Персонаж Мамлакат в фильме «Гений» стали для Ларисы Белогуровой знаковыми в ее карьере. Она достигла вершины популярности и признания. Никто не мог предвидеть, что уже в следующем году она появится в последнем проекте своей жизни — фильме «Восточный роман», где прощалась со зрителем в образе Мамлакат.
Лариса Белогурова
Лариса Белогурова была названа принцессой советского кинематографа. Этой удивительной и красивой женщине с богатым актерским талантом предсказывали славу и успешную карьеру. Ее стремительный взлет на театральных и кинематографических горизонтах поверг в шок многих, но в начале 1990-х годов артистка неожиданно исчезла из поля зрения, оставив место для спекуляций и недосказанности.
Лариса появилась на свет в октябре 1960 года в Сталинграде, ныне известном как Волгоград. Она почти не помнила своего biological отца, так как родители разошлись вскоре после рождения ее младшего брата Игоря. Вскоре после этого у детей появился отчим по имени Николай Иванович.
С юных лет Лариса была увлечена спортом, выбрав себе художественную гимнастику. Несмотря на то что начала заниматься этим видом спорта только в 6-м классе, ей удалось добиться первого взрослого разряда за всего лишь два года. В подростковом возрасте она грезила спортивной карьерой и начала осваивать программу мастеров спорта.
Однако это увлечение изменилось, когда Лариса открыла для себя танцы. В старших классах она погрузилась в хореографию и кардинально пересмотрела направление своей жизни. После получения аттестата о среднем образовании она решила отправиться в Ленинград и стать ученицей только что открывшейся хореографической студии при мюзик-холле.
В 1979 году, после окончания обучения, Ларисе предложили работу в мюзик-холле, где она быстро завоевала популярность и статус ведущей артистки. Она выступала на сценах одного из ведущих театров-ревю Европы Фридрихштадтпаласт.
Ее впечатляющая внешность привлекла внимание режиссеров: Лариса была, без сомнения, природной киноактрисой.
В ГИТИСе будущая звезда «Гения» поступила без особых трудностей и в середине 1980-х получила диплом. Тем не менее завершение обучения стало официальным лишь в 1993 году, когда она окончила режиссерский курс, ведущий которого преподавал Анатолий Александрович Васильев. Лариса была одной из самых любимых и талантливых учениц своего наставника.
Скоро после этого Белогурова была приглашена в Театр имени Моссовета, где сыграла значимую роль в спектакле «Инфанта».
Фильмы
Внешность Ларисы Белогуровой естественным образом определяла ее экранные образы: режиссеры постоянно приглашали хрупкую, но неземной красоты девушку на роли романтических персонажей. Так, режиссер Самвел Гаспаров доверил ей роль Ольги, воспитанницы героя Михаила Козакова, в детективном боевике «Шестой». На съемочной площадке блестели звезды: Сергей Никоненко, Михаил Пуговкин и Владимир Грамматиков.
Два года спустя, в 1983 году, состоялась премьера музыкальной мелодрамы «Вольный ветер» под руководством Яна Фрида, где Лариса исполнила роль ключевого персонажа — дочери погибшего моряка по имени Стелла. Вдохновением для фильма послужила одноименная оперетта Исаака Дунаевского. В этом проекте её партнерами по съемкам стали Андрей Харитонов и Татьяна Догилева.
Затем последовала работа в фильме-сказке «Маленький Муке» режиссера Елизаветы Кимягаровой, где актриса исполнила роль принцессы Амины. Именно в этом проекте впервые прозвучала популярная композиция под названием «Дорогою добра». Мелодию к саундтреку написал известный композитор Марк Минков, а слова — Юрий Энтин.
В середине 1980-х годов Белогурова вновь привлечет к себе внимание зрителей и кинокритиков; на экраны выходит фильм-сказка «Ещё одна ночь Шахерезады». Режиссер Тахир Сабиров доверил ей роль принцессы Малики.
В мелодраме Альберта Мкртчяна «Законный брак» Лариса появилась в небольшом, но запоминающемся эпизоде, сыграв девушку-милиционера. В этом фильме также блистали Наталья Белохвостикова и Игорь Костолевский.
Работа в социальной драме «Прощай, зелень лета…» стала для Ларисы первым опытом отхода от образа романтической героини: она сыграла девушку, уступившую воле родителей и вышедшую замуж за нелюбимого человека.
В 1986 году актрисе снова доверили роль в непривычном для неё амплуа: Лариса сыграла учительницу и классного руководителя трудным подростком по имени Анна Павловна. В двухсерийной социальной драме «Была не была», созданной на Одесской киностудии, в проекте также участвовали Валентина Теличкина, Алексей Жарков, Дмитрий Харатьян и еще целый ряд звезд советского кино.
Мюзикл «Остров погибших кораблей» стал единственным фильмом в фильмографии Ларисы Белогуровой, где она продемонстрировала свои хореографические способности. Основой для сюжета послужил одноимённый роман Александра Беляева. Актерский состав фильма состоит из Гедиминаса Сторпирштиса, Николая Лаврова и многих других. Отличительной чертой картины является то, что танцевальные номера, представленные в ней, были придуманы Ларисой вместе с ее партнером по съемочной площадке Константином Райкиным буквально на ходу. Вокальные партии исполняли такие известные исполнители, как Николай Носков, Лариса Долина и Владимир Пресняков. Юрий Сенкевич, популярный ведущий передачи «Клуб кинопутешествий», также появился в этом проекте в моменте камео.
Не менее ярким образом для Белогуровой стал персонаж Марии в двухсерийной фэнтезийной ленте «Отступник». Это совместный проект Беларуси, Австрии и ФРГ, над которым трудился режиссер и сценарист Валерий Рубинчик. Лариса разделила главную роль с Григорием Гладием и Николаем Еременко — старшим. Проект получил признание на Международном кинофестивале в Каталонии, где была отмечена как лучшая мужская роль (Гладий) и операторская работа (Юрий Елхов).
Завершение 1980-х годов для Ларисы ознаменовалось ролью в историческом трагифарсе «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным». На съемочной площадке этой ленты режиссера Юрия Кары собрались звезды первой величины: Евгений Евстигнеев, Валентин Гафт и Александр Феклистов. Гафт сыграл Лаврентия Берия, а Белогурова — его супруга Нину. Изначально роль Сталина планировалось отдать Игорю Кваше, но перед началом съемок он заболел, и её сыграл Алексей Петренко. Интересно, что прямо на съемках в абхазском Государственном драматическом театре за один день был установлен памятник Сталину, что вызвало недоумение у местных жителей.
Первый и единственный брак
В 1993 году Лариса впервые встретилась с Владимиром Цырковым, своим будущим мужем. Владимир работал регентом в кафедральном соборе и трудился хоровым руководителем в ростовском «Эпосе». В Москве у него была временная работа, связанная с руководством музыкальной частью театральных постановок.
Их роман был короткий, и вскоре Владимир переехал из Ростова в столицу, рядом с любимой. Молодые люди быстро приняли решение оформить свои отношения. Для Цыркова этот брак стал вторым, а для Ларисы, постоянно занятый съёмками и театром, это были не только первые серьезные отношения, но и первый брак.
Интим – это грех
Пара решила обвенчаться, и этот шаг кардинально изменил жизнь актрисы. После венчания она стала чаще посещать церковь, и на одной из исповедей священник сообщил ей, что интимные отношения — это грех.
«После этих слов мне пришлось переехать в другую комнату, — вспоминает Владимир. — Мы прожили вместе 15 лет, как брат с сестра».
С течением времени Лариса начала относиться к религии очень серьезно: она настояла на венчании своих родителей, крестила своего бывшего тренера по гимнастике и ее дочку.
В начале 2000-х у Ларисы обнаружили рак. Актрисе сделали операцию, провели курс химиотерапии, и болезнь, казалось, отступила. В это время Лариса стала чаще посещать монастырь в Коломне. Она записывала аудиокниги, продавала товары, проводила кулинарные мастер-классы, что в итоге заложило основу её глубокого погружения в гастрономию. С тех пор телевизор в её доме был постоянно настроен на кулинарные передачи, и она накапливала посуду, что приводило к тому, что семья регулярно раздавала её друзьям.
Театральная и кинокарьера
Тем не менее настоящая слава и успешная карьера Ларисы Белогуровой были ещё впереди. В 1985 году она получила диплом ГИТИСа, выбрав специальность в области эстрадно-циркового искусства. В искусстве цирка ей не пришлось выступать: ждала работа в театре Моссовета. Первую известную роль она получила в спектакле «Инфанта».
Следующим этапом её образования стал актерско-режиссерский курс Анатолия Васильева. Она стала его любимой ученицей. После завершения обучения последовали роли в кино.
Работавшие с ней в фильмах вспоминают, что актриса была совершенно естественна на экране. Из немногих интервью известно, что Лариса избегала стандартных заученных движений, предпочитая следовать своему интуитивному чувству.
Лариса считала, что работа на сцене — это постоянная тренировка и борьба со стереотипами.
Ее внешность, пластичность движений и голос способствовали созданию образов романтических красавиц. Начало её карьеры в кино ознаменовалось ролью Ольги в фильме «Шестой». Постановка Самвела Гаспарова о Гражданской войне принесла ей первый опыт и известность. Особенно запомнились зрителям её восточные образы в фильмах о «Маленьком Муке» и «Ещё одной ночи Шахерезады». В последнем её эффектная красота брюнетки подчеркивалась ореолом светлых волос.
Расцвет и закат карьеры
В фильмографии Ларисы Белогуровой имеется 17 кинопостановок. Удачной запоминающейся стала роль в фильме «Остров погибших кораблей», где она смогла продемонстрировать свои хореографические навыки. Её партнером на съемках выступил Константин Райкин, и паре была предоставлена полная свобода действий. Большая часть пластичных движений и танцевальных номеров в фильме создавалась в импровизационной манере. В картину вошли даже съемки репетиций. Фильм подарил зрителям атмосферу праздника и по сей день остается популярным.
По собственным словам самой Ларисы, одной из удачных ролей она считала роль Ульфат — девушки, которая была вынуждена предать своего возлюбленного по решению родителей. Работая над этой ролью, она впервые осознала момент, когда юношеские мечты уступают место опустошению и усталости.
Еще одной значимой работой стала гротескная интерпретация роли жены Берии Нины в трагифарсе Юрия Кары. Ленту «Галка» с участием актрисы, сыгравшей Галку, не выпустили на большие экраны, однако те, кто видел этот фильм, остались под впечатлением от мастерства Ларисы.
Последние роли актрисы включают Настю — подругу ловкого афериста, роль которого блестяще исполнил Александр Абдулов, и Мамлакат в мелодраме «Восточный роман». В детективе «Гений» тридцатилетняя Лариса уверенно сыграла двадцатилетнюю героиню. После 1992 года кинематографические форматы изменились. Ларисе стали предлагается сниматься в бандитских сериалах и жестоких драмах. Первоначально она отклоняла такие предложения, однако вскоре они стали исчезать совсем.
Настоящая дочь халифа
Тем не менее, Ларисе больше подходило амплуа романтической героини. И в 1983 году талантливый режиссёр музыкальных фильмов Ян Фрид пригласил её на главную роль в экранизации оперетты Исаака Дунаевского «Вольный ветер».
В роли Стеллы Марис эффектная и тонкая Лариса радовала зрителей.
Её ждали роли принцесс, — думали многие зрители и не ошиблись. В том же 1983 году киностудия Таджикфильм выпустила фильм «Приключения маленького Мука» по мотивам сказки Вильгельма Гауфа. Удивительно, но Лариса выглядела абсолютно органично в роли восточной принцессы Амины, окруженная таджикскими актерами, составлявшими основу съемочной группы. Вышедшая на экраны в 1984 году, сказка имела огромный успех. Практически сразу после этого Лариса сыграла еще одну восточную красавицу — Малику, дочь халифа, в фильме «Ещё одна ночь Шахерезады».
Но сама Лариса считала, что способна не только очаровывать красотой. В 1985 году на экраны выйдет картина «Прощай, зелень лета…», где Белогурова сыграла девушку, которая из-за давления родных оказалась вынуждена оставить возлюбленного и выйти замуж за нелюбимого человека. Впоследствии она охарактеризовала эту работу как свою первую осознанную роль.
Все, что делали на экране, — импровизация и только импровизация
В знаменитом перестроечном трагифарсе «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» под руководством Юрия Кары Лариса Белогурова сыграла роль жены Лаврентия Берии. Однако зрители по-прежнему предпочитали видеть её в амплуа романтической героини, даже если в его пределах был оттенок трагизма.
В 1987 году Евгений Гинзбург и Рауф Мамедов представили музыкальный фильм «Остров погибших кораблей», который стал крайне вольной интерпретацией одноименного романа советского писателя-фантаста Александра Беляева. Несмотря на скептическое отношение критиков, отмечавших несоответствие музыкальных номеров сюжету, публика наслаждалась фактом присутствия на экране прекрасной Вивиан, которую исполнила Лариса. Многие зрители даже не смогли сдержать слез, когда главная героиня становилась жертвой злодея. В «Острове погибших кораблей» Лариса смогла в полной мере продемонстрировать своё танцевальное мастерство, никогда не теряя самообладания рядом с Константином Райкиным. Белогурова делилась такими воспоминаниями о работе с Райкиным: «Мы жутко сожалели, что встретились лишь к концу съемок. Всё, что происходило на экране — это была импровизация и только импровизация. Гинзбург даже снимал наши репетиции.»
Она органично смотрелась и на сцене театра, что подтвердил известный театральный режиссёр Анатолий Васильев, назвавший её своей любимой ученицей.
Христианское бытие
После венчания их жизнь изменилась. На исповеди ей однажды сказали: «Разве ты не чувствуешь, что это (имеется в виду близость с мужем) — грех?» В её сознании произошёл внутренний конфликт, и Владимиру пришлось переехать спать в другую комнату. Таким образом, последние 15 лет они жили как брат с сестра. «Иногда я думаю: сам факт того, что нас венчал не простой священник, а монах, наложил свой отпечаток,» — поделился в одном из интервью замеченный супруг звезды. Вскоре Лариса начала миссионерскую деятельность среди знакомых и родственников: она настояла на венчании своих престарелых родителей, крестила своего бывшего тренера по гимнастике и её дочку. Её духовник архимандрит Антоний советовал заняться рукоделием, и Лариса записалась на курсы вышивки в Новоспасском монастыре. Она вышила золотым узором митру, которую подарила своему духовнику, но это к сожалению, негативно сказалось на её зрении.
Болезнь
Вскоре у Ларисы был диагностирован рак. Об этой страшной болезни стало известно в начале 2000-х, когда она проходила плановое обследование у своего гинеколога. Врач порекомендовал ей пройти стандартный курс лечения: операция, облучение и химиотерапия. Лечение прошло успешно, и Лариса продолжала жить обычной жизнью, время от времени проверяясь в диспансере. Сложилось ощущение, что болезнь отступила навсегда, — рассказал Цырков.
Однако, спустя много лет после успешного лечения, болезнь вернулась. В 2010 году заболела дочь Владимира от первого брака по имени Маша. У пятилетнего ребенка также обнаружили опухоль. Спустя полгода до своей смерти она приснилась Ларисе с предупреждением о неотвратимом уходе, и вскоре после этого ушла из жизни и Лариса. Муж настойчиво уговаривал жену обследоваться у врача, но она уверенно отказывалась, а когда согласилась и прошла проверку, все его опасения подтвердились. В этот раз Лариса не пожелала проходить лечение. Она провела последние дни, прикованная к постели в своем доме, а рядом всегда находился ее любящий супруг.
Однажды после полуночи Владимир услышал, как Лариса громко позвала его. Он задумал сделать ей укол, но она произнесла: «Не надо, я умираю…» Он сел рядом с ней и взял за руку. Она повернулась к нему, и их взгляды встретились в пронзительном молчании. Спустя минуту, после того как её сердце перестало биться, через окно, возле которого стояла кровать, вылетела большая бабочка и пролетела над его головой к выходу из комнаты… «Думаю, это была её душа,» — с горечью вспоминал муж. Он не стал искать новых отношений, так как ощущал невероятную духовную близость со своей ушедшей женой.
«Я не считаю, что мы с Ларисой расстались. Я всегда чувствую её рядом. Она приходит ко мне во сне, и я постоянно вижу знаки её присутствия. Например, когда я сижу за компьютером, и внезапно перед глазами появляется какая-то маленькая мушка, в этот момент я вспоминаю, что забыл выключить чайник и понимаю, что это предостережение от Ларисы. Такие ситуации происходят повсюду. Засыпая, я ощущаю, что она тихо ложится за спиной. Лариса теперь знает всё о моей жизни, включая то, чем я не хотел бы делиться, — делился своим глубоким переживанием единственный супруг знаменитой Ларисы Белогуровой.
Подпишитесь на наш сайт, чтобы не пропустить самое интересное!