Роман «Угрюм-река» авторства Вячеслава Шишкова погружает читателя в мир золотой лихорадки Сибири через судьбу одной семьи. Данила Громов, сибиряк по происхождению, провел свою жизнь, погружаясь в разбой и криминал, а перед уходом из жизни передал все накопленные деньги своему сыну. Его наследие стало не только материальным благом, но и неотъемлемым проклятием, которое преследовало семью на протяжении всех их дней.
Угрюм-река (1968)
Участие в голосовании доступно исключительно зарегистрированным пользователям сайта.
Если вы уже имеете аккаунт — войдите в него.
Вы хотите создать новую учетную запись?
новое сообщение
отзывы
Я прочитал книгу, а затем решил посмотреть адаптацию на экране. Фильм чрезвычайно высокопрофессиональный, но в нем отсутствует множество деталей! И не удастся передать всю глубину истории и эмоции персонажей так, как это сделано в книге! Чтение было настоящим открытием! Уважаемые читатели, погружайтесь в книги чаще!
Обратите внимание на такой аспект: жена Прохора, которая стремилась облегчить условия труда рабочих, пыталась устроить медицинское обслуживание, а после смерти Прохора резко отказалась от всех своих «гуманных» начинаний. Вопрос: что это? Невозможность выжить в суровых условиях или же истинное лицо холодной манипуляторши?
Волкова Наталья (Красноярск) 27.01.2011 — 16:30:12
Телеман, зачем было поднимать иронию? Некоторым фильмам наличие цвета действительно не нужно. Они и так впечатляют! Кстати, своим комментарием о цвете я лишь поддержала мнение Леонида. Но почему вы выделили именно мою рецензию? С чем связано такое внимание?
По поводу цветного искусства – таких фильмов с великолепными сибирскими пейзажами предостаточно. Наверняка их больше, чем черно-белых. Я, как коренная сибирячка, это прекрасно осознаю. Вам их перечислять или сможете сами вспомнить?
Волкова Наталья (Красноярск) 27.01.2011 — 15:54:10
Волкова Наталья (Красноярск) 27.01.2011 — 08:22:17
фильмоскоп (Екатеринбург) 27.01.2011 — 08:07:21
Концовка фильма является мощным ходом со стороны режиссера. Прохор мчится сквозь лес, и перед ним предстают души убитых им людей. У меня до сих пор мурашки по коже во время просмотра этого момента, а уж что говорить о детском восприятии времени, когда это было снято.
Волкова Наталья (Красноярск) 27.01.2011 — 07:47:26
Если бы фильм создавался для кинотеатров, как и другие работы Лапшина, такие как «Приваловские миллионы» или «Демидовы», он, возможно, вышел бы крайне красочным.
На самом деле, «Приваловские миллионы» и «Демидовы» — это красочные фильмы, и я не спорю с этим. Однако, в художественном плане они гораздо слабее «Угрюм-реки». Я солидарна с Леонидом — цвет этому фильму совершенно не нужен.
Леонид — Москва (Москва) 26.01.2011 — 22:50:18
Мне кажется, отсутствие цвета предоставляет как режиссеру, так и зрителям возможность сосредоточиться на глубине эмоций и страстей персонажей. По степени накала эмоций, трудно найти другой фильм, который мог бы соперничать с «Угрюм-рекой». Цвет в этом фильме излишен.
Самое интересное
Шеф с Денисом Прытковым стартует 18 ноября
Беляковы в отпуске: Телезритель в Турции
Большое кино о самом известном «диванном» критике
Не просите не плакать: Катерина Шпица рассказала о потере ребёнка
И поделилась множеством полезных рекомендаций о том, как справиться с этой болью.
Все лишнее — детям: Шарлиз Терон, Кэти Перри и Джессика Альба
Борис Нежданов (Санкт-Петербург) 22.01.2011 — 17:01:03
В целом, фильм сделан на высоком уровне, актерская игра просто великолепна. Однако, на мой взгляд, четырех серий для него недостаточно. Первые три серии охватывают около половины сюжета книги, в то время как в четвёртой серии было стремительно уместить вторую половину, что делает её более скомканной. Много сюжетных линий потерялись, и это печалит. Да, к сожалению, фильм вышел черно-белым, но в то время цветное телевидение только начинало набирать популярность, поэтому многие фильмы создавались в черно-белом формате. Если бы проект снимался для кино, как например, другие картины Лапшина, такие как «Приваловские миллионы» или «Демидовы», оно было бы определенно ярче и насыщеннее.
Как сложились судьбы звезд «Угрюм-реки»: Печальные истории актеров культового фильма 1960-х
Получайте на почту одну самую читаемую статью раз в сутки. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
20 июля исполняется 79 лет известной актрисе театра и кино, народной артистке СССР Людмиле Чурсиной. Одной из её самых ярких ролей стала Анфиса Козырева в фильме «Угрюм-река». В конце 1960-х годов этот фильм пользовался феноменальной популярностью. По сюжету, величественное наследство семьи Громовых вызывало несчастья для каждой из фигур. Актеры, исполнившие главные роли, стали звездами всесоюзного масштаба. Однако, к сожалению, судьбы многих из них сложились трагичнее, чем их экранные персонажи.
Георгий Епифанцев
Звезда фильма «Угрюм-река» Георгий Епифанцев исполнил роль Прохора Громова. Первая волна популярности пришла к нему в 19 лет, когда он сыграл главную роль в фильме «Фома Гордеев». Спустя девять лет он стал всесоюзной знаменитостью после премьеры «Угрюм-реки». Изначально Прохора Громова должен был играть другой актер — Владимир Гусев, который начал съемки, но получил перелом ноги в процессе производства, и в итоге его заменили на другого актера. Образ воспитанного, умного и щедрого Прохора оказался очень близок Эпифанцеву, хотя сам актер не смог в полной мере реализовать свой талант. Прохору Громову в фильме были высказаны такие слова: «Старт твоей жизни прекрасен, середина будет бурной, а финал — жутким». И, к сожалению, они стали пророческими для самого актера.
Георгий Епифанцев в фильме «Угрюм-река», 1968 | Фото: kino-teatr.ru
В жизни Георгий был таким же темпераментным и безумным, часто поддаваясь своим страстям. Отметим, что еще во время съемок в «Угрюм-реке» актер начал увлекаться алкоголем и нередко срывал съемки. Со временем его зависимость лишь усугубилась, и ему больше не предлагали главные роли. В 1970-х он продолжал сниматься лишь в эпизодах. В 1980-х его карьера практически завершилась, и он остался без работы. Творческая недовольтворенность привела к внутренней деструкции. Единственное, что поддерживало его на краю пропасти, — это его жена и трое детей. В 1990-е годы финансовое состояние семьи стало критическим, и Епифанцев вынужден был зарабатывать торговлей на рынке.
Георгий Епифанцев в роли Прохора Громова, 1968 | Фото: kino-teatr.ru
В 53 года актер ушел из жизни при загадочных обстоятельствах. По официальной версии, он попал под колеса поезда. Обстоятельства этого случая до сих пор остаются загадкой для его семьи. Епифанцев не был пьяным, и вряд ли мог не заметить приближающийся состав. В прессе обсуждали версию самоубийства, однако супруга актера эту гипотезу отвергала.
Георгий Епифанцев в фильме *Опровержение*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru
Людмила Чурсина
Мороз не хотел делать просто ремейк старого фильма
Создание новой экранизации романа, с которым справился Юрий Мороз, отличалось смелым подходом: он заявлял, что не намерен делать ремейк, а хочет создать уникальную интерпретацию. Главные роли в обновленной версии были отданы Александру Балуеву, Юлии Пересильд, Александру Горбатову, Александру Яценко и Дарье Мороз.
Съемочный процесс был достаточно масштабным: технику приходилось доставлять в удаленные районы, а многие кадры были сняты с использованием дронов для создания эффектных съемок.
Работа проходила в таких регионах, как Московская, Ивановская и Свердловская области. Некоторые эпизоды были сняты в тех местах, куда 50 лет назад приехала команда Ярополка Лапшина. Тогда на этих землях находилась деревня Слобода, а сейчас — Каменка.
Что касается визуальной части, к ней нет нареканий: суровая и опасная природа Сибири отображена великолепно. Однако, старая версия «Угрюм-реки» остается неповторимой. Зрители обнаружили много недостатков в новой интерпретации, хотя Юрий Мороз настоятельно просил не сравнивать две версии.
Старая экранизация — это старая экранизация, там другой объем, совершенно иные задачи ставились, другие идеи рассматривались. По уму это не нужно сравнивать. К тому же, мы ведь не снимаем ремейк фильма, мы экранизируем книгу, — утверждал он.
Новая Анфиса уступает советской
Анфиса Козырева — одна из самых выразительных женских фигур в романе. Являясь внучкой местной знахарки, она была красавицей и обладала роковым обаянием, что привлекло внимание купца Петра Громова, и вскоре она влюбилась в его сына Прохора. Людмиле Чурсиной удалось безукоризненно воплотить образ Анфисы, передавая всю сложность ее чувств, как задумал Шишков. В исполнении Чурсиной Анфиса предстает как развязная, смелая и жестокая персонаж, но глубоко несчастная.
В новой интерпретации к роли Анфисы была привлечена Юлия Пересильд, но она не оставила на зрителей должного впечатления. Несмотря на свою внешнюю привлекательность, актрисе не удается донести ту харизму, которая сводит мужчин с ума одним взглядом. Восьмидесятилетняя Людмила Чурсина с деликатностью оценила работу своей молодой коллеги.
Надеюсь, что ей удастся в «Угрюм-реке» по-своему интерпретировать этот самобытный и сильный женский характер, эти чувства, — отмечала Чурсина.
Чурсина также с юмором заметила, что смотрит новую версию одним глазом, потому что боится открывать второй.
Между тем, зрители и критики не скупились на резкие оценки:
Актриса Пересильд на фоне величия Чурсиной смотрится как светлячок рядом с яркой звездой. Очень бледно!
Актеры хороши, но Анфиса выглядит слишком воздушной для такой роли, — писали они в своих отзывах.
Фома Гордеев и Непридуманная история
Еще в студенческие годы Епифанцев начал выходить на сцену МХАТа, а в 1959 году он сыграл свою первую роль в кино, главную — в адаптации романа Максима Горького «Фома Гордеев».
В большинстве своем он оставался верен МХАТу. Исключением стал 1966 год, когда он перешел в Театр на Таганке. В рамках знаменитой постановки «Десять дней, которые потрясли мир» Георгий не смог найти себя в новом коллективе и вернулся обратно в родной театр.
В кино в 1960-х годах карьера Епифанцева складывалась удачно — после «Фомы Гордеева» у него была небольшая роль в культовом фильме «Девять дней одного года». Затем совместно с Жанной Прохоренко он снялся в современной драме «Непридуманная история», в которой мастерски раскрыл сложный и противоречивый характер своего персонажа.
Несколько позже Георгий сыграл в дилогии о семье Ульяновых: «Сердце матери» и «Верность матери», подтвердая высокий уровень своих актерских способностей.
Роль всей жизни
Роль, ставшая самым значимым достижением в карьере Георгия Епифанцева, изначально была предназначена не ему. Прохора Громова должен был сыграть Владимир Гусев, но во время съемок актер сломал ногу. Режиссер Ярополк Лапшин не стал дожидаться его выздоровления и утвердил на роль нового исполнителя. В результате в процессе съемок Епифанцев столкнулся с определенными трудностями, так как некоторые члены команды принимали его в штыки.
Тем не менее, Георгий отдаваться роли полностью, и со временем большинство единодушно признали. Образ Прохора Громова оказался ему по плечу. Их с Людмилой Чурсиной дуэт, согласно мнению многих критиков, как нельзя лучше соответствовал трактовке романа Шишкова. Прохор, когда-то честный и справедливый, постепенно теряет свои нравственные ориентиры, искушаясь в угоду материальным выгодам. Это внутреннее превращение в конечном итоге приводит его к трагической развязке.
Позже многие утверждали, что роль Прохора в «Угрюм-реке» в определенной степени предсказала его собственную драматическую судьбу. Уже в студенческие годы он начал проявлять склонность к алкоголю, что со временем стало настоящей проблемой. Даже во время съемок «Угрюм-реки» Георгий иногда срывал съемочный график из-за того, что он «не в форме». Режиссер Ярополк Лапшин стойко переносил трудности, однако у актера сложилась довольно специфическая репутация. В результате предложений на новые роли стало значительно меньше.
Людмила Чурсина (1941)
Анфиса Козырева — первая любовь Прохора Громова, которую он предал ради более выгодной свадьбы. Невозможность простить это предательство толкает Анфису на идею публичной мести, что приводит к её гибели от рук самого Прохора.
Людмила Чурсина украсила фильм своей яркой внешностью и выразительной актерской игрой. Она сыграла более ста ролей, заслужив статус Народной артистки СССР и РСФСР, а также множество других наград. После обучения актерскому мастерству в театре, она начала свою экранную карьеру в 1960-х и активно работает до сих пор.
Новое поколение зрителей знает её по сериалам «Интерны» и «Маргоша», а в 2018 году она сыграла в телефильме «Чужая кровь».
Александр Демьяненко (1937—1999)
Приказчик Илья Сохатых, находящийся в служении у Громовых, склонен к подлости и жульничеству. Несмотря на свою репутацию сердцееда, он оказывается отвергнут Анфисой, которая почувствовала порочность его натуры.
«Угрюм-река» выявила многогранность трагического таланта Александра Демьяненко, известного широкой аудитории по роли Шурика в комедиях Гайдая. Став заложником одного единственного образа, Демьяненко пытался разнообразить свою карьеру на телевидении, играя в неожиданных ролях и даже создавая моноспектакли. Он ушел из жизни в 62 года, не сумев выдержать напряженные условия труда как в театре, так и в кино.
Актриса Валентина Владимирова сыграла мать Прохора, а родителей Нины исполнили Владимир Емельянов и Зинаида Невоструева. В этой картине также снялись такие актеры, как Павел Махотин, Гиви Тохадзе, Валентина Телегина, Евгений Весник, Иван Рыжов и Даниил Нетребин.