В 1953 году на сцене Ла Скала Мария Каллас воссоздала образ Медеи. В это время певица компенсировала отсутствие полноценной личной жизни своим творчеством. В свои 35 лет она уже была замужем за мужчиной, которому исполнилось более 60 лет. Их совместная жизнь была типичной, спокойной и обыденной. Однако внутри себя Мария мечтала о настоящей, страстной любви, которая бы сопровождала её жизнь.
Как любовь к миллиардеру свела в могилу Марию Каллас: Сначала потеряла голос и дело всей жизни, а потом и саму жизнь
Подписывайтесь на нашу электронную почту, чтобы раз в день получать одну самую популярную статью. Также следите за нами в Facebook и ВКонтакте.
С самого рождения Мария Каллас чувствовала себя нежеланной собственными родителями. Ощущая недостаток любви и поддержки, она всю жизнь стремилась заслужить внимание. Сначала родители, затем мужья. Тот, кто оказался рядом, был лишь заинтересован в её таланте, а не в личности. Большую часть сердца она отдала Аристотелю Онассису — мужчине, ради которого была готова на многое. Но он предал её, женившись на другой. Утратив свой незабвенный голос и не найдя счастья, великая оперная дива ушла из жизни в полном одиночестве. Почему ей не удалось осуществить свои мечты?
Ранние годы Марии Каллас
Мария Каллас, чье полное имя Мария Анна Сесилия София Калогеропулос, родилась 2 декабря 1923 года в Нью-Йорке в семье греческих эмигрантов. Родители, давно мечтавшие о сыне, были сильно разочарованы, когда на свет появилась девочка. У них уже была старшая дочь, и мать, не скрывая своего недовольства, относилась к Марии равнодушно. Отец, напротив, проявлял больше заботы, что делало развод родителей, случившийся, когда Марии было 13, для неё особенно травматичным. Мать вернулась в Грецию, оставив дочь с плохо скрытой тоской по отцу.
Несмотря на бедственное положение, именно мать стоит благодарить за то, что неброская девочка смогла стать величайшей оперной дивой XX века. Евангелия Димитриаду, увидев её талант, приложила все усилия, чтобы дочь могла учиться в Афинской консерватории под руководством знаменитой сопрано Эльвиры де Идальго. Идальго называла свою ученицу «феноменом», отмечая, что у неё есть всё необходимое для успеха.
Мария Каллас выступала во времена оккупации Афин нацистскими и итальянскими войсками во время Второй мировой войны, когда 300,000 местных жителей погибли от голода. Она пела, чтобы выжить. Её голос спасал жизни. Однажды, пряча британских солдат у себя дома, когда фашисты пришли с обыском, она исполнила арию из «Тоски». Это отвлекло солдат, и британцы смогли спастись.
Божественная
После войны, когда искусство начало вновь расцветать, Мария Каллас заполнила театры своим гением. После её исполнения партии в «Джоконде» её стали называть La Divina, что в переводе означает «Божественная». В этот же период она встретила Джованни Баттиста Менегини, который стал её менеджером и позже мужем. Хотя он был значительно старше, Мария видела в нём несколько важные качества — поддержку, любовь и заботу, которых ей так не хватало всю жизнь.
Каллас покорила сцену сначала в Европе, а затем в 1954 году сделала свой дебют в Америке. Залы были переполнены, и все хотели увидеть La Divina. У неё был уникальный голос с чрезвычайно широким диапазоном. Её драматическое сопрано обладало особым звучанием. Мария виртуозно вживалась в разные роли и умела находить тончайшие эмоциональные оттенки в каждой фразе, что несомненно делало её выступления настоящим волшебством.
Нелюбимая дочь
Когда Мария родилась, никто в семье не разделял радости по этому поводу. Родители мечтали о мальчике и сильно расстраивались, когда узнали, что вновь появилась на свет девочка. Первые четыре дня после её рождения мать даже не смотрела на новорожденную, что привело к формированию у Марии комплексов, сопровождавших её всю дальнейшую жизнь. Всё внимание и забота направлялись на её старшую сестру, и на фоне её гнезда Мария казалась серой мышкой. Когда рядом находилась эффектная Джеки, никто не мог поверить, что они сестры.
Королева итальянских примадонн. Жизнь Марии Каллас в фотографиях
Королева итальянских примадонн. Жизнь Марии Каллас в фотографиях
Развод родителей произошёл, когда Марии было 13 лет. Отец остался в Америке, в то время как мать вернулась на родину с дочерьми. Они жили в бедности, однако невзирая на свои сложности, мать всё же сделала многое для карьеры Марии. Она настояла на том, чтобы дочь поступила в консерваторию. С самого начала учёбы Каллас произвела впечатление на своих наставников, она схватывала материал на лету, приходила первой и уходила последней. К концу второго года обучения Мария уже свободно общалась на итальянском и французском языках. В 1941 году она дебютировала на сцене Афинской оперы в роли Тоски в одноимённой опере Пуччини, но настоящая слава пришла чуть позже, когда, в 24 года, она выступила на сцене Арены ди Верона в опере «Джоконда». В Италии она познакомилась с Джованни Баттистой Менегини, промышленником и ценителем оперы, который с первой встречи был очарован Каллас и готов был бросить к её ногам весь мир.
Детство и юность певицы
На момент рождения Марии семья уже пережила утрату сына, который в возрасте трёх лет скончался от тифа. Убедившись, что это была трагедия, которая оставила глубокий след в сердцах родителей, они решили эмигрировать в США. В Нью-Йорке Георгий Калогеропулос открыл небольшую аптеку и сменил фамилию на Каллас.
Мария Каллас с родителями и сестрой.
Родители, скорбя по утрате сына, сильно расстраивались, когда на свет появилась девочка. Мать не смогла полюбить младшую дочку и всё своё внимание уделяла Джекки. Однако именно у Евангелии был живой интерес к музыкальным талантам Марии. Обе сестры прекрасно пели, но у Марии мать увидела нечто уникальное. В три года девочка уже могла подражать исполнению арий, которые слышала всего лишь один раз по радио. Отец купил для дочерей пианолу, граммофон и записи известных певиц, и музыка заменяла им игрушки и игры с подружками. Люди, окружающие семью, с восхищением говорили о даре девочек.
Это восхищение подтолкнуло мать к мысли, что её дочери могут стать великолепными певицами. Она потратила много сил и средств, чтобы осуществить свою мечту. Семья Каллас, столкнувшаяся с Великой депрессией, оказалась не в лучшем финансовом положении, но даже в этих условиях они наняли итальянку, которая обучала девочек музыке.
В десять лет Мария уже пела «Хабанеру» и итальянские песни. Эвангелии стало недостаточно школьных выступлений дочери. В результате Мария часто участвовала в радиоконкурсах. Это было для неё крайне непривлекательно — она не имела времени на книги или игры с друзьям. Как подросток она страдала от своей внешности, стесняясь лишнего веса, прыщей и больших очков. Однако у неё был великолепный слух и прекрасный голос. Однажды, услышав по радио арии из Метрополитен Опера, она обнаружила ошибки певицы и с гордостью заявила, что сама сможет спеть лучше, что в конечном итоге и произошло.
Для семьи, которой не хватало средств, было почти невозможно дать дочерям музыкальное образование в консерватории США. В 1937 году, после развода с мужем, Эвангелия вместе с дочерями вернулась на родину. Мария воссоединилась с родными и была очарована Грецией. Однако мать не забывала о своей цели: в 1937 году Марию приняли в консерваторию, и Эвангелия наслала, что ей 17 лет. На прослушивании девушка исполнила «Хабанеру» и поразила преподавателя Марию Тривеллу, которая настояла на получении для неё стипендии.
Спустя два года Мария начала обучаться у испанской певицы Эльвиры ди Идальго. Та не очень радушно встретила некрасивую ученицу, но, услышав её голос, с восторгом пригласила к себе. В течение пяти лет Мария обучалась музыкальному искусству и эдистике бельканто. Идальго заметила в ней дргматическую одаренность актрисы, что оставило глубокий след в её творческой биографии. Каллас всегда с благодарностью вспоминала своего учителя.
Первые шаги на сцене
Мария Каллас в юности
Закончив консерваторию, Каллас начала зарабатывать на жизнь своим пением. В 1941 году, когда оккупированный город находился в тяжелейших условиях, она своим творчеством поддерживала всю семью, выступая на сцене.
Мать устраивала домашние музыкальные вечера и приглашала немецких и итальянских офицеров, чтобы её дочь пела перед ними. Офицеры помогали семье, принося еду. Эвангелия вспоминала, как на одном из выступлений в театре рядом с ней сидел довольный немецкий офицер, который был восхищен голосом Марии. Она представила его как свою дочь — он обнял её и поцеловал, а она упиралась, напоминая, что они враги. Офицер смеялся и заявлял, что, как он может быть врагом девушки, чей голос ему так нравится?
Позже коллеги обвиняли Марию в предательстве, но возможно это было взаимодействие на фоне обычной зависти. Существуют также данные, что она принимала участие в сборе продуктов для греческого Сопротивления. Вероятно, мы никогда не узнаем правды.
В 1942 году Каллас исполнила на сцене свою партию в опере «Тоска». Как бывает порой, на замену заболевшей примадонны пригласили Каллас, которой пришлось за несколько часов выучить всю партию.
Когда она появилась на сцене, в зале послышался смех. Но после окончания спектакля публика не желала отпускать 18-летнюю дебютантку. Меломаны одарили её цветами, с разных рядов звучали крики «Браво!». Пресса отметила её выступление в афинских газетах, дав Коллас наилучшие отзывы.
В 1944 году она перебралась в Нью-Йорк. Встреча с отцом принесла Марии глубокое разочарование: он снова женат, а его новая жена насмехалась над внешностью девушки. Метрополитен Опера предложила ей контракт на участие в спектаклях «Фиделио» и «Мадам Баттерфляй». Эти арии должны были быть исполнены на английском языке, а Каллас считала, что исполнять арии следует на языке оригинала. С весом около 100 кг её было трудно представить в роли Чио-чио-сан, поэтому Мария отказалась от выступлений и вернулась в Верону.
Личная жизнь
В 1949 году Мария Каллас вышла замуж за богатого итальянского промышленника Джованни Батиста Менегини. Они обвенчались в католическом соборе, хотя невеста была православной. Учитывая разницу в возрасте почти в 30 лет, родственники воспринимали Марию с недоверием, заподозрив в её намерениях корысть. Менегини отказался от бизнеса в пользу семьи, избавив своих родных от беспокойства по этому поводу. Каллас и Менегини прожили вместе 10 лет, и все эти годы Мария находилась в окружении любви, заботы и достатка. Джованни стал для неё не только верным мужем, но и отличным продюсером.
Но непростой роман с греческим миллиардером Аристотелем Онассисом стал настоящим ураганом в её жизни. Вскоре они переехали в Париж, и Мария уже не ощущала интереса к искусству, карьере и контрактным обязательствам.
Единственное, чего она желала — это быть рядом с Аристотелем. Он, в свою очередь, был очарован как её величием, так и талантом. Ради неё он развёлся с первой женой. Однако Мария не могла получить развод сама.
В 1966 году, когда ей было 43 года, у певицы был шанс стать матерью, но Онассис настоял на прерывании беременности, и Мария поддалась на его требования. Вскоре после этого он преподнёс ей роскошную шубу и неожиданно женился на Жаклин Кеннеди.
Сильно опустошенная предательством Аристотеля, Мария прокляла его и его новую семью до конца жизни. Позже его сын и дочь и сам Онассис погибли при загадочных обстоятельствах.
Каллас так и не смогла пережить предательство и страдала от одиночества. В её жизни больше не появилось мужчин, и она почти полностью изолировалась, общаясь только с членами своей прислуги.
Потеря возлюбленного и голоса разрушили как её карьеру, так и личную жизнь.
Смерть Онассиса
Мы не узнаем, собирался ли Онассис в итоге сделать Каллас своей женой. Вскоре после начала развода он столкнулся с серьезными проблемами со здоровьем. Аристотель многими годами страдал от миастении — неврологического расстройства, что в 1975 году привело его в больницу. Когда Онассис находился на смертном одре, Жаклин Кеннеди отказалась навещать его, занимаясь более важными делами. Тем не менее, она потребовала, чтобы никто не впускал к нему Каллас.
Несмотря на отказ Жаклин, Каллас проявила преданность и решила, что не позволит первой леди испортить свою прощальную минуту с любимым человеком. С помощью своих связей и обаятельного обаяния ей удалось попасть к Онассису. Она провела час рядом с ним, пока он пребывал в коме, ценя каждую минуту общения.
Все знали, что единственной настоящей любовью Аристотеля Онассиса была именно Мария Каллас. Его chauffeur Якки Роса также подтвердил, что она была его настоящей женой, хотя они никогда не были женаты.
Читать: Аристотель Онассис: три ключевые женщины в жизни миллиардера
Всего через несколько дней после визита Каллас, Аристотель Онассис скончался в больнице. Мария переживала горе, однако её ждала новая суровая действительность. Жаклин Кеннеди продолжала оказывать значительное влияние, и семья Онассиса согласилась выплатить ей компенсацию в размере 26 миллионов долларов, в то время как Каллас не получила ничего.
Каллас стала затворницей
Найти себя без Онассиса оказалось для Каллас крайне сложно — её жизнь стала тёмной и бесцветной. Поначалу их встреча совпала с завершением её карьеры и ухудшением голоса. Без страстного магната её жизнь утратила всякую яркость: она продолжала жить в Париже, но лишь немногие могли увидеть её за пределами квартиры. По информации одного из источников, она проводила время, прослушивая свои старые записи и вновь переживая дни своей славы. «Я потеряла голос, и сейчас мне кажется, что жизнь закончена. Кто я без голоса? Ничто», — призналась она однажды своей сестре Джекки.
В конце концов, жизнь Каллас сложилась так, что оказалось, что она не могла существовать без Онассиса, и вскоре последовала за ним. 16 сентября 1977 года, всего через два года после его смерти, она умерла от сердечного приступа в возрасте 53 лет. Причиной её ухода считается легочная эмболия.
Оперная дива была кремирована на парижском кладбище Пер-Лашез, а её прах был помещён в колумбарий. После кражи урны и её последующего нахождения, весной 1979 года, прах Марии Каллас был развеян в Эгейском море, у берегов Греции, что было её заветной мечтой.
В 2010 году два итальянских врача осведомили мир о том, что в смерти Каллас виновата дегенеративная болезнь голосовых связок. Это был внезапный, преждевременный конец, что могло показаться подходящим завершением для канвы трагической оперы и, безусловно, отражает судьбу одной из величайших оперных див.