Мужчина также завоевал Сталинскую премию. Вместе с Зоей Богуславской пара приняла решение создать семью и завести ребенка. Их первым ребенком стал сын по имени Леонид. К этому времени бывший супруг Зои уже переехал в Ташкент, где он вновь женился и у него появились близняшки. С Каганом Зоя вела благополучную жизнь, ни в чем не нуждаясь. У них была собственная квартира и автомобиль.
Зоя Богуславская
Зоя Богуславская является известным прозаиком, драматургом, мемуаристом и искусствоведом. Однако с 42 до 86 лет она была в первую очередь женой, соратницей и музой поэта Андрея Вознесенского. Богуславская была посвящена поэме Оза, написанной именно в этот период.
Зоя Борисовна родилась 16 апреля 1924 года в Москве, в интеллигентной семье ученого Бориса Богуславского. Ее отец являлся одним из первых кибернетиков в Советском Союзе и автором учебников по машиностроению и автоматизации, которые были обязательными для студентов инженерных вузов. Еще в подростковом возрасте Зоя проявила свои литературные способности, создавая сценарии для школьных литературных вечеров и театральных постановок.
Во время Второй мировой войны Зоя была эвакуирована в Томск, где работала санитаркой в госпитале для тяжелораненых. В юности она также активно занималась плаванием и волейболом. В 24 года Зоя успешно завершила обучение на театроведческом факультете Государственного института имени А. В. Луначарского (сейчас он известен как Российский институт театрального искусства — ГИТИС). Она дополнительно прошла аспирантуру в Институте истории искусства АН СССР.
Творчество
В 1949 году Зоя Богуславская прошла первый тур отбора артисток в Малый театр, однако впоследствии решила не продолжать свою карьеру в театре. После защиты диссертации она в 1950 году стала редактором в издательстве «Советский писатель», одновременно читая лекции в Московском высшем театральном училище (в настоящее время училище имени Михаила Щепкина). В следующем году она опубликовала свою первую критическую статью в газете «Советское искусство».
В 1960 и 1963 годах Богуславская выпустила биографии Леонида Леонова и Веры Пановой соответственно. Ее работы, написанные в годы брака с Вознесенским, стали очень популярными и имели большой резонанс. Например, среди них выделяется интервью с Брижит Бардо, опубликованное вместе с фотографией французской актрисы, а также документальная повесть «Американки», вышедшая в 1991 году, в которой рассказывается как о первых леди США, так и о женщинах-заключенных в американских тюрьмах.
Среди её художественной прозы можно отметить такие произведения, как «И завтра», «Близкие», «Окнами на юг. Эскиз к портрету ‘новых русских'», и сборник рассказов «Защита». Пьеса «Контакт» была поставлена в Театре имени Евгения Вахтангова. Двутомник «Зазеркалье», изданный в 1998 году, наиболее полно отражает литературное наследие Зои Вознесенской. В 2009 году она выпустила сборник эссе «Невымышленное», а в 2010 году — рассказ «Ошибка».
В 1991 году по её инициативе была учреждена независимая премия «Триумф», в состав жюри которой вошли видные деятели российской культуры, такие как Юрий Башмет, Андрей Битов и Олег Табаков. С 2000 года начали публиковаться произведения лауреатов премии, а в 2010 году были добавлены новые категории: «Молодежный триумф» и «Научный триумф».
Детство и юность
Биография Зои Богуславской начинается с её детских лет. Ее творческие задатки и интерес к литературе проявились в раннем возрасте. В школьные годы она сочиняла сценарии для литературных вечеров и помогала ставить любительские спектакли. Ее родители были интеллигентами: мать Эмма Иосифовна работала врачом, а отец Борис Львович занимался кибернетикой и машиностроением, и являлся автором учебников, научных статей и монографий.
Когда началась война, Зоя была еще юной девушкой. Семья была эвакуирована в Томск, где она работала санитаркой в госпитале. Она активно занималась плаванием и волейболом, а также получила образование, окончив театроведческий факультет и аспирантуру Института истории искусства АН.
Вместо того чтобы следовать за быстрой славой артистки, Зоя предпочтела более серьезную карьеру и работу в литературе.
Карьера
В 1949 году Богуславская решила попробовать себя на театральных подмостках и прошла в труппу Малого театра, но вскоре изменила свое мнение. В 1950 году она успешно защитила диссертацию и начала работать в издательстве «Советский писатель» в качестве редактора, где также занималась написанием критических материалов. Она периодически читала лекции в театральном училище (ныне имени Михаила Щепкина).
В 1960-х годах Зоя занялась написанием биографий, выпустив работы о Леониде Леонове и Вере Пановой. Она даже брала интервью у знаменитой Бриджит Бардо. В 1991 году вышла ее документальная повесть «Американки», в которой она подробно исследует жизнь женщин, являвшихся жёнами президентов США, а также заключённых в тюрьмы.
Богуславская также написала ряд художественных произведений, среди которых «И завтра», «Окнами на юг. Эскиз к портрету ‘новых русских'», «Близкие» и сборник «Защита». А её пьесу «Контакт» ставили в Театре имени Евгения Вахтангова. Она также знаток эссе и рассказов.
Зоя Борисовна, несмотря на свои 99 лет, сохраняет удивительную память, а также эрудицию и умственную активность.
В 2021 году она делилась в видео-монологах своими воспоминаниями о знаменитостях, с которыми она общалась и дружила, включая Андрея Тарковского и Лилу Брик. Этот цикл называется «Мои люди». В 2023 году Зоя дала интервью в честь своего 99-летия, подчеркивая, что творческая деятельность остаётся для неё наиглавнейшей целью, и её прожитые годы имеют для неё большую ценность.
Несмотря на преклонный возраст, Зоя продолжает активно заниматься творчеством. В данный момент она работает над книгой «Халатная жизнь» и планирует написать ещё одну, посвященную героической истории Светланы Поповой, студентки-геолога, погибшей во время экспедиции на Севере. Эта героиня в предсмертные моменты сжимала в руках собрание стихотворений Вознесенского.
В мае 2023 года Зоя Борисовна представила свои воспоминания о муже в документальном фильме «3723 Вознесенский», в котором также содержатся слова её сына о поэте.
Зоин глубокий интерес и любовь к поэту способствовали тому, что она не решилась на развод с Вознесенским, сохранив их брак.
От сына — матери
Проектом по открытию культурного центра занялись куратор и автор концепции Петр Шепотинник, а также архитектор Агния Стерлигова и её команда из бюро Planet 9. Их задача заключалась в создании уникального пространства старинного дома для мультимедийных инсталляций. Это место стало свидетелем объединения произведений современного искусства с архивными фотографиями, видео- и аудиозаписями, что позволяет воссоздать атмосферу жизни и творчества Андрея Вознесенского, передавая его наследие современным языком.
Летним днем, в знойную погоду, Зоя шла по улице Большая Ордынка со своим риелтором Машей. Она показала ей три здания, и в итоге Зоя выбрала роскошный особняк XIX века с большим залом и множеством комнат. Признаваясь, что это было дорогое приобретение, Зоя недоумевает, но все же Леонид Борисович одобрил выбор, рассказала она. «Я ушла на второй план. Идея, дизайн и весь эстетический ряд были разработаны им», — говорит Зоя Борисовна.
Леонид Богуславский добавляет: «Идея заключалась в том, чтобы не создавать традиционный музей. Несмотря на то, что у нас имеется множество артефактов, я считаю, что важнее и интереснее создать культурный центр, в котором, с одной стороны, представлены экспонаты, относящиеся к творчеству Андрея Вознесенского, а с другой стороны, это место немного независимого характера, позволяющее проводить различные культурные мероприятия. Мы с мамой вместе определяли, как должно быть организовано пространство, а проект разрабатывала творческая группа под руководством Петра Шепотинника.»
Центр Андрея Вознесенского был открыт 12 мая 2018 года, в день 85-летия поэта. Под руководством директора фонда Ольги Варцевой и арт-директора Антона Каретникова программа центра постоянно обновляется, что позволяет проводить интерактивные инсталляции и живые дискуссии с дегустацией шампанского. Здесь организуются киновечера, выставлена инсталляция Кати Бочавар, а также транслируется опера-инсталляция «Некийя», написанная композитором Дмитрием Курляндским (лауреатом премии «Парабола» в области литературы и искусства, учрежденной Фондом Андрея Вознесенского) и поэтом Димитрисом Яломасом. До 30 сентября 2023 года открыта интерактивная выставка-инсталляция «Им 20 лет», приуроченная к 55-летию фильма Хуциева и Шпаликова, — любой желающий может перенестись в эпоху великих кинематографистов.
Семейная история
Зоя Борисовна Богуславская была среди многих присутствующих на открытии культурного центра. Она приехала представить фильм о Вознесенском. По вторникам и четвергам в особняке на Большой Ордынке, 46, организован киноклуб «Вознесенский Cinema», где показывают и обсуждают артхаусное и документальное кино разных времен. В первом зале на охристо-красных кубах выставлены фотографии друзей и ровесников из круга общения Андрея Вознесенского, на стенах — проекции видео артистов различных поколений, читающих стихи поэта. «А где портрет?» — с недоумением спрашивает Зоя Богуславская. «Зоя Борисовна, у нас такая концепция, все рядом», — объясняют ей сотрудники центра. «Хорошо», — отвечает она, — «но я хочу видеть его сразу при входе».
«Моя мама была музыкой в жизни Андрея, — говорит Леонид Богуславский. — Все остальные были нужны ему лишь для вдохновения и творчества. Ему важно было восхищение и атмосфера вокруг него. Грубо говоря, в жизни Вознесенского существовало ничего, кроме его творчества.»
Когда Андрей Вознесенский появился в жизни Зои Богуславской, её сыну Леониду было тринадцать лет. «Чтобы произвести на меня впечатление, Андрей повез меня на птичий рынок на Таганке. Он немного подстраивался под меня», — рассказывает Леонид. «Возможно, ему это было не очень интересно, но мы прошлись по рынку и купили бурундука. Затем мы короткое время жили на улице Щербаковской, между станциями метро Семеновская и Измайловский парк. Андрей совершенно не понимал, что с этим бурундуком делать. Произошла настоящая глупость: мы его выпустили, и он сбежал, к сожалению, под что-то залез и его придавило.»
Андрей, тем не менее, отметил это событие. Он прошёл на птичий рынок, потратил время на нас. После этого наше близкое общение надолго прервалось. Если говорить откровенно, Андрей меня не замечал. Мы жили как семья, он относился ко мне хорошо, но я чувствовал себя просто придатком, довеском к его любви к маме. Чувствовал себя второстепенным, присоединённым к её жизни. Эта отстраненность со стороны Андрея в конечном итоге оказала значительное влияние на моё становление как личности. Его безразличие меня задело, и я стал стремиться быть интересным для него.
Это стало для меня стимулом выигрывать олимпиады и добиваться успехов в науке. Я стремился получить независимость как личность. И что интересно, в какой-то момент я стал интересовать его как самостоятельная личность. Я добивался успеха в тех областях, которые могли его вдохновить, поддерживать его творчество. Мы начали обсуждать темы, которые были мне интересны, и я стал для него источником полезной информации. Особенно в конце 70-х — начале 80-х годов, когда я рассказывая о математических результатах, освещал их применение. А в начале 90-х, он интересовался интернетом и новыми технологиями.
Личная жизнь
Зоя Богуславская была несколько раз замужем. Её первой супругой стал актер Георгий Новиков. Она вышла замуж в 19 лет.
Её вторым супругом стал российский ученый, доктор технических наук Борис Каган, от которого она родила сына Леонида. Леонид Богуславский является успешным бизнесменом и совладельцем компаний, таких как Озон.ру и Яндекс.
Третьим её мужем стал известный поэт Андрей Вознесенский. Их союз длился 46 лет и завершился лишь с его смертью. В честь покойного супруга Зоя и её сын учредили литературную премию под названием «Парабола». Это название было выбрано не случайно — так называется один из первых сборников стихов Вознесенского. Кроме того, в память о супруге Богуславская открыла в Москве Центр Вознесенского.
Брак с Андреем Вознесенским
Официально брачный союз Зои и Андрея был оформлен в 1964 году. Однако мать Андрея не приняла новую невестку в семью, что приводило к частым ссорам и недопониманиям. Несмотря на сложные обстоятельства, в их браке были и измены со стороны мужа, но брак все же продлился почти полвека.
У поэта время от времени возникали романы с молодыми представительницами прекрасного пола, однако каждый раз он возвращался к Зое, боясь её потерять. Она же воспринимала его частые измены как необходимый элемент его творческого процесса. За первые три десятилетия их совместной жизни у Андрея было три громких романа, в том числе связь со студенткой ВГИКа Анной Вронской, которая привела к рождению внебрачной дочери Арины.
В последние годы своей жизни Андрей страдал от болезни Паркинсона, что лишило его возможности говорить и заботиться о себе. Он скончался в 2010 году на руках у своей жены, шепча строки стихов, которые были посвящены Зое.
После ухода мужа, Зоя продолжила свою жизнь, уважая и прославляя память о нем. Она учредила литературную премию «Парабола». В мае 2023 года театральный режиссер Роман Шаляпин поставил спектакль «Не могу приехать. Цветет миндаль», приуроченный к 90-летию со дня рождения Андрея Вознесенского.
Зоя Богуславская сейчас
В апреле 2024 года Зоя Богуславская отметила своё столетие. К этому юбилею была организована выставка под названием «Всегда Зоя» в Центре Вознесенского.
В честь такого знаменательного события на российских телеканалах вышли специальные программы, связано с жизнью и творчеством Зои Борисовны. Например, на канале Культура была показана документальная лента «Андрей и Зоя», а на телеканале Россия 1 посвятили выпуск программы Малахов известной драматургине.