Рахиль Михайловна Мессерер-Плисецкая (19 февраля (4 марта) 1902, Вильна, Российская империя — 20 марта 1993, Москва, Россия) — актриса немого кино, известная в кинематографе под именем Ра Мессерер. Она была матерью знаменитой балерины Майи Плисецкой, а также сестрой Суламифь и Асафа Мессереров.
Биография
Родителям Рахиль Мессерер был Михаил Борисович Мессерер, высокообразованный человек, владеющий восемью языками. Он оставил родную Вильно ради Харькова, где получил диплом зубного врача, а затем переехал в Москву, покинув черту оседлости. В семье, помимо Рахиль, было множество детей: Моисей, Пнина, Азарий, Маттаний, Асаф, Эммануил, Аминадав и Элишева. Мать Рахиль скончалась в 1929 году. После достижения Михаилом Борисовичем семидесятилетнего возраста он женился повторно, и во втором браке у него появилась дочь по имени Эрелла.
Рахиль Мессерер обучалась в ВГИКе и начала сниматься в фильмах ещё во время учёбы. Для участия в съемках её временно откомандировали из ВГИКа на стажировку в Узбекскую ССР.
Актриса обладала необычной внешностью: её выразительные большие глаза и тёмные волосы создавали впечатление загадочной и привлекательной женщины. Известность пришла к ней с ролями в таких фильмах, как «120 тысяч в год…», «Вторая жена», «Прокаженная» и «Долина слез». Особую популярность она получила, исполняя роли героинь из Средней Азии.
В драме «Вторая жена», режиссёр Михаил Доронин поставил Рахиль в главную роль. Она часто работала на киностудиях «Звезда Востока» и «Бухкино». Рахиль трижды красовалась на обложках журналов «Советский экран».
В 1924 году Рахиль снялась в фильме «Долина слез». Несмотря на свои проблемы, связанные с беременностью, она решила продолжить работу, так как режиссёр пообещал перенести съемочный процесс, нежели менять актрису в главной роли.
В 1928 году Рахиль одновременно снималась в двух фильмах: в Узбекистане проходили съёмки картины «Прокаженная», а в Украине — «Дочь раввина». Чтобы успевать на обе площадки, актрисе приходилось многократно совершать поездки из Ташкента в Киев. В это время она давала много интервью, объясняя, почему выбирает трагические роли. Рахиль считала, что жизнь не черно-бела, и раз ей в ней повезло, она хочет задуматься об изящности и трагедии в своих ролях. В 1929 году она исполнила роль контролера Людочки в комедии «120 тысяч в год». Для этой роли она сменила имидж на более короткую стрижку и стала шатенкой. Однако, фильм не имел успеха, и её карьера пошла на спад.
В 1931 году, после рождения второго ребёнка, мужа Рахиль назначили консулом СССР на Шпицберген, и семья отправилась с ним в поездку.
В середине 1930-х годов Рахиль и её семья обладали значительной популярностью. 15 января 1936 года в Москве прошёл творческий вечер семьи Мессерер, на который пришло множество зрителей.
Муж Рахиль, Михаил Плисецкий, занимал пост консула СССР на Шпицбергене и управлял угольными рудниками «Артикуголь». Его арестовали 30 апреля 1937 года, что предшествовало рождению их третьего ребёнка. В весну 1938 года была арестована и сама Рахиль. Старшую дочь, в будущем известную балерину Майю Плисецкую, воспитывала она сестра Рахили Суламифь Мессерер, а среднего ребёнка забрал к себе брат Асаф. Позже выяснилось, что мужа Рахили расстреляли по ложному обвинению в шпионаже и вредительстве.
Ей пытались заставить отказаться от мужа и подписать документы против него, однако она стойко отказалась, полагая, что это может навредить ему, так как не верила в его вину.
Примечания
- ↑ 1,01,11,21,31,41,51,61,7Как жила в ссылке в Чимкенте репрессированная мать Майи Плисецкой(неопр.).
- ↑ 2,02,1Мессерер С., 2005, с. 19.
- ↑Мессерер С., 2005, с. 8.
- ↑Мессерер С., 2005, с. 9.
- ↑Мессерер С., 2005, с. 11.
- ↑Мессерер С., 2005, с. 12.
- ↑ 7,07,17,27,37,47,57,67,77,8Звезда со стороны. Рахиль Мессерер(неопр.).
- ↑Мессерер С., 2005, с. 20.
- ↑КИНЕМАТОГРАФ УЗБЕКИСТАНА 1920-Х ГОДОВ: ЗАРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ(неопр.).
- ↑Мессерер С., 2005, с. 28.
- ↑Мессерер С., 2005, с. 115.
- ↑Мессерер С., 2005, с. 112.
- ↑Мессерер С., 2005, с. 51.
- Мессерер С. Суламифь. Фрагменты воспоминаний. — Спорт, 2005. — ISBN 5-94299-066-2.
Данная статья имеет статус готовой. Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!
Мама на большом экране
Майя впервые увидела свою маму на экране, когда ей исполнилось лишь 6 лет. Это случилось в 1931 году, когда она посмотрела фильм «Прокаженная». В начале просмотра Майя спокойно сидела рядом с матерью в темном зале, ведь она понимала, что это просто игра, а мама на экране исполняет роль узбекской девушки с косичками в необычном наряде. В том, что её выдали замуж за пожилого мужчину, она не видела ничего страшного; тем более, что вскоре появился красивый русский офицер, который влюбился в её очаровательную маму. Однако события фильма быстро менялись: печальная мама шла по пыльной дороге, а полицейские на конях начали её жестоко избивать. К этому моменту испуганная Майя крепко схватилась за руку мамы и, всхлипывая, закричала: «Они тебя убьют!». Так состоялась первая встреча маленькой девочки с искусством, которая сильно её потрясла.
Рахиль Мессерер появилась на свет в 1902 году в Вильне, ныне известном как Вильнюс. Когда она стала актрисой, её имя сократилось до двух букв — «Ра», что звучало интригующе. Это созвучно с именем древнеегипетского бога солнца. Родственник Рахили, зубной врач Мендель Беркович Мессерер, применял библейские имена для именования своих детей. Трое из них стали известными: Рахиль, её брат Асаф и сестра Суламифь.
Узбечки не хотели становиться актрисами
Рахиль с детства мечтала стать актрисой и поступила во ВГИК, где успешно окончила обучение. Позже она оказалась в Узбекистане, где её ожидало сложное задание: вместе с коллегами создать новое местное кино, основанное на принципах коммунизма. Это было непростое дело, учитывая, что по местным нормам шариата запрет на публичные выступления женщин был строгим. Узбекские женщины не могли выходить на улицу без паранджи и не считались полноценными личностями в обществе. Их участие в театре или кино преследовалось как огромный грех.
Существовали случаи, когда отважные женщины, согласившиеся выступить на сцене, становились жертвами насилия и убивались насмерть. Рахиль стала тем ведущим, кто превращал узбекских женщин из запуганного круга в артисток — такой приказ она получила от партии, цель которой была реализация национальных художественных кадров. Тем не менее, многие узбечки отказывались от участия в проекте, считая это грехом. Поэтому Рахиль приняла решение стать узбечкой: её темная кожа, волосы и глаза помогли создать нужный образ, ей оставалось лишь нарисовать нужный разрез глаз и облачиться в традиционную одежду.
Переждать советскую власть не удалось
Затем Рахиль столкнулась с грустной реальностью: немое кино, звездами которого она являлась, начало терять популярность. Появились новые молодые актёры, и на Рахиль практически перестали предлагать главные роли. Поэтому, когда её мужа назначили руководить трестом на Шпицбергене, она с радостью согласилась поехать вместе с ним с надеждой, что подальше от советской власти удастся переждать сложные времена.
Путь оказался долгим и трудным: они столкнулись с сильным штормом в море. Прибыв на место, они обнаружили, что для новых работников не были привезены даже одеяла. Энергичная Рахиль организовала женщин-работниц и вместе с ними шила одеяла из доступных материалов. Вскоре она нашла работу в качестве телефонистки, а в свободное время устраивала выступления самодеятельности, где её 8-летняя дочь Майя была главной артисткой.
Страшные годы
В 1936 году семья Плисецких вернулась в Москву. Майя начала обучаться балету, её тётя Суламифь к тому времени уже была прима-балериной. Вместе с братом Асафом она танцевала в Большом театре, гордясь успехами своей племянницы. Отец Майи, Михаил Плисецкий, занимал высокий пост, и их семья с удовольствием жила в хорошем доме, а на работу он ездил на машине с водителем. Жизнь казалась безмятежной и счастливой. Приближался праздник 1 мая, и Михаил был приглашён на боковое место трибуны, что было большой честью среди приближённых к Сталину.
Однако, всё изменилось в одну ночь: 1 мая арестовали главу семьи. Его обвинили в том, что он прятал врагов народа, ведь он помогал устроиться на работу на Шпицбергене людям, преследуемым как приверженцев Зиновьева, врага Сталина. Хотя это действительно было правдой, ему вменяли в вину заговор против вождя народов и подготовку покушения.
Пока муж был в тюрьме, Рахиль родила сына. Но вскоре после этого её тоже арестовали. В камере вместе с ней находились и другие кормящие матери. Их грудные дети также стали предметом беспокойства, их оставили с матерями, чтобы использовать их для шантажа на допросах.
Не предала мужа и отсидела 8 лет
Рахиль оказалась перед ужасным выбором: подписать обвинения против мужа или идти в лагерь, а детей – в детдом. Она решила не уничтожать жизнь мужа. Она надеялась, что родные смогу взять детей под опеку. Поэтому она согласилась на лагерное заключение — с мыслью, что всё преодолеет… Майя попала в семью тёти Суламифь, а младшего сына забрал дядя Асаф. Рахиль же с младенцем оказалась в Акмолинском лагере жен изменников Родины, или сокращенно АЛЖИР. Так она провела долгих 8 лет.
Случайно ей удалось отправить записку сестре, и прима-балерина Суламифь, к тому времени уже с орденом, добивалась освобождения Рахили, обивая пороги властных кабинетов, умоляя об её освобождении. Она неустанно боролась, ездя к сестре на свидания за тысячи километров, подавая прошения о её освобождении… И в итоге добилась, чтобы Рахиль перевели на поселение в Чимкент. Там положение было немного легче, так что ей удалось выжить — в отличие от многих женщин, оставшихся в лагере. Когда Рахиль, наконец, вернулась в Москву, ей было уже 39 лет. Она должна была сменить профессию, так как ей стало запрещено сниматься в кино.
Как она выстояла
На протяжении всей своей жизни Майя Михайловна испытывала ненависть к любым рамкам и несвободе. Она считала Сталина параноиком. Никогда, ни при каких обстоятельствах не скажет, что он человек, — говорила она в разговоре с «АиФ».
Composer Родион Щедрин, супруг Майи Плисецкой, однажды сказал: «Я хотел бы, чтобы Майя Плисецкая стала для современной молодёжи не только примером, но и в какой-то степени укором. Она пережила очень трудную жизнь в тяжёлое время: отца расстреляли в 1938 году, мать посадили в Бутырку. И тем не менее, она осталась стойкой, опираясь на собственный характер. Она состоялась вопреки всем препятствиям. Непокорная душа».
Нельзя забыть о словах дирижёра Валерия Гергиева: «Майя Плисецкая не считала многие законы святыми. Даже законы земного притяжения. Она танцевала так, как никто другой, пополняя благородный ряд исполнителей». Она притягивала миллионы восхищённых взглядов и сердец.
Майя Плисецкая на самом деле была бунтаркой в мире балета. Через невероятные усилия и борьбу она начала сотрудничать с иностранными хореографами. В советские времена многие артисты сталкивались с проблемами, — делилась звезда в интервью «АиФ». — Времена были тяжелыми, и таланты не пускали в страну. Артисты испытывали трудности с выездом за границу. И всё-таки мне удалось реализовать (возможно, не все) мечты. Я многое достигла за границей — хоть и с опозданием. Все эти встречи с Морисом Бежаром могли бы возникнуть за 15–20 лет до этого, результатом могли бы стать интересные балеты. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. В итоге он создал для меня четыре спектакля.
Майя Михайловна считала, что характер и судьба неразрывно связаны. «Хочешь светить — гори», — говорила она. «Как бы ты ни старался, жизнь не удастся прожить дважды — живи её сейчас». Эти слова были основой её философии жизни.
И чего не любила
Когда Плисецкой делали комплименты по поводу её знаменитой лебединой шеи, она с улыбкой отвечала: «Знаете, в балете гораздо важнее голова, чем шея или руки и ноги. Ноги не могут передать то разнообразие эмоций, что происходит в душе. Ногами можно только занять позиции. Встать в первую позицию — это не значит кипеть душой. Это всего лишь первая позиция». Она искренне любила своё искусство: «Считается, что в начале было слово. Но я думаю, в начале был жест. Слово не все понимают. А жест — понимает каждый».
Балерина исполнила роль в «Лебедином озере» более 800 раз. Она выходила на сцену в этой роли в течение 30 лет — с 1947 по 1977 годы. «Я считаю этот балет лакмусовой бумажкой для любой балерины. В «Лебедином», никуда не укроешься, всё так явно видно на сцене: техника, драматический артистизм. “Лебединое” танцевать на автомате нельзя, ты всегда стараешься вложить в него свою душу. Каждый раз после «Лебединого» я чувствовала себя совершенно опустошённой. Я была просто вывернута наизнанку», — делилась она.
Как-то в интервью «АиФ» её спросили: «Есть ли роль, которую вы мечтаете исполнить?» На что Плисецкая ответила: «Мне хотелось бы сыграть что-то мистическое в кино. Например, в стиле Хичкока.»
Постоянные вопросы о том, кого она считает преемницей в балете, стали вызывать у неё раздражение. «Что значит преемник? Что он мог у меня принять?» — отмахивалась она. «У Рембрандта кто преемник?»
Плисецкая была известна своим острым языком, и многие её побаивались из-за её порой жестких комментариев, которые оставались в памяти надолго. Но и к себе она относилась с самоиронией.
Что касается рецепта своей стройности, она делилась просто: «Когда нужно похудеть, сижу, ничего не ем». А о своей красоте говорила, что никогда не прибегала к пластической хирургии и не делала себе инъекций с золотыми нитями под кожу. «В своей жизни я получила море цветов. Это как красивая большая ваза с пятьюдесятью розами. Каждой я меняю воду, подрезаю кончики. Но одна из них завянет раньше остальных. Но это не значит, что остальные не важны. В конечном итоге, то, как кто держится, — зависит от каждого».
Родион Щедрин и Майя Плисецкая пробыли вместе 57 лет. Они познакомились на вечеринке у Лилии Брик. «У Лилии Юрьевны был маленький стол, который мог вместить всего десять человек. Она знала, как собрать интересную компанию», — вспоминал Родион Константинович. «Тогда я ещё не был балетоманом и Майю на сцене не видел, но она была необыкновенно притягательной. У неё были роскошные рыже-бронзовые волосы. Задолго до знакомства она заставила меня взглянуть на женщин по-другому. Когда выпал солидный гонорар за музыку к фильму ‘Высота’, я купил машину. ‘Победу’. После вечера у Брик, я решил подвести гостей, включая Жерара Филипа с супругой, и подумал: ‘Как жаль, не взять эту рыжую балерину с собой!’. В итоге, моя машина оказалась последней остановкой для Майи. И с тех пор мы уже и не расставались до её смерти в 2015 году».
Когда на очередном юбилее «АиФ» спросил её: «Что для вас значит юбилей? Возможность остановиться и посмотреть назад?» — она, смеясь, ответила: «Не надо останавливаться и не надо смотреть назад, ни на чей.»