Слухи о состоянии здоровья Александра Збруева вызывают серьезные опасения. На фоне пандемии он дважды подряд переболел коронавирусом, что могло обернуться трагически, учитывая его возраст, однако народный любимец смог справиться с недугом. В некоторое время распространены были мнения, что у Александра Викторовича выявлено онкологическое заболевание, которые сильно беспокоили его поклонников.
Александр Збруев
Актеры, достигшие популярности в советскую эпоху, нередко сталкиваются с трудностями в адаптации к изменившейся киноиндустрии, которая начала формироваться в 1990-х и 2000-х годах. К числу таких исполнителей можно отнести и Александра Збруева, который, хоть и продолжает иногда сниматься в кино, не скрывает своего негативного отношения к современным театральным проектам. Он гораздо чаще предпочитает выступления на сцене перед живой аудиторией, где может в полной мере раскрыть свой талант.
Александр родился 31 марта 1938 года в Москве. К сожалению, с малых лет он рос без отца, который был чекистом и заместителем наркома связи в СССР. Виктора Збруева арестовали в 1937 году, а позже расстреляли, что стало тяжелым ударом для родной семьи.
После рождения Александра, его мать, Татьяна Александровна, вместе с сыном были высланы в Ярославскую область из-за репрессий, где маленький Саша провел первые шесть лет своей жизни. В самом разгаре Второй мировой войны Татьяна смогла вернуться в Москву. Как выяснилось, там жил ее сын от первого брака с Евгением Фёдоровым, который также стал актером и впоследствии получил звание заслуженного артиста РСФСР.
Семья остановилась на Арбате, в коммунальной квартире, которая когда-то принадлежала им, но теперь стала общим жильем для многих. Возможно, стоит упомянуть, что Татьяна Фёдорова-Збруева происходила из дворянского рода и даже успела сняться в немом кино до ареста мужа. Также сам Александр не раз подчеркивал в интервью, что его бабушка имела титул баронессы.
Збруев проводил много времени в компании ребят со двора. Учеба давалась ему не легко, он терял интерес и даже остался на второй год из-за своих шалостей. В подростковом возрасте он попробовал крепкий алкоголь и однажды был пойман на краже денег у соседей. Это событие стало для него переломным: с тех пор он больше никогда не брал чужого, ощущая глубокий стыд и вину за этот поступок.
Друзья называли его Интеллигентом. Несмотря на то что представитель дворовой среды, Александр унаследовал от детства и много положительных качеств: чувство ответственности за своих друзей и любовь к спорту. Чтобы избежать стычек и драк, он стал заниматься гимнастикой и боксом, что способствовало его физическому развитию.
После окончания 8-го класса, Збруев всерьез задумался об уходе из школы, так как не видел никаких перспектив для себя и мечтал стать водителем грузовика. Однако его мать и старший брат заставили его продолжить учёбу, сначала завершив 9-й класс, а затем поступив в Театральное училище имени Б. В. Щукина.
Этот выбор обосновывался тем, что Евгений, его брат, в это время уже работал в Театре имени Е. Б. Вахтангова. По одной из версий, отправить Александра в Щукинское училище подтолкнула подруга матери, вдова Евгения Багратионовича Надежда Вахтангова. Возможно, обе версии оказали влияние на его судьбу.
Александр учился у Владимира Абрамовича Этуша. Изначально он воспринимал актерское мастерство скептически, но под влиянием своего преподавателя и старших родственников его мнение изменилось. Он бросил прежние хулиганские увлечения и погрузился в учебу. В 1961 году он успешно окончил училище и попал в Театр имени Ленинского комсомола.
Театр
Молодой и эмоциональный москвич быстро завоевал симпатию в труппе. В течение двух лет он играл второстепенные роли, учился у старших коллег, пока в 1963 году в театр не пришел режиссер Анатолий Эфрос, который заметил в Збруеве огромный потенциал.
Первая главная роль — Михаил Лермонтов — ждет его в спектакле о Лермонтове, где он предстает перед зрителями как романтичный и пылкий молодой дворянин. После премьеры имя Александра Викторовича быстро стало известным в театральных кругах.
Ещё одна насыщенная роль досталась ему через два года в спектакле «Мой бедный Марат», также поставленном Эфросом. Александра Викторовича заметили и оценили всемирно признанный режиссер Марк Захаров, чьи постановки стабильно собирали полные залы. Он высоко оценил пластичность и актерский талант Збруева.
Александр по сегодняшний день служит в Ленкоме. Хотя ему поступали предложения от других театров, он остался верен сцене, которая сделала его известным. В репертуаре актера были как классические пьесы, такие как «Вишневый сад», так и современные спектакли, которые гастролировали по стране.
После небольшого перерыва в карьере в начале 2000-х, когда интерес к кинематографу у Збруева поутих, он все еще оставался востребованным в театре. 16 апреля 2016 года состоялась премьера нового спектакля в Ленкоме под названием «Князь», основанного на романе Федора Достоевского «Идиот», где Збруев сыграл Парфена Рогожина.
В 2018 году актер отметил свое 80-летие. Несмотря на это, он предпочитает не отмечать дни рождения, что привил своим близким. Збруев считает поздравления суетой, которая отвлекает от творчества. Вместо торжества он вышел на сцену с главной ролью в спектакле «Борис Годунов», который был показан в Ленкоме в его последний раз.
Збруева по-прежнему можно увидеть на афишах Ленкома. В 2022 году он продолжал выходить на сцену с классическими постановками, такими как «Вишневый сад», наряду с современными спектаклями.
Сын врага народа — двоечник и прогульщик
Александр Викторович не знал родного отца. Он работал заместителем наркома связи и стал «врагом народа» в ужасные годы репрессий. Збруев делился этой историей в интервью: «Мой отец был зам. наркома связи. Съездив в Америку, он начал поднимать наше телевидение по образцу американского. Завозил технику на Шаболовку. И стал врагом народа за все хорошее, как и сотни тысяч других людей. Мама говорила о нем мало. А когда умер Сталин, она плакала.»
Семье «врага народа» удалось вернуться в Москву только через несколько лет, и квартира на Арбате, где они жили, к тому времени стала коммунальной. Саша начал посещать школу, но учеба не вызывала у него особого воодушевления — он предпочитал проводить время с дворовыми друзьями, играть на гитаре и тайком курить. Интересно, что в его характере сочетались как хулиганские наклонности, так и тяга к искусству, что впоследствии и заставило его посещать Театр имени Вахтангова, где играл его брат Евгений, получивший для него пропуск.
Актёрское счастье
Персонаж Ганжи из «Большой перемены» стал своего рода проекцией самого Збруева. Даже в старших классах он не желал учиться, утверждая, что станет водителем самосвала и не нуждается в высшем образовании. Однако его единственным увлечением было актерское мастерство. На этом поприще его тренером была театральная актриса Дина Андреева. После школы Александр поступил в Щукинское училище к Владимиру Этушу, и как он делился с изданием «Собеседник»: «Еще на четвертом курсе я снимался у Зархи в фильме «Мой младший брат» по Аксенову. Там я познакомился с Олегом Ефремовым, сблизился с Олегом Далем и Андреем Мироновым. Это был счастливый период в моей жизни. С этим счастьем я пришел в театр, где тогда работали чудесные актеры».
Карьера Александра Збруева
Сразу же после начала актерской деятельности, Саша стал участвовать в театральных постановках, где появился во второстепенных ролях, и легко нашел общий язык с коллегами. Спустя несколько лет, в 1963 году, театр возглавил Анатолий Эфрос, который разглядел в молодом актере талант и стремился развивать его. Под его руководством, Збруев получил главную роль в спектакле о Лермонтове, который стал поворотным моментом в его карьере. Его блистательное исполнение роль романтического героя, обладающего творческим потенциалом и пылким характером, впечатлило зрителей и критиков.
Спустя некоторое время, Збруев опять предстал в образе главного героя в спектакле «Мой бедный Марат», вновь под руководством Эфроса. Каждое его выступление на сцене собирало аншлаги, а зрители всегда бурно рукоплескали искусству актера.
На протяжении всей своей карьеры он оставался верен родному театру и несмотря на множество предложений от более престижных театров, Збруев принял решение оставаться в Ленкоме. Его роли в классических пьесах стали запоминающимися, и он продолжал работать в таких постановках, как «Вишневый сад» и современных пьесах.
Дебютировал в кино Александр еще до своего блистательного появления на сцене родного театра в фильме «Мой младший брат», где его партнерами стали Олег Даль и Андрей Миронов. Эта картина приобрела культовый статус и собрала колоссальную аудиторию, которая составила около двадцати миллионов зрителей.
Затем увидела свет картина «Пядь земли», где он сыграл молодого лейтенанта Мотовилова, которому необходимо было защитить важный участок фронта, проявив мужество и стойкость. Несмотря на военный жанр, фильм был насыщен позитивными и светлыми эмоциями, что привлекло внимание зрителей.
С каждым годом, карьера Збруева становилась все более успешной. Актера приглашали к работе практически каждый год, и он с удовольствием воплощал на экране разнообразные образы, большую часть которых составляли благородные и героические персонажи, становившиеся любимцами публики.
В восьмидесятые годы советское кино было переполнено военными фильмами, и Александр часто появлялся на экранах, исполняя роли молодых военных. Когда тематика в кинематографе сменилась на детективы и шпионские истории, Збруев снялся в таких фильмах как «Кольцо из Амстердама», «Семь часов до гибели», «Успех», «Батальоны просят огня», «Зина-Зинуля» и «Попутчик». Почти все его роли были главными.
Творческий путь
Свою первую попытку в кино Збруев осуществил сразу на три картины: «А, Б, В, Г, Д…» по пьесе Виктора Розова, которую собирались снимать Михаил Калатозов и Сергей Урусевский, «Мне двадцать лет» с режиссером Марленом Хуциевым и «Мой младший брат» — по роману Василия Аксенова, который начинал снимать Александр Зархи. Роман, напечатанный в журнале «Юность», был очень популярен. Збруев не мог не порадоваться, что ему выпала возможность сняться именно в этой ленте. На съемочной площадке, проходившей в Прибалтике, он связался с Олегом Далем и Андреем Мироновым и делился воспоминаниями, говоря о том, что это был «счастливый отрезок моей жизни». Под счастливым мимоходом, он имеет в виду то, что в Ленкоме работали замечательные актеры, многие из которых, к сожалению, сейчас забыты.
На съемках молодые исполнители продемонстрировали немыслимую по тем временам храбрость — они отказались сниматься, пока им не предоставят номера с горячей водой в гостинице. Фильм ожидал успех, а роль Димки Денисова стала началом множества удачных ролей для Збруева. С 1961 года он начал участвовать в ленкомовских постановках, однако, несмотря на свою кинематографическую популярность, в театре занимал лишь незначительные роли. Только с приходом Анатолия Эфроса в театр Збруев наконец-то смог показать свой талант, получив главную роль Михаила Лермонтова в спектакле «О Лермонтове» и блестяще исполняя главного героя блокады Марата Евстигнеева в «Мой бедный Марат».
При художественном руководстве театра Марка Захарова его репертуар пополнился ролями преподавателя истории Хории Мироновича (в спектакле «Хория»), Пауля Крамера (в «Ясновидящем») и Андрея Марти (в «Диктатура совести»).
Позже он продолжал встречаться на сцене Ленкома в постановках «Гамлет» (где сыграл Клавдия), «Шут Балакирев» (где исполнил роль обер-прокурора Павла Ягужинского), «Женитьба» (в роли Анучкина) и «Вишневый сад» (где он изображал брата Раневской Леонида Гаева).
Параллельно с работой в театре, Збруев регулярно снимался в кино. Многогранной и яркой стала его работа в роли лейтенанта Мотовилова в военной драме «Пядь земли». Позже, также весьма заметной стала его роль Сережи Ракитина в фильме «Чистые пруды», сценарий для которого написала Белла Ахмадулина, а также образ сотрудника ОБХСС Александра Алешина в детективе «Два билета на дневной сеанс» режиссера Герберта Раппапорта.
Однако наибольшую популярность Збруеву принесла роль Григория Ганжи, ученика вечерней школы, в лирической комедии «Большая перемена» Алексея Коренева. В этой работе он делил экран с Михаилом Кононовым, Евгением Леоновым и Савелием Крамаровым, что стало достойным отображением жизни рабочих-школьников и их наставников.
Также он принимал участие в совместных советско-японских проектах, как например, «Мелодии белой ночи» (где сыграл художника Федора) и в фильме «Победитель» (где он исполнил роль командира РККА Якова Спиридонова), где встретился с Георгием Тараторкиным и Валентиной Каревой.
Не раз актер снимался в картинах, посвященных Великой Отечественной войне. Наиболее запоминающимися стали роли Александра Спирина в фильме «Шел четвертый год войны…» и капитана Бориса Ермакова в ленте «Батальоны просят огня».
Збруев также исполнил роль деградирующего циркача Валентина Спиридонова в мелодраме «Одинокая женщина желает познакомиться». В следующем проекте он сыграл врача в фильме «Свободное падение», поэта Игоря Белова в драме «Автопортрет неизвестного» и ученого Фридрихсена в притче Марка Захарова «Убить дракона».
Интересным вызовом в актерской карьере стало участие Александра в советско-американском проекте Андрея Кончаловского «Ближний круг», где он сыграл вождя народов Иосифа Сталина.
В девяностые годы Збруев снялся в ряде фильмов, ставших значительными проектами. Например, он превратился в инженера Аларина в экранизации повести Александра Куприна «Впотьмах», где его партнершей стала Светлана Рябова.
С ней же и с Мариной Нееловой он сыграл любовный треугольник в киноленте Дмитрия Астрахана «Ты у меня одна», исполнив роль инженера Евгения Тимошина. Внутренние терзания его персонажа, которого жена считает неудачником, были переданы актером с большой психологической точностью. Эта роль была награждена как лучшая мужская работа на фестивале «Кинотавр» в 1993 году.
В 1997 году состоялся выход детективной мелодрамы Тиграна Кеосаяна «Бедная Саша», где Александр Викторович сыграл талантливого компьютерщика — зека Владимира Березкина, который пытается спасти бизнес банкирши Ольги и по пути влюбляется в нее. Младшая из дочек, Саша (Юлия Чернова) стала своеобразным проводником для мужчины и в конечном итоге подружилась с ним.
Конец девяностых привнес изменения — Збруев сыграл психолога спецслужб в криминальном детективе «Шизофрения», после чего актер заявил о своем намерении прекратить съемки в кино.
В 2000-х годах актер практически не появлялся на экранах. Тем не менее, он снялся в двух главных ролях — Сергея Анатольевича в «Северном сиянии» и Вадима Ершова в «Коже саламандры». Ходили слухи о его серьезных недомоганиях, которые заставили Збруева прекратить съемки.
Совершенно новому Александру театралы смогли насладиться в спектаклях, созданных Константином Богомоловым, таких как «Борис Годунов» и «Князь», основанные на произведениях Федора Достоевского «Идиот». Збруев, делясь своими впечатлениями, выразил надежду, что режиссер предложит ему другую роль, однако оказался приглашен сыграть царя, а не, как он предполагал, персонажа по имени Пимен:
Личная жизнь Александра Збруева
Его первой любовью стала Валентина Малявина, семнадцатилетняя девушка из соседней квартиры, с которой Збруев сначала общался как друг. Ради их официальной регистрации они даже получили согласие райкома комсомола, Однажды Валентина переехала к нему на Мосфильмовскую улицу. Однако, не имея достаточно опыта и подготовки к семейной жизни, а также находясь под влиянием своей мечты стать актрисой, Валентина не смогла адаптироваться к новой жизни. Последней каплей в их отношениях стал аборт, сделанный Валентиной во время отсутствия Александра. После четырех лет совместной жизни пара рассталась, и Збруев долго переживал из-за этой утраты.
Однажды, работая на Мосфильме, Збруев зацепил взгляд на голубоглазую и стройную девушку, играющую Наташу Ростову в фильме «Война и мир». Это была юная балерина Людмила Савельева, которая завоевала огромную популярность после выхода картины. Александр начал ухаживать за красавицей, и в 1967 году они поженились. Вскоре в их семье родилась дочь Наталья, однако трагические события в жизни девушки, связанные с любовными неудачами, сказались на ее здоровье. Наталья долго искала свой путь в жизни, однажды снявшись в фильме «Если верить Лопотухину». В личной жизни у Натальи также не сложилось: она живет с родителями, проявляет интерес к православной литературе и регулярно посещает церковь.
В 1992 году у Збруева была еще одна дочь. Мамой девочки стала актриса Ленкома Елена Шанина. Их служебный роман не перерос в серьезные отношения, но Збруев признал дочку Татьяна, сохранив брак с Людмилой Савельевой, и сумел наладить отношения в обеих семьях.
Татьяна выбрала актерскую стезю и в настоящее время также работает в театре, где служат ее родители. По стопам знаменитых родственников пошел и внучатый племянник Александра Викторовича — Петр Федоров, который стал известным благодаря ролям в таких фильмах как «Обитаемый остров», «Охотники за бриллиантами» и «Перевал Дятлова».
Как сложились судьбы больной родной и здоровой внебрачной дочерей Александра Збруева, который в 86 лет стал дедушкой
Совсем скоро у талантливого актера Александра Збруева состоится день рождения — ему исполнится 86 лет! И хотя в этом возрасте у большинства людей уже имеется большое количество правнуков, Александр впервые стал дедушкой. У него есть две дочери: старшей 56 лет, а младшей 31. Именно младшая дочь Татьяна стала причиной рождения долгожданного внука для народного артиста РСФСР. В последние годы актер настораживает своих поклонников состоянием своего здоровья, и многие надеются, что появление внука окажет положительное влияние на его состояние.
Провел детство в ссылке
Александр появился на свет весной 1938 года, однако через шесть месяцев после его рождения его отец, занимавший должность заместителя министра, был расстрелян. Спустя несколько месяцев после этого семью казненного отправили в ссылку в Ярославскую область, где Александр вместе с родными провел около пяти лет. Мать будущего актера многократно пыталась вернуться домой в Москву, чтобы быть рядом со своим старшим сыном, который родился от её первого мужа.
Во время Великой Отечественной войны Збруевы смогли вернуться обратно в столицу. В детстве Саша рос в не самым лучшем окружении. В школе его репутация хулигана принесла ему плохую успеваемость и постоянные выговоры от учителей, вплоть до того, что его оставляли на второй год.
Долгий период Саша не знал, чем хотел бы заняться в будущем, но в восьмом классе решился стать водителем грузовика. Однако вскоре родственники убедили его поступить в театральное училище Щукина. Они верили, что, как и они, Александр найдет в себе желание заниматься актерским мастерством, так как вся его семья имела связь с театром Вахтангова.
Во время учебы в театральном училище, Збруев попал на курс к Владимиру Абрамовичу Этушу. Эта личность сыграла важную роль в раскрытии его актерского таланта, хотя до этого момента Збруев не проявлял особого интереса к профессии. С первого курса ему пришлось сосредоточиться на учебе и отказаться от своего прежнего образа жизни. В результате, он стал одним из лучших студентов и после завершения учебы гастролировал в труппе театра имени Ленинского комсомола. С того момента его жизнь и карьера стали неразрывно связаны с театром.
Театр и кино
Не дожидаясь официального предложения участвовать в театральных постановках, Александр начал активно выступать во второстепенных ролях и быстро влився в коллектив, который стал для него источником знаний и нового опыта. К 1963 году Анатолий Эфрос, пришедший в театр, увидел потенциал молодого актера и стал развивать его. Под руководством Эфроса, Збруев получил свою первую главную роль в спектакле о Лермонтове. Его блестящее перевоплощение в романтического персонажа с ярким характером и поэтическим дарованием, произвело неизгладимое впечатление на зрителей и критиков, что позволило Александру стать заметной фигурой в театральной среде.