Наталья Медведева эмигрировала в Америку в возрасте 17 лет. После знакомства с Лимоновым она начала писать — о своих чувствах, наблюдениях и переживаниях, как в родном Ленинграде, так и в эмиграции. Ранние произведения Медведевой остаются интересными и по сей день, вероятно, потому что они пронизаны искренностью.
Наталия Медведева
Как и героиня повести Владимира Кунина «Интердевочка» Таня Зайцева, Наталия Медведева выросла без отца; её воспитывала мать-учительница. Она не только нарушала принятые нормы общественной морали, но и мечтала покинуть пределы СССР. Эта мечта сбылась, однако после эмиграции Наталия позже призналась, что жизнь на чужбине была скучной и тусклой. В своих книгах она шокировала читателей откровениями о своей личной жизни, но нонконформизм сыграл негативную роль в её карьере, не дав ей возможности построить полноценную творческую судьбу.
Будущая писательница, певица и модель появилась на свет в Ленинграде 14 июля 1958 года. Празднование своего дня рождения Наталия начала воспринимать как настоящий праздник лишь после того, как переехала в Париж, где французы традиционно отмечали День взятия Бастилии с весельем, песнями и фейерверками. В детстве же празднование её имени всегда омрачалось печальными воспоминаниями, так как через два дня после появления на свет умер её отец — бывший военный, который долгие годы страдал от болезни. Семья Медведевых жила в коммунальной квартире на площади Мира (ныне – Сенная площадь) в Санкт-Петербурге: одну из комнат сдавали, а в другой жили втроем — Наталия, её мать Маргарита Васильевна и бабушка, помещаясь в тесноте.
В раннем детстве Наташа устраивала выступления для соседей — в общей кухне читала стихи, пела песни и ожидала, что ей обязательно будут аплодировать. Каждому гостю, приходившему к Медведевым, она делала оригинальные прически, которые также были её визитной карточкой.
Мать всячески старалась развивать творческие способности дочери: Наташе удалось закончить музыкальную школу по классу фортепиано, а также она занималась фигурным катанием, где бабушка шила костюмы для выступлений. В отличие от героини автобиографической повести «Мама, я жулика люблю», Наталия в юности была активной пионеркой: охотно участвовала в различных мероприятиях, таких как Зарницы и слеты.
Уже с 14 лет Наталия работала манекенщицей на показах мод, которые проходили в ДК на Васильевском острове. В 1975 году на экраны вышел художественный фильм «Дневник директора школы», в котором она сыграла роль старшеклассницы Поплавской, влюбленной в Игоря Кольцова, исполняемого Сергеем Кошониным. В картине также играли такие знаменитые актеры, как Олег Борисов, Ия Саввина, Алла Покровская, Людмила Гурченко, Елена Соловей и Юрий Визбор.
Жизнь молодой актрисы была полна не только творчества, но и всевозможных развлечений, сигарет и спиртных напитков. Путешествия на дискотеки в пригородные дома культуры были позже отражены ей в песне «На станции Токсово», которую легендарно назвали гимном 70-х годов.
Личная жизнь
В 16 лет Наталия вступила в романтические отношения с 24-летним фарцовщиком, игнорируя выговоры учителей и мольбы своей матери. Через год жизнь распорядился иначе — её возлюбленный уехал в Норильск, что изменило её судьбу.
Вскоре после этого она встретила ещё более зрелого мужчину — Аркадия Гусакова, и, узнав о его намерениях эмигрировать,_DECIDED Наташа приняла решение выйти за него замуж, увидев в этом возможность покинуть родину. Несмотря на сомнения, её мать Маргарита Васильевна дала согласие на брак и эмиграцию. В США Наталия посещала частные занятия по актерскому мастерству, а также училась в Лос-Анджелесском городском колледже и консерватории по классу вокала.
Тем не менее, брак с Гусаковым быстро подошел к концу, завершившись разводом. Вторым супругом Наталии стал ювелир Александр Плаксин, который, увы, вскоре предал её. В 2020 году их общая знакомая, певица Любовь Успенская, сообщила, что Плаксин всегда считал её менее одаренной по сравнению с Медведевой.
В Нью-Йорке уроженка Ленинграда познакомилась с писателем Эдуардом Лимоновым, за которым последовала сначала в Париж, а затем в Москву. Брак Наталии и Эдуарда стал одним из самых ярких союзов в русской литературе последних десятилетий. Их отношения были полны противоречий, включая пьяные скандалы, адюльтеры, а также физическое насилие и примирения. Именно благодаря Эдуарду Наталия начала писать прозу, а описание их отношений с неизменной физической неверностью, но духовной преданностью, было отражено во многих её произведениях, включая повесть «А у них была страсть…».
Лимонов даже посвятил строку своей третьей жене: «Так никого и не родила, но многим тело своё дала». После аборта, который Наталия сделала по настоянию своего мужа-литератора, она потеряла возможность стать матерью.
В середине 90-х годов Наталия встретила Сергея Высоковского, композитора и музыканта группы «Коррозия металла», который стал её компаньоном, хоть и был младше её на восемь лет. Со своим новым партнером Наталия проводила завершающий этап своей жизни, однако формально её брак с Лимоновым так никогда и не был расторгнут.
Загубил девку
Последние годы Наталия провела рядом с гитаристом Сергеем Высокосовым, которому посвятила роман «Мой любимый», изданный после её смерти. По мнению Лимонова, эта привязанность оказалась губительной для Медведевой:
— Находясь с Сергеем, Наташа наверняка употребляла наркотики и другие запрещенные вещества. Однажды она мне звонила и спрашивала совет: «Мой друг — наркоман. Что делать?» Я ответил ей: «Есть два выхода: либо нести свой крест, либо немедленно выбросить его из своей жизни». Она выбрала первый вариант.
— Медведева часто жаловалась на нехватку денег в интервью и в своей последней книге. Говорят, у неё не было средств на врачей.
— В её записях постоянно упоминались суммы денег, которые её друг у неё выпросил или украл. Вина, конечно, лежит на нём, даже в судебном порядке это не докажешь, но ему с этой совестью жить было очень тяжело. Он погубил её, что тут говорить.
— Она сама тоже довольно безжалостно относилась к себе.
— Это да, но она не погибла, находясь со мной, в этом и вся суть. Ей хотелось уйти в объятия алкоголя, в бездну. «Ты не даешь мне жить», — говорила она. Это было связано с тем, что после очередного запоя я её запирал и приносил безалкогольное пиво. Когда я был уверен, что она в относительном порядке, начинал её выпускать. Из-за неё я сам уменьшил потребление, иногда, когда стремился выпить, мне приходилось делать это на стороне. Я далек от алкоголизма; считаю, могу побаловать себя, но проблем с алкоголем у меня не было. Таким образом, не очень комфортно мне было жить с ней и таиться. До 88 года во Франции мы вместе пили вино за обедом — эту культурную традицию я воспринял быстро. Но в конце концов, мне пришлось отказаться от этого из-за Натальи.
— Поражало, что, несмотря на все проблемы с алкоголем, она выглядела потрясающе.
— Как это — «потрясающе»? Она была ужасна последние годы издевательств, выглядела измождённой, старше своих лет. Наташа была действительно красивой в возрасте 26-27 лет.
— Всё же её беспощадное отношение к своей красоте поражает. Она могла бы воспользоваться этим.
— Как именно? Выйти замуж за богатого человека?
. а закончила жизнь она с Сергеем Высокосовым, посвятив ему свой последний роман Мой любимый
— В том числе.
— Она бы его обругала через два дня. (Смеется.) В ней было слишком много страсти. Она была очень талантливой, но неразумной.
— Откуда у неё шрамы, ожоги и синяки на теле, о которых вы часто упоминали в своих книгах?
— Это последствия бурной жизни. У Наташи была наследственное заболевание крови, из-за чего синяки долго заживали. Однажды у неё рана на ноге заживала полтора месяца. Одна грудь у неё была обожжена: в ресторане кто-то на неё вылил кипяток. В целом, «боевые» ранения у неё были, как у хорошего вора: и ножевые ранения, и прочее.
— Жаловалась ли она когда-нибудь на то, что у неё нет детей?
— По-моему, таких желаний она никогда не проявляла. Хотя женщины без детей в определённом возрасте нередко жалуются, что у них нет детей. А некоторые из тех, кто стали матерями, порой сожалеют о том, что у них есть дети.
— Вы хорошо знали её семью?
Такая карма.
Медведева скончалась во сне в зимнюю ночь: её сердце остановилось. Эдуард Лимонов узнал о смерти бывшей жены, находясь в Лефортово, из новостей.
— Вы ожидали такого трагического конца?
— Я ничего ужасного не вижу, рассматривая всё с перспективы своих почти 62 лет. Вот такая карма — талант, страсть и, как итог, ранняя смерть. Она могла уйти из жизни и раньше. Наташа умерла через сутки после того, как прокурор затребовал для меня 14 лет строгого режима. Думаю, это оказало на неё угнетающее воздействие, подтвердив её наихудшие взгляды на мир. Она, как всегда, не хотела осознавать жизнь в процессе её развития. Ну, прокурор запросил, но ведь не добился своего — это стало ясно только через 2,5 месяца.
Слышал, в ту ночь она говорила по телефону с братом в Ленинграде, утверждая, что так больше жить не может. Я считаю, это было самоубийство, если рассматривать её последнее произведение «Мой любимый». Там есть ужасающие строки: «Смертушка, приди, забери меня». Это нечто совершенно страшное. В романе звучит полное жизненное безумие, когда человек не понимает, что такое любовь, что такое ненависть, где хорошо, а где плохо.
Рано или поздно, думаю, Наташу сделают легендой. Её образ, столь нехарактерный для России, но притягательный, скорее напоминает западный типаж таких трагических фигур, как Дженис Джоплин, умершей от передозировки, или Мэрилин Монро, которая приняла излишнее количество таблеток, и других трагических женщин. О них, безусловно, приятно читать и смотреть фильмы, но жить с ними — настоящая мука. В то же время, конечно, жизнь с такой страстью — это огромное наслаждение, если можно её понять.
Она прожила столько, сколько нужно было такому типу человеком. Если бы она прожила дольше, это могло бы навредить её легенде. Жаль горевать о том, что она ушла из жизни. Жила так, как хотела, и пережила много. Рано или поздно в российском пантеоне она займет пугающее, смертоносное, но одновременно великолепное место — девушки будут пытаться походить на неё.
Надежда Келлер
Собеседник, май 2005
Последнее танго в Париже
Через два года Лимонов и Медведева переехали в Париж. Лимонов писал серьёзный критический труд о ценностях западного мира и впервые в жизни ощущал себя аскетом и мыслителем. Наталья снималась для журналов, пела по ночам в кабаре и записывала музыкальные диски. Однажды, когда Наталия рано утром вышла из русского ресторана «Балалайка», на неё напал маньяк и шесть раз ударил её в лицо отверткой. Она чудом выжила, но это не сделало её более смиренной.
Семейная жизнь с Лимоновым была похожа на американские горки. То безумная страсть, то жестокая и неистовая рукопашная схватка. Измены имели место с обеих сторон, но её измены были особенно откровенными и демонстративными. Наталья не утрудняла себя скрывать свои похождения. Чтобы избежать таких сцен, Лимонов всё чаще уезжал в самые опасные уголки мира. Однако это не спасало его: в сознании постоянно проигрывались картины, когда он застаёт жену с другим. Он возвращался и действительно иногда обнаруживал это. В своей знаменитой «Анатомии героя» Лимонов описал свои мучения тех лет — как, доведенный до отчаяния, в бреду ему представлялось, что он убивает свою жену.
Вся их жизнь была борьбой двух сильных личностей, но Медведева на самом деле совершенно не хотела бороться. Ей хотелось быть с ним, быть единым целым. Однако с Лимоновым это не получалось, он должен был её побеждать. Кроме того, он слишком сильно притязал на роль наставника, учителя, мэтра. Его любовь к ярким женским личностям сочеталась с требованием от них выступать в роли «проституток», чтобы он мог доминировать и управлять.
Не плачь
В 1994 году они окончательно вернулись в Москву. На родине Медведева громко заявила о себе. Она вышла с яркой концертной программой, писала жесткие статьи для журналов и создала свой музыкальный проект. Алла Пугачева пригласила Наталию на свои Рождественские встречи. В 1995 году их отношения с Лимоновым подошли к концу — вспомнит, что Наталия влюбилась в другого мужчину, и когда вернулась домой в квартиру, которую они делили с Эдуардом, обнаружила, что все её вещи изрезаны ножом. Она взяла плюшевого медведя своего детства с оторванной головой, села на пол и зарыдала.
— Не плачь, — произнес Лимонов. – Не плачь, это именно то, что я хотел сделать с тобой.
Наташа уйдёт из жизни в 2003 году; Лимонов посвятит ей стихотворение, которое завершается такими строками:
Ай лав форевер твое лицо.
И красный волос
О если б знал я в конце
концов, что значит твой
страшный голос
А значил он вот что:
смерть в феврале,
под одеялом
Мы мало жили и ног в тепле
мне было мало.
15 лет большой любви с желанием уничтожить: Эдуард Лимонов и Наталия Медведева
Подписывайтесь на получение одной из самых читаемых статей прямо на почту — раз в день. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Лимонов был самобытным писателем, автором провокационных произведений, лидером оппозиционных движений и эмигрантом, вернувшимся на родину. При этом он обладал обаянием, которое позволяло ему завоевывать сердца женщин, несмотря на всю свою эксцентричность. В жизни Эдуарда было множество женщин, и с каждой он находил свое счастье, но единственным разочарованием для него стала Наталия Медведева. Их брак длился 15 лет, и был наполнен не теплотой и нежностью, а бурной страстью, чередующейся с эмоциями, граничащими с желанием физического уничтожения своей возлюбленной.
Он и Она
Когда в 1980 году они встретились, у каждого была своя насыщенная личная жизнь. Лимонов был женат дважды, и в тот период переживал сложный период после расставания со своей второй супругой — поэтессой Еленой Щаповой. Он только что издал свой первый и самый известный роман «Это я — Эдичка», который принес ему мгновенную славу. Эдуард не стеснялся своей циничности по отношению к женщинам и гордился своим талантом получать от них то, что хотел. Он легко завоевывал представительниц прекрасного пола, но также так же легко оставлял их в поисках той одной, которая смогла бы затронуть его сердце.
И вот он нашёл её — Наталию Медведеву, певицу и модель, которая ни в чем не уступала ему в опыте любовных интриг. Прежде чем встретиться с Лимоновым, она успела выйти замуж пять раз и не затруднялась подсчитывать свои многочисленные романы. Ее первым мужем стал Аркадий Гусаков — брак, связанный с эмиграцией, а затем она продолжила свою карьеру манекенщицы и певицы, записываясь с разными партнерами, которых, как правило, не любила — использовала для достижения своих целей. На тот момент она была супругой ювелира Александра Плаксина, который, позже, стал мужем певицы Любови Успенской.
С Плаксином Наталия рассталась, когда тот стал банкротом и их дела резко ухудшились. Тем не менее, она утверждала, что он никогда не был ей подходящим партнером — её творческая и чувствительная натура не могла смириться с его жестокими методами, и она осталась ему не по душе. А если она поднимала юбку во время выступления в ресторане, то ждала от него жестокого обращения. Хоть при этом он страстно любил видеть её в роли роковой женщины.
В целом, Наталия устала от противоречивых желаний своего мужа и решила покинуть его. Остальные супруги не оставили значительного следа в жизни певицы и модели, и лишь воспоминания о бесконечной скуке остались. Потом, в Нью-Йорке, она познакомилась с Лимоновым, который отвлекал её от скуки их прошлой жизни. Их притяжение, по словам самой Наталии, напоминало противостояние двух одиноких волков. В 1982 году они переехали в Париж, и через год зарегистрировали свои отношения. Однако для того, чтобы легализовать жизнь во Франции, Наталии пришлось вступить в фиктивный брак с французским писателем и журналистом Тьерри Мариньяком — другом Лимонова.
Американские горки
Он её считал такой крутой, а меня бездарностью
Как и многие эмигранты, стремящиеся к успеху в Лос-Анджелесе, Наталия пыталась стать артисткой. Её начальное музыкальное образование, полученное в детстве в Ленинграде, оказалось весьма кстати, когда началась волна эмиграции из СССР. Русские и псевдорусские рестораны и кабаре стали популярными, предлагая публике развлечения на основе русских и цыганских романсов.
Медведева, получившая базовое музыкальное воспитание, начала выступать в таких заведениях: она исполнила не только русские песни, но и джаз. Во время одного из её выступлений кто-то из производственной группы фильма Харольда Беккера «The Black Marble» заметил её и предложил роль самой себя — певицы, исполняющей русские романсы. Фильм вышел в 1980 году и не произвел большого фурора, но получил награду Edgar Allan Poe Award.
Тем не менее, её карьера в кино в США закончилась на этом. Из-за дороговизны жизни в Калифорнии она переехала в Нью-Йорк, где продолжала исполнять романсы и популярные песни в Golden Palace на Брайтон-Бич, среди эмигрантов.
В этот период Наталия была всё еще молодой и лицом Цветаеву: новые романы следовали за ней один за другим. В какой-то момент она вышла замуж за ювелира Александра Плаксина, но этот брак оказался недолгим. Скорее всего, Александра привлекали не только ее вокальные данные, но ещё как звезду с экрана. Позже Плаксин женился на певице Любови Успенской, которая много позднее в телевизионных шоу сказала о Медведевой: «Это была первая жена моего четвертого мужа. Он считал её такой крутой, а меня — бездарностью».
Это я настоял, чтобы она ушла. С вещами и в одно утро
В 1980 году в Нью-Йорке Наталия встретилась с Эдуардом Лимоновым — провокационным писателем, известным благодаря своему автобиографическому роману «Это я, Эдичка» (о которой некоторые ханжи говорили, что она эксгибиционистская).
Лимонов и Медведева то сближались, то расставались, постоянно устраивая скандалы. В 1982 году они переехали в Париж. Для Наталии это смена обстановки не играла важной роли — она была истинной космополиткой. «Я не чувствую себя эмигранткой. Раньше я жила в Москве, а теперь здесь», — отметила она через своего персонажа Настю из «Отеля Калифорния». После переезда Наталья начала больше писать: книги, стихи, статьи — как для французских, так и для российских постперестроечных изданий, включая глянцевые журналы, такие как Madame Figaro.
В Париже Наталия исполняла романсы в Chez Raspoutine, где ей аккомпанировал знаменитый баянист Алеша Димитриевич, и в легендарной «Балалайке». Однако в один из вечеров, когда она возвращалась оттуда, её жизнь едва не оборвалась: злой человек — возможно, ревнивый любовник или просто маньяк — напал на певицу и несколько раз ударил её отверткой. Эта рана в висок едва не оказалась смертельной.
Но шрамы на теле Наталии оставлял и её законный супруг; в своей книге «Анатомия героя» Лимонов даже допускал фантазии о её убийстве. В свою очередь, о своей жизни с ним Наталия выразилась так: «Мы были как два одиноких волка, стоящих на краю. Внизу всё копошатся, а мы стоим, будто думаем: прыгать к ним или нет. Но даже если прыгнем, знаем, что будем чужаками».
Отношения между этими двумя сложными индивидуумами длились пятнадцать лет. «На протяжении всей нашей жизни мы были принципиально неверны друг другу. У меня были фронтовые подруги, у Наташи любовники, почему-то всегда неудачники — барабанщики, гитаристы, цыгане… Это я настоял, чтобы она ушла. С вещами и в одно утро. Совместная жизнь была уже невыносимой», — рассказывая о своих отношениях с Медведевой, рассказал Лимонов в интервью журналу «Собеседник» в 1995 году, когда супруги уже вернулись в Россию и их разрыв стал окончательным.
По возвращении на родину Наталия начала встречаться с музыкантом Сергеем (Боровом) Высокосовым — гитаристом «Коррозии металла». Сергей не подпадал под пренебрежительное определение «неудачник»: в 1990-е годы «Коррозия» собирала стадионы.
Тем не менее, юридически Лимонов и Медведева так и не развелись до самой смерти Наталии.
Кроме книг (первый опубликованный в России роман Медведевой «Отель ‘Калифорния'» вышел в 1992 году, когда Наталия вернулась из эмиграции; всего она выпустила около десятка книг) и публицистики, включая статьи и колонки в издаваемой её мужем «Лимонке», Наталия вернулась к музыке. С Soon после знакомства с Высокосовым она создала свой ансамбль, который она окрестила «панк-кабаре», — «Трибунал Наталии Медведевой». В его составе были не только Боров, но и басист Игорь Вдовиченко и ударник Юрий Кистенёв из группы «Альянс».
Последним альбом группы «А у них была страсть» вышел в 1999 году и имел одноименное название, совпадающее с названием одной из её книг. После этого она изредка давала концерты вместе с Высокосовым. Наталия Медведева ушла из жизни в 2003 году от инсульта, ей было лишь 44 года.