В начале 1970-х годов Елена Шанина вышла замуж за своего коллегу, актера Михаила Поляка. Их отношения начались с романтики и взаимопонимания, их актерская пара стала предметом зависти для многих. Однако вскоре после свадьбы Михаил начал злоупотреблять алкогольными напитками. Несмотря на множество попыток Елены поговорить с ним и даже на слезы, она не смогла убедить его отказаться от этой разрушительной привычки, и в конечном итоге они расстались.
Елена Шанина
Прекрасная испанская красавица Кончитa из рок-оперы «Юнона и Авось» была сыграна многими известными актрисами, включая Алену Хмельницкую и Анну Большову. Однако больше всех зрителям запомнилась именно Елена Шанина, роль которой принесла ей всенародную славу. В то же время сама актриса не считает эту работу главной в своей карьере, так как ей довелось воплотить множество других незабываемых образов.
Будущая звезда сцены пришла в этот мир в декабре 1952 года в Казани. Она стала первой дочерью в семье, где брат Евгений появился только через пять лет. Отец, будучи военным, часто отсутствовал из-за службы, а мама была занята работой, из-за чего заботы о младшем брате легли на плечи Елены. Они росли как хорошие друзья.
Трагедия пришла в жизнь Елены, когда ее брат Евгений погиб в 25 лет. Мать не выдержала этой утраты и ушла из жизни через несколько месяцев. Это тяжелое двойное горе сломило и их отца, который вскоре также покинул этот мир. Елена осталась одна, но у неё была любимая профессия, предназначение, для которого она, казалось, была рождена.
В интервью Шанина признавалась, что с ранних лет мечтала о сцене и открыто говорила об этом своим родным. Даже в детском саду её активно творческую натуру подшучивали, называя маленькой артисткой. Изначально её мечты были связаны с танцами, однако врачи, обнаружив у нее порок сердца, не взяли Элену в балетную студию. Это подстегнуло её решимость стать актрисой.
Во время учёбы в школе Елена активно участвовала в театральном кружке. Предметы гуманитарного направления давались ей значительно легче, чем технические. Она обожала читать, погружаясь в книги настольких, что порой забывала о домашних делах, за что получала выговоры от матери, особенно из-за нежелания учить физику.
После девятого класса Шанина отправилась в Ленинград, чтобы поступить в известный ЛГИТМиК. Именно там она познакомилась с двумя молодыми людьми: один представился режиссером театра, а второй — кинорежиссером. Они пригласили её в кафе, где угощали мороженым и задавали вопросы о её способностях, прося прочитать стихи.
Позже, по окончании учёбы, Шанина узнала, что режиссеры, с которыми она встретилась, были Михаилом Боярским и его другом, который работал в оркестре Мариинского театра. Её лучшей подругой стала Лариса Луппиан, которая в дальнейшем вышла замуж за актёра, исполнявшего роль Д’Артаньяна.
Во время учёбы в вузе Елена жила у бабушки, которая открыла ей красоты Ленинграда, водила по театрам и музеям. Они даже побывали в гостях у писательницы Веры Пановой и актрисы Надежды Крамовой. Шанина влюбилась в этот город, но остаться в нём ей не суждено.
Театр
Театр имени Ленсовета оказался у самого угла дома, где обосновалась Шанина. Там она начала выступать ещё будучи студенткой, так как её преподавателем был Игорь Владимиров, который руководил труппой. В 1974 году Елена окончила учёбу, её дипломным спектаклем стала «Бесприданница», где она исполнила роль Ларисы Огудаловой.
Елену заметил Андрей Кончаловский, который задумал задействовать её в фильме «Романс о влюбленных». Однако вскоре его внимание перенаправилось на Елену Кореневу, и, в конце концов, главную роль отдали ей. Кастинг-директор Галина Бабич была разочарована такой сменой артисток и пообещала помочь Шаниной в будущем, поговорив с Марком Захаровым, худруком театра Ленком.
На просмотр Елена, однако, не пошла. Вместо этого она пригласила Захарова на небольшой спектакль. На встрече он высказал свое мнение: «Артистка нервная, вероятно, хорошая». И, в результате, пригласил её в свою труппу. Незадолго до диплома Елена перебралась в Москву, а её документы передали позже.
Дебютной работой Ленкома с участием новой актрисы стал спектакль «Тиль», где она сыграла роль Неле. Этот характер был изначально написан под Инну Чурикову, но когда её срочно вызвали на съемки, понадобилась замена. Елы было всего четыре дня на подготовку, что вызвало волнения Елены, но дебют был блестящим.
После этого произошло множество других значительных ролей. В интервью актриса делилась, что раньше режиссёры воспринимали её исключительно как драматическую героиню, что началось ещё с учёбы в театре.
Из всех ролей Елена Юрьевна особенно выделила Мирру из спектакля «В списках не значился», который основан на произведении Бориса Васильева, как эмоционально сложную, но интересную. Также приятные воспоминания остались у неё от исполнения角色 Цейтл в спектакле «Поминальная молитва», который она назвала переломным для себя.
Её партнером на сцене был знаменитый Евгений Леонов, который стал близким другом. Елена могла всегда зайти к нему домой, послушать истории и попросить совет. Его уход стал для неё невосполнимой утратой, и вместе с тем спектакль, в котором она играла, сняли с репертуара, а роль передали другой актрисе.
Среди других коллег, с которыми работала Шанина, были также известные артисты, как Николай Караченцов и Татьяна Пельтцер, которая умела называть её Лентушей. Благодаря Марку Захарову все артисты общались на особом театральном языке, создающем теплую атмосферу в Ленкоме.
Интересно, что спектакль «Юнона и Авось» сама Шанина не считала особо судьбоносным. В тот момент, когда ей предложили сыграть Кончиту, она уже успела поработать над многими сложными и глубокими ролями, составившими основу её карьеры. Также изначально роль была небольшой, но ей были даны большие возможности во время репетиций с такими знаменитыми партнерами, как Александр Абдулов и Николай Караченцов.
Российская премьера была встречена восторгом, и вскоре актёры отправились за границу. В Париже их принимал сам Пьер Карден, который щедро одарил Елену нарядами из своей коллекции. В тот вечер на премьеру пришла великая Мирей Матье, которая вручила ей шикарный букет цветов. В последующие годы труппа гастролировала в США, где их тоже ожидал теплый прием.
Жить для себя
После защиты диплома в 1974 году в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, в который Шанина поступила без помощи каких-либо известных режиссеров, молодая актриса начала активно участвовать в кинопробы и кастингах в театры. Наконец, казалось, удача улыбнулась ей: сам Андрей Кончаловский утвердил её на роль в своем фильме «Романс о влюбленных».
Однако, когда до начала съемок оставалось всего несколько дней, Шанину вызвал к себе помощник Кончаловского для серьезного разговора. Выяснилось, что за время подготовки режиссер увлекся Еленой Кореневой не только как актрисой, но и как женщиной. Теперь он видел только её в главной роли, а Шанину с проекта сняли. Чтобы как-то сгладить ситуацию, помощник предложил помочь Елене с прослушиванием у нового художественного руководителя театра Ленком, Марка Захарова. Не имея ничего другого, актриса согласилась. Знакомство организовал актёр Александр Збруев. Марк Анатольевич был поражен юной актрисой и отметил: «Она нервная, наврное, талантливая». Таким образом, Шанина вошла в труппу театра, который стал её вторым домом.
В Ленкоме у Шаниной сложилась успешная карьера, она играла главные роли в большинстве ключевых постановок. Её коллеги, критики и зрители охотно признавали её талант. Когда ей предложили роль Кончиты в постановке «Юнона и Авось», Шанина согласилась, но без особого энтузиазма. «Я не ждала ничего от этой роли», — позже признается Елена. «Более того, мне казалось, что играть в этой роли особо нечего. Но именно она принесла мне настоящий успех. Критики единогласно признали меня лучшей исполнительницей этой роли.»
Театр стал для Шаниной не только источником признания, но и местом, где начался её роман с Александром Збруевым. Об их отношениях знали все, хотя он на тот момент был женат. «Когда я поняла, что Саша не решится оставить свою жену и семью, я его отпустила и не жалею об этом», — поделилась Елена. Несмотря на расставание, они сохранили хорошие отношения, и Збруев стал приходящим папой для их дочери. Официально актриса была замужем лишь однажды — в 1970-х годах с Михаилом Поляком.
Культовые актёры рок-оперы Юнона и Авось
Культовые актёры рок-оперы Юнона и Авось
Губернатор Сан-Франциско Хосе Дарио Аргуэльо, отец Кончиты, сыгранный Владимиром Ширяевым.
Об этом браке Елена вспоминает с любовью, но и с горечью. Михаил был человеком умным и талантливым, а также очень тонко чувствующим, — говорит Елена. — Эти качества, я считаю, и породили его проблемы с алкоголем. Он не смог справиться с душевным грузом, что и повлияло на наше расставание. После появления дочери, актриса больше не искала узаконенных отношений и может быть счастлива тем, что у неё есть ребенок, а также возможность сосредоточиться на своей жизни и карьере.
Театр
После окончания учёбы Елена стала посещать кинопробы на Ленфильме и специальности в театрах. В 1975 году её, наконец, заметили: Андрей Кончаловский пригласил её в фильм «Романс о влюбленных». Но когда артистка уже готовилась к роли, помощница режиссера Галина Бабич сообщила ей о том, что на место главной роли взяли Елену Кореневу. Бабич, увидев, как Елена расстроилась, пообещала помочь старшине Шаниной с прослушиванием у худрука театра Ленком Марка Захарова. Шанина согласилась, хотя шансы казались незначительными. Первую встречу с Захаровым организовал актёра Александр Збруев.
Захарову Шанина сразу понравилась, как самая нервная, но, скорее всего, талантливая артистка, и он примет её в труппе без каких-либо спектаклей. В считанные месяцы Ленком стал для неё вторым домом.
Елена, стремясь оправдать доверие, быстро добилась успехов: зрители полюбили её наивные, тонкие и трогательные образы, такие как Жанет из «Хории», Неле из «Тиля» и Мирра из «В списках не значился». Но настоящая слава ждала впереди. В 1981 году Шанину пригласили на главную женскую роль в рок-опере «Юнона и Авось», где её партнером стал Николай Караченцов. Первоначально Елена не надолго думала о своей роли, так как ей казалось, что это не столь значимо, но вскоре все сомнения развеялись.
Талант Шаниной и Караченцова, мастерство Захарова и великолепная музыка, написанная композитором Алексеем Рыбниковым, специально для этих артистов, принесли невероятный успех. Спектакль стал настоящей визитной карточкой театра Ленком, где за несколько лет был показан около двух тысяч раз. Гастроли с «Юноной и Авось» проходили успешно, в том числе в Париже, где, в 1983 году, французская актриса Мирей Матье подарила Елене букет цветов. С конца 1990-х годов роль Кончиты доверили Алене Хмельницкой и последующим актрисам, но именно Шанина сделала этот образ культовым для театрального сообщества России и любимым множество зрителей.
Ни одна из следующих ролей, как она утверждает, не принесла ей такого же успеха. После рождения долгожданной дочери Тани в 90-х годах, по её признанию, наиболее заметные роли начали потихоньку уходить. Тем не менее, у неё не было творческих простоев, оставляя театр для нее всегда на первом месте.
Кино
Кинодебют Шаниной состоялся ещё в 1975 году после окончания института. Елена сыграла роль юной скрипачки в фильме Екатерины Сташевской «Концерт для двух скрипок». В следующем году она снялась у Леонида Быкова в его знаменитом фильме «Аты-баты, шли солдаты…». В 1976 году Елена исполнила еще одну запоминающуюся роль, став частью четырехсерийного телепроекта Марка Захарова «12 стульев», где она воплотила на экран Эллочку-людоедку. Эта непосредственная модница, использующая всего 30 слов в речи, запомнилась зрителям, а партнёр по кадру, Андрей Миронов, смог остроумно обыграть диалоги. За следующие три года она снялась в нескольких полнометражных фильмах, таких как «Камертон», «По данным уголовного розыска…» и «Наше призвание». В 1982 году у неё была одна из значительных ролей — Мари в экранизации оперетты «Принцесса цирка», хотя вокальные партии её персонажа исполнила певица Лариса Долина.
Худсовет запрещал Шанину из-за её внешности, сочтя её «слишком европейской», хотя в предыдущих работах это никого не беспокоило. Режиссер Светлана Дружинина настаивала на её кандидатуре.
В 1983 году Шанина и Караченцов повторили свои роли в телевизионной версии «Юноны и Авось». Пять лет спустя она приняла участие в радиоспектакле «Про Федота-стрельца, удалого молодца» по пьесе Леонида Филатова, где озвучила Марусю, жену главного героя. В 1993 году Елена сыграла одну из дочерей молочника Тевье в телеспектакле «Поминальная молитва», который также был поставлен Марком Захаровым.
В 2003 году она снялась в небольшой роли в теледраме «Пятый ангел», главные роли в которой исполнили Владимир Еремин и Евгений Князев. В следующем году она вновь приняла участие в театральной постановке «Две женщины», основанной на пьесе Тургенева «Месяц в деревне». Спектакль был снят на вечере Ленкома, где Шанина играла вместе с Дмитрием Певцовым, Виктором Раковым и Сергеем Чонишвили. После успешного показа на телевидении она стала реже появляться в кино, объясняя это тем, что она никогда не имела удачного опыта с этим направлением, начиная с неудачных проб у Кончаловского. Иногда она исполняла эпизодические роли в телесериалах, например, в драме «Без свидетелей» в 2012 году. Тем не менее, она всегда оставалась верной театру, служа ему беззаветно с 1975 года.
В 2012 году она впервые стала педагогом, набрав свой курс в Российском институте театрального искусства — ГИТИСе.
Личная жизнь Александра Збруева
Актер, обладающий не только харизмой, всегда восхищал женщин. По слухам, он даже пытался завоевать сердце Ирины Алфёровой, чем вызвал ревность у Александра Абдулова. Однако Збруев сам опровергал это, подчеркивая, что был рад за хорошую судьбу своего коллеги.
Первой супругой Збруева стала актриса Валентина Малявина, которой предсказывали блестящую карьеру. В 1959 году они поженились, но в 1963 году, после выявления несовпадения характеров, развод стал неизбежным. Говорили, тогда у Валентины уже был роман с Павлом Арсеневым.
— Может быть, однажды я так поступил, но если человек однажды предал, то он будет предавать снова и снова, — размышлял актёр в документальном фильме «Александр Збруев. Три истории любви.
Оба, расставшись, избегали обсуждать разрыв, не встречались и после, слыша отказ от Збруева.
— Я боюсь увидеть её такой, какой она сейчас. Мне горько осознавать, как сложилась её судьба. Она была талантливой, красивой. И никогда не забуду Валю, в моих воспоминаниях она всегда останется той самой красавицей, которую я любил, — делился Александров своими мыслями о бывшей супруге.
Когда Валентина Малявина скончалась в 2021 году (после нескольких лет жизни в хосписе и доме престарелых), Збруев дал комментарий в честь её памяти.
— Она была прекрасной, талантливой, но её жизнь закончилась трагически. В ней произошло много положительных изменений, но затем вдруг она попала в отчаянное положение, и жизнь её завершилась в безысходности, — высказался Збруев.
Суть в том, что Малявину обвинили в совершении убийства её возлюбленного, актёра Станислава Жданько, которому она несколько раз нанесла удары ножом. Первоначально обвинения были сняты, но позже её посадили в камеру на несколько лет, и после выхода из тюрьмы Валентина не смогла найти себе места.
Вторая женщина в жизни Александра, как он сам считает, — Людмила Савельева. Их роман был в 1966 году, а через год они поженились. У супругов родилась дочь Наталья.
Но у Збруева были и темные стороны, например, роман с Еленой Шаниной, в которой он стал отцом дочери Татьяны в 1992 году. Он какое-то время жил на две семьи, но вскоре вернулся к супруге, тогда как их дочь обучилась и начала также работать в Ленкоме. Совсем недавно она родила ребенка, что делает Збруева дедушкой.
— Таня училась музыке, затем на курсе театроведения, закончила театральный институт и начала карьеру в Ленкоме. Параллельно изучала журналистику. У Татьяны очень высокий уровень английского, она активно занимается художественными переводами произведений. Ей никогда не скрывали сложности нашей личной жизни с её родителями, она знает, что носит фамилию Збруева, — откровенничал актёр.
Здоровье Александра Збруева
В начале 2010-х годов СМИ начали писать о здоровье Збруева и его проблемах, связанных с установленным диагнозом рака. Поскольку он редко давал интервью и не любил обсуждать своё самочувствие, многие сведения поступали от его бывшей возлюбленной Шаниной. Она рассказала, что у актёра есть проблемы с сосудами.
Некоторые источники предполагали, что это рассеянный склероз, однако Збруев не комментировал эти слухи, продолжая выходить на сцену. По слухам, это мог быть рак, который удалось устранить благодаря быстрой диагностике и курсу химиотерапии.
Состояние здоровья снова стало обсуждаться в 2020 году, когда актера госпитализировали с коронавирусом. Его состояние было удовлетворительным, поэтому выписали, но в 2021 году Збруев снова заразился.
На данный момент он сосредоточен на заботе о внуке, но также не забывает о других членах своей семьи.
— У меня есть всё, что нужно. Отличная квартира, машина, место для парковки, в Москве это немаловажно. Я могу позволить себе поездки в любую страну, если политические отношения с ней нормальные. И обожаю помогать детям, родным и близким, не потому что я добрый, а потому что это моя потребность и радость, и я могу себе это позволить», — подчеркивает артист.
По материалам 7 дней, Караван историй, Собеседник, СтарХит, News.ru, Telegram-канал Mash, Комсомольская правда.
Личная жизнь
Елена Шанина предпочитает не раскрывать тайны своей личной жизни. В молодости она вышла замуж за актера Михаила Поляка. Их жизнь была полной счастья, однако их любовная история не продлилась до конца. Михаил стал страдать от алкогольной зависимости, что не устроило его молодую супругу, и она настояла на разводе. У них не было совместных детей.
Важно отметить, что Елена тщательно пыталась помочь мужу избавиться от этой пагубной привычки, однако он выбрал алкоголь, и их отношения не имели будущего.
Актриса с теплом вспоминает своего первого мужа. Она всегда считала его талантливым и интересным человеком, однако алкоголизм окончательно разрушил его личность.
После развода Шанина испытала разочарование в мужчинах. Её следующим партнёром стал Александр Збруев, с которым её роман развивался на работе. На момент их знакомства, Збруев был уже женат на Людмиле Савельевой и воспитывал дочь Наталью. Он пытался совместить две семьи, в то время как Елена мечтала о серьёзном союзе и рождении детей.
Несмотря на осуждения своих коллег, Елена и Александр продолжали развивать свои отношения.
От этих отношений у актрисы родилась дочь, которую она назвала Татьяной. Елена часто делилась фото с дочерью на публике. Татьяна последовала стопам матери и стала актрисой. Она попробовала свои силы в театре Ленком, исполнив роль, которую раньше играла мать — Цейтл в спектакле «Поминальная молитва».
Елена Шанина сейчас
В 2022 году актриса отметила свой юбилей, ей исполнилось 70 лет. В 2023 году она активно работает над постановкой «Старый дом». Поклонники с нетерпением ждут новых проектов с её участием.
- Елена Юрьевна Шанина принимала участие в документальных проектах, посвящённых биографиям таких артистов, как Евгений Леонов, Николай Караченцов и Марк Захаров.
- Её бабушка занималась творческим воспитанием, водила Лену в театры и музеи. Актриса делится тёплыми воспоминаниями об этих моментах, когда они вместе посетили дом известной писательницы Веры Пановой.
- Елена могла сыграть главную роль в фильме «Романс о влюбленных», однако Кончаловский в конечном итоге предпочёл ей Елену Кореневу.