Её родители были представителями еврейской интеллигенции: Лев Николаевич, её отец, работал ветеринарным врачом, а мать, Мария Ильинична, происходила из медицинской династии, но после рождения дочери отдала предпочтение домашнему хозяйству.
116 лет со дня рождения русской детской поэтессы Агнии Барто
Мы все знаем и любим стихи великой русской поэтессы Агнии Львовны Барто, которая оставила незабываемый след в детской литературе. Сегодня, в день её рождения, прошло 116 лет. Давайте подробнее познакомимся с этой удивительной женщиной, подарившей нам радость детства и вдохновение!
Агния Львовна Барто — известная русская советская поэтесса для детей, писательница, киносценарист и радиоведущая. Она является лауреаткой Сталинской премии второй степени и Ленинской премии, что подчеркивает её выдающийся вклад в литературу.
Начнем с биографии
Агния Львовна появилась на свет 4 февраля (по старому стилю) 1906 года в литовском Ковно в еврейской семье. Её отец был врачом, а мать занималась ведением домашнего хозяйства после рождения дочери.
В 1902 году, когда Агния была еще совсем маленькой, её семья переехала в Москву. Она училась в гимназии и одновременно посещала балетную школу. После завершения гимназии Агния Львовна поступила в хореографическое училище и даже вступила в балетную труппу, однако проработала там всего около года.
В 1926 году она вышла замуж за поэта Павла Барто, и вместе с ним написала три стихотворения: «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая» и «Считалочка». В 1927 году у пары родился сын Эдгар, также известный как Гарик. Однако их брак длился всего шесть лет.
Её вторым супругом стал Андрей Владимирович Щегляев, теплоэнергетик и член-корреспондент Академии наук СССР. В этом браке родилась дочь Татьяна.
Во время Великой Отечественной войны семья Агнии была эвакуирована в Свердловск, где поэтесса освоила профессию токаря. В 1944 году семья вернулась в Москву, а трагедия произошла 5 мая 1945 года, когда её сын Гарик погиб в возрасте 18 лет, не на фронте, а в результате дорожно-транспортного происшествия.
Агния Львовна Барто ушла из жизни 1 апреля 1981 года.
Работала токарным слесарем для вдохновения
Агния Барто тщательно подходила к процессу написания своих стихов. Она стремилась понять, что волнует детей, чтобы осознанно создавать свои произведения. Во время войны поэтесса буквально приняла на себя жизнь подростков и освоила профессию токаря, работая на заводе в Урале. Там она общалась с молодыми эвакуированными, что дало ей возможность глубже понять их внутренний мир.
«Я явно отставала, так как хотела не только стать токарем, но и понять, какими должны быть герои моих будущих стихов», — вспоминала Агния Барто.
Эти наблюдения стали основой для её сборника «Идет ученик» и песни «Уральцы бьются здорово».
Ей пророчили сочинять веселые стихотворения, а она не поверила
Агния начала писать стихи ещё в детстве под наблюдением своего отца. Она также увлекалась танцами и училась в хореографическом училище, мечтая стать балериной. Возможно, так бы и произошло, если бы не один судьбоносный случай.
На выпускном концерте в училище она прочитала свою первую поэму «Похоронный марш». В зале находился нарком просвещения Анатолий Луначарский, который был сильно развеселён драматическим исполнением Агнии. После этого он пригласил её на встречу в наркомат и посоветовал писать лёгкие, весёлые стихи. Сначала Агния обиделась на такое замечание, но позже решила следовать совету Луначарского.
Факты о творчестве
Агния начала сочинять стихи ещё в школьные годы, когда писала наивные рифмы на темы рыцарской романтики.
Первое публичное выступление состоялось во время её выпускного вечера, когда она представила поэму «Похоронный марш». Луначарский, присутствовавший на мероприятии, отметил, что Агния, вероятно, станет автором позитивных и забавных стихов. Тогда она возмутилась, но позже осознала правоту его слов.
Первые поэтические сборники Агнии были опубликованы, когда ей не было и 20 лет, и её успех стал возможен благодаря поддержке литературных критиков и умению привнести что-то новое в литературный мир. До неё никто в Советском Союзе не создавал поучительных стихов для самых маленьких.
Несмотря на свою славу, Агния оставалась скромным человеком. Она была знакома с великими писателями, такими как Маяковский и Горький, но воспринимала их как недосягаемые личности. Маяковского она особенно обожала, но его чувства к ней остались тайной, хотя они часто пересекались в жизни.
Для нахождения творческого вдохновения Агния Барто регулярно посещала детские сады, интернаты и школы, прислушиваясь к разговорам детей на улицах.
Агния также известна как киносценарист. Она написала сценарий к знаменитому фильму «Подкидыш», а также сценарий для «Алёша Птицын вырабатывает характер».
На протяжении нескольких лет Барто работала радиоведущей. Она вела передачу «Найти человека», помогающую в послевоенные годы разыскивать потерянных родственников. Она зачитывала воспоминания и биографические факты, благодаря чему воссоединились около тысячи семей. Идея передачи возникла после её визита в детский дом, после которого мать одной из воспитанниц, прочитав её стихотворение, смогла узнать свою потерянную дочь. Передача «Найти человека» стала прообразом для современной телепередачи «Жди меня».
Агния Барто настоятельно защищала свои произведения. Например, перед публикацией сборника «Игрушки» комиссия предложила поэтессе переработать некоторые стихи, чтобы упростить их для детского восприятия. Однако она решительно отказалась, отложив публикацию на несколько лет, и в конечном итоге её сборник приняли в первоначальном варианте.
Она также критически относилась к публикациям народных и авторских сказок, считая, что такие жанры мешают социалистическому воспитанию. Поэтому Агния высказывала свою критику по поводу творчества Корнея Чуковского.
Поэтесса не соглашалась с диссидентами и активно принимала участие в судебных заседаниях против художников Юлия Даниэля и Андрея Синявского, которые были обвинены в антисоветской деятельности. В итоге им были назначены сроки лишения свободы.
Личная жизнь Агнии Барто
Агния вышла замуж в молодом возрасте за поэта Павла Барто, под фамилией которого и публиковались её работы. Свадьба прошла скромно в 1926 году, а 23 августа 1927 года у них родился сын Эдгар, которого все называли Гариком.
Гарик, мечтавший стать лётчиком, погиб в возрасте 18 лет всего за несколько дней до Дня Победы — 5 мая 1945 года. Он не погиб на фронте, так как его призвали лишь в связи с юным возрастом. В тот роковой день он уехал кататься на велосипеде и стал жертвой автокатастрофы. Это событие стало настоящей личной трагедией для Агнии Барто, и с тех пор она никогда не праздновала 9 мая.
Первый брак поэтессы продлился всего шесть лет, поскольку Павел ревновал её к популярности, и сам изменял. После развода Агния познакомилась с учёным-теплоэнергетиком Андреем Щегляевым, с которым поженилась в 1935 году.
В 1936 году у них родилась дочь Татьяна, позже посвятившая свою жизнь техническим наукам и защитившая кандидатский минимум.
Агния Львовна и Андрей Владимирович были вместе до самой его смерти в 1970 году от онкологического заболевания. После этого Барто больше замуж не выходила.
Смерть и память
Поэтесса страдала от сосудистых заболеваний, которые мучили её на протяжении многих лет, но к 1981 году к ним добавились и сердечные проблемы. 1 апреля 1981 года она ушла из жизни от инфаркта. Похоронили её на московском Новодевичьем кладбище.
В память о детской писательнице, которая во время войны жила и работала в Свердловске, в этом городе была установлена трогательная скульптура грустно сидящего на лавочке зайца. Скамейка с бронзовым зайцем расположена рядом с домом, в котором проживала Агния Барто, в сквере на центральной площади 1905 года.
Также о поэтессе был снят документальный фильм «Все равно его не брошу», который показал телеканал «Культура». А в одном из выпусков телепередачи «Будильник» с участием актёров Авангарда Леонтьева, Юрия Богатырева и Натальи Назаровой были инсценированы самые популярные стихотворения Агнии Барто.
Найти человека
Книга «Звенигород» стала важным этапом в жизни Агнии Барто — она начала долгие поиски людей, потерянных родственниками во время войны. В её радиопередаче «Найти человека» дети рассказывали о своих обрывочных воспоминаниях из тех времён, когда они ещё жили с родителями. Барто зачитывала отрывки писем, и слушатели помогали ей в поисках, благодаря чему множество людей вновь нашли друг друга.
В 1954 году уборщица Карагандинского дома инвалидов Софья Гудеева написала Агнии Барто письмо о своей дочери Нине, которая пропала во время войны. Агния решила попытаться найти девочку, и после восьми лет поисков с помощью милиции Нина была найдена.
Журнал «Огонёк» и многие газеты рассказали о воссоединении семьи. С этого момента люди начали писать в надежде, что Барто поможет им найти своих потерянных родных. Родители искали детей, дети — родных, сёстры — братьев. Многие из них в детстве потерялись и не могли вспомнить своих имен и фамилий, что и стало основой для передачи «Найти человека», которая выходила на радио «Маяк» в течение девяти лет.
Агния просто зачитывала письма людей, потерявшихся во время войны, и придумала способ искать их лишь по обрывочным воспоминаниям из детства. Для официальных поисков этого было недостаточно, однако для неё это было достаточно. Она понимала, что детская память способна запоминать яркие моменты жизни, поэтому построила свои поиски именно на этом.
В 1969 году, основываясь на материалах, с которыми ознакомилась во время работы на «Маяке», Агния выпустила свою первую прозу, получившую название «Найти человека». Позже по этой книге был снят фильм, который ganhou приз на международном кинофестивале в Локарно.
Отрывок из книги:
«Я читаю письма. В одних содержатся более или менее точные данные, а в других — только детские воспоминания. Но дети очень наблюдательны, они точно видят и запоминают увиденное, и это может остаться с ними на всю жизнь. Мне пришла в голову такая мысль: не может ли детская память помочь в поисках? Могут ли родители узнать своего взрослого сына или дочь по воспоминаниям детства.
Для официального розыска нужны точные данные. Но что делать, если ребёнок потерялся совсем маленьким и не помнит, где родился, и не знает, как зовут его родителей? Многие из таких детей в детских приёмниках даже не могли назвать свою фамилию. Им давали новые имена, а врачи устанавливали их возраст.
Многие из них так и остались не в курсе, кто они и откуда. Они не хотят с этим смириться и на протяжении многих лет тщетно ищут своих родных.
Одна дитя написала, что была очень непослушной. Один раз она упала в колодец. Между её бровями остался шрам — след от того, как её клюнул петух. Она также говорила, что очень любила спать с кошкой.
— такие воспоминания воспоминаний просившей о помощи В. Смирновой.
Вот так и шла работа — из маленьких фрагментов нелепых детских воспоминаний о шраме на правой брови, о прыжках с крыши сарая, о том, как босиком бегали по снегу в поисках матери, о собаке по кличке Джульба, о катании на воротах и многое другое, Агния Барто собирала огромную мозаику надежды и веры, помогая людям воссоединиться с близкими, которые были разбросаны войной.
В книге «Найти человека» отмечается о тринадцати историях в письмах. В конце книги присутствует последняя строчка:
Из воспоминаний дочери поэтессы Татьяны Андреевны Щегляевой:
«Каждый день к нам приходило от 70 до 100 писем! Иногда их адрес был просто: Москва, писательнице Барто. В коридоре стояли горы чемоданов, полных писем, один на другом. Мама читала их с утра до ночи. Если данные были достаточными для поисковых организаций, она передавала им письма. Но сама бралась за безнадёжные случаи! Она всегда искала путеводную нить — детали, которые могли бы вспомнить как ребёнок, так и его семья. Например, как малыша в детстве сильно клюнул голубь или как брат вырвал зуб у сестры, привязав его к ниточке — это явления были яркими, они были индивидуальны и невозможно забываемы.»
Записки детского поэта и Перевод с детского
Агния Львовна считала, что детям нужна вся гамма чувств для воспитания человечности, о чем говорит и её книга «Записки детского поэта», изданная в конце 1970-х, ставшая итогом её богатейшего опыта в вопросах воспитания детей нового поколения.
Книга «Записки детского поэта» охватывает различные аспекты жизни. Наблюдения Агнии выходят за рамки чисто литературных, и её внимание в первую очередь сосредоточено на нравственных проблемах. Наряду с записями о поэзии для детей, о работе с молодыми авторами, о воспитании и тревогах родителей, в съё книге затрагиваются вопросы сложных человеческих отношений, любви, жизни и смерти.
Она делится воспоминаниями о своём детстве и юных годах, приводя только те страницы своей биографии, которые подчеркивают нравственный аспект события. В «Записках детского поэта» раскрывается личность писательницы, её взгляды на жизнь и горячая заинтересованность в духовном воспитании.
Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, а также была членом международного Андерсеновского жюри. В составе советских делегаций поэтесса много путешествовала как по стране, так и за её пределами. Стихи Агнии были переведены на множество языков, благодаря чему она стала известна детям из разных стран. Разнообразные встречи с детьми и стремление понять их мысли и чувства вдохновили её на создание стихов, написанных детьми из разных стран. Эти стихи и разговоры с ними были для неё своеобразным барометром, по которому она могла оценить жизнь и атмосферу в конкретной стране. Как бы ни складывались её обстоятельства — она всегда собирала стихи и рисунки детей, сначала для личного удовольствия, а затем решила, что советским детям будет интересно узнать, о чем пишут их сверстники — маленькие поэты с разных концов мира.
Маленькие поэты — так с доброй шуткой Агния Львовна называла своих маленьких авторов. В книге собраны стихи детей, однако они были написаны Агнией по их мотивам. В подстрочном переводе Барто старалась уловить детские чувства, чтобы передать их взгляды на дружбу, мир и людей.
По мнению поэтессы, общее у малых поэтов тоже есть, однако их переживания порой глубже и богаче, чем они могли выразить. Как могла, Агния Львовна сохраняла суть каждого стихотворения, стремилась найти ту поэтическую форму, которая максимально точно отразит сказанное ребенком.
Стихи в этой книге автор написала от имени детей разных стран, а рисунки в ней созданы советскими детьми.
Обложка книги «Переводы с детского»
В 1976 году вышел сборник «Переводы с детского», который стал сборником детских стихотворений многих иностранных поэтов.
«Дарю тебе сердце
Рисуй, что захочешь,
На листике белом.
Дарю тебе сердце,
Что хочешь с ним делай.
Гуляй, где угодно,
Ходи с ним повсюду,
Сердиться не буду.
Но только лучше на нём
Рисовать не учись ты,
Пускай моё сердце
Останется чистым»
Агния Барто была не только знаменитой поэтессой, но и талантливым сценаристом. Она создала сценарии к фильмам: «Подкидыш» (1939 год),
«Слон и верёвочка» (1945),
и «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953 год).