Родившаяся в столице Советского Союза 20 июня 1924 года, будущая режиссер Татьяна Лиознова происходила из еврейской семьи. Ее отец, Моисей Александрович, получил образование инженера-экономиста и, когда в 1941 году началась Вторая мировая война, не раздумывая отправился на фронт, где, к сожалению, погиб, так и не дождавшись победы.
Татьяна Лиознова
Каждый фильм для Татьяны Лиозновой был как собственный ребенок, результат ее творческого труда и многолетних усилий. Она была готова ждать годами, переживать трудные времена без работы и средств к существованию в поисках идеального сценария. И каждый раз ей удавалось создать находки и поразить зрителей новым шедевром. Ленты, снятые этой знаменитой режиссеркой, до сих пор с удовольствием пересматривают, вспоминая ее как невероятно талантливую и уникальную личность.
Татьяна Михайловна родилась летним днем 20 июня 1924 года в Москве. Ее родители, евреи по национальности, оказали ей значительное влияние на все ее будущие достижения. Отец, Моисей Александрович, успешно окончил учебное заведение по специальности инженер-экономист. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, он добровольно ушел на фронт, однако его жизнь трагически обрывается в ужасные годы войны, когда дочери исполнилось всего 17 лет.
Мать Татьяны, Ида Израилевна, по разным данным, либо окончила начальную школу и занималась кройкой и шитьем, либо до войны имела успешную карьеру экономиста. После гибели мужа она больше не вышла замуж и сама растила дочь, с которой у них была особая, доверительная связь.
В детстве Татьяна обладала явным музыкальным талантом, имея абсолютный слух. Она даже мечтала научиться играть на скрипке. Однако, когда услышала, как ужасно может звучать инструмент при неправильном исполнении, ее мечта рухнула, и она решила отказаться от этой идеи.
Интерес к режиссуре проявился у Татьяны еще в детстве. Однажды, отдыхая в пионерском лагере, к ним в гости приехал знаменитый актер Юрий Любимов. Собравшись с духом, Татьяна подошла к нему с просьбой помочь организовать театральный кружок в ее школе. Их первая постановка, названная «Детство маршала», стала своеобразным стартом для недалекого будущего режиссера, в котором она сыграла главную роль.
После окончания школы Татьяна поступила в институт авиации, однако проучившись там всего один семестр, в 1943 году подала документы во Всесоюзный государственный институт киноискусства (ВГИК) и была зачислена на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Но, к сожалению, вскоре ее отчислили, посчитав недостаточно подготовленной и опытной для учебного заведения.
В одном из интервью Татьяна позже признавалась, что сначала сильно расстроилась и долго плакала, но затем приняла решение не сдаваться. Она собрала группу таких же отчисленных студентов и вместе с ними поставила спектакль «На полустанке» по своей авторской пьесе, что, в конечном итоге, позволило всем вернуться на занятия. В конце своих учебных годов Татьяна стала известной как одна из лучших учениц Герасимова, хотя сама на это обращала внимание, считая подобное замечанием лишь мнением без фактического подтверждения.
Для курсового проекта Татьяна поставила «Кармен» по произведению Проспера Мериме, и один из танцев из этой постановки впоследствии использовался в фильме «Молодая гвардия». На третьем курсе Герасимов взял студентку себе в помощь для работы в театре и съемках различных кинофильмов. На момент получения диплома в 1949 году у Лиозновой уже был заметный опыт работы в качестве режиссера.
Фильмы Татьяны Лиозновой
После завершения учебы Татьяну распределили на работу в киностудию имени Максима Горького. Но на практике ее стажировка продлилась недолго — вскоре ей сообщили о сокращении, что стало для нее неприятным сюрпризом. В последующих интервью Татьяна утверждала, что такое решеие было связано не только с ее профессиональными способностями, но и косвенно связано с ее еврейской национальностью.
Чтобы не оставаться без средств к существованию, в юности Татьяна помогала своей матери шить одежду. На киноплощадках она охотно бралась за любую работу: ассистировала, помогала с освещением и монтировкой. В этом ей активно помогал Герасимов, который часто звал ее на съемки своих проектов.
В 1953 году Татьяну вернули на киностудию имени Горького, и через пять лет у нее появился дебютный проект «Память сердца», сценарий для которого написали Герасимов и Макарова. Уже тогда чувствовалось, что молодая режиссер стремиться создавать на экране образы героических личностей. Татьяна сама отмечала, что в каждой из своих картин она оставляла частичку себя.
Ее второй самостоятельный фильм, «Евдокия», был снят по повести Веры Пановой. В главной роли выступила Людмила Хитяева, которая проявила себя в новом аристократическом свете. Сотрудничество с Пановой продолжилось в создании картины «Рано утром».
Тематика героизма прослеживается и в следующем фильме Татьяны — «Им покоряется небо», который отображает жизнь летчиков-испытателей. Эта картина принесла Лиозновой премию «Золотое крыло». В интервью она упоминала, что вдохновение для фильма пришло к ней во время чтения журнала «Октябрь».
В 1967 году вышел фильм «Три тополя на Плющихе», снятый по рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке». Вскоре после этого картину представили на Международном кинофестивале в Аргентине. Главную роль исполнила Татьяна Доронина, которую режиссер выбрала за ее чувственное исполнение песни «Нежность», что имело для нее особое значение.
Однако самым значимым произведением в творческой карьере Татьяны Михайловны считается мини-сериал «Семнадцать мгновений весны». Основанный на романе Юлиана Семенова, этот фильм рассказывает о советском разведчике, роль которого сыграл Вячеслав Тихонов. Работа над картиной продолжалась три года, и создательница тщательно следила за достоверностью атмосферы, костюмов и декораций, чтобы они отражали дух времени.
После премьеры «Семнадцать мгновений весны» были признаны фильмом высокого искусства; его регулярно показывали на телеэкранах почти 40 лет подряд. Татьяна Михайловна упоминала, что даже Леонид Брежнев, будучи почитателем этого произведения, не пропускал ни одной серии и сильно сопереживал событиям, происходившим на экране.
После выхода фильма о Штирлице Татьяна взяла шестилетний перерыв в съемках. В это время она погрузилась в преподавательскую деятельность и совместно с Львом Кулиджановым открыла новую актерскую мастерскую во ВГИКе.
В 1980 году она вновь вернулась к съемкам, работая над двухсерийным фильмом «Мы, нижеподписавшиеся» по пьесе Александра Гельмана. Татьяна наблюдала спектакль, основанный на этом произведении, который стал для нее источником вдохновения.
Следующей работой стал мюзикл «Карнавал», который сама Лиознова охарактеризовала как наиболее автобиографичный. Судьба героини мюзикла, Ирины Муравьевой, во многом пересекалась с жизнью Татьяны самой, в том числе и в преодолении трудностей на пути к осуществлению своих кинофантазий. Сложным аспектом съемок стали занятия со многими коллективами — иногда команде приходилось следовать за ними по городам.
Фильмы
После окончания ВГИКа Татьяна была распределена для работы на киностудию имени Максима Горького. Удивительно, но молодая режиссер успела не только не приступить к работе, но и вскоре узнала о факте своего увольнения. Однако она не теряла надежды и устроилась в качестве помощника к Сергею Герасимову и Борису Бунееву. В 1955 году уже числилась вторым режиссером в фильме «Земля и люди», где первым был Станислав Ростоцкий.
Параллельно в 1952 году Татьяна совместно с Самсоном Самсоновым и педагогом Сергеем Герасимовым поставила спектакль «Седая девушка» в театре. Дальнейшая работа с Владимиром Беляевым привела к созданию пьесы, основанной на китайских и корейских национальных сказках.
В 1958 году список фильмов Татьяны Лиозновой пополнился дебютной самостоятельной работой «Память сердца», сценарий к которой был написан ее учителями Герасимовым и Макаровой. Интересно, что именно первая писала главную роль. В этой работе наглядно прослеживается стремление режиссера создавать яркие и героические персонажи.
1961 год стал для Татьяны временем создания картины «Евдокия», основанной на повести Веры Пановой. Главную героиню сыграла Людмила Хитяева, которая смогла раскрыться для зрителей с совершенно новой стороны. Далее, героическая тематика продолжилась в ленте «Им покоряется небо», вышедшей на экраны в 1963 году. Этот фильм был посвящен всем погибшим летчикам-испытателям. За свою работу молодая режиссер получила премию «Золотое крыло».
В 1965 году Татьяна выпустила новую картину, основанную на повести Пановой под названием «Рано утром», а в 1967 году зрители познакомились с легендарным фильмом «Три тополя на Плющихе». Спустя год эту ленту по достоинству оценили на международном кинофестивале в Аргентине. Сюжет повествует о знакомстве таксиста с замужней женщиной по имени Анна. Внезапные, неожиданные чувства захватывают героев, и зрители наблюдают за реальными человеческими эмоциями. Главные роли в фильме исполнили Олег Ефремов и Татьяна Доронина, и критики отмечали правдоподобие их образов.
В 1973 году мир кино увидел еще один шедевр Татьяны Лиозновой — «Семнадцать мгновений весны». Этот двенадцатисерийный эпопея рассказывает о шпионе по фамилии Штирлиц. Как публика, так и кинокритики положительно оценили работу, после чего она была отмечена орденом Октябрьской революции.
Телевизионный сериал «Семнадцать мгновений весны» транслировался на телевидении ежегодно более чем сорок лет, и сегодня также периодически появляется на экранах, вызывая у старшего поколения те же самые теплые воспоминания. Музыкальные номера в фильме исполнял Иосиф Кобзон, который долгое время уговаривал Татьяна, чтобы тот изменил свой стиль исполнения. В итоге публика не узнала любимого певца в его новой интерпретации.
Личная жизнь
Личная жизнь Татьяны Лиозновой всегда оставалась загадкой. Несмотря на то, что вокруг нее постоянно ходили мужчины, проявлявшие к ней интерес, режиссер никогда называет их имена. По слухам, она несколько раз была замечена в компании Арчила Гомиашвили, харизматичного актера.
На протяжении долгих лет Татьяна жила вместе с матерью, с которой у нее были очень доверительные и близкие отношения. Когда Ида Израилевна состарилась, Татьяна начала отказываться от работы, чтобы проводить больше времени с родным человеком.
После неожиданной смерти в 1960-х годах летчика-испытателя и близкого друга Василия Калашенко, Татьяна приняла решение удочерить его дочь, оставшуюся сиротой. Людмила стала для нее родной дочерью и сопроводила свою приемную мать до последних дней ее жизни.
Татьяне Лиозновой пришлось изменить свое отчество, что связано с неоднозначным отношением к евреям в Советском Союзе. Она была членом Союза кинематографистов и входила в Антисионистский комитет, работающий с общественностью.
В честь восьмидесятилетия Татьяны Лиозновой в 2004 году была создана документальная кинолента под названием «Дожить до светлой полосы. Татьяна Лиознова». В этом фильме сама режиссер рассказывает о своем творческом пути и трудностях, с которыми ей приходилось сталкиваться в индустрии кино.
Начался и закончился
Периоды вынужденной безработицы и финансовых трудностей заставляли Татьяну искать подработку. В частности, она писала заметки в «Литературную газету», тогда как ее редактором был Константин Симонов. Он заметил симпатичную черноглазую девушку и быстренько обошел ее своим вниманием. Татьяна, разумеется, была польщена, но ее мать, наоборот, осталась недовольна, увидев, как дочь возвращается домой в такси с Симоновым. Ида строго спросила: «Разве я давала тебе деньги на такси?» После этого инцидента Татьяна старалась избегать встреч с редактором на глазах у общественности и униженно просила соседей говорить, что ее нет дома.
Кратковременным оказался и роман с Станиславом Ростоцким, с которым она познакомилась на съемках фильма «Земля и люди» в 1954 году. Ростоцкий, зарекомендовавший себя как перспективный режиссер и любимец Козинцева, и Лиознова, молодая ассистентка, смогли поддерживать отношения некоторое время, однако вскоре их связь переросла в крепкую дружбу.
Кинокритик Вячеслав Шмыров, знавший Татьяну Михайловну, вспоминает: «Она всю жизнь воспринимала Ростоцкого как друга. В молодости многие отношения переходят из одного состояния в другое, и их роман не стал исключением.»
Коса на камень
У Татьяны Лиозновой, помимо всего прочего, был уникальный талант поддерживать хорошие отношения с бывшими возлюбленными. Так, например, ее связь с известным летчиком-испытателем и Героем Советского Союза Василием Колошенко привела к сотрудничеству, когда он стал консультантом на съемках фильма «Им покоряется небо». Он быстро покорил ее сердце благодаря своему обаянию и хорошим манерам. Все на съемочной площадке наблюдали за развитием их отношений, однако свадьбы так и не последовало. Однако дружба между кинематографисткой и летчиком длилась всю жизнь, а музыка, написанная для ее следующего фильма «Три тополя на Плющихе», основана на поэтических образах, связанных с летчиками.
Наиболее яркой стала связь с выдающимся актером Арчилом Гомиашвили. Он ухаживал за ней красиво и изыскано, приводил цветы и угощал дорогими подарками, его намерения были серьезными. По стечению обстоятельств они встретились на съемочной площадке, но их разъединило кино. Причиной для этого стали «Семнадцать мгновений весны», в поисках подходящего исполнителя для роли Исаева-Штирлица Гомиашвили тоже претендовал на эту роль. Хотя Гомиашвили был по праву обаятельным, Лиознова точно знала, что ее идеальный разведчик должен быть абсолютно другим — и в внешности, и в темпераменте. В итоге был найден Вячеслав Тихонов, и его блестящая игра в роли Штирлица завоевала любовь всего Советского Союза.
Тем не менее, Гомиашвили не простил ей отказа, и их отношения с непреклонной «железной леди» завершились.
Вклад в кинематограф
Татьяна Михайловна Лиознова вошла в историю отечественного кинематографа как режиссёр, который кардинально изменил взгляды на военную историю. Семнадцать мгновений весны впервые показали немцев как достойных, умных противников с человеческими чертами. Применяя строгую стилистику, основанную на фактах и документах, она создала захватывающий фильм о работе разведки, сочетая это с психологически точным разворачиванием человеческих характеров.
Стиль Татьяны Лиозновой, помимо своей строгой аскетичности, также отличался глубоко лирическим раскрытием тем любви, материнства и женского счастья в таких фильмах как «Евдокия» и «Три тополя на Плющихе». Универсальность ее таланта проявилась также в музыкальной комедии Карнавал, которая стала для самой режиссерки самой любимой лентой, особенно запомнившейся сцена первой встречи Нины с ее отцом, где они полны внутреннего смеха и счастья.
Фильмы, созданные в 60-80-е годы Татьяной Лиозновой, продолжают завоевывать популярность и любовь зрителей. Они оптимистичны, мудры и человечны, наполнены добротой и любовью их создательницы. Высокий уровень мастерства режиссера был отмечен различными наградами. В 1990-2000-х годах к ранее упомянутым наградам добавились ордена Почета, За заслуги перед Отечеством третьей и четвертой степеней, а также специальный приз Президента Российской Федерации За выдающийся вклад в развитие российского кино. Татьяна Михайловна также стала профессором ВГИКа и академиком Национальной Академии кинематографических искусств и наук России.
Фильмография
После окончания института Татьяна устроилась работать на киностудию им. М. Горького. Однако ее карьера там не продлилась долго; она была уволена, и это решение, как позже утверждала сама режиссер, было связано с ее национальностью. Стремясь обеспечить хотя бы небольшой доход, Татьяна работала вместе с матерью, шившей одежду, но не оставляла попыток развивать свой талант в профессиональной сфере и на протяжении этого времени занималась монтажом и оформлением на площадках съемок.
В 1953 году Татьяна снова вернулась на киностудию, находясь там в течение пяти лет, прежде чем выпустила свой первый проект «Память сердца». Сценарий был написан Макаровой и Герасимовым, но централизованная идея заключалась в том, чтобы изобразить в каждом персонаже часть своей личности.
Работа стала для Татьяны центром жизни.
Следующим значимым проектом стала лента «Евдокия», снятая по повести писательницы Веры Пановой, в которой главную роль исполнила Людмила Хитяева. Это сотрудничество с Пановой не завершилось каплей успеха — в продолжение участи Татьяна возьмет на себя создание картины «Рано утром».
На заметку.
В 2000 году Татьяна Лиознова была награждена специальным призом от В. Путина за значительный вклад в развитие отечественного кино.
И среди других значимых работ Татьяны также выделяются:
- Им покоряется небо;
- Золотое крыло;
- Три тополя на Плющихе;
- Семнадцать мгновений весны;
- Мы нижеподписавшиеся;
- Конец света с последующим симпозиумом.
Одна из главных работ Татьяны Михайловны — кинолента «Семнадцать мгновений весны». Этот фильм сохранил свою актуальность и до сегодняшнего дня, и его регулярно показывают по телевизору. Этот шедевр получил множество лестных отзывов и нашел признание у Леонида Ильича Брежнева.
С В. Тихоновым во время съемок фильма «Семнадцать мгновений весны».
Личная жизнь
Личная жизнь Татьяны Лиозновой оставалась неизменно закрытой темой, несмотря на предположения о романах с Константином Симоновым и Арчилом Гомиашвили. Однако она долго не могла устроить свою жизнь из-за заботы о матери, которая осталась единственным родным человеком после смерти отца, и виновата в этом, поставив ее на первое место. Но Татьяна призналась, что не примеряла статус жены.
Татьяна Михайловна в последние годы своего жизненного пути.
В 1960-х годах, после гибели ее близкого друга, она приняла решение удочерить его дочку. У Татьяны не было своих детей, и Людмила стала ее настоящей семьей. Она заботилась о ней до последних дней своей жизни. Татьяна ушла из жизни 29 сентября 2011 года после продолжительной болезни, ее кремировали, а урну с прахом захоронили на Донском кладбище, в могиле ее матери.