематографии. Вера (Елена Соловей), главная героиня, покидает, казалось бы, стабильное семейство, временами оставляя сына с отцом, чтобы попытаться создать новую жизнь для себя. Это решение становится тяжелым ударом для её мужа Александра (впервые на экране Валерий Приемыхов), который не в состоянии понять причины расставания. В процессе осмысления прошлого он начинает осознавать события, которые прежде игнорировал, но которые разрушали их семью, и меняет свои взгляды, надеясь на возвращение Веры, однако она остается непоколебимой в своем намерении уехать.

Личная жизнь

Запрет на режиссуру стал для Динары временем личных испытаний и творческих ограничений. В этот период Асанова встретила Николая Юдина, который был готов поддержать ее идеи и чувства. Их брак стал для нее не только утешением в тяжелые времена, но и подтверждением того, что даже в самые мрачные épocas жизни можно надеяться на светлые события.

Динара Кулдашевна Асанова

Рождение сына Владимира, которого Динара с любовью называла Анваром, припало на новый период в жизни режиссера. Мальчик стал для нее источником радости, гордости и вдохновения. Она активно вовлекала сына в свою творческую деятельность, что дало ему возможность с ранних лет прикоснуться к миру кино.

Неожиданная смерть Динары Асановой коренным образом поменяла жизнь ее сына Анвара. Потеря матери в столь юном возрасте оставила в его душе неизгладимый след. Поездка в Киргизию и последующее пребывание в психиатрической больнице не принесли желаемого облегчения. Его жизнь превратилась в череду странствий и неудач, а попытки наладить контакт с отцом не были успешными.

Награду получила посмертно

Финал фильма оказался настолько эмоциональным, что поражал зрителя своей правдивостью и глубиной. Однако неприглядная социальная реальность, отображенная в картине Пацаны Асановой, не удивила многих. Начало 1980-х годов отмечалось временем относительного процветания советского общества, но на экране предстал портрет детей, страдающих от голода, воровства и хронической нестабильности в семьях. Оказалось, что ни партии, ни комсомол не могли исправить эту тревожную ситуация. Да, лозунги и идеологии по-прежнему проскакивали в публичных выступлениях, но с каждым годом в них все меньше людей верили, особенно те трудные подростки, которые чувствовали фальшь и лицемерие общества.

Спасать их могла лишь та самая человеческая доброта и участие, которые им не встречались в жизни. Как говорит в фильме педагог Антонов-Валерий Приемыхов: «Каждому мальчишке нужен мужчина, к которому он сможет обратиться на ‘ты’. Если у них нет такого отца, таким мужчиной буду я.»

Ольга Машная в фильме Кин-дза-дза!, 1986 г.

Фильм Пацаны вызвал в советском обществе оживленные обсуждения и в конечном итоге был оценен по достоинству. Динару Асанову удостоили Государственной премии СССР за этот фильм, но она не дожила до момента награждения. Премию вручили ей посмертно лишь в 1985 году, через два года после выхода Пацанов, так как режиссер трагически ушла из жизни в апреле 1985 года в возрасте 42 лет.

Затравили после дипломной работы

Трагедия произошла в Мурманске, где Асанова работала над своим новым фильмом Незнакомка. Дину нашли мертвой в гостиничном номере. Обострение сердечно-сосудистого заболевания послужило причиной несчастного случая. Впервые ее сердце дало сбой в 21 год, когда она была студенткой ВГИКа. Тогда ей повезло, что однокурсник пришел на помощь и оказал ей первую медицинскую помощь. Она дожила до приезда медиков. Но внутренне Асанова часто испытывала предчувствие короткой жизни. Она даже говорила матери: «Я не доживу до 45».

Возможно, поэтому ее так беспокоила тема молодежной жизни и судьбы — она словно предчувствовала, что стареть ей не суждено.

Ее дипломной работой стала короткометражная лента Рудольфио — о первой любви старшеклассницы к мужчине-соседу, который значительно старше нее. Это кино получилось целомудренным и нежным, но недоброжелатели усмотрели в нем отсылки к произведению Набокова о Лолите. Эти спекуляции негативно сказались на ее дальнейшей карьере — Динаре было запрещено снимать в течение четырех лет. В первый раз она смогла вернуться к полнометражному кино в 1974 году на Ленфильме, считавшемся в ту пору самой прогрессивной киностудией. Этот фильм стал Не болит голова у дятла, в котором семиклассник Сева Мухин (известный как Муха) целыми днями проводит время за играми на барабанах, ругается с родителями и соседями, а в то же время много думает о своей однокласснице Ире. Окружающие обвиняют подростка в сложном характере. У Мухи есть две отдушины — верный друг Батон и учительница, которая воспринимает его таким, какой он есть, в отличие от родителей. Уже в этой работе начинаются проявляться характерные приемы Асановой, которые пробивают до слез зрителей. Финал показывает, как Муха бежит за удаляющимся поездом с Ириной. В этой картине одну из своих ранних ролей сыграла Елена Цыплакова, в то время еще школьница.

Это интересно:  Алина Ланина

Динара Асанова.

Личная жизнь

В период запрета на съемки Динара Асанова вышла замуж за Николая Юдина, графика по профессии. Их сын родился еще до официальной регистрации брака, и его назвать Владимиром — мама ласково именовала его Анваром, что в переводе означает «лучезарный».

Динара всегда была рядом с сыном и часто включала его в свои проекты. Впервые Владимир появился на экране, когда ему было три года, а позже он получил главную роль в киноленте Что бы ты выбрал?.

Динара Асанова и ее муж

В трудный период творческого простоя Динара находила утешение в сочинении сказок, притч и стихов, и подросший Анвар всегда оказывал ей помощь в этом. Когда Асанова ушла из жизни, мальчику было всего 13 лет, и, возможно, какое-то утешение он смог найти в вечном наследии трудов матери и в том, как она покинула этот мир — быстро и спокойно, словно заснула.

После внезапной утраты матери Анвар уехал в Киргизию, где жил у родственников. Его состояние было настолько подавленным, что родные решили отправить его в психиатрическую больницу. Лечение не дало ожидаемых результатов. В последующие годы юноша скитался, пытался наладить контакт с отцом, работал на Ленфильме, но так и не смог устроить свою жизнь, что привело к его изоляции.

Фильмография

  • 1964 — У каждого своя дорога
  • 1965 — ПСП
  • 1969 — Рудольфио
  • 1974 — Не болит голова у дятла
  • 1976 — Ключ без права передачи
  • 1977 — Беда
  • 1979 — Жена ушла
  • 1980 — Никудышная
  • 1981 — Что бы ты выбрал?
  • 1983 — Пацаны
  • 1984 — Дети раздоров
  • 1984 — Милый, дорогой, любимый, единственный…
  • 1985 — Незнакомка
  1. Во время учебы в ВГИКе сердце Динары остановилось, и девушке повезло, что однокурсницы вызвали скорую, благодаря чему она выжила.
  2. Ее любимым автором песен был современник Булат Окуджава, чьи композиции всегда находили свое место в фильмах Динары.
  3. Знакомство с будущим мужем произошло в кругу друзей — в результате взрыва при открытии бутылки вина, штанга с напитком испачкала свитер Юдина, и Динара решила его отстирать. Подруга предсказала, что если у девушки все удастся, она станет его женой. Так и случилось.

Паша и пацаны

Фильм Пацаны стал очередным сотрудничеством Асановой со сценаристом Юрием Клепиковым. Снова основным направлением работы с непрофессиональными актерами стали подростки, зачастую столкнувшиеся с неблагополучием в обществе. Сюжет рассказывает о группе трудных подростков, собранных в летнем трудовом лагере, на попечении у воспитателя, Павла Васильевича (воспитанники зовут его Паша, обращаясь на «ты»), который раньше был успешным спортсменом и тренером, но, по мнению своих коллег, потратил свой талант на работу с трудными подростками. Приемыхов в роли Павла Васильевича мастерски воплотил образ идеалиста, пекущегося о подопечных, подчеркивая важную гуманистическую миссию педагога. Его воспитанники показывают радикально непростые личные качества — они грубы, склонны к провокациям и не доверяют окружающим, привыкнув жить по законам криминального мира. Кажется, возможности справиться с их капризами нет, и десятки раз они подводят своего наставника. Паша, хотя и близок к краху и разочарованию, продолжает верить, что в недрах души его подопечных скрыта совесть, и однажды это качество сможет пробудиться.

Кадр из фильма

Пацаны — это те фильмы, которые не оставляют равнодушными. Их сложно смотреть, но после просмотра вы уже не тот, кто был до начала отношений с экраном. Лента обнажает внутренние конфликты и ведет к осознанию важности человеческого бытия. Сравнивая воздействие картины Асановой, стоит упомянуть произведения Достоевского, которые также имеют в себе глубокое человеческое содержание. Пацаны можно с уверенностью назвать манифестом художника-гуманиста. Если ранние работы Асановой, несмотря на четкость авторского взгляда на проблемы общества, были скорее акварельного характера, то Пацаны, напротив, словно обращение к зрителям с плакатными лозунгами о необходимости верить в человека. И даже в тех, кто столкнулся с трудностями.

Спасибо! Очень вас всех люблю

Асанова всегда подчеркивала: «У меня времени осталось мало». В 21 год у нее экстренно остановилось сердце, и благодаря случайному прохожему, который оказался человеком с медицинскими навыками, ей была оказана своевременная помощь. Второе же остановка сердца унесла жизнь совершенно непредсказуемо — это произошло в 1985 году, во время съемок фильма Незнакомка. Близкие нашли записку, оставленную Асановой незадолго до ее смерти, в которой она написала: Спасибо! Все, что я могу сказать за всю мою жизнь. Очень вас всех люблю. Динару похоронили на родине, в Бишкеке, на историко-мемориальном кладбище в Ала-Арче.

29 октября 2022 года в берлинском кинотеатре Арсенал в рамках программы Женщины снимают кино были показаны картины Динары Асановой Не болит голова у дятла и Пацаны.

Оцените статью
Портал красоты
Добавить комментарий