Гражданская панихида была проведена в зале театра Школы современной пьесы, после чего известного актера Альберта Леонидовича Филозова отпевали в Свято-Никольской церкви. Его похоронили на Ваганьковском кладбище, что стало последним аккордом в жизни культурной личности.
Альберт Филозов
Альберт Леонидович Филозов — это легендарный актер, оставивший свой след в советском и российском кинематографе и театре, а также профессор Российской академии театрального искусства (РАТИ) и педагог Всероссийского государственного института кинематографии (ВГИК). Он был удостоен звания Народного артиста, что подчеркивает его выдающийся вклад в искусство.
В своё время Альберта Филозова зрители охарактеризовали как «Человека в футляре». В мире искусства этот талантливый артист выделялся своей уникальностью и самобытностью. Его манера играть отличалась некой замкнутостью и отстраненностью, что делало его абсолютно непохожим на многих коллег по цеху. Эта внутреннняя замкнутость и внутренняя борьба обычно присущи героям, которых он воплощал на сцене и экране. Такие качества, как застенчивость, внутренний надлом, матовая приглушенность и мечтательность создавали той уникальный стиль, который придавал артисту и его персонажам особое обаяние.
Альберт Филозов появился на свет 25 июня 1937 года в городе Свердловске, ныне известном как Екатеринбург. Мать будущей звезды театра и телевидения работала киномехаником в кинотеатре, что предоставляло юному Альберту возможность постоянно смотреть и пересматривать любимые фильмы, что, безусловно, вдохновило его на дальнейшую карьеру.
В школьное время Филозов вошел в состав хора пионеров, благодаря своим выдающимся вокальным данным, вскоре став солистом этого коллектива. Некоторые концерты, в которых он принимал участие, даже транслировались на местных радиостанциях. Несмотря на творческие успехи, семья Альберта была небогатой, что привело к необходимости начать трудовую деятельность после седьмого класса на заводе по производству шарикоподшипников, где он изучал токарное дело. Среднее образование он продолжил в вечерней школе.
В 1955 году, в возрасте восемнадцати лет, жизнь Альберта кардинально изменилась. Он узнал о Школе-студии МХАТ и посещающей комиссии, которая искала новых студентов. Преодолев страх, юноша пришел на кастинг и был принят в класс Виктора Станицына. Спустя четыре года учебы в актерском мастерстве он получил диплом о высшем образовании.
Театр
Сразу после окончания учебы Филозова пригласили в труппу драматического театра имени Станиславского в Москве, где он проработал до 1989 года. Публика могла видеть его в таких спектаклях, как «Взрослая дочь молодого человека» и «Первый вариант Вассы Железновой». В этот же период его стали приглашать играть и в других столичных театрах. В частности, на сцене Театра на Таганке он исполнил главную роль в спектакле «Серсо». С 1989 года актер активно выступал на сцене Школы современной пьесы.
Творческая биография Альберта Филозова включает также его преподавательскую деятельность. В 1995 году он вместе с Арменом Джигарханяном открыл свой первый актерский курс во ВГИКе. Безусловно, его преподавательская деятельность была высоко оценена, и позже он занял должность профессора на кафедре режиссуры в РАТИ.
В 2007 году Альберт Филозов впервые выступил как режиссер, что стало осуществлением его давней мечты. Он поставил пьесу «2×2=5» в театре Школы современной пьесы в Москве, и его дебют оказался успешным. В дальнейшем он решился на новую постановку, названную «Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей».
Факт № 2. Работал токарем, спасался в драмкружке
В шестнадцать лет Альберт был вынужден зарабатывать на жизнь — его матери не хватало денег на семью. Он устроился на завод подшипников токарем. Работа казалась ему скучной, и именно в это время он нашел утешение в заводском драмкружке, который посещал в свободное от работы время. Неоднократно в Свердловск приезжали комиссии Школы-студии МХАТ для поиска талантливых студентов, в том числе студентов из драмкружка. Безусловно, Альберт считал, что у него нет шансов на успех. Вспоминая о своем внешнем виде, он говорил: «Я был хилым, рыжим и длинноносым, ничего привлекательного во мне не было». На экране блестали другие типажи, такие как Олег Стриженов и Владимир Дружников — красивые, темпераментные. Однако, как выяснилось, кто-то из комиссии увидел в нем потенциал, и он был принят.
Факт № 3. Стирал рубашку каждый день
Во время своей учебы в школе-студии МХАТ Альберт Филозов жил в общежитии, размещенном в бывших казармах, где после Первой мировой войны содержались пленные австрийцы. На окнах еще сохранялись решетки, а горячей воды не было. У него была только одна белая рубашка, которую он старательно стирал каждую ночь, а с утра гладил ее чугунным утюгом. Он считал, что не может ходить на занятия в грязной рубашке, и с первых дней учебы воспринимал Школу-студию как храм искусства.
Альберт отмечал, что его острее всего развиты обонятельные рецепторы. Запахи, по его мнению, непосредственно влияют на настроение человека. Он делил запахи на «счастливые» и «несчастные». В воспоминаниях он вспоминал, что в детстве большинство запахов, которые его окружали, были скорее неприятными. Он был особенно привязан к запаху книг и нагретой кинопленки, а также выделял запах карболки — дезинфицирующего средства, которое применялось повсеместно. Филозов также обращал внимание на запахи людей при знакомстве. Например, он влюбился в свою третью жену, Наталью Стоцкую, именно из-за ее аромата. Альберт вспоминал: «Когда я встретил Наташу, ее приятный запах свежести и молодости потряс меня». Первая встреча произошла, когда ему было почти 50, а Наталья была на 20 лет младше его.
Два времени счастья Альберта Филозова: Почему актёр последние дни жизни провёл в доме бывшей жены
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Альберт Филозов был талантливым актером, которому легко удавались роли аристократов. Критики часто считали его воплощением интеллигентности, а коллеги и друзья отмечали его деликатность и неподражаемое чувство юмора. Несмотря на множество успехов, после его ухода возникло множество слухов и спекуляций о его жизни. Он попал в больницу, когда врачи уже не смогли помочь. После выписки актер не возвратился к жене и дочерям, а оказался в доме своей бывшей жены и сына от первого брака. Причины такого поступка были известны лишь близким ему людям.
В поисках себя
Еще в школьные годы Альберт исполнял соло в хоре и принимал участие в драмкружке, однако искренне задумался о карьере актера только тогда, когда работал токарем. Когда в его город приехала выездная комиссия Школы-студии МХАТ, он прошёл прослушивание и стал студентом этой престижной театральной школы.
Альберт Филозов женился в молодом возрасте, однако о своем первом браке вспоминал неохотно. Известно, что его первая супруга была далека от мира кино и театра.
После службы в армии молодой и привлекательный актер оказался среди трех очаровательных студенток ГИТИСа. Одна из девушек, симпатизировавшая Филозову, планировала завоевать его сердце и решила познакомить его с двумя другими подругами — физиком и молодым дипломатом. Однако он ничего не знал о ее планах и влюбился в Аллу Поцубеенко, которая ответила ему взаимностью. Алла училась на театроведческом факультете и была весёлой, привлекательной девушкой, которая сильно нравилась Альберту. Он не спешил с предложением, пока не познакомился с её родителями.
Любовь с первой встречи
Александр Агафонович и Лидия Андреевна Поцубеенко были замечательными людьми. Сын Альберта, Андрей, утверждает, что история любви семьи Поцубеенко послужила основой для сценария фильма «Офицеры», который был написан Кириллом Рапопортом. Александр Агафонович защитил две докторские диссертации, одна из которых была по химии, а Лидия, получив образование химика, защитила кандидатскую диссертацию, чтобы быть равной своей супруге в разговоре.
Между родителями Аллы и Филозовым сразу установились замечательные отношения. Актер был очарован будущими родственниками, которые ответили ему взаимностью.
Скоро Альберт сделал предложение, и образовалась новая семья, в которой родился сын Андрей. Альберт очень любил своего сына и уделял ему все свободное время. Однако отношения с Аллой не были образцовыми. Они оказались очень разными по характеру: Альберт, сдержанный и спокойный, и эмоциональная Алла, которая при посторонних всегда была приветственна, а в кругу семьи могла легко вспыхнуть от любого пустяка.
Кинокарьера
Сначала отношения Филозова с кинематографом не сложились. На третьем курсе его утвердили на одну из главных ролей в фильме «Зеленый фургон», съемки которого планировались в Одессе. Однако когда Альберт приехал, он узнал, что съемочная группа не уведомила руководство института, и ему угрожало отчисление. Альберт решился вернуться в Москву, бросив съемки, что негативно сказалось на его репутации — он на целых десять лет попал в немилость к режиссерам, которые считали его поступок непрофессиональным. Только в 1968 году он вернулся на экран, исполнив роль немецкого офицера в фильме «Сыны отечества», и сразу же привлек внимание как зрителей, так и киноведов. Постепенно у него сформировалось амплуа, в котором подчеркивалось его природное благородство и интеллигентность с лёгким налётом некой буржуазности. Фильмография Альберта Филозова быстро пополнилась яркими и запоминающимися ролями, такими как отец Ромы в фильме «Вам и не снилось», нацист Шернер в «Тегеране-43», глава семьи Бэнкс в музыкальной сказке «Мэри Пoppins, до свидания» и многие другие. В своей долгой и плодотворной жизни он сыграл более сотни ролей в кино и был удостоен звания Народного артиста Российской Федерации.
Альберт никогда не скрывал свою симпатию к слабому полу и преданность женской красоте и обаянию. Среди его партнерш по сцене и на съемочной площадке были такие восхитительные актрисы, как Наталья Андрейченко, Любовь Полищук, Ирина Алферова и Ирина Мирошниченко, которые часто становились поводом для слухов и сплетен. Это, в свою очередь, и стало причиной разрыва с первой женой, врачом-анестезиологом Лидией, на которой он женился в 1961 году. Во втором браке с театроведом Аллой, который был заключен в 1968 году, у них родился сын Андрей, который позже стал литератором. Этот союз распался после почти двадцати лет совместной жизни. Виной всему стала молодая помощница режиссера, 30-летняя украинка Наталья Стоцкая, с которой Филозов познакомился в Киеве в 1986 году. Актер ушел из семьи и начал жить с Натальей в гражданском браке, позже решив узаконить свои отношения. В этом браке у них родились две дочери — Аня (1994 года рождения) и Настя (1998 года). Альберт ушел из жизни 11 апреля 2016 года. Панихида по народному артисту состоялась в его родной Школе современной пьесы, а его похоронили на Актерской аллее Ваганьковского кладбища.
Болезнь Альберта Филозова
Альберт Филозов действительно наслаждался жизнью и чувствовал себя счастливым. Его возраст еще позволял ему радоваться, однако все изменил диагноз — рак. Известный актер не сдавался, он боролся с болезнью, и были моменты, когда он переживал ремиссию. Но, к сожалению, рак вернулся, и на этот раз болезнь стала для него фатальной.
После того как появилась информация о его тяжелом состоянии, это шокировало многих. В то время «Экспресс-газета» сообщала следующие сведения:
Когда врачи выяснили, что метастазы распространились по всему телу актера, и лечение стало бесполезным, его супруга Наталья пришла к решению: «Я этого не вынесу» и не пустила мужа домой.
Смерть Альберта Филозова вдали от жены
Великий актер оказался в ситуации, когда ему пришлось удалиться к сыну от второго брака. Андрей принял отца, даже несмотря на то, что их отношения в последние годы были не слишком близкими. Альберт до самого конца диктовал сыну свои мемуары. Его дочери от третьего брака часто навещали отца, и в итоге все дети сблизились и начали дружно общаться после его смерти.
Имя актера, трехкомнатная квартира и дача перешли в наследство его третьей семье.
Альберт Филозов скончался 11 апреля 2016 года в возрасте 78 лет.
Похоронили эту выдающуюся личность на Ваганьковском кладбище. Тем не менее, могила его долгое время не имела памятника, и лишь немногие люди могли понять, что здесь покоится великий актер.
Театр Школы современной пьесы, где актер работал до конца своих дней, стремился решить вопрос с установкой памятника, однако не могли найти необходимое финансирование. Совсем недавно им все-таки удалось установить памятник, но информация о том, кто именно стал инициатором и оплатил его, остается неизвестной.
Ранее мы писали: “Слушать его было невозможно”, — близкая подруга рассказала, почему Куравлёв не любил людей и сознательно приближал свой уход.
А вы любите фильмы с Альбертом Филозовым?
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.