В последние годы своей жизни балерина жила скромно и в одиночестве в просторной квартире, расположенной на Котельнической набережной. Удивительно то, что она обставила помещение мебелью, которая перешла ей от родителей. Галина Уланова никогда не стремилась к материальным благам, у нее не было дачи или автомобиля; главным ее сокровищем были ученики. Она часто переживала из-за того, что уже не могла выходить на сцену.
Галина Уланова
Галина Сергеевна Уланова стала символом и легендой советского балета, подняв танцевальное искусство на невиданный до этого уровень. Ее не просто восхищались, ей подражали и стремились следовать ее примеру.
На протяжении многих лет педагогам балетных училищ в различных странах было свойственно требовать от своих учениц делать па так, как это делала Уланова. И это не было случайным. Галина Сергеевна — единственная балерина в мире, которой при жизни установили памятники сразу в двух городах: в Санкт-Петербурге и Стокгольме. Более того, самый крупный репетиционный зал Большого театра носит ее имя, что подчеркивает её значимость для балетного искусства.
Детство и юность
Судьба, похоже, заранее предопределила Галине Улановой путь танцовщицы, так как она родилась в семье артистов балета Мариинского театра. Позже её отец, Сергей Николаевич Уланов, стал театральным режиссером, а мать, Мария Федоровна Романова, делилась своим обширным танцевальным опытом в хореографическом училище.
Детство и юность Гали прошли в родном Санкт-Петербурге. Забавным является тот факт, что едва ли кто-либо из зрителей её выступлений мог бы подумать, что в детстве эта хрупкая и изящная женщина была настоящим хулиганом.
Дело в том, что родители ожидали появления на свет сына и, так и не настроившись на игры с дочерью, прививали ей мальчишеские увлечения. Они вместе ходили на рыбалку, ловили червяков, изготавливали сети и сушили рыбу. Когда Галя приезжала на дачу и соседские девочки приглашали её поиграть в куклы или слепить куличики, она с гордостью отвечала, что предпочитает стрелять из лука и лазать по деревьям.
Однако беззаботное детство закончилось, когда Галине исполнилось девять лет, и её зачислили в начальный класс Петроградского хореографического училища. Там она начала изучать искусство балета под руководством своей матери, Марии Романовой. В выпускных классах Уланова перенимала знания у Агриппины Вагановой, которая впоследствии станет символом русского балета и чьим именем будет названо это учебное заведение.
В 18 лет Галина закончила хореографическое училище и в том же 1928 году, практически сразу после выпускного спектакля, была принята в труппу Ленинградского государственного театра оперы и балета, который вскоре получил имя Сергея Кирова и позже вернул себе историческое название — Мариинский театр.
Улыбнись, Галя
В юности Уланова была очень скромной и застенчивой. Даже выступая на сцене, она часто избегала смотреть на зрителей и партнёров, о какой-либо улыбке в такие моменты не могло быть и речи. Её мать и первый педагог — бallet artist Maria Romanova — часто подсказывала дочке с кулис: «Улыбнись, Галя. Ну, улыбнись же ты!» Но Галина была занята танцем и ждала, когда всё это наконец закончится. Как такая застенчивая девочка смогла стать признанной артисткой на мировом уровне? Уланова не делала из этого тайны: «Мне нужно было отключиться от всего и представить, что я будто бы одна. Я столько себе запрещала, столько себя мучительно перевоспитывала внутренне, чтобы преодолеть застенчивость и страх, чтобы оказаться там, как будто я танцую сама для себя.
По приказу Сталина
Галина Уланова, коренная ленинградка, испытывала безмерную любовь к своему родному городу и к Мариинскому театру (в то время известному как Ленинградский театр оперы и балета), на сцену которого она выходила дважды в неделю на протяжении почти 15 лет. Однако в 1944 году её перевели в Большой театр. Это решение принималось, по сути, самим Сталином, поэтому протестовать было бесполезно, и ей пришлось переехать. Это не был первый случай, когда вождь заставил балерину изменить все её планы. Один раз во время исполнения в балете «Эсмеральда» Галина Сергеевна попала в затруднительное положение: «В нашем па-де-де Дианы и Актеона есть такое движение, когда я вроде бы пускаю стрелу из охотничьего лука — стрелы нет, но лук у меня в руках, и я его натягиваю, как для пуска, — и как раз в том направлении, где находится ложа Сталина. Но разве можно направить воображаемую стрелу в его сторону?» — так объясняла она это балетному критикe Санье Давлекамовой. В конечном счете, чтобы избежать неприятностей, Улановой пришлось немного изменить положение лука.
Партия Джульетты стала одной из самых ярких ролей в карьере Улановой. И хотя она начала работать над ней, когда ей было 30 лет, в 1956 году постановка была показана в Лондоне, и, несмотря на то что на тот момент Галина Сергеевна уже достигла 46 лет, публика была в полном восторге. Артистка позже вспоминала: «Спектакль идёт, танцуем, я испытываю страшный страх. И вот — конец, тишина. Значит — провал. И вдруг, как лавина, обрушиваются аплодисменты! Занавес опущен, весь зал встаёт — овация. Кто-то посчитал, что овация продолжалась полчаса. Я же была в полном шоке. Даже в таком возрасте Улановой удавалось перевоплотиться на сцене в юную девушку, оставаясь легкой и воздушной.
Биография Галины Улановой
Галина Уланова — исключительная русская балерина, более тридцати лет отдавшая служению Ленинградскому театру оперы и балета имени Сергея Кирова (Мариинский театр) и Большому театру в Москве.
Она являлась народной артисткой СССР и двукратной Герой социалистического труда. Уланова поражала зрителей своей одухотворенностью в спектаклях «Лебединое озеро», «Жизель», «Ромео и Джульетта» и других. Ей рукоплескали генеральные секретари, президенты, королевы и премьер-министры. Вся ее жизнь была посвящена балету и её ученикам, первой из которых стала Екатерина Максимова. Она скончалась в возрасте 88 лет после перенесенных двух инсультов.
Детство, юность и семья
Галина родилась 8 января 1910 года (по новому стилю) в семье петербуржцев Сергея Уланова и Марии Романовой. Оба её родителя были солистами Мариинского театра, танцевали в антрепризе Анны Павловой. Позже Сергей Николаевич стал театральным режиссером, а Мария Федоровна начала преподавать в хореографическом училище.
С ранних лет Галину воспитывали во многом как мальчика: отец часто брал её с собой на рыбалку, обучал ловить рыбу не только удочкой, но и сетью. Девочка мечтала стать моряком и даже не думала о танцах. Но в голодный 1918 год, когда учёба будущих балерин могла стать хотя бы временным способом получения пищи, Галя начала заниматься хореографией.
«Слышала разговоры о том, что и мне предстоит учиться и стать балериной, и с ужасом думала: неужели и мне придется так много трудиться и никогда не спать? Я была слишком мала, когда меня привели в училище на улице Росси. Потом мне больше не оставалось ничего, кроме как посвятить себя искусству.»
На своё первое занятие Уланова пришла в перешитом платье, которое раньше принадлежало её матери. Именно мать, Мария Фёдоровна, стала первым педагогом Гали. Позже она начала заниматься под руководством Агриппины Вагановой. Девочка проявляла удивительное упорство в обучении, что было замечено многими педагогами.
В 18 лет, после окончания учебного заведения, Уланова поступила в Ленинградский театр оперы и балета имени Сергея Кирова (позже он вернёт себе название Мариинский). Она сразу стала солисткой, дебютировав в роли Флорины из «Спящей красавицы». О своём дебюте Галина позже говорила:
«Я не испытывала никаких мыслей, только страх и стремление исполнить всё так, как нас учили, даже никакого удовольствия от выступления я не получила.»
На первые заработанные деньги она купила пирожные в кафе «Норд», таким образом отметив свой дебют.
В 1929 году ей уже поручили партии Одиллии и Одетты в «Лебедином озере» и принцессы Авроры в «Спящей красавице». Однако не все получалось с первого раза. Руководитель балетной труппы, Федор Лопухов, верил в ее способности и поручал ей самые сложные партии.
Коррективы, созданные московской жизнью
Послевоенные годы были не из легких. Переезд в столицу стал для неё настоящим испытанием. Она должна была забыть о любимом театре и расстаться с человеком, который был ей дорог.
У Галины не было родственников в Москве, и приходилось жить в гостиницах. Тем не менее, условия в столице были довольно благоприятными: её окружали внимание, хорошее отношение, награды и звания. Галина осознавала, что в Москве с неё пытались «сделать столбовую дворянку».
Это её настораживало. Галина понимала, что власть хотела связать её преданность балету с политическим контекстом. Дважды секретарь парткома Большого театра просил ее поблагодарить руководство страны от имени артистов за поддержку в творческих вопросах. Галина твёрдо отказалась, напомнив, что её жизнь — это балет, а не политика.
Новые отношения
Галина не любила обсуждать свою личную жизнь. Она лишь делилась тем, что все её мужья были солидными людьми. Первый брак артистки был заключён ещё в юности с Исааком Меликовским. Второй брак тоже не продлился долго. Позже Галина призналась, что её большой болью были не разрушенные союзы, а отсутствие детей. Она винила в этом родителей, которые убеждали её сосредоточиться на карьере, а не на ребёнке.
Пресса активно обсуждала её отношения с Юрием Завадским, который был старше неё на 16 лет. Он, как и её предыдущие мужчины, был без ума от балерины. Его чувства были настолько сильными, что он предложил ей создать семью. Однако и этот брак завершился разводом, но Юрий и Галина сохранили тёплые дружеские связи после расставания.
Балерина Уланова и её единственная любовь — художник Радлов: Неразделённые чувства как источник вдохновения
Нельзя не заметить, что, когда Галина Уланова впервые исполняла главную партию в «Ромео и Джульетте» на музыку Сергея Прокофьева, никто и не догадывался о том, сколько эмоций она вкладывала в эту роль. Именно в этот период произошёл разрыв с единственным её истинным любовным чувством — художником Николаем Радловым.
Он и она
Их встреча состоялась в 1938 году на Селигере, где в летний период собирались представители творческой интеллигенции. Галина обожала это место и предпочитала уединение многолюдному обществу. Поэтому её дни были наполнены музыкой и гармонией с природой.
Рано утром она покидала свой маленький домик на берегу, садилась в байдарку, беря с собой старый патефон и несколько пластинок с любимыми мелодиями, и уплывала навстречу новому дню. Галина останавливалась в тихих, необжитых местах, где наслаждалась одиночеством, музыкой и взаимодействием с природой.
Она пережила несколько романов, но ни один из них не дарил ей того чувства, которого она искала. Это стало причиной, по которой Галина Уланова приняла решение избавиться от беременности по уговору матери, которая считала, что у дочери есть выбор: либо карьера в балете, либо дети. Мать сама отвела её к врачу, чтобы та сделала аборт. Галина казалась, что живёт лишь на сцене, не имея возможности уделять внимание чувствам за её пределами. Но вскоре появился человек, который сумел разбудить в ней мощный заряд любви и страсти.
Художник и искусствовед Николай Радлов был старше Галины на 21 год. Его первый брак, в котором родились две дочери, распался из-за постоянных измен главы семьи. После развода его младшая дочь Соня погибла от скарлатины, а вскоре за ней последовала и его мать, художница Эльза Зандер.
Во втором браке с Надеждой Шведе Николай не всегда был образцовым мужем, но его многочисленные романы никогда не угрожали семье, так как он всегда предупреждал своих подруг, что уходить от жены не собирается.
Николай Эрнестович был человеком необыкновенным, одарённым и увлечённым. Он успешно комбинировал свою деятельность художника с научными и педагогическими занятиями. Все его ученики были очарованы этим талантливым преподавателем. Он научился читать лекции так, что слушатели не оставались равнодушными и были готовы заразиться его энтузиазмом. Отмечая свою эрудицию, Николай прекрасно разбирался во многих видах искусства, преподавал рисование, читал доклады об истории искусств и имел большую любовь к литературе, также сотрудничая с журналами как художник.