Великий деспот. Живой классик. Юрию Григоровичу – 95 лет

На столичном Международном конкурсе танцовщиков Юрий Николаевич является постоянным председателем судейской коллегии. Кроме этого, российский мастер неоднократно был приглашен в состав жюри на танцевальные конкурсы в Болгарии, Финляндии, США и Японии, что подчеркивает международное признание его работы.

Юрий Николаевич Григорович

Великий деспот. Живой классик. Юрию Григоровичу – 95 лет

Юрий Григорович – выдающийся хореограф-постановщик, а также преподаватель искусства танца. Он является президентом нескольких профессиональных сообществ как в России, так и за ее пределами.

На протяжении своей долгой карьеры в качестве танцовщика и хореографа Юрий Григорович испытал как всеобщее восхищение, так и жестокую травлю со стороны властей. Его одновременно боготворили и преследовали, называли гением и суровым диктатором. Тем не менее, годы его работы считаются золотым веком для Большого театра.

Детство и юность

Балетмейстер появился на свет 2 января 1927 года в Санкт-Петербурге. Страсть к танцу Юрий унаследовал от своего дяди по материнской линии, который после окончания петербургского балетного училища присоединился к труппе Сергея Дягилева.

Юрий Николаевич Григорович

Азы балетного мастерства Григорович освоил в Ленинградском хореографическом училище, где его наставниками были известные педагоги Алексей Писарев и Борис Шавров. После получения диплома, он был принят в балетную труппу Мариинского театра (тогда Ленинградского театра оперы и балета), где выступал вплоть до 1961 года, исполняя ключевые роли в таких популярных постановках, как «Князь Игорь», «Бахчисарайский фонтан» и «Каменный цветок».

Волков о первой встрече с балетом Григоровича:

— В свое время, когда я учился в консерватории в Ленинграде, мне довелось увидеть премьеру хореографического дебюта Юрия Григоровича в Кировском, ныне Мариинском, театре — «Каменный цветок» на музыку Прокофьева. Хотя я никогда не считал себя большим поклонником балета, как музыкант я всегда страстно увлекался музыкой. В 1958 году мне повезло увидеть этот величественный спектакль — он шел в театре уже год и произвел на меня неизгладимое впечатление. Я пришел, в первую очередь, послушать музыку Прокофьева, но был потрясен новаторской хореографией, которая идеально дополняла ее…

В этом спектакле я также увидел двух выдающихся балерин: одну из них, Аллу Шелест, которую Плисецкая всегда называла в числе величайших танцовщиц, и Аллу Осипенко. Это были суперзвезды, гениальная музыка и неподражаемая хореография.

О ленинградской атмосфере, сформировавшей Григоровича:

— Я переехал в Ленинград в 1958 году и тогда же увидел «Каменный цветок». Я жил в интернате музыкальной школы, и там нянечки шепотом рассказывали нам о страшных временах блокады. Поэтическая атмосфера послеблокадного Ленинграда мне стала понятна благодаря Ахматовой и Шостаковичу. Память о блокаде все еще была свежа, но говорить о ней было совершенно нельзя. Музей блокады закрыли сразу после «Ленинградского дела». Люди помнили и обсуждали в тишине.

Что касается «ленинградской атмосферы» детства Григоровича, то она была результатом и блокады, и последствий постановления 1946 года, которое сокрушило два ленинградских журнала — «Звезда» и «Ленинград», и двух фигур, Ахматовой и Зощенко. Это создавало вокруг творческих людей атмосферу навязанной провинциальности, и молодой Григорович, безусловно, ощутил это на себе.

Одной из элементов гордости Ленинграда всегда оставалась культура, и в этом отношении город славился своей выдающейся хореографической школой, известной ныне как «Вагановка». Тем не менее, всё лучшее стремилось в Москву. Уланова переехала, как и Шостакович. Так закончилась (лишь едва начавшись) ленинградская карьера Григоровича, до того как его позвали в Москву…

Это интересно:  Мария Каллас/Maria Callas

Гений и тиран Большого театра

Скоро талантливого балетмейстера заметили и пригласили в Москву. Вместе с ним в столицу переехал его соратник и единомышленник, грузинский художник-постановщик Симон Багратович Вирсаладзе (1908-1989 гг.). Вместе они не только создали величайшие спектакли своего времени, но и кардинально изменили эстетику Большого театра. Григорович не стеснялся использовать любые средства для достижения своих целей. Он творил не только с вдохновением, но и устанавливал строгую дисциплину, а тех, кто не вписывался в его видение, увольнял. Тем не менее, он оказывал помощь талантливым танцовщикам, которые не мешали ему вывозить советский балет на мировой уровень. Под его руководством Большой театр стал образцом стиля, мастерства и изысканности.

Интересный факт!
Первый свой балет «Аистенок» Григорович поставил на сцене Дворца культуры имени Горького в возрасте 21 года, когда еще был танцовщиком.

В Кировском театре он произвел настоящую революцию. Его постановки не придерживались общепринятой хореодрамы, где действие заводилось через небольшие хореографические движения, а вместо этого танцевали в полном понимании этого слова. Это было его кредо — вернуть танцу главенствующее место в балете.

Первым спектаклем, который он поставил в Москве, стал «Щелкунчик» Чайковского. Он полностью обновил хореографию, а для исполнения детских сцен привлек артистов кордебалета. Ранее к массовым сценам приглашали студентов хореографического училища. Пригласив взрослых артистов на эти роли, постановщик добился более осмысленного и глубокого исполнения.

Юрий Григорович

90-летие мэтра было отмечено именно этой революционной версией «Щелкунчика» в 2017 году.

Следующим его шедевром стал «Спартак» Хачатуряна. Декорации и костюмы для постановки создал Симон Вирсаладзе. Он оказывал Григоровичу активную поддержку в творческом поиске и всегда находил нужные решения в плане оформления. Разница в возрасте позволяла Юрию Николаевичу называть партнера своим учителем.

Со временем его власть в Большом театре стала практически безграничной. Он не стеснялся увольнять танцовщиков, достигших пенсионного возраста, игнорируя их заслуги и награды. В режиме постоянного обновления труппы находились даже такие звезды, как Майя Плисецкая, Владимир Васильев и, даже его собственная жена, Наталья Бессмертнова. Юрий Николаевич придерживался великой цели — возродить былинную славу русского балета, которая к этому времени начала угасать. Последними масштабными событиями в этом направлении стали гастроли Русских балетов Сергея Дягилева.

Интересный факт!
В 1995 году Юрий Григорович сам подал заявление об уходе министру культуры. Он заявил, что предпочитает уйти сам, нежели быть вынужденным покидать должность художественного руководителя Большого театра под давлением интриг и злорадства.

После своего увольнения балетмейстер продолжил консультировать молодых постановщиков, начал преподавать в Вагановском училище, где впоследствии стал профессором. Одной из последних его сцен в качестве постановщика стал Краснодарский театр оперы и балета. Он вложил в труппу много своих сил и знаний, что позволило артистам из Краснодара успешно конкурировать с коллегами из Москвы и Санкт-Петербурга. Григорович сумел вывести провинциальный театр на международный уровень.

Юрий Григорович

Он также не забывал и о танцовщиках Мариинского театра, часто приезжая к ним и проводя мастер-классы.

Любимые женщины великого балетмейстера

Сколько на самом деле было женщин в жизни великого балетмейстера — история хранит молчание. Однако, учитывая его плотный рабочий график, можно предположить, что личная жизнь Юрия Григоровича сложилась довольно упорядоченно. У него едва ли находилось время на частые романы. Исходя из исторических фактов, в жизни Григоровича случилось два значительных романа.

Это интересно:  Мария Кожевникова: биография, личная жизнь и спортивная карьера звезды Универа

Первая фактическая жена Григоровича — это самая романтичная балерина середины 20 века, Алла Яковлевна Шелест (1927-1998). Ее сравнивали с великой Анной Павловой за ее грациозность, хрупкость и способность великолепно перевоплощаться в сценические образы. Их отношения пришлись на период становления Григоровича как танцовщика и постановщика. В 1957 году Алла стала его ассистентом при подготовке спектакля «Каменный цветок» по Прокофьеву. После того как Григорович уехал в Москву, она осталась в Ленинграде. Позже, получив приглашение от Куйбышевского театра оперы и балета, она переехала в ныне Самару, где продолжала заниматься постановками до выхода на пенсию. Алла официально вышла замуж за хореографа Рафаила Вагабова.

Алла Шелест

Восхитительная Алла Шелест.

Музой Григоровича и его единственной официальной супругой стала балерина Большого театра Наталья Бессмертнова (1941-2008). Разница в возрасте между ними не смущала их, и они не только создали семью, но и стали духовными единомышленниками. Наталья Игоревна завершила свою карьеру балерины в 1988 году по причине выхода на пенсию. Однако по контракту с Большим театром она продолжала выходить на сцену до 1993 года и исполнила главные роли в балетах, поставленных ее мужем, танцевала в ведущих театрах мира.

В 1995 году она покинула Большой театр, когда его художественным руководителем стал Владимир Васильев. Это был не только акт поддержки мужа, но и решение стать его ассистентом в постановках спектаклей. В 2008 году Наталья Игоревна ушла из жизни на 67-м году. Похоронив свою любимую супругу, Юрий Григорович решил вернуться в Большой театр, став штатным хореографом. Он продолжил развивать свою страсть, которой посвятил всю свою жизнь.

Великий деспот

Так его и называли в Большом театре. Григорович перерабатывает освещение, меняет музыку и заменяет артистов. Что это — творчество или своеволие? Деспотизм или строгая дисциплина? Это можно называть по-разному, но результаты его работы оправдывают любые методы!

Жесткий стиль работы Григоровича позволяет извлечь из исполнителей таланты, о которых они порой даже не подозревали. Каждый артист, прошедший через спектакли маэстро, достигает нового уровня квалификации и может смело называться настоящим артистом.

Плисецкая говорила, что Григорович создает балеты с учетом особенностей конкретного исполнителя — другой просто не сможет танцевать так, как он задумал. Это и есть уникальность, в этом и проявляется магия искусства.

Работа над своими спектаклями Григорович вел очень строго — все работают на полную мощность. Его замечания порой бывают едкими и язвительными, но всегда конструктивными. Цискаридзе вспоминал, что даже если артист опаздывал на репетицию, второго шанса не предоставляли.

В 90-х годах в Большом театре царила накаленная атмосфера. Звучали даже призывы к забастовкам, писались письма в руководство страны с просьбами и требованиями. Запомнился диалог Григоровича с примой театра:

Она: — Можно танцевать и в пятьдесят.

Он: — Танцевать можно, смотреть нельзя.

Зритель — вот тот, кому поклоняется Григорович.

Великий деспот. Живой классик. Юрию Григоровичу – 95 лет!

Новогодняя традиция

Наверное, символично, что человек, который кардинально изменил балет, родился в Новый год. В этот день большинство людей смотрят «Иронию судьбы» по телевизору, а те немногие счастливчики, которым удается достать билет в Большой театр, наслаждаются постановкой «Щелкунчика». Эта традиция продолжается уже много лет. Григорович создал самую известную версию этого волшебного спектакля, и он, по праву, считается самым новогодним постановщиком, родившимся в ночь на 2 января.

Это интересно:  Софья Присс

Великий деспот. Живой классик. Юрию Григоровичу – 95 лет!

Жена и подруга

С Наталией Бессмертновой Юрий Григорович познакомился, конечно же, в стенах Большого театра. Однако чувства между ними возникли не сразу. После одного из классов, где на тот момент балерина работала вместе с Ниной Сорокиной над партией Лейли из балета «Лейли и Меджнун», они с коллегой присели на ступеньках лестницы и увлеченно обсуждали разные вещи. Вдруг перед ними пробежал молодой человек в джинсах и футболке. Он ловко перескочил их и быстро исчез. Наташа интересовалась, кто это был, и, услышав ответ, что это — главный балетмейстер, удивилась, так как представляла его совершенно иначе.

Григорович долгое время не обращал внимания на балерину, но все изменилось во время гастролей труппы в США в 1968 году. После возвращения в Москву все театральное сообщество обсуждало бурный роман хореографа и танцовщицы, предсказывая, как долго они смогут быть вместе. Большинство прогнозов были пессимистичными: никто не верил, что они поженятся в том же году и останутся вместе до самой смерти Наталии Игоревны.

Балерина вдохновляла своего мужа, но и заботилась о нем. Несмотря на постоянные нагрузки в театре, Бессмертнова старалась создать для него комфортные условия, чтобы он не отвлекался на бытовые заботы. В одном из интервью она с улыбкой заметила, что даже если Григорович захотел бы поесть, а ее не оказалось рядом, он мог бы проще всего просто проткнуть сырое яйцо и выпить его, ведь даже яичницу маэстро делать было бы слишком сложно.

Балетмейстер Юрий Григорович (справа) и балерина Наталья Бессмертнова (слева) во время репетиции. 1977 г.

Новый этап

Расставание с Большим театром после 30 лет плодотворной работы далось Юрию Григоровичу нелегко. Осознание того, что работать становится все труднее, подтолкнуло его к решению первым написать заявление об уходе. Наталия Игоревна сама отвезла этот документ в Министерство культуры.

Несмотря на увольнение, хореограф продолжил свою насыщенную жизнь. Находясь на посту главного балетмейстера, он отвергал многие предложения о работе, но после завершения связи с Большим театром охотно принимал приглашения. Григорович ставил спектакли в Риме, Сеуле, Праге, Париже и других городах мира. Он также инициировал создание балета в Краснодаре, где юг России увидел легендарные постановки «Золотой век», «Иван Грозный», «Спартак» и многие другие. Как бы вы сказать, для Юрия Николаевича не имело значения, где он работал — в Париже или Краснодаре. Главное для него всегда оставалось оружие — никакой халтуры!

Хорео­граф Юрий Григорович.

В 2008 году жизнь балетмейстера пережила драматический поворот. На гастролях в Корее, после продолжительной болезни, ушла из жизни его муза — Наталья Игоревна Бессмертнова. Пережить очередной удар судьбы помогла работа. В этом же году, после длительного перерыва, он вернулся на сцену ГАБТ в качестве штатного хореографа балетной труппы. Об этом событии писали все газеты.

В 2017 году главный театр страны отметил масштабный фестиваль в честь 90-летия Юрия Николаевича. На протяжении двух месяцев на сцене Большого театра можно было увидеть легендарные работы мастера: «Щелкунчик», «Спартак», «Жизель», «Легенда о любви», «Золотой век», «Раймонда», «Ромео и Джульетта» и многие другие постановки. Время идет, но созданные Юрием Николаевичем балеты до сих пор привлекают зрителей, несмотря на то, что когда-то его недоброжелатели утверждали, что хореография Григоровича устарела.

Оцените статью
Портал красоты
Добавить комментарий