В фильме «Репетиция оркестра» Федерико Феллини снова обращается к жанру псевдодокументалистики. Это кино, выполненное в формате интервью, создается через беседы журналиста с каждым из музыкантов оркестра. «Репетиция оркестра» представляет интересную интерпретацию иерархии в музыкальном мире, где на вершине находится тот, кто лучше других чувствует и понимает музыку.
Лебединая верность и любовь к комиксам. 8 с половиной фактов о Федерико Феллини
20 января исполняется 103 года с момента рождения выдающегося итальянского режиссера Федерико Феллини. Его называют неповторимым гением, новатором, реформатором, открывателем неореализма — как только не характеризуют Феллини его поклонники и исследователи творчества. Жизнь Федерико была подобна кинопленке, где трагедии чередовались с комедиями, но он продолжал создавать великие фильмы, меняющие не только сам кинематограф, но и перспективу окружающей действительности. Портал Time Out вспоминает 8 с половиной фактов из жизни и творчества Федерико Феллини.
Федерико Феллини родился 20 января 1920 года в итальянском курортном городке Римини, став первым ребенком в семье Урбано Феллини и Иды Барбиани, которые поженились в Риме всего за два года до его появления на свет, после чего переехали на побережье Адриатического моря. Отец был коммивояжером, а мама — домохозяйкой, что дало возможность заниматься воспитанием детей: в семье росло трое детей — Федерико и его младшие брат с сестра, Риккардо и Маддалена. Все дети этой семьи, выросшей в творческой атмосфере, пробовали себя в кино.
Будущий режиссер в детстве был хрупким и болезненным мальчиком, часто страдающим от различных недомоганий, вплоть до обмороков. Сначала врачи предполагали, что у него может быть сердечная недостаточность, однако с возрастом эти проблемы ушли. Из-за своей худобы Федерико получил прозвище «Ганди» по имени известного индийского политика. В своих воспоминаниях о детстве он описывал себя следующим образом:
Когда я вспоминаю свое детство, то вижу себя маленьким мальчиком, который сейчас кажется мне крайне непривлекательным. Это был шутник, лжец, притворщик, позер. Я рос очень худым и бледным, что вызывало у окружающих сочувствие и легкую тревогу. У меня были большие глаза и длинные черные волосы, а чтобы подчеркнуть свой несколько мрачный вид, я всегда одевался в черное.
Федерико мастерил кукол, обожал цирк и сбегал из дома
С раннего возраста у мальчика развивалась страсть к искусству и творчеству. Он был энергичным ребенком: постоянно ставил перед родственниками небольшие сценки и посещал местные цирковые представления. В какой-то момент цирк стал для Феллини настоящей одержимостью. Он даже сбежал из дома, чтобы стать частью бродячей труппы артистов. Вернуть его в семью удалось только спустя несколько дней.
Другим его увлечением стало создание кукол. Феллини чувствовал себя настоящим художником, придумывая новым марионеткам маски и костюмы. Его творения буквально завораживали его:
В детстве я сам изготовлял себе марионеток. Сначала рисовал их на картоне, потом вырезал, приклеивал головы из глины или ваты. Один из наших знакомых, скульптор, увидел, как я играю, и научил меня использовать жидкий гипс и пластилин. Я сам делал краски, дробя и растирая кирпич. Позже я стал посещать ремесленников, работающих с кожей, и столяров, которые дарили мне мягкую древесину. Я всегда считал, что моя фантазия связана с ремесленным творчеством. Мне никогда не интересовали другие игры, кроме выполнения марионеток, рисования и создания трехмерных моделей, которые я вырезал и склеивал. Ничто другое не занимало меня; я даже ни разу в жизни не пинал мяч.
Боялась, что у Феллини не хватит денег
Феллини однажды сказал: «Я снял этот фильм для Джульетты». Его клоунский костюм и грим идеально подходили актрисе. Эта картина стала первой работой великого режиссера, которая получила премию «Оскар». В фильме «Дорога», выпущенном в 1954 году, Джульетта сыграла свою первую значимую роль.
В 1942 году Джульетта впервые появилась в радиопостановке о приключениях молодоженов, где сценарий написал молодой сценарист Федерико Феллини. Услышав ее голос по радио, он влюбился в нее и пригласил на свидание в роскошный ресторан. Предусмотрительная Джульетта захватила с собой немного карманных денег, подозревая, что он, возможно, не столь богат и хочет лишь произвести впечатление. Она не ошиблась: Феллини действительно жил в бедности, скрываясь от призыва в армию Муссолини и зарабатывая на жизнь с помощью карикатур и написания пьес для радио. Перед свиданием он посетил ресторан, чтобы изучить меню и подготовить себя к расставанию с деньгами. Его разочарование усилилось, когда девушка заказала лишь дешевый суп минестроне.
Никто не мог развлечь ее так, как этот амбициозный мечтатель и авантюрист. Он был пленен её интеллигентностью, утонченностью и аристократическим происхождением. Феллини позже говорил, что на самом деле он недостоин Джульетты и что она в разы превосходит его социальным статусом и происхождением.
Джульетта совершила настоящий подвиг в фильме «Ночи Кабирии»: она не просто играет, а фактически живет этой ролью. После выхода этой картины её стали называть «Чаплин в юбке» благодаря ее выдающейся игре, отмеченной на фестивале в Каннах в 1957 году.
Это была любовь с первого взгляда. В тот день, как позже скажет Феллини, он родился заново. А сам будущий великий режиссер появился на свет в 1920 году в маленьком Римини в семье торговца и домохозяйки. Спустя годы его имя прославит родной город на весь мир. В детстве Федерико много читал, рисовал и мастерил маски и марионетки из папье-маше, ставя с ними маленькие спектакли. Однажды родители привели его на представление бродячего цирка, и этот опыт вызвал у мальчика сильное восхищение — он загорелся желанием стать частью этой необыкновенной труппы. Это ощущение отличалось от жизни, проведенной в католической школе. К счастью, родителям удалось отговорить его от желания поступить в цирковую труппу, и он сам начал осознавать, что предпочитает более комфортное существование. По своей природе он был сибаритом и денди — даже в годы кризиса и нищеты он умел придавать образу эффект, дополняя старую одежду ярким шарфом. Его мечты о славе олицетворяли итальянская «сладкая жизнь» — la dolce vita. Позже, утратив интерес к цирку, Феллини уехал в Флоренцию, чтобы учиться журналистике. Однако ему показалось, что Флоренция скучна, и он вернулся в Рим, который стал его духовным домом. Вначале Федерико зарабатывал рисованием карикатур и написанием сценариев, но этого не хватало, чтобы удовлетворить его амбиции. Поэтому он решил, что именно кино может оценить его таланты. Он вдохновенно стал писать сценарии, и вскоре была готова его первая работа, когда за проект взялся сын Муссолини, и съемки были отложены.
Быстрая свадьба
Феллини обожал Джульетту, но это не мешало ему изменять ей с разными красивыми женщинами, которые были совершенно не похожи на его маленькую супругу. Например, он имел роман с актрисой Анитой Экберг, с которой он работал над фильмом «Сладкая жизнь».
Всего через несколько месяцев после первой встречи, осенью 1943 года, 23-летний Феллини и 22-летняя Мазина заключили брак. Свадьба была скромной и тайной, проведенная в доме тетушки. Обстановка войны не располагала к роскошным торжествам, и жених опасался, что его могут призвать в армию прямо во время свадьбы. Родители молодоженов не приехали в Рим, так как они не были уведомлены о торжестве: дозвониться до них было невозможно. Церемонию проводил священник, который снимал квартиру в том же доме. На свадебном приглашении для Джульетты Федерико нарисовал младенца, спускающегося с небес.
Первое время пара жила в квартире тети Джульетты, и Феллини старался неверно показываться на улице, чтобы не попасться немецкому патрулю. Благодаря своему таланту и мастерству импровизации, ему удалось избежать службы в армии. В течение суток его способность к фантазированию росла. Джульетта же поддерживала своего мужа и придавала его историям больше яркости, чтобы они выглядели убедительнее.
«Когда ты женишься в 20 лет, вы растете и взрослеете вместе. У меня уже был некоторый жизненный опыт, тогда как она была такой юной и беспомощной, доверяя мне и нуждаясь в моей защите. Она была невинной, искренней и очень хорошей. Никто до этого никогда не зависел от меня так сильно. Я любил свое отражение в её глазах. Хотя Джульетта не раз говорила мне, что я так и не стал по-настоящему взрослым. Мы были не только влюбленными, но и мужем и женой, братом и сестрой. Иногда я был для нее отцом, а она, в свою очередь, была для меня матерью», — такими словами Феллини описывал свои отношения с Джульеттой.
Фильмы вместо детей
Вскоре после свадьбы Джульетта Мазина узнала, что ждет ребенка, но из-за несчастного случая у нее произошел выкидыш. Через два года у пары появился сын Пьетро Федерико, который, увы, не прожил и двух недель. Джульетта была охвачена горем, и врачи установили, что она уже не сможет иметь детей. Федерико предлагал усыновить ребенка, но Джульетта отвергла эту идею. «Если бездетная пара не распадается, это значит, что их связь по-настоящему крепка», — скажет позже Федерико, добавив, что в их семье детьми стали фильмы.
Сложно с этим не согласиться. Джульетта Мазина была не просто супругой своего великого мужа, но и полноценным партнером. Она организовывала нужные встречи и поддерживала отношения с влиятельными людьми, чего Федерико научился делать только позже. В 1945 году Джульетта завязала дружбу с режиссером Роберто Росселини, который предоставил Феллини стартовые возможности в кино. Восхищенный Джульетте, Росселини пригласил её супруга работать сначала ассистентом, а затем дов trustить ему место второго режиссера в фильме «Человеческий голос». Первая режиссёрская работа Федерико «Огни варьете» также была создана благодаря активной поддержке Джульетты, которая уговорила его заняться проектом, а находить финансы помог Росселини.
Еще одной заслугой Джульетты был проект «Сладкая жизнь». Именно она подсказала мужу обратить внимание на актера Марчелло Мастроянни, с которым когда-то сама играла в студенческом театре. В результате выбор был сделан в его пользу, и фильм, вышедший в 1960 году, стал одним из главных шедевров мирового кинематографа.
Джульетта, теперь ты можешь плакать!
Федерико Феллини всегда был уверен, что его встреча с Джульеттой была предопределена судьбой, и не мог представить, как бы могло быть иначе. «Джульетта исполняла написанные мною роли. Мы всегда развивали деловые отношения параллельно с личными», — рассказывал он. В 1993 году на вручении премии Оскар Феллини удостоился почетной награды за вклад в киноискусство. Слова благодарности были обращены к его супруге, сидящей в зале. «Не плачь, Джульетта!» — обратился он к ней, заметив на ее лице слезы радости и гордости. Через несколько месяцев, 30 октября, они должны были отпраздновать свою золотую свадьбу, но Феллини попал в больницу с инсультом. 31 октября он скончался, а спустя пять месяцев умерла и Джульетта Мазина, оставив просьбу похоронить её с фотографией мужа в руках.
Они покоятся вместе на главном кладбище в Римини, родном городе режиссера. Надгробие оформлено в виде корабля, что является отсылкой к знаменитому фильму «И корабль плывет…», и на нем выбито: «Джульетта, теперь ты можешь плакать!» — слова сценариста Тонино Гуэрра.
Сокровища Италии. Восемь с половиной фильмов Феллини
Последние годы и смерть
Федерику и Джульетта жили в Риме. В 1993 году пара готовилась отметить 50-летие своей свадьбы. Но в октябре 1993 года, всего за две недели до этого круглою даты, Феллини перенес инсульт. Последние дни своей жизни он провел в больнице, его самочувствие ухудшалось, и 31 октября он умер.
После смерти Федерико Феллини в Италии был объявлен траур. В день церемонии прощания Рим остановился. Похоронный кортеж двигался по улицам, а затем поехал за пределы города в родной Римини. Феллини похоронили в фамильном склепе. Позже парк в этом городке был назван в его честь.
Для тех, кто дочитал статью до конца, ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ контент в Telegram
Только для подписчиков нашего канала мы публикуем закрытые материалы!
Интересные факты
- Федерико Феллини – единственный режиссер в истории мирового кино, который получил премию «Оскар» пять раз. Четыре «Оскара» были вручены его фильмам «Дорога», «Ночи Кабирии», «Сладкая жизнь» и «Амаркорд» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Пятый был признан в его честь за общий вклад в искусство кино.
- Когда Феллини стал известным, он не оставил живопись. Его карикатуры восхищали друзей и знакомых, но он не понимал, почему все бережно хранят его ресторанные рисунки.
Первое, что он делал, когда вдохновлялся новыми фильмами, — это рисовал женщин с пышными формами. Рисунки Феллини нередко выходили за рамки приличного, однако признак истинного мастерства всегда чувствовался.
- Творческий поиск и глубокие метания замечательного мастера вдохновили группу Сплин. В 2001 году вышел альбом «Fellini Tour», созданный в сотрудничестве групп Би-2 и Сплин. Это доказывает, что лучшие представители русского рока являются тонкими ценителями хорошего кино — песня включает цитаты из фильма «Восемь с половиной».
Некоторые сценарии, написанные Феллини, впоследствии были адаптированы в самостоятельные книги, такие как «Амаркорд» (в соавторстве с Тонино Гуэррой), «Репетиция оркестра», «И корабль плывет…», «Белый шейх» и «Интервью». Сам маэстро, владея искусством режиссуры, написал книги о своем мистическом пути: «Делать фильмы», «Феллини о Феллини», где представлены интервью разных лет и подробные описания создания нескольких фильмов, а также «Мой трюк — режиссура», написанная в соавторстве с Шарлоттой Чандлер, американской журналисткой и кинокритиком, с которой у Феллини была многолетняя дружба. Его автобиография «Я вспоминаю…» также создана с ее участием.
Через год после смерти Джульетты Мазины появился скандальный роман голландской писательницы Розиты Стенбек «Виды любви», в котором она описала вымышленную историю своей любовной связи с Феллини и свою жизнь в Риме.
Книга излагала идею о том, что Феллини и Мазина не любили друг друга, и что их союз был лишь сделкой двух карьеристов.
Однако роман быстро утратил интерес, так как свидетели совместной жизни двух икон Италии все еще были живы. Единственным фактом оставалось то, что голландка имела лишь поверхностное знакомство с известной парой и даже появилась в эпизоде фильма «Джинджер и Фред».
Романтизированная версия любви Феллини и Мазины была создана Николаем Надеждиным в книге «Федерико Феллини: Моя Джульетта» (2009).
В 2015 году в серии Жизнь замечательных людей была опубликована книга Феллини, автором которой стал Бенито Мерлино, известный композитор, сценарист и режиссер короткометражных фильмов, который имел личное знакомство с Федерико Феллини.
Цитаты
Федерико Феллини был блестящим словесным мастером. Его книги, статьи, сценарии и высказывания отличались богатым языком и точностью формулировок. Цитаты Феллини составляют важную часть его творческого наследия. Его склонность к приукрашиванию реальности была следствием развитого ума и бурной фантазии.
Интересно, что он говорил о цирке: впервые увидев это зрелище, он почувствовал, что его здесь ждали — это и стало его путем в мир искусства.
Другие его цитаты затрагивают темы жизни, человеческих отношений, самопознания и искусства. Феллини, как великий фантазер, никогда не обманывал себя. Поэтому его мудрые слова — отражение его внутреннего «Я», бесконечных творческих поисков и богатого жизненного опыта:
- Все искусство автобиографично; жемчужина — это автобиография устрицы.
- Вы существуете только в том, что вы делаете.
- Меня всегда завораживал смех людей; это самое привилегированное из всех призваний, почти как святое призвание.
- Режиссер — это как Колумб; он хочет открыть Америку, а вся команда мечтает о возвращении домой.
- Цензура — это реклама за счет государства.
- Молодежь часто не знает, чего хочет, но будет настойчиво добиваться этого.
- Легче быть верным ресторану, чем женщине.
- Люди могли бы избавиться от многих иллюзий, если бы научились читать, что написано на упаковках сладостей!
- Ничего великого в мире не было достигнуто без страсти.
- Здесь нет конца и начала. Есть лишь страсть жизни.
Мы влюблены в Италию с первого взгляда и на всю жизнь. С удовольствием делимся полезными советами и вдохновляем вас на путешествие в самую прекрасную страну мира. Приглашаем всех желающих разделить с нами любовь к Италии на наших авторских экскурсиях в Риме, Неаполе, Флоренции, Венеции, Генуе, Болонье, Парме, Милане, Тоскане, а также на Сицилии и Сардинии.