Спасение студентов от исключения из комсомола произошло благодаря заступничеству Евгения Дунаевского и известного кинорежиссера Ивана Пырьева. Однако Евгению все же пришлось покинуть ВГИК. После этого инцидента отношения Дунаевского и Татьяны Конюховой быстро ухудшились. Новоявленную артистку раздражали постоянные вечеринки и шумные компании друзей жениха, которые стали преградой для общения с невестой.
Счастье с третьей попытки. История Татьяны Конюховой
Татьяна Конюхова, звезда таких фильмов, как «Майская ночь, или Утопленница», «Разные судьбы» и «Женитьба Бальзаминова», долгое время искала своего достойного мужчину. Два ее брака оказались неудачными, но третий стал действительно счастливым. Сегодня, в свой 91-й день рождения, Татьяна Конюхова продолжает вдохновлять.
В детстве Татьяна была известна во дворе как «Танька-артистка»: она обожала кино и постоянно устраивала театрализованные представления, воспроизводя сцены из любимых фильмов. С самого раннего возраста, с пяти лет, она мечтала стать актрисой, но в то время ее смущал тот факт, что все кинозвезды, подобные Любови Орловой и Людмиле Ладыниной, были настоящими красавицами. Мама же говорила о Тане: «Ну ты-то куда в калашный ряд?». Тем не менее, в 1949 году, когда во ВГИК проводился конкурс, на который претендовали 800 человек на одно место, Татьяна из Ташкента успешно прошла отбор с первого раза.
Майская ночь
Учаясь на втором курсе, Татьяна получила приглашение от самого Александра Роу сыграть в фильме «Майская ночь, или Утопленница». И с этого момента она, будучи обычной студенткой, стала знаменитой. Ее портреты украсили центральные улицы Москвы, и она стала объектом восхищения, многие просили у нее автографы. В тот момент Татьяна, наверное, была одной из самых счастливых девушек в Советском Союзе.
Однако в личной жизни у Татьяны все шло не так гладко. Ее первой любовью оказался Евгений Дунаевский, сын знаменитого композитора Исаака Дунаевского. Между ними возникли настоящие чувства, и они планировали пожениться после окончания учебы. Но их отношения разрушила ужасная криминальная история. В один из праздников большая компания отдыхала на даче у Дунаевского. Женя уже уснул, а остальные танцевали и слушали музыку. Неизвестный парень и девушка, воспользовавшись тем, что никто не смотрит, взяли ключи от его машины и уехали покататься.
Что именно произошло дальше, никто не видел: парень утверждал, что девушка сама захотела сесть за руль, и на большой скорости врезалась в дерево, в результате чего погибла.
На даче вскоре появилась милиция, начались долгие разбирательства и громкий скандал. Обсуждалось, неужели «золотой молодежи» опять все сойдет с рук. Газеты пестрели материалами на эту тему, и товарищей из компании вызывали на комсомольские собрания. Когда Исаак Дунаевский умер от сердечной недостаточности, по стране поползли слухи о том, что это было самоубийство, и что композитор не смог вынести позора. В итоге Татьяна и Женя расстались, и замуж за него она так и не вышла.
Фильмы с Татьяной Конюховой
Во время одного из студенческих спектаклей талант Татьяны заметил Александр Роу и пригласил её на роль в фильме «Майская ночь, или Утопленница». Эта кинолента была снята в стереоскопическом формате, что на тот момент являлось настоящей редкостью. Роль в этом фильме стала для Конюховой знаковой. Афиши «Майской ночи» с фотографией ее героини, красавицы Ганны, обклеили центральные улицы Москвы, что только усугубляло публичность Татьяны.
Съемки фильма не обошлись без неожиданных ситуаций. Во время озвучивания своей роли юная Татьяна растерялась; ей просто не хватило опыта. Поэтому режиссеру пришлось пригласить другую артистку для этой задачи. Этот инцидент помог осознать Татьяне дальнейший шаг — для своей актерской карьеры он имел большое значение. Ужаснувшись собственным сомнением в таланте, она написала заявление с просьбой оставить ее на второй год в ВГИКе, и деканат удовлетворил ее просьбу.
Вернувшись к учебе, Татьяна начала занятия с другими мастерами — Ольгой Пыжовой и профессором Борисом Бибиковым. Эти известные педагоги воспитали многих любимых советских актеров, включая Нонну Мордюкову и Вячеслава Тихонова. В числе ее однокурсников были такие талантливые ребята, как Изольда Извицкая, Надежда Румянцева и Майя Булгакова.
Вместе с еще одной однокурсницей, Руфиной Нифонтовой, Татьяна получила приглашение на съемки в фильме «Хождение по мукам». Худсовет утвердил Конюхову на главную роль Даши после удачных пробы. Из-за этой договоренности актриса отказалась от многих значимых ролей, которые могли сделать ее настоящей легендой кино.
Эльдар Рязанов видел белокурую и голубоглазую красавицу в образе Лены Крыловой в культовом фильме «Карнавальная ночь». Но Татьяна, ценившая драматические роли выше комедийных, отказалась, советуя вместо себя рассмотреть Людмилу Гурченко.
Татьяна также могла бы сыграть Веронику в фильме «Летят журавли». Однако и в этом случае она сказала «нет». Ее страсть к исполнению главной роли в экранизации великих произведений Алексея Толстого оказалась настолько сильной, что, когда вскоре её вызвали на Мосфильм, чтобы начать съемки «Хождения по мукам», желаемую роль отдали другой актрисе.
Я не смогла простить предательства, — вспоминала об этом случае Татьяна Конюхова. Эти слова стали названием документального фильма, созданного к её 85-летию и повторно показанного в эфире в 2020 году.
Позже выяснилось, что режиссера Григория Рошаля не отпустила Татьяну его жена — драматург Вера Строева. Возможно, она ревновала или считала, что на экране слишком много девушек.
Постановщик пообещал Татьяне роли в будущих картинах. Оскорбленная Конюхова запретила ему приближаться к ней ближе чем на метр и заявила, что, даже если останется без работы, с ним сниматься не будет. Из глубокой депрессии ее выбрала роль в фильме «Олеко Дундич», которая была специально добавлена в уже готовый сценарий именно для нее.
Несмотря на специалистам, которые предсказывали ей карьерный крах, профессиональная жизнь Татьяны складывалась успешно. Она обрела популярность благодаря ярким драматическим образам в знаменитых фильмах 50-х годов. Тем не менее, в ее фильмографии есть и комедийные роли, например, в «Женитьбе Бальзаминова». Режиссер Константин Воинов собрал в этом фильме множество советских знаменитостей, для многих из которых, как и для Конюховой, комедия представляла собой непривычный жанр. Например, для Нонны Мордюковой эта работа стала первой комической в её карьере, но за созданный на экране образ купчихи Домны Белотеловой она получила Государственную премию имени братьев Васильевых.
Театр
Скука от однотипных ролей в кино подтолкнула Конюхову к стремлению реализовать себя на театральной сцене. Интерес к театру появился у нее еще во время учёбы в ВГИКе. В 1960 году актрису приняли в труппу Малого театра. После удачного дебюта в роли Саши в пьесе Чехова «Иванов», опытные театралы предсказывали ей блестящее будущее. Однако спустя год Татьяна была вынуждена покинуть сцену, но полностью оставлять её она не собиралась.
Театр-студия киноактёра стал ее второй домом — она посвятила ему 36 лет своей жизни. С 1956 года по 1992 год Татьяна Георгиевна воплощала на сцене самые мощные образы, полные внутренней силы и содержания. В конечном итоге она смогла исполнить свою заветную мечту, сыграв Варвару Ставрогину в экранизации «Бесов» Федора Достоевского.
Актриса активно работала над радио- и телепостановками, участвуя в дубляже. Ее голос можно услышать в фильме о легендарном Фантомасе, где она озвучивала обворожительную Милен Демонжо. В 1991 году Татьяна Конюхова была удостоена звания народной артистки РСФСР.
Личная жизнь
Татьяна Конюхова вступила в свои первые брак в 1954 году. Однако этот союз продлился всего десять дней. Ее избранник, Валерий Карен, позднее стал главным редактором одного из крупных объединений на киностудии Мосфильм. Причиной разрыва стали ревностные выходки мужа. Например, Валерий однажды неожиданно появился на съемочной площадке, где работала Татьяна, несмотря на её просьбы не беспокоить ее, ведь в процессе съемок она хотела сосредоточиться на работе, а встречи с близкими отвлекали её. В итоге ревнивый муж встал на колени и осмотрел её гостиничный номер в поисках возможных конкурентов, после чего гордая Татьяна потребовала, чтобы он больше никогда не появлялся в её жизни.
Ее вторым мужем стал звукорежиссер Борис Венгеровский. Этот брак продлился более четырех лет, но и здесь Татьяна стала основным кормильцем. Она много работала, снимаясь в нескольких фильмах одновременно с раннего утра до полуночи, что негативно сказалось на ее здоровье.
Я чувствовала, что все внутри меня погасло. Не осталось сил на семью… В наших отношениях с Борисом стало что-то отсутствовать. Когда проходили съемки на новом проекте в Сочи, мы стояли на станции, и Борис взглянул мне в глаза, и спросил: «Что-то кончилось? Да?». В тот момент я не придала значения этим словам. Я вышла на бархатный сезон, на берегу моря и вдруг увидела удаляющуюся фигуру, которая выглядеть, как будто сошла с пьедестала Давид Микеланджело. Позже нас познакомили. Звали его Володя Кузнецов — так этот мужчина олицетворял собой живую статую Давида, — вспоминала Конюхова.
Четырехкратный чемпион СССР по метанию копья стал ее третьим мужем. Вместе они прожили 27 лет, вплоть до самой смерти супруга. В этом браке родился сын Сергей, а внучка Ольга завоевала звание мастера спорта по синхронному плаванию и владеет четырьмя языками.
Каждый день из этих 27 лет я жила, как на вулкане, никогда не зная, что произойдет в следующую секунду. Мы постоянно куда-то уезжали, летали… Судьба жестоко обошлась с ним, оставив всего 54 года жизни. Он буквально сгорел. К сожалению, страшную болезнь обнаружили слишком поздно. Полтора месяца я провела с ним в больнице, не говоря ему настоящий диагноз. Врач, не уведомив нас заранее, уехала в отпуск. Пришел другой доктор, сел и сказал: «Владимир Васильевич, мы сделали все, что могли, и ваша жена хочет забрать вас домой». Я опешила от этих слов, поскольку даже не думала об уходе. Володя спросил: «Но у меня еще реабилитация не завершилась — Не беспокойтесь, если возникнут боли, к вам приедет врач-онколог». И вышел, — рассказывает актриса. В тот миг лицо мужа побледнело. Вдруг он говорит мне: «Почему ты мне врала?!» Я в слезах, бросилась к нему и объясняла, что это новый врач, он ничего не знает. И в этот момент увидела, как Володе становилось плохо. У него произошел паралич и клиническая смерть, но его успели вернуть к жизни. Врачи сказали, что он умирает, и нужно с этим смириться. Я привезла его домой, и мы с его мамой не отходили от него ни на минуту. Володя ушел в конце августа 1986 года, — вспоминала Татьяна Георгиевна.
Татьяна Конюхова сейчас
Татьяна Конюхова работает с детьми в театральной студии при Московской детской академии народного художественного творчества в Перово. В настоящее время она преподает актерское мастерство. Я все получила от жизни, о чем только мечтала. Сейчас живу учениками и обучаю актерскому мастерству в Университете культуры и искусств, — говорит Конюхова.
Она не жалеет о несыгранных ролях: Каждое событие в жизни ценно, даже те моменты, которые на первый взгляд хотелось бы избежать. Все радости, печали, победы, поражения, успехи и ошибки составляют мою биографию и историю. Я ценю их такими, какие они есть. Татьяна также отмечает, что, если бы ей довелось начинать жизнь заново, она снова выбрала бы профессию актрисы. Это, без сомнения, самая увлекательная профессия на свете. Мое главное правило — держать спину ровно и стремительно двигаться вперед! И обязательно иметь любопытство и интерес к жизни, людям, — подчеркивает звезда.
Она мечтает снова встретиться со своим Владимиром. Он однажды сказал мне, что через две тысячи лет мы все равно встретимся. А разве это время для настоящей любви? — задается вопросом актриса.
Главное фото: стоп-кадр из программы «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым
Личная жизнь Татьяны Конюховой
Татьяна Конюхова впервые появилась на киноэкране еще будучи студенткой, и мгновенно завоевала сердца миллионов советских мужчин. Ее красоте не устояли и коллеги-актеры. В 1953 году в Конюхову влюбился Евгений Дунаевский, сын известного композитора. Позже в интервью Татьяна говорила, что их отношения могли бы закончиться браком, ведь она была знакома с его семьей, если бы не произошедшая трагедия.
Другу Евгения довольно быстро приглянулась выпускница ВГИКа Зинаида Халеева. Как только она рассорилась со своим женихом, тот позвал её провести время на даче в большой дружеской компании. Евгений был единственным из всей компании, у кого был автомобиль, поэтому после вечеринки он пообещал отвезти всех до платформы, откуда отправлялся поезд в Москву.
Пока Евгений прогревал двигатель, Зина попросила его позволить ей покататься. Она не справилась с управлением, и машина дважды перевернулась, улетев в кювет; в результате девушка получила травмы, несовместимые с жизнью. «Снесло половину черепа», — кратко описала этот инцидент Татьяна Конюхова на интервью.
Затем началась бесконечная череда допросов и собраний, несмотря на то, что это был несчастный случай, слухи быстро поползли: «Золотая молодежь пьяная и убила невинную девушку!». От наказания их спасло заступничество режиссера Ивана Пырьева, который был другом семьи Дунаевских. Однако Евгений был вынужден покинуть вуз. А Конюхова после всего происшествия уже не могла относиться к своему любимому так, как раньше. Они стали часто ссориться, в одном из конфликтов она упрекнула его: «Этого не произошло бы, если бы ты не был таким мягкотелым! Из тебя любую веревку можно вить!..
После одной из таких ссор Татьяна уехала из Москвы в Киев для съемок фильма «Судьба Марины», где познакомилась с молодым актером Леонидом Быковым. Между ними вспыхнула симпатия, и Быков даже обдумывал возможность уйти от своей жены, которую он женил незадолго до этого. Но Татьяна узнала, что супруга Леонида была беременна, и не желая разрушать семью, решила прервать отношения. Вернувшись в Москву, она больше не продолжала отношения с Дунаевским. Чтобы «назло» бывшему возлюбленному, в 1954 году Татьяна вышла замуж за студента ВГИКа Валерия Карена. Но это оказалось ошибкой, и актриса поняла это сразу после начала совместной жизни: в их отношениях не было любви и страсти. Всего через 10 дней они разъехались, хотя процесс развода растянулся на два года.
В 1955 году, во время съемок в Ялте, Конюхова встретила актера Олега Стриженова. Он сразу обратил внимание на молодую актрису и начал за ней ухаживать, уверяя, что намерен развестись с женой Марианной. Но Татьяна не поверила ему, оставаясь верной своим принципам. Как вспоминала Конюхова, в семейной жизни с Борисом Венгеровским ему не хватало инициативы, и все вопросы, как финансовые, так и бытовые, решала именно она. Однажды из-за переутомления на съемках ей стало плохо — тогда также выяснилось, что актриса беременна. Но новость о предстоящем пополнении не вызвала никакой реакции у Бориса, и Татьяна решила сделать аборт.
К 1959 году Конюхова уже мечтала о расставании с бездеятельным Венгеровским и с радостью принимала предложения о съемках вдали от столицы. Во время работы над фильмом «Косолапый друг», проходившем в Сочи, Татьяна познакомилась с молодым легкоатлетом Владимиром Кузнецовым. Они быстро влюбились друг в друга и проводили вечера на побережье. Спустя несколько недель после возвращения в Москву, Кузнецов сделал актрисе предложение. Татьяна объяснилась с Венгеровским, получила долгожданный развод и немедленно вышла замуж за спортсмена. В третьем браке Конюхова нашла достоверное счастье, о котором так мечтала. В 1960 году, во время съемок ленты «Карьера Димы Горина», Татьяна узнала, что беременна. Свое состояние она решила скрыть от коллег, претворяясь, что на площадке выкладывается на полную катушку. Ее партнер по съемкам, Владимир Высоцкий, также заметил обаяние актрисы и несколько раз приглашал её послушать песни у костра, однако Татьяна была стойкой и заявила, что блатными песнями её не интересуются. За столь резкий отказ её долго мучила совесть:
Последние годы жизни и смерть
После смерти мужа Татьяна Георгиевна нашла отдушину в преподавании и начала работать в Московском государственном университете культуры и искусств. Она стала все больше времени уделять своему хобби — выращиванию цветов на даче. С 2011 года актриса не снималась в кино из-за возраста, но иногда выходила на театральную сцену для авторского чтения стихов любимых поэтес Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. Зал всегда внимательно слушал её выступления от начала и до конца. Однако юбилейные вечера Татьяна Георгиевна никогда не любила и всегда избегала общения с аудиторией на базе заезженных приемов, таких как актерские анекдоты и воспоминания о съемках, поскольку считала их слишком вульгарными.
Актриса продолжала строить планы, например, собиралась написать книгу с остроумным названием «Беспечный пессимист». Но закончить её не успела. В 2019 году ей был поставлен диагноз деменция, и вскоре она стала затворницей. Болезнь развивалась с пугающей скоростью: вскоре Конюхова перестала узнавать мужчину и свою внучку.
Татьяна Конюхова ушла из жизни 2 апреля 2024 года на 93-м году жизни после долгой болезни. Близкие предпочли не разглашать информацию о том, чем же именно болела народная артистка. Смерть её была скоропостижной: около 11 утра Татьяна Георгиевна потеряла сознание в своей квартире на улице Крылатские Холмы. Рядом находились родные, которые вызвали врачей, но спасти её не удалось.
Татьяна Конюхова всегда считала себя человеком советским, материалистом и никогда не верила в загробную жизнь:
Я не задумываюсь, сколько у меня будет весен, не хочу об этом думать. Просто живу и всё. Уверена, что после этой жизни нет продолжения. Как бы это ни было внушительно, но так оно и есть. Я там уже была. У меня была клиническая смерть, и когда врачи вернули меня к жизни, я сказала: «Там ничего нет». Циолковский говорил: «Вы что, думаете, что облака — это влага? Это души людей». Он был гением, но ошибался.
С третьей попытки
В жизни Татьяны был союз со звукорежиссером Борисом Венгеровским. К сожалению, этот брак также не оказался причиной счастья для актрисы. Как утверждала Конюхова, ее второй муж был очень ленивым — все финансовые и бытовые вопросы решала она. Однажды ей стало плохо на съемках из-за переутомления, и тогда выяснилось, что она беременна. Но, несмотря на эту новость, Борис оставался равнодушным, и Татьяна решила прервать беременность и развестись.
Истинной любовью Татьяны стал четырехкратный чемпион СССР по метанию копья Владимир Кузнецов, с которым она познакомилась в 1959 году. Прошло меньше месяца знакомых, как она согласилась на его предложение руки и сердца.
В своем третьем браке Татьяна наконец обрела настоящее счастье. Она родила сына Сергея, а Владимир стал великолепным отцом. Актриса продолжала сниматься, но отказывала в поездках, чтобы проводить больше времени с семьей.
Семейное счастье было разрушено горем — когда Владимиру исполнилось 55, врачи поставили ему диагноз рак, который, по словам Татьяны Георгиевны, он практически не лечил.
В 1986 году ее любимый муж ушел из жизни в возрасте 55 лет. После его смерти она больше не вышла замуж.
Роли в подарок
В 1956 году, уже после выпуска из ВГИК, на экраны вышел фильм «Разные судьбы» с Татьяной Конюховой в главной роли. После этого её знали по всему Союзу. «Меня постоянно донимали звонками, кончалась работа над одним фильмом — тут же начинали съемки в другом», — вспоминала актриса.
Конюхова получила предложение на главную роль в фильме «Летят журавли» от Михаила Калатозова. Она ответила резко: «Нет, не вижу себя в этой роли». Ни разу не пожалела о том, что не сыграла героиню, благодаря которой Татьяна Самойлова обрела международную известность.
Та же ситуация повторилась и с легендарной комедией Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» — именно Конюхова была приглашена на главную роль. Однако она предложила режиссеру вместо себя Людмилу Гурченко. «За мной гнались ассистенты Рязанова», — делилась актриса в одном из интервью. — «Но я сказала: Люся Гурченко — идеальная кандидатура для вашей роли. Зачем вы за мной гоняете? Возможно, сейчас многие могут считать, что я не искренна и делаю вид, что ничуть не жалею о своем отказе. Но меня наградили ценным качеством — я никогда не возьму чужое и умею радоваться успехам других.»