Советская дача – это не просто загородное поместье, а чаще всего скромный деревянный дом с огородом и внешними удобствами. Такие садовые участки, как правило, использовались для выращивания овощей и фруктов, а также служили местом для отдыха в выходные дни.
Место для отдыха и вдохновения: какими были дачи советских актёров и писателей
Это не просто шесть соток с картошкой и грядками с овощами, а зачастую почти полгектара на лоне природы. Дачи советской элиты, включая актёров, режиссёров, сценаристов, писателей и драматургов — людей, отнесенных к богеме, отличались особым комфортом и приятным соседством, а иногда даже роскошью. Первые дачные посёлки в СССР создавались исключительно как места для отдыха, и такими они действительно стали, но лишь для избранных слоёв общества.
В Российской империи дача имела явную ассоциацию с дворянством. Уважаемые семейства покидали город, чтобы провести время на природе, арендуя небольшие поместья. Избранное общество проводило жаркие дни в тени садов, а по вечерам собиралось в широких гостиных.
В молодой социалистической стране первое упоминание о дачных поселках появляется в 1927 году. Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров издали постановление, согласно которому дачными посёлками признавались населённые пункты, находящиеся за городской чертой и предназначенные в основном для обслуживания городов в качестве санаторных пунктов или мест летнего отдыха, если при этом сельское хозяйство составляет основную деятельность не более чем для 25 процентов взрослого населения.
Легенда гласит, что Горький рассказал Сталину о том, как творческая интеллигенция Запада отдыхает на загородных резиденциях, и тогда «отец народов» решил, что советские культурные деятели не заслуживают меньшего. И вот с начала 1930-х годов вокруг столицы начали возникать первые дачные посёлки.
Болотистое Переделкино
Для писателей участки выделялись в Переделкино. В 1935 году их получили такие известные личности, как Александр Серафимович, Леонид Леонов, Мариэтта Шагинян, Константин Федин, Исаак Бабель, Илья Эренбург, Илья Ильф и Евгений Петров, Артем Веселый, Лев Каменев и другие видные
литераторы того времени. Дома были скромными, деревянными, одно- или двухэтажными, с просторными террасами, их проектировал немецкий архитектор Эрнст Май.
Однако почва, на которой строились дома, оказалась болотистой. Литераторы, получившие дачи бесплатно, были вынуждены за свой счёт проводить ремонт и отводить воду с участков. Построенные дома с большими окнами и высокими эркерами были совершенно некомфортны для зимнего проживания.
Каждый утеплял свою дачу по средствам, а это требовало дополнительных затрат. В процессе строительства за государственные средства имели место случаи коррупции и растрат.
Уже в сентябре 1935 года Мариэтта Шагинян направила Молотову гневное письмо, в котором осуждала произвол, творящийся от имени советской власти с лучшими писателями страны. Она перечисляла множество недоработок, неудачно выбранное место для
строительства и неоправданно высокие расходы на содержание своих дачных домов.
Дом-музей русского поэта Бориса Пастернака находится в поселке Переделкино.
По судам, дачи выдавались писателям бесплатно и бессрочно, но считалось, что после смерти автора его дом и участок перейдут к другому коллеге. Правда, после смерти Сталина о этом правиле фактически забыли, и на дачах начали обитать родные покойных, а затем их поочередно стали сдавать в аренду. Участки, как правило, были достаточно большими, поэтому со временем они начали дробиться и продаваться на рынке.
Корней Чуковский с детьми проводит время возле детской библиотеки в Переделкино.
Наиболее известным из первых обитателей Переделкино был Корней Чуковский, который жил там с 1938 года до своей смерти в 1969 году. Автор любимой многими детской книги «Тараканище» был одним из самых активных и гостеприимных жителей поселка, устраивая для детей различные праздники, наряжаясь в индейца и принимая «плату» за вход в виде шишек или листьев.
По приказу Сталина
Но список знаменитостей, которые на разные, порой даже короткие периоды времени жили на писательских дачах, действительно впечатляет. Среди них находятся именитые писатели и поэты, кинорежиссёры, сценаристы, актеры шестидесятых-восьмидесятых годов: Александр Твардовский, Константин Симонов, Юрий Бондарев, Владимир Войнович, Виктор Драгунский, Владимир Высоцкий, Андрей Дементьев, Эльдар Рязанов, Петр Тодоровский, Михаил Ромм, Зиновий Гердт и многие другие.
Так, в 1952 году по указанию Иосифа Сталина на живописном участке у берегов реки Десна начали строиться новые писательские дачи. На тот момент в знаменитом Переделкино, построенном два десятилетия ранее, уже не хватало мест для творцов. Каждому заслуженному писателю и кинодеятелю выделялось по полгектара земли. В отличие от Переделкино, в Пахре дачи, по большей части, строились за счёт самих писателей и оставались в наследство их потомкам.
Родина песни «Подмосковные вечера»
С писательскими дачами Пахры связано множество красивых легенд. Одной из них является та, что именно это место и протекающая здесь река Десна вдохновили поэта Михаила Матусовского на создание известной песни «Подмосковные вечера». Согласно преданию, Матусовский, посетив кого-то из друзей, прогуливался по берегу Десны, когда ему пришли в голову строки: «Речка движется и не движется,// Вся из лунного серебра.// Песня слышится и не слышится// В эти тихие вечера.» Прямого подтверждения этой легенде нет, но описание речки в строках действительно похоже на Десну. Дело в том, что течение Десны в этом месте очень медленное из-за расположенной поблизости плотины фабрики, и, глядя на реку, можно действительно подумать, что она стоит на месте.
Дачи всегда считались элитной собственностью, и их жители зачастую смотрели на соседей немного свысока. Тем не менее они взаимодействовали друг с другом и обменивались услугами: в современном понимании это был своего рода бартер. Знаменитости и их гости часто устраивали творческие вечера в Троицком Доме ученых и в Доме офицеров Ватутинского гарнизона, получая в ответ помощь местных жителей с ремонтом и строительством. Известно, что Владимир Высоцкий выступал в Троицке как минимум трижды, последний раз в 1980 году на Дне физика. После его смерти управление дач решило сносить дом актёра, чтобы не создавать будущих паломничеств поклонников.
Старожил дач, писательница Виктория Токарева, всегда с горечью говорит о событиях, происходивших на дачах в 1990-х годах, когда количество домов в Советском Писателе значительно увеличилось из-за деления больших участков на мелкие.
В 2017 году у Токаревой вышла книга «Дома стоят дольше, чем люди», в которой она рассказывает о своих родных писательских дачах.
Любовь Орлова
Знаменитая актриса советского кинематографа Любовь Орлова и её супруг, режиссёр Григорий Александров, были одними из немногих людей того времени, которые обладали собственной шикарной дачей близ Москвы. Их творчество понравилось самому Сталину, который подарил им целый гектар земли в Внуково в конце 1930-х годов, где они построили свой дом.
Интерьер их дома поражал гостей, в особенности зал с камином, о доме даже писали в американском журнале Life.
Борис Пастернак
Universal History Archive/UIG/Getty Images
Можете ли вы представить себе великого писателя с лопатой? Да, дачный участок с домом знаменитого автора «Доктора Живаго» Бориса Пастернака он приобрёл в конце 1930-х годов в Переделкино, в писательском поселке. Ему действительно нравилось заниматься садоводством и огородом.
Дочь писателя Корнея Чуковского Лидия так описывала Пастернака, когда приехала в поселок: «Он стоял на корточках за дачным забором: коричневый, голый до пояса, весь обожженный солнцем; он полол гряды на пологом, пустом, выжженном солнцем участке.»
Жуковка, Рублево-Успенское шоссе
Деревня с названием Жуковка впервые упоминается ещё в 1826 году. Однако гораздо раньше в этих местах располагалось село под названием Луцкое, которое ощутимо ощущает свое прошлое, уходя своими корнями в XV век, во времена правления Василия Темного.
В первой половине XX века, с приходом советской власти, эти земли стали любимыми местами отдыха верхушки Компартии. Здесь располагались дачи таких высокопоставленных фигур, как Сталин, Ежов и другие партийные функционеры. В Жуковке проводили время академик Сахаров, министр образования Фурцева.
В наши дни в этом поселке находятся дачи Ростроповичей и Солженицына. В начале 2000-х годов самыми известными жителями Жуковки были Виктор Черномырдин, Михаил Ходорковский и Евгений Чичваркин.
Сегодня Жуковка является элитным поселком с чрезвычайно высоким ценником на недвижимость.
Барвиха, Рублево-Успенское шоссе
Триста лет назад на месте этого ныне элитного поселка располагался сосновый бор, который носил название Обориха, а позже — Бориха. Название Барвиха поселок получил в начале двадцатых годов прошлого века.
Основателем деревни в середине XIX века стал генерал Александр Казаков, который желал превратить Барвиху в курорт, чтобы увеличить свои доходы от поместья.
В прошлом веке среди жильцов этого поселка числились Алексей Толстой, Самуил Маршак, Сергей Королев. В 1980-е годы здесь находилась резиденция Михаила Горбачева, последнего секретаря ЦК КПСС.
Сегодня на месте некогда маленькой деревушки расположены три элитных поселка: Барвиха-2, Барвиха Club и Барвиха Village.
Самый дешевый особняк на участке в 10 соток в Барвихе стоит 99 миллионов рублей, а самый дорогой дом с участком в 30 соток — 482,1 миллиона рублей за 700 квадратных метров.
Красная Пахра
К началу 50-х годов в Переделкино, которое было застроено как стандартными дачами для деятелей культуры, так и огромными усадьбами богемы, места уже не хватало. Поэтому в 1952 году южнее нынешнего Троицка был основан новый посёлок для служителей муз — Советский Писатель. Однако здесь проживали не только писатели, но и многие другие представители послевоенной творческой интеллигенции: Михаил Ромм, Андрей Тарковский, Зиновий Гердт, Иван Пырьев, Петр Тодоровский, Эльдар Рязанов, Владимир Высоцкий, Андрей Миронов и его отец Александр Менакер.
В это время дачи чаще приходилось покупать или строить заново, чем получать в пользование. Местные жители утверждают, что после перестройки Советский Писатель стал абсолютно обычным коттеджным поселком.
Другие места
Владимир Маяковский, рупор революции, предпочитал избежать нагрузки, связанной с домовладением, и много лет жил на даче, снимаемой на Акуловой Горе, под Пушкино. Название этого места, безусловно, подходит к характеру этого поэта; именно здесь он написал ряд своих произведений, в том числе стихотворение, в котором описывается, как Маяковский пирует с Солнцем на даче.
Писатель-анималист Михаил Пришвин, наделенный любовью к просторам природы, предпочел купить дачу в Дунино — самом удалённом от Москвы уголке Одинцовского района сразу после Великой Отечественной войны. Здесь он пешком или на своём Москвиче изведывал близлежащие леса, занимаясь природными наблюдениями, фотографированием, охотой и рыбалкой.
Художник Пётр Кончаловский в 1932 году купил дачу в Буграх, под Обнинском, у своих знакомых. Ранее здесь жил его друг, композитор Н. Мертель, и до 30-х здесь собирались художники и музыканты старого мира серебряного века. После этого творческое поколение сменилось, и к Кончаловскому часто приезжали его близкие друзья, среди которых комназовались видные деятели русской культуры: писатели Алексей Толстой, Александр Фадеев, композитор Сергей Прокофьев, режиссёры Всеволод Мейерхольд, Александр Довженко, актёр Борис Ливанов и скульптор Сергей Коненков, и многие другие.
В то время как в элитарной Жуковке, где селились политики и ученые, разрешалось лишь снимать академические дачи некоторым музыкантам, здесь успели понаходиться Дмитрий Шостакович, Александр Галич, Клавдия Шульженко. Лишь Мстиславу Ростроповичу и его супруге, певице Галине Вишневской, удалось получить участок в полное владение. Между тем, здесь тоже остался след писателя: какое-то время Ростропович скрывал у себя в обители Александра Солженицына, который находился в опале. Академические дачи располагались по всему Союзу и служили не только местами проживания художников, но и культурными центрами.
Артисты довоенного времени предпочитали проводить свои дни на юго-западе Московской области, например, в Малаховке, где был построен летний театр.
Петр Капица, Викентий Вересаев, Сергей Михалков, Ольга Книппер-Чехова, Лиля Брик, Леонид Утесов, Василий Качалов и Сергей Прокофьев также выбрали для отдыха Николину Гору — местечко, расположенное западнее Звенигорода на берегу Москвы-реки. Здесь собиралась театральная богема и устраивались творческие вечера.
Недалеко от Тимирязевской Академии, в месте, известном как Соломенная сторожка, сохранились опытные Садовые дачи — здесь жили работники академии, которая формировалась для внедрения аграрных инноваций после ликвидации крепостного права. После войны там поселился и работал скульптор Е. Вучетич. На его участке до сих пор находятся эскизы скульптур, включая памятник Ленину и голову установленной в Волгограде скульптуры Родины-Матери в натуральную величину.