Навечно 17-летняя. Недописанная история художницы Нади Рушевой

Она изображала его как близкого человека, со всеми его недостатками и достоинствами. Никто, кроме Нади, не имеет такого изображения Пушкина в детском возрасте. Однажды она нарисовала разъяренную Надежду Осиповну (маму великого русского поэта). На ее рисунке в одной руке она держит маленького Пушкина, а в другой – розги, которыми собирается его наказать.

Рушева, Надежда Николаевна

Надежда (Найдан) Николаевна Рушева (известна как Надя Рушева) родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе и скончалась 6 марта 1969 года в Москве. Она была советской художницей-графиком, и за свои короткие 16 лет жизни успела создать более 12 тысяч рисунков (точное число до сих пор остается неизвестным). Множество специалистов предсказывало ей блестящее будущее, утверждая, что она может стать выдающимся книжным графиком. К важным датам в её творческой жизни относятся работы по Пушкиниане, знаменитому роману «Война и мир» Л. Н. Толстого, а также её иллюстрации к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», которые специалисты считают вершиной её творчества.

Надя появилась на свет в семье, которая хорошо известна в культурных кругах. Её родители — Наталья Дойдаловна Рушева (Ажикмаа), одна из первых тувинских балерин, и Николай Константинович Рушев, театральный художник, находились в Монголии по творческой командировке.

Вскоре после её рождения семья вернулась в Москву и поселилась у её дедушки Константина Николаевича Рушева (1895—1963), который был известным солистом театров оперы и балета в разных городах, а с 1946 года — педагогом вокального факультета Московской консерватории.

В Москве отец Нади, Николай Константинович, какое-то время стажировался в Московском художественном театре, а затем работал художником в Большом театре. С ноября 1953 года он стал художником-постановщиком на Центральном телевидении. Мать, Наталья Дойдаловна, отказалась от балетной карьеры, чтобы полностью посвятить себя семье, где ценились традиции русского общения.

1 сентября 1959 года Надя пошла в первый класс 653 школы на Шаболовке. В том же году её отец понял, что у дочери есть художественный дар, когда она нарисовала 36 весёлых иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина, пока он читал её вслух (в настоящее время эти рисунки находятся в Государственном музее А. С. Пушкина в Москве). Рисование стало для девочки необходимостью – она изливала на бумагу все свои ежедневные впечатления.

В 1962 году Надя начала заниматься искусством во Дворце Пионеров на Ленинских горах под руководством педагога Людмилы Александровны Магницкой. В этом центре часто проводили выставки, праздники, экскурсии и встречи с мастерами искусства как советского, так и зарубежного. Например, в 1963 году её рисунки увидел итальянский писатель Джанни Родари, который восхитился работами девочки и написал: «Браво, Надя! Браво!» Некоторые её творения были выставлены в Генуе (Италия) и США.

Иллюстрации 11-летней Нади к научно-фантастической повести польского писателя Тадеуша Ункевича «Эльмис профессора Рембовского» и шесть эскизов костюмов для новогоднего карнавала были опубликованы в четырёх декабрьских номерах газеты «Пионерская правда» в 1963 году.

Академик В. А. Ватагин тогда с энтузиазмом отреагировал на её успех:

Поздравляю милую Надю с её первой и успешной публикацией в печати в 11 лет! Великий французский художник Гюстав Доре начинал печататься в 12 лет.

В канун 1964 года внештатный корреспондент журнала «Юность» Лев Викторович Бобров заметил три рисунка Нади, выполненные фломастером на цветной бумаге: «Эллада», «Во дворе», «Космонавтка на далекой планете». Эти работы очень заинтересовали его, и он отвёз их главному редактору журнала Борису Николаевичу Полевому. Полевой был поражён talentом 12-летней художницы, и вместе они решили устроить персональную выставку из 165 её фантазий.

Творчество

Творчество Надежды Рушевой отличается тематическим многообразием и безграничным богатством. Её наследие насчитывает более 12 000 рисунков, которые можно объединить в большие серии, такие как Пушкиниана, балет, семья, школа, космос, восточные мотивы, спорт, театр, цирк, жанровая живопись, а также темы войны, животных, матери и дитя, сказок, античности и многие другие. Более 4000 иллюстраций к литературным произведениям свидетельствуют о её широком круге чтения и глубоком понимании прочитанных книг. Она иллюстрировала произведения писателей, таких как К. Чуковский, В. Шекспир, Л. Кассиль, Ф. Рабле, А. Гайдар, Г. Андерсен, Н. Гоголь, Э. Гофман, С. Маршак, Д. Байрон, А. Грин, Ч. Диккенс, Н. Носов, А. Дюма, П. Ершов, М. Твен, П. Бажов, Р. Киплинг, Н. Некрасов, Д. Родари, А. Блок, Ф. Купер, И. Тургенев, Ж. Верн, Б. Полевой, Д. Рид, Л. Толстой, В. Гюго, М. Булгаков, Э. Войнич, М. Лермонтов, А. Сент-Экзюпери. Для каждого из этих авторов она создала немалое количество рисунков. Например, около 400 работ посвящены роману «Война и мир», 170 работ — роман «Мастер и Маргарита», 300 — произведениям Пушкина.

  • 1964 — первая персональная выставка прошла в редакции журнала «Юность», где была представлена 165 работ Надежды;
  • 1964 — персональная выставка Рушевой в Московском государственном университете (80 рисунков);
  • 1965 — в журнале «Юность» № 3 опубликованы её первые иллюстрации к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко»;
  • 1968 — цикл «Война и мир» был выставлен в Музее Л.Н. Толстого в Москве;
  • 1968 — цикл «Пушкиниана» был выставлен во Всесоюзном музее А.С. Пушкина в Ленинграде;
  • В следующие пять лет состоялось 15 персональных выставок в СССР, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии;
  • 1966 — Дом дружбы с народами зарубежных стран отправил 150 новых работ Рушевой в Варшаву, куда была приглашена и сама Надя. Рисунки имели большой успех и также были выставлены в Кракове. Надю снимала польская кинохроника. Из этого приключения она привезла множество впечатлений и 60 рисунков, созданных с натуры и по памяти (Памятник Шопену, Концерт Шопену и другие);
  • 1973 (ноябрь) — в Ульяновском областном художественном музее открылась выставка более двухсот работ юной художницы;
Это интересно:  Романы и неудачный брак с красавцем Батыревым. Какое отношение имеет к известному певцу. Евгения Лоза

Некоторые выставки, которые были организованы в последнее время:

  • 2007 — Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина передал Национальному музею Республики Тыва некоторые рисунки Нади Рушевой. В результате была создана постоянная выставка «Щедрый дар», где размещены более ста её работ. Музей регулярно организует передвижные выставки: Омск, музей-заповедник Шушенское (2011), Государственный художественный музей Алтайского края в г. Барнаул (2011), Национальный музей им. А.В. Анохина Республики Алтай в г. Горно-Алтайск (2013), Музейно-выставочный центр в г. Зеленогорске Красноярского края, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в г. Москва (2014) и другие;
  • 2022 — выставка, приуроченная к 70-летию со дня рождения Нади Рушевой, прошла в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В рамках выставки было представлено 56 графических произведений, посвященных творчеству Пушкина и Булгакова.

Детство

Истинное имя художницы — Найдан Рушева. Её мать, Наталья Ажикмаа-Рушева, по национальности тувинка, стала первой тувинской балериной, что объясняет столь необычное имя девочки. Оно переводится как «вечно живущая». Надя появилась на свет 31 января 1952 года в Улан-Баторе, Монголия, где её родители находились с 1950 года. Отец девочки — известный советский художник Николай Рушев. После её рождения семья вернулась в Москву. Николай устроился работать на Центральное телевидение, где начал карьеру художника. Мать, оставив творческую карьеру, стала заботиться о доме и воспитании дочери.

Надежда Николаевна Рушева

Невероятные художественные способности начали проявляться у Нади с пяти лет. Родители решили не нагружать её дополнительными занятиями перед началом школьного обучения, поэтому, когда она пошла в первый класс, то не умела ни писать, ни читать, но с удовольствием создавала свои первые эскизы и рисунки, хотя ей никто не давал специальные уроки.

Творчество

В школе Надя училась довольно успешно, но занятие рисованием занимало большую часть её жизни. Отец по вечерам продолжал читать ей сказки, а она в это время разрабатывала иллюстрации, основываясь на своих собственных воображениях о героях. В семилетнем возрасте она завершила свои первые 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане», и все эти рисунки были выполнены за ночь, пока отец читал произведение вслух.

Позже, когда Надя научилась читать самостоятельно, она начала рисовать иллюстрации к произведениям «Медный всадник», «Евгений Онегин» и «Повести Белкина». С возрастом её художественное мастерство усовершенствовалось, и она начала экспериментировать с различными материалами, такими как фломастеры, перо и пастель. Когда ей было всего 12 лет, отец продемонстрировал её работы своим коллегам-художникам, и все единодушно подтвердили, что у девочки огромный талант. Первая выставка юной художницы прошла весной 1964 года и была организована журналом «Юность». Вскоре на страницах этого журнала начали появляться публикации её работ. Однако к ней относились с недоверием, считая, что 12-летняя девочка не имеет достаточного опыта. Но Надя продолжала учиться и развиваться, успешно совмещая учебу в школе с рисованием.

Это интересно:  Актеры фильма Пеппи Длинныйчулок: тогда и сейчас

Надежда Николаевна Рушева

Пушкинист А. Гессен обратился к начинающей художнице с просьбой проиллюстрировать его книгу под названием «Жизнь поэта». Надя отнеслась к этой просьбе серьёзно и посетила Мемориальную квартиру поэта, перечитав много литературы на эту тему. Чтобы работать над иллюстрациями, она использовала гусиное перо, однако Гессен не одобрил её работы. В итоге книга вышла без её иллюстраций, а почти три сотни рисунков после её смерти были переданы в хранение в музеи.

Двенадцатилетняя школьница продолжала активно развивать свои творческие навыки. К тому времени она была уже автором пяти тысяч рисунков на разнообразные темы. Регулярно организовывались её персональные выставки, которые привлекали внимание не только в Советском Союзе, но и за его пределами. В 1965 году на страницах того же журнала «Юность» появились новые публикации её работ, в этот раз она иллюстрировала повесть Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко».

Надежда Николаевна Рушева

У Нади не сохранялось эскизов, она не использовала ластик; её картины всегда были выполнены «с первого раза». Если она не была удовлетворена результатом, она просто откладывала лист и брала новый, создавая очередное полотно. Каждая идея развивалась в её детском воображении и моментально переносилась на бумагу. В дальнейшем Надя увлеклась мифами Древней Греции и Древнего Рима, создав ряд рисунков к «Подвигам Геракла», «Иллиаде» и «Одиссее». Надя была очарована балетом и сумела передать его красоту в своих рисунках, в том числе изображая Анну Каренину. К сожалению, сама она не смогла увидеть это произведение, так как композитор Родион Щедрин создал балет через несколько лет после её смерти, а в главной роли выступила Майя Плисецкая.

Несомненно, Надя обладала выдающимся даром, ведь она никогда официально не училась искусству. Родители решили, что для неё будет лучше обойтись без занятий в художественной школе, опасаясь, что это может повредить её оригинальности. Рушева создала иллюстрации к всемирно известным произведениям, включающим «Войну и мир», «Мастера и Маргариту», и её творчеством восхищались многие, предсказывая ей блестящее будущее как художнице-графику.

Отношения

Поездка, организованная Натальей Усенко, в пионерский лагерь «Артек» стала значимой вехой в жизни художницы. Как сама Надя позже писала в своих письмах, её жизнь делится на два этапа: «до поездки в Артек» и «после». В пионерском лагере она завела дружбу с перспективным режиссёром и продюсером Олегом Сафаралиевым, а также сблизилась с вожатым Марком Кушнировым, который выпускался из ВГИКа.

Отношения с Кушнировым продолжались и после лагеря: в Москве они много общались и часто встречались. Вожатый стал для неё своего рода проводником в мир современного искусства, знакомя её с новыми фильмами и зарубежной музыкой. Отец Нади вспоминал:

– Она перестала посещать изостудию и теперь обращалась за советом в основном к своим новым друзьям — Кушнировым.

В некоторых исследованиях упоминается, что между Надей и её вожатым могло быть нечто большее, чем просто дружба. При этом умалчивается тот факт, что Кушниров жил с семьёй, и Надя была знакома с его супругой и дочерью.

– В письмах, дневниках Нади или её близких нет даже намека на какую-либо любовную связь с Кушнировым или другие романтические отношения, – подтвердила руководитель музея художницы.

Поездка в 'Артек' стала одной из важнейших вех в жизни Нади.

Поездка в «Артек» действительно стала поворотным моментом в жизни Нади.

Самоучка

В большинстве источников упоминается, что Надя никогда не проходила обучение рисованию (кроме занятий в изостудии во Дворце пионеров). Однако совсем недавно стало известно, что она посещала уроки академического рисунка.

– Я нашла свидетельство в одном из её писем. Ей уже исполнилось 10 лет, и она сообщала подруге, что ей не интересно ходить на занятия по академическому рисунку: это не увлекало её, – вспоминает исследователь. Дело в том, что Надя планировала поступать во ВГИК, где нужно было сдавать этот предмет, но не владела академическим рисунком. Однако, она не знала, что в вузе уже решили принять её даже без экзаменов.

Сбывшееся и несбывшееся

В немецких учебниках искусствоведов иллюстрации Рушевой считаются эталоном линейной графики. В её работах отсутствуют лишние линии, но каждое изображение пронизано эмоциями, часто выраженными благодаря минималистическому подходу.

Это интересно:  Олег Степанович Штефанко

При этом её иллюстрации имеют детскую непосредственность. В то время как рядом с серьезными изображениями Геракла или Апполона с Дафной представлены забавные рисунки сирен. Надины сирены совсем не страшные, скорее, весёлые и игривые. Её кентаврицы напоминают балерин — на некоторых иллюстрациях они даже вальсируют.

Балет также привлекал внимание художницы. Она создала иллюстрация для балета «Анна Каренина», но сама так и не смогла увидеть этот спектакль. Надя ушла из жизни за несколько лет до того, как композитор Родион Щедрин создал «Анну Каренину», а Майя Плисецкая исполнила главную роль в этой постановке.

Никто не мог предположить, что художница скончается в 17 лет. Утром, собираясь в школу, Надя потеряла сознание. Врачи в течение пяти часов пытались вернуть её к жизни, но она так и не пришла в сознание.

Могила Нади Рушевой и её отца Николая Константиновича на Покровском кладбище

По тувинским обычаям имя Найдан (а Надя была наполовину тувинкой) переводится как «вечно живущая». Память об этой самоучке-художнице, которая так и не смогла стать мультипликатором, живёт до сих пор — уже прошло около 160 её выставок по всему миру. А на могильном памятнике Нади Рушевой изображён кентаврёнок — необычный ребенок с серьёзным взглядом.

Почему умерла в 17 лет гениальная художница Надя Рушева, которая никогда не пользовалась ластиком и создала 12 000 рисунков

Подписывайтесь на нашу почту, и каждый день получайте одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Навечно 17-летняя. Недописанная история художницы Нади Рушевой

Если бы Надя Рушева жила в 1990-е годы, её, возможно, назвали бы вундеркиндом или, как это было в моде, «ребёнком-индиго». Но она ушла из жизни в 1969 году, оставив за собой богатейшее наследие из тысяч рисунков, созданных уверенной рукой. При этом она никогда не училась графике и не делала набросков — каждый её рисунок был выполнен сразу на чистом листе. Она стала популярной на всю страну и могла бы добиться международного признания, но жизнь этой удивительной девочки прервалась слишком рано.

Обведённые линии

Надя Рушева в детстве с родителями. / Фото: www.museum-kbrglav.ru

Надя Рушева родилась 31 января 1952 года и стала желанным ребенком для своих родителей. Они не стремились вырастить из неё гения, а хотели, чтобы их дочь была счастливым человеком. В раннем детстве они решили не перегружать её занятиями, полагая, что всё будет изучено в своё время, а детство не повторится. Вместо этого они часто водили её на выставки, в музеи, на спектакли, привозили в Туву к родственникам матери и в Ленинград в Эрмитаж.

Рисунок Нади Рушевой. / Фото: www.dzen.ru

Надя сама выбрала свой путь. Она росла в Москве, где её семья жила в коммунальной квартире на Шаболовке вместе с её дедушкой, Константином Рушевым, оперным певцом и педагогом, который преподавал вокальное мастерство в Московской консерватории. Именно он первым заметил дар внучки. Однажды, когда родители вернулись с работы, дедушка показал им рисунок и предложил оценить первые шаги Надежды в искусстве. На листе были кентавры, которые девочка нарисовала сразу после того, как дедушка прочитал ей несколько мифов Древней Греции.

Рисунок Нади Рушевой из цикла Сказка о царе Салтане. / Фото: www.pravmir.ru

Отец очень любил общаться с дочерью и всегда делился с ней интересными историями о художниках и поэтах, увлекательно знакомя её с картинами и читая книги. При этом Надя сидела рядом, внимательно слушая и словно просто проводя карандашом по бумаге, что в итоге рождало её легкие, почти невесомые рисунки. Юная художница создала свой первый серьезный цикл иллюстраций к «Сказке о царе Салтане», ещё не успев пойти в школу. Сначала она рисовала то, что ей читали родители или дедушка, а затем, освоив чтение, стала сама выбирать книги, руководствуясь собственными предпочтениями. Пушкина она перечитала вдоль и поперек, и едва ли не к каждому крупному произведению сделала свой цикл иллюстраций.

Рисунок Нади Рушевой из цикла Евгений Онегин. / Фото: www.culture.ru

Наблюдать за тем, как девочка рисует, было очень интересно. Мать Нади вспоминала, как дочь, будучи ещё совсем маленькой, уверенно проводила карандашом по бумаге, словно обводила уже существующие линии. Позже сама Надя расскажет, что она видит готовый рисунок на бумаге, как будто он внезапно появляется, и ей остается лишь обвести его. Она никогда не использовала ластик и всегда рисовала на чистом листе. Если у неё не получалось задуманное, она просто брала новый лист и начинала снова.

Оцените статью
Портал красоты
Добавить комментарий