Я просто разлюбил тебя. Крах семьи Валентины Серовой и Константина Симонова

Что происходит с тобой? — спросит её в одном из своих писем Константин Симонов. — Почему все сердечные недомогания и резкие приступы слабости происходит всегда тогда, когда меня нет рядом? Не связано ли это с твоим образом жизни? Ты, насколько мне известно, страдаешь от типично русской привычки утопить горе, тоску, хандру и печаль в алкоголе…

Валентина Серова

Валентина Серова была одной из наиболее известных актрис в Советском Союзе к концу 1930-х и началу 1940-х годов. Когда на экраны вышел фильм «Девушка с характером», зрители буквально осаждали кинотеатры. Валентина Васильевна умела выбирать мужей, не менее знаменитых, чем она сама. Её можно назвать одной из тех, кто вдохновил на написание нежного стихотворения «Жди меня», которое давало силы миллионам мужчин на фронте во время Великой Отечественной войны.

Родилась Валя в украинской семье в Харькове. Её отец, инженер-гидролог Василий Половиков, был репрессирован, а мать, Клавдия Половикова, которая тоже была актрисой, не могла уделять дочери достаточно внимания, что заставило Валентину расти у бабушки с дедушкой.

Когда девочке исполнилось шесть лет, она вместе с матерью переехала в столицу СССР. Клавдия Михайловна устроилась в один из московских театров, и Валя впервые почувствовала очарование театральной жизни, влюбившись в профессию актрисы. Однажды ей доверили сыграть на сцене образ мальчика Давида в спектакле «Настанет время», где главную роль исполняла её мама.

Валентина Серова в молодости

В биографии Валентины Серовой указаны два года её рождения — 1917 и 1919. Это связано с тем, что молодая Валентина хотела обучаться актерскому мастерству в Центральном техникуме театрального искусства, но по возрасту не проходила. Заведение принимало студентов только с 16 лет, так что ей пришлось немного подправить свои документы.

Она начала свою карьеру на театральной сцене, и в молодости входила в состав труппы сегодняшнего театра «Ленком» (ранее этот театр назывался Центральный ТРАМ). Во время войны она стала частью труппы Объединённого театра драмы, которым руководил Николай Горчаков. В этой труппе Серова играла в спектаклях «Русские люди» и «Дворянское гнездо». В театре царила невыносимая холод, поэтому актрисам приходилось использовать густой грим, чтобы скрыть побледневшую от холода кожу и губы.

Фильмы

Серова дебютировала в фильме «Груня Корнакова» (1934), где она сыграла главную героиню в молодости. Однако этот её эпизод так и не попал в конечную версию фильма — его вырезали. Позже актрису заметили в драме «Строгий юноша», где она воплотила второстепенную роль Лизы. Её фамилия в титрах была указана как Половикова, а на экране она блистала как яркая брюнетка. Рассмотреть этот фильм широкая публика могла только в середине 1970-х, ведь до этого он был забыт на полке из-за «грубых отклонений от стиля социалистического реализма».

Валентина Серова и Анатолий Серов

Восхождение Валентины Серовой к славе началось с фильма «Девушка с характером» — в этой картине молодая актриса сыграла главную роль отважной Кати Ивановой, работницы зверосовхоза. На экране она предстаёт в образе белокурой, миловидной красавицы. После выхода этого фильма у Валентины появилась целая армия поклонников: мужская часть публики восхищалась, а женская пыталась подражать ей.

Спустя год Константин Юдин снова пригласил Валентину на свою новую картину «Сердца четырех». В этой лёгкой водевильной комедии она делила главную роль с Людмилой Целиковской, сыгравшей строгую Галину и ветреную Шурочку, сёстры Мурашовы.

Однако и этот фильм не был показан сразу после съёмок — причиной стало начало войны. Прокат такой легкомысленной ленты в тяжёлые для страны времена был сочтён неуместным. Премьера состоялась накануне победы, в начале 1945 года, и вновь добавила успеха Валентине Васильевне.

Затем в карьере Валентины Серовой наступил период фильмов военной тематики. Самым ярким фильмом с её участием, оставившим глубокий след в сердцах зрителей, стала постановка Александра Столпера «Жди меня». Режиссёр адаптировал одноимённую пьесу Константина Симонова. Серова сыграла Лизу Ермолову, женщину, которая, несмотря на логику, не желала верить в гибель мужа на войне и верно ждала его возвращения.

В 1950-х и 1960-х годах Валентину Серову приглашали в кино всё реже. Список её фильмов пополнялся медленно — звезда экранов не могла справиться с пережитой трагедией и стала страдать алкогольной зависимостью. Её последней серьёзной работой стал фильм о защитниках Брестской крепости «Бессмертный гарнизон», который был основан на документальных фактах, хотя персонажи имели вымышленные имена. События фильма соответствовали реальным воспоминаниям. Эта драма получила два почётных диплома на Венецианском кинофестивале.

Это интересно:  Мария Миронова: личная жизнь, мужья и дети актрисы

Валентина Серова и Константин Рокоссовский

Несмотря на то что Валентину Серову ждали в известных театрах, она не задерживалась там. Срывы спектаклей часто завершались скандалами и её увольнением. В театре имени Моссовета ей пришлось выступать в постановке «Сомов и другие», где в другом составе блистала Любовь Орлова.

В большом кино Валентина Васильевна уже числилась актрисой эпизодического плана. Последним местом работы актрисы стала Театр-студия киноактёра, где шёл спектакль «Русские люди» с её участием. Всю жизнь Валентина Серова мечтала сыграть роль Бланш в пьесе «Трамвай «Желание».

Трагедия

«Строгий юноша» (1935)

После свадьбы супруги Серовы получили в подарок от друзей пятикомнатные апартаменты на Лубянке, куда они заселились, ожидая пополнения — Валентина была беременна. Но однажды на пороге их квартиры появился незнакомец в военной форме, который принёс ужасную весть: Серова погибла, летчик-испытатель разбился, испытывая по просьбе Сталина новый истребитель.

Валентина тяжело переносила смерть своего любимого. Родившегося через четыре месяца сына она назвала в честь отца — Анатолием.

Теперь на официальных приемах Валентина занимала почётное место рядом с вождём и могла попросить Сталина о чём угодно. Когда она заговорила о новой квартире, все вокруг были удивлены: пятикомнатный дворец, что ещё ей нужно?! Однако молодая вдова желала жить скромнее и вдали от прежнего адреса. Место, где она испытала радость и любовь, теперь, оставаясь пустым, казалось невыносимо трудным.

Её желание исполнили. Валентина с маленьким Толиком переехали в двухкомнатную квартиру на Никитской улице. Пытаясь справиться с горем, актриса погрузилась в работу, истощая все свои силы и энергию на сцене.

Поэт

«Девушка с характером» (1939)

Работа в новом спектакле была для Серовой неудачной. Она старалась сосредоточиться, повторяла реплики в голове, репетировала дома, но, выходя на сцену, чувствовала себя скованно. Режиссёр попросил её назвать причину такого состояния или попытаться найти её вместе. Немного поразмыслив, Валентина сказала, что главная причина в одном и том же человеке, который всегда сидит в первом ряду и пристально на неё смотрит, не пропуская ни одного спектакля.

Удивительного фаната вскоре разоблачили: это оказался молодеющий поэт Константин Симонов, который был безумно влюблён в свою музу и впоследствии подарил ей свои самые известные стихи.

Валентина принимала ухаживания поэта, но открыто признавала, что её сердце всё еще принадлежит покойному мужу. Симонов, который не мог произнести буквы «л» и «р», нежно звал её Васькой, и его лицо светилось от счастья, когда она была рядом с ним. Если же они разлучались, поэт ежедневно писал ей длинные и лиричные письма.

С началом войны его разлуки с Валентиной становились всё чаще. В этот период их роман, уже ставший известным, стал достоянием общественности. Они выглядели как идеальная пара, вдохновляя многих. Стихотворение «Жди меня», посвящённое Валентине Серовой, поддерживало миллионы советских солдат и их семей. Лишь сами поэт и актриса знали, что та, кто ждёт, на самом деле не верна.

Муж Валентины Серовой – Константин Симонов

Военный корреспондент Константин Симонов увидел Валентину на экране в фильме «Девушка с характером» и мгновенно в неё влюбился, хотя в это время состоял во втором браке с редактором Евгенией Ласкиной.

симонов и серова

Валентина Серова в фильме «Девушка с характером», 1939 г.

Поэт проявлял свои чувства бурно — он ходил на все спектакли Валентины, писал ей стихи, дарил цветы. Их сблизило знакомство в 1940 году, всего лишь через год после трагической гибели её мужа.

жизнь поэта и актрисы

Валентина Серова и Константин Симонов

Сразу же после знакомства Симонов разорвал свой предыдущий брак. В годы Великой Отечественной войны Симонов и Серова выезжали на фронт, выступая с концертами перед солдатами.

симонов с валентиной серовой

Константин Симонов и Валентина Серова на фронте

После их знакомства на свет появилась пьеса Симонова «Парень из нашего города», главные герои которой были символически основаны на Валентине Серовой и её погибшем муже Анатолии.

В начале войны Симонов выразил свою любовь к актрисе через лирическое стихотворение «Жди меня».

Эти личные стихи, посвященные Серовой, стали настоящим народным достоянием, их переписывали и отправляли на фронт бойцы, чтобы донести до своих любимых. Актриса стала для поэта не только музой, но и важнейшим источником вдохновения. История их любви запечатлённой в сборнике стихов Симонова «С тобой и без тебя», выпущенном в 1942 году, вызвала огромный резонанс среди читателей.

третий брак серовой

Валентина Серова с мужем Константином Симоновым

В 1943 году Валентина Серова и Константин Симонов официально узаконили свои отношения. В 1950 году Серова родила им дочь, которой дали имя Мария. Брак продлён на пятнадцать лет.

Это интересно:  Целуемся у подъезда. Семейные тайны Сергея Маковецкого

семья константина симонова и серовой

История большой любви

Однако развод стал неизбежным из-за того, что Валентина стала страдать от алкоголизма. Поэт исключил её посвящения из своих сборников, оставив лишь её инициалы в самом известном стихотворении.

В 1957 году Константин вновь женился, на этот раз на Ларисе Жадовой, дочери генерала. По свидетельству современников, она была строгой и упрямой женщиной. В этом браке у них родилась дочь Александра.

судьба актрисы серовой

Заслуженная артистка Валентина Васильевна Серова

Валентина Серова скончалась в декабре 1975 года при невыясненных обстоятельствах в своей квартире. На её похороны Константин Симонов прислал 58 роз, что соответствовало числу прожитых ею лет.

Поделитесь в комментариях, какие еще факты из личной жизни актрисы Валентины Васильевны Серовой вам известны.

Пылкий влюблённый

В 1939 году на Серову обрушилась не только личная трагедия, но и профессиональное признание. Практически одновременно с гибелью мужа на экраны вышел фильм «Девушка с характером», где она сыграла главную роль. После этого Валентина стала предметом всенародного обожания — её имя стало известным в каждом доме. Она продолжила свою театральную карьеру на сцене театра «Ленком», где её впервые заметил начинающий поэт Константин Симонов. Ему, двадцатипятилетнему на тот момент, было не помехой то, что он состоял во втором браке и имел маленького сына, он с головой погрузился в новые чувства. Симонов подолгу находился в попытках завоевать внимание Валентины, пропуская ни один спектакль, всегда присаживаясь в первом ряду с букетом цветов. Он писал ей письма и, не щадя сил, расторг свой брак с женой.

Симонов как будто осаждал ведущую актрису, подобно крепости. Преломным моментом в их отношениях стал 1941 год и стихотворение Симонова «Жди меня и я вернусь». Скромная свадьба состоялась в 1943 году в Москве в момент, когда он вырывался с передовой, где служил фронтовым корреспондентом. В том же году на экраны вышел фильм «Жди меня» с Валентиной Серовой, основанный на знаменитом стихотворении.

Константин Симонов.

И снова разлуки

Казалось, после победы Валентина Серова и Константин Симонов, наконец, могли бы насладиться семейным счастьем, однако и в мирное время разлук у них оказалось не меньше, чем прежде. Талантливый поэт и журналист Симонов преодолевал карьерные высоты. Его часто отправляли в командировки, включая зарубежные. Неделями, месяцами она вновь ждала его возвращения. Разве мог он снизить количество поездок ради того, чтобы провести время с ней, той, кому посвятил свои самые пронзительные и лирические стихи? Этих ответов в его работах вы не найдёте. Хотя если бы на его месте оказалась Серова, она, вероятно, сделала бы выбор в пользу чувств, каковой она всё время была. По её виду можно судить, что она жила сердцем.

Когда-то она поверила, в том числе благодаря его гениальным стихам, что нуждается в Симонове, как в воздухе. Но реальность оказалась гораздо прозаичнее. Смирилась ли она с этим? К сожалению, мы слишком мало знаем о внутреннем мире Валентины Серовой. Не осталось документальных записей, где бы она, к примеру, давала интервью. Нет опубликованных дневников, которые можно было бы прочитать и понять, чем занималась эта женщина. Однако мнения документалиста Галины Долматовской, которая занималась исследованием биографии Валентины Серовой и с которой её дочь Мария Симонова делилась своим архивом, очень ценны. Я была потрясена тем, как тщательно она сохраняла каждую записку, каждый телеграмму от друзей, треугольники солдатских писем с фронта. Её дневники встречи с дочерью, с которой она была разлучена до своего «перевоспитания» (дочь Марию актрисе пришлось вернуть по решению суда) несомненно интересны. Также сложно представить, что эта знаменитая красавица записывала от руки роли, которые ей хотелось бы сыграть. Она сравнивала разные переводы «Гамлета», на отдельных страницах выписывая, как читается в разных вариантах та или иная фраза.

…Жди, когда наводят грусть…

Запах пыльных книг, пролитого вина, папиросного дыма и высыхающего грима — это запах моего детства, — позже будет вспоминать дочь актрисы Мария. — Это была её комната… Над ворохом бумаг сидела женщина с исходящими изведёнными пергидролем волосами. Опухшие веки, резкие морщины. Над её головой висел портрет: красивое лицо, ненатуральная поза, улыбка, взор — всё это вызывает недоумение. Типичный портрет актрисы в той или иной роли. Как предсказано было в стихах: «…и, постарев, владелица сама/ Себя к своим портретам приревнует…» И эти два лица принадлежат одному и тому же человеку — недавней актрисе, находившейся на пике славы и сейчас почти забытой, страдающей, погружённой в алкоголь. Моя мать… Она была такой, какой были описаны в его стихах: злой и бесценной, проклятой — такой, как никто другой в огромной вселенной. И он любил обе стороны её личности, ведь они образовывали единое сумасшедшее существо, в котором трудно разобраться, но невозможно не любить.

Это интересно:  Александр Борисович Градский

Опустившуюся женщину старались игнорировать. Даже Константин Симонов, который некогда её обожал, писал в письме: Люди прожили четырнадцать лет. Половину этого времени нам было тяжело, но приемлемо. Потом ты начала пить… За эти годы я постарел на много лет и чувствую усталость на всю оставшуюся жизнь…

Он продолжал писать ей долго. Как рассказывает Виталий Вульф, он объяснял, что больше не может её любить, сообщал, что, если встретит другого человека, который его впечатлит, то без колебаний свяжет с ним свою жизнь, советовал ей выйти замуж и желал счастья, чтобы она не разрушала ещё одну жизнь, как это уже произошло.

Но, похоже, забыть её он не смог, хотя и старался сделать всё, что в его силах, чтобы выбросить из своей памяти то, что сжигало его. Он больше не писал лирических стихов, а с дочерью Машей общался с явной холодностью. Имя Серовой не звучало в разговорах. Всё это давно было позади. У него была своя семья, новый дом, новая жена, дети. Однако, когда Алла Демидова, готовясь к съемкам в фильме Алексея Германа «Двадцать дней без войны», сделала грим в стиле Серовой, он пришёл в ярость, требуя, чтобы её сняли с роли. Невзирая на это, Марию Хмелевскую в фильме сыграла Людмила Гурченко…

…Желтые дожди…

1975 год стал годом, когда у Серовой завершилась последняя серьёзная работа в кино, которая произошла в 1946 году. Она числилась в штате Театра киноактера, в котором совсем не имела должности. Работа помогала ей держаться на плаву, однако в последнее время её не было, и каждый день она слышала лишь один ответ: «Нет, Валечка, для вас ничего нет».

Она продолжала надеяться — или хотела верить — что всё ещё кому-то нужна. «Простите меня за настойчивость», — писала актриса в ЦК КПСС, — «но сил висеть между небом и землёй больше нет! Всю грязь, которую на меня вылили, я не могу отскрести никакими усилиями, пока мне не помогут сильные руки, которые предоставят работу и возможность прежде всего доказать, что я не то, чем меня представляют. Я готова работать в любом театре — только бы работать. Я недавно прочитала несколько отрывков и статьи о бывших преступниках, которым помогли восстановиться и вернуться к нормальной жизни. Неужели я хуже других? Помогите… Глубоко уважающая Вас, В. Серова.

Но ответа не было. И тогда актрисе вновь приходилось распродавать свои вещи и драгоценности. Все деньги шли на алкоголь. 10 декабря Валентина Васильевна вышла из дома, направляясь за зарплатой в театр. На улице она снова услышала за спиной: «Это кто, Серова? Та самая? Я думала, она уже умерла». Что произошло дальше, никто не знает. Подруга актрисы Елизавета Конищева, безуспешно пытавшаяся дозвониться до Валентины, решила посетить её. Открыла дверь своим ключом и в ужасе отшатнулась. В полупустой квартире, словно не жилой, лежало некогда прекрасное тело некогда обожаемой женщины. Символ верности, любви и надежды не стало в возрасте 58 лет…

Симонов, который отдыхал в Кисловодске, на похороны не приехал, лишь прислав 58 красных гвоздик, указывая на число её прожитых лет. Однако забыть Валентину он не мог. Накануне своей смерти он попросил дочь привезти ему в больницу архив Валентины Васильевны. «Я увидела отца таким, каким он был, — вспоминает Мария Кирилловна. — Даже в последние дни тяжёлой болезни он оставался собранным, подтянутым и шутил… Сказал мне: «Оставь, я почитаю, посмотрю кое-что. Приезжай послезавтра…». Я пришла, как он просил, и… не узнала его. Он как-то сразу постарел, плечи опустились, он ходил, шаркая по больничной палате, долго молчал. Затем остановился против меня и посмотрел глазами, полными боли и страданий. «Прости меня, девочка, но то, что было у меня с твоей матерью, было самым большим счастьем в моей жизни… И самым большим горем…»

Автор: Игорь Изгаршев

Оцените статью
Портал красоты
Добавить комментарий