В 2008 году на экраны вышел фильм Пленный, в одной из ролей которого блистала молодая актриса Юлия Пересильд. Однако дата начала их романа с режиссёром, Алексеем Учителем, остается неизвестной. После успешной работы на данной картине, Юлия продолжила сотрудничество с Учителем и на следующем проекте, название которого — «Край». Их совместная работа привела к тому, что они начали появляться вместе на разнообразных мероприятиях, чему сопутствовал интерес прессы, активно обсуждавшей их нерабочие отношения.
У меня всегда есть сомнение: успехи и скандалы в жизни Алексея Учителя
Известный создатель фильмов о русском роке и автор нашумевшей картины Матильда, Алексей Учитель, отмечает свой 70-летний юбилей. В данном материале мы расскажем о том, чем запомнился один из самых противоречивых режиссёров в истории российской киноиндустрии, как это освещает ресурс 78.ru.
Фото: киностудия «Рок», kinopoisk.ru, kino-teatr.ru, kino.mail.ru
Как всё начиналось?
Художественный руководитель петербургской студии Рок и автор провокационных фильмов, посвященных таким личностям, как Виктор Цой, Иван Бунин и Николай II, а также продюсер спортивной драмы Стрельцов, Алексей Учитель, родился в Ленинграде 31 августа 1951 года. Его отец, Ефим Учитель, был известным документалистом, получившим признание благодаря циклу фильмов о блокаде Ленинграда. С ранних лет Ефим Учитель прививал своему сыну любовь к кино, из чего Алексей впоследствии извлёк свои первые уроки, страстно желая стать успешным режиссёром. В юности Алексей даже задумывался о карьере футбольного тренера, однако в конце концов выбрал путь, расходящийся с его детскими мечтами, и последовал по стопам отца в кинематограф.
После окончания школы Учитель поступил в московский ВГИК на операторский факультет, в чем его настоятельно поддержал отец, убеждённый, что такая подготовка сделает его более компетентным в понимании визуального языка кино. Первоначально Алексей не осознавал всей глубины этого выбора, но со временем стал благодарен отцу за данную советы. После окончания учёбы в возрасте 24 лет он вернулся в Ленинград и начал свою долгую карьеру на студии документального кино. В 1977 году Учитель выпустил свою дебютную ленту «Сто тысяч я», после которой последовало множество документальных проектов. Его трудолюбие, заложенное отцом, заставляло его сомневаться в собственном таланте и продолжать обучение и саморазвитие в течение всей жизни.
— Человек, который считает себя в буквальном смысле гением, на этом заканчивается, поэтому у меня всегда есть сомнения в себе и том, что я делаю, причём на любом этапе работы над картиной, — рассказывал режиссёр в одном из своих интервью.
Трудолюбие Алексея Учителя сравнивают с болезнью, поскольку режиссер всегда требует идеала при подборе актеров. Если какой-либо выбор касательно биографии или образа, созданного Учителем, не соответствует его представлениям, он продолжит кастинг до тех пор, пока не добьется желаемого результата, даже если съемки картины уже идут.
300 человек на место
Во-первых, Ефим Учитель настоял на том, чтобы его сын сначала отучился на оператора, а не на режиссера. Это требование было обусловлено необходимостью понимать, каким получится результат съемок. Тем не менее, после успешного прохождения экзаменов, Алексей не смог поступить: ему предложили отслужить в армии, а затем поступить уже без конкурса, но он этого предложения не принял.
После года работы помощником оператора и тщательной подготовки, Алексей пришёл на следующий набор, где его ждал серьезный конкурс — 300 человек на место! Чтобы пройти, нужно было сдать семь из восьми экзаменов на отлично, и лишь одна четверка была позволена. Несмотря на то, что вокруг него везде открывались двери, усердный Учитель прошел конкурс, благодаря своей целеустремленности.
Рок
Пять лет спустя, после возвращения в родной город — Санкт-Петербург, он продолжил дело своего отца в качестве документалиста. Учитель снял более полутора десятков фильмов, отразивших дух времени, прежде чем стал автором культового кинофильма Рок, который впоследствии приобрёл статус культового, рассказывая о полуподпольных петербургских рок-музыкантах тех лет. В его картине снялись такие легенды, как Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук и группа «АукцЫон». Сегодня этот фильм считается единственным качественным документальным отражением той эпохи.
В это же время на горизонте кино появилось имя Киры Саксаганской, которая выступила продюсером фильма и вскоре стала супругой Учителя.
От Матильды до Цоя
Не все работы Алексея Учителя удачно воспринимаются как критиками, так и зрителями. Его фильм Матильда о любви цесаревича Николая, будущего царя России, к балерине, считается одним из самых скандальных. Режиссер считает, что разгоревшийся вокруг картины скандал был раздуто депутатом Милоновым. Тем не менее, реклама достигла небывалых высот: о выходе фильма знали практически все в России, даже те, кто редко следит за кинопремьерами. Однако пик популярности не спас фильм от провала в прокате: бюджетные затраты на костюмы и сценические декорации не позволили ему набрать желаемые кассовые сборы. Например, на сайте IMDB фильм Матильда имеет оценку всего 5.3 (при более двух тысяч рецензий), что считается сущим провалом.
Тем не менее, вскоре на экраны вышел еще один фильм, стіменный по своей противоречивости Матильде.
Создание картины о Викторе Цое стало для Учителя долгим и трудоемким процессом, который занял почти 10 лет. Режиссер сам написал сценарий и использовал в фильме документальные кадры, не вводя в свою работу актера для исполнения главной роли — Виктора Цоя. Учитель заявлял, что в его фильме главным образом речь идет не о Цое, а о гробе, в котором по сюжету лежит тело рок-музыканта. Алексей встретился с сыном Виктора, Александром, и учел все его комментарии. Тем не менее, разразился новый скандал: Александру не понравилась картина, он даже выразил ультиматум, что за сценарий, по его мнению, нужно «оторвать руки» авторам. Вместе с дедом он жаловался в Минкульт и к Владимиру Путину, утверждая, что фильм Учителя представляет собой бестолковое зрелище, и использование имени и образов его отца не было согласовано. Сам Учитель не принял критику от родственников Цоя. Он считает, что творчество музыканта принадлежит всем его фанатам, а не исключительно его семье. Виктор Цой символизирует рок-движение, которое пропагандирует свободу, которую не следует ограничивать, — подчеркивал Учитель. Что касается оценок зрителей, то на том же сайте IMDB фильм получил крайне низкую оценку – всего 4.7 балла.
Вокруг личной жизни Учителя, как и некоторых его киноработ, увивается множество сплетен. На протяжении долгого времени он не подтверждал свою связь с молодой актрисой Юлией Пересильд, которая родила ему двух дочерей. Увлечение Алексея добавляло пикантности ситуации, так как он, будучи в отношениях с Юлией, всё еще состоял в браке с другой женщиной. Однако недавно режиссер открыл правду о том, что является отцом дочерей Юлии. В то время как последние сообщения из СМИ утверждают, что Юлия, видимо, устала от нестандартной семейной жизни, решила разорвать этот замкнутый круг.
Всегда быть в поиске
Алексей Учитель создал множество выдающихся фильмов в разнообразных жанрах. Он начал свою карьеру с документального кино, где смог достичь значительных успехов. Однако впоследствии перенес своё творчество в игровое кино, продолжая исследовать новые горизонты и искать собственный стиль. Его фильмы отличаются множеством жанров, различных исторических эпох, уникальными идеями и неоднозначными откликами, они всегда вызывают интерес и не оставляют равнодушными.
Удивительно, как в Учителе, тонком художнике, сочетается успешный предприниматель. Открыв свою киностудию, он смог получить независимость и реализовать свои самые смелые творческие замыслы. Режиссер не останавливается на достигнутом, несмотря на свой статус и количество наград. Впереди у него еще много незавершенных проектов, которые ожидают своего часа.
Алексей Учитель сейчас
В 2018 году режиссер начал работу над двумя новыми проектами. Один из них посвящён Виктору Цою и требует бюджета в 150 миллионов рублей, из которых он надеется получить 90 миллионов от Фонда кино.
Второй проект расскажет о известном адвокате Фёдоре Плевако, и главную роль в нем уже утверждён Владимир Машков.
Также ему в планах стартовать съемки картины Дети мои, сценарий для которой будет написан по мотивам романа Гузель Яхиной, в главной роли будет задействована Чулпан Хаматова. Информация о других исполнителях пока не раскрыта, однако вполне вероятно, что они будут из Германии, так как сюжет будет сосредоточен на истории поволжских немцев.
Кроме того, Учитель запланировал адаптировать фильм Матильда в формате сериала и запустить его на Первом канале. Ещё одной задумкой режиссера является создание ленты о композиторе Дмитрии Шостаковиче; Учитель хочет снять не только историю его жизни, но и проанализировать его отношения с властью. Однако этот проект лишь в стадии разработки, так как на данный момент у него нет даже сценариста, способного справиться с такой сложной задачей.
Избранная фильмография
- 1977 Сто тысяч я
- 1983 Акция
- 1988 Рок
- 1992 Последний герой
- 1995 Мания Жизели
- 2000 Дневник его жены
- 2003 Прогулка
- 2005 Космос как предчувствие
- 2008 Пленный
- 2010 Край
- 2013 Восьмёрка
- 2017 Матильда
Ссылки
Для нас крайне важно поддерживать актуальность и достоверность предоставляемой информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите об этом. Выделите ошибку и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Enter.