Василий Васильевич Меркурьев

12 мая 1978 года ушел из жизни Василий Васильевич Меркурьев. На церемонии прощания, когда в момент прощания с артистом зазвучала пластинка с известным романсом «Уймитесь, волнения, страсти», на щеке покойного неожиданно скатилась слеза…

Василий Меркурьев и Ирина Мейерхольд: пережитые репрессии и воспитывание восьмерых детей

Актер Василий Меркурьев и режиссер Ирина Мейерхольд не только воспитали своих родных детей, но и приняли под опеку нескольких приемных, которых считали своими. Супруги прошли через трудности репрессий, затронувших их семьи, но смогли сохранить глубокие и нежные отношения, полные любви и поддержки.

Ирина, как талантливый режиссер, испытывала особые волнения, когда решила пригласить знаменитого Василия Меркурьева на главную роль в фильме «Инженер Гоф». Она давно восхищалась его талантом, однако, вскоре поняла, что ее опасения были безосновательными. На первой встрече актер удивил ее, принесли с собой вкусные булочки и сразу согласился поучаствовать в съемках.

На съемочной площадке Ирина с востором смотрела на Василия, словно влюбленная, безмолвно любуясь им. Однажды, когда ловкая и спортивная Мейерхольд остановила лошадь, которая вдруг помчалась к артисту, Меркурьев оценил героизм своей спасительницы. Этот момент стал отправной точкой их судьбоносной совместной жизни, и вскоре они стали возвращаться домой вместе.

Влюбленные поселились в Ленинграде, где обращались друг к другу ласковыми именами: она звала его Вась Васичем, а он ее — Иришечкой. Их жизнь казалась безоблачной до тех пор, пока не пришло время знакомиться с родителями. Всеволод Мейерхольд, известный режиссер и отец Ирины, сначала настороженно воспринял своего зятя, однако быстро признал, что именно с ним его дочь счастлива.

Меркурьев и его тесть стали настоящими друзьями, так что когда актера известили о аресте Мейерхольда, это стало для него большим ударом. Вскоре после этого под репрессии попал и брат Василия, и супруги без колебаний решили взять под свое крыло троих его детей. У них уже подрастала собственная дочка, но большая семья продолжала расширяться — Ирина родила еще одну девочку и сына, а также приняла в свою семью двоих детей, оставшихся без попечения во время эвакуации, которых позднее удалось вернуть их матери только через пару лет.

Василий Васильевич и Ирина Всеволодовна считали родными не только своих детей, но и студентов из актерской мастерской, часто кормили их и приглашали в дом, создавая атмосферу доброты и уюта. Они никогда не жаловались на трудности судьбы и не винили других в своих бедах. В глазах окружающих их пара представлялась образцовой, а их отношения сохраняли теплоту и нежность даже после долгих лет совместной жизни.

Даже в пожилом возрасте Ирина могла, с интонацией умиленной девочки, при всех произнести: «Васечка, ты же меня любишь, подними меня на руки!» Василий, в свою очередь, как и раньше, испытывал влюбленность к супруге, сохранив верность на протяжении всей жизни. Она пережила любимого мужчины на три с половиной года, но до самой своей кончины мечтала встретиться с ним на небесах.

  • «Он сделал из меня артистку»: талант Анны Каменковой раскрыл опытный супруг.
  • Жена Коренева сделала актеру предложение руки и сердца.
  • Брак Юрия Визбора с первой супругой разрушила его творческая натура.
Это интересно:  Светлана Антонова: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото

Лицо и изнанка славы

Фильмы Небесный тихоход, Москва – Кассиопея, Двенадцатая ночь, Золушка, Летят журавли, Верные друзья, в которых снимался Василий Меркурьев, вероятно, знакомы каждому, поскольку его лицо можно увидеть во многих советских полнометражках с детства. Несмотря на то, что он не был красавцем, его отличительной чертой была манера держаться на сцене. Эта самоуверенность порой навевала мысли о том, что за ней стоит жизнь артиста, которому отведены все привилегии — включая государственную дачу и частые отлучки в актерские санатории.

Тем не менее, большая часть жизни Меркурьева была посвящена заботам о репрессированных родственниках, поддержке молодых актеров, а не заботам о себе. Он работал до изнеможения, не ожидая похвалы. И этого было недостаточно, поскольку в семье сидел не только он, но и его жена, которая взяла на себя заботу о большой семье, и делала это с полным пониманием и поддержкой. Их семейную жизнь можно сравнить с тем, что они были как два сапога пара, обретая гармонию в совместной деятельности.

Из лавочников в актеры

Согласно легенде, фамилия «Меркурьев» произошла от имени греческого купца Меркурия, который в XVIII веке переселился в Псковскую область, в город Остров. Супруга купца была местной — то ли шведкой, то ли эстонкой. Отец будущего актера, также по имени Василий, открывал небольшую лавку, где продавал дёготь и снетки — крошечную серебристую рыбешку, популярную в те времена. Рыбку, способную уместиться на ладони с дюжину, солили и сушили в горячих печах. Оба продукта были крайне дешевыми, что делало семью Меркурьевых далеко не богатой: они жили в крошечном домике, состоящем из восьми человек, включая родителей и шестеро детей.

Интересно, что мать Василия была немкой, иммигранткой из Швейцарии. Её брат Генрих нашел работу в Санкт-Петербурге и, следуя за ним, Анна переехала в Россию. Ей быстро удалось устроиться экономкой, но вскоре она вышла замуж за лавочника Меркурьева. Таким образом, Василий стал их четвёртым ребенком.

Пока он учился в школе, родители, вероятно, рассчитывали, что их сын станет хоть и не лавочником, но приказчиком в семейном бизнесе. В те времена сыновья часто продолжали занятия отцов. Однако с приходом революции всё изменилось: лавочное дело стало менее безопасным, и стало ясно, что мечта стать артистом может быть осуществима — особенно в городах. На шестнадцатом году жизни Василий Меркурьев сделал выбор и отправился стать актером в местный театр.

Карьера его стремительно состоялась: вскоре он стал помощником режиссера, а затем и директором театра в Nоворжеве. Удача следовала за ним, однако на этой должности ему не раз приходилось сталкиваться с трудностями. Например, в случае, если пьяный актер срывал спектакль, гневная толпа зрителей, состоявшая преимущественно из рабочих, могла остаться недовольной и наброситься на директора. В попытке спастись, молодой человек выбрал экстренное решение и сбежал через окно. Когда вскоре комсомол предложил ему путевку в Ленинград для учебы в Институте сценических искусств, Василий без долгих раздумий согласился — это был прекрасный шанс уйти от всех проблем и ближе к театрам с хорошей репутацией.

Театры появлялись, как грибы после дождя

Василий также увлекался музыкой, но страсть к театру у него была столь же сильной. Он посещал спектакли Островского драмтеатра и знал наизусть многие пьесы. В 1920 году после окончания школы Василий стал актером и помощником режиссера в театре, а через три года оказался, как наиболее перспективный и талантливый, в Петроградском институте сценического искусства.

Это интересно:  Александр Лойе

После завершения образования Меркурьев остался в Ленинграде, где начал свою актерскую карьеру в новых театрах, которые тогда появлялись очень быстро — таких как Театр стажеров, Театр актерского мастерства и Театр актерской драмы.

Василий Васильевич Меркурьев

На одной из репетиций Василий познакомился с юной актрисой Антониной Павлычевой, она вскоре стала его гражданской женой. Их брак продлился семь лет и закончился в 1933 году, поскольку Меркурьев нашел любовь всей своей жизни.

Ирина ходила на все спектакли с участием Меркурьева

Ирина Мейерхольд была младшей дочерью известного театрального режиссера и педагога Всеволода Мейерхольда. В 1927 году она окончила ГИТИС, а затем переехала в Ленинград, где начала заниматься преподаванием биомеханики — уникальной системе сценических движений, разработанной ее отцом.

По работе Ирина часто бывала на театральных постановках. Во время одной из подобных вылазок она увидела Василия Меркурьева на сцене и была восхищена его талантом и харизмой. Она стала постоянной зрительницей всех спектаклей с его участием, однако сама не могла решиться подойти и познакомиться.

Судьба свела их лишь через пять лет. На тот момент Ирина работала на Минской киностудии в качестве помощника режиссера. Когда ей стало известно, что для одной из ключевых ролей в фильме «Инженер Гоф» требуется интересный молодой актер, она вспомнила о Меркурьеве и мгновенно стала стремиться его пригласить.

Эвакуация

Когда началась Великая Отечественная война, театр спасся эвакуацией. Василий Меркурьев и Ирина Мейерхольд были вынуждены вывезти в Новосибирск всех 10 человек своей семьи. В 1939 году трагедия коснулась Василия: его брат Петр был арестован и расстрелян. Трое его детей остались без попечения, и Меркурьев без колебаний принял их в свою семью, добавив к своим двум дочерям Анне и Екатерине ещё трех племянников. Также они приютили двоих приемных детей, которые позже вернулись к своей матери. В 1943 году супруги решились на рождение еще одного малыша, которого назвали Петром в честь его погибшего дяди.

В Новосибирске труппа драматического театра выступала на сцене театра Красный факел. Тем временем Василий с Ириной инициировали создание первого профессионального театра в городе Нарым, которым Меркурьев затем и руководил. В последние два года войны он также занимал должность руководителя Новосибирского ТЮЗа.

Возвращение

После окончания войны эта большая семья вернулась в Ленинград. С жильем у них возникла проблема, и на начальном этапе их приютила актриса Ольга Яковлевна Лебзак, у которой также была своя семья. Спустя время к ним в гости заглянул основатель ленинградского ТЮЗа Александр Александрович Брянцев. Он, увидев скопление детей, заметил, что его хоромы не подойдут для такой большой компании, а Меркурьеву с его «табором» в самые разы подойдет.

Действительно, дом Меркурьевых часто был полон людей, которые нуждались в помощи — ведь в те сложные времена было много семей, среди которых не было потерянных от сталинских репрессий. К ним часто приходили друзья, такие как Свердлины, Гарины, Эйзенштейны.

Меркурьев вернулся к театральной деятельности и, чтобы прокормить семью, начал сниматься в кино. В 1947 году Ирина Всеволодовна была уволена — как дочь врага народа (ее отец, Мейерхольд, был расстрелян в 1940 году) — и ей долго не давали возможности работать. В итоге, после того как она вернулась в театр, поставила спектакль «Рембрандт», но роль в этом постановке Меркурьев уже не исполнил.

Василий Васильевич также показал себя как талантливый режиссер, создававший глубокие и бескомпромиссные спектакли такие как «Мещане», «Три сестры» и «Чапаев.

На протяжении всей своей жизни Меркурьев щедро делился своим опытом с молодыми студентами, не выставляя напоказ своего успеха и славы, даже несмотря на то, что был известным артистом. Он соглашался играть в студенческих спектаклях, не стремясь к первенству. У него была способность чувствовать командную игру на сцене.

Это интересно:  Дина Александровна Корзун

Также, артист охотно работал и в других театрах, несмотря на постоянный репертуар в своем. Он за одну неделю смог освоить роль в одном из провинциальных театров, оставляя после себя везде восторг зрителей. Так, он играл в таких городах, как Комсомольск-на-Амуре, Семипалатинск, Смоленск, Кунгур, Березники, Новосибирск и Владимир. Каждый его выход на сцену был триумфом, однако настоящую всенародную любовь ему принесло кино.

Василий Меркурьев и Ирина Мейерхольд: свои и чужие дети, 44 года беззаветного счастья и сталинские репрессии

Подписывайтесь на наши обновления и получайте одну из самых читаемых статей на почту один раз в день. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Василий Меркурьев и Ирина Мейерхольд.

Василий Меркурьев и Ирина Мейерхольд считались Ромео и Джульеттой из-за их трогательной привязанности и взаимной любви. Они прожили вместе 44 года, сохранив одновременно горечь юношеской любви и нежность взрослой любви. Вся их жизнь была наполнена бесконечной добротой, которой щедро делились с окружающими.

Это была любовь

Ирина Мейерхольд. / Фото: www.pictures-pro.ru

Ирина Мейерхольд завершила учебу в ГИТИСе в 1927 году и в 1929 году переехала в Ленинград. Она начала свою карьеру как преподаватель биомеханики (сценических движений) в нескольких театрах и театральном техникуме, также была режиссёром в Красном театре.

Впервые Ирина Всеволодовна увидела Василия Меркурьева на сцене Театра актерского мастерства. Он произвел на неё такое сильное впечатление, что она стала постоянной зрительницей всех спектаклей с его участием. Позже ей было поручено переманить актера в свою труппу, но она поняла, что ни за что не сможет это сделать и решила не просить об этом.

 Василий Меркурьев. / Фото: www.etoretro.ru

Судьба свела Ирину Всеволодовну и Василия Васильевича только спустя пять лет. В то время Мейерхольд работала на Минской киностудии. Она приехала в санаторий, чтобы предложить Меркурьеву роль Стася в картине «Земля впереди». Он угостил её горячим чаем с булочкой и согласился на съёмки.

Делая всё возможное, чтобы справиться с большими трудностями, из-за своей занятости с главной ролью, съемочная группа часто простаивала. Ирина вновь отправила артисту телеграмму, однако, не получив ответа, была глубоко огорчена. Но вскоре он сам появился на съемочной площадке, и тогда Мейерхольд поняла, что отныне ее сердце принадлежит ему.

Василий Меркурьев. / Фото: www.kinogo-one.ru

В тот знаменательный день, когда в процессе съемок Ирина смогла остановить стремившуюся лошадь, направлявшуюся на актера, она тем самым спасла его. Меркурьев осознал, что их судьба теперь неразрывно связана, и вскоре они вернулись в Ленинград уже как пара, поселившись в квартире Ирины на улице Чайковского.

Счастье вопреки судьбе

Василий Меркурьев и Ирина Мейерхольд. / Фото: www.vesti-sochi.tv

Для Ирины Василий стал Вась Васичем и Васичем, а для него она всегда оставалась Иришей или Иришечкой. Эти нежные имена они произносили друг другу на протяжении всей жизни. Брак Ирины Мейерхольд и Василия Меркурьева состоялся в 1934 году, и с этого момента они начали работать вместе, преподавали в театральном институте, где совместно руководили актёрской мастерской.

Не без трудностей складывались их отношения с тестем, знаменитым режиссером Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом, однако с течением времени они переросли в крепкую дружбу. Ситуация настолько изменилась, что когда Всеволод приглашался к постановке «Маскарада» в Ленинграде, он отказывался идти на репетиции без своего зятя. Каждый раз, когда он демонстрировал, как нужно играть, он часто спрашивал мнение Василия, убедившись, что свою мысль он смог донести до актеров.

Оцените статью
Добавить комментарий