Дочь и сын, родившиеся в официальном браке, стали актерами, продолжив семейную традицию. В семье Гийома Депардье, который трагически ушел из жизни из-за пневмонии, подрастает дочь Луиза. Жюли Депардье, известная актриса, является бабушкой двух мальчиков — Билли и Альфреда, которые родились у ее дочери Жюли.
Основные аспекты запутанной жизни Жерара Депардье
Жерар Депардье, признанный на международной арене актер, сыграл более 200 ролей в кино и всегда будет ассоциироваться с образом типичного француза, чей аппетит к вину и гастрономическим изыскам сопоставим с его мощным характером. Этот артист характеризуется потрясающей работоспособностью, так как каждый год участвует в различных кинокартинах, а также выступает в качестве бизнесмена, имеющего интересы в множестве разных сфер.
Депардье продемонстрировал свою универсальность, занимаясь работой в самых разных жанрах, от драм до исторических фильмов, комедий и триллеров. Тем не менее, его жизнь является глубоко многослойной и насыщенной, в ней не обошлось без противоречий и трагических моментов. Давайте подробнее рассмотрим запутанный путь Жерара Депардье. Или, как сказали бы сами французы, allons!
Детство будущего актера
Путь Жерара Депардье к мировому успеху начался в очень скромных условиях. Он родился в 1948 году и провел свое детство в бедной семье в Шатору, вместе с пятью братьями и сестрами. Его отец, Рене, был человеком, не умевшим читать, который боролся с алкоголизмом и тяжело зарабатывал на жизнь, работая слесарем. Родителям Депардье было нелегко обеспечить семью, и они далеко не всегда могли проявлять светлые чувства по отношению друг к другу. Однажды вспоминая своих родителей, Депардье признался, что они никогда не могли сказать друг другу «Je t’aime» (фр. «Я люблю тебя»), и он редко видел, чтобы они проявляли жесты привязанности.
Несмотря на все трудности, молодой Депардье обладал амбициями и стремлениями. Он бросил школу в возрасте 13 лет и начал работать в пекарне, а затем в типографии, но вскоре оказался на скользком пути мелких преступлений и уличных драк. В конечном итоге он был задержан и отбывал наказание за свои проступки. В своей автобиографии он отметил, что провел три недели за решеткой за кражу автомобиля. Однако некоторые эксперты считают, что это одна из тех историй, которые Депардье любит embellir (фр. «приукрашивать»). Как сообщила газета The Guardian в 2005 году, на самом деле его пребывание в тюрьме длилось всего несколько дней.
Детство и юность
Жерар Депардье, звездный актер французского кино, появился на свет в декабре 1948 года в Шатору в семье бедного жестянщика Рене. По знаку зодиака он является Козерогом. Послевоенное время было сложно для его семьи. Заработок Рене не хватал даже для обеспечения основных потребностей. Депардье жил на средства социальной помощи. Его старший брат Аллен родился в 1945 году, за ним последовала сестра Елена. А когда в 1949 году появился на свет Жерар, материальные трудности усугубились — Рене начал пропадать и тратить последние деньги на алкоголь. В течение семи лет в семье Депардье появилось еще двое братьев и сестра.
Суровые условия жизни сформировали холодный и безразличный характер его родителей. Из-за недостатка внимания со стороны матери и отца Жерар начал заикаться, предпочитая общаться жестами или просто молчать. Несмотря на трудности, в начальной школе он учился неплохо, но позже его успеваемость существенно ухудшилась.
В 1951 году в Шатору, в рамках программы НАТО, открывается американская авиабаза. Это событие сыграло значительную роль как для местных жителей, так и для самого Жерара. База стала рождением новой культуры, которая подарила возможность познакомиться с зарубежной музыкой, искусством и, что важно, с американским кино. Первые американские фильмы Жерар увидел именно на этой базе во время своего подросткового возраста.
Со временем поведение и успеваемость Жерара значительно ухудшились, что привело к тому, что сложный подросток оставался в одном классе еще на год. В 1962 году он завершил обучение и с облегчением покинул школу, получив документ о неполном среднем образовании. Высокий и во многом выглядел старше своих сверстников, он устроился работать в типографию.
Вскоре Жерар попал в сомнительное окружение своих сверстников, которые занимались воровством топлива на авиабазе и другими противоправными действиями. Однажды к Депардье пришли полицейские с обыском, но ничего не найдя в его доме, посоветовали родителям отправить сына в колонию для несовершеннолетних. Отец отказался от этой идеи. Однако вскоре Жерар все же попал в тюрьму на три недели, когда его поймали с друзьями на горячем. В тот момент юноше было всего 16 лет, что позволило ему выйти на свободу.
Жерар мог бы остаться в Шатору, если бы один из его друзей не пригласил его в Париж. Друг учился на актёрских курсах. Сбежать из дома для Жерара не составило труда: он делал это часто. Он отправился в столицу Франции и, за компанию с другом, решил посмотреть, чем он занимается.
На курсе был один эксцентричный преподаватель, который заметил юного и высокорослого парня, выделяющегося среди своих ровесников, и предложил ему показать пантомиму на тему, заданную для выступления. Благодаря своему опыту общения жестами, это задание оказалось для него довольно простым. Преподаватель, впечатлённый увиденным, предложил талантливому юноше остаться и продолжить обучение в театрализованной школе известного французского педагога Жан-Лорана Коше.
Фильмы
Жан-Лоран Коше отправил Депардье к логопеду и даже оплатил его обучение. Жерар, который по времени знакомства с заботой о себе всегда был насторожен, быстро изменился. Он начал упорно трудиться над собой: исправлять произношение, читать классическую литературу, посещать художественные выставки и музеи. Таким образом, он стал наиболее старательным учеником Коше.
Кинематографическая биография Жерара Депардье стартовала в середине 60-х годов. Его дебют состоялся в короткометражном фильме Роже Ленара под названием «Битник и барышня», где он исполнил роль битника. Затем он сыграл безымянного хиппи в полнометражной картине Аньес Варды «Навсикая». Это время стало для французского кино важным переходным периодом — оно потихоньку отказывалось от обыденных рафинированных образов в пользу брутальных персонажей, что стало крайне популярно среди молодежи.
Начало 70-х годов стало замечательным периодом для кинематографической карьеры Депардье. Он снялся в нескольких значимых картинах, среди которых особенно выделяются мелодрама Жака Дере «Немного солнца в холодной воде», криминальная драма Хосе Джованни «Скумон: приносящий беду» и драма авангардистки Марго Дюрас «Натали Гранжье».
Слава пришла к актеру с ролью Жан-Клода в провокационном фильме Бертрана Блие «Вальсирующие», вышедшем в 1977 году. Эта лента живописно рассказала о харизматичных неудачниках, любивших кутить и легко влезать в криминальные приключения. Жерару снова повезло играя персонажа, отражающего его самого, и он прекрасно исполнил эту роль. Фильм имел огромный успех, его как обожали, так и критиковали, но равнодушных не осталось. Благодаря этому успеху Депардье стал невероятно популярным.
Тем не менее, Жерар не хотел оставаться надолго в одном амплуа. Он стремился попробовать себя в других образах и характерах, что удалось в фильмах «Последняя женщина», в котором снялась Орнелла Мути, и «Приготовьте носовые платки». В 1976 году Депардье посчастливилось работать с режиссером Бернардо Бертолуччи в картине «Двадцатый век». В этом фильме, помимо французского актера, снялись Роберт Де Ниро, Доминик Санда и Дональд Сазерленд.
Скоро Депардье начали награждать за его работы. Первую кинонаграду «Сезар» он получил за мелодраму Франсуа Трюффо «Последнее метро», где снялся вместе с Катрин Денев, после чего последовали и другие престижные награды.
В начале 80-х годов Жерар начал активно участвовать в комедийных фильмах, что принесло ему очередную волну общественной любви и популярности. Мало кто остался равнодушным к таким кинокартинам, как «Инспектор-разиня» и «Тартюф». Появление Депардье на экране в паре с Пьером Ришаром закрепило за ним грандиозный успех. Первым фильмом их успешной дуэты стала комедия «Невезучие», где также снялся Жан Рено. После успеха этой ленты их творческий путь продолжился в следующих частях трилогии режиссера Франсиса Вебера «Папаши» и «Беглецы».
К середине 80-х годов Жерар Депардье стал признанной звездой мирового кино. Он блестяще играл роли в фильмах разных жанров: от комедий до боевиков и драм.
Не менее успешно артист прошел и через начало 90-х. Главная роль в «Сирано де Бержераке» оказалась для него самой значимой и любимой. Жерар вновь продемонстрировал свою способность гениально перевоплощаться в совершенно разные образы. За эту роль он был награжден на Каннском фестивале, а сам фильм завоевал Оскар, несколько Сезаров, Пальмовую ветвь и другие престижные награды.
После выхода на экраны этой картины перед Депардье открылись двери Голливуда. Вместе с Энди Макдауэл он снялся в ленте «Вид на жительство», за которую получил Золотой глобус. Следующей значимой работой стала комедия «Между ангелом и бесом», где он составил отличный дуэт с Кристианом Клавье, заставляющим зрителей смеяться до слез.
Скандалы с Жераром Депардье
Жерар Депардье неоднократно становился участником различных скандалов. В 2009 году он ударил журналиста, за что был оштрафован на крупную сумму.
Во время перелета из Парижа в Дублин его не пустили в туалет до момента взлета самолета, после чего он начал справлять нужду прямо в салоне. Однажды артист вышел на сцену в состоянии сильного intoxication (англ. «опьянения»), что привело к срыву спектакля. Незадолго до этого он подрался в ресторане с соседями по столику.
16 декабря 2020 года Депардье стали предъявлены обвинения в изнасиловании и сексуальном посягательстве, однако никаких мер предостережения в отношении него не было принято.
В недавнем документальном фильме 13 женщин также обвинили Депардье в сексуальном насилии. Три из них уже дали показания в суде, тогда как другие предпочли сохранить свои имена в тайне.
Фото: www.globallookpress.com / imago stock&people
Депардье свою вину не признает. Он заявил: «Для меня обидеть женщину — это все равно что ударить собственную мать ногой в живот».
На фоне растущего скандала 50 деятелей культуры Франции, в том числе Пьер Ришар, выразили свою поддержку актеру, напоминая о принципе презумпции невиновности.
«Жерар Депардье, возможно, величайший из актеров, последнее священное чудовище кино. Мы больше не можем оставаться молчаливыми перед лицом линчевания, недопустимого потока ненависти по отношению к его личности, который осуществляется безжалостно, в полном смешении и вопреки презумпции невиновности, которой он заслуживает, как и любой другой гражданин, не будь он тем гигантом кино, какой он является», — гласит совместное заявление.
Яркая фильмография Жерара Депардье
Фото: Кадр из к/ф «Двадцатый век», режиссёр Бернардо Бертолуччи, 1976 г.
Эпический фильм демонстрирует жизни двух мужчин — Альфредо и Ольмо, которые родились в одно и то же время и в одном регионе, но в совершенно разных семьях. Сквозь призму их судеб раскрываются знаковые события Италии первой половины XX века.
Фильм получил неоднозначные отзывы мировых критиков. Первая версия картины длилась 5 часов и 17 минут, и в ней были сцены с убийствами животных, а также эротические сцены с участием Жерара Депардье, Робертом Де Ниро и Стефанией Казини.
Карьера во Франции
Депардье снялся в ряде фильмов Блие. Через пять лет режиссёр снял криминальную комедию «Холодные закуски», а еще через семь — мелодраму «Вечернее платье», а в 1989 году — драму «Слишком красива для тебя». За ней последовали «Спасибо, жизнь» (1991), «Актеры» (2000) и «Сколько ты стоишь?» (2005). Во всех этих проектах Депардье играл одну из центральных ролей.
В 1970-х годах актеру часто предлагали роли, отражающие его юность: он сыграл боксера, которому остро нужны деньги, в фильме «Венсан, Франсуа, Поль» (1974), мелкого уголовника в «Убийце» (1971) и молодого человека, выросшего в бедной крестьянской семье во время Первой мировой войны, в «Двадцатом веке» (1976).
В следующем десятилетии Депардье расширил свои границы актерского амплуа, добавив в свою фильмографию роли музыканта и романтического героя в «Я вас люблю» (1980), а также актёра, связанного с Сопротивлением во времена оккупации Франции, в «Последнем метро» (1980) — в обеих картинах он снимался с Катрин Денев. После этого актёр сыграл детектива и журналиста в комедиях «Невезучие» (1981) и «Папаши» (1983) в паре с Пьером Ришаром, а также горбуна-фермера в вестерне «Жан де Флоретт» (1986) с Ивом Монтаном и Даниэлем Отоем и усовершенствовал образ офицера и поэта Сирано де Бержерака в одноименном фильме 1990 года.
Депардье работал как в полнометражном кино, так и в сериалах. В 1998 году, например, он сыграл главную роль в мини-сериале «Граф Монте-Кристо», а его сын Гийом исполнил роль Эдмона Дантеса в юности. В нескольких частях кинокомикса, снимаемого с 1999 по 2012 год «Астерикс и Обеликс», он представил новую грань таланта, играя вымышленного галла-силача. В другом мини-сериале «Отверженные» (2000) он сыграл главную роль Жана Вальжана.
В 2006 году в киноальманахе «Париж, я тебя люблю» Депардье проявил себя не только как актер, но и как режиссер в одной из короткометражных частей. На тот момент у него уже был опыт работы с камерой: в 1984 году он снял «Тартюфа» по пьесе Мольера, а в 1999 году — мелодраму «Мост меж двух берегов», где также исполнил главную роль.
Критиками высоко оценены биографические картины «Жизнь в розовом цвете» (2007) о судьбе Эдит Пиаф, где он сыграл владельца кабаре Луи Лепле, который открыл миру талант этой певицы, «Враг государства №1» (2008) о французском уголовнике Жаке Месрине и российско-португальский мелодраматический сериал о жизни знаменитой шпионки времен Первой мировой войны Мата Хари (2017), где также заметны были актрисы Светлана Ходченкова и Александр Михайлов.
С 1970-х до начала 2000-х годов Депардье активно играл в театрах, включая постановки «Галапагосы» (1971) в Театре Мадлен, «Тартюф» (1983) в Национальном театре Страсбурга и «История солдата» (1996) в театре Елисейские поля.
Международная карьера
Мастерство исполнения разноплановых ролей и выразительная внешность открыли для Депардье двери в Голливуд.
Наиболее известными его зарубежными работами стали «Вид на жительство» (1990) с Энди Макдауэл, «1492: Завоевание рая» (1992) режиссера Ридли Скотта, «Богус» (1996) с Вупи Голдберг и «Человек в железной маске» (1998) с такими голливудскими звездами, как Леонардо Ди Каприо, Джон Малкович и Джереми Айронс.
В 2002 году он снялся в европейском проекте совместного производства Норвегии, Швеции, Дании, Германии и Франции — драме «Я — Дина».
Не раз Депардье участвовал и в итальянских фильмах, например в «Нечестной конкуренции» (2001) и «Только между нами» (2002) с Софи Лорен и Мирой Сорвино.
Также на его счету британско-канадский проект «Ограбление по-французски» (2003).
В очередной раз он вернулся в Голливуд в 2006 году, снявшись в комедийной мелодраме «Последний отпуск» с Квин Латифой.
С начала 2000-х годов актер также начал принимать участие в российских проектах, таких как фильм «Зависть богов» (2000) с Верой Алентовой, сериал «Убойная сила» (2003, пятый сезон) с Константином Хабенским и телефильм «Распутин» (2011) с Владимиром Машковым.
В 2010 году он сыграл в комедийной драме казахстанского режиссера Сабита Курманбекова «Поздняя любовь».
В 2012 году Депардье вновь появился в голливудском проекте — оскароносной приключенческой драме «Жизнь Пи».
В последние годы актер снимался в основном во французском кино, среди которых драмы «Шахматист» (2019) и «Мужчины» (2020), детектив «Мегрэ и таинственная девушка» (2022) и комедия «Неувольняемый» (2022).
Кроме того, рядом с Депардье стояли несколько громких проектов, которые не состоялись. В 2012 году он планировал сняться в фильме по сценарию дочери экс-президента Узбекистана Ислама Каримова — Гульнары, где должен был сыграть роль бывшего главы Международного валютного фонда Доминика Стросс-Кана, попавшего в скандал с домогательствами к горничной, а также исполнения роли экс-президента Чечни Ахмата Кадырова в картине «Сердце отца».
Неизвестный актер с Запада
В первый раз советские зрители узнали о Депардье в 1975 году, однако вряд ли тогда смогли оценить его актерское мастерство. Звезда драмы «Двое в городе» была в роли Далона и Жана Габена, а молодой Депардье исполнил роль третьего плана; фильм был снят за два года до его появления в советском прокате. Через два года еще одним фильмом, в который он вошел, стал «Семь смертей по рецепту» (в нашей стране его назвали «В сетях мафии»), который тоже оказался практическим незамеченным. В 1980 году вышли картины «Собаки в городе» и «Мой американский дядюшка», но они также не произвели особого впечатления на советский зрительский рынок. Однако именно через комедию Клода Зиди «Инспектор-разиня» Депардье сумел завоевать российское общественное внимание, где он дебютировал с известным комиком Колюшем. Интересно, что советские прокатчики в тот момент не придавали значения этому фильму, но его сеансы были почти такими же успешными, как у «Спортлото-82» Леонида Гайдая.
В 1980-е годы Депардье стал довольно широко известен в Советском Союзе, вновь благодаря комедиям. Теперь его партнером был Пьер Ришар, а трилогия, которая включала такие фильмы, как «Невезучие», «Папаши» и «Беглецы», была осуществлена режиссером Франсиса Вебера, который также является известным сценаристом в мире комедий. Известно, что «Невезучие» в 1983 году посмотрели около 30 миллионов зрителей — такое количество можно было считать большим успехом в то время. Однако последующие части получили меньшую популярность, поскольку времена менялись, и началось наступление американского кино, с которым французские комедии для взрослой аудитории (для зрителей старше 16 лет) уже не могли эффективно конкурировать.
После СССР
Тем не менее, даже те зрители, которые посмотрели трилогию о беглецах (а также «Инспектора-разиню»), позволили Депардье остаться популярным актером на постсоветском пространстве. Ему прощали даже то, что он отказался от комедий и начал сниматься в серьезных фильмах, среди которых были толковые и запоминающиеся работы, такие как «1492: Завоевание рая» Ридли Скотта или цикл фильмов об Астериксе и Обеликсе. В общем, если бы Депардье был музыкантом, то, вероятно, он бы стал постоянным участником какого-нибудь «Дискотеки 80-х». Но он актер, поэтому появлялся, например, в одном из эпизодов «Убойной силы» или исполнил роли Сталина и Распутина.
Интересно, что в фильмографии Депардье есть забавный момент: в 2003 году он вновь снялся у Франсиса Вебера в комедии, чья сюжетная линия во многом повторяет фильм 1981 года «Невезучие». В нашем прокате новая картина была названа так же, но это исключительно особенности локализации. В оригинале фильмы имеют абсолютно разные названия (Приманка и Замолчи), а в них у Депардье совершенно разные роли. В паре с Ришаром он предстал мужественным и сильным, а в новом фильме с Жаном Рено — неудачливым и слабым. Но его талант позволял исполнить любую из ролей.