Джузеппе Верди

На протяжении двух лет Джузеппе Верди пребывал в глубоком отчаянии. Произошло множество потерь — его преданность музыке подверглась сомнению, когда он утратил свою жену и детей. В этот сложный период ему казалось, что нет смысла продолжать заниматься любимым делом. Однако после премьеры оперы «Набукко» композитор как будто вновь обрел силы: произведение оказалось невероятно успешным. В течение всего лишь одного года эту оперу поставили на сценах различных театров 65 раз, и она продолжает оставаться частью репертуара многих театров по всему миру.

Стреппони, Джузеппина

Клелия Мария Жозефа (Джузеппина) Стреппони (итал. Clelia Maria Josepha (Giuseppina) Strepponi; 8 сентября 1815 — 14 ноября 1897) — знаменитая итальянская оперная певица-сопрано XIX века; она стала сожительницей, а позднее второй женой композитора Джузеппе Верди.

Её талант наиболее ярко выражен в бельканто-турах в операх таких композиторов, как Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти и Джоакино Россини. Джузеппина часто выступала в дуэтах с тенором Наполеоне Мориани и баритоном Джорджо Ронкони. Заглавная роль в опере Доницетти «Аделия, или Дочь стрелка» была написана специально для неё. Критики отмечали её исполнение благодаря прозрачному, мягкому и проникновенному голосу, великолепной технике и талантливой интерпретации, в которую она вкладывала глубокие внутренние чувства.

Стреппони сыграла главные роли в ряде ранних опер Верди, особенно она исполнила роль Абигайль в премьерном представлении «Набукко» в 1842 году, и её труд считается основным вкладом успеха этой оперы.

Биография

Джузеппина Стреппони родилась в Лоди, Ломбардия, в семье Феличиано (или Федерико) Стреппони (1797—1832), оперного композитора, органиста и капельмейстера кафедрального собора Святого Иоанна в Монце. Она получила свое первоначальное музыкальное образование от отца, который сосредоточился на обучении её игре на фортепиано. После смерти отца от энцефалита в 1832 году Джузеппина продолжила обучение в Миланской консерватории, где в 1834 году, по окончании обучения, она получила первый приз за исполнение бельканто.

Её профессиональный дебют состоялся в декабре 1834 года, когда она исполнила роль Адрии в опере Луиджи Риччи «Клара Розенберг» в миланском Teatro Orfeo. Первый серьёзный успех пришел к ней весной следующего года, когда она выступила в заглавной роли в опере Россини «Матильда ди Шабран» в Триесте. Это позволило ей подписать контракты с крупными театрами по всей Италии. Летом 1835 года Джузеппина отправилась в Австрию, где представила роли Адальджизы и Амины в операх «Норма» и «Сомнамбула» Беллини, получив восторженные отзывы как от зрителей, так и от критиков. Несмотря на её огромный талант, это были её единственные гастроли за пределами Италии.

Джузеппе Верди

Джузеппе Верди

В 1836 году, вернувшись в Италию, Джузеппина начала любовную связь с тенором Наполеоне Мориани, но вскоре оставила его ради антрепренёра Ла Скала Бартоломео Мерелли. Хотя ни одна из этих связей не продлилась долго, они принесли актрисе троих внебрачных детей.

Во второй половине 1830-х годов Джузеппина стала настоящей звёздой оперы, её выступления по всей Италии встречали восторг публики. В 1836 году она исполнила партию Нинетты в «Сороке-воровке» Россини, заглавную роль в его «Золушке» и Эльвиру в «Пуританах» Беллини в венецианском Ла Фениче. В следующем году, продолжая свою карьеру, она исполнила партию Элены в «Марино Фальеро» Доницетти и заглавную партию в «Лючии ди Ламмермур» в Общественном театре Болоньи. В 1838 году Стреппони пела заглавные роли в «Марии ди Руденц» Доницетти, «Беатриче ди Тенда» Беллини и «Екатерине де Гиз» Карло Коччи в Imperial Regio Teatro degli Avvalorati в Ливорно.

Её дебют в Ла Скала состоялся в 1839 году, где она впервые встретилась с Джузеппе Верди — она заменила Антониетту Марини-Райньери, которую сочли неподходящей для роли Леоноры в первой постановке оперы Верди «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо». Исполнение Стреппони стало одной из сильнейших сторон этой постановки и сыграло значительную роль в её приёме зрителями.

Другие важные роли Стреппони конца 1830-х годов включали Элаизу в «Клятве» Саверио Меркаданте, Адину в «Любовном напитке» Доницетти и Сандрину в «Un’avventura di Scaramuccia» Луиджи Риччи.

Это интересно:  Телеведущая Роза Сябитова рассказала, что не дружит с Гузеевой вне проекта Давай поженимся!

Джузеппе Верди

Джузеппе Верди

Стреппони продолжала быть весьма популярной и в начале 1840-х годов. Из её значительных ролей стоит отметить заглавную партию в «Аделии», написанную Доницетти специально для неё и исполненную в 1841 году в римском Театре Апполло. Следом за этим была громко встреченная роль Абигайль в мировой премьере «Набукко» Верди в Ла Скала в 1842 году; этот успех был многократно повторен в различных театрах Италии, включая Королевский театр в Парме и Общественный театр в Болонье, что значительно повысило популярность как оперы, так и её композитора. Также в 1843 году она исполняла в Болонье роли королевы Елизаветы в «Роберто Деверё» Доницетти и Имоджены в «Пирате» Беллини. Другие видные работы Стреппони в первой половине 1840-х годов включали главные роли в «Норме» Беллини (одна из наиболее сложных бельканто-партий в репертуаре сопрано) и «Саффо» Джованни Пачини, а также партию вдовы дель Поггио в «Короле на час» Верди.

Остановись, мгновенье!

Возвратившись домой, Верди, разочарованный, бросил рукопись, которая раскрылась. Открыв её снова, он начал читать и вдруг осознал, какое увлечение приходит к нему. Это было в первый раз после смерти жены, когда что-то смогло привлечь его внимание. Тем не менее, оставаясь преданным своему намерению не писать больше музыки, он закрыл тетрадь и лег спать. Однако мысли о «Набукко» не покидали его, и он испытывал бессонницу.

Работа стала его спасением — премьера оперы прошла с огромным успехом. Это вдохновило Верди снова начать творить, и вскоре он создал шедевры по заветам своего сердца.

Джузеппина

Джузеппина Стреппони была прекрасна, как Мадонна, она обладала добрым, умным и внимательным характером. Она была сильной женщиной, поднимающей двоих детей без поддержки отца, который, будучи известным оперным певцом, не признал детей законными. В суровом, высокомерном и эгоистичном Джузеппе Верди Джузеппина смогла увидеть уязвимого человека, раненого жизнью, и полюбила его всем сердцем. Она привлекала его больше, чем другие женщины; но не настолько, чтобы он мог потерять голову.

Она отправляла ему нежные записки и дарила букеты, а Верди находит возможность посещать её концерты (если путь был незатруднительным). Эта история длилась какое-то время, однако, как часто бывает с мужчинами с таким характером, Верди потихоньку стал показывать свои чувства и предложил Джузеппине жить вместе. Оформить брак он не спешил, но была очевидна его любовь к артистке.

Новая семья

Эту новую страницу жизни Верди во многом создавали усилия оперной дивы Джузеппины Стреппони. Критики отмечали её восхитительную энергию, виртуозность и голос, звучащий как из ангельских уст, а также идеальную интонацию.

Однако у Джузеппины была сложная судьба: она вела достаточно свободный образ жизни, и даже можно сказать, что считалась относительно несвободной: её социальные взаимодействия иногда были связаны с личными жертвами. Тем не менее, сила её голоса и харизмы позволяла ей пробиваться в высшие слои общества. Несмотря на трех детей и три девятых месяца беременности, проведённых на сцене, Джузеппина смогла заручиться поддержкой аристократов. В её жизни появился Верди, который сам пережил потерю и печали. Джузеппина, тем не менее, всегда считывала свою неполноценность и старалась не перекладывать тяжесть своего прошлого на новое семейное существование.

Портрет Джузеппины Стреппони, автор неизвестен.

Первая очная встреча с Верди произошла во время подготовки к постановке «Набукко». В тот момент о романтическом взаимодействии между ними не шла речь, хотя её голос, хоть и снижающийся, всё ещё был ценен. «Набукко» стал триумфом для Верди, открыв новые горизонты творческой жизни.

Но Джузеппина готовилась попрощаться со сценой: ей исполнилось 30, у неё была сестра с инвалидностью, и она решила начать новую жизнь во Франции. В Париж она отправилась для преподавания вокала, и именно туда по делам приехал Верди. Судьба свела их, и теперь они остались вместе.

Отравить попугая?

Верди мечтал о землевладении, о том уютном мире, который остался в его памяти с детства. Он приобрёл имение Сант-Агата рядом с Буссето и начал переделывать его под свои нужды. Однако местные жители отвернулись от Джузеппины, ведь открытое сожительство с одиноким мужчиной считалось порочным. Несмотря на то что Верди предлагал Джузеппине уехать, она не согласилась, ведь важнее для неё было оставаться рядом с ним.

Это интересно:  10 российских звезд до эпохи фотошопа: как выглядели в молодости София Ротару, Ирина Аллегрова и Надежда Бабкина

Тем временем сам композитор не прощал местным жителям ничего. Он погасил все задолженности, оставшиеся на средства стипендий в Милане, поругался с отцом и покинул Буссето ради новой жизни в Сант-Агате вместе с любимой, по-прежнему назвав её своей женой.

Верди на фотографии 1860 года.

Свадьба с Джузеппиной прошла скромно: они наняли двух свидетелей в соседнем городе, обменялись клятвами у алтаря и получили необходимые документы, даже не предупредив близких друзей. Однако будни оказались далеко не богемными. Верди хорошо зарабатывал, однако все его силы уходили на содержание имения. Композитор вставал до рассвета, чтобы понаблюдать за полями пшеницы и виноградниками. Местные жители надеялись на плохую погоду, полагая, что это приведет к новому творческому процессу Верди.

К посторонним звукам в своем доме Верди относился весьма критично; он чуть не отравил попугая Джузеппины, а павлин, присланный мэром Буссето, тоже не уцелел — Верди велел приготовить из него суп.

Личная жизнь

Первая жена композитора, Маргарита Барецци, была дочерью купца, благодаря которому Верди получил музыкальное образование. Они поженились в 1836 году, и вскоре у них родилась дочь, Вирджиния Мария Луиза. Однако, к сожалению, девочка прожила всего полтора года и скончалась. Спустя месяц после её смерти супруга родила Джузеппе сына, которого назвали Ицилио Романо, но и он не пережил младенческий возраст. Спустя год Верди потерял любимую жену — Маргариту, причина её смерти — энцефалит.

Джузеппе Верди

Верди потерял всех своих близких в молодом возрасте, что стало огромной трагедией в его жизни. Он оставался одинок на съемной квартире рядом с церковью Санта Сабина, стараясь унять своё горе. Именно в этот период он решил оставить музыку.

Но в 1848 году его жизнь изменилась: он встретил Джузеппину Стреппони, и эта встреча во многом определила его дальнейшую судьбу. Целое десятилетие они прожили в гражданском браке, который вызывал осуждение общества того времени. Чтобы прекратить сплетни, они обвенчались в 1859 году в Женеве. Жили они в уединенной вилле Сант-Агата, которую сам Верди спроектировал, никогда не прибегая к услугам архитекторов.

Джузеппе Верди и Джузеппина Стреппони

Хотя дом был скромным, находившимся в обычном состоянии, настоящим украшением виллы стал сад, наполненный удивительными цветами и экзотическими деревьями, за которыми композитор ухаживал сам. Именно в этом саду была похоронена его любимая собака, и на её могиле сохранилась надпись: «Памятник моему другу».

Джузеппина стала не только муза, но и верный друг Верди. В 1845 году она потеряла голос и приняла решение завершить карьеру на сцене. Верди, следуя её примеру, тоже подумывал оставить музыку, учитывая, что к тому времени он уже добился известности и богатства. Однако Джузеппина убедила его остаться, и именно после этой поддержки он написал «Риголетто», одно из самых выдающихся своих произведений. Джузеппина ушла из жизни в 1897 году, став опорой и надеждой великого музыканта на протяжении всей жизни.

Смерть

В январе 1901 года Верди отправился в Милан, где поселился в отеле. 21 января его поразил инсульт, в результате которого он почти полностью оказался парализован. Но это не лишило его возможности изучать партитуры опер: перед ним находились две оперы Пуччини — «Тоска» и «Богема», а также «Пиковая дама» Чайковского. Тем не менее, он так и не успел составить рецензию на эти произведения, каждый день чувствуя приближающуюся слабость, и 27 января 1901 года скончался.

Памятники Джузеппе Верди

Джузеппе Верди был похоронен на миланском Монументальном кладбище. Однако, спустя месяц его останки перенесли в другое место — на территорию дома отдыха для музыкантов на пенсии, который он открыл при жизни.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Успехи и провалы

В марте 1837 года у Джузеппе и Маргариты родилась дочь Вирджиния, а в июле 1838 года — сын Ичилио. Но спустя всего несколько дней после рождения братика Вирджиния скончалась. Это вновь стало сильным ударом для Верди. Маргарита долго не могла оправиться от утраты, её психическое состояние сильно ухудшилось, и она едва не сошла с ума. В этот момент семье необходимо было выехать из Буссето, чтобы отдохнуть от страданий – они направились в Милан. В этом городе Верди начал активно искать связи среди импресарио Ла Скала, часто бывал в кафе, нацеливаясь на знакомства с влиятельными людьми театрального мира. Именно таким образом он стремился заявить о себе, рассчитывая на успешный дебют, ведь семья нуждалась не только в его моральной поддержке, но и в финансовой помощи.

Это интересно:  Мария Башкирцева: в поисках славы — 1 часть

Джузеппе Верди встретил Джузеппину Стреппони, певицу Ла Скала и любовницу известного импресарио Бартоломео Мерелли. Она признала оперу Верди «Оберто» интересной и порекомендовала Мерелли послушать молодого композитора. На прощание Мерелли обещал поставить оперу «Оберто» на сцене Ла Скала.

Одна из сторон жизни Верди становилась более стабильной, однако в это время его сын Ичилио заболел. После нескольких дней лечения малыш трагически скончался. Джузеппе и Маргарита были безутешны и, хотя Верди нашел утешение в театре, который стал для него убежищем, Маргарита не имела такого укрытия; она страдала и плакала вблизи тех стен, где уже не было её детей.

Наконец, в ноябре 1839 года состоялась премьера «Оберто» в Ла Скала, она прошла с успехом: публика восторженно аплодировала, а рецензии были весьма положительными. Мерелли заключил с Джузеппе Верди контракт, что явилось значительным шагом для композитора в миланском музыкальном мире.

Но вскоре после успеха мужа у Маргариты поднялась температура, что привело её к тяжелой болезни; врач наконец определил диагноз — энцефалит. Спустя несколько дней она скончалась. Верди, желая уединиться и избавиться от внешнего мира, вернулся в Буссето. Он всё же закончил оперу «Король на час,» которую должен был написать согласно контракту с Мерелли, но премьера 5 сентября 1840 года прошла с полным провалом. Зрители встретили её свистом и насмешками. Верди не смог простить себе этого провала, что усугублялось тем, что публика не проявила ни капли сочувствия к его утратам.

Верная спутница

Постепенно Джузеппе Верди начал возвращаться к жизни и работе. Судьба вновь свела его с Джузеппиной Стреппони, которая снова принимала участие в операх композитора. Со временем он начал осознавать, что воспринимает Джузеппину не только как талантливую певицу, но и как женщину. Её терпимость, мягкость и добродушие были полной противоположностью его суровому характеру. Пусть Верди и был угрюмым, но Джuzеппина очаровывалась его гением, его страстью к музыке.

Они узаконили свои отношения лишь в конце 1850-х. Это произошло также и потому, что Верди пришёл в недоумение из-за слухов по поводу их совместной жизни. Для него брак не был вопросом первостепенной важности, главное было, чтобы Джузеппина была рядом. Джузеппина, напротив, тяжело переживала свою неопределённость и общественное осуждение, поскольку боялась потерять Верди.

У них не было детей. После утраты дочери ситуации Верди как будто наложила проклятие, и мысль о том, что он может вновь найти счастье в семье, удерживала его от этого шага; возможно, он не ощутил в полной мере ту любовь к Джузеппине, как имел к Маргарите. Были иные факторы, о которых мы едва ли сможем узнать.

Джузеппе Верди пережил свою вторую супругу — Джузеппину, которая скончалась в ноябре 1897 года.
Существует мнение, что в 1900 году у композитора возникла идея написать оперу о событиях, связанных с убийством короля Умберто I, но, написав несколько нот, он отказался от продолжения, заявив: «Я больше не живу, а только существую».
Всего через несколько месяцев Верди ушёл из этой жизни.

Журнал: Загадки истории №1/2, январь 2021 года
Рубрика: История одной любви
Автор: Надежда Артонкина

Подписывайтесь на наш Telegram, X(twitter) и Zen.Yandex, VK, OK, чтобы получать новости сами.

Оцените статью
Портал красоты
Добавить комментарий