Уже стало ясно, что процесс надевания и снятия платья, особенно если присутствует горничная, оказывается не таким сложным, как можно было бы подумать. Дело в том, что детали платья надевались и закреплялись поэтапно, а не просто засовываться внутрь, стараясь не запутаться в бесконечном количестве ткани. Но как же быть с юбками, кринолинами, турнюрами и оборками, когда возникает необходимость воспользоваться туалетом?
Как дамы прошлого в громоздких платьях справлялись с туалетом
Вопрос о том, как можно было жить, работать, танцевать и сохранять гигиену в такой неудобной одежде, всегда вызывал любопытство. Ещё в советское время экскурсоводы с искренней улыбкой задавались вопросами о том, как женщины в корсетах и явно тяжёлых юбках могли как-то вести свою повседневную жизнь, как танцевали и отчасти соблюдали гигиену — это особенно волновало некоторых юмористически настроенных авторов.
История женской одежды, носимой с обязательным корсетом, охватывает множество веков. Она начинается с средневековой модницы Агнессы Сорель, которая первой начала щеголять в платьях, зафиксированных на корсете, и продолжается вплоть до нарядов женщин, живших во времена Первой мировой войны. Краткий перерыв в этой традиции пришёлся на период после Великой французской революции. Однако на фоне общей истории одежды на корсетах такой перерыв кажется незначительным и почти незаметным.
К любому дамскому наряду обязательно добавлялись и другие неудобные элементы — пышные юбки, массивные кринолины, турнюры, представляющие собой конструкции для расширения бедер. Лев Толстой даже считал турнюры символом выпячивания призывной задней части. В гардеробе каждой женщины, даже в жаркое лето, было множество слоев одежды и, соответственно, застёжек.
Сложный вопрос заключается в том, как в этих сложных конструкциях из ткани и фурнитуры, не считая самого корсета, женщинам удавалось посещать туалет, ездить верхом, танцевать, заниматься домашним хозяйством и даже просто гулять, не терпя дискомфорта от пота и запаха? Безусловно, им приходилось изобретать множество оригинальных решений и отказываться от многих удобств, которые мы считаем обыденными сегодня.
Приданое — это важно
При чтении классической литературы можно заметить, что женская одежда почти всегда рассматривается с точки зрения её функциональности: утреннее платье, платье для прогулки, наряд для ужина, бальное и так далее. Нам трудно представить, как можно было выдержать бесконечные смены одежды. Конечно, в наши дни мы тоже не выходим на прогулку в домашней одежде, но дважды переодеться за день, не собираясь никуда выходить? Чем отличалось утреннее платье от вечернего, и почему существовало ещё одно, промежуточное платье для позднего дня?
Всё дело в том, что было гораздо сложнее поддерживать чистоту одежды (в то время не существовало современных средств для стирки и химчистки), а также следить за личной гигиеной. Обычай менять платье как минимум один раз, а лучше дважды за день, возник именно из-за необходимости избегать неприятного запаха. Если бы одна и та же одежда носилась весь день, сжатая корсетом и в эпоху без дезодорантов, она быстро бы пропиталась запахом пота. Меняя платья, можно было дать материалу проветриться от одного дня к другому. Более того, заменяя наряд, легко могла поменяться и нижняя рубашка — хотя обычно одной нижней рубашки на день было вполне достаточно. Разумеется, бывают разные ситуации.
Целиком стирали платья довольно редко. Обычно снятое пятно обрабатывали сразу же в тот же день. Если платье не удавалось сменить, его части иногда заменяли. Платья, как правило, имели составные элементы: лиф, юбка и другие детали, такие как воротники или накладки, которые могли быть надеты отдельно в зависимости от моды той или иной эпохи. Следовательно, и лиф, и юбка обрабатывались из разных вставок, которые можно было отпарывать и заменять. Самыми часто подвергаемыми замене элементами были оборки на юбках (они очищались от грязи или могли быть заменены, если постирать их было невозможно), воротнички и манжеты, так как они соприкасались непосредственно с кожей, оставляя меньше шансов для контаминации другими слоями ткани.
Нижняя рубашка, по сути, была одним из основных элементов обеспечения гигиеничности для дамы. Она впитывала пот и мусор с кожи, защищая более дорогую и сложную в уходе платьевую ткань. Нижнюю рубашку значительно проще было выстирать, чем платье. Однако, без современных удобств, таких как канализация и стиральные машины, проводить ежедневную стирку было затруднительно — поэтому новую рубашку могли надеть в день общей стирки. Чем беднее была женщина, тем реже она могла менять и стирать свои сорочки. Количество нижних рубашек было вопросом гигиеничности, и именно по этой причине в приданое невесты должно было входить достаточное количество нижнего белья — это служило гарантией опрятности в семейной жизни молодоженов. Для дополнительной защиты от пота часто под платье вшивались специальные вкладки, которые можно было легко снять и стирками по мере необходимости.
Что касается нижней части тела, с определённого времени в истории стали использовать панталоны. Интересно, что панталоны стали популярными только в девятнадцатом веке, до этого дамы полностью полагались на нижние юбки, которые служили для впитывания пота и, в случае необходимости, других естественных физиологических выделений. Панталоны не имели шва в промежности, так как снять их было практически невозможно: верхний край панталон крепился корсетом. На нижней части ног носили галстуки — и тогда галстуки, надо сказать, были гораздо короче тех, что мы видим сейчас, так как их основной задачей было закрыть только стопу, голень и колено.
Почему туалетную комнату называли гардеробной?
Первые внутренние туалеты в замках находились в эркерах, то есть небольших помещениях, выступающих за пределы главных стен здания. Для создания сидений использовали деревянные настилы с отверстиями, через которые фекалии уходили вниз по стене или проваливались в ранее вырытую яму, расположенную рядом со стенами замка. В городах и посёлках за очистку этих ям отвечали специальные работники, известные как гонг-фермеры — этот термин возник в Англии в эпоху правления династии Тюдоров. В некоторых дворцах природа сама помогала в вопросах удаления отходов — в частности, в Порчестерском замке гардеробные располагали прямо над морем, и приливы в океане действовали как огромная система для смыва.
С появлением гардеробных поход в туалет стал более комфортным, разве что из-за сквозняка, который мог нежно обдувать самых деликатных излежек, и риска быть подстреленным в случае осады замка. Случалось даже, что особенно храбрые воины использовали эти отверстия для проведения атак; например, в 1204 году французские солдаты, обладая непростой смелостью и, видимо, весьма узкими плечами, смогли пробраться через них в замок Шато Гайар, находящийся на нормандской границе, именно подобным образом.
Теперь мы подходим к основному вопросу. Почему же гардеробные? Ответ прост: эти комнаты использовались не только для решения вопросов пищеварения, но и для хранения одежды. Таким образом, герцогу и герцогине приходилось усаживаться в окружении различных платьев, камзолов, мантий и рубашек. Причины подобной практики были двойные: во-первых, благодаря постоянному потоку воздуха одежда имела возможность хорошо проветриваться, а во-вторых — это позволяло избавиться от моли и других насекомых-паразитов, которые, не выдерживая резкого запаха аммиака, бежали прочь. Наведение порядка в гардеробе хозяев стало обязанностью младшего оруженосца. Начав с того, что он вывешивал одежду аристократа над туалетным отверстием, несомненно, он имел возможность сделать неплохую карьеру.
Длинный дом Уиттингтона
Если крупные землевладельцы хотя бы отчасти решали вопросы удалении отходов на своих территориях, то в городах до пятнадцатого века очень мало что делалось в этой сфере. Это продолжалось до тех пор, пока мэр Лондона, серьезно озабоченный тем, что улицы столицы англии не вымощены золотыми плитами, не предложил идею создания первого общественного туалета на сто двадцать восемь мест, с отдельными помещениями для мужчин и женщин. Открытие данного учреждения состоялось 1 мая 1421 года на Уолбрук-стрит, где в то время протекал ручей; именно туда сбрасывались все отходы, которые дважды в день смывались приливом Темзы. Данный «Длинный дом» просуществовал до Великого Лондонского пожара, после чего на месте сгоревшего здания построили новое, которое функционировало до начала двадцатого века.
Несмотря на всю проделанную работу Уиттингтона, его усилия по улучшению санитарных условий в Лондоне носили ограниченный характер. В 1449 году Томас Брайтфилд представил концепцию первого смывного туалета, представляющего собой каменный унитаз с резервуаром для дождевой воды и переливной трубой, но реализовать этот план удалось лишь в конце шестнадцатого века. Даже тогда новинка не прижилась, так как в городах не было ни водопроводов, ни канализации.
Проблемы с недостатком удобств продолжались веками, даже в королевских резиденциях. Например, в Версальском дворце туалетных комнат было недостаточно предусмотрено, поэтому придворные часто справляли нужду в коридорах и углах комнат. Визит английского короля Карла II и его свиты выливался в необходимость на месяц очищать от фекалий все укромные уголки замка, включая камины, угольные склады и подземные кладовые с продуктами. И возникает вопрос: как же дамам в их громоздких платьях удавалось незаметно сходить в туалет?
Лабиринт в туалете для приватности и портрет жены на уборной
Что же касается туалетов для знати, то они также не отличались изобилием интерьера. Пространство туалета освещалось через маленькое окошко, которое также служило для притока свежего воздуха. Стены побелили известью, чтобы комната казалась светлее. Коридор, ведущий к туалету, изгибался под углом, что делалось с целью обеспечения приватности, так как дверей в уборных в то время не существовало. Над отверстием в полу устанавливались деревянные сиденья с отверстиями, иногда весьма причудливой формы. Наибольшей популярностью пользовалась форма, напоминающая замочную скважину, что является своеобразным средневековым юмором.
«Форма туалета всегда вызывала интерес. Бывали даже такие юмористические моменты, как, например, когда Георг IV, английский король, ещё будучи принцем Уэльса, требовал, чтобы в его уборной был изображён портрет его супруги. Это странное желание объяснялось тем, что у него были непростые отношения с Каролиной, и таким образом он пытался продемонстрировать своё отношение к ней,» — делится наблюдениями писательница Марш.
Попытка создать хорошие туалеты, которая привела к жуткой трагедии
Идея постройки туалетов с отводом стоков за пределы стен замков принадлежит королю Генриху VI Гогенштауфену. Этому событию предшествовал случай, известный в истории как «катастрофа в Эрфуртской уборной». Летом 1184 года Генрих VI посетил город Эрфурт, чтобы помирить заклятых врагов — местного ландграфа Людвига III и майнцского архиепископа Конрада. В этом собрании участвовал весь цвет тюрингского дворянства, а местом для проведения выбрали церковь Святого Петра.
«В тот день в церкви Святого Петра собралась вся элита королевства. Но как только начались дебаты, пол под собравшимися провалился, и все оказались в выгребной яме. Это может показаться смешным, но в результате этого инцидента погибло 60 человек, все представители знати,» — поведал публицист Бегешев.
Как же такое могло случиться? Дело в том, что в церкви Святого Петра была своя уборная. Это было помещение на первом этаже с скамьями вдоль стен, содержащими отверстия, ведущие в выгребную яму. Высокое собрание тюрингской элиты проходило на втором этаже, прямо над уборной. В какой-то момент деревянные перекрытия обрушились, и толпа людей, падя, попала в выгребную яму, заполненную жидкими фекалиями.
«Причина этого провала заключалась в том, что выгребная яма не чистилась на протяжении многих лет, а выделяемые испарения разъели деревянные перекрытия, которые не выдержали веса собравшихся людей,» — объяснил Бегешев.
Туалеты в замках
P.S. Далее по теме должны следовать размышления о блохах, вшах, клопах и тараканах. Однако эти замечательные представители мира живой природы, обладающие тонкими хитиновыми телами, заслуживают не просто сухих новостей, а полноценные песни о своей жизни.
Туалет, в который залез убийца и ждал герцога
Однако не всем правителям повезло так, как Генриху VI. Примерно за сто лет до «катастрофы в Эрфурте» герцог Нижней Лотарингии по имени Готфрид Горбатый стал жертвой смертельного нападения, когда находился в своей уборной. Его атаковали с помощью остроконечного оружия в тот момент, когда он сел на стульчак.
«Считается, что одному из охранников, дежуривших в его доме, заплатили, чтобы тот остался под туалетом, вооружённый копьём или длинным мечом. Когда Готфрид начал справлять нужду, он был ранен. По слухам, после этого инцидента Готфрид прожил ещё неделю. Но с тех пор, когда начали строить туалеты на стенах замков, это стало элементом безопасности,»
– рассказал публицист Бегешев.
В 1016 году похожая участь выпала и на короля Англии Эдмунда II по кличке Железнобокий. По одной из историй, его также убили в уборной. У короля возникло множество проникающих ножевых ранений от наёмного убийцы, который прятался в выгребной яме.
«После этой истории было решено, что король не должен посещать уборную в одиночестве, так как всё может случиться. Именно тогда возникла новая должность — камергера стула. Таким образом, у короля появился специальный человек, который сопроводил бы его в уборную, помогал держать меч, снимать мантию и решать другие задачи,»
— рассказала писательница Марш.
Как король Франции отказался от унитаза Леонардо да Винчи
Для королевской особы был разработан первый в истории проект смывного унитаза, созданный Леонардо да Винчи, который был приглашён ко двору короля Франции Франциска I. Увидев ужасающий запах Парижа, изобретатель предложил монарху создать во дворце туалет со смывом. Проект включал водопроводные трубы, отводящую шахту и даже систему вентиляции.
Тем не менее, Франциск не понял, зачем нужны все эти новшества. Поэтому унитаз Леонардо остался лишь на бумаге.