Поиск самого себя, переполненный тревогами и неясными представлениями о жизни, а также непонимание своего предназначения в будущем, стали мощными причинами для того, чтобы покинуть родину и попытаться найти утешение за границей. Фантазии Гоголя, уходившие в мир мечты и иллюзий, сталкивались с жестокой реальностью. Однако очень скоро, Николай Васильевич оказался в окружении выдающихся литературных личностей: Пушкина, Плетнева и Жуковского.
Как сладко умирать! Почему Николай Гоголь боялся смерти и стремился к ней
24 февраля 1852 года в Москве состоялись похороны Николая Васильевича Гоголя. Этот талантливый писатель был признан великим ещё при жизни, и его уход в мир иной в возрасте чуть менее 43 лет вызвал сильное потрясение и собрал на его похоронах всю столицу.
С именем Николая Гоголя связано множество мистических историй. Это во многом объясняется тем, что он стал основоположником жанра хоррор в литературе, изображая в своих произведениях различные нечисти и непознаваемые события. Однако, как это часто бывает с такими мистическими рассказами, им можно найти логичные и обоснованные объяснения.
Душевные страдания
Если бы события, предшествовавшие его смерти, происходили в наши дни, Николаю Васильевичу, вероятно, поставили бы диагноз депрессия или биполярное расстройство. По всем канонам психиатрии, периоды депрессии у Гоголя чередовались с фазами активности, хорошего настроения и творческого подъёма, пока болезнь снова не брала верх над его сознанием.
Первый случай депрессии у Гоголя произошёл в Риме в 1840 году. Именно тогда он впервые ощутил чрезвычайно угнетенное состояние и болезненную тоску, на которую не было видимых причин. Он писал своим друзьям: «Моя бедная душа: ей здесь нет приюта. Я больше подхожу для монастыря, чем для светской жизни».
Позже, спустя некоторое время, классик отправил своему другу Сергею Аксакову письмо, в котором содержались такие строки: «Да, мой друг, я глубоко счастлив, я слышу и знаю дивные минуты, создание чудное творится и совершается в душе моей».
Без лечения его состояние постепенно ухудшалось. В 1849 году Гоголь зафиксировал в дневнике, что во время приступов душевной болезни оставался в постели практически неподвижным на протяжении двух-трех недель. Постепенно приступы ипохондрии становились всё более частыми и продолжительными.
Самому же Гоголю такая ситуация совсем не нравилась, и он стремился разобраться в том, что с ним происходит. В письме к Жуковскому в 1849 году он написал: «Что это со мной? Отчего, зачем на меня нашло такое оцепенение – этого я не могу понять. Если бы Вы знали, сколько странных переворотов происходит внутри меня. Боже, сколько я пережил, сколько перестрадал».
Последний и самый тяжелый эпизод депрессии начался в 1851 году. Осенью того года Гоголь решил не уезжать в южные края, а остался зимой в мрачной и серой Москве. Он поселился на Арбате в доме своего друга, графа Алексея Толстого, и стал заниматься работой над вторым томом «Мертвых душ».
Летаргический сон
Существует довольно распространенная версия, что слухи о предположительно ужасной смерти писателя, истинно похороненного заживо, оказались столь стойкими, что до сих пор многие считают этот факт доказанным. Поэт Андрей Вознесенский даже посвятил этому свое стихотворение «Похороны Гоголя» в 1972 году.
Вы живого несли по стране.
Гоголь был в летаргическом сне.
Гоголь думал в гробу на спине:
Из-под фрака украли исподнее.
Дует в щель, но в нее не просунуться.
Что там муки Господние
перед тем, как в гробу проснуться.
Вскройте гроб и застыньте в снегу.
Гоголь, скорчась, лежит на боку.
Вросший ноготь подкладку прорвал сапогу.
Отчасти слухи о своем погребении заживо создал, сам не осознавая этого, Николай Васильевич Гоголь. Дело в том, что писатель часто впадал в обморочные и сомнамбулические состояния, что вызывало у него страх быть принятым за мертвого и похороненным в таком состоянии.
В своем завещании он указал: «Находясь в полном присутствии памяти и здравого рассудка, излагаю здесь свою последнюю волю. Завещаю не погребать тела моего до тех пор, пока не проявятся явные признаки разложения». Он считал нужным упомянуть об этом, так как во время своей болезни у него наблюдались моменты полной непреклонности: сердце и пульс останавливались.
Спустя 79 лет после его смерти могилу Гоголя вскрыли для переноса останков с закрывшегося Некрополя Данилова монастыря на Новодевичье кладбище. Существуют слухи, что тело писателя оказалось в неожиданной позе – голова была повернута вбок, а обивка гроба была разодрана. Эти слухи породили устойчивую веру в то, что Николай Васильевич столкнулся со страшной смертью, в полной темноте, погребённый под землёй.
Современные историки почти единогласно опровергают этот факт.
Во время эксгумации, проводившейся в секретных условиях, у могилы Гоголя собрались всего около 20 человек. Об этом сообщил доцент Пермской медакадемии Михаил Давидов в своей статье «Тайна смерти Гоголя». Писатель В. Лидин стал фактически единственным источником сведений об эксгумации Гоголя. Сначала он делился своими наблюдениями со студентами Литературного института и знакомыми, а позже оставил письменные воспоминания. Однако рассказы Лидина оказались недостоверными и противоречивыми. Он утверждал, что дубовый гроб писателя хорошо сохранился, обивка внутри была изранена и исцарапана, а в гробу лежал скелет с черепом, повернутым вбок. Так, на основании его вы fancied stories, и возникла жуткая легенда о том, что писатель был похоронен заживо.
Чтобы понять абсурдность версии о летаргическом сне, достаточно напомнить, что эксгумация проводилась через 79 лет после похорон! Известно, что разложение тела в могиле происходит очень быстро, и всего через несколько лет остаются лишь костные ткани. Найти какое-либо скручивание тела через восемь десятилетий невозможно, как и отыскать следы состояния гниения гроба, так как он со временем гниет и распадается, и его состояние также невозможно фиксировать.
Самоубийство
В последние месяцы своей жизни Гоголь переживал серьезный душевный кризис. Его потрясла внезапная смерть близкой знакомой, Екатерины Михайловны Хомяковой, которая скончалась от стремительно развившейся болезни в возрасте 35 лет. Писатель перестал писать, большую часть времени проводил за молитвами и стал жестко поститься. Гоголь был охвачен страхом перед смертью, и он сообщал знакомым о том, что слышал голоса, предсказывающие его скорую кончину.
В этот лихорадочный период, когда писатель пребывал в состоянии полубреда, он сжег рукопись второго тома «Мертвых душ». Считается, что это решение было принято под давлением его духовника, протоиерея Матфея Константиновского, который был единственным человеком, прочитавшим это не изданное произведение и дал совет его уничтожить. Этот священник оказал значительное влияние на Гоголя в последние недели его жизни, и, считая писателя недостаточно Праведным, требовал, чтобы Николай Васильевич отрекся от Пушкина, рассматривая его как грешника и язычника. Он призывал Гоголя к постоянной молитве и воздержанию от пищи, запугивая его ожидаемой расправой за грехи в последующей жизни.
В результате депрессивное состояние писателя усиливалось, он слабел, почти не спал и практически ничего не ел. По сути, Гоголь тем самым доводил себя до истощения.
Врач Тарасенков, наблюдавший за Гоголем, указал на то, что почти за месяц до смерти писатель сильно постарел. К 10 февраля его силы иссякли, и он уже не мог покидать дом. 20 февраля писатель впал в горячечное состояние, никого не узнал и постоянно шептал какую-то молитву. Собравшийся у него консилиум врачей назначил ему принудительное лечение, в том числе кровопускание с помощью пиявок. Однако, несмотря на все усилия, в 8 часов утра 21 февраля его не стало.
Тем не менее, версию о том, что писатель намеренно уничтожал себя голодом, то есть по сути совершал самоубийство, большинство исследователей не поддерживают. Для летального исхода взрослому человеку необходимо голодать около 40 дней. Гоголь же отказывался от пищи только на протяжении трех недель, и даже тогда периодически позволяя себе несколько ложек овсяного супа и чашку липового чая.
От света – к тьме и обратно
Действительно, при маниакально-депрессивном психозе наблюдается чередование фаз: маниакальной, когда человек испытывает чрезмерный подъем духа и повышенную работоспособность, и депрессивной, когда человек, страдающий от этого психического расстройства, погружается в состояние, близкое к спячке, и его физическая и умственная деятельность прекращается.
Мелехов был убежден, что свои гениальные произведения Гоголь создавал в светлые периоды, когда его умственные процессы значительно активизировались, и он буквально изливал на бумагу творческие идеи.
Подобный диагноз снимает загадку, окружающую его смерть, так как во время депрессии у таких пациентов в организме происходят необратимые изменения, нарушается обмен веществ – углеводов, белков и жиров, что ведет к истощению. А если учесть неумелые действия врачей, то человека поджидает неминуемая гибель.
Именно так и произошло с классиком: весной 1852 года, находясь в тяжелой депрессии, чувствую бремя грехов, он начал поститься, а затем и вовсе перестал принимать пищу, полагая, что это поможет очистить его душу.
Возможно, не подозревая о своей душевной болезни, он следовал этому решению под влиянием своего духовника, что лишь усугубило его здоровье.
Доктора ставили Гоголю различные диагнозы: от катара кишечника до нарушения нервной системы в области желудка, и заставляли его проходить всевозможные процедуры, такие как холодные обтирания, кровопускания, а также давали спирт на голову и даже назначали препарат ртути — каломель, который использовался для лечения желудочных недугов.
В итоге, это и привело к трагедии: окончательно ослабевший писатель скончался во сне в ночь на 2 марта.
От болезни Гоголя спасала вера
Профессор МГУ, филолог Владимир Алексеевич Воропаев отвергает связь диагноза Гоголя с его религиозностью и смертью, указывая на то, что психиатр Алексей Терентьевич Тарасенков, наблюдавший за писателем в последние дни, в своих мемуарах упоминал, что от еды писатель отказался лишь за три дня до своей кончины, а бред у него начался всего за несколько часов до смерти.
В своей работе «Николай Гоголь. Опыт духовной биографии» Воропаев характеризует классика как искренне верующего человека, который всегда искал помощи у Бога.
С возрастом его вера только усиливалась. Очевидно, пересмотрев свои приоритеты, Гоголь стал сожалеть о некоторых своих произведениях, которые могут навредить его родине. Именно поэтому он и оставил творчество, что стало для него огромным испытанием.
В 1848 году, по благословению своего духовника, он отправился в паломничество в Иерусалим ко Гробу Господню, но практически ничего не оставил о том в воспоминаниях. О его обращении к высшему миру говорит также его материальное состояние: все деньги, полученные от издания его сочинений, он раздавал нуждающимся, а жизнь свою вел, как нищий. Всё, что он оставил после себя — это библиотека и поношенная одежда, которую полицейские, описывающие его имущество, оценили в 43 рубля.
Также в записной книжке Гоголя была найдена составленная им молитва, в которой он просил Бога о милосердии и о возможности удалиться в уединение.
Некоторые современники Гоголя считали виновником его смерти сознательное желание отказаться от всего земного и уйти от суеты, даже на тот свет.
Истина, разумеется, останется неизвестной, однако стоит отметить, что душевная болезнь писателя частично перекликалась с его верой, так как для верующего человека нет ничего естественнее, чем печаль от осознания своей греховности, мучительные терзания и искреннее покаяние перед Богом.
Гоголь Николай Васильевич – смерть писателя и отпевание
Однажды во время молитвы к нему пришли голоса, которые шептали, что вскоре он покинет этот мир. Писателя преследуют мрачные мысли, он почти ничего не ест, соблюдая строгий пост. Он всё реже покидает дом и все больше голодает. В одну из ночей он сжигает все рукописи, которые создал за последние годы. В переписке с друзьями Гоголь говорил, что его охватил злой дух.
20 февраля 1852 года Николай Гоголь впадает в забвение и исступление. Его близкий круг пытался лечить его, но не успел. 21 февраля Николай Васильевич Гоголь навсегда покинул этот мир.
У Николая Гоголя было множество страхов и фобий. Одна из них преследовала его последние годы жизни — страх быть похороненным заживо. Он часто болел и падал в обмороки. Гоголя находили без сознания, но это было временным состоянием. Сам Гоголь завещал, чтобы его тело не хоронили до появления очевидных признаков разложения.
Где похоронили Николая Васильевича Гоголя?
Дебаты об отпевании и месте захоронения Гоголя продолжаются и до сегодня. В итоге, где же похоронен Николай Гоголь? Его похоронили в Москве на кладбище Данилова монастыря. Спустя 78 лет было решено перенести останки Николая Гоголя в связи с закрытием и ликвидацией монастыря, который стал центром для несовершеннолетних правонарушителей.
Существуют интересные факты о смерти Николая Васильевича Гоголя. После эксгумации свидетели были потрясены — череп Николая Васильевича был повернут в сторону. Среди присутствующих был писатель Лидин, который вскоре стал источником множества легенд о смерти Гоголя. Он выдвинул версию о его захоронении заживо и создал миф о клинической смерти писателя. По его словам, в гробу не оказалось черепа. Тем не менее, все эти версии остаются неофициальными и мифическими.
Гоголь и призраки: Врачи обнаружили, что его желудок расположен вверх ногами
Гоголь страдал от слабого здоровья, что усугубляло его невероятное воображение. Александр Данилевский вспоминал: «Гоголь вдруг вообразит, что у него какая-то тяжёлая болезнь, чаще всего он опасался за желудок, и продолжал носиться с этой мыслью до такой степени, что было грустно на него смотреть, а убедить его в том, что это лишь мнимые страхи, было крайне сложно».
Поэт Николай Языков также описывал Гоголя, его «странное» восприятие здоровья: писатель утверждал, что в нем находятся начальные стадии всех возможных болезней; он также обсуждал, что его желудок находится в неправильном положении, и даже утверждал, что знаменитые врачи в Париже нашли его желудок перевернутым. Владимир Набоков считал, что Гоголь выдумал это, но врачи того времени действительно были способны на самые невероятные умозаключения. Нещадный целитель по имени Карус из Дрездена осмотрел Гоголя и обнаружил, что его печень необычайно увеличена, оставляя мало места для легких — это, по его мнению, и могло вести к нервным расстройствам, общему расслаблению и прекращению выработки крови. Как можно не стать мнительным в таком состоянии?
Вообще, воображение было источником постоянных мук для Гоголя. Он говорил: «Я, например, вижу, что кто-то споткнулся; тут же моё воображение ухватится за это и начинает фантазировать — и все превращается в самые ужасные призраки. Они мучают меня до такой степени, что не дают спать и полностью истощают мои силы». Он также вспоминал страшную болезнь, пережитую в Вене, когда его охватило тревожное состояние: каждая мысль, промелькнувшая в сознании, обретала черты исполина, а любое легкое чувство превращалось в невыносимую радость, которая угнетала его душу, и каждое тоскливое переживание превращало в мучительное горе, что заканчивалось обмороками и в конечном итоге неприглядным сомнамбулическим состоянием.
Изучая письма Гоголя и его семейную историю, можно сделать вывод о наличии у него биполярного аффективного расстройства, известного ранее как маниакально-депрессивный психоз. Похоже, этим же заболеванием страдали и его родители. Отец, Василий Афанасьевич, всегда был весёлым и жизнерадостным, но осознавал, что за его весельем скрываются печали, вызванные какими-то давними ужасными идеями. Анна Хоружая и Алексей Паевский в своей книге «Смерть замечательных людей» отмечают: «У него порой случались припадки, во время которых он впадал в глубокую апатию, жестокую тоску и мог оставить все дела». Мать также наглядно проявляла черты БАР, как по учебнику: необузданная радость и депрессия с периодами гиперактивности, когда она совершала ненужные покупки, оставляя семью на грани нищеты, а также моменты длительного молчания в безжизненной позе с отсутствием интереса.
И у Гоголя были резкие колебания настроения: фазы необыкновенной активности чередовались с долгими моментами меланхолии. Вероятно, к концу своей жизни именно меланхолия одолела его, и приступы депрессии стали длительными. Существует мнение, что второй том «Мертвых душ» он сжег в момент психического расстройства.
Кроме того, в 1839 году, как пишут Хоружая и Паевский, Гоголь перенес малярию. Это заболевание осложнилось энцефалитом (воспалением головного мозга) и диэнцефальным синдромом (поражением гипоталамуса), что могло сказаться на его походке — она стала неуверенной и мелкой, как после паралича… У писателя развилась тафефобия — навязчивый страх быть похороненным заживо. Эта фобия слилась с другими, такими как боязнь болезней, профнепригодности, отравления медицинскими препаратами, внезапной смерти (танатофобия) и адского суда (которая зародилась в детстве, благодаря рассказам его матери). Его религиозные убеждения в сочетании с депрессивным состоянием, в которое он впал «на закате» дней, стали кульминацией его внутренней болезни. Это могли вызвать и скоропостижная смерть близкой подруги Гоголя Екатерины Хомяковой 26 января 1852 года. После ее ухода Гоголь начал активно молиться, лишая себя сна и пищи, и стремясь к скорейшей собственной смерти.
КТО ИГРАЛ ГОГОЛЯ В КИНО?
1927: Федор Лопухов. Артист балета, звезда Мариинского театра, в будущем балетмейстер. Он сыграл Гоголя в немой мелодраме «Поэт и царь»; по сюжету, Николай I влюблен в Наталью Гончарову и отчасти оказывается виновником роковой дуэли Пушкина.
1941: Алексей Консовский. 29-летний артист сыграл Гоголя в экранизации «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Однако эта небольшая роль не принесла ему всенародной славы, в отличие от роли принца в «Золушке» (1947) с Яниной Жеймо.
1951, 1952, 1959: Георгий Вицин. Будущий Трус из комедий Гайдая сыграл Николая Васильевича в фильмах «Белинский», «Композитор Глинка» и второй экранизации «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Возможно, именно он стал лучшим Гоголем в истории кино. Кстати, в комедии Григория Александрова «Весна» (1947) появляются два актера, которые спорят о том, как правильно произносить пассажи из «Театрального разъезда», это как раз Консовский и Вицин. Последний раз Георгий Михайлович появился в роли Гоголя в 1976 году, в комедийной новелле из киножурнала «Ералаш».
1984: Александр Трофимов. Актер, наиболее известный по роли кардинала Ришелье в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера», появился в фильме Михаила Швейцера «Мертвые души».
1986: Николай Бурляев. Актер сам поставил фильм «Лермонтов» и сам сыграл в нем главного героя, а кроме того, появился в роли Гоголя!
2009: Евгений Редько. Исполнил роль Николая Васильевича в фильме «Гоголь. Ближайший», поставленном Натальей Бондарчук и посвященном духовным исканиям писателя.
2017: Александр Петров. Новый Гоголь: звезда мистических фильмов «Гоголь. Начало», «Гоголь. Вий» и «Гоголь. Страшная месть», где писатель оказывается внутри собственных произведений.
Возрастная категория сайта 18 +.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.