Ольга Рождественская унаследовала не только уникальный голос, но и творческую судьбу своей матери Жанны Германовны: на фотографиях они удивительно похожи. Певица неоднократно озвучивала персонажей в художественных и анимационных фильмах. Работу актрисы она выполнила лишь однажды, но в очень значимой роли одаренного ребенка, которого без конкурса приняли в престижный музыкальный интернат.
Её слышали, но не видели: странная судьба уникальной певицы Жанны Рождественской
Её голос знаком каждому — Жанна Рождественская воплощала песни в таких культовых фильмах, как «Карнавал», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Чародеи». Уникальные характеристики её голоса позволяли исполнять разнообразные музыкальные жанры, а её ария Пресвятой Девы из рок-оперы «Юнона и Авось» является такой выдающейся, что под нее ставят фонограмму в спектаклях, так как повторить её невозможно.
Сегодня певице, подарившей свои голоса картинами «Карнавал», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и многими другими фильмами, исполняется 72 года.
Голос знают, лиц — нет
Жанна Рождественская — одна из самых таинственных артисток. Её голос слышали многие, но личность оставалась незнакомой для зрителей. Её имя окружено различными мифами и сплетнями: утверждали, что Алла Пугачева не позволила ей выходить на сцену, что певица погрузилась в алкоголизм из-за отсутствия востребованности, а также говорили о том, что она якобы является родственницей поэта Роберта Рождественского. Что из этого правда, а что лишь слухи?
Жанна Рождественская — это символ творчества, постоянного преодоления трудностей и выдающегося труда. Это сложный процесс достижения вершин славы и порой падений. Она отметилась в множестве фильмов, которые запомнились многим именно благодаря её голосу. Жанна была любимицей таких композиторов, как Алексей Рыбников и Эдуард Артемьев, её любили не только за сильные вокальные данные, но и за умение быть разной: от наивной провинциалки в «Карнавале» до сильной колдуньи в «Чародеях» и нежной влюбленной девушки в «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Её исполнение арии Пресвятой Девы для «Юноны и Авось» настолько уникально, что запись, выполненная Рождественской, продолжает использоваться на спектаклях — ни один исполнитель не может достичь таких высоких нот, находясь в совершенно ином музыкальном измерении.
Детство и юность
Жанна родилась 23 ноября 1950 года в маленьком городке Ртищево, расположенном под Саратовом. В одном из своих интервью она поделилась, что любовь к музыке передалась ей от родителей. Отец был способен мастерски осваивать любые музыкальные инструменты, даже те, которые ранее никогда не использовал, а мама прекрасно обладала вокальными данными.
Маленькая Жанна была настоящим сорванцом, дружила только с мальчишками и принимала участие в самых безумных шалостях. Родители придерживались мнения, что наказывать дочь нецелесообразно – считали, что с возрастом её характер станет более сбалансированным. Озорство и активность, которые ей были присущи, остались с ней и в зрелом возрасте, и её энергии и чувству юмора можно было только позавидовать.
С музыкой и развитием вокальных навыков Жанна начала заниматься с раннего возраста, как будто предчувствуя своё призвание. В 10 лет она уже аккомпанировала во время утренников в детском саду. После завершения обучения в музыкальной школе, артистка стала студенткой теоретического отделения Саратовского музыкального училища, а затем отработала несколько лет в местной филармонии. Ей было доверено руководство вокально-инструментальным ансамблем «Поющие сердца», хотя коллектив, к сожалению, вскоре распался. После его конца Жанна стала частью Саратовского театра миниатюр.
В театре часто приходилось исполнять музыкальные партии, что побудило её начать брать уроки вокала и одновременно развивать свои актерские навыки в студии Льва Горелика. Позже был создан ансамбль «Саратовские гармошки», который не раз выезжал на гастроли за пределы области. Однажды участники ансамбля принимали участие в конкурсе артистов эстрады в Москве, и это стало важным моментом в карьере Рождественской, предоставив ей возможность проявить себя.
Молодая певица принимала участие в исполнении песен, пыталась танцевать и играла на разных инструментах. «Саратовские гармошки» завоевали диплом конкурса и высокую оценку за своё исполнение, и с этого момента Жанна начала проявлять интерес к народным инструментам, которые впоследствии всегда присутствовали в её творчестве.
Некоторое время ансамбль выступал под куполом цирка, но Жанна это совсем не устраивало. В итоге она сменила место работы, переехав в Москву и устроившись в мюзик-холл. Здесь её великолепный голос идеально подошёл для закадрового исполнения, поскольку он гармонично вписывался в любые сценические образы. Спустя несколько месяцев о таланте певицы узнали многие музыкальные режиссеры, и её голос начал звучать на виниловых пластинках. Первые записи Жанна сделала на знаменитой студии «Мелодия».
Творчество
Музыкальная карьера Жанны Рождественской активно развивалась в начале 1980-х годов. На протяжении четырёх лет она занимала лидирующие позиции хит-парада «Золотая дорожка», входя в число пяти лучших исполнителей страны. Широкий диапазон её голоса и удивительная выразительность открыли ей двери в кино, где она исполнила множество песен. Режиссеры ценили её способность быстрого восприятия атмосферы фильма и умение подстраиваться под характеристики озвучиваемых персонажей.
Долгие годы зрители были уверены, что такие песни, как «Спасибо, жизнь!» и «Позвони мне, позвони» исполняет сама Ирина Муравьева, как и композиции из фильмов «Чародеи» и «Зеркало», где вместо Екатерины Васильевой на самом деле пела Жанна Рождественская. Но никто даже не догадывался о подмене, так гармонично вписался вокал певицы в образы героинь. Позже она приняла участие в музыкальном фильме «Ах, водевиль, водевиль…», где исполнила несколько песен композитора Максима Дунаевского. В те годы понятие клипа ещё не существовало, но великолепный номер «Гадалка» смело можно назвать одним из первых видеороликов.
Из-за того, что певица в большинстве случаев оставалась за кадром, зрители запомнили её лишь по нескольким проектам. Однако песен в её исполнении было так много, что без них невозможно представить советское кинематографическое искусство того времени.
Работа в рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» стала для самой Жанны особенно значимой, так как она исполнила ключевые арии. Позже, в сотрудничестве с Алексеем Рыбниковым, она выпустила пластинку с записями всех женских партий спектакля.
Спустя длительный период постановку решили освежить, и вновь пригласили Рождественскую, но уже в качестве эксперта. Зная все нюансы спектакля, она помогла хореографу Дмитрию Колдуну и Светлане Светиковой ставить музыкальные номера.
Ещё одним ярким проектом с участием Жанны стала рок-опера «Юнона и Авось», где она исполнила потрясающую арию Пресвятой Девы. Её исполнение ми-бемоля третьей октавы было столь идеальным, что до сих пор считается непревзойденным.
После распада СССР многие артисты остались без работы, и Рождественская не стала исключением. Ситуацию смогла исправить Алексея Рыбников, который предложил ей место преподавателя вокала в Московском театре клоунады. А в начале 90-х композитор основал свой собственный театр, где артистка стала концертмейстером.
Жанна Рождественская сейчас
На сегодняшний день Жанна Германовна посвятила себя педагогической деятельности, обучая молодых исполнителей тем же музыкальным партиям, в которых когда-то сама блистала. Она не стремится искать виноватых за свои неудачи, связанных с отсутствием вышеуказанных музыкальных вершин, и не подозревает козни, которые могли бы ей мешать. Достигнуть таких высот, оставаясь незнакомкой для сотен миллионов зрителей — задача не по силам каждому.
Артистка продолжает появляться на различных телепередачах. Так, в ноябре 2021 года, после ухода из жизни Александра Градского, она стала гостьей телешоу Андрея Малахова «Прямой эфир», посвященного памяти певца. Жанна вспомнила, как много гастрольных поездок они совершили по территории Советского Союза вместе с Градским.
Дискография
- 1978 — «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»
- 1979 — «Я и мама» (вместе с Ольгой Рождественской)
- 1981 — «Жанна Рождественская»
- 1983 — «Плоская планета»
- 1984 — «Два портрета»
- 1985 — «Тепло Земли»
- 2007 — «Золотой век русского романса»
- 2007 — «Происшествие в стране Мульти-Пульти» (вместе с Ольгой Рождественской)
- Жанна Германовна является сестрой Олега Рождественского, который также является певцом и руководителем клуба бардовской музыки. Поэт Роберт Рождественский не имеет с ней родственных связей, хотя они носят одно и то же фамилию.
- С детских лет Жанна была способна играть на слух любые музыкальные произведения, что оказало ей неоценимую помощь во время обучения и профессиональной деятельности.
- Пластинки Жанны выходили рекордными тиражами, несмотря на то, что её часто вырезали из телепередач.
- Вместе с дочерью она принимала участие в концертных программах для Леонида Брежнева и членов ЦК КПСС.
- В доме артистки живут пять котов и две собаки.
Музыка
Карьера Жанны Рождественской стремительно развивалась с начала 80-х годов. На протяжении почти четырех лет она возглавляла хит-парад «Золотая дорожка», и входила в топ-5 лучших певцов СССР. Её широкий диапазон голоса и замечательная пластичность помогли Жанне стать востребованной в кино, где она записала множество песен.
Режиссеры высоко ценили её за возможность быстро схватывать атмосферу фильмов и способность адаптироваться к характерам озвучиваемых ею героев.
Долгое время слушатели не понимали, что композиции «Спасибо, жизнь!» и «Позвони мне, позвони» исполнял не Ирина Муравьева. Аналогичная ситуация возникла и с песнями из фильмов «Чародеи» и «Зеркало», где звучал голос не Екатерины Васильевой, а Жанны Рождественской.
Жанна в молодости
Позднее певица также приняла участие в создании музыкального фильма «Ах, водевиль, водевиль…», где исполнила несколько песен композитора Максима Дунаевского. Так как Рождественская редко появлялась на экранах, зрители воспринимали её довольно поверхностно. Но песен в её репертуаре было столь много, что невозможно представить то время без них.
Жанна рассматривала свою работу в рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» как одну из самых ценных. Позже, в сотрудничестве с Алексеем Рыбниковым, она выпустила пластинку, на которой были записаны все женские партии спектакля.
После некоторого времени постановка была переосмыслена, и Жанна вновь приняла участие в создании спектакля, теперь уже в качестве эксперта. Зная все тонкости представления, она помогла организовать музыкальные номера для Дмитрия Колдуна и Светланы Светиковой.
Запоминающимся проектом с участием Жанны стала рок-опера «Юнона и Авось». В этом произведении Жанна исполнила арию Пресвятой Девы. Её исполнение было безупречным, и с тех пор никто не сумел превзойти её в этом исполнении.
Когда СССР распался, многие артисты остались безработными, включая Жанну. Она не была исключением. Алексей Рыбников выручил её, предложив место преподавателя вокала в своем театре. После открытия театра в начале девяностых она была назначена концертмейстером.
На телевидении
В настоящее время набирают популярность телепередачи, позволяющие зрителям окунуться в атмосферу прошлого и немного поностальгировать. В 2017 году Жанна Рождественская приняла участие в телешоу «Привет, Андрей!», посвященном воспоминаниям о мелодиях, звучавших в фильмах прошлого столетия.
Жанна Рождественская в жюри шоу «Главная сцена»
В ходе съёмок Андрей Малахов заметил, что песню «Позвони мне, позвони» изначально должна была исполнять Алла Пугачева. Жанна не отрицала этот факт и упомянула, что после этого Алла Борисовна действительно исполнила несколько песен, написанных для Рождественской. В 2019 году началась работа над документальными фильмами о музыке советской эпохи. В рамках телепередачи «Песни нашего кино» она рассказала множество интересных деталей о создании музыкальных номеров и скрытых фактах, о которых зрители не догадывались.
Генетика сделала свое
Жанна Рождественская стала настолько известной, что ее имя стало ассоциироваться с голосом, известным всей стране. Позже публика впервые услышала голос 11-летней дочери. Она запела в 2 года, однако первую запись сделала именно в 11, участвуя в легендарном фильме-сказке «Про красную шапочку». Автор песен Алексей Рыбников был постоянно поражен талантом девочки. Можно смело сказать, что Ольга мгновенно стала суперзвездой, но её юность окружила полноценная трудовая деятельность. Мать, прекрасно понимая, насколько сложно её дочери преодолевать трудности связанных с записями, гастролями и концертами, тем не менее, желала, чтобы жизнь её ребёнка складывалась более удачно, чем её собственная. Она надеялась на то, что Оля станет популярной и не столкнётся с финансовыми трудностями.
Личная жизнь певицы
Мать, как и её дочь, была загружена работой. Алексей Рыбников предложил Жанне должность в своём театре, и она согласилась. Однако в личной жизни всё пошло не так — Жанна развелась со своим вторым супругом. Она до сих пор не хочет обсуждать эту часть своей жизни, понимая, что частично её неудачи связаны с собственной закомплексованностью и чрезмерной строгостью как к самой себе, так и к окружающим в тот период. Всё это не позволяло ей признать себя действительно выдающейся личностью, будь то в профессии или в жизни — она никогда не отстаивала свои желания и никогда не просила помощи у других.
Тем не менее, сегодня многие её ученики называют Жанну второй матерью, и невозможно попасть к ней на занятия и не научиться петь. Похоже, что Жанна удовлетворена своей исключительно педагогической позицией: она получает удовольствие от передачи своих знаний и умений молодым исполнителям во время своих уроков в Театре Алексея Рыбникова. Так, она посвятила этому месту уже 20 лет, называя их самыми счастливыми в своей жизни.