В апреле на Первом канале состоялась премьера драматического сериала «Никто не узнает», в котором главную роль сыграла актриса. Это работает особенно примечательно, так как является последним проектом Евгении Брик, которая, к сожалению, скончалась в феврале 2022 года из-за рака.
Детство и юность
Яна Сексте появилась на свет и провела свое детство в латвийской столице Риге. В ее семье, кроме нее, было еще две сестры, Екатерина и Инна.
Интересно, что фамилия Сексте переводится с латышского как «петушиный гребешок», из-за чего российские коллеги Яны иногда в шутку называли её «Гребешковой». В школьные годы она проявила свои склонности к гуманитарным наукам и успешно окончила Пушкинский лицей. В старших классах Яна начала задумываться о карьере актрисы.
В возрасте 14 лет Яна присоединилась к театральной студии при рижском ТЮЗе, где её наставниками стали Андрей Гаркави и Татьяна Черковская. После получения аттестата зрелости она решила покинуть Латвию и отправиться в Россию, где курс по программе помощи русским театрам за границей проводил Олег Табаков. Он выбрал Латвию для набора своего курса. Конкурс на поступление в Школу-студию МХАТ был значительным, но Яна смогла продемонстрировать свои таланты перед экзаменационной комиссией и успешно поступила с первого раза.
После получения диплома Яна вернулась на родину и в течение трех лет была частью труппы Рижского русского театра, где в 2004 году была удостоена награды в номинации «Лучшая молодая исполнительница». На сцене в Латвии она участвовала в спектаклях таких, как «Чайка», «Вишневый сад» и «Великолепный рогоносец».
Со временем Яна вернулась под опеку своего художественного руководителя и вошла в труппу театра-студии Олега Табакова. Она сыграла значительные роли в спектаклях «Отцы и дети» по произведению Ивана Тургенева, «Дядя Ваня» Антона Чехова и «Старший сын» Александра Вампилова. Также она принимала участие в постановках Московского художественного театра, таких как «Старосветские помещики» и «Сорок первый. Opus Posth». За вторую работу в 2008 году Яна была удостоена театральной премии Олега Табакова. Кроме этого, она также стала лауреатом негосударственной премии «Триумф», которая награждается за достижения в области искусства и литературы.
Фильмы
Яна Сексте дебютировала в кино, когда снова вернулась в Москву, и уже в этот момент активно заявила о себе как о театральной актрисе. Ее первой работой на экране стала небольшая роль в эпизоде детективного сериала «Алмазы на десерт», а также участие в криминальной мелодраме «Служба доверия». Яна также была приглашена к участию в нескольких фильмах-спектаклях, среди которых самый известный и запоминающийся — драма «Сорок первый. Opus Posth». Кроме того, она великолепно исполнила образы в двух частях адвокатской драмы «Небесный суд» и в новелле «Небесные жены луговых мари».
Одним из наиболее значимых произведений в её фильмографии является биографическая лента «Оттепель», где она сыграла роль женщины-кинооператора Люси Полыниной. Несмотря на свои небольшие габариты (рост Яны составляет 158 см), героиня была изображена как целеустремленная и сильная женщина. Этот фильм стал переломным моментом в карьере Яны, она запомнилась и завоевала симпатии у зрителей.
Затем на экраны вышел детектив «Прощай, любимая!», в котором актриса исполнила роль жены главного героя, начальника СБ Андрея Троянова, которого сыграл Александр Гришин. Ещё одной её успешной работой стал сериал «Чудотворец», где она сотрудничала с талантливыми режиссерами, такими как Филипп Янковский, Федор Бондарчук и Оксана Фандера.
Скоро фильмография Яны пополнилась такими проектами, как криминальный фильм «Город» и комедия «Страна чудес», где она исполнила второстепенные роли медсестры и официантки.
В 2016 году завершились съемки полнометражной драмы «Большой» под руководством Валерия Тодоровского, где Сексте появлялась в яркой эпизодической роли героини Светки. Фильм вышел в прокат через год, собрав $4 миллиона, а также получил премию «Золотой Орел».
Не менее яркой работой стал показ киноальманаха «Петербург. Только по любви», где Яна Сексте исполнила роль Любы в первой части «Сны Иосифа», режиссером которой была Рената Литвинова. Она также снялась в детективном сериале «Следователь Тихонов», созданном по мотивам произведений братьев Вайнеров, и в социальной драме «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов».
В 2016 году Яна приняла участие в развлекательной программе «Наедине со всеми», где в интервью у Юлии Меньшовой рассказала о своем творческом пути, значимости главной роли в своей карьере, а также о своих взглядах на мужчин и семью.
На театральных подмостках и в кино Яна доказала свою успешность. В 2017 году она была удостоена независимой премии зрительских симпатий «Звезда театрала» за роль второго плана в спектакле «Сад любви». Её фильмография продолжала пополняться значимыми работами.
В 2018 году она работала над пятью проектами одновременно, среди которых мелодрама «Сердце мира» и драма «Хор». Яна снялась и в фильме «Частицы вселенной», созданной режиссером Аленой Званцовой, где её партнёрами по съемочной площадке стали Алексей Макаров, Сергей Пускепалис, Владимир Яглыч и Виктория Исакова. Этот фильм рассказывает о самоотверженном труде людей, причастных к освоению космоса, среди которых ученые, военные, рабочие, чиновники и космонавты.
В 2019 году актрису можно было увидеть в фильмах «Отчаянные» и «Дипломат». В 2020 году она взяла паузу от съемок и не участвовала в новых проектах.
Интересным элементом её фильмографии стал проект «Выжившие» — это драматический мини-сериал о постапокалиптическом мире. Сериал отличается необычной структурой и состоит из коротких эпизодов, которые развиваются параллельно и повествуют о том, как люди борются за выживание после падения цивилизации из-за опасного вируса. Судьбы героев из разных серий так или иначе переплетаются, создавая интересные сюжетные линии.
Рождённая стать звездой
Яна родилась и выросла в Риге, в семье, где кроме неё было две сестры: старшая Екатерина и двойняшка Инна. Главой семьи был моряк, и в его отсутствие дом держала мама. Именно она, увидев объявление о наборе в театральную студию, сразу же сообщила об этом Яне, хотя та никогда не высказывала желания стать актрисой. Наоборот, в детстве она мечтала стать медсестрой. Но мама, как говорится, безошибочно определила призвание дочери и буквально за руку привела 14-летнюю Яну в театральную студию при Рижском молодёжном театре.
В студии Яна встретила настоящих преподавателей, которые показали ей, что она хочет стать актрисой. Изначально она планировала поступать в Ярославский театральный институт, где учились её наставники из студии, но в конечном итоге решила отправиться в Москву, чтобы поступить в Школу-студию МХАТ, где проводил набор курс Олег Табаков. Именно он море явных талантов в Яне, хотя во время прослушивания, когда она читала «Что делать девчонке? Как быть мне, девчонке?» Роберта Бернса, Табаков не мог сдержать смех и позже после первого тура сказал абитуриентке: «Больше этого не читай!»
После окончания Школы-студии Яна по договору должна была три года работать в Рижском русском театре. Табаков пообещал ей ждать её через три года, но взял с неё слово не выходить замуж и не говорить на латышском. По истечении трёх лет Яна вернулась в Москву, где была сразу принята в труппу Табакерки. Её задействовали также в постановках Малого театра и МХТ имени Чехова. Именно там она встретила своего первого мужа Максима Матвеева.
Разбитое счастье
Яна Сексте и Максим Матвеев работали над спектаклем «Сорок первый. Opus Posth», в котором Яна исполняла роль Марютки, а Максим – поручика гвардии Вадима Николаевича Говоруху-Отрока. Их профессиональные отношения быстро переросли в дружбу, а затем в роман, который завершился свадьбой в 2008 году.
Их связывали не только чувства, но и совместной работой в театре. Актёры также активно занимались благотворительностью как волонтеры фонда «Подари жизнь». Однажды им позвонила координатор, попросив прийти в клоунских костюмах к девочке, находящейся в тяжелом состоянии и глубокой депрессии. Этот случай положил начало их совместному проекту «Доктор Клоун», где они посещали больницы, чтобы развеселить детей, которым приходилось каждый день сталкиваться с болью и страхом.
Однако, несмотря на всё это, в какой-то момент их, казалось бы, идиллическая семейная жизнь разладилась. Во время съемок в фильме «Не скажу» Максим завёл отношения с Елизаветой Боярской. Противостоять своим чувствам он не смог и решил развестись с Яной.
Это был тяжелый период для обоих. Яна Сексте мучилась от страданий, и, по словам друзей, всё больше погружалась в депрессию. Максим Матвеев позже описывал развод как «ад», хотя между супругами не было ни публичных скандалов, ни выяснений отношений. Они не обвиняли друг друга и старались сохранить честь друг друга в глазах окружающих.
Яна пыталась справиться со своей болью, в то время как Максим мучился чувством вины за причинённые страдания близкому человеку. Он до сих пор считает, что Яна проявила мудрость и силу в ситуации и смогла простить его предательство. Примечательно, что их совместная работа над проектом «Доктор Клоун» не прекратилась даже на короткий срок. Впоследствии к ними присоединилась и Елизавета Боярская, с которой сегодня Яна имеет отличные отношения.
Прошло несколько лет, прежде чем актриса встретила свою новую любовь, снова в театре, но уже в Табакерке.
Олег Табаков хохотал до слёз
В театральной студии Яна неожиданно полюбила занятия и, когда пришла пора выбирать профессию, она с полной уверенностью направилась в Москву — поступать в Школу-студию МХАТ, где успешно прошла вступительные экзамены, вызвав восторг у Олега Табакова.
На вступительных экзаменах Яна читала стихотворение Роберта Бернса «Что делать девчонке». Она вспоминает: «Я даже не могу сказать, что он смеялся – он ржал, как со всего горла. Я же казалась себе довольно драматической артисткой с довольно растянутой, круглой фигурой.» После первого тура Табаков сказал ей: «Ты, мать, не читай это больше.».
Три года после окончательной аттестации Яна должна была работать в Риге по договору: дело в том, что обучение оплачивал латвийский банк. Она отработала, после чего вернулась в Москву, где снова была тепло встречена в Табакерке. Первым спектаклем на новой сцене стал «Рассказ о семи повешенных» (2005) под руководством Миндгауса Карбаускиса. Позже на сцене театра Яна исполнила роли Сони в «Дяде Ване», Дженни в «Блюзе Толстяка Фредди», Фенечки в «Отцах и детях», Ариэль в «Буре» и многих других спектаклях. В целом актриса поучаствовала более чем в 20 театральных постановках.
На начальном этапе своей карьеры Яна рассматривала себя как театральную актрису, но со временем осознала, что театр и кино — это два неотъемлемых аспекта одного целого. Ее первой ролью в кино стала незаметная роль кассирши на вокзале в фильме «Алмазы на десерт» (2006) Александра Мохова.
После этого она исполнила роли Эльги в «Охоте» (2009), Оксаны в «Крысе» (2010), Лилит в «Небесном суде» (2011), Томки в «Жить» (2012) Василия Сигарева и роль кинооператора Люсю в «Оттепели» (2013) Валерия Тодоровского. После значительной роли в сериале «Оттепель» продюсеры и режиссеры стали активно предлагать ей роли в новых проектах, однако Яна была вынуждена отклонять многие из них, так как ждала ребенка. Однако в итоге, возможно, именно этот перерыв пошел ей на пользу. Валерий Тодоровский однажды сказал Яне: «С вами случилось лучшее, что могло произойти после «Оттепели» — вы не снялись в большом количестве ненужных проектов.» После успеха «Оттепели» Яна стала особенно востребованной в киноиндустрии, снявшись в таких проектах, как «Прощай, любимая» (2014) с Константином Лавроненко и Полиной Агуреевой, «Частица вселенной» (2016) с Викторией Исаковой и Алексеем Макаровым, «Сердце мира» (2018) с Дмитрием Понозовым. К 2021 году в её фильмографии оказалось больше 40 фильмов.
Личная жизнь и фонд Доктор Клоун
Яна Сексте — не только талантливая актриса, но и социально активная личность. Её жизненный принцип можно выразить в словах: «Естественно помогать, если ты в состоянии это сделать».
В 2008 году, во время репетиций спектакля «Сорок первый», Яна познакомилась со своим будущим мужем Максимом Матвеевым. Вместе они начали оказывать психологическую помощь детям, больным тяжелыми недугами. Их первая инициатива началась, когда к ним обратились из больницы имени Бурденко с просьбой помочь восьмилетней девочке Инне, находящейся в глубокой депрессии из-за болезни. Психологи предположили, что детям помогут клоуны.
Максим и Яна согласились на это предложение и на следующий день отправились в больницу, нарядившись в клоунские костюмы. Когда они вошли в палату, маленькая пациентка сначала отвернулась от них. Однако спустя два часа смеха и игры Инна уже смеялась и пригласила клоунов в другие палаты к своим друзьям. «Чтобы победить болезнь, необходимо сначала рассмешить ребенка», — подчеркивает Яна Сексте в интервью с Юлией Меньшовой в программе «Наедине со всеми». Эти слова стали девизом их фонда «Добрый клоун», в который со временем преобразилась поддержка актёров.
Позже в театре Олега Табакова Яна встретила Дмитрия Марина, который очень быстро понял, что она — женщина его мечты. В то время Дмитрий часто жил в Монреале, и Яна прилетала к нему в гости. Перед их разлукой в аэропорту он сделал ей предложение. В 2014 году Янa и Дмитрий поженились, а в том же году у пары родилась дочь Анна.
Связывает супругов не только растущее общее семейное счастье и совместное творчество, но и увлечение футболом. Яна начала болеть за ЦСКА с 14 лет, когда её заразил этой любовью отец.
Как звезда сериала Оттепель пережила развод с Максимом Матвеевым и снова стала счастливой: Яна Сексте
Подписывайтесь на нашу рассылку и раз в сутки получайте одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в социальных сетях, таких как Facebook и ВКонтакте.
Яна сами себя называет женщиной с «нелепым лицом» и не представляет своей жизни без театра и кино. Она продолжает играть в Московском театре Олега Табакова, активно снимается в кино и наслаждается каждым мгновением, которое предоставляет ей судьба. Тем не менее, пути её жизни были непростыми. После того как ее первый муж, Максим Матвеев, ушел к Елизавете Боярской, мир вокруг Яны казался разрушающимся. Это время было крайне тяжелым, однако она сумела достойно выйти из сложившейся ситуации и снова обрести счастье.