Мохаммед Аль-Файед, отец Доди Аль-Файеда, неоднократно высказывал мнение о том, что именно Джеймс Андонсон является настоящим виновником трагической аварии, в которой погибла его сын и принцесса Диана. По его словам, у Андонсона были связи с различными спецслужбами. Кроме того, он предположил, что этот фотограф планировал заработать огромные деньги на публикации материалов, связанных с аварией, и в результате был устранён для предотвращения утечки информации.
Как погибла принцесса Диана
Трагическая авария, унесшая жизни принцессы Дианы и ее спутника, до сих пор остается неразгаданной загадкой, сравнимой разве что с убийством президента США Джона Кеннеди.
31 августа 1997 года в Париже произошла катастрофа, в результате которой погибла принцесса Диана. Официально сообщалось, что причиной ДТП стало алкогольное опьянение водителя автомобиля, в котором находились Диана и ее спутник — сын египетского миллиардера Доди Аль-Файеда. Однако эта версия не удовлетворила многих, и дядя Доди на протяжении многих лет утверждал, что авария была тщательно спланированной спецоперацией, в которой задействованы британские спецслужбы. История окружена множеством странностей, включая противоречивые результаты экспертиз, загадочные самоубийства свидетелей и необъяснимые денежные переводы.
Официальная версия
В ночь на 31 августа 1997 года, чуть после полуночи, из заднего двора отеля «Риц» (принадлежащего миллиардеру Мохаммеду Аль-Файеду) вышли четыре человека: заместитель начальника безопасности отеля Анри Поль, принцесса Диана, ее спутник Доди и их телохранитель Тревор Рис-Джонс.
Они сели в черный Mercedes W140 и направились к квартире Доди. За рулем находился Поль, на переднем сиденье сидел телохранитель, а влюбленные располагались на заднем сидении. В 00:23 автомобиль на высокой скорости врезался в опорный столб в подземном туннеле. Параллельно с ДТП, Поль и Доди погибли на месте, а Диана была экстренно доставлена в больницу, где скончалась спустя несколько часов. Единственный выживший, телохранитель Рис-Джонс, до сих пор утверждает, что ничего не помнит о событиях, предшествовавших аварии, из-за сильной травмы головы, которая вызвала у него амнезию.
Вначале вину за их гибель возложили на местных папарацци, утверждая, что водитель на огромной скорости пытался уйти от назойливых фотографов. Однако в ходе расследования выяснилось, что папарацци находились на значительном расстоянии от их автомобиля, а скорость «мерседеса» в момент столкновения не превышала 105 километров в час. В итоге обвинения против них были сняты.
Некоторые свидетели сообщали о том, что они видели белый Fiat Uno, выезжающий из тоннеля сразу после аварии. Эксперты, осмотрев место происшествия, также обнаружили следы белой краски, что переключило фокус расследования на водителя этого автомобиля, который был заподозрен в том, что спровоцировал аварию. Однако единственный подозреваемый вскоре погиб при загадочных обстоятельствах.
В конце концов, спустя несколько лет, следствие пришло к выводу, что причиной катастрофы стало сильное алкогольное опьянение водителя Анри Поля, который не смог справиться с управлением автомобилем.
Большой королевский вертеп
В ноябре 2002 года британский суд начал разбирательство о некоем Поле Баррелле, бывшем дворецком принцессы Дианы. Баррелл был пойман полицией, когда пытался продать некоторые личные вещи Дианы. Ему предъявили обвинение в краже 310 предметов, принадлежавших как самой принцессе, так и другим членам королевской семьи. Узнав, что ему грозит длительный тюремный срок, Баррелл пообещал рассказать всеми ужасные тайны Букингемского дворца.
Реакция королевского двора была мгновенной. Королева Елизавета, свекровь Дианы, поспешила защитить Баррелла, утверждая, что тот ничего не крал. Однако было уже слишком поздно: освободившийся из-под ареста дворецкий за приличное вознаграждение рассказал одной британской газете шокирующие подробности…
Баррелл оказался не просто дворецким принцессы во время ее замужества, но и ее самым доверенным лицом, а также личным шпионом. Он был единственным, кто знал о семейных проблемах Дианы и регулярно докладывал ей, с кем в ее отсутствие проводил время принц Чарльз, кому звонил и к кому приезжал. Принцесса была в курсе имен всех любовниц принца. Однако и сама Диана не отличалась целомудрием…
Баррелл тайно завозил ей любовников во дворец, пряча их в багажнике своей машины, чтобы охрана их не заметила. С ними принцесса устраивала бурные ночи… После развода с Чарльзом в 1993 году, особенно увлекшись, Диана закрутила роман с врачом пакистанского происхождения Хаснатом Ханом. Специально для него она оборудовала целую комнату с огромным телевизором, чтобы ее любовник мог наслаждаться просмотром футбольных матчей. Диана проявляла чрезмерную ревность и, если Хан долго не появлялся на свиданиях, устраивала ему настоящие облавы в лондонских клубах ночной жизни.
В день своего рождения, вспоминал Баррелл, Диана надела серьги с сапфирами и бриллиантами, а затем, раздеваясь до гола, укуталась только в меховое манто и отправилась искать своего любовника, повязав голову платком в исламской традиции.
По словам Баррелла, Хан был единственным мужчиной, которого она на самом деле любила. Однако тот, устав от постоянного внимания Дианы, однажды просто покинул ее. В отместку она стала встречаться с сыном египетского миллиардера Доди аль-Файеда, чья жизнь, похоже, вращалась только вокруг наркотиков, женщин и алкоголя. Именно с ним принцесса попала в автокатастрофу летом 1997 года. Говорят, перед роковой поездкой влюбленные предельно увлеклись употреблением кокаина…
Члены королевской семьи не стеснялись называть Диану распутной женщиной. Однако вероятно, она стала такой от воздействия самой королевской семьи. После откровений Баррелла британская пресса заполнилась признаниями других служителей королевских покоев, которые также имели смелость обсуждать собственные сексуальные предпочтения. В этом контексте даже бывший флигель-адъютант принца Чарльза, Джеффри Тод, рассказывал, что:
«Каждый из нас накладывал макияж и одевался в женскую одежду и белье. Во дворце работало много геев. Такие вечеринки устраивались два-три раза в неделю. И принцесса Диана, и принц Чарльз также были там. Обязательными элементами этих вечеринок были секс и наркотики… Лакеи, дворецкие и даже уборщики приводили людей сюда прямо из ночных клубов. Никто толком не знал, кто эти люди, но все они занимались сексом. Эти гости могли оказаться кем угодно. Даже террористами.»
На чеченском направлении
Поклонники Дианы могут возразить: да, возможно, в личной жизни она была женщиной легкого поведения, но ведь она много помогала бедным! Однако ее благотворительная деятельность тоже окружена множеством вопросов.
Множество благотворительных организаций, которыми занималась Диана, вовсе не финансировались за ее личный счет. Во многих западных странах благотворительные фонды получают значительные налоговые льготы и потому становятся привлекательными как инвестиционные объекты, так и способами отмывки денег. Во главе таких фондов, как правило, стоят люди с громкими именами и титулами, которые, в сущности, ничего не решают, но служат отличным прикрытием. Не исключено, что такие фонды были использованы и для операций спецслужб, что вызывает особые вопросы в контексте структуры, связанной с Дианой.
В 2002 году на свет вышли скандальные мемуары бывшего агента британской разведки МИ-6 Ричарда Томлинсона, который раскрыл множество секретных операций этой службы. Он также упомянул имя принцессы Дианы, говоря о том, что, по его мнению, она стала жертвой английских шпионов. После выхода мемуаров кабинет министров Великобритании осудил их как вымысел, однако даже косвенные улики указывают на то, что в некоторых его обвинениях могло быть зерно правды. При беглом анализе благотворительной деятельности Дианы становится явно заметно, что британская разведка использовала ее имя в собственных целях.
В 2000 году российские спецслужбы прекратили деятельность международной миротворческой организации HALLO TRAST в Чечне. Официально структура занималась защитой пострадавших после войны и ликвидацией минных полей. На самом деле она представляла собой оперативный прикрытие британской разведки, позволяющее собирать образцы военной техники потенциальных противников. Миротворцы были приглашены тогдашним президентом свободной Ичкерии, признанной террористической организацией, Асланом Масхадовым, и обосновались там. Лишь после ввода российских войск их деятельность была прекращена.
Что касается принцессы Дианы, то она числилась среди учредителей и почетных руководителей HALLO TRAST (правда, к тому моменту она уже была мертва).
Интересно, что именно в этот момент принцесса была активно использована в служебных целях. Известно, что ее любовников подбирали из числа людей с определенными связями, например, арабских миллиардеров, такие как Гулу Лалвани и Омар Харули, которые финансировали как афганских моджахедов, так и чеченских сепаратистов. Ее любимый Хансан Хан состоял в близком родстве с Имраном Ханом, известным пакистанским политиком.
Имран Хан создал в Пакистане множество благотворительных фондов Дианы, которые, по заявлению, призваны были помогать бедным детям. На самом деле они могли служить прикрытием для тренировочных лагерей исламских экстремистов, в том числе талибов и ячеек запрещенной в России Аль-Каиды. Имран Хан многократно бывал в Чечне, поставляя туда миллионы долларов, сначала для Джохара Дудаева, а потом для Аслана Масхадова.
Интересен и дядя последнего любовника принцессы Доди аль-Файеда, а именно — саудовский миллиардер Аднан Хашогги. Этот человек очень интересен для России, так как он возглавляет фонд Медина, ставший главным поставщиком оружия для чеченских экстремистов. Неудивительно, что миллионера неоднократно видели в компании одного из командиров чеченских сепаратистов Хож-Ахмеда Нухаева.
Водитель и телохранитель — агенты спецслужб?
Во время аварии в тоннеле трагически погиб и водитель автомобиля. Следствие установило, что уровень алкоголя в крови водителя Анри Поля в три раза превышал допустимые нормы. Многие не могли понять, как за рулем автомобиля принцессы и миллиардера мог находиться пьяный водитель, который превысил разрешенную скорость в два раза. Британские следователи, которые позже провели собственное расследование, заявили, что состояние опьянения водителя соответствовало количеству алкоголя, полученному в результате употребления пятии бокалов аперитива Ricard.
Также стоит упомянуть, что жертвы, находившиеся в день аварии на одной машине, в тот вечер неожиданно заменили, объяснив это будто бы неполадками предыдущего автомобиля.
Все это порождало мысль, что и новая машина, и пьяный водитель — результат не случайности. Множество конспирологов предположили, что уровень алкоголя мог быть искусственно завышен, чтобы скрыть связь Анри Поля с британской разведкой MI6. Он якобы был агентом, которому поручили организовать трагический случай с Дианой. Однако в конечном итоге ему не удалось избежать смерти.
Могли ли пассажиры Дианы избежать смерти в результате аварии? Это было возможно. Из четырех пассажиров только один выжил — охранник Дианы Тревор Рис-Джонс. Его жизнь спасла подушка безопасности. Тем не менее, он не может дать показания, так как из-за черепно-мозговой травмы у него произошла амнезия. Охранник не помнил событий той трагической ночи. Конспирологи тут же предположили, что амнезия может быть наиграна, и он также является агентом британской спецслужбы, которому, в отличие от водителя, удалось выжить.
Потенциально водителю и охраннику была предоставлена возможность выжить — ремни безопасности у них работали. В то время как у Дианы и Доди, сидевших на заднем сиденье, ремни не функционировали. Иначе бы принцесса пристегнулась, так как это был ее постоянный ритуал, выработанный на протяжении многих лет.
Много любовников Дианы стали причиной ее устранения?
Среди версий о том, что британские спецслужбы могли устранить Диану по просьбе королевской семьи, одна из самых распространенных. Существует мнение, что Елизавету II часто тревожила влюбчивость ее бывшей невестки и матери ее внуков. Эта непредсказуемость Дианы делала ее опасной, ведь, кроме статуса матери будущего короля, она обладала большим количеством конфиденциальной информации. Аль-Файед, отец Доди, также поддерживала эту гипотезу. По его мнению, поведение принцессы могло негативно сказаться на ее репутации. Во время судебных разбирательств его представитель заявила перед присяжными о множестве любовных связей Дианы, которые основывались на показаниях личного секретаря принцессы Майкла Гиббонса. Были названо четыре имени и другие намеки, что список не полный.
С течением времени в прессу просочилась информация о том, что рядом с разбившейся машиной принцессы криминалистами были обнаружены следы старого белого Fiat Uno. Эта версия нашла подтверждение и у очевидцев. Они отметили, что Fiat находился в тоннеле, но скрывался сразу после аварии. Более того, в Париже так и не удалось найти эту машину. На такой же машине передвигался французский фотограф Джеймс Андонсон, который следил за парой во время их отдыха в Сен-Тропе. Однако сам Андонсон отрицал свое присутствие на месте трагедии. К тому же, было очевидно, что невозможно было погнаться за Mercedes, который ехал со скоростью 150 км/ч. Следствие посчитало его показания убедительными. Позже Андонсон активно избавился от Fiat, а через три года после гибели Дианы его самого нашли с простреленной головой. Следствие отвергло насилие, охарактеризовав это как самоубийство. Расследование не проводилось.
Аль-Файед с самого начала не оставлял без внимания версию с фотографом. Он считал, что спецслужбы могли нанять Андонсона, и тот, получив вознаграждение, оказался в нужном месте в нужное время, чтобы спровоцировать аварию с Mercedes.
ВЕРСИЯ №2: ШОФЕР
Первые заголовки в прессе довольно очевидно указывали на истинного виновника трагедии: пьяный шофер. Это относилось к водителю Анри Полю. В его крови действительно обнаружили уровень алкоголя, превышающий допустимые нормы.
Следствие установило, что Анри пришлось сесть за руль после завершения рабочего дня. Его назначила в качестве водителя пара, ужинавшая в отеле «Ритц». Тем не менее, никаких прямых улик, свидетельствующих о полной нетрезвости водителя, не было. Камеры наблюдения зафиксировали, как он без проблем припарковал машину, он общался с другими людьми, и свидетели подтверждали, что он выглядел адекватно. Вряд ли Диана и Доди выбрали бы пьяного водителя.
Тем не менее, следствие пришло к выводу, что неосторожность Поля привела к гибели принцессы. Впоследствии многие конспирологи начали сомневаться в этой версии и предположили, что Поль мог быть трезв в ту ночь, и его действия были целенаправленными. Почему? Потому что он мог быть агентов MI6, который, возможно, получил задание убрать непокорную принцессу. Но в какой-то момент возникли неполадки, и Поль погиб, а MI6 придумала историю о его алкогольном опьянении.
25 лет назад произошла одна из самых загадочных автокатастроф века Фото: REUTERS
ВЕРСИЯ №3: СПЕЦСЛУЖБЫ
Конспирологическая версия о заговоре спецслужб является одной из самых популярных среди сторонников теорий заговора. При этом неважно, речь идет об английских или американских службах. Здесь возникает множество вопросов, например, почему ни одна из 14 установленных камер в туннеле Альма не работала в момент аварии? Позже выяснилось, что эти камеры управлялись городской транспортной компанией, и после 11 вечера они не записывали события, хотя и работали.
Почему ремни безопасности на заднем сидении оказались неисправны? Приближенные к принцессе отмечали, что Диана всегда пристегивалась даже на пассажирском сиденье. Кроме того, «Ритц» предоставил Mercedes в последний момент, оповестив, что у предыдущего автомобиля возникли проблемы. Разве это не совпадение?
Как возник белый Fiat Uno, который подрезал Mercedes? Кто ослепил водителя ярким светом, из-за чего тот потерял управление и врезался в столб? Эти два момента были проверены следствием и подтверждены очевидцами, а эксперты утверждают, что такой метод воздействия на водителя является распространённым способом работы спецслужб. Однако владельца Fiat и саму машину не удастся найти. Подозрение пало на фотографа Джеймса Андонсона, у которого был такой же автомобиль. Но он отрицал свою причастность и имел алиби на тот вечер. В мае 2000 года его тело было найдено в сгоревшей машине, оставленной в лесу. Следствие посчитало это самоубийством (несмотря на эксцентричный способ), но сторонники теории заговора предположили, что таким образом спецслужбы расправились с человеком, который знал слишком много.
Самой сказочной и неправдоподобной кажется версия, что принцесса Диана инсценировала свою гибель Фото: REUTERS
Что случилось
30 августа 1997 года Диана, совместно с Доди Аль-Файедом, прибыла в Париж. Они остановились в отеле «Ритц», принадлежащем Мохаммеду Аль-Файеду, откуда в ту же ночь направились к квартире Доди на улице Арсена Хаузсе. Диана и Доди сидели на заднем сидении седана марки Mercedes-Benz S-класса, за рулем находился заместитель начальника службы безопасности отеля Ритц Анри Поль, а справа от него сидел охранник Тревор Рис-Джонс.
Катастрофа произошла 31 августа в 00:23 на набережной правого берега реки Сены — на въезде в туннель Альма Анри Поль потерял управление, и машина врезалась в столб, поддерживающий крышу. Поль и Аль-Файед скончались мгновенно, а Диана позже умерла в больнице. Охранник Рис-Джонс, который был единственным пристегнутым пассажиром машины, получил тяжелые травмы, но выжил. Он не смог дать четких показаний, что вызвало множество версий и слухов о происшествии.
Причины аварии принцессы Дианы: версии
Неисправный автомобиль
Диана и ее спутники ехали на автомобиле Mercedes-Benz S280 черного цвета, принадлежавшем отелю «Ритц», причем они получили эту машину незадолго до катастрофы из-за предполагаемой неисправности другого автомобиля. В мае 2017 года стали известны детали об этом автомобиле, согласно которым он имел довольно запутанную историю. Сообщается, что он был первоначально куплен в сентябре 1994 года, а затем через три месяца был угнан и поврежден с несколькими переворотами.
После аварии предполагается, что машину восстановили, выставили на продажу, и ее приобрел отель «Ритц». Существуют сведения о том, что водителю не разрешалось разгоняться выше 60 км/ч, так как в противном случае контроль над автомобилем мог быть потерян. Более того, утверждается, что у машины не работали задние ремни безопасности, что помешало пристегнуться Диане и Доди.
Превышение скорости
На месте аварии действовало ограничение скорости в 50 км/ч, однако Mercedes, по всей видимости, двигался с явным превышением. В первых сообщениях о катастрофе утверждалось, что машина Дианы врезалась в столб на скорости 190 км/ч, якобы именно такая скорость отражалась на спидометре. Однако производитель официально сообщал, что спидометр вышеупомянутой модели при аварии возвращается к нулю и не фиксирует скорость до столкновения. Следствие позже установило, что скорость автомобиля в момент удара находилась в диапазоне 95-110 км/ч, и сейчас считается, что Mercedes врезался в столб на скорости около 105 км/ч.
Пьяный водитель
Анализ крови Анри Поля подтвердил наличие алкоголя в концентрации, в три раза превышающей разрешенные во Франции нормы. По оценкам британского следствия, в тот вечер Поль выпил не менее пяти бокалов аперитива Ricard. Вероятно, он не планировал садиться за руль, но ему пришлось сделать это по просьбе отеля. Алкоголь стал причиной ухудшения реакции водителя, и он не был пристегнут, что также усугубило последствия.
Действия папарацци
Леди Ди была излюбленной целью для профессиональных фотографов, которые не оставляли ее и ее окружение без внимания. В тот роковой вечер охрана отеля «Ритц» решила отвлечь папарацци: для этого они отправили автомобиль без пассажиров от главного входа. Однако Диана и Аль-Файед сели в другую машину на заднем дворе. Некоторые фотографы поняли замысел и начали погоню за диадемой.
По одной из версий, действия папарацци стали причиной аварии принцессы Дианы (Фото: Jean-Louis Atlan / Global Look Press)
Чтобы избавиться от преследователей, Анри Поль значительно превысил скорость. Были также версии, что водитель утратил управление, потому что пытался избежать столкновения с автомобилем одного из папарацци. В конечном итоге девять фотографов были обвинены в непредумышленном убийстве, еще трое были судимы за вмешательство в частную жизнь из-за съемок разбившегося автомобиля. Однако обвинения с папарацци были позднее сняты в 2002 и 2003 году.
Действия другого автомобиля
Во время расследования обстоятельств трагедии французское следствие в 1999 году заявило, что Mercedes-Benz перед ударом возможно столкнулся с белым Fiat Uno, следы которого были найдены на месте. Очевидцы подтвердили, что такая машина была в тоннеле, но вскоре после аварии скрылась. Существовала версия, что Fiat подрезал Mercedes, что стало причиной аварии. Подозрение пало на фотографа Джеймса Андонсона, который владел такой же машиной и ранее снимал Диану вместе с Аль-Файедом.