Когнитивное развитие ребёнка — это процесс, в ходе которого его интеллект преодолевает разные стадии. Давайте более подробно рассмотрим факторы, влияющие на обучение и развитие детей.
4 стадии развития детского интеллекта по Жану Пиаже
Когда речь идет о детском развитии, его периодах и закономерностях, невозможно не упомянуть швейцарского психолога и философа Жана Пиаже. Он провел обширные исследования и на практике выяснил, как развиваются дети, какие задачи им предстоит решить на разных этапах своего развития, и вообще, каким образом мы осваиваем умение мыслить.
С юных лет Жан Пиаже проявлял интерес к биологии, наблюдая за разнообразными формами жизни и публикуя свои наблюдения. Получив степень доктора философии, он также увлекся психоанализом. Эти занятия подготовили его к тому, чтобы заняться главным делом своей жизни — наблюдением за детьми. Студент философии стал учителем в парижской школе для мальчиков, где директором был Альфред Бине, разработчик теста на интеллект. Пиаже помогал Бине анализировать результаты тестов и заметил, что дети одного возраста часто делают одни и те же ошибки — ошибки, которые не характерны для взрослых. Это наблюдение привело его к мысли о том, что когнитивное развитие проходит общие этапы, и ум большинства людей созревает для понимания определенных понятий в схожие сроки. Позже Пиаже также наблюдал за тремя собственными детьми с момента их рождения.
Метод, разработанный Пиаже, сочетал строгость научных наблюдений и экспериментов, к которым он был привык ещё с юности, с неформальным общением, характерным для психоанализа. Он назвал свой метод клинической беседой, и именно он идеально подошёл для исследования детского мышления.
Что выяснил Пиаже
По мнению Пиаже, основная движущая сила развития психики — это интеллект. Ребёнок формирует всё более точные схемы понимания окружающего мира, активно взаимодействуя с ним. В процессе своей деятельности он начинает осознавать некоторые законы, которые действуют в мире объектов и людей. Каждый этап развития завершается типичными для него ошибками и ограничениями в мышлении, которые отмечают недостаточную зрелость детских умственных операций.
1. Стадия сенсомоторного интеллекта (0 — 2 года)
В этот период ребёнок исследует окружающий мир при помощи своих чувств и двигательной активности, понимая связь между своими действиями и их последствиями. Он осознает, что является отдельной сущностью от окружающей среды. Однако пока ребенку недоступно представление о внутреннем плане, и он манипулирует только с конкретными предметами.
2. Период дооперациональных представлений (2 — 7 лет)
На этой стадии ребёнок начинает формировать внутренние схемы, учась использовать символы, как, например, когда карандаш становится градусником, а крышка от коробки — лодкой. Стадия называется дооперационной, так как ребёнок ещё не в состоянии воспринимать определённые виды опыта. Например:
- Ребёнок полагает, что если предметы, расположенные в ряд, стоят с большими промежутками, их стало больше;
- Дошкольник не понимает, что, перелив воду из высокого и узкого стакана в низкий и широкий, количество жидкости не меняется;
- Он считает, что кусок пластилина уменьшится, если раскатать его в длинную колбаску, и что верёвка станет короче, если её изогнуть.
Даже если ребёнка обучить правильным ответам, он всё равно может давать прежние ответы, стоит только немного изменить условия эксперимента. При этом он осваивает понятие сохранения количества предметов (например, шариков) раньше, чем закон сохранения массы (например, воды или пластилина) и обратимость операций.
На данной стадии мышление ребёнка эгоцентрично: ему сложно представить, что кто-то может думать иначе, чем он сам. Это также является причиной его ограниченных возможностей — мышление остаётся привязанным к его личному опыту.
Например, Пиаже проводил эксперименты с детьми, показывая им модель с тремя горами, на каждой из которых имелись свои характерные особенности: домик, река или снежная вершина. Затем он подносил им фотографии с разных сторон и предлагал выбрать ту, на которой горы видны так, как их видит сам ребёнок. Обычно они справлялись с этой задачей. Затем куклу усаживали с другой стороны макета, и ребёнка просили выбрать фото с той же стороны. Дошкольники не могли этого сделать и выбирали своё изображение, даже если меняли места. Это происходит потому, что ребёнок не способен встать на точку зрения другого. Пиаже подчеркивал, что эгоцентризм исчезает не из-за увеличения объёма опыта, а лишь тогда, когда ребёнок начинает осознавать, что его точка зрения — это только одна из множества возможных. Этот переход от эгоцентризма к децентрации стал известен как закон развития.
3. Период конкретных операций (7 — 11 лет)
На данной стадии ребёнок способен не только использовать символы, но и оперировать ими на логическом уровне. Он учится складывать и вычитать воображаемые объекты и объединять предметы в группы. Ребёнок начинает понимать закон сохранения массы (например, если разделить комок пластилина на много маленьких, его не станет меньше) и обратимость операций. Однако он всё ещё решает задачи в отдельности, и решение зависит от содержания задачи. Умение обобщать пока отсутствует.
Дети — маленькие учёные
Жан Пиаже называл детей маленькими учёными. Он отмечал, как они активно осваивают мир, наблюдая за ним, изучая его и проводя эксперименты. Дети подобны губкам, которые впитывают новые знания, опираются на существующие данные и адаптируют идеи к новой информации.
Развитие интеллекта человека, согласно теории Пиаже, делится на четыре основные стадии: от рождения до 2 лет проходит этап сенсомоторного интеллекта, от 2 до 7 лет — предоперационная стадия, от 7 до 12 лет — этап организации конкретных операций, а с 12 лет начинается период формальных операций.
Почему Пиаже разработал свою теорию
Жан Пиаже родился в 1896 году в Невшателе, Швейцария, в семье профессора средневековой литературы. В 11 лет он уже опубликовал свою первую научную статью. За свою жизнь учёный создал 60 книг и несколько сотен статей.
Интерес к интеллектуальному развитию детей возник у Пиаже, когда он, получив учёную степень, переехал в Париж преподавать в школе для мальчиков. Директором этой школы был Альфред Бине, создатель успеваемости тестов IQ. Здесь Пиаже заметил, что мыслительные процессы у детей различного возраста имеют существенные отличия.
Влияние факторов на когнитивное развитие
Когнитивное развитие ребёнка представляет собой сложный процесс, на который влияют различные факторы. Один из таких факторов — генетическая предрасположенность, которая может определять интеллектуальные способности ребенка и его потенциал для развития.
Однако влияние генетики не является единственным. Условия беременности, включая питание матери и её общее здоровье, также могут оказать влияние на когнитивное развитие ребёнка. Качество питания и правильное обогащение питательными веществами важны для нормального формирования мозга.
Психическая стимуляция играет также значимую роль в когнитивном развитии. Игры, обучающая литература, музыка и другие виды активностей могут способствовать развитию мышления, воображения и памяти ребёнка.
Методы обучения и влияние школы также имеют большое значение. Компетентные педагоги, применение оптимальных методик и создание стимулирующей обучающей среды могут значительно поспособствовать когнитивному развитию.
Социально-экономическое положение семьи также играет свою роль. Доступ к ресурсам, услугам и культурным событиям может поддерживать когнитивное развитие ребёнка.
Жан Пиаже подчеркивал значимость участия родителей в когнитивном развитии своего ребёнка. Их интеллектуальный уровень, образование и общение с ребёнком жизненно важны для формирования его умственных способностей.
Тем не менее, следует отметить, что уровень когнитивного развития зависит от множества факторов, и каждый ребёнок проходит стадии развития в своём индивидуальном темпе.
Факторы, влияющие на когнитивное развитие | Примеры |
---|---|
Генетическая предрасположенность | Наследственность, уникальные индивидуальные особенности |
Условия беременности | Питание матери, общее состояние здоровья |
Качество питания | Обогащение питательными веществами |
Психическая стимуляция | Игры, обучающая литература, музыка |
Влияние школы и методов обучения | Квалификация учителей, стимулирующая учебная среда |
Социально-экономическое положение семьи | Доступ к ресурсам и культурным событиям |
Роль родителей | Уровень интеллекта, образование, общение с детьми |
Роль ассимиляции в когнитивном развитии
Одним из ключевых понятий в теории когнитивного развития Жана Пиаже стала ассимиляция. Этот процесс присвоения новой информации, сопоставимой с уже изученной, представляет собой важную составляющую когнитивного роста. Ребёнок включает новые сведения в свои существующие схемы и концепции. Например, если у малыша был опыт обращения с большими рыжими кошками, он сможет ассимилировать и маленького черного котёнка в ту же категорию животных. Этот процесс адаптации и интеграции новых знаний играет значительную роль в формировании понимания ребёнком окружающего мира и развитии его мышления.
Ассимиляция является одним из способов, посредством которых дети активно взаимодействуют со своей окружением, формируя новые знания на основе уже существующего опыта. Это позволяет детям адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей действительности и интегрировать новую информацию в существующие рамки. Таким образом, ассимиляция представляет собой关键ное условие когнитивного прогресса, стимулируя расширение представлений ребенка о мире и развитие логического мышления.
Преимущества ассимиляции в когнитивном развитии | Результаты ассимиляции в когнитивном развитии |
---|---|
1. Помогает усваивать новую информацию | 1. Развитие логического мышления |
2. Способствует укреплению существующих знаний | 2. Понимание структуры и закономерностей окружающего мира |
3. Позволяет адаптироваться к новым ситуациям | 3. Продвижение интеллектуального развития |
Таким образом, ассимиляция в когнитивном развитии имеет важное значение для формирования понимания ребёнком окружающего мира. Это способствует активному участию ребёнка в собственном развитии и помогает ему строить новые знания на основе уже имеющихся. Изучая роль ассимиляции, мы можем лучше понять когнитивное развитие ребёнка и разработать эффективные методы обучения, которые помогут добиться высоких результатов.
Связь детского мышления с речью
Мышление и речь находятся в тесной взаимосвязи. На низком уровне развития речевых навыков индивид не в состоянии манипулировать словами или сложными фразами. Существует определенный баланс между способностью к речевой деятельности и познавательными процессами, который отражается в обеих направлениях.
Чем лучше развита речь, тем более сложные логические операции может выполнять ребёнок. С другой стороны, ребёнок, способный решать непростые задачи, будет также хорошо говорить и выражаться.
Стадии развития по Пиаже
Исследователь выделил четыре ключевых стадии.
Психолог с практическим опытом работы более 30 лет.
6 бесплатных способов глубже понять себя и окружающих
Мы все стремимся к счастью, желаем не терять внутреннего равновесия и становиться лучшей версией себя. Однако порой выбираем неверные пути, которые всего лишь удаляют нас от нашей цели. В Talentsy мы обладаем знаниями о правильном пути к вашим мечтам и желаниям.
Без волшебных решений или сказочных обещаний. Лишь конкретные методы, практические рекомендации и целевые списки от действующих экспертов для поддержки вашего психологического здоровья.
Все, как любите: структурировано, без лишней информации и совершенно бесплатно!
5 шагов к здоровой самооценке
Чек-лист для самодиагностики и план по работе над собой.
Когда жизнь сбивает с ног: 10 лучших книг по самопомощи
Найдите опору, снизьте тревожность и станьте сильнее.
Как найти себя и свое место в мире за 4 шага
Авторская методика профориентирования.
Время не лечит: как справиться с душевной болью
2 эффективных упражнения.
Как быстро и эффективно разобраться в своих проблемах
Посмотрите на свою жизнь со стороны.
Сенсомоторная стадия от рождения до 2 лет
В младенчестве наблюдается активное взаимодействие между двигательными действиями и процессом мышления. Ребёнок осваивает своё тело, учится им управлять, совершая хватательные движения, удерживая предметы и бросая их. При этом он выясняет, как реагируют объекты на различные виды стимуляции. Дети начинаю осознавать свою индивидуальность и видят результат своих действия, с которого они вскоре понимают, как добиться нужного эффекта.
Главным открытием в этой фазе является осознание того, что предметы продолжают существовать, даже если исчезают из поля зрения.
К 5–8 месяцам дети уже понимают, что спрятанные, например, под одеялом игрушки можно достать. В то же время годовалые малыши всё еще ищут предметы там, где находили их в последний раз, а не там, куда их переложили. Характерной особенностью этого этапа является боязнь незнакомцев. Ребёнку сложно интегрировать в свои схемы людей, которых он никогда не встречал, что вызывает чувство тревоги и страха.
Дооперационная стадия с 2 до 7 лет
На второй стадии развитие ребёнка называется дооперационным, поскольку дети пока не способны к логическому мышлению. Они не владеют разделением, объединением и другими преобразованиями. Одним из главных достижений становится освоение речи, после чего дети начинают использовать слова для обозначения объектов, их групп, идей и образов. Активируется воображение, появляются игры, в которых один предмет может представлять собой другой. Например, руки могут символизировать крылья птицы. Эта степень абстракции стала доступна только человеку, в то время как даже высшие приматы не способны к такому.
Пиаже указывал на то, что ребёнок в это время не может длительно фокусироваться на одном аспекте или характеристике. Кроме того, его логика базируется скорее на личном опыте, чем на правилах или законах.
Другой важный признак этой стадии — эгоцентризм. Примерно до 3 лет дети считают, что окружающий мир — это отражение их самого себя. Им трудно воспринять точки зрения, отличные от их личной. Ребёнок полагает, что желания и предпочтения других совпадают с его собственными. Однако с возрастом, примерно между 3 и 5 годами, появляется понимание, что другие могут мыслить и чувствовать иначе, что служит переходом к третьей стадии. Изменения в умственном развитии дошкольника происходят за счет усвоения готовой системы знаний, в которой отражены важные связи. Ребёнок на дооперационной стадии осваивает речевое выражение в полной мере.
Этапы когнитивного развития ребенка согласно теории Пиаже
Пиаже выделил четыре стадии развития детей в зависимости от их возраста. Эти стадии распределяются следующим образом: первая стадия — сенсомоторный период (от рождения до 2 лет), вторая стадия — предоперационный период (от 2 до 7 лет), третья стадия — период конкретных операций (от 7 до 11 лет), и четвертая стадия — период формальных операций (начиная с 11 лет примерно до 19 лет). Рассмотрим эти стадии более подробно.
1 стадия развития ребенка: сенсомоторный период (дети в возрасте от 0 до 2 лет)
Этап характеризуется развитием понимания окружающего мира через действительную активность, где сенсорный (чувственный) опыт координируется с физическими действиями. На этом интервале наблюдается значительный прогресс в развитии врожденных рефлексов.
- Дети в этом возрасте часто предпочитают яркие цвета, блеск, контраст и движение.
- Дети астре хотят повторить процессы и на этой основе используют свое тело. Например, они могут создавать шум, ударяя игрушку, бросать различные объекты или тянуть одеяло, чтобы получить доступ к предмету, скрытому под ним. В этом возрасте дети экспериментируют со своей телесной активностью.
- Первый контакт с речью: первые знакомство ребёнка с речью происходит еще в утробе матери. На протяжении беременности он прислушивается и привыкает к голосам родителей. Исследования показывают, что в первые дни жизни дети предпочитают звук человеческого голоса любым другим. Это впечатляющее, на сколько быстро ребёнок начинает различать речь. Уже с самого рождения он способен различать звуки речи. Психологи-исследователи, такие как Каспер и Спенс, также показали, что детей особенно притягивает звук речи их матерей, который они распознают быстрее, чем слова незнакомцев.
- Каковы средства общения детей в возрасте от 0 до 2 лет? Когда малыш рождается, его основным методом общения становится плач, так как он еще не в состоянии издавать другие звуки (физически к этому не готов). В первые несколько месяцев он начинает использовать пре-лингвистические жесты, такие как улыбки и слёзы. Постепенно это перерастает в осознанное использование этих жестов, что становится преднамеренным методом общения. В зависимости от того, плачет ли малыш или улыбается, родители могут интерпретировать его эмоции и состояние. Таким образом, происходит первое спонтанное средство коммуникации. Примерно в возрасте шести месяцев ребёнок начинает формировать первые слоги, сочетая согласные и гласные. Например, в этот период можно услышать произнесение «бабаба». Первые слова малыш начинает говорить более-менее чётко около 12 месяцев.
2 стадия развития ребенка: предоперационный период (дети в возрасте от 2 до 7 лет)
На второй стадии, начинающейся с 3 лет, в жизни малыша происходят важные изменения. Он начинает участвовать в первых образовательных программах вне дома, входя в процесс обучения, что представляет собой значительный социальный аспект.
Задержка в развитии моего ребенка. Нужно ли беспокоиться?
- Во-первых, проявите терпение. Научно обосновано, что существуют чувствительные периоды для усвоения речи и других навыков, таких как моторика, когнитивное развитие, чтение и так далее. Однако, согласно теории Пиаже, развитие ребенка — это непрерывный процесс, который происходит постепенно. Каждый ребёнок может медленнее осваивать какое-то одно умение, при этом быстрее осваивать другое, или же научиться чему-то раньше обычного. Несмотря на то, что это краткое изложение теории Пиаже и различных этапов развития детей, важно помнить, что возрастные рамки в данном случае являются усредненными. Иногда детям может требоваться больше времени, чтобы усвоить определённый навык, и это не указывает на наличие каких-либо задержек или нарушений.
- В других случаях, когда речь идет об вовлечении ребёнка в образовательный процесс, может случиться, что по прошествии некоторого времени он проявит определённые трудности в общении с окружающими и формировании социальных взаимодействий. Неспособность играть, учиться или адаптироваться к обучению также может быть сигналом о том, что стоит обратиться за помощью к специалистам — как школьному психологу, так и, возможно, педиатру, который окажет необходимую поддержку.
- Кроме того, если у ребёнка наблюдаются какие-либо трудности или патологии, если он затрачивает больше времени на обучение, чем его сверстники, или сталкивается с проблемами в какой-либо области, необходимо обеспечить ему поддержку как в домашней, так и в школьной обстановке, а также предоставить так необходимую помощь. Паниковать не стоит, если вашему ребёнку требуется больше времени для выполнения задач. Или же он испытывает сложности на текущем этапе времени, или не соответствует параметрам, описанным в теории Пиаже по месяцам. Это вовсе не значит, что он не сможет успешно развиваться и осваивать когнитивные навыки в будущем, особенно при вашей поддержке и усилиях.
- Помните, что трёхлетний ребёнок не умеет лгать (как гласит народная мудрость: устами младенца глаголет истина). Они лишь способны делиться своим восприятием мира через своё собственное «окно». Поэтому поймите, что они не являются взрослыми. Они только начинают свой путь к независимости. Но с момента своего рождения они достигают значительных успехов на каждом этапе, чтобы узнать что-то новое. Мы, взрослые, должны учиться всему, что можем о окружающем мире, чтобы затем делиться своими знаниями с детьми и помогать им преодолевать любые сложности.
Теория Пиаже, кроме описания различных стадий развития детей, также обрисовывает магическую природу детской жизни. Это касается их эгоцентрического мышления, любопытства о мире вокруг и чистоты их восприятия. Она заставляет нас задуматься и осознать, что взрослые должны стремиться понимать своих детей, помогать им, поддерживать и обеспечивать их счастье и любовь на каждом этапе их развития.