Юрий Олеша и сестры Суок: И от сестры и до сестры замкнулась жизнь волшебным кругом…

Внешний вид у меня был действительно устрашающим: я облачился в офицерский френч, напоминающий эпоху Керенского, на мне были холщовые штаны, а на босую ногу — деревянные сандалии. Трубка, наполненная дымящей махоркой, покоилась на зубах, а на моей бритой голове красовалась яркая красная турецкая феска с черной кистью. Это описание можно найти в его воспоминаниях.

Суок

Суок – это вымышленный персонаж, появляющийся в сказке «Три толстяка», созданной Юрием Олешей в 1924 году. Действительно, имя Суок писатель присвоил девочке, по подобию которой талантливый ученый Туб сконструировал куклу для наследника сказочных правителей – трех толстяков. Эта героиня — циркачка и верная помощница канатоходца по имени Тибул.

Сюжетное развитие персонажей создает синтез двух ключевых тенденций. Первая из них – это стремительно развивающаяся революция. Невозможно найти человека, далекий от искусства, который бы не заметил волнений, происходивших в России в 1924 году. Это время принесло поэтам новые строки, писатели создавали романы, режиссеры ставили на сценах театров свои пьесы, а художники продолжали писать картины. Сказка Юрия Олеши является еще одним произведением о революции.

Когда Олеша только начинал свое литературное путешествие, ему было около 25 лет. В это время он был влюблен, и звали его возлюбленную Серафима Суок. По одной из версий, сказка была задумана как подарок девушке к ее совершеннолетию. Вскоре пара поселилась в гражданском браке, но в 1922 году Серафима вышла замуж за поэта Владимира Нарбута. Юрий же, в свою очередь, сочетался браком с ее старшей сестрой Ольгой. Существует и другая версия биографической легенды, согласно которой сказка была посвящена Валентине Грюнзайд. После расставания с Серафимой Олеша начал ухаживать за новой избранницей. В этом случае названная Суок не могла бы не отличаться и носила бы другое имя.

Биография Суок

В сюжетной линии сказки следует отметить, что в чудесной стране назревают революционные события. Мало удовлетворенным правлением трех толстяков оказывается весь народ. Во главе восставших стоят оружейник Просперо и гимнаст Тибул. У толстяков есть нежданный наследник — Тутти, у которого имеется кукла, являющаяся заменой общения с другими детьми, так как правители запрещают мальчику взаимодействовать со сверстниками. Кукла имеет тот же возраст и рост, что и Тутти, а также умеет танцевать и улыбаться.

Читатель узнает в 4-й главе, что игрушка ломается. Гвардейцы, перешедшие на сторону восставшего народа, проткнули ее мечами. Для устранения поломки правители вызывают известнейшего ученого в стране — доктора Гаспара Арнери, приказывая восстановить куклу до утра. Однако Гаспар не знает, как функционирует механизм этой волшебной игрушки. Он решает отвезти ее во дворец, чтобы признать свою неспособность к ее ремонту и, возможно, после этого распрощаться с жизнью.

Лина Бракните в образе Суок в фильме Три толстяка / Фото: Кинориум

На пути, кукла Тутти выпадает из экипажа и теряется. Гвардейцы не впускают Гаспара в дворец ночью, и ему приходится заночевать в трактире, где он впервые встречает циркачку Суок. Девочка оказалась точно такой же, как сломанная игрушка, однако никто не знает ее биографию и ту удивительную схожесть. Канатоходец Тибул предлагает взять Суок во дворец вместо потерянной куклы, чтобы помочь освободить арестованного толстяками оружейника Просперо, чему Сима успешно способствует.

В тюрьме Суок также сталкивается со странным существом, который напоминает волка. Это оказался ученый Туб, создатель куклы, и она изначально была его подобием. Оказалось, что раньше Суок и Тутти были близнецами-наследниками. Туба бросили в тюрьму за то, что он не согласился создать для мальчика железное сердце, предпочитая живое.

После освобождения Просперо гвардейцы арестовывают псевдокуклу, и три толстяка приговаривают ее к казни. Оказавшись в бедственном положении, солдаты, перешедшие на сторону народа, заменяют девочку найденной куклой наследника. Восставшие свергли режим жадных правителей, а после этой победы жизнь народа начала наполняться счастьем, и Суок продолжила выступать вместе с Тибулом. Их труппа вновь познакомилась с Тутти.

Симочка в бегах

Юрий Олеша искренне надеялся, что его любовь к Симочке будет вечной. Однако девушка не давала ему никаких намеков на это, отказываясь выходить замуж и не желая обременять себя обязательствами. Олеша переживал, задавался вопросами: “Ты все еще мой дружочек, мой?”. Сима смеясь, целовала автора своих воспоминаний, а в 1920 году вышла замуж за другого.

Эти события произошли в Харькове, куда они все перебрались: Катаев, Олеша с Симой, а также пара — Эдуард Багрицкий и Лидия Суок, старшая из сестер. Новый город, в отличие от родной Одессы, оказался совершенно неприветливым. Работы не было, а о еде пришлось позаботиться лишь мечтами. Чтобы хоть как-то поддерживать финансовое состояние, поэты пытались организовывать литературные вечера. На одном из таких событий Катаев познакомился с бухгалтером по имени Мак, который, оказавшись за столом компании, признался в обожании к творчеству молодых авторов и пригласил всех к себе на ужин.

Это знакомство обернулось выгодным знакомством: Мак стал обеспечивать их продуктами, имея в избытке талонов на еду. Однако вскоре он неожиданно увлекся Симочкой, и она, словно не против, согласилась на роман с ним. Предложение о браке от Мака показалось ей непривлекательным; в итоге она вышла замуж. Позже Валентин Катаев писал о том, что ей надоело голодать, и одной любви для счастья недостаточно. Тем не менее, Суок пообещала передавать оставшемуся с разбитым сердцем Олеше продукты.

Это интересно:  Личный ад Елены Ксенофонтовой: Молчать нельзя говорить…

Когда Олеша узнал о предательстве, и о том, что Сима вышла замуж, он впал в запой. Поэтому забрать Симу от Мака пришлось не ему, а Катаеву. Он решил выглядеть внушительно: облачился в офицерский тренч, надел деревянные сандалии на босую ногу, набил в зубах трубку и увенчал свою голову красной феской. И действительно, ему удалось произвести устрашающее впечатление на всех вокруг. Мак не посмел возразить, а Сима смеялась, отмечая, что в стране Советов можно заключить и расторгнуть брак всего за час.

Возвращаясь к Олеше, Сима прихватила с собой полный чемодан вещей и еды, оставшись только в своем платье. Олеша радостно принял её обратно, снова называя Дружочком и радуясь каждому мгновению рядом. Но вскоре Суок, явно не желая ощущать себя бедной, вновь ушла от писателя, который на тот момент не выпустил ни одной значимой книги и не заслужил известности.

Несмотря на это, один из самых популярных поэтов 20-х годов — акмеист Владимир Нарбут — решил ухаживать за Симочкой. Он был ветераном, потерявшим руку на войне, и пользовался значительным авторитетом. Имидж нарбута был ярким и таинственным, а кто-то даже высказывал идеи о его демонических чертах. Более того, у Нарбута были средства и влияние: в начале 20-х он работал в Наркомате просвещения, позднее занимал должность в Отделе печати ЦК партии большевиков.

Юрий Олеша и сестры Суок: И от сестры и до сестры замкнулась жизнь волшебным кругом…

Сима ушла к нему, но в привычном духе вернулась по первому зову. Олеша снова запил, а Катаев снова решал любовные проблемы друга. Но, в отличие от ее первого спутника, Нарбут не собирался так легко отпускать свою возлюбленную, и явился к Олеше с маузером, заявляя: “Если Серафима не появится сию минуту, я застрелюсь, не сходя с места!”

Посвящается Валентине Грюнзайд

В 1922 году Олеша вместе с Катаевым переехал в Москву. Здесь писатели стали работать в редакции газеты для железнодорожников «Гудок». Несмотря на то что Олеша выглядел уставшим и нервным, он пытался забыть о Симочке, погружаясь в работу.

Случайно, в «Гудке» образовалась дружная компания молодых литераторов, которые впоследствии стали знаменитыми авторами. Так, среди них были писатели, написавшие такие произведения, как «Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Три толстяка», «Зависть», «Двенадцать стульев», «Роковые яйца», «Дьяволиада» и «Мастер и Маргарита». Как вспоминал Валентин Катаев, эти книги писались в ночное время, а днем авторы трудились за столами редакционной комнаты, создавая статьи, заметки и фельетоны.

По признанию Катаева, именно Олеша, которого его друг называл «ключиком,» зарабатывал больше всех. В «Гудке» он писал под псевдонимом Зубило и стал одним из лучших фельетонистов редакции. На открытых выступлениях он показывал, как мастерски может создавать стихотворения экспромтом из случайных фраз. Писать в коротком жанре было легко, однако к настоящей литературе он относился иным образом. Как заметил Катаев, большую вещь Зубило писал преимущественно ночью.

С 1922 по 1924 год Олеша трудился над своим первым крупным произведением – повестью «Зависть», которую литературоведы именуют романом. Писатель долго искал нужные слова и создавал множество набросков, подбирая каждую фразу идеально. В конечном итоге он создал около трехсот страниц, помечая каждую из них цифрой 1, отмечая различные варианты начала произведения.

Работа над другим текстом, который принес Олеше известность – сказкой «Три толстяка» – шла неожиданно легко, вероятно, потому что он создавал ее для конкретного человека.

В доме Катаева он познакомился с соседкой — 13-летней Валей Грюнзайд, которая была большой поклонницей сказок Андерсена. Олеша был очарован девочкой, заявляя, что, когда она вырастет, он на ней женится, и пообещал написать для нее сказку, которая сможет соперничать с произведениями Андерсена.

Юрий Олеша и сестры Суок: И от сестры и до сестры замкнулась жизнь волшебным кругом…

Неизвестно, насколько серьезными были намерения Олеши, но одно он точно осуществил – за восемь месяцев он создал своего главного сказочного героя, который представлял мир чудес, похожий на реальный, но с элементами магии. Писатель написал его, живя в здании типографии, используя обрывки газетной бумаги для заметок.

В его произведении нашли отражение две ипостаси Суок – бездушная кукла и живая, обаятельная девочка. Книга действительно была посвящена Вале Грюнзайд, однако предложения о браке от Олеши она так и не получила: в 17 лет вышла замуж за брата Валентина Катаева, Евгения Петрова.

Юрий Олеша и сестры Суок: И от сестры и до сестры замкнулась жизнь волшебным кругом…

В одном из ранних изданий «Трех толстяков» посвящение было изменено: вместо фамилии Суок появилась фамилия не Серафимы, а ее сестры Ольги.

Ушла с хромым демоном

Спустя малое время после этого Сима Суок снова покинула Олешу. Она уехала в Москву с поэтом Владимиром Нарбутом, который был знаком Гумилеву, Ахматовой, Мандельштаму. Современники отмечали его демоническую внешность и в дальнейшем литературоведы стали называть его главным прототипом Воланда из романа «Мастер и Маргарита». Булгаков был знаком с Нарбутом. Поэт не расставался из-за покалеченной ноги с тростью — это качественно совпадало с образом Воланда, который также хромал и держал трость.

Серафима ушла от Олеши к поэту Владимиру Нарбуту. Фото: Wikimedia Commons

Тираж первого сборника Нарбута «Аллилуйя» был сожжен по указанию Священного Синода за богохульство. Однако после революции поэт стал широко известным большевиком, активно занимаясь пропагандой. Его публичные выступления напоминали ритуалы черной магии.

Тем временем Катаев уже обосновался в Москве и работал фельетонистом в газете «Гудок». К нему и обратился из Одессы расстроенный друг с вопросом: “Мы должны украсть Суок!”

Однако Катаев отказался, объяснив, что Нарбут – это не простой чиновник губпродкома. Новый муж Суок работал в Наркомпросе у Луначарского, он стал важной личностью и вскоре поднялся до заместителя заведующего Отделом печати при ЦК ВКП(б). В сравнении с ним они сами были бы лишь пигмеями.

Тем не менее, Олеша решился на одиночную борьбу. Узнав адрес Нарбута, он часами дежурил под окнами его квартиры. К его счастью, ветреная Сима дрогнула и вернулась.

Это интересно:  Сандра Буллок

Олеша и его возлюбленная снова начали жить у Катаева. Но однажды раздался стук в окно. За стеклом стоял Нарбут с комиссарским наганом в руках. Катаев вышел на улицу, чтобы поговорить. Нежданный гость, угрожая оружием сказал: “Валентин Петрович, передайте Серафиме Густавовне: если она немедленно не уйдет от Юрия Карловича, я здесь же пущу себе пулю в висок.” Катаев вернулся к влюбленным и передал ультиматум Нарбута. Сима побледнела: “Он это сделает. Я его слишком хорошо знаю.” Олеша тоже смутился. “Ответственный работник, можешь поразмыслить, застреливается почти на наших глазах! Следствия, допросы, прокуратура. Народ нас осудит, а результаты даже страшно предугадать!”

И Суок снова ушла с хромым демоном. Насовсем.

Девочка созрела и вышла замуж за другого

Последующий разрыв с Симой Олеша внешне перенес достаточно легко, как говорил Катаев. Он будто помолодел, обрёл вторую юность, оставшись в Москве и живя у друга. В это время он писал остроумные фельетоны для «Гудка» под псевдонимом Зубило и искал замену ветреной Суок.

Случай помог ему в этом. Знакомый художник оставил у Катаева большую куклу в розовом платье, которую с двух шагов нельзя было отличить от живого ребенка. Два одиночных одессита любили пугать прохожих, изображая, будто девочка падает из окна. Слава о чудесной игрушке стремительно разрасталась по Чистым прудам. Как-то к Олеше пришла девочка по имени Валя Грюнзайд из соседнего дома и попросила показать куклу.

Юрий понял, что нашел свое идеальное олицетворение. Валя представляла собой улучшенную версию Суок: она была моложе, свежее и привлекательнее, но, что самое важное, на ее лице не проявлялась ветреная улыбка изменницы. В тот же момент Олеша поклялся, что напишет для нее блестящую книгу-сказку, которая поразит всех, а на титульном листе будет стоять посвящение Вале.

Олеша знал: не получится получить роман сразу. Ему было 24 года, а Валя всего 13. Но пока он напишет книгу, пока её издадут — девочка вырастет, поймет, что он гений, и заменит ему дезертиршу Суок.

Революционная сказка «Три толстяка» была написана Олешей за 9 месяцев. Главная героиня – добрая девочка-циркачка по имени Суок. В повести также фигурирует бездушная кукла – точная копия циркачки, так писатель изобразил двуличие своей первой любви — Серафимы.

Книга была издана только через четыре года, в 1928-м, и сопровождалась прекрасными иллюстрациями талантливого художника Добужинского. Было также прикреплено посвящение Валентине Грюнзайд.

На тот момент девочка действительно созрела и вышла замуж за младшего брата Катаева, Евгения Петрова, который в этом же году опубликовал совместно с Ильей Ильфом роман «Двенадцать стульев», получив известность. Олеша присутствовал на их свадьбе.

Юрий Олеша и сестры Суок: И от сестры и до сестры замкнулась жизнь волшебным кругом…

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

И от сестры и до сестры замкнулась жизнь волшебным кругом…

И от сестры и до сестры замкнулась жизнь волшебным кругом…

Юрий Олеша выбрал имя Суок для своей героини и посвятил сказку «Три толстяка» своей супруге Ольге. Однако друзья писателя увидели в этой ожившей кукле совершенно другую девушку, Серафиму, легкую, воздушную, но столь непостоянную.

Дружочек и Ключик

Юрий Олеша. / Фото: www.e-reading.by

В 1917 году в Одессе возникло молодежное литературное объединение под названием «Зеленая лампа». В его ряды вошли, среди прочих, Эдуард Багрицкий, Валентин Катаев и Юрий Олеша. Молодой Олеша публиковал множество стихов и приобрел популярность в определённых кругах.

Благодаря клубу, молодые авторы в 1918 году познакомились с сестрами Суок. Строгая и серьезная была старшая из них Лидия, средняя сестра Ольга — самая красивая и мечтательная, а младшая Сима — легкомысленная, игривая и беспечная.

Сёстры Суок, слева направо: Лидия, Серафима, Ольга. / Фото: www.factor-e.ru

На момент знакомства Юрию Олеше было 20 лет, и его покорила 16-летняя Симочка Суок, принимающая его ухаживания с восторгом. Они наслаждались своей свободой в Одессе, целуясь прямо на улицах. Прямо перед ними открывалась целая жизнь, полная радостей и надежд.

Юрий и Сима быстро начали совместную жизнь. Олеша affectionately называл Серафиму своим “Дружочком”. Для него не существовало большей радости, чем просыпаться рядом с ней, слыша ее радостный смех.

Вскоре влюблённые последовали за Катаевым в Харьков. Нужда заставила двух уже известных литераторов зарабатывать на жизнь написанием поздравлений и тостов, что позволяло едва-едва сводить концы с концами.

Юрий Олеша. / Фото: www.factor-e.ru

Среди новых знакомых поэтов в Харькове оказался бухгалтер по имени Мак, у которого была масса продуктовых карточек и который не знал нужды. Симочка заинтересовала Мака, и писатели разработали план: Сима должна будет оказывать ему знаки внимания, а он будет кормить их. Так и произошло — Мак стал обеспечивать их, но всего через несколько дней Сима стала его супругой.

Юрий Олеша был сбит с толку: он никак не ожидал такого предательства от своей возлюбленной. На помощь ему пришел верный друг Катаев. Он смело направился к Маку и вернул Симу к Олеше — к Ключику, как все его называли.

Олеша простил свою «Дружочку». Она бросилась ему на шею, радостно сообщая, как сильно соскучилась, как рада его видеть. Они возвратились на улицы Харькова, вновь целуясь и веря, что все неприятности остались в прошлом.

Владимир Нарбут и Серафима Суок. / Фото: Wikimedia Commons

Однако прошло всего несколько месяцев, и Серафима Суок снова стала супругой поэта Владимира Нарбута, покинув Олешу ради него. Юрий снова попытался вернуть свою возлюбленную. Он даже постарался убедить ее, и, в конце концов, Нарбут пришел к ним и угрожал застрелиться, если ее не заберут с ним. Олеша, понимая, что не может препятствовать этому, сам отправил свою Дружочку обратно к ее супругу. Теперь, казалось, было окончательно навсегда.

Это интересно:  Биография детей Адриано Челентано

Очень краткое содержание

В вымышленной стране правили жестокие и жадные тираны — три Толстяка. У них не было детей, и они похитили четырехлетних брата и сестру. Именно наследником был выбран мальчик. Тираны не разрешали ему общаться с детьми, опасаясь, что он может перенять у них доброту.

Чтобы мальчику не было скучно, тираны приказали известному изобретателю создать куклу — копию его сестры, которая должна была расти вместе с ним. Ненужную сестру отдали в бродячий цирк. Затем толстяки захотели, чтобы изобретатель вживил наследнику металлическое сердце. Они убеждали себя, что это сделает его таким же жестоким, как и они сами. Изобретатель отказался, за что его заключили в темницу.

Спустя восемь лет в стране вспыхнула революция, но она была подавлена. Лидера восстания, оружейника, схватили, а гимнаст смог скрыться в доме известного ученого. Пораженный народ был принужден к бегству, и многих из них взяли в плен. Гвардейцы, которые перешли на сторону народа, из ненависти сломали куклу наследника, рассматривалямого народом как жестокого ребенка с железным сердцем. Чтобы восстановить куклу, тираны приказали ученому, который потерял ее во время поисков, и попал в цирк, где встретил гимнаста и девочку-циркачку, которая была очень похожа на куклу.

Ранее гимнаст случайно узнал о подземном ходе, который вел из дворца. Он предложил циркачке отправиться во дворец, притворившись куклой, чтобы попытаться спасти оружейника и сбежать через подземный ход.

План удался. Циркачка достигла зверинца, где в клетке держали оружейника. Из другой клетки девочка услышала окрик незнакомого существа с шерстью, которое отдало ей дощечку с пожеланиями. Это существо умерло.

Циркачка освободила оружейника, им удалось добраться до подземного хода. Оружейник сбежал, а девочку захватили гвардейцы толстяков. Она была судима и приговорена к казни, но перед этим мятежные гвардейцы подменили ее найденной куклой. После этого восставший народ начал штурмовать дворец и одержал победу.

Через год, празднуя годовщину народной победы, циркачка выступила вместе с бывшим наследником и озвучила публике послание умершего существа — бывшего изобретателя, который раскрыл тайну происхождения циркачки и наследника и попросил прощения у разлученных брата и сестры.

Подробный пересказ по частям

Часть эпилога приведена перед первой главой для лучшего понимания пересказа.

Заявив, что хотят иметь наследника, три Толстяка похитили четырехлетних брата и сестру — Тутти и Суок.

Три Толстяка — правители страны, безжалостные тираны, самые толстые и самые богатые в государстве. В романе их называют Первым, Вторым и Третьим Толстяками.

Ту́тти — наследник Толстяков, 12 лет, худенький, светловолосый и добрый, но одинокий.

Суо́к — гимнастка 12 лет, волевой кудрявый светленький, с серыми глазами.

Толстяки выбрали в наследники Тутти, а Суок кинули в бродячий цирк, чтобы мальчик не взаимодействовал с живыми детьми и вырос слугой злым и жадным. Впоследствии они потребовали, чтобы Туб сделал уникальную механическую куклу, которая бы вырастала вместе с Тутти и копировала её внешний вид.

Туб — выдающийся ученый и изобретатель, создатель куклы.

Туб подготовил куклу. Но когда Толстяки потребовали, чтобы он заменил живое сердце Тутти на железное, он смеясь отказался.

Никакое сердце – ни железное, ни ледяное, ни золотое – не может быть дано человеку вместо простого, настоящего человеческого сердца.

Тираны приговорили Туба к заключению, и он провел восемь лет в клетке, озверев, но так и не забыл о детях.

Часть 1. Канатоходец Тибул

В стране, которой правили жестокие Три Толстяка, жил великий ученый Гаспар Арнери. Он обладал такой мудростью, что многие считали его волшебником.

Гаспар Арнери — известный ученый, немолодой, немного рассеянный, но добрый.

Однажды доктор Гаспар решил прогуляться к Дворцу Трех Толстяков, но так и не смог выбраться из города: громадные городские ворота заперли, чтобы народ не поддержал Просперо и Тибула, собравших армию бедняков: ремесленников, рудокопов, матросов, которые восстали против Толстяков.

Проспе́ро — оружейник, высокий, крупный, рябой и уверенный.

Тибу́л — гимнаст, верный друг и соратник Просперо, стройный, гибкий и талантливый.

Забросив себя на высокую башню, доктор Гаспар увидел, как гвардейцы Толстяков загнали народную армию в бегство и взяли в плен Просперо. Однажды в башню влетела бомба и разрушила её с доктором Гаспаром.

Очнувшись, доктор Гаспар сбежал на шумные улицы и узнал о Том, что Просперо держат в железной клетке в зверинце Дворца Трех Толстяков, а Тибул еще свободен, хотя их сторонников казнят завтра на площади.

Доктор Гаспар нанял экипаж и направился домой через площадь Звезды. Она была накрыта стеклянным куполом, под которым сиял самый большой в мире фонарь.

Свет его был столь чудесным и непохожим на любой земной, что люди назвали этот фонарь чудесным именем — Звезда.

Народ на площади видел, как по одному из тросов, на которых висел фонарь, по нему внезапно шел человек в пёстром трико — гимнаст Тибул. Гвардейский чиновник попытался подстрелить Тибула, однако его остановили гвардейцы, которые перешли на сторону народа. Тибул добрался до фонаря, выключил его и исчез в темноте через кольцевой котел в куполе.

Вскоре Тибул поднялся из камина в кабинете доктора Гаспара, который и помог ему скрыться.

Часть 2. Кукла наследника Тутти

Сильный ветер, дующий с утра, унес торговца воздушными шарами прямо на кухню Дворца Трех Толстяков, где тот приземлился на огромном торте. Толстяки отмечали удачное подавление мятежа, и на приготовление нового торта у кондитеров не было времени. Тогда старший кондитер велел украсить торговца кремом и цукатами, превратив его в живое украшение для торта.

Оцените статью
Портал красоты
Добавить комментарий