Портрет — это жанр, который воссоздает образ человека или группы людей, существующих в реальной жизни. Слово «портрет» происходит от французского «portrait», которое, в свою очередь, имеет старофранцузское «portraire», означающее «воспроизводить что-либо точь-в-точь». В дополнение к этому, существует устаревшее слово «парсуна», происходящее от латинского «persona», что означает «личность» или «особа». Таким образом, термин «портрет» обрёл множество значений в искусстве, отражая как индивидуальность персонажа, так и культурные контексты. Читать дальше
Как сложились судьбы героини и картины «Девочка с персиками»?
Картина «Девочка с персиками», созданная художником Валентином Серовым, является безусловным шедевром в русской живописи. Серов в своё время был одним из самых известных и популярных портретистов, к услугам которого стремились прибегать все, кто имел хоть какие-то средства.
Поскольку Серов проявлял интерес к импрессионизму, который, как предполагалось, не был востребован среди широкой публики своего времени, его работа над «Девочкой с персиками» затянулась. Эта картина долгое время оставалась в усадьбе Абрамцево, где и была написана. Какие же истории и специфические особенности связаны с этой картиной, и как сложилась судьба молодой героини, олицетворяемой на полотне?
История создания картины
В 1870 году Савва Мамонтов, русский меценат и предприниматель, приобрёл усадьбу Абрамцево у дочери известного писателя Сергея Аксакова. На тот момент никто даже не подозревал, что именно это место станет центральным в создании одной из самых известных картин в русской живописи.
Валентин Серов впервые посетил усадьбу Мамонтова в 1875 году благодаря инициативе своей матери, которая была композитором, и искала возможности для общения своего сына с людьми искусства. Мамонтов, как видно, охотно поддерживал талантливых людей. Однако знаковым стал именно 1887 год.
В августе того года Серов снова посетил Абрамцево и стал свидетелем момента, когда 11-летняя Вера Мамонтова, дочь хозяина усадьбы, вбежала в комнату, схватив персик, и села за стол. Серов, обладая особым художественным чутьём, предложил девочке стать моделью для его картины.
Вера с радостью согласилась, и в течение почти двух месяцев позировала художнику. Стоит отметить, что эта работа оказалась довольно сложной для ребёнка, и нужно отдать должное терпению Веры Мамонтовой. Сам Серов позже признался:
“Я писал больше месяца и измучил её, бедную, до смерти. Уж очень хотелось добиться свежести живописи при полной законченности, как у старых мастеров…”
После завершения картины Валентин Серов передал её матери Веры, и долгое время она висела в комнате, став известной как «Девочка с персиками». Сегодня в усадьбе тоже можно увидеть копию этой картины, в то время как оригинал хранится в Третьяковской галерее.
Богиня, Яшка-непоседа, или девочка с персиками
В художеских кругах Верочку звали «абрамцевской богиней», подчеркивая её очарование и привлекательность. Она была весёлым и красивым ребёнком, который обладал особым любопытством. В её характере прослеживалась одна примечательная черта — она часто произносила «я» в беседе. Это привело к тому, что её стали называть Яшкой, и даже появился «Яшкин дом», построенный неподалёку от Абрамцево для художников, включая Репина и Васнецова. Несмотря на множество имен, миллионы любителей искусства знают Веру Мамонтову, прежде всего, как девочку с персиками.
Фотография Мамонтовы Александра Саввишна и Вера Саввишна. 1890.
Абрамцево было приобретено Мамонтовыми в 1870-х, и вскоре после этого они начали садить персиковые деревья. Специальный садовник ухаживал за ними, и в доме всегда были свежие персики из их собственной оранжереи. Однажды, когда Серов жил в Абрамцево, он стал свидетелем того, как 11-летняя Верочка, раскрасневшаяся, вбежала в столовую, села на край стула и потянулась к персикам. Момент, наполненный светом и летней атмосферой, произвел на художника неизгладимое впечатление, и он решил написать её портрет. Научный сотрудник Третьяковской галереи, Элеонора Пастон, комментирует:
“Работа длилась более месяца. Нужно было настоящего мужества, чтобы такая активная девочка, в жаркие августовские дни, оставалась оторванной от своих игр и с неподвижным лицом позировала каждый день. Это стало возможным только благодаря её добрым отношениям со своим старшим другом-художником, Валентином Серовым.”
“Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Я писал больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности — вот как у старых мастеров.”
Валентин Серов о работе над картиной «Девочка с персиками»
Портрет – подарок на свадьбу с русским
Верочка вдохновила многих художников. Её портрет написал и Николай Кузнецов, но, к сожалению, этот портрет был утерян во время Великой Отечественной войны. Виктор Васнецов также создал портрет 16-летней Верочки, названный «Девушка с кленовой веткой».
Васнецов В.М. Портрет Веры Саввишны Мамонтовой. 1896. Абрамцево.
Как уточняет Элеонора Пастон, «Виктор Михайлович очень любил Верушку, она была ближайшей подругой его дочери Татьяны. Когда он завершил этот портрет, пообещал подарить его Верочке, только если она выйдет замуж за русского. Дело в том, что она с мамой и братьями часто проводила зимы в Италии, и Васнецов беспокоился, что его любимая подруга может увлечься итальянцем. В конце концов, портрет был подарен Александру Дмитриевичу Самарину, когда тот стал супругом Верочки.
Пара обвенчалась в 1903 году. Самарин, интеллигентный и образованный человек, происходил из рода дворян, однако долгое время не мог осуществить свою мечту о свадьбе. Его родители не хотели, чтобы он связывался с купеческой семьёй. После кончины его отца свадьба состоялась. Брак был очень счастливым, но, к сожалению, недолгим.
По словам эксперта: “В 1907 году, когда Верочка готовила рождественские подарки своим детям — на тот момент у пары уже было трое детей — она подхватила воспаление лёгких и за три дня скончалась. Младшая сестра Александра Мамонтова взяла на себя заботу о детях Верочки. Александр Дмитриевич построил храм Живоначальной Троицы в Аверкиево в память о своей любимой супруге. На данный момент этот храм восстанавливают усилиями прихожан. Несмотря на свои достижения, Александр Самарин столкнулся с трудностями: в 1919 году он был арестован, а затем отправлен в ссылку, куда за ним поехала его дочь Елизавета. Судьба семьи после революции была наполнена трудностями.
Девочке с персиками досталось чудесное детство
В доме Мамонтовых на Садово-Спасской и в их усадьбе Абрамцево царила атмосфера творчества, радости и взаимопонимания. Там собиралась творческая интеллигенция своего времени: художники, музыканты, писатели и скульпторы. Проходили домашние спектакли, игры, турниры и соревнования, а художник Репин наряду с детьми участвовал в светских играх. Художник Поленов организовывал увлекательные длинные прогулки на лошадях и мастер-классы по резьбе по дереву, акварели и керамике.
Акварель (от итальянского «aquarello») — это известная техника рисования с использованием красок на водной основе, которая была изобретена в Китае в III веке. Акварельные краски становятся прозрачными после растворения в воде, поэтому работы в этой технике выглядят легкими и эффектными. В отличие от масляных картин, акварель не имеет заметных фактурных мазков.
Это объясняет, почему Серов настраивался на долгую работу с Верочкой. Она не терпела скучать за столом, ей хотелось заниматься чем-то более интересным и увлекательным. И всё же почти полтора месяца юная модель, проявляя огромное терпение, сидела в абрамцевской гостиной. Именно такая благодарная работа привела к созданию шедевра.
Десятилетиями ранее, усадьбу Абрамцево посетил Иван Тургенев, который уже вряд ли мог вспомнить, как много радости ему приносили эти места, когда он здесь бывал раньше. Тургенев, как и Гоголь, был желанным гостем у предшествующего владельца, писателя Сергея Аксакова. Теперь, когда усадьба заметно преобразилась благодаря усилиям Мамонтова, Тургенев с ностальгией вспоминал, как раньше любил охотиться, собирать грибы и рыбалить на этих местах. Однажды, за вечером, Тургенев с улыбкой рассказал об интересной детали: «Аксаков, как правило, фиксировал всё в своём дневнике семьей и ловил много дичи, в то время как я поймал цілу щуку.» В самом конце их общения состоялась и встреча с младшей Мамонтовой, что описано Владиславом Бахревским:
Пришли в красную гостиную, сели.
Раскрасневшаяся, сдувая прядь волос с лица, вбежала яркая и весёлая Веруша.
— О, какой ангел! — воскликнул Иван Сергеевич, протянув руки к девочке.
Бесстрашная Верушка, не колеблясь, бросилась в объятия величественного старца.
— Ей три с половиной? — спросил Тургенев.
— В октябре будет три.
— Значит, я не совсем уже стар. Если человек всё ещё может определить возраст ребёнка, значит, он годен к жизни.
— Верушка очень шустрая. Она выглядела старше, чем её годы, — добавила Елизавета Григорьевна…
Безусловно, Вера Мамонтова с ранних лет стала любимицей всех. Это подтверждают как воспоминания, так и письма многочисленных друзей семьи. Однажды Савва Иванович отправил снимок всей семьи близкому другу, скульптору Марку Антокольскому. Ответное письмо было полным восторга:
“Ваша фотография потрясающе хороша; я радуюсь и смеюсь вместе с вами. Пусть вам повезёт всегда радоваться и смеяться. Абрамцевская богиня — прелесть, прелесть! Пожалуйста, поцелуйте её от меня. В общем, повторяю: ‘прелесть, прелесть!’ Это абсолютно правда.”
А дома абрамцевскую богиню именовали куда как проще — Яшкой
В мемуарах об абрамцевском круге часто встречается упоминание «Яшкиной избушки» или «Яшкин дом». В это место летом селили Репина с семьёй или братьев Васнецовых. Старший из них, Виктор, признавался, что не испытывал такого спокойствия и счастья нигде, как здесь. Младший, Аполлинарий, даже включал «Яшкину избушку» в свои пейзажи.
Что же стоит за этим названием? В ответ на этот вопрос помогает «Абрамцевская летопись» — журнал, в котором фиксировались важные моменты: над чем трудились, с кем общались и какие развлечения проводили. Запись от мая 1877 года, сделанная рукой Саввы Мамонтова, гласит: «Построена отдельная дача, названная ‘Яшкин дом’. Это имя присвоено, потому что маленькая Верушка зовёт этот домик своим, а её прозвище — ‘Яшка’».
Согласно биографии Мамонтовых, Бахревский поясняет происхождение прозвища: «Маленькая Верушка с раннего детства много говорила «я». Вероятно, в этом нет ничего необычного для всеобщей любимицы. Но, как и в большинстве семей, здесь тоже давались ласковые прозвища: Дрюша для Андрея, Вока для Всеволода, Яшка для Веры и Шуренка для младшей Александры. В этом контексте проявляется повседневный обмен тайными шутками внутри семьи, как позднее замечательно выразил Владимир Набоков в своем произведении «Другие берега».
Дочь Советской Киргизии, Семен Чуйков
Картина «Дочь Советской Киргизии» завоевала огромную популярность среди ценителей живописи. Её печатали не только в советских газетах и журналах, но и зарубежных изданиях. Героиня картины стала символом человека своего времени, который направляется к главной цели — коммунизму.
Натурщицей для картины стала 14-летняя киргизская девочка по имени Айжамал Огобаева. Художник тщательно продумал её внешний вид, и, несмотря на жару, школьнице приходилось позировать ежедневно по три-четыре часа под палящим солнцем.
Пуговка из «Папиных дочек» и Кудряшка Сью. Как сложилась карьера известных актёров-детей
После завершения картины Семен Чуйков предложил Айжамал переехать с ним в Москву для получения хорошего образования. Однако девочка была вынуждена отказаться из-за запрета матери и осталась на родине. Позже она вышла замуж за Камчыбека Огобаева и посвятила себя ведению домашнего хозяйства и воспитанию четверых детей.
На протяжении всей жизни Айжамал поддерживала тёплые отношения с художником Семеном Чуйковым, их семьи дружили. Художник даже называл Айжамал своей дочкой. Она скончалась уже в XXI веке, 19 августа 2000 года.
Стрекоза, Илья Репин
Илья Репин часто создавал картины не с целью публичного признания, а для себя. К таким работам относится и «Стрекоза», на которой он запечатлел свою двенадцатилетнюю дочь Веру во время отдыха на даче неподалёку от Санкт-Петербурга. Полотно получило название «Стрекоза» потому, что девочка, сидя на перекладине, махала ногами из стороны в сторону, напоминая стрекозу, машущую своими крыльями.
Вера была любимицей Ильи Репина; она росла в любви и заботе. Племянница художника вспоминала: «Несмотря на свои недостатки в характере, отец сильно любил её больше остальных детей, и она была любимицей всей семьи. Энергичная, жизнерадостная и предприимчивая девушка всегда была душой семьи. С ней никогда не было скучно, и сам Илья Ефимович выделял Веру именно за её способность вести интересные беседы с любыми именитыми гостями.» Свое «привилегированное» положение Вера часто использовала, в том числе, чтобы разрешать вопрос о финансах, в чем отец ей всегда охотно помогал.
После смерти отца, Вера некоторое время работала актрисой, однако в большей степени отдавала все свои силы заботе о родителе до его последних дней. После кончины Ильи Ефимовича она уехала в Хельсинки и не создала собственной семьи.