Николай Петрович Бурляев является потомственным казаком и занимает пост президента Фонда культуры казаков России. Он идентифицирует себя как верующего человека, а также является членом Патриаршего совета по культуре. Кроме того, Бурляев входит в число учредителей Фонда науки и православной культуры, учрежденного священником Павлом Флоренским.
Николай Петрович Бурляев
Николай Бурляев — это известный общественный деятель, актер, режиссер, сценарист и писатель. Он родился в 1946 году в Москве, где с раннего возраста начал свою карьеру в искусстве.
С детства Николай активно снимался в кино, а впоследствии освоил профессию режиссера. Он также активно участвует в общественно-политической деятельности, что подчеркивает его интерес не только к искусству, но и к социальной жизни.
Николай Бурляев появился на свет в августе 1946 года в Москве, и его путь к актерскому мастерству не был предопределен с самого начала. Окружение предлагало ему другие профессии — например, архитектора, что казалось более подходящим для молодого человека. Однако, как показывает жизнь, судьба распорядилась иначе. Театральные корни были в его семье: его бабушка и дедушка были артистами, которые выступали с передвижными театрами по всей стране, исполняя как комические, так и драматические роли.
Сведения о предках Николая Петровича достаточно ограничены, но можно предположить, что именно от них он унаследовал артистизм, харизму и талант к перевоплощению в своих ролях.
Детство и первые шаги в искусстве
В годы своего детства Николай жил в типичной коммунальной квартире, таких в 40-х и 50-х годах в Москве было предостаточно. Это был совершенно обычный дом с общим коридором, туалетом и кухней, где соседями были известные актеры, среди которых был Борис Ливанов, ставший отцом знаменитого Василия Ливанова, известного исполнителя роли Шерлока Холмса.
С раннего возраста Коля стремился быть похожим на своего соседу и мечтал также стать колоритным артистом. Однако в возрасте пяти лет он столкнулся с трудностями: из-за сильнейшего испуга у него началась заикание, что поставило под сомнение его мечты о карьере актера.
У Николая были старшие братья, один из которых увлекался шахматами. Бурляев с теплотой вспоминает, как в детстве он помогал брату на турнирах, фиксируя ходы и переставляя фигурки. Один из братьев снимался в кино и иногда приглашал Николая на пробы, но вскоре стало очевидно, что из-за заикания карьера в кино может оказаться под угрозой. В результате было принято решение, что Николаю лучше выбрать другую профессию, например, столь популярную в то время как строительство или архитектура.
Однако его мечта стать артистом не угасла. В 1964 году, после окончания школы, жизнь Бурляева была перевернута: он поступил в Щукинское училище, причем сразу на второй курс, после того как смог наладить свою дикцию и снялся в нескольких небольших ролях благодаря поддержке старшего брата. Николай проявил себя как способный студент, активно участвуя в театрализованных постановках. Его творчество было под влиянием таких мастеров, как Андрей Тарковский, который предоставил ему роль в фильме «Иваново детство». На тот момент будущий кинозвезда был еще совсем юным, но он уже стремился реализовать свои актерские амбиции.
К своим ролям Бурляев подходил с полной ответственностью, несмотря на свой юный возраст. Так, в одном из фильмов ему предстояло сыграть мальчика, который должен был переплыть реку Днепр. Для этого Николай занимался плаванием в бассейне, чтобы развить необходимые навыки.
С тех пор Бурляев постоянно осваивал новые умения, такие как фехтование, фигурное катание и верховая езда, подчеркивая, что актер должен обучаться множеству ремесел для правдоподобного воплощения образов на экране.
Начало карьеры в кино
Кинодебют Бурляева пришелся на время, когда он учился в шестом классе. В это время Андрей Кончаловский завершал обучение в ВГИКе и работал над своей дипломной работой. Однажды, прогуливаясь по улице, прозванной москвичами Бродвеем (это была улица Максима Горького), он заметил Николая у кафе «Отдых» и предложил ему сыграть роль в своем фильме.
Фильм «Мальчик и голуби» оказался не только грустным, но и поэтичным, и на Венецианском кинофестивале 1962 года был удостоен приза. Кроме того, фотография юного артиста пополнила картотеку Мосфильма.
Иваново детство
Важным этапом в карьере Николая стало сотрудничество с Андреем Тарковским, который снял его в фильме «Иваново детство». Режиссер заметил талантливого мальчика в 1960 году, и спустя два года, через Кончаловского, пригласил его на пробы, где актер читал прозаические отрывки из рассказа Владимира Богомолова «Иван». Это и стало первая возможностью показать свои способности.
Бурляев всю жизнь считал это знакомство судьбоносным. Его персонаж — мальчик, пострадавший от войны, образ которого заставлял зрителей сопереживать. В процессе съемок Николай посещал бассейн, так как по сюжету его герой должен был переплыть реку Днепр в позднюю осень.
Фильм участвовал на европейских фестивалях и в Венеции был удостоен премии «Золотой лев святого Марка». Работу юного актера позитивно оценил сам Жан-Поль Сартр.
Личная жизнь
Николай Бурляев был женат трижды. Первой его супругой в 20-летнем возрасте стала актриса Наталья Варлей, с которой он познакомился еще в ранней молодости. У нее была всего год разница с мужем. Однако их отношения не сложились с самого старта, так как оба оказались непрактичными в быту. Не прошло и года, как пара рассталась.
Второй брак актера был с Натальей Бондарчук, также работавшей как режиссер и актриса. Этот союз оказался более прочным: пара стало родителями двоих детей — Марии и Ивана. Иван с юных лет увлекался музыкой, окончил консерваторию и стал композитором. Мария продолжила семейную традицию, поступив в ГИТИС и затем став актрисой в Театре Маяковского.
Третьей супругой Николая стала Инга Шатова, тоже работающая в театре, однако после свадьбы она начала помогать мужу и возглавила кинофорум «Золотой витязь». У них двое детей — сын Георгий и дочь Даша.
Даша родилась, когда Николай отметил юбилей в 50 лет. Бурляев отмечает, что считает себя счастливым как в личной, так и в семейной жизни: его дети талантливы, а с бывшими супругами удалось сохранить тёплые дружеские отношения.
Николай Бурляев сейчас
В настоящее время актер много времени уделяет своей общественной деятельности и развитию кинофорума «Золотой витязь». Николай Бурляев путешествует по российским городам, проводя творческие встречи и культурные мероприятия. Накануне своего 65-летия он выпустил книгу, состоящую из трех томов, посвященную творчеству Михаила Лермонтова. Бурляев активно популяризирует культурные и нравственные ценности, выступая против распространения невежества и вульгарности на телеэкранах.
Среди его значимых фильмов можно выделить:
1961 — Мальчик и голубь
1962 — Иваново детство
1966 — Андрей Рублев
1969 — Мама вышла замуж
1972 — Игрок
1979 — Отпуск в сентябре
1983 — Военно-полевой роман
1983 — Вечера на хуторе близ Диканьки
1986 — Лермонтов
1994 — Мастер и Маргарита
1995 — Какая чудная игра
2003 — Любовь и правда Федора Тютчева
2008 — Адмиралъ
2009 — Гоголь. Ближайший
Студенчество
Николай Бурляев получил среднее образование в школе рабочей молодежи № 18, в которой учились многие одаренные дети. Среди его одноклассников находились будущие звезды фигурного катания Татьяна Тарасова и Алексей Уланов, а Ирина Роднина училась на два класса младше.
Во время съемок фильма «Мальчик и голуби» Кончаловский познакомил Николая с младшим братом Никитой Михалкова. Именно с тех пор они стали хорошими друзьями и много времени проводили вместе. Никита Михалков окончил школу на год раньше своего друга и поступил в Щукинское училище. В 1964 году документы туда подал и Николай, и поступить не составило труда: юный актер уже имел признание благодаря работам с Тарковским, и его зачислили на второй курс к Юрию Катину-Ярцеву, известному педагогому, который стал родителем целой плеяды выдающихся артистов, включая Наталью Гундареву, Юрия Богатырева, Вениамина Смехова, Константина Райкина и многих других.
Во время учебы Никита Михалков поставил спектакль «12 разгневанных мужчин», который стал дипломной работой курса и позже еще долго шёл на сценах столичных театров. Николай исполнил одну из значимых ролей Генри Форда, одного из двенадцати присяжных, который в одиночку меняет ход всего судебного заседания. Однако Николай не снялся в известных фильмах Михалкова; лишь однажды Никита предложил Николаю маленький эпизод в картине «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», что сильно задело Бурляева, привыкшего играть более заметные роли.
«Мы не общались 15 лет, пока я не посмотрел его документальный фильм-исповедь «Анна: от 6 до 18». Этот фильм поразил меня и открыл Никиту с другой, незнакомой мне стороны», — признается Бурляев.
Таким образом, в карьере Бурляева постепенно становилось всё меньше ролей, одной из причин чего стало бескомпромиссное отношение Тарковского и высокая планка, установленная им для своих собственных актеров.
Взрослые роли
Важным моментом в карьере Николаем стала работа в лирической драме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман». Прочитав сценарий, Николай сразу почувствовал, что роль фронтовика Саши Нетужилина бросает ему вызов и подходит ему, о чем сразу же сообщил режиссеру. Петр Ефимович согласился, лишь немного смущаясь тем, как Бурляев будет смотреться в кадре с Ниной Чуриковой. Но пробы прошли безукоризненно, и Николай сыграл одну из своих лучших ролей, которую сам высоко ценит.
В дальнейшем он отмечал, что считает Тодоровского равным по уровню с Тарковским, поскольку тот нарисовал новый образ Бурляева как актера и поменял взгляд на его способности. Также важной работой стала роль в военной драме «Проверка на дорогах» Алексея Германа, где Николай исполнил маленькую, но запоминающуюся роль молодого полицая, хотя в целом фильм и мастерство режиссера произвели на него огромное впечатление. Большое внимание стоит уделить и его роли Бориса в мелодраме «Мама вышла замуж», где его партнерами были Олег Ефремов и Люсьена Овчинникова.
Конечно же, следует упомянуть экранизацию бессмертного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Юрия Кары (1994), в которой Бурляев мастерски исполнил роль Иешуа. Изначально актер не спешил принимать эту роль, несмотря на удачные пробы. Причиной его раздумий была не только мистическая аура произведения и частые неудачные попытки экранизации, но и тяжесть ответственности, которую он ощущал, играя персонажа Христа. В качестве верующего человека Бурляев считал, что это слишком велик грех, и лишь после года раздумий решил принять участие в съемках. Перед началом работы он получил благословение от архиепископа, представляющего Греческую православную миссию в Иерусалиме.
Помимо статуса талантливого актера, Бурляев также известен как сценарист и режиссер. В юношестве он был увлечен произведениями Лермонтова и восхищался мужеством и патриотизмом этого классического писателя. Изначально идею создания фильма о Лермонтове высказал режиссер Сергей Соловьев, однако из-за нехватки финансирования от Госкино, съемки не состоялись. Бурляев обратился за помощью к отцу своей супруги Сергею Бондарчуку, что и позволило продвинуть проект. Ко времени работы над фильмом Бурляев уже окончил режиссерский факультет ВГИКа (где его дипломной работой была экранизация произведения Салтыкова-Щедрина «Ванька-Каин») и мечтал как можно скорее приступить к созданию собственных картин. Он планировал сыграть Лермонтова сам и тщательно готовился, изучая навыки джигитовки и фехтования на саблях.
Премьера фильма состоялась в 1986 году в Доме Кино, но вскоре после этого работа подверглась резкой критике на Пятом съезде кинематографистов. Бурляева обвинили в националистическом экстремизме и кумовстве, так как в проекте снимались его жена Наталья Бондарчук, сын Иван, тесть Сергей Бондарчук и теща Инна Макарова. Под подобным давлением оказался и сам Бондарчук, которого обвинили в присвоении государственных средств для личных нужд. Эти обвинения настолько подорвали здоровье Сергея Федоровича, что он получил сердечный приступ.
Варлей и Бондарчук
Наталья Варлей и Николай Бурляев были юны, когда вступили в брак: ему было 20, а ей 19. Оба были талантливы, прекрасны и уже имели определенную известность: Бурляев — благодаря ролям в кино и театре, Варлей — за блистательное исполнение роли Нины в ставшей культовой «Кавказской пленнице». Эта внезапная слава заставила Наталью серьезно измениться: ей пришлось научиться избегать излишнего внимания высокопоставленных поклонников и даже незаметно уходить через черный ход после выступлений. Николай оказался не из их числа. С первого дня знакомства он очаровал Наталью, особенно когда встретил её у черного входа с букетом завявших цветов. Этот жест укрепил их связь, и вскоре после этого Бурляев остался у неё на ночь и сделал предложение.
Тем не менее, мало кто в таком юном возрасте способен к серьезным отношениям, особенно гастролирующим артистам. Их взгляды на досуг абсолютно не совпали: Наталья не принимала увлечений Николая шумными вечеринками, предъявляя ему обвинения и иногда покидая дом. Вскоре их отношения стали трещать по швам.
Наталья Бондарчук Фото: РИА Новости/ Борис Кауфман
Совсем другие отношения сложились у Николая с Натальей Бондарчук, дочерью знаменитого режиссера. Она была рядом с ним в течение 17 лет, родила двоих детей и всегда поддерживала в его творчестве. «С Наташей нас объединило общее увлечение Тарковским. Это чувство сделало нас близкими», — делится Николаем о своей второй супруге. Их связь сохранилась даже после развода. Артист принимал участие в двух фильмах, которые Наталья сняла как режиссер — «Любовь и правда Федора Тютчева» и «Гоголь. Ближайший». Дети остались в творческой среде: Иван стал композитором, а Мария, несмотря на сопротивление отца, пошла по стопам родителей и также стала актрисой.
После второго развода Николай осознал, что ему нужна настоящая партнерша, а не просто актриса, и вскоре нашел свою третью любовь.
Главная в доме
С Ингой Шатовой Николай встретился на Международном кинофестивале славянских и православных народов «Русский витязь» в 1992 году. Шатова, выпускница ГИТИСа, училась на одном курсе с Андреем Звягинцевом и считалась перспективной актрисой, однако в 90-е годы возможности для старта в карьере были крайне ограничены, и Инга оказалась в числе организаторов фестиваля.
По словам Бурляева, он долго приглядывался к Инге, прежде чем предпринять решительные шаги. После свадьбы Инга полностью посвятила себя дому и детям. «Наш дом — это её территория. Я могу иногда делать вид, что я главный, хотя прекрасно сознаю—всё уже решено на самом деле ею», — говорит Николай Петрович. В их семье царит куча любви и понимания, каждый занимается тем, что ему нравится, уважая и слушая друг друга.
Разные фильмы, в которых снимался Николай:
Детство Бемби (1985)
Игрок (1972)
Камила (1980)
Легенда (1970)
Мальчик и девочка (1966)
Трын-трава (1976)
Уик-энд с убийцей (1992)