Зрители всегда воспринимали Вячеслава Невинного как человека с отличным чувством юмора, весельчака и балагура, который рождал ассоциации с его запоминающимися кинообразами. И действительно, это чувство юмора выручало актера в самых разных жизненных обстоятельствах. Достаточно было ему произнести всего несколько слов, как вокруг начинали раздаваться смех и радостные отклики, даже когда ощущалось, что всё идет не так.
Нина Ивановна Гуляева
Нина Гуляева появилась на свет в 1931 году, и несмотря на достаточно преклонный возраст, она продолжает радовать зрителей своей работой в театре, особенно в МХАТе. Она не только является известной актрисой театра и кино, но и женой выдающегося актера Вячеслава Невинного, что подчеркивает её значительное влияние на культурную жизнь страны.
Нина появилась в этот мир весной 1931 года. Родители девушки вовсе не имели никакого отношения к театру, и тем не менее, с малых лет Нина демонстрировала свой явный талант к актерскому мастерству. Уже в два года она развлекала гостей, принимая образы различных животных, таких как зайчонок и лисичка. Нина с успехом пародировала пьяных, показывая удивительные способности к перевоплощению. Ставить для неё домашние спектакли помогала старшая сестра Галина.
С возрастом Нина, будучи школьницей, присоединилась к Театру санитарного просвещения, что было инициировано для внедрения знаний о гигиене и санитарии в массы. В одном из своих спектаклей она играла вредную муху, объясняя зрителям необходимость соблюдать санитарно-гигиенические нормы. Семья жила весьма счастливо, пока не грянула война. Отец был немедленно мобилизован на фронт и, к сожалению, не вернулся. Мать с дочерьми, которых к тому времени стало трое, были эвакуированы в город Сапожок под Рязанью, где их приютила бабушка. К сожалению, младшая дочь Люся не пережила тяжелую болезнь — скарлатину.
Несмотря на эвакуацию, Нина не оставила своих театральных увлечений. Она активно выступала в госпиталях перед ранеными солдатами, оказывая им моральную поддержку и помогая в написании писем домой. Медики иногда подкормливали юную артистку, но она оставалась довольно худой.
После окончания войны Нина смогла осуществить свою заветную мечту — стать актрисой. Она поступила в МХАТ в 1950 году, где училась вместе с такими известными артистами, как Лев Дуров, Михаил Горюнов и Олег Анофриев. Позже она вышла замуж за Михаила Горюнова. В послевоенные годы Нина исполнила роль Снегурочки на новогодней елке в Кремле, что дало ей возможность встретиться с И.В. Сталиным.
Работа в театре
В МХАТе Нина получила прозвище «алмазик» из-за своей миниатюрной фигуры. Она сыграла Сережу в спектакле «Анна Каренина» и девочку Митиль в «Синей птице». За годы своей карьеры Гуляева блестяще исполнила все пьесы А.П. Чехова, оставаясь верной своему театру до конца жизни.
Хотя актеры и режиссеры в МХАТе часто менялись, Гуляева всегда оставалась преданной театру. Она стала символом женских образов произведений таких авторов, как Максим Горький и Теннесси Уильямс. На сцене спектакля «Сталевары» она играла вместе с Г. Епифанцевым, а теперь её постоянным талантом является Дмитрий Дюжев.
Ошибка молодости и её исправление
Во время учебы молодая актриса вышла замуж за своего однокурсника Михаила Горюнова. Однако эта семейная жизнь оказалась сложной: Михаил начал злоупотреблять алкоголем, часто возвращаясь домой поздно, и его карьера не складывалась, так как ему не предлагали серьезных ролей. Гуляева мечтала о детях, но для мужа это не было приоритетом.
В 1959 году в театр пришел новый актер Вячеслав Невинный, который дебютировал в спектакле «Три толстяка», основанном на романе Юрия Олеши. Нина исполняла роль Суок, когда Вячеслав предложил озвучить куклу. Однажды на спектакле побывали родители Невинного, и он откровенно заявил, что хотел бы жениться на Гуляевой. Тем не менее, факт того, что она была замужем, его не останавливал, и он продолжал ухаживать за ней, проявляя интерес.
Спустя несколько лет Нина признает, что решение развестись с Михаилом было для неё самым трудным шагом, но другого выхода она не увидела. Вячеслав сделал ей предложение в день рождения, но влюбленные так и не нашли постоянного жилья, и Нина решила возвратиться в дом мужа.
Счастливая семья
Всё изменилось, когда подруга Нины уехала с мужем в командировку и предложила Гуляевой временно занять её квартиру. В связи с этим вопрос о жилье был решен, и Нина с Вячеславом незамедлительно начали совместную жизнь.
Далее события развивались, как в сказке: Нина забеременела, родился сын, получивший имя в честь отца, а супруги продолжали играть в театре и одновременно сниматься в кино. У Вячеслава было множество предложений, от которых он не отказывался. Актер понимал, что если оставаться на виду, это увеличивает шансы быть замеченным и оцененным. Так и произошло: оба получили звания народных артистов и большую квартиру в Москве. Нина и Вячеслав также гастролировали за границей, хорошо зарабатывали и не знали лишений.
Нина также увлеклась озвучиванием фильмов и мультфильмов; её голосом говорят такие персонажи, как Людмила из «Руслана и Людмилы», Буратино и Русалочка. В театре также шли дела неплохо, ей находились интересные роли почти в каждом спектакле — от «Трёх сестёр» до «Женитьбы» и «Дяди Вани». Их сын Вячеслав также пришел работать в МХАТ, нашел свою любовь, женился и стал отцом Иветты и Василисы. Кажется, жизнь утопала в счастье.
Актриса кино Нина Гуляева
Гуляева дебютировала на экранах в 1957 году. Её первой киноработой стала роль деревенской девочки Манюшки в короткометражном фильме «Телеграмма» по рассказу Константина Паустовского. Позже Нина исполнила главную роль в драме «В степной тиши».
Несмотря на то, что фильмография Нины не столь обширна, актриса утверждает, что ей гораздо приятнее играть в театре, чем сниматься в кино. С рождением ребенка её желание уезжать на съемки уменьшилось. Среди наиболее значимых её ролей можно выделить Зойку в фильме Юрия Райзмана «Твой современник».
Однако в советских мультфильмах голосом Гуляевой говорят такие персонажи, как Чиполлино и Буратино, принцессы и царевны. Нина также работала над озвучиванием взрослых фильмов, в том числе наделила своим завораживающим голосом героинь Анастасии Вертинской, которая в молодости страдала от дефектов дикции — Ассоль и Гуттиэре.
Личная жизнь
Первым мужем Нины Гуляевой стал Михаил Горюнов, привлекательный и талантливый актер, который, несмотря на своё происхождение из обеспеченной актерской семьи, оказался менее востребованным, чем Гуляева. Михаил все чаще вводился в алкогольную зависимость, проводя ночи не с молодой женой, а с такими же друзьями, как и он. Более десяти лет Нина боролась с этой зависимостью мужа, уговаривая его обратиться за помощью, лечила его, даже прибегая к кодированию, пока в её жизни не появился Вячеслав Невинный.
Вячеслав Невинный
Молодой актер Вячеслав Невинный приходил на представления с участием Гуляевой еще в студенческие годы, а после окончания вуза они столкнулись друг с другом в спектакле «Три толстяка», где Нина восхищала зрителей в роли Суок. Искреннее влюбление, обаяние и трогательные ухаживания Вячеслава вскоре растопили сердце Гуляевой, однако она ещё три года металась между новым чувством и долгом, то расставаясь с мужем, то возвращаясь в ту же жизнь.
В 1965 году Нина, давно мечтавшая стать матерью, родила сына от Вячеслава, и их отношения были зарегистрированы в ЗАГСе. Первоначально планировалось назвать сына Ильей, но при взгляде на мальчика родители сразу почувствовали связи с именем Слава.
Сегодня Вячеслав Невинный — счастливый отец двух дочерей, приемной Иветты и родной Василисы. В прошлом он служил в МХТ имени Антона Чехова. В семейных архивах сохранилось фото, на котором Нина Ивановна вместе с обоими Вячеславами играют на одной сцене в спектакле «Блаженный остров».
Их брак продолжался 44 года и был полон не только счастья, но и различных вызовов. Во-первых, супруги продолжали заботиться о Михаиле Горюнове. Первый муж подружился со вторым, и два мужчины время от времени вместе ходили в баню и рыбачили (такая тесная дружба в личной жизни Гуляевой могла бы стать сюжетом фильма «Покровские ворота»).
Во-вторых, потребовалось возводить материальную основу семьи с нуля. В-третьих, Вячеслав, обладая талантом и абсолютным слухом, не умел совершенно ничего по хозяйству, таким образом Нине приходилось самой вбивать гвозди, менять лампочки, управлять автомобилем и курировать строительство дачи.
Последние четыре года своей жизни Вячеслав Невинный провел на постели, так как из-за диабета у него ампутировали обе ноги. В дополнение к страданиям актера добавилась слепота. Нина Ивановна совмещала заботы о больном муже с работой в театре, который находился неподалеку от их жилья.
Гуляева остро переживала утрату супруга в 2009 году. Преодолеть депрессию ей помогла подруга и соседка по дому Ирина Корчевникова, которая увезла Нину Ивановну на отдых в Германию. Позже вдова делилась в интервью, что перед каждым выходом на сцену ощущала некое благословение от Невинного.
С 2013 года в семье Гуляевых-Невинных растет ещё один человек с именем Славы: внучка Иветта родила дочку Мирославу, родители ласково называют её Миркой, а прабабушка Нина, поддерживая семейные традиции, зовет её Славой.
Отличала мессершмитт от нашего самолета
Летом 1941 года Нина провела летние каникулы у бабушки в Рязанской области, вернувшись домой только весной 1942. Отец пропал без вести, а мама работала на заводе. Тем временем Нину приняли в детскую группу Театра санитарного просвещения.
— Мы выступали на фронте, нас вывозили далеко от столицы в прифронтовую зону, иногда даже ночевали там. С собой мы брали кисеты, шерстяные носки и варежки. Также писали письма солдатам, пели песни. И очень быстро научились отличать мессершмиты от наших самолетов.
Для Нины в театре был организован иждивенческий билет, за что ей выплачивали 40 рублей. Это была настоящая работа, поэтому после нескольких лет учёбы она попала в Школу-студию МХАТ как артистка, хотя сначала закончила школу рабочей молодежи.
— Помню, как однажды мы пошли обедать и увидели в проезде Художественного театра вывеску о наборе в Школу-студию МХАТ. Я спросила, чтобы выяснить, хороший ли это театр. Мне ответили, что это самый лучший, и я поняла, что и я обязательно там буду работать.
Будучи студенткой, Нина уже играла в знаменитом театре роль Сережи в «Анне Карениной». А после окончания Школы-студии её сразу пригласили в труппу театра.
Её называли бриллиантиком
С тех пор прошло уже 67 лет, а Нина Гуляева все еще занимает свою должность в МХТ и активно участвует в двух спектаклях. Ей совсем не хочется думать о своем возрасте.
— Я на сцене молодею, получаю от этого удовольствие. Когда человек занят делом, у него нет времени стареть. Театр — это мой дом. Я абсолютно наслаждаюсь игрой. Помню молодость: утром я была куклой Суок, а вечером старухой. И, признаться, быть старухой гораздо интереснее.
В период 1950-х, когда Гуляева только начинала свою карьеру в МХАТе, там выступали известные артисты, такие как Алла Тарасова, Марк Прудкин, Василий Топорков, Алексей Грибов, Михаил Болдуман, и многие другие, которые имели огромную популярность, но со временем были забыты.
— Алла Константиновна Тарасова называла меня «бриллиантиком», нашей звездочкой. Я пришла работать в театр маленькой, худой актрисой. Старшие актеры меня очень любили и обучали тонкостям ремеслу: как правильно стоять на сцене и как говорить.
Однако главному навыку — умению владеть залом и чувствовать настроения аудитории — старшие коллеги не делились, это было невозможно, и каждый должен был освоить это самостоятельно, чему нужно было учиться много лет.
— Я инстинктивно чувствую, когда доходит не эмоция, а мысль. Я вижу, как увлажняются глаза пожилых зрителей в зале, которые понимают, о чем идет речь, и даже как пробивает на слезу мужчин.
биография
Родилась 18 апреля 1931 года.
Заслуженная артистка РСФСР (30.01.1963).
Народная артистка РСФСР (1969).
Окончила Школу-студию МХАТ (курс С. Блинникова и Георгия Герасимова) в 1954 году.
С 1954 года — актриса МХАТ им. Горького.
Мужьями актрисы были актеры Михаил Горюнов (1932-1994), а затем Вячеслав Невинный (1934-2009).
Сын — актер Вячеслав Вячеславович Невинный (1965 г.р.).
1954 — Анна Каренина по роману Л. Н. Толстого — Серёжа
1954 — Синяя птица М. Метерлинка — Митиль
1955 — Платон Кречет А. Е. Корнейчука — Майя
1956 — Кремлёвские куранты Н. Ф. Погодина — Маруся
1956 — Забытый друг А. Д. Салынского — Шурик
1957 — Дворянское гнездо по И. С. Тургеневу — Леночка Калитина
1957 — Ученик дьявола Б. Шоу — Эсси
1958 — Зимняя сказка У. Шекспира — принц Мамиллий
1959 — Битва в пути по роману Г. Е. Николаевой — Даша
1961 — Три толстяка Ю. К. Олеши — Суок
1962 — Дом, где мы родились П. Когоута — Петра
1963 — Егор Булычов и другие М. Горького — Александра
1964 — Я вижу солнце Н. Думбадзе и Г. Лордкипанидзе — Хатиа
1967 — Ночная исповедь А. Н. Арбузова — Лёля
1968 — Враги М. Горького — Надя
1969 — Первый день свободы Л. Кручковского — Люцци
1971 — Дульсинея Тобосская А. М. Володина. Постановка О. Ефремова — Санчика
1971 — Последние М. Горького — Любовь
1972 — Сталевары Г. К. Бокарева. Постановка О. Ефремова — Зоя Самохина
1975 — Сладкоголосая птица юности Т. Уильямса — мисс Люси
1977 — Последний срок по повести В. Г. Распутина — Старуха Анна
1977 — Три сестры А. П. Чехова — няня Анфиса
1981 — Тартюф Ж. Б. Мольера. Постановка А. Эфроса — Дорина
1979 — Утиная охота А. В. Вампилова — Валерия
1980 — Чайка А. П. Чехова. Постановка О. Ефремова — Полина Андреевна
1985 — Серебряная свадьба А. Н. Мишарина — Устинья Карповна
1985 — Дядя Ваня А. П. Чехова. Постановка О. Ефремова — Марина
1987 — Иванов А. П. Чехова. Постановка О. Ефремова — Зинаида Саввишна
1989 — Варвары М. Горького — Притыкина
1997 — Женитьба Н. В. Гоголя — Арина Пантелеймоновна
1999 — И свет во тьме светит… Л. Толстого — Княгиня Черемшанова
2003 — Последняя жертва А. Островского (реж. Ю. Ерёмин) — Михевна
2004 — Кошки-мышки И. Эркеня (реж. Ю. Ерёмин) — Ержи Орбан
2007 — Тутиш М. Брусникиной по рассказу Алексея Торка Пенсия — Хафиза
2009 — Дворянское гнездо по роману И. С. Тургенева — Марфа Тимофеевна Пестова
Горе от ума А. С. Грибоедова — Графиня-бабушка
Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1978) — за роль старухи Анны в спектакле Последний срок по повести В. Г. Распутина.
Орден Почёта (23.10.1998) — в связи со 100-летием МХАТа.
Орден За заслуги перед Отечеством IV степени (5.07.2006).
Премия газеты Московский Комсомолец (2010) в номинации «Гвоздь Сезона» — за роль Марфы Тимофеевны Пестовой в спектакле Дворянское гнездо.