Недолго думая, основоположник психоанализа придумал для своей дочери имя, которое олицетворяло его надежды — он назвал её в честь любимой учительницы, обучавшей его ивриту, поскольку она с самого рождения не оправдала его ожиданий.
Доктор Фрейд желал мальчика
Зигмунд Фрейд, известный как отец психоанализа, стал фигурой, знаменитой даже среди тех, кто лишь смутно понимает его теоретические концепции. В отличие от него, имя его дочери Анны Фрейд остается в тени, хотя её вклад в развитие психологии и психоанализа также значителен.
В многодетной семье Зигмунда Фрейда Анна была младшей, шестой по счету.
Доктор Фрейд, ожидал рождения сына и даже выбрал имя Вильгельм в честь своего друга Вильгельма Флисса, который предложил теорию бисексуальности как ключ к пониманию человеческой природы. Однако родилась девочка, судьба которой заключалась в том, чтобы стать верной помощницей и продолжательницей дела своего отца.
В детстве у Анны было очень ограниченное общение с отцом — знаменитый ученый проводил почти все свое время на работе, пренебрегая семейными обязанностями, трудясь по 18 часов в сутки. Ближайшим другом маленькой Анны была её няня. Эти детские переживания сыграли значительную роль в том, что во взрослом возрасте Анна заинтересовалась детской психологией, в конечном итоге став основателем нового направления — детского психоанализа.
Спицы судьбы
В юношеские годы Анна Фрейд не собиралась продолжать дело своего отца. После окончания школы она решила получить образование в области педагогики и на протяжении пяти лет работала учительницей.
Тем не менее, научные изыскания её отца всё же привлекали её внимание. Первый серьезный разговор об основах психоанализа между отцом и дочерью произошел, когда Анне исполнилось 13 лет. По мере того как она становилась учительницей, Анна начала посещать публичные лекции своего отца. Вскоре Зигмунд Фрейд стал фактически её преподавателем, обучая Анну основам психоанализа.
Анну и Зигмунда связывало то, что личная жизнь её, в отличие от братьев и сестёр, не сложилась. Отец волновался из-за её чрезмерного увлечения вязанием, рассматривая это как способ избегания сексуальной жизни.
С 1918 года Анна Фрейд активно участвовала во всех Международных психоаналитических конгрессах и собраниях Венского психоаналитического общества. В 1922 году она провела своё первое психоаналитическое исследование 15-летней девушки, представив свой первый доклад на тему «Фантазия избиения и сновидение наяву», что стало необходимым условиям для её вступления в Венское психоаналитическое общество.
Эго и защитные механизмы
В своей книге Эго и механизмы защиты (Das Ich und die Abwehrmechanismen, 1936) Анна Фрейд предложила взглянуть на положение эго (Я) в современном психоанализе и разработала принципы нового направления, которое обосновывало исследуемые психические явления.
Она указывала на то, что в ранней психоаналитической теории отвергали любые попытки рассматривать Я как независимое от Оно. Анна акцентировала внимание на необходимости наполнить термин «психоанализ» новым содержанием через открытия, объясняющие бессознательное психической жизни.
Психоаналитическая терапия изначально воспринимала бессознательное только как фактор, способствующий устранению отклонений Я и восстановлению его целостной функции. Её исследования и труды оказывали значительное влияние на направление, которому также способствовали произведения её отца, такие как По эту сторону принципа удовольствия (1923) и Групповая психология и анализ собственного Я (1921). К этой теме позже добавился труд 3. Фрейда Анализ, ограниченный во времени, и анализ неограниченный (1938), в котором Зигмунд Фрейд поднимал вопрос о том, что Я наделено собственными характерными склонностями и впечатлениями, хотя сам он не всегда подчеркивал эту важную характеристику Я.
Именно на необходимости учитывать такие отклонения от классического фрейдизма настаивал Г. Хартман в своей работе Эгопсихология и проблема адаптации (1979). Он исследовал структуру Я относительно его содержания, функций и покажите взаимоотношений с внешним миром. Подтверждением научного веса Анны Фрейд стало её влияние на таких исследователей, как Э. Крис, Д. Рапапорт, Э. Ериксон и других, кто придерживался концепции автономности Я.
Анна Фрейд подчеркивала, что Я играет ключевую роль в организации защитных механизмов у людей, переживающих неврозы. Она разработала свои теоретические положения, опираясь на обширный опыт работы в детских клиниках. Она активно выступала с лекциями и публиковала свои статьи в специализированных изданиях, таких как Психоаналитическое изучение ребенка, основанном и издаваемом ею с 1945 года.
Система защитных механизмов психики
Анна Фрейд представила уникальную концепцию о Я и его защитных механизмах. Последние формируются как сложные модели сознательного и бессознательного поведения индивида, направленные на избегание тех видов переживаний и состояний, которые воспринимаются как негативные или нежелательные. Эта концепция охватывает множество аспектов, начиная от тех явлений, которые человек не осознает, и заканчивая теми аспектами, которые зависят от индивидуального характера Я.
Можно выделить систему защитных механизмов, каждый из которых наделён своей психологической организацией, направленностью и механизмом осуществления.
1. Защита от инстинкта
Защита от инстинкта проявляется в виде сопротивления. В процессе терапии Я становится активным, стремясь предотвратить вмешательство Оно через противодействие. Психоанализ имеет целью облегчить доступ к сознанию угнетённых инстинктов, что обуславливает активное сопротивление Я, направленное против этих представлений.
Для обеспечения соблюдения основного правила анализа, помогающего идеаторным представлениям свободно всплывать в ассоциациях, аналитик использует своё влияние, следовательно, защита Я от инстинктов может проявляться в прямом сопротивлении психологу. Враждебность по отношению к психоаналитику и усиливающиеся меры, направленные на предотвращение появления импульсов Оно, становятся неотъемлемыми друг от друга. В моменты, когда защита устраняется, инстинктивные представления могут свободно проявляться в ассоциациях, и отношение Я к аналитику становится менее искажённым.
2. Защита от аффектов
Я также надежно защищается от аффектов, которые связаны с инстинктивными импульсами. Любовь, страсть, ревность, разочарование, горе и печаль сопутствуют сексуальным желаниям. Ненависть, гнев и агрессия являются результатом инстинктивных реакций на стимулы. Когда инстинктивные чувства неприемлемы, появляется необходимость защиты от аффектов с использовании всех возможных методов, к которым прибегает Я, чтобы не допустить их проявления.
В разные периоды жизни индивидуум может выбирать различные способы защиты и использовать их для разрешения конфликтов с инстинктами и аффектами.
3. Феномен постоянной защиты
О содержании этого защитного механизма ещё в 1935 году говорил Вильгельм Райх, который развивал идеи последовательного анализа сопротивления. Он указывал на то, что застывшие и натянутые состояния, постоянная улыбка, а также высокомерное, надменное и ироничное поведение являются остатками сильных защитных процессов из прошлого, которые отделились от своих первоначальных конфликтов и трансформировались в устойчивые черты характера, что по Райху вытекает в «броню характера».
4. Формирование симптома
Процесс формирования симптома отражает постоянное применение специфического механизма защиты в ответ на конкретное инстинктивное требование. Зигмунд Фрейд также подчеркивал взаимосвязь между неврозами и особыми способами защиты, например, между истерией и вытеснением, или между обсессивным неврозом и процессами изоляции и аннигиляции.
Поддельный интерес
Когда речь шла о воспитании своих детей, Зигмунд проявлял расчёт и холодность, полагая, что для гармоничного развития их ничто не должно отвлекать, в том числе и давление со стороны родителей. Эта модель воспитания была сформирована в результате его личного детского опыта, который включал в себя редкие встречи с его равнодушным отцом, поскольку он воспитывался исключительно под воздействием матери.
Фрейд, возможно, и любил своих детей, однако вряд ли когда-то демонстрировал им свои чувства непосредственно. К тому же, начиная разрабатывать теорию бессознательного, ученый отдавал весь свой труд по 18 часов в сутки своему исследованию, из-за чего у него не оставалось ни сил, ни времени на общение с детьми.
Дети чаще всего были предоставлены сами себе, либо были под наблюдением няни.
Пока старшие братья и сестры занимались учебой или играми, младшая Анна отчаянно искала внимания своего любимого отца. В конечном итоге ради этого девочка начала интересоваться психоанализом, что стало её удачным шагом в направлении взаимодействия с отцом!
Когда Анне исполнилось 13 лет, Зигмунд заметил, что она способна поддерживать осмысленный интеллектуальный разговор. Увидев её интерес к психологии (хотя на тот момент это не было искренним увлечением), он согласился давать ей частные уроки. Анна была в восторге — теперь несколько раз в неделю обожаемый отец уделял 40 минут только ей!
Желая сохранить его внимание и одобрение, Анна усердно занималась изучением психологии и вскоре добилась значительных успехов. Фрейд начал приглашать её на научные конференции и симпозиумы. В то время как её старшие братья и сестры уже создавали свои семьи, Анна полностью посвящала себя науке и помощи отцу.
Хладнокровный отец
Однако Анна переживала за своё будущее. После того как её сестра Софи, являвшаяся любимицей отца, вышла замуж и покинула родительский дом, 16-летняя Анна ощутила прилив тревоги. Её терзали сомнения по поводу: стоит ли ей стремиться к профессии учительницы или лучше ждать, когда кто-то возьмет её замуж? Она едва верила, что второй вариант имел бы свои плюсы, ведь Анна была очень скромной и воспринимала себя как непривлекательную.
Авторитетный отец посоветовал младшей дочери отвлечься от переживаний о будущем путешевствиями.
Таким образом, Анна приняла этот совет — она провела несколько месяцев в Италии и, вернувшись, получила педагогическое образование, после чего несколько лет работала учительницей, как и мечтала.
Зигмунд Фрейд был доволен, как складываются дела его дочери. Однажды он написал ей письмо, в котором похвалил её успехи, однако обратил внимание на два недостатка: плохую осанку и чрезмерное увлечение вязанием. Он считал хобби Анны, кстати, замещением интимной жизни, видя в её движении спиц символ полового акта.
С согласия дочери Фрейд принял крайне неэтичное решение провести с ней сеансы психоанализа с 1918 по 1921 год. Это было грубым нарушением установленных стандартов в психоаналитическом сообществе, однако его авторитет не позволил его коллегам открыто выразить недовольство. Полагаясь на высокий уровень доверия Анны, Зигмунд порой намеренно причинял ей психологический дискомфорт, чтобы наблюдать её реакции, и часто вынуждал её говорить абсолютно откровенно, невзирая на её сопротивление.
Основные работы
Анна Фрейд стала основоположницей детского психоанализа, и её работы сыграли важную роль в понимании детской психологии. Она выдвинула на первый план вопрос о том, что симптомы, проявляющиеся у детей, имеют свои отличия от взрослых, и часто зависят от стадий развития.
Одним из её значительных достижений является работа Эго и механизмы защиты, в которой она подробно изложила и расширила теорию своего отца о механизмах психологической защиты.
Болезненная привязанность
Анна достигла немалых успехов в изучении психологии детей и в последующее время основала новое направление в психологии — детский психоанализ.
Несмотря на то что она занимала уже достаточно взрослую позицию, Анна продолжала жить с родителями и оказывать помощь своему отцу по всем его делам.
Оба понимали, что данная ситуация является ненормальной, но связь между отцом и дочерью была настолько крепкой, что они не могли представить себе иной вариант жизни. При этом и Анна, и Зигмунд периодически испытывали дискомфорт от совместного проживания.
В одном из писем своей подруге и коллеги Лу Андреас-Саломе Анна однажды писала: «Со мной стало так сложно в связи с двумя важными аспектами: это недовольство собой или ненасытность, заставляющая меня искать любви от других, и, в свою очередь, привязанность к другим, когда я их нахожу. Первое вы с папой никак не можете понять».
Несмотря на тяготы, отец и дочь продолжали жить под одной крышей.
Привязанность к отцу не позволяла Анне завершить сепарацию и создать самостоятельную жизнь. Её успехи в карьере стали скорее отражением стремления угодить отцу, нежели самовыражением. Фрейд осознавал проблемы своей дочери, но сам тоже был слишком привязан к ней, чтобы оказать ей необходимое пространство для отделения и самостоятелности.
В одном из своих писем он выражал: «Я давно испытываю сожаление по поводу того, что Анна живет с нами, с усталыми стариками, однако если она покинет нас, я почувствую себя обедненным, как если бы мне пришлось отказываться от привычки курить».
Стоит отметить, что именно Анна в течение 16 лет помогала Зигмунду бороться с тяжёлой болезнью — раком нижней челюсти. Дочь стала для него настоящим оплотом: она была сиделкой, секретарем, помощником и медсестрой. Когда Зигмунд не мог самостоятельно представлять свои доклады на конференциях, его преданная дочь бралась за эту работу.
Своя дорога
Непререкаемый авторитет отца, наряду с нежеланием Анны сравнивать с ним других мужчин, оказали значительное влияние на её личную жизнь: она так и не вышла замуж и не стала матерью. Существует мнение, что Анна могла быть лесбиянкой.
Биографы считают, что самой известной любовной связью Анны была её дружба с Дороти Берлингем, внучкой основателя ювелирного дома Tiffany&Co, Чарльза Тиффани.
Внук Берлингем, описывая их, называл Анну и свою бабушку «интеллектуальными лесбиянками», однако до сих пор неясно, был ли у них обоюдный роман или же это было исключительно профессиональное сотрудничество.
Анна Фрейд стала настоящей второй матерью для сотен детей, помогая им справляться с серьёзными психологическими проблемами. Её вклад в детскую психологию сложно переоценить — она посвятила своей работе весь остаток жизни, вводя в практику то, что считала необходимым для помощи детям. Кроме того, после смерти отца в 1939 году она сделала всё возможное, чтобы теории Зигмунда не были искажены его последователями.
Анна Фрейд продолжала развивать идеи своего отца и доктора психоанализа до самой своей смерти.
1 марта 1982 года 86-летней Анне Фрейд был поставлен диагноз инсульта. У дочери великого психоаналитика развился паралич и затруднения с речью, тем не менее, она не оставила работу над книгой о семейном праве. Спустя несколько месяцев она скончалась.
После её смерти в записях Анны нашли такие слова: «Когда в молодости, как это бывает у большинства девушек, я была недовольна своим внешним видом, я утешала себя известной фразой в Вене: «С определенного возраста каждая женщина имеет лицо, какое она заслуживает, а значит — такое, какое она себе создает». Несмотря на то что значительная часть своей жизни Анна неустанно находилась в тени своего великого отца, она, без сомнения, обрела собственное лицо и встретила свою судьбу с достоинством, на которую наложили печать её сложные отношения с холодным и порой бескомпромиссным отцом.