В стенах университета Тильда не только обучалась, но и развивала свои актерские способности на сцене студенческого театра Кембриджа, известного как «Кембриджские лицедеи». По окончании учебы она стала частью труппы Королевского Шекспировского театра в Стратфорде. Однако там ее ожидало значительное разочарование.
Тильда Суинтон: необычный цветок инопланетного происхождения и многодетная мать
Непостижимо, но 5 ноября великолепная Тильда Суинтон отметила свой 62-й день рождения!
Индивидуальность Тильды, проявляющаяся в ее андрогинной инопланетной внешности, сделала актрису объектом желания для многих кинорежиссеров — она была желанной гостьей как в авторских проектах, так и в больших голливудских блокбастерах. Взглянув на эту необычную, словно вырезанную из льда фигуру, трудно представить, что она живет жизнью, полной обыденных забот. Тем не менее, Тильда является матерь двух детей, дочерью шотландского лорда, социалисткой, владелицей четырех собак и самопровозглашенной лентяйкой.
Возможно, такое сочетание характеристик кажется довольно необычным, но все же она не превращает людей в ледяные статуи в свое свободное время.
Далее мы расскажем о ее жизни и о том, как она совмещает материнство с карьерой.
Детство и юность шотландной дамы
Кэтрин Матильда (Тильда) Суинтон появилась на свет 5 ноября 1960 года в Лондоне в семье шотландского лорда сэра Джона Суинтона, 7-го лэрда Киммергема. Ее мать, Джудит Бэлфур Киллен, родом из Австралии, но тоже имела шотландское происхождение. Тильда на протяжении всей своей жизни утверждала, что чувствует себя шотландкой, а не кем-либо иным.
Однако будущая звезда кино не росла ни в лондонской суете, ни в шотландских горах, а провела свое детство в Германии, куда ее отец, генерал-майор британской армии, был направлен на службу. В возрасте десяти лет Тильда вернулась в Великобританию для учебы, чтобы обрести связь с родиной и наладить важные контакты. За короткий срок ей пришлось сменить несколько интернатов. В West Heath Girls’ School, где Тильда училась в одном классе с Дианой Спенсер (будущей принцессой Дианой), она даже подружилась с ней. После этого Тильда продолжила образование в колледже Феттс — еще одном престижном учебном заведении. Именно там она завершила своё обучение в школе.
Интересный факт
Беззаветная, настоящая: каковой матерью была принцесса Диана
Уже в школьные годы у Тильды возник интерес к актерскому мастерству: она активно участвовала в спектаклях и выступала в хоре. Кроме того, Тильда была отличницей и показывала отличные результаты в спорте — особенно в беге. В общем, она была многообещающей юной дамой из Шотландии.
Но как же сильно она ненавидела те интернаты, в которых строго запрещалось даже слушать музыку! Уже будучи состоявшейся актрисой, Суинтон признавалась, что ей не нравится Гарри Поттер, так как она не считает школы-интернаты хорошими местами. Точка.
Чтобы вырваться из этой типично аристократической жизни и наладить свою судьбу, после учебы Тильда уехала в Кению, где работала волонтером. В течение двух лет она обучала местных детей в школах Кении и Южной Африки.
После этого она поступила в Кембридж, выбрав социологию и политологию в качестве главных предметов. В 1983 году Тильда окончила этот престижный университет, получив степень в области политологии и став членом Коммунистической партии Великобритании (в дальнейшем она примкнула к Социалистической партии Шотландии).
К тому времени ее приверженность коммунизму была реакцией на то, что она увидела в Африке, и протестом против бюрократичности своих аристократических предков. Ее семья не одобряла увлечения Тильды искусством, но она была твёрдо настроена следовать своим путем, не обращая внимания на родительские протесты. В тот момент ее родители сдались: «Ну что ж, лишь бы ты была счастливой!»
Происходит от древнего шотландского рода
Клан Суинтонов — один из старейших в Шотландии. Их род ведет свое начало от англосаксонского королевства Нортумбрия. Прадед Тильды, Джон Хаттон Бальфур, был известным ботаником, а другой прадед, Джордж Суинтон, был заметным политиком. Ее отец, сэр Джон Суинтон, был 7-м лордом Киммергема и генерал-майором британской армии.
Настоящее имя Тильды — Кэтрин Матильда Суинтон оф Киммергейм. Как это принято в аристократических семьях, от нее ожидали определенных вещей. «Когда я была ребенком и подростком, в нашей семье считалось, что я должна окончить Кембридж и выйти замуж за герцога, и дело не в том, что мои родители страстно этого желали, а в традиционном укладе жизни,» — делилась Тильда.
Несмотря на то что она выбрала свой путь, актриса поддерживает хорошие отношения с родственниками. Она описывает своих родителей как людей с большой мудростью, которые хотят, чтобы их дети были счастливы.
Училась вместе с принцессой Дианой и не любит Гарри Поттера
Актриса считает свое школьное время самым ужасным периодом в ее жизни. Родители отправили ее учиться в элитную школу-интернат West Heath School в Кенте, где сверстники жестоко над ней потешались. В этом закрытом учебном заведении царила жесткая дисциплина и постоянный контроль, даже во время досуга.
Среди одноклассниц Тильды была Диана Спенсер, которая впоследствии вышла замуж за принца Чарльза. Именно в этот сложный период своей жизни Матильда решила, что, в знак протеста против системы, она больше не будет Кэтрин, а станет Тильдой. «Школа-интернат была для нас с Дианой вонючим местом. Все закрытые школы — это сущий ад. Именно поэтому я не люблю фильмы вроде ‘Гарри Поттера’, где романтизируются подобные заведения. Но, конечно, ты учишься выживать, и это умение остается с тобой на всю жизнь,» — говорила актриса.
Суинтон поклялась, что ее дети не столкнутся с атмосферой изоляции и одиночества подобных мест. В 2013 году она открыла в Шотландии небольшую школу **Drumduan Upper School**, которая ориентирована на творчески одаренных детей, где учились и ее двойняшки — сын Ксавье и дочь Онор.
Биография Тильды Суинтон
Тильда Суинтон — британская актриса, обладающая весьма необычной внешностью, которую нередко называют эльфийской или даже инопланетной. Одним из важнейших её талантов является разрушение стереотипов об актрисах и представления о красоте. С начала 2000-х годов, когда она появилась на киноарене, она стала иконой стиля и символом выражения идеи «Ум — это сексуально». Актрису считают музой независимого режиссера Джима Джармуша, снявшего такие фильмы, как «Выживут только любовники», «Предел контроля», «Сломанные цветы» и «Мертвые не умирают».
Дочь седьмого лорда Киммергейм — шотландца Джона Суинтона и австралийки Джудит Киллен — родилась 5 ноября 1960 года. Первые годы Кэтрин Матильда Суинтон провела в Германии. Неприятие к душевной закостенелости, ритуалам и условным жизненным тропам проявилось у Матильды в раннем детстве. Она наблюдала за отцом, следовавшим точно по стопам своих предков — военная карьера, страсть к охоте, брак по расчету, отдых с газетой и трубкой у камина; за братьями, которые боялись отступить от традиций, и понимала, как это всё далеко от нее.
«Все, что меня интересовало в детстве, вызывало осуждение в моем доме. В отношении искусства мои родители были непреклонными ханжами.»
В 1971 году Матильда поступила в закрытую школу для девушек из аристократических семей. Там она блестяще училась, занималась спортом и пела в хоре, но никогда не оставляла за собой упреки к родителям за то, что они отправили её в данное учебное заведение. Строгий распорядок школы даже запрещал ученицам слушать музыку, что стало настоящей пыткой для Матильды. Кстати, именно из-за этого актриса не переносит Гарри Поттера — в романах Джоан Роулинг частная школа (хотя и волшебная) слишком идеализирована.
Скоро Тильда стала показывать свой независимый характер, нарушая порядки школы и протестуя против правил. В то время она сократила свое второе имя до короткого «Тильда», а в своей подписи добавила тильду. В этот период актриса осознала, что не является классической красавицей. Она привыкла, что окружающие не воспринимают её как девочку, и перестала считать себя таковой, выключив свою сексуальность, как позже она описывала это в своих интервью.
После школы Тильда поступила в колледж в Эдинбурге. В 19 лет она, придерживаясь левых взглядов, вступила в Коммунистическую партию Великобритании и в течение двух лет работала в школах Южной Африки. В дальнейшем Тильда Суинтон неоднократно бросала вызов стереотипам, в то же время оставаясь истинной аристократкой как по происхождению, так и по духу.
Актерская карьера
По возвращении из Южной Африки Суинтон поступила в колледж в Кембридже. Во время учебы на факультете социологии она активно участвовала в акциях против экономических реформ, проводимых под руководством Маргарет Тэтчер. Разочаровавшись в недостаточно жестком подходе к вопросам со стороны левых, она погрузилась в театральную жизнь, став членом любительской труппы в Стратфорде.
Закончив учебу в 1984 году, Тильда вернулась в Шотландию и вскоре начала работать в театре Эдинбурга. В 1986 году она встретила режиссера Дерека Джармена, который был потрясён ее драматическим талантом и экстремальным внешним видом. В итоге он снял Тильду во всех своих последних фильмах, таких как «Караваджо», «Эдвард II», «Витгенштейн», которые не были рассчитаны на массовую аудиторию, но стали культовыми в мире авторского кино. Аллюзия Сад, последняя работа Джармена, в которой Тильда сыграла роль Богородицы, вызвала много споров, ведь фильм стал хоррор-сатирой на гомофобию и столкнулся с резкой критикой со стороны консервативного общества.
Тильда Суинтон, не ставшая жертвой недоброжелательных критиков, отпраздновала рост популярности, несмотря на свою страсть к сохранению личной жизни в тайне и редкие появления на интервью. В своем творчестве из периода сотрудничества с Джарменом она высказывает противоречивые мнения о своей внешности и сексуальности.
В одном из интервью Суинтон говорила о том, что не считает себя привлекательной и прячется за образами своих персонажей, в то время как в другом — размышляла о влиянии своей сексуальности как на мужчин, так и на женщин. Яркие образы, в которых она проявила себя на экране, ее инопланетная внешность, потрясающая открытость, свободная от нежности и флирта с публикой — всё это способствовало усилению её популярности.
Известность Тильды существенно возросла после её главной роли в фильме «Орландо». Картину высоко оценили, а её персонаж стал образцом абсолютного совершенства, синтезировавшим в себе как мужские, так и женские черты. Суинтон виртуозно передала представление о времени и свободе, что мгновенно утвердило ее как неординарную актрису современности. Спустя два года после смерти Джармена в 1994, Тильда посвятила себя работе над изданиями его дневников, собирая информацию, оцифровывая записи и добавляя комментарии. Эта кропотливая работа заняла у нее 12 лет, и она выпустила книгу, в которой отдала дань уважения другу и великому режиссёру, только в 2013 году.
С 1995 года она полностью посвятила себя кино, которое стало для нее важным источником эмоциональной отдушины, позволяющей справиться с утратой близкого человека. С периода с 1994 по 2004 год она приняла участие более чем в 20 фильмах, среди которых такие значимые работы, как «Любовь это дьявол», «Пляж» с молодым Леонардо Ди Каприо и «Молодой Адам» Дэвида МакКензи. За роль в последнем Тильда была удостоена главной национальной кинематографической награды Британии — BAFTA. Она сыграла неверную жену Эллу в детективной драме, в которой её партнерами были Юэн МакГрегор и великолепный Питер Муллан. За роль Карин в психологическом детективе Тони Гилроя «Майкл Клейтон», где она работала вместе с Джорджем Клуни и Сидни Поллаком, актриса получила «Оскар».
Признанная не-красавица
Высокая, стройная и аристократически бледная Суинтон никогда не была актрисой, зацикленной на своей внешности. Она осознала еще в юности, что её главное преимущество — это отсутствие традиционной красоты. Принятие этого факта освободило её внутренне от общественных ожиданий и давления.
Многим кажется, что внешность актрисы андрогинна, так как она успешно сочетает в себе черты обоих полов, что позволяет ей играть как мужские, так и женские роли. Она не раз делилась воспоминаниями о том, как в детстве воспринимала себя мальчишкой и находила сходство с Дэвидом Боуи, поскольку их обоих объединяет не определенность в гендерной идентичности. Тильда рассказывала: «Я всегда думала, что этот инопланетянин с рыжими волосами и молнией на лбу — это я! Мы с ним одной крови, одной планеты!»
Она с комфортом ощущает себя в своем теле и наслаждается тем, что не воспринимается окружающими исключительно как объект страсти. Поэтому ей нравится время от времени отключать свою сексуальность, отказываясь от её выражения. «Однажды я проходила контроль в аэропорту, и меня обыскивал охранник. В такие моменты я часто слышу, как меня называют ‘сэр’ в лифтах и общественных местах. Возможно, это из-за моего роста в 179 сантиметров и отсутствия макияжа. Люди просто не привыкли к тому, что женщины могут выглядеть так,» — делилась наблюдениями актриса.
Дорога в Голливуд
Суинтон впервые вышла на театральную сцену еще в годы учебы в Кембридже. Однако она с иронией относится к этим работам, сравнивая их с ролями в школьных постановках. После окончания учебы она была принята в труппу знаменитого Королевского Шекспировского театра в Стратфорде и гастролировала вместе с такими актерами, как Гари Олдман и Кеннет Брана.
Суинтон открыла для себя кино с режиссером Дереком Джарменом, с которым она встретилась в Лондоне после того, как сбежала от суровых традиций, ритуалов и обычаев, заполнявших ее жизнь на протяжении 26 лет. Режиссер предложил ей исполнить роль натурщицы в фильме «Караваджо». Джармен был настолько впечатлён их сотрудничеством, что назвал Тильду своей музой и пригласил её в еще семь фильмов. Для самой Суинтон работа в кино неожиданно оказалась приятной, и она решила посвятить свою жизнь этому искусству.
Картиной «Орландо», где Тильда сыграла героя-метафору, меняющего пол на протяжении столетий, определилась знаковая этап её карьеры. Эта роль принесла ей награду Европейской киноакадемии в 1993 и закрепила за ней статус самой неординарной артистки. Путь из артхаусного и экспериментального кино к Голливуду открыла ей лента «Пляж», вышедшая в прокат в 2000 году, где её партнером стал Леонардо ДиКаприо. За ней последовали такие фильмы, как «Ванильное небо» с Томом Крузом, «Константин: повелитель тьмы» с Киану Ривзом и «Загадочная история Бенджамина Баттона» с Бредом Питтом.
Суинтон всегда предпочитала сама выбирать проекты, в которых участвует, и по сей день стремится принимать участие лишь в тех фильмах, которые позволяют ей глубоко перевоплотиться на экране.
«Я выбирала свои роли не потому, что хотела бы выиграть Оскар, и не из-за стремления сыграть определенный персонаж. Я делала это просто для удовлетворения своего любопытства,» — делилась она.
Это любопытство привело её к получению «Оскара» за роль Джадис в психологическом детективе «Майкл Клейтон», а роль злой колдуньи в «Хрониках Нарнии: Лев, колдунья и платяной шкаф» плюс статус неординарной актрисы укрепил её известность, таким же образом выделив её в кругу актрис, не похожих ни на кого. Успех Суинтон в Голливуде также проверен ролями 84-летней старухи в фильме «Гранд-Будапешт» и старейшины в комиксе Marvel «Доктор Стрэндж», а также множеством престижных наград. В перерывах между коммерческими проектами Тильда продолжала сниматься в авторском кино, и в 2020 году жюри Венецианского кинофестиваля вручило ей почетного Золотого льва за вклад в мировой кинематограф.
Несмотря на свои успехи в кино, Суинтон до сих пор не считает себя профессиональной актрисой и с удовольствием называет себя кинематографистом. На протяжении многих лет, завершив очередной проект, она давала обещание, что это её последняя роль, а в будущем займется лишь написанием сценариев или же режиссурой, но с завидной регулярностью нарушала данное себе слово.
Стоит отметить, что Суинтон известна не только благодаря своим значимым ролям, но и любовью к творческим экспериментам в современном искусстве. Однажды она приняла участие в проекте «The Maybe» (возможно), для которого провела семь дней, лежа по восемь часов в стеклянном кубе. Посетители выставки могли лишь наблюдать за её действиями, но не имели возможности общаться с актрисой. После завершения этой перфоманса Суинтон заявила, что никогда не повторит этого вновь, однако в 2013 году она снова нарушила данное себе обещание.
5
Тильда Суинтон в фильме «Орландо»
У Тильды Суинтон в активе не только женские роли. В одной из театральных постановок она исполнила партию Моцарта, а в фильме «Орландо», подарившем ей мировую известность, она сыграла путешествующего во времени юношу, чья история началась во времена королевы Елизаветы I. В «Константине» Тильда сыграла ангела-андрогина. Наконец, в триллере «Суспирия» зрители могут не узнать её в роли Доктора Клемпера.
Тильда Суинтон призналась, что алкоголь вызывает у неё либо сильное оцепенение, либо тошноту. Именно поэтому она отказалась от вина и других крепких напитков, но не отказывается от вечерних посиделок с друзьями: ей становится весело, даже оставаясь абсолютно трезвой. Она не употребляет наркотиков. В одном из интервью она поделилась, что ей не нравится марихуана, а её попытка попробовать экстракт закончилась тем, что она весь день провела молча в углу комнаты, оценивая его эффекты. Однако эти ощущения ей не понравились, и она поняла, что прекрасно себя чувствует на вечеринках и без стимуляторов.
7
Организовала собственный кинофестиваль
Однажды, прогуливаясь по Нэрну — городку, где Тильда живет с детьми и художником Сандро Коппом, она заметила, что здание, где проходили игры бинго, сдается в аренду. В этот момент к ней пришла мысль об организации кинофестиваля в этом здании. Она немедленно осуществила эту идею. Вместе с двойняшками и кинокритиком Марком Казинсом Тильда и Сандро составили список своих фильмов и арендовали проектор, организовав фестиваль под названием «The Ballerina Ballroom Cinema of Dreams». На мероприятие собрались зрители из разных уголков Европы, сам американский киноавангардист Кеннет Энгер тоже посетил фестиваль. Позже Суинтон создала китайскую версию своего фестиваля в Пекине. Однако в Нэрне жители соседних домов выступили против проведения кинофестиваля, и продолжать свои вечеринки Тильда не смогла.
*Признано Минюстом РФ экстремистским движением и запрещено
Издание Time Out составило расписание из 10 самых важных кинофестивалей России и мира, которые уже готовы принять гостей.