Старший брат Ивана уже проявил свои таланты в качестве как кинорежиссера, так и актера. В 2017 году он представил зрителям свою первую киноленту под названием «Рок», а через год сыграл главную роль в боевике «Решение о ликвидации», где исполнил образ отрицательного героя. Его младший брат Василий также проявляет интерес к киноискусству, что свидетельствует о творческой атмосфере в их семье.
Карен Шахназаров
Карен Шахназаров – знаковая фигура в российском кинематографе, прославленный режиссер, чьи работы обрели признание и стали классикой. В его творческой карьере также значится множество написанных сценариев и продюсирование фильмов. За значительный вклад в развитие советского и российского кино он был удостоен звания народного артиста Российской Федерации.
Режиссер появился на свет 8 июля 1952 года в Краснодаре, и его зодиакальный знак – Рак. В то время его родители жили очень скромно и не имели собственного жилья. Так как отец Карена был армянином, русская теща не проявляла симпатии к его матери, и, в конечном итоге, мать Шахназарова была вынуждена временно переехать к сестре.
Отец, Георгий Хосроевич, работал в Москве юристом, а мать, Анна Григорьевна, трудилась на овощебазе как торговый работник. В последствии Георгий Хосроевич стал помощником президента Михаила Горбачева, а Анна закончила ГИТИС и стала театроведом.
Карен происходил из старинного армянского аристократического рода князей Мелик-Шахназарянов, имеющего вероятное происхождение от легендарного прародителя армян Айка. Его детство прошло в Москве, где дом Шахназаровых часто посещали выдающиеся личности – политики и артисты. С юных лет Карен был окружен людьми искусства, такими как Юрий Любимов, Людмила Целиковская, Владимир Высоцкий и Анатолий Эфрос, что оказало значительное влияние на его выбор профессии.
Вместо того чтобы стать художником, к чему он стремился в юности, Карен выбрал кинематограф и вступил на режиссерский факультет ВГИКа. Его наставником был Игорь Таланкин, и Карен с отличием закончил учебу, став помощником Таланкина на съемках фильма «Выбор цели». Однако прежде чем полностью погрузиться в создание фильмов, ему пришлось пройти службу в армии, где он служил в разведроте.
Фильмы Карена Шахназарова
Первое творчество Карена Шахназарова в качестве самостоятельного режиссера проявилось в 70-80-х годах. Его дебютная лента «Добряки» осталась почти незамеченной зрителями, однако успех пришел к нему благодаря лирической комедии «Дамы приглашают кавалеров», снятой по его сценарию, которая стала весьма популярной. Более того, его мечта о признании осуществилась в 1983 году.
Музыкальный фильм «Мы из джаза» с участием Игоря Скляра, Александра Панкратова-Черного, Борислава Брондукова и Евгения Евстигнеева не только обрёл популярность, но и был признан читателями журнала «Советский экран» лучшим фильмом года. Многие из артистов, снявшихся в его первых работах, впоследствии стали его постоянными партнерами.
В музыкальной драме «Зимний вечер в Гаграх» зрители увидели Наталью Гундареву, а в фантасмагории «Город Зеро» насладились мастерством Леонида Филатова. В историко-мистической картине «Цареубийца» зрители наблюдали за игрой Олега Янковского, а в комедии «Сны» — за Олегом Басилашвили.
Проект, вызвавший много обсуждений, представляет собой вольную интерпретацию романа Льва Толстого, за что получил критику со стороны прессы, которая считала исполнительницу главной роли недостаточно убедительной. Сам Шахназаров защищал актрису Елизавету Боярскую, утверждая, что она талантливое дарование, которое идеально справилась с ролью графини.
Утрата режиссера Марка Захарова, который умер, вызвала у Карена Георгиевича большую боль. В одном из интервью он отметил, что Захаров был единственным российским режиссером, способным одинаково успешно работать как в кино, так и в театре.
Заслуги Карена Шахназарова были отмечены множеством наград, включая премии в области кинематографа и звания, такие как Орден Почета, Орден За заслуги перед Отечеством и Орден Александра Невского.
Карен прокомментировал тренды российского кино в 2022-2023 годах, рассказав о патриотическом жанре, который, как он отметил, в действительности отсутствует. Тем не менее, чувство любви к родине может проявляться как в комедиях, так и в драматических фильмах.
После длительных перерывов Шахназаров активно взялся за новый проект – фильм «Хитровка. Знак четырех», который раскрывает тему столичной театральной богемы. Проект был адаптирован на основе произведений Артура Конан Дойла и Владимира Гиляровского и снимался без государственных финансовой поддержки.
Кроме того, режиссер участвует в новом музыкальном телевизионном проекте «Моя мелодия», где ведущий Николай Басков представляет в эфире значимые песни для жизни героев программы, которые выбираются не самими участниками, а близкими и друзьями.
Пустые окна
Вторая история из жизни Карена весьма драматична. Его любовь увеличилась после знакомства с Еленой, которая впоследствии, после развода с ним, стала известной телеведущей под именем Алена Зандер, но не в России.
Пары поженились с минимальными торжествами, без излишеств. Спустя два года у них родилась дочь Анечка. На тот момент Шахназаров уже был успешным режиссером, после выхода на экраны «Мы из джаза», он стал объектом обожания и восхищения.
Когда Ане исполнилось четыре года, Карен отправился всего на пять дней в Канны. Он вспоминает, что, вернувшись домой и проходя мимо своего подъезда, увидел окна квартиры, темные и безжизненные. На пути на нужный этаж его терзала одна мысль: Алены с Анечкой больше нет и не будет. В последующих интервью он был не в силах объяснить это странное, но точное чувство потери.
Американская дочь
Жена оставила записку, в которой сообщила, что уехала в Америку показать дочери Диснейленд, но сама на связь больше не выходила. В одном из интервью Шахназаров говорил о том, что не было причин для развода, однако после исчезновения семьи он начинал осознавать, что его жена подготовила такую измену, обеспечив все необходимые документы на себя и дочь, а также подгадала момент, когда он уезжает в командировку.
Его фильм «Американская дочь» позднее станет автобиографическим, часть съемок проходила в Сан-Франциско. Находясь в США, режиссер, безусловно, думал о своей дочери Ане, зная, что мог бы полететь в Нью-Йорк, настоять на встрече и обнять свою малышку.
Позже он заявит, что время действительно лечит, и к моменту съемок фильма чувства уже притупились. Кроме того, он понимал, что его появление в жизни дочери может только привести к страданиям ребенку, который с четырех лет не видел своего отца, и теперь живет в новой семье с мамой и новым отчимом. Он решил не лететь, полагая, что Аня когда-нибудь сама его найдет, если будет этого хотеть.
Карьера режиссера
Во время учебы Карен занимался в мастерской режиссуры и актерского мастерства Игоря Таланкина. На выпускном курсе он стал участником съемок двухсерийного драматического фильма, созданного его педагогом: «Выбор цели». Эта работа была посвящена моральным аспектам создания первой атомной бомбы. В актерском составе проекта такие величины, как Сергей Бондарчук, Георгий Жженов, Иннокентий Смоктуновский, Ирина Скобцева, Алла Демидова и Олег Басилашвили, что впечатляло. Молодой режиссер также имел возможность познакомиться со звездой мировой величины – Стэнли Крамером. Он записал для него в качестве творческого напутствия слово «терпение», что впоследствии стало важным уроком для Карена.
В 1975 году Шахназаров получил диплом, а с помощью отца устроился в штат «Мосфильма» на должность ассистента режиссера. В своих интервью он не скрывал, что поддержку отца чувствовал на протяжении всего творческого пути, что помогало преодолевать некоторые трудности, но не спасало от цензуры. После года службы в армии он пришел к выводу, что обладая оружием, человек чувствует свое превосходство над окружающими.
Первым полноформатным проектом Карена стала комедия «Добряки», снятая в 1979 году по пьесе Леонида Зорина. Фильм рассказывал о мошеннике, использующем добросердечность своих коллег для продвижения по службе. Главную роль исполнил Георгий Бурков, но фильм не сумел достичь большого успеха, несмотря на получение приза на Фестивале молодых кинематографистов «Мосфильма». Шахназаров позже признавался, что переживал этот провал крайне болезненно и даже расплакался от обиды.
Сопровождающий успех пришел к Карену с выходом на экраны в 1983 году музыкальной комедии «Мы из джаза», где он не только выступил в роли режиссера, но и вместе с Александром Бородянским занимался написанием сценария, в который были вложены ностальгические ноты Советской эстрады. В фильме, который был признан лучшим в своем году, снимались Игорь Скляр, Леонид Куравлев, Александр Панкратов-Черный и Евгений Евстигнеев. Следующей работой Карена стала драма «Зимний вечер в Гаграх» (1985), основанная на истории виртуозного танцора. Прообразом основного героя стал известный в 1950-е годы артист чечетки Алексей Быстров, роль которого исполнил Евгений Евстигнеев, удачно готовившийся к роли на уроках танца. Благодаря своей работе в этих двух лентах Карен был награжден премией Ленинского комсомола и выиграл несколько международных наград.
Критики также выделяют фильм «Курьер» (1986), экранизацию его собственного рассказа. За этот фильм Шахназаров удостоился Госпремии имени братьев Васильевых и второй премии Московского кинофестиваля 1987 года (первая удостоилась положения Федерико Феллини, почитателем которого был Карен).
Творческое портфолио Шахназарова пополнилось в 1988 году фантастической лентой «Город Зеро» с участием Леонида Филатова и Владимира Меньшова, в 1991 году – драмой «Цареубийца» с Малкольмом Макдауэллом и Олегом Янковским, а в 1993 году – комедией «Сны» с Амалией Мордвиновой и Арменом Джигарханяном.
Среди знаковых работ нельзя не вспомнить такие фильмы, как «Американская дочь», «День полнолуния», «Всадник по имени Смерть», «Исчезнувшая империя», «Белый тигр».
Грани творчества
О высоких достижениях творческой деятельности Шахназарова говорит тот факт, что, помимо создания фильмов, он стал художественным руководителем объединения «Старт», которое позже получило статус студии «Курьер» в 1990 году, а в 46 лет возглавил «Мосфильм», превратив его в передовую корпорацию европейского уровня.
Через всё это время он также оставался сценаристом многих своих фильмов (часто в коллаборации с Бородянским), выступал в качестве продюсера, писал книги (например, «Курьер», «Молодые дирижабли») и вел передачу «ХХ век в кадре и за кадром» на РТВ, а также преподавал в мастерской режиссуры игрового кино во ВГИКе.
Вернувшись в 1989 году с Каннского кинофестиваля, Карен обнаружил неприятный сюрприз – записку о том, что его жена и дочь уехали в США. Этот жест Алены произвел на него сильное возмущение, однако впоследствии он осознал, что причиной подобного поведения могли стать их постоянные ссоры. Позже Елена вышла замуж за голливудского продюсера и взяла фамилию Зандер.
В 1994 году Карен Георгиевич три месяца работал в Сан-Франциско и имел возможность разыскать дочь, но решил не поднимать старые раны. Однако в 2009 году, будучи в Нью-Йорке с фильмом «Палата №6», Анна сама ему позвонила, и они встретились, вновь завязав общение. На основе истории его разводов с первой женой он позже создал фильм «Американская дочь» (1995).
В своем третьем браке, с актрисой и телеведущей Дарьей Майоровой, которая на 20 лет моложе него, Карен встретился на съемках «Цареубийцы». Красивую девушку сразу же привлекла его внимание, и через несколько месяцев он сделал ей предложение.
Супруги прожили вместе десять лет (из них восемь лет в законном браке) и стали родителями двоих сыновей: Ивана, родившегося в 1993 году, и Василия, родившегося в 1996 году. В 2001 году они подали документы на развод. Сам Карен считает единственной своей истинной страстью кино. В свободное время он увлекается компьютерными играми, пробует новые блюда в ресторанах, читает книги и давно мечтает создать фильм-сказку.
Заблудившееся счастье и единственная страсть Карена Шахназарова
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Карен Шахназаров стал знаковым режиссером для нескольких поколений зрителей: его фильмы «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх» и более 20 других работ, каждая из которых яркая и запоминающаяся, оставили свой след в истории кино. Глядя на его работы, можно проследить не только его профессиональное развитие, но и некоторые аспекты личной жизни. Хотя его личная жизнь не была счастливой, он относится к событиям своей судьбы философски, находя в каждом испытании свои плюсы и причины для радости.
Прекрасная Елена
Родители Карена прожили почти полвека в браке: отец происходил из армянского княжеского рода Мелик-Шахназар, а мать из простой русской семьи. Их дом был полон творчества: его друзья – Юрий Любимов, Людмила Целиковская и Владимир Высоцкий – оказали огромное влияние на юного Карена, который затем выбрал путь кинематографа и поступил на режиссерский факультет ВГИКа.
Первый брак режиссера можно охарактеризовать как молодёжный, что сам Карен называет. Они познакомились в одном из кафе и решили пожениться вскоре после выхода на экраны его дебютного фильма «Добряки». Фильм, несмотря на наличие известных актеров, таких как Георгий Бурков, Татьяна Васильева и Владимир Зельдин, остался незамеченным публикой, но это не сломило дух молодого режиссера.
Елена, окончившая исторический факультет МГУ, уверена, что их семейная жизнь будет легкой и безоблачной. Их свадьба, первая и единственная для Карена, была украшена всем необходимым: белое платье невесты, строгий костюм жениха и радостное веселье. Однако, испытания практической жизни разочаровали их, и спустя полгода они развелись, сохранив при этом хорошие отношения. Елена затем вышла замуж снова и создала собственное счастье. К сожалению, недавно она скончалась.
Алёна Сетунская
С Алёной, красавицей, чья энергия сразу привлекла Карена, они познакомились на одной из вечеринок, и влюбленность разгорелась. Спустя несколько месяцев он предложил ей руку и сердце, насчитывая уже при этом больше 30 лет, желая создать крепкую семью с детьми.
На этот раз они решили обойтись без напрасных торжеств, завершив свои отношения простой росписью. Через два года у пары родилась дочь Аня, названная в честь матери Карена.
Семья жила достаточно комфортно. Карьера Шахназарова шагала в гору, на экраны вышли такие успешные фильмы, как «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх», что принесло ему всемирную известность. Однако, когда режиссер отправился на Каннский кинофестиваль с картиной «Город Зеро» в 1989 году, ничего не предвещало беды: он тепло простился с женой и дочерью, уехав всего на пять дней. Вернувшись, он нашел пустую квартиру и записку, в которой было написано: «Я уехала в Америку, чтобы показать дочери Диснейленд.» Он инстинктивно почувствовал, что Алена и Аня уже никогда не вернутся.
Новое чувство
Карен считает время целебным лекарством, которое помогает ему справиться с печалью, возникшей после потери всех близких. Несмотря на это, шрамы от боли острят каждый раз, когда он задумывается о возможном расставании с двумя своими сынами в будущем.
Третий брак Шахназарова с актрисой Дарьей Майоровой стал новым шансом на счастье. Он встретил эту красивую блондинку на съемках «Цареубийцы» — ее привлекательность и обаяние сразу захватили его сердце. В этом новом союзе у пары родилось двое сыновей.
Шахназаров и Майорова были вместе десять лет, восемь из которых в официальном браке. Тем не менее, этот брак также окончен, хотя в интервью Карен подчеркивает, что никогда не расставался с сыновьями, стремясь оставаться рядом с ними даже после ухода из семьи. После множества разногласий и конфликтов, он все же из сердца желал им счастья и всячески старался поддерживать контакт.
Только одна семья
История с американской дочерью получилась счастливой: когда повзрослевшая Анна передала через знакомую информацию о своем намерении встретиться с отцом, Карен, находясь в командировке в США, с радостью откликнулся. Он передал ей номер телефона и вскоре услышал долгожданное: «Папа?»
Они провели вечер вместе, общаясь и делясь новостями. Дочь оказалась настоящей американкой, с новым менталитетом, отличающимся от российского. Она стала успешной бизнесвумен, владеющей рекламной компанией, к которой обращаются многие знаменитости.
В настоящее время Карен Шахназаров говорит о том, что семьи у него нет, что не огорчает его. Его настоящей любовью и семьей стало кино, которое продолжает занимать центральное место в его жизни.