Он осознает, что больше не является частью ее жизни, и в этой новой реальности решает остаться и продолжить свою работу — он историк. Ему важно привить ученикам умение мыслить критически, а не слепо следовать чужим взглядам. Таким образом, выйдя из школы, они смогут создать новую систему, основанную на совершенно других ценностях и принципах.
Печерникова и Тихонов стали супругами. Тайны фильма «Доживем до понедельника»
28 октября 1968 года на экраны вышел двухсерийный черно-белый фильм, созданный Станиславом Ростоцким, под названием «Доживем до понедельника». Прошло уже 55 лет, а эта картина по-прежнему вызывает интерес и смотрится легко, как и в те далёкие времена. Хотя с тех пор страна, школьники и учителя претерпели значительные изменения…
Тема фильма была признана опасной
Когда Ростоцкий решил снять фильм о размытом внутреннем состоянии и сомнениях учителя в себе и своих методах, начальство Госкино немедленно узнало о этой идее и сочло её опасной. Сразу же было направлено письмо в Министерство культуры с требованием запретить съемки. Тем не менее, директор киностудии имени Горького Григорий Бритиков, приняв решение на себя, разрешил продолжать процесс создания фильма. В любой момент его могли остановить, и эта мысль оказывала давление.
Возможно, именно поэтому фильм был завершён рекордно быстро — всего за три с половиной месяца. Съемки проходили в недавно открывшейся московской школе № 234 (в наши дни это Первый Московский образовательный комплекс), расположенной по адресу ул. Тихомирова, д. 10 (в районе Северное Медведково, который только начинали застраивать). Процесс съемки оказался организованным таким образом, что проводился в основном внеурочное время. Ученики школы не были задействованы в массовых сценах, поскольку на площадку привозили других подростков. Следует отметить, что многие кадры снимались в павильоне.
В эпизоде, когда за окном школы дождь, окна поливались водой из пожарных шлангов. Директор, который был ветераном войны и имел протез вместо ноги, проявлял живую заботу о сохранности здания, так как школа была совершенно новой для района.
Сюжет фильма
Фильм «Доживем до понедельника» охватывает три дня из жизни обычных девятиклассников, учащихся в средней школе.
В школу приходит новый английский учитель — молодая Наталья Сергеевна Горелова. Её внимание привлекает бывший классный руководитель Илья Семенович Мельников, который пользуется уважением как у студентов, так и у коллег. Однако сам он переживает глубокий личный кризис.
Мельников — красивый, еще не старый фронтовик, чувствует, что его жизнь проходит мимо, так и не приобретя смысл. Оставшиеся идеалы юности не были реализованы, а мир вокруг него кажется несовершенным, как и его ученики. Наталья давно влюблена в своего мрачного коллегу, но ему нелегко ответить на её чувства. Также у Светланы Михайловны, завуча и учительницы русского языка, также имеется тайная привязанность к Мельникову, однако её чувства не встречают ответной реакции.
Наталья начинает обучать девятиклассников и постепенно знакомится с ними. Эти почти взрослые юноши и девушки вызывают у нее одновременно восхищение своей искренностью и тревогу своими необычными идеями. Один из студентов, поэт и бунтарь Гена, всё еще влюблён в свою симпатичную одноклассницу Риту, но Рита больше привязана к харизматичному Косте.
В четверг один из студентов приносит в класс воробья, который каким-то образом оказывается в пределах класса. Наталье удается организовать усилия класса для поимки птицы, и она сама активно участвует в этом процессе. Однако, после нарушения субординации, она получает выговор от Мельникова, что меняет её отношение к ученикам. Восприняв это как предательство, девятиклассники решают бойкотировать её следующий урок.
В пятницу, после бойкота, Наталья извиняется перед классом, и студенты прощают её. Но на уроке русского языка возникает неловкая ситуация. Светлана Михайловна начинает обсуждение сочинения одной из учениц и критикует её за то, что она, выбрав относительно свободную тему о счастье, написала, что будет счастлива лишь тогда, когда влюбится и создаст семью.
Это поведение учительницы легко объяснить: она несчастлива в личной жизни и не рассчитывает на взаимность тех чувств, которые испытывает. Но ученики не понимают её страданий и по юношеской наивности устраивают ей разнос. Некоторые, включая Гену, не сдают сочинение — у каждого своя трактовка понятия счастья. К концу урока Гена записывает единственную строчку: “Счастье – это когда тебя понимают”.
Тем временем Илья Семенович обращается к директору школы, заму и старому другу. В сердцах он говорит, что желает уйти. Однако тот уговаривает его взять отпуск на время.
После классного собрания Гена приглашает Риту на серьезный разговор. Она прямо говорит ему, что не может ответить на его чувства. В ответ парень насмехается, утверждая, что прекрасно себя чувствует, оставаясь в состоянии влюбленности. В финале картины, поздним вечером, воспользовавшись тем, что сторож дремлет, Шестопал крадет из учительской сочинения своих одноклассников и устраивает им “аутодафе”…
Объяснение окончания фильма
Утром Светлана Михайловна обнаруживает, что в классе произошел инцидент: она видит остатки от сожжённых сочинений и язвительный стишок про журавля в небе. Генка признаётся в краже, однако возмущенная учительница отправляет его к директору, в то время как Мельников пытается оправдать юношу.
Один из учеников сообщает, что, вероятно, Илья Сергеевич скоро уйдет из школы. Вернувшись в класс в конце урока, Мельников в своей обычной манере говорит ученикам, что пришло время попрощаться. Ребята замирают в ожидании, но учитель, не замечая паузы, завершает фразу: “до понедельника”.
Смысл заключительных моментов фильма «Доживем до понедельника» напрямую связан с названием картины. Школьный день начинается именно с понедельника, однако нас иллюстрируют события только трёх дней — четверга, пятницы и субботы. В этот момент отношения между учениками и их учителями сопровождаются ссорами и конфликтами.
На последнем уроке в субботу происходит переломный момент: Мельников встаёт на сторону своего ученика, умного и честного Генки Шестопала, что приводит к установлению особых, доверительных отношений между ним и ребятами. Это именно тот идеал, к которому они стремятся. Всего за короткий промежуток времени Илья Семенович переосмысливает своё существование, работу и осознает, что, несмотря на трудности, он останется с ними. Это происходит не вопреки обстоятельствам, а благодаря понимающим взглядам своих учеников. Он понимает, почему избрал профессию учителя, и осознает, что продолжит свою миссию…
Классный час
Благодаря кастингу в 10 Б классе, главные роли исполняли не профессиональные актеры, а настоящие школьники, за исключением нескольких ключевых персонажей.
Так, Ольга Остроумова была замечена ассистентом режиссера Станислава Ростоцкого во время вступительных экзаменов в ГИТИС. На кастинге её одели в школьную форму, сделали фотографии, после чего практически сразу утвердили на роль Риты.
Игорь Старыгин, который сыграл Костю Батищева, на момент съемок уже был студентом четвёртого курса. Сначала Ростоцкий отклонил его кандидатуру, полагая, что он выглядит чересчур взрослым для роли школьника. Однако судьба распорядилась иначе, и он попал в фильм, что сразу же сделало его известным.
Ассистенты отметили контрастного студента второго курса циркового училища Юрия Чернова для роли весельчака Сыромятникова в коридоре киностудии, где он играл массовку красноармейца в фильме о Блюхере.
Валерий Зубарев, сыгравший влюбленного в Риту Генку Шестопала, на момент съемок был 16-летним школьником, уже имеющим опыт в детских фильмах. Однако это не помогло ему поступить во ВГИК, и он выбрал торговый техникум, после чего работал на различных должностях, включая директора магазина. Время от времени он продолжал сниматься в кино, но без прежнего успеха.
Звонок на перемены
Получение разрешения на съемки от Госкино затянулось. В результате, Григорий Бритиков, директор киностудии имени Горького, рискнул и принял решение начать съемки без формального разрешения.
Для того времени это было крайне рискованным шагом, потенциально грозившим ему серьёзными последствиями. «Мы понимали, что в любой момент фильм могут закрыть, поэтому работали очень быстро — сняли фильм всего за три с половиной месяца», — вспоминал Ростоцкий.
Однако киночиновники восприняли фильм крайне негативно. Произведение обвинили в искажении образа советского учителя и подрыве авторитета системы образования.
В Госкино пришли к выводу, что выпуск фильма стал самым большим просчетом киностудии. А в Министерстве культуры Ростоцкому сказали, что фильм, безусловно, хорош, но выпускать его в таком виде совершенно недопустимо.
Официальные лица потребовали от Станислава Ростоцкого внести в фильм 29 правок. Ростоцкий согласился только на три изменения.
Подлинно значительным на момент съемок было выражение, когда Наталья Сергеевна задаёт вопрос о сочинении на тему счастья, и Мельников с иронией отвечает: «Все напишут, что счастье в труде». Это был лозунг, произнесённый Леонидом Брежневым на комсомольском съезде. Вместо этого он сказал: «Все напишут как полагается».
Также недовольство чиновников вызвала фраза о том, что «бумага всё стерпит» — её переозвучили на «можно переписать диссертацию».
Кроме того, подверглась критике сцена профсоюзного протеста, когда ученики покидают класс. На фоне событий Пражской весны её посчитали слишком политически рискованной. Пришлось добавить запись звонка, который объявлял окончание урока, и звук этой записи не попадал в массовый прокат.
Но даже после всех исправлений выход фильма в прокат остался под вопросом, и он пролежал на полке полгода.
Первый закрытый показ картины состоялся в Доме кино на Всесоюзном съезде учителей. Зрители смотрели картину в полном молчании, и артист, присутствовавший на показе, даже расплакался и выбежал из зала. Однако после финальных титров зал заполнился овациями: учителя аплодировали стоя и восклицали «Молодцы!» в адрес актёров и режиссера.
«Доживем до понедельника» был признан первым правдивым фильмом о школе, что сподвигло руководство киноиндустрии выпустить его в прокат.
Фильм получил Гран-при на Московском кинофестивале и Госпремию СССР.
С тех пор зрители вновь и вновь пересматривают эту трогательную ленту и всегда соглашаются с самым важным мессиджем главного героя: счастье — это когда тебя понимают.
Ранее сайт Pravda-nn.ru сообщал о том, что ремейк фильма «Москва слезам не верит» станет сериалом.
На данный момент в Нижнем Новгороде ограничено движение транспорта.
Нижегородка сможет получить 130 тысяч рублей в компенсацию за поездку в Египет, сорванную из-за проведения мероприятий МВД.
Современная жизнь обычной школы
С конца 60-х годов ничего не изменилось в школьной среде. Старшеклассники по-прежнему восхищаются молодыми педагогами, а строгие пожилые учителя, не найдя понимания в личной жизни, частенько срываются на своих учениках. В современных школах тоже можно встретить как искренних провинциалов, так и циничных юношей-девятиклассников. Образы, представленные в картине, были проработаны с глубоким пониманием психологии и достоверностью.
Важно отметить, что одним из ключевых факторов, способствующих долговечности фильма, является харизма главного персонажа. Как же прекрасно исполнил свою роль Вячеслав Тихонов! Его герой-педагог вызывает неугасимое уважение и становится для многих образцом для подражания во все времена.
Интересные факты о фильме «Доживем до понедельника»
Доживем до понедельника — это единственный фильм Станислава Ростоцкого, в котором он снял свою жену, актрису Нину Меньшикову.
По сценарию, Костя Батищев, которого сыграл Игорь Старыгин, должен был быть модником. Однако творческая команда не могла найти дефицитные джинсы его размера, и по счастью, на складе студии они нашли отрез японского джинсового материала, из которого костюмеры сшили брюки, украсив их соответствующими заклепками и биркой. Но этого показалось недостаточно, поэтому режиссер отдал Старыгину свою роскошную американскую куртку, отметив с удовлетворением: «Вот теперь ты пижон!»
Ольга Остроумова, для которой роль Риты Черкасовой стала дебютом в кино, на съемках сильно волновалась, что приводило к различным курьезам. В эпизоде, когда её персонаж бьет Гену Шестопалова пощечиной, Остроумова на первом дубле переусердствовала и сильно ударила Валерия Зубарева. След от удара долго не проходил, и актеру приходилось делать компрессы. При съемках следующих дублей Зубарев, чувствуя уже на себе силу удара Остроумовой, невольно жмурился, что приводило к недовольству с точки зрения качества съемки. В итоге решили оставить именно первый вариант, как самый удачный.
Сценарист фильма Доживем до понедельника, Георгий Полонский, по первому образованию является педагогом.
Съемочная группа фильма «Доживем до понедельника»
Режиссер фильма Доживем до понедельника: Станислав Ростоцкий
Автор сценария фильма Доживем до понедельника: Георгий Полонский
В ролях: Вячеслав Тихонов, Ирина Печерникова, Нина Меньшикова, Михаил Зимин, Надир Малишевский, Дальвин Щербаков, Ольга Жизнева, Людмила Архарова, Валерий Зубарев, Ольга Остроумова и другие
Оператор: Вячеслав Шумский
Композитор: Кирилл Молчанов
Дата премьеры фильма Доживем до понедельника: 11 августа 1969 года